«Ars Memorativa. Практика Искусства Памяти», — Джон Майкл Грир PDF Печать
Астрал, О.С. - Общая теория

 

Ars Memorativa

Введение в Герметическое Искусство Памяти

 

Часть II: Сад Памяти


В эпоху Ренессанса Герметическое Искусство Памяти достигло пика своего развития и приняло множество различных форм. Основные принципы данного Искусства, которые развивались еще в древние времена в ходе экспериментов, целью которых было выявить, при каких условиях человеческая память лучше запоминает, являются общими для всех трактатов по Искусству Памяти, однако между различными системами существует и множество различий. Как мы увидим далее, некоторые основополагающие пункты теории и практики постоянно становились темой для дискуссий, и потому было бы не только невозможно, но и невыгодно пытаться представить единую систему запоминания, которая стала бы «представителем» сферы Герметической мнемоники как таковой.


Здесь я не ставлю перед собой таковой цели. Как уже было указано в первой части данного эссе, Искусство Памяти обладает потенциальной значимостью в качестве практической техники даже и в современном мире информационной перегрузки и цифрового хранения данных. Система Памяти, которая будет представлена здесь, предназначена для использования, а не просто для изучения. Те техники, которые содержатся в ней, не смотря на то, что они полностью были извлечены из источников, написанных в эпоху Ренессанса, были включены в эту систему просто по той простой причине, что они действительно работают.


В традиционных сочинениях по мнемоническим техникам главным образом авторы подразделяют метод Искусства Памяти на две категории. Во-первых, в Искусстве Памяти содержатся правила для построения мест, то есть для создания или выбора ряда визуализируемых местностей, в которые помещаются мнемонические изображения. Во-вторых, в Искусстве Памяти есть правила для построения образов, - то есть, создания воображаемых форм, которые используются для зашифровывания и хранения отдельных воспоминаний. Это разделение является достаточно ощутимым, о нем будет рассказано подробнее в данном эссе. Также, в Искусстве Памяти есть правила для практики, то есть принципы, благодаря которым изучение и использование Искусства Памяти становится эффективным.

Правила для мест


Ученые, занимавшиеся вопросами методов Искусства Памяти, чаще всего спорили о том, должен ли мнемонист визуализировать реально существующие места, или же ему следует представлять места воображаемые, и в них располагать различные мнемонические образы. Как мы можем судить по ранним сочинениям, посвященным Искусству Памяти, первоначально использовались именно реальные места; риторы Древнего Рима, развившие данное искусство до великолепной эффективности, использовали архитектурные строения, находившиеся вокруг них, в качестве мест для образов памяти. Роберт Фладд настаивал на том, что для запоминания всегда нужно использовать реально существующие места, поскольку использование совершенно воображаемых структур приводит к неопределенности, и таким образом система становится менее эффективной1. С другой стороны, многие древние авторы, а также авторы эпохи Ренессанса, писавшие о Искусстве Памяти, например, Джордано Бруно, давали противоположные советы. Таким образом, здесь каждый может выбирать то, что подходит непосредственно для него.


В системе, которую мы приведем здесь, используется группа исключительно воображаемых мест, основанных на числовом оккультном символизме эпохи Ренессанса. Чаще всего представителями Герметической традиции использовался Сад Памяти (Hortus Memoriae).


Сад Памяти, представленный здесь, представляет собой несколько концентрических круглых дорожек, отгороженных друг от друга живой изгородью; первые четыре из этих кругов отмечены на Рисунке 1.

 

Искусство Памяти - Сад Памяти - Ars Memoria

Рис. 1

 

Каждый из кругов соответствует числу, и в нем располагается соответствующее же число небольших беседок. В качестве примера, на Рисунке 2 приведен первый из Кругов, в нем располагается беседка с символом, извлеченным из наследия пифагорейского числового символизма эпохи Ренессанса, который так же был присущ и более поздним магическим традициям. Эта беседка служит в качестве места в Саду Памяти.2 Для удобства все места Памяти нужно представлять хорошо освещенными и достаточно просторными. В частности, каждую из беседок следует представлять достаточно большими, чтобы в них мог поместиться один человек. В более обширных размерах беседка не нуждается.

 

Искусство Памяти - Сад Памяти - Ars Memoria

Рис. 2

Первые четыре круга конструируются в Воображении следующим образом:

 

Первый Круг


Этот круг соответствует Монаде, числу Один. Ее цвет – белый, ее геометрическая фигура – круг. На живой изгороди растут белые цветы. Беседка – белого цвета, с золотой отделкой, сверху на ней представлен золотой круг, на котором изображена цифра 1. На своде помещается изображение раскрытого Ока, на сторонах беседки изображен в пламени Феникс.

 

Второй Круг


Следующий круг соответствует Дуаде, числу Два и концепции полярностей. Цвет – серый, первичными символами являются Солнце и Луна, соответствующая геометрическая фигура - vesica piscis, которая образуется через наложение друг на друга двух кругов. На живой изгороди растут серебристо-серые цветы. В соответствии с приемом использования игры слов, о чем мы скажем несколько позже, этими цветами могли бы стать тюльпаны. Обе беседки в кругу – серые. На своде первой в изображении белой vesica piscis написана цифра 2. У этой беседки золотая отделка, на ее своде – изображение Солнца, а также изображение Адама, чья ладонь положена на сердце. Наверху свода второй беседки в черной vesica piscis написано число 3. Эта беседка покрыта серебряной отделкой, на ее своде изображена Луна, а также Ева, чья рука касается головы.

 

Третий Круг


Этот круг соответствует Триаде, числу Три. Ему соответствует черный цвет, его первичные символы – три алхимических первопринципа Серы, Меркурия и Соли. Геометрическая фигура, соответствующая ему, - треугольник. На живой изгороди растут черный цветы. В этом круге расставлены три беседки. У первой беседки красная отделка, наверху ее свода написана цифра 4 в красном треугольнике. На своде ее – изображение красного человека, держащегося за голову обеими руками. По сторонам этой беседки – изображения различных животных. Вторая беседка украшена белой отделкой, наверху ее свода – цифра пять в белом треугольнике. На ее своде изображен белый гермафродит, который касается своей груди обеими руками, на сторонах этой беседки – изображения различных растений. Третья беседка полностью покрыта черным цветом, наверху ее свода написана цифра 6 в черном треугольнике. На ее своде изображена черная женщина, которая притрагивается к своему животу обоими руками, по сторонам этой беседки изображены различные минералы.

 

Четвертый Круг

 


Этот круг соответствует Тетраде, числу Четыре. Соответствующий цвет – синий, первичные символы – Четыре Элемента, геометрическая фигура – квадрат. На живой изгороди растут синие четырехлепестковые цветы. В этом круге размещаются четыре синих беседки. Первая из них украшена красной отделкой, наверху ее свода написана цифра 7 в красном квадрате. На своде – изображение пламени, по сторонам беседки – изображения рычащих львов. Вторая беседка украшена белой отделкой, наверху ее свода написана цифра 8, на своде – изображение четырех дующих ветров, по сторонам беседки – изображение человека, льющего воду из сосуда. Третья беседка – полностью синяя, наверху свода написана цифра 9 в синем квадрате. На своде – изображение волн. По сторонам беседки – изображения скорпиона, змея и орла. Четвертая беседка украшена зеленой отделкой, наверху ее свода написана цифра 10 в зеленом квадрате. На ее своде – изображение Земли, по сторонам беседки – изображение вола, тянущего плуг.


Для начала практики Ars Memoria этих четырех кругов и десяти мест Памяти будет достаточно, они обеспечат достаточное количество мест для практики. Краткость этой системы, тем не менее, позволит вам изучить ее за достаточно короткое время, и использовать в дальнейшей своей работе. Можно добавить дополнительные круги, поскольку, когда вы получше ознакомитесь с этой системой, то вам будет проще всего использовать именно ее в качестве основания для дальнейшей вашей работы. В рамках традиционного символизма чисел, который используется в данном случае, возможно использовать всего одиннадцать кругов, в которых будет присутствовать 67 мест Памяти.3 Подобным же образом можно продолжить создавать различные виды структур Памяти, в которые далее вы можете поместить те или иные изображения. Поскольку эти места отличны друг от друга и расположены в простой для запоминания последовательности, то далее вы можете использовать их любым необходимым для вас образом.


Для того, чтобы использовать на практике этот Сад Памяти, его необходимо будет запомнить. Лучше всего запоминать, представляя себя прогуливающимся по этому саду, останавливающимся рядом с беседками, чтобы рассмотреть их, а затем пройти далее. Ощутите в своем Воображении аромат цветов, теплоту солнца. Подобно работе с любыми иными формами визуализации, ключ к успеху в этой практике заключается в задействовании в процессе представления всех пяти чувств. Хорошо бы начинать вашу прогулку всегда  с одного и того же места. Лучше всего было бы начинать с первого круга, как с практической, так и с философской точки зрения. В процессе изучения студенту необходимо будет проходить всякий раз по всему саду, прохаживая рядом со всеми беседками согласно числовому их порядку. Как тот, так и другой способ, помогут этому образу Сада пустить корни в почву вашего Воображения.

 

Правила для Образов


Образ Сада, описанный выше, составляет половину из структуры данной системы Памяти. О ней можно сказать, что это устойчивая часть, которая остается неизменной в течение всего времени, пока данная система используется. Иная, изменчивая часть, состоит из образов, которые используются для того, чтобы сохранять воспоминания в этом Саду. Эти образы гораздо более зависят от личностных особенностей самого практикующего, нежели оформляющие образы Сада. То, что остается пребывать в Памяти одного человека, может быстро улетучиться из Памяти другого. Вероятно, вам понадобится несколько экспериментов для того, чтобы найти подход к образам Памяти, который наилучшим образом подходит лично для вас.


В классическом Искусстве Памяти одним из неизменных правил для построения этих образов было то, чтобы они поражали человека. Они могли быть веселыми, привлекательными, страшными, трагическими, или же попросту странными. Не имеет значения, что именно поразительного человек находит в этих образах, главное, чтобы ум ухватывался за этот образ, и чтобы нечто за гранью обычного понимания в человеке откликалось на эти образы. Это первый полезный способ. Однако для начинающего практика создание подходящего поразительного образа для каждого из сведений, которое необходимо запомнить, может оказаться достаточно затруднительным процессом.


Поэтому зачастую весьма полезно использовать то, что знакомо, а также следовать принципу упорядоченности, а не стремиться к странным образам, когда вы еще только приступаете к изучению системы Памяти. Метод, который будет приведен далее, как раз отвечает данным требованиям.


В первую очередь, для использования данного метода необходимо составить список людей, чьи имена начинаются с каждой буквы алфавита, за исключением букв «K» и «X» (с этих букв в английском языке слова редко начинаются). Это могут быть известные для студента люди, репортеры, герои любимых книг, - моя собственная система во многом основывается на трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец». Арагорн, Боромир, Кирдан Корабел и другие населили мои места Памяти. Одну букву могут обозначать несколько персонажей, если с этой буквы часто начинаются слова (например, «Saruman» и «Sam Gamgee» можно использовать для буквы «S»). Или же можно использовать имя некоторого персонажа для часто используемого в словах сочетания двух букв (например, «Theoden» для «Th», в то время как для обозначения буквы «T» будет использоваться «Treebeard»). Однако все эти дополнения можно будет присовокупить позже. Важно, что этот список следует хорошо выучить, так, чтобы каждая из букв тут же вызывала в памяти соответствующий образ, и чтобы образы были ясны и знакомы.


Когда это будет достигнуто, студент должен будет придумать еще одну серию изображений, которыми будут обозначаться числа от 0 до 9. Существует достаточно обширная и красочная традиция таковых изображений, которая базируется главным образом на видимом подобии между числами и изображениями: копье, или шест обозначает цифру 1, очки или ягодицы обозначают число 8, и так далее. Можно использовать любой ряд образов, которые соответствуют требованиям простоты и ясности. Их так же следует выучить наизусть, чтобы они всплывали в Памяти незамедлительно, без колебаний. Для того, чтобы протестировать, насколько хорошо вы запомнили изображения, можно представить в Воображении ряд идущих друг за другом людей, которые несут образы, соответствующие вашему номеру телефона. Когда вы сможете делать это без заминок, без умственного напряжения, то это будет означать, что вы уже готовы к использованию этих изображений.


Одни и те же образы можно использовать двумя способами. Одним из наиболее древних и обыкновенных для традиции Искусства Памяти способов будет разделение методов запоминания на «памятование вещей» и «памятование слов». Однако система, излагаемая в данной статье, несколько отходит от этого способа. Запоминание конкретных вещей, - например, списка покупок, - требует несколько иного подхода, нежели запоминание вещей абстрактных, будто то некоторые понятия или же отрывки из некоторых текстов. Конкретные вещи, в целом, запоминать легче, однако как конкретные, так и абстрактные вещи можно запоминать посредством тех образов, которые вы чуть ранее для себя выбрали.


Для начала мы разберем способ запоминания конкретных вещей. Если вам нужно запомнить список покупок, - а это, как мы увидим чуть далее, является превосходным упражнением для практики Искусства Памяти, - в таком случае вам может понадобиться распределить пункты этого списка в подходящем порядке. Предположим, что первым пунктом списка будут два мешка муки (англ. «flour»). Тогда персонажа, соответствующего букве F, мы поместим в первую беседку. Он будет держать в руках символ, соответствующий числу 2 в одной руке, а в другой руке – мешок с мукой. К тому же, на этом персонаже должен будет присутствовать образ, соответствующий муке. Например, это будет венок из колосьев пшеницы у него на голове. Предметы одежды и принадлежности, которые использует этот персонаж, так же могут быть задействованы в целях запоминания деталей. Например, если требуется необработанное зерно, то персонаж может быть облачен в коричневые одежды. Та же самая процедура повторяется для каждого пункта из списка продуктов. Получившиеся образы нужно визуализировать один за другим, в беседках Сада Памяти. Когда вы посетите ваш Сад Памяти, находясь уже в магазине, то все образы будут пребывать на местах, чтобы сообщить вам об их значениях.


Может показаться, что это – чрезвычайно сложный способ для запоминания списка покупок, однако сложность описания этого метода обманчива. Когда вы начнете практиковать это Искусство, даже через очень короткое время, создание места для образов станет занимать гораздо меньше времени, чем записывание списка покупок, а воспоминание о вещах, которые нужно купить, намного ускорится. В скором времени вы сможете также прибывать в любое из мест Сада, вне зависимости от их числового значения, и все так же детально воспоминать образы. Результатом станет быстрый и достаточно гибкий способ хранения информации. Свой Сад Памяти вы едва ли забудете в машине, в отличие от списка покупок!


Для запоминания абстрактных вещей, как упоминалось ранее, используются все те же самые элементы практики, однако несколько иным образом. Слово или понятие зачастую сложно изобразить в Воображении в виде мешка с мукой, а ряд абстракций, которые необходимо запомнить и различить, является гораздо более обширным, нежели ряд пунктов в списке покупок (сколько примерно вы можете насчитать в магазине продуктов, которые окрашены бледно-коричневым цветом и начинаются с буквы «F»?). По этой причине при создании образа Памяти, применяемом для абстрактного понятия, может потребоваться большая детализация.


В этом случае одним из наиболее традиционных, а также одним из наиболее эффективных способов, будет являться принцип, который мы назовем принципом игры слов. В большинстве литературы, посвященной Ars Memoria, на протяжение всей истории ее существования, мы можем видеть огромное количество упражнений, как визуальных, так и словесных, базирующихся на принципе игры слов. Например, ягодицы обозначают число 8, человек по имени «Domitian» используется для обозначения латинской фразы «domum itionem». Абстрактные понятия обычно проще и эффективнее запоминать, если использовать конкретную игру слов, причем, к сожалению, чем хуже получилась игра слов, тем лучше она будет запоминаться.


Например, - выберем пример наиболее случайный, - вам нужно запомнить, что «streptococcus  bacteria» вызывает скарлатину, ревматизм  и стрептококковую ангину. В этом случае в первую очередь вам нужно было бы создать образ для слова «стрептококк». Вы можете в этом случае, например, превратить это слово в фразу «strapped to carcass» («привязанный к каркасу»), и представить персонажа, соответствующего букве «S», с каркасом, который широкими, весьма заметными ремнями прикреплен к его или ее спине.  Для скарлатины («scarlet fever»), или, скорее, лихорадки Скарлетт («Scarlett fever»), - подойдет видеокассета с надписью «Унесенные ветром» с торчащим из нее термометром, сама же кассета должна быть покрыта льдом. Что касается ревматизма («rheumatic fever»), - или, скорее, «лихорадки на мансардном этаже» («room attic fever»), - то для него более всего подойдет в качестве образа небольшой домик, так же покрытого льдом, а из окна его мансарды должен торчать термометр. Все эти образы должен держать в руке первый наш персонаж, чье горло можно представить покрасневшим и воспаленным, чтобы показать, что он болен ангиной. Опять же, весь этот процесс гораздо дольше приходится объяснять или описывать, чем исполнять его на практике.


Тот же самый способ можно использовать для того, чтобы запомнить ряд связанных друг между другом слов, фраз или идей, при этом помещая образ для каждого из объектов в соответствующую беседку Сада Памяти (или же в место более серьезной по своему устройству системы). Различные слова, перечисляемые в единой последовательности, должны быть связаны между собой посредством некоторого объединяющего их образа. Например, если образ стрептококка, описанный выше, является одним из необходимых для запоминания понятий, в целом ряде медицинских терминов, в таком случае, как этот, так и остальные персонажи могут носить с собой стетоскопы. Все же, существуют куда более продвинутые способы, которые можно исследовать после того, как вы изучите этот базовый метод.

 

Правила для выполнения практики


Подобно любому иному методу герметической работы, Искусство Памяти требует, для абсолютного раскрытия его потенциала, постоянных стараний. Не смотря на то, что этот метод прост в изучении и использовании, все-таки для овладения им необходимо совершать усилия, и то, насколько плодотворным окажется его использование, напрямую зависит от того, сколько времени вы уделяли практическим упражнениям. Каждый студент волен судить по-своему в отношение сего. И все же, в старинных руководствах по Искусству Памяти делается акцент на необходимости ежедневной практики. Хотя бы и по нескольку минут в день нужно уделять упражнениям, и тогда ваше мастерство будет повышаться.


Работа, которую вам нужно будет совершить, подразделяется на две части. Первая часть – подготовительная, она заключается в изучении мест и образов, которые необходимы для использования этой системы. Все это вы можете сделать согласно изложенной выше методике. Изучить тропы вокруг Сада Памяти и запомнить основные алфавитные и числовые образы можно за несколько часов деятельной работы, или же за неделю, если вы будете уделять этому меньше времени.


Вторая часть является практической. Она заключается собственно в использовании системы для записи и запоминания информации. Этим следует заниматься неотступно, ежедневно, и тогда ваши труды принесут вам обещанные плоды. Лучше всего, конечно же, работать с полезными повседневными делами, такими как список покупок, список гостей, список дел на каждый день и так далее. В отличие от неких отвлеченных концепций, эти дела вы не сможете проигнорировать, и каждый раз, когда вы вспоминаете подобные списки, использование Искусства Памяти становится для вас уже привычным и жизненно важным. Тем самым вы закрепляете свое умение.


Также вы сможете посредством таких тренировок достичь выработки у себя привычки к достижению успеха, которая является достаточно важной. В обществе, которое склонно недооценивать человеческие способности, в угоду техническим возможностям машин, зачастую приходится убеждать себя в том, что обычный человек, без помощи некоей машины, способен совершить что-либо стоящее! Как и в случае любого иного умения, лучше начинать тренироваться на простых задачах, а затем уже браться за более сложные, все более и более совершенствуясь в Искусстве Памяти.

 


Примечания:

1. – См. Йейтс, «Театр Мира» (Chicago: U. of Chicago P., 1969), с. 147-9 и 207-9.

2. – Символизм, используемый здесь, был взят из нескольких источников, в частности, из «Магического Календаря» (Edinburgh: Magnum Opus, 1979)  под ред. Адама МакЛина и «Трех Книг по Оккультной Философии» Агриппы Г.К. Однако я заимствовал из системы Ордена Золотой Зари стандартные цветовые соответствия для кругов.

3. – Числа для дополнительных кругов: 5-10 и 12. Подходящие символы можно найти у МакЛина и Агриппы, а цвета – в любой книге, в которой повествуется о Каббалистических изысканиях в Ордене Золотой Зари. В пифагорейском числовом мистицизме эпохи Ренессанса число 11 определялось как «число греха и наказания, которое не обладает никакими добродетелями» (См. МакЛин, с. 69). Поэтому для числа 11 не создавали никакого образа. Те, кто хочет включить одиннадцатый круг в свой Сад Памяти, тем не менее, могут использовать одиннадцать проклятий горы Гевал, а также первостепенные Клиппотические, или демонические силы из Каббалистических источников.

 


Автор © Джон Майкл Грир

перевод © Eric Midnight для Teurgia.Org, 2012 год

 

 

 

Back