«Искусство Памяти: способ запоминания Евангелий» PDF Печать
Астрал, О.С. - Общая теория

 

Искусство Памяти: способ запоминания Евангелий

Неизвестный автор

Перевод с латыни: Джеймс У. Хэлпорн


Примерно в 1470 году в Южной Германии, вероятно в баварском монастыре, было выпущено небольшое ксилографическое издание, названное в современных описаниях «Ars memorandi» (лат. Искусство Памяти). Название этого анонимного текста было дано по первым его словам. Книга, с ее кратким текстом и диаграммами на титульных листах, вероятно, была предназначена, для того, чтобы помочь клирику, или заинтересованному мирянину запомнить содержание каждой главы Четвероевангелия. Ксилографические книги, появившиеся в Нидерландах и Германии в пятнадцатом и начале шестнадцатого века, развивались наравне с ранними печатными книгами. В ксилографических книгах и изображения и текст были вырезаны на деревянных блоках и напечатаны на бумаге. В отличие от обычных иллюстрированных книг, где текст сопровождается изображениями, текст ксилографических книг не более чем комментирует или поясняет изображения. Наиболее распространенными ксилографическими книгами являются «Biblia pauperum» (Библия Бедных; иллюстрированные сцены от Библии), Апокалипсис (Книга Откровения), и «Ars moriendi» («Искусство Смерти», или, менее буквально, «Как Умереть Должным образом»).

 

«Ars memorandi» (лат. Искусство Памяти) – небольшой том без титульного листа или выходных данных. Страницы напечатаны только на одной стороне, в связи с чем пустые страницы разделяют пятнадцать пар текста и относящиеся к ним изображения. В некоторых копиях работы, чистые страницы были склеены, для того чтобы последовательность текста и иллюстраций не прерывалась.

 

Популярность этой ксилографической книги привела к ее копированию и расширению в более поздних выпусках, в которых стали комбинировать иллюстрации с деревянных блоков и набранный текст. Первая новая версия, отредактированная Георгом Зимлером, появилась в 1502 в двух выпусках, напечатанных в Пфорцхайме Томасом Аншельмом (fl. 1485–1523). Текст Зимлера начинается следующим образом: «Hexastichon Sebastiani Brant in  emorabiles Euangelistarum figuras» (лат. «Шестистишия Себастьяна Бранта для запоминания образов Евангелистов»).  В этом томе Зимлер формирует новый вид книги — уже не чисто ксилографическую. Взяв за основу иллюстрации ксилографий, он привнес вступительные стихи Себастьяна Бранта, Йодокуса Галлуса и Георгиуса Релмизиуса  Анипимиуса (второе имя - анаграмма Зимлера), которые поясняют дидактические назначение этой книги как помощь в запоминании текстов Евангелия. Прозаическое предисловие Зимлера предоставляет читателю общие положения, со ссылкой на «Rhetorica ad Herennium» о том, как память должна обучаться. Зимлер сократил краткие обзоры глав ксилографической книги и немного изменил их. В то же время он ввел метрический обзор глав Евангелия, который был им взят из «Roseum memoriale» Питера Розенхайма (c. 1380–1433), настоятеля Монастыря в Мельке, - книги, написанной приблизительно в 1430 и также предназначенной для запечатления содержания глав Евангелия в умах читателей. В «Roseum memoriale» к каждой главе Священного Писания приводится латинское двустишие. «Эпилог» (как его называют в тексте), который предшествует этим двустишиям, предлагает другой набор двустиший в качестве средства расположения текста. Текст двустиший Евангелия отличается от приведенной версии 1502 г., опубликованной Аншельмом, лишь незначительными деталями.


В книге Зимлера напечатанный текст и изображения заново вырезанных блоков расположены друг напротив друга. Пятнадцать иллюстрированных блоков в этом издании более сложны и детальны, чем те, что приводились ранее, в полностью ксилографической книге. Маловероятно, что сам Аншельм был вовлечен в повторное вырезание почти тридцатилетних блоков баварского «Ars memorandi» (лат. Искусство Памяти). Они являются созданием художника, нанятым Аншельмом в Пфорцхайме, и известным как «Master of the PforzheimWorkshop».

 

Об изображениях


Рисунки, сделанные Коллином Маккинни для этого перевода, основаны на копии из Библиотеки Пирпонта Моргана, NewYork PML 272 (используемой с разрешения Библиотеки Пирпонта Моргана). Схемы оригиналов были восстановлены, их латинские названия переведены на английский язык и перемещены с середины изображения к верхнему краю, а числа, выполненные в готическом стиле, представлены современным шрифтом. Хотя методы воспроизведения в памяти оригинала каждой фигуры достаточно многообразны, мы включили один (Четвертого Образа Луки) в качестве примера. Читателям предлагается изучить каждое изображение относительно краткого изложения глав, сопровождающего их, чтобы определить для себя соответствия – таким методом, которым бы воспользовался средневековый священник. Иногда изображения относятся непосредственно к вещам, упомянутым в главе; иногда они воплощают основные теологические темы; иногда - служат визуальной игрой слов на некоторых ключевых словах в главе. Читателю также рекомендуется определить для себя то, в какой последовательности расположены изображения в каждом элементе рисунка. Для тех, кто оказался озадачен, после перевода в качестве приложения был представлен современный справочник по иллюстрациям. Следует отметить, что подобного руководства не было ни в оригинальной работе, ни в любой другой из ее средневековых версий или версий Реформации.

 


Источник :

Переведено с  «Ars memorandi», текста из Библиотеки Конгресса, Вашингтон D.C., Incunable X.A88 (Rosenwald Collection).

 

Дополнительное чтение:

Ars Memorandi: A Facsimile of the Text and Woodcuts printed by Thomas Anshelm at Pforzheim in 1502. Cambridge, Mass.: Houghton Library, Harvard University Department of Printing and Graphic Arts, 1981.

Bolzoni, Lina. ‘‘The Play of Images. The Art of Memory from Its Origins to the Seventeenth Century.’’ In The Enchanted Loom: Chapters in the History of Neuroscience, ed. Pietro Corsi. New York: Oxford University Press, 1991. 14–65.

Driver, Martha W. ‘‘The Image Redux: Pictures in Block-Books and What Becomes of Them.’’ In Blockbucher des Mittelalters: Bilderfolgen als Lektьre, ed. Cornelia Schneider, Sabine Mertens, et al. Gutenberg Museum, Mainz. Mainz: Philipp von Zabern, 1991. 341–52.

Hagelstange, Alfred. ‘‘Die Holzschnitte des Rationarium Evangelistarum.’’ Zeitschrift fur Bьcherfreunde 9 (1905–6): 1–21.

Hind, Arthur M. An Introduction to a History of theWoodcut. New York: Dover, 1963. 254, 256.

Massing, Jean Michel. ‘‘From Manuscript to Engravings: Late Medieval Mnemonic Bibles.’’ In Ars memorativa: Zur kulturgeschichtlichen Bedeutung der Gedдchtniskunst, 1400–1750, ed. Jцrg Jochen Berns and Wolfgang Neuber. Tubingen: Max Niemeyer, 1993. 101–15.

Schreiber,Wilhelm Ludwig. Manuel de l’amateur de la gravure sur bois et sur metal au XVe siиcle. 8 vols. in 9. Berlin: A Cohn, 1881–1911. For the ars memorandi blockbooks, see vol. 4: 134 ff.

Thoma, Franz X. ‘‘Die Beziehungen des Petrus von Rosenheim zu den Xylographa der Ars memorandi und zu den Frьhdrucken des Rationarium Evangelistarum.’’

Zentralblatt fьr Bibliothekswesen 46 (1929): 533–46.

— Джеймс У. Хэлпорн

 

 


Известный метод использования образов Евангелистов, приведенный далее, работает через визуальные изображения для локусов, которые внимательный читатель может прилежно изучить и исследовать, так, чтобы позже испытать их на практике.

 

Евангелие от Иоанна

включает в себя двадцать одну главу.

 

Первый образ Евангелия от Иоанна


1. В начале было Слово, о вечности Слова и о Троице.

2. Был брак в Кане Галилейской, и, как Христос опрокинул столы меновщиков денег.

3. Между фарисеями был некто, именем Никодим

4. Как Иисус спросил у самарянки пить у колодца Иакова и наставления.

5. У Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, где Иисус сказал больному «возьми постель твою и ходи».

6. О кормлении пятью хлебами и двумя рыбами и о Евхаристии.

 

Евангелие от Иоанна - образ для Искусства Памяти

 

Второй образ Евангелия от Иоанна


7. О Празднике, или поставлении кущей в Иерусалиме, где Иисус сказал «Вы пойдите на праздник сей», «Кто жаждет» и т.д.

8. О женщине, взятой в прелюбодеянии; «Я - свет миру» и т.д.

9. О человеке, слепом от рождения, которого Христос содеял зрячим, и т.д.

10. О Пастыре Добром во всех отношениях, и т.д.

11. О воскрешении Лазаря из гроба.

12. О Марии Магдалене, помазавшей ноги Иисуса.

 

Евангелие от Иоанна - образ для Искусства Памяти

 

Третий образ Евангелия от Иоанна


13. Как перед днем Пасхи Иисус умыл ноги учеников.

14. «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» и говорит Он многие слова утешения.

15. «Я есмь истинная виноградная лоза» и «Вы – ветви».

16. «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог».

17. Иисус молится Своему Отцу «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего».

18. Иисус вышел дальше за поток Кедрон, и т. д.

19. Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его, и т. д.

20. «В первый же [день] недели», о Марии Магдалине, других, и т. д.

21. О явлении Иисуса после его воскрешения.

 

Евангелие от Иоанна - образ для Искусства Памяти

 

Евангелие от Матфея

имеет двадцать восемь глав.

 

Первый образ Евангелия от Матфея

 


1. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова. И как Ангел Господень явился утешить Иосифа во сне, и т. д.

2. О приходе волхвов с дарами, и так далее.

3. О Крещении Иоанна и Крещении Христа, и т. д.

4. Об искушении Христа в пустыне диаволом.

5. Увидев народ, Иисус взошел на гору. О восьми блаженствах.

6. О том, как должно человеку давать милостыню и как молиться, и т. д. О птицах небесных, что ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы и т.д.

 

Евангелие от Матфея - образ для Искусства Памяти

 

Второй образ Евангелия от Матфея


7. «Не судите», и т. д. О тесных вратах, ведущих в жизнь, и о бревне в глазу своем.

8. О слуге сотника, которого Иисус вылечил и о великом волнении на море, которое Иисус успокоил.

9. О призвании Матфея и о парализованном, которого Иисус исцелил, и т.д.

10.О призвании учеников. И Он дает им власть связывать и разрешать.

11. О приуготовлении Иоанна Крестителя, и о том, как Он учит, как занять Его иго.

12.Об изгнании беса. И о том, как ученики сорвали колосья.

 

Евангелие от Матфея - образ для Искусства Памяти

 

Третий образ Евангелия от Матфея


13. Иисус говорит притчами о семени и сеятеле.

14. Об Усекновении главы Иоанна и кормлении пятью хлебами.

15. О неумытых руках и о Хананеянке, чью дочь Иисус исцелил.

16. О знамении Ионы пророка и о прекословии Петра, и т.д. «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»

17. Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и т. д. И преобразился пред ними:

18. О чаде, которого Иисус поставил посреди них, и т.д. И Он учит прощать седмижды семьдесят раз.

 

Евангелие от Матфея - образ для Искусства Памяти

 

Четвертый образ Евангелия от Матфея


19. О брачном союзе. И о наибольшей заповеди в законе и т. д.

20. О наемных работниках в винограднике. О сыновьях Зеведеевых.

21.О молодом осле и ослице. О пении детей «Осанна Сыну Давидову»

22.О брачном пире, который приготовил человек. И о подати кесарю.

23.Книжники и фарисеи на Моисеевом седалище.

24. Знамения солнца, луны и звезд, и т. д.

 

Евангелие от Матфея - образ для Искусства Памяти

 

Пятый образ Евангелия от Матфея


25.О десяти девах, и том как Царство Небесное подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху и невесте.

26. «Вы знаете, что через два дня будет Пасха,» и праздник иудеев.

27. Когда наступило утро, Иудеи имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти

28. О рассвете первого дня недели. О воскресении Христа, и т. д.

 

Евангелие от Матфея - образ для Искусства Памяти

 

Евангелие от Марка

состоит из шестнадцати глав.

 

Первый образ Евангелия от Марка


1. О крещении Христа в реке Иордан от Иоанна, и его искушения в пустыне.

2. О том, как ученики срывали колосья. И о расслабленном человека, которому Иисус сказал: «возьми постель твою».

3. Иисус изгнал беса, и он был нем, и т. д.

4. О притче о сеятеле и семени. И о предоставлении меры доброй, и т. д. какою мерою мерите

5. О дочери начальника синагоги, которую Христос исцелил, и т. д.

6. Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве. Об Усекновении главы Иоанна Крестителя.

 

Евангелие от Марка - образ для Искусства Памяти

 

Второй образ Евангелия от Марка


7. О немытых руках и дочери Хананеянки, которую Христос исцелил.

8. О семи хлебах, которыми Христос насытил [толпу], и т.д. О прекословии Петра и о восстановлении зрения слепого.

9. О преображении Христа и изгнании беса молитвой и постом.

10. О брачном союзе и о сыновьях Зеведеевых. О богаче и верблюде.

11. Об ослице и ее осленке. О детях евреев.

12. О виноградарях, которые убили наследника. О подати кесарево Кесарю, и так далее.

 

Евангелие от Марка - образ для Искусства Памяти

 

Третий образ Евангелия от Марка


13. О знаках пришествия Господа; о лжепророках, которые увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою, (Матфей 24:30)и т.д. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» и т. д.

14. За два дня до праздника Пасхи, и т. д.

15. Немедленно поутру они составили совещание.

16. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и т.д. О вознесении Христа на небо и ниспослании Святого Духа, и т. д.

 

Евангелие от Марка - образ для Искусства Памяти

 

Евангелие от Луки

состоит из двадцати четырех глав.

 

Первый образ Евангелия от Луки

 


1.Об ангеле, который явился Захарии и о рождении Иоанна Крестителя.

2. О рождении Христа и его обрезании и изложение в храме.

3. О Крещении Иисуса Иоанном в Иордане.

4. Но Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

5. О сети Петра закинутой в море и о постели расслабленного.

6. Иисус проповедует о восьми блаженствах, «блаженны нищие», и т. д.

 

Евангелие от Луки - образ для Искусства Памяти

 

Второй образ Евангелия от Луки


7. Покаяние Марии Магдалены, которая помазала ноги Иисуса.

8. Иисус говорит о семени и о буре, когда Иисус запретил волнение воды, и т. д.

9. О преображении Христа. О пяти хлебах. И об ответе Петра Христу, «Ты Сын», и т. д.

10. О двух сестрах, то есть Марфы и Марии Магдалены. И о том, как некий человек попался разбойникам, и т. д.

11. «Господи, научи нас молиться» и т.д. И об изгнании бесов, и т.д.

12. О верном рабе и о том, что «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».

 

Евангелие от Луки - образ для Искусства Памяти

 

Третий образ Евангелия от Луки


13. О бесплодном дереве, которое Господь пожелал срубить и т. д.

14. Когда ты будешь позван кем на брак. И о мужчине с водяною болезнью, которого Христос исцелил, и так далее.

15. О блудном сыне, которому отец подарил часть своей собственности.

16. О управителе неверном, и т. д. О богаче и нищем, и т. д.

17. О том, что невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; Об исцелении десяти прокаженных, и т.д.

18. Два человека вошли в храм, и т. д. «Вот, мы восходим в Иерусалим».

 

Евангелие от Луки - образ для Искусства Памяти

 

Четвертый образ Евангелия от Луки


19. Иисус вошел и проходил через Иерихон. Когда приблизился  к городу [Иерусалиму], то, смотря на него, Иисус заплакал о нем.

20. О виноградарях, которые убили наследника и о подати Кесарю.

21. Берегитесь лжепророков. И будут знамения в солнце и луне. «Небо и земля прейдут,» и т. д.

22. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и т. д.

23. О суде Пилата. О совету евреев против Иисуса.

24. В первый же день недели. О воскресении Христа, его явление после воскресения и его появление в Эммаус.

 

Евангелие от Луки - образ для Искусства Памяти

 

 


 

 

Руководство к иллюстрациям «Искусства Памяти»

(«Ars Memorandi»)


(Нижеследующие объяснения взяты, преимущественно, из исправлений и дополнений,

Шрайбер, Мануэль, 4: 134-45, в переводе Джеймса У. Хэлпорна)

 

На иллюстрациях каждый из евангелистов представлен его традиционным символом: орел обозначает Иоанна, человек - Матфея, лев - Марка, бык - Луку. Иллюстратор предусматривает, что человек, лев, телец и с крыльями, характерны для средневекового изображения символов, напоминая о «четырех животных» в Видении пророка Иезекииля (Иез. 1, 10; Откр. 4).


Каждая из фигур используется как геральдический каркас, на который иллюстратор добавляет изображения, условно пронумерованные числами, соответствующие событиям каждого евангельского текста. Для помощи современному читателю визуальный словарь поясняется ниже (в этих объяснениях указания «справа» и «слева» являются противоположными тому, что видит наблюдатель, как это обычно бывает в руководствах к Искусству Памяти, т.е. левая и правая стороны определяются относительно изображения, а не зрителя). Номера иллюстраций, указаны в скобках.


Иоанн 1. В первой схеме мы видим большого орла, символ Иоанна, занимающего всю страницу. На голове орла (1) сидит голубь, и на каждой стороне головы птицы находятся головы двух отличных друг от друга мужских фигур: Христос - справа и Бог Отец, с обильной бородой, слева. Голубь, вместе с двумя головами, обозначает Троицу, иллюстрируя 1 главу Евангелия от Иоанна. Ниже - лютня (2), представляющая брак в Кане Галилейской, и три кошелька, обозначающие гонение меновщиков денег из Храма в Иерусалиме. Ниже кошельков расположена вульва, (3) разверзающая тело орла, напоминая о словах Иисуса обращенных к Никодиму «если кто не родится свыше.» Ведро и корона (4) под хвостом орла символизируют встречу Христа с женщиной из Самарии и исцеление сына правителя. В правом верхнем углу, на вершине крыла - рыба (5) представляющая купальню Вифезда. В левом верхнем углу, на крыле, тарелка с крестом (6) венчает пять хлебов и две рыбы. Два последних упомянутых объекта символизируют насыщение пяти тысяч, и тарелка олицетворяет Евхаристию.


Иоанн 2. На  несколько уменьшенной голове орла стяг, флейта, и чашка (7) показывают праздник Кущей. На груди орла, видны головы и верхняя часть торса нагой пары(8); мужская фигура держит длинную тонкую свечу. Они символизируют пару, взятую в прелюбодеянии, со свечой, обозначающей свет мира. Глаз (9) ассоциируется с человеком, слепым от рождения. Посох (10) на хвостовых перьях орла символизирует доброго пастыря. Череп (11) на вершине правого крыла указывает на воскресение Лазаря. Флакон благовоний (12) сверху левого крыла напоминает об эпизоде, в котором Мария помазывает ноги Иисуса.


Иоанн 3.
На голове орла - умывальница с ногой и рукой (13) дает ассоциацию к сцене, в которой Иисус умывает ноги своим ученикам. Израненное сердце на груди орла (14) напоминает о прощании Иисуса с его учениками. Указующая рука с виноградной лозой за ней (15) представляет притчу о виноградной лозе. Ниже - типичная средневековая шляпа еврея (16) обозначающая синагогу. Диск, олицетворяющий мир (17), появляется на верхней части правого крыла орла; у левого крыла показан Гефсиманский сад (18). В нижней части правого крыла, изображен Понтий Пилат (19), указующий правой рукой и с кнутом в левой. В нижней части левого крыла находятся три горшка мази (20), которые принесли к могиле Иисуса. В основании схемы мы видим воскресшего Иисуса положившего на себя руку Фомы (21)


Матфей 1. Ангел (мужская фигура с крыльями) символизирует Матфея. Над главой ангела Дитя Божье с пересеченным крестом нимбом (1) и ангел на коленях, указывающие на Благовещение. Три короны (2) на груди ангела символизируют волхвов. Купель для крещения (3) представляет крещение Иисуса Иоанном. У ног ангела находится диавол (4) с камнями – указующий искушение (три камня на земле символизируют горы). Ангел держит в правой руке книгу (5) с восемью свечами, которая представляет Блаженства. В левой руке ангел держит буханку хлеба, которой кормятся две птицы (6). Хлеб обозначает способ творить милостыню, птицы – «птиц небесных».


Матфей 2. На голове ангела три объекта, которые воплощают главу 7: скипетр (о «не судите»); бревно, проходящее чрез глаз, узкие ворота («тесны врата»). На груди Ангела гребущий в лодке нагой человек (8) показывает очищение прокаженного и успокоение морской бури. Под лодкой находятся костыль парализованного и кошелек мытаря (9). Группа людей с нимбами (10) у ног ангела, символизирует встречу апостолов. В правой руке ангел держит блюдо с главой Иоанна Крестителя (11) обозначающее Иоанна в темнице, а в левой руке - пучок колосьев, который дьявол пытается забрать (12), представляющие сорванные колосья учеников и исцеления бесноватого.


Матфей 3. На голове ангела - мешок семян (13) напоминающий притчу о сеятеле и семени. Висячие на его шее пять хлебов (14), символизируют кормление толпы. Благословляющая рука и собака с хлебом в пасти (15) ссылаются на исцеление дочери Ханаанки. У ног ангела выходящий из пасти кита Иона (16) символизирующий ответ Иисуса фарисеям, которые просили показать знамение, и ключ Петра, напоминающий нам о признании Петром того, что Иисус - Сын Бога. В правой руке (17) ангел держит изображение солнца, отмечая Преображение Господне. В левой руке (18) ангела - ребенок, чья голова окружена нимбом с крестом, а за фигурой расходятся лучами семь ключей прощения, в напоминание о ребенке, которого Иисус поставил посреди учеников и ответе Иисуса Петру о том, сколько раз человек должен прощать своего брата.


Матфей 4. Над головой ангела – пожатие мужской и женской руки, (различие полов показано широким и узким рукавами) символизирующее брак (19). На груди Ангела побег виноградной лозы (20), напоминающий нам про притчу о наемных работниках в винограднике. Глава ослицы (21) отмечает прибытие Иисуса в Иерусалим. Стол с блюдами, у ног ангела (22), обозначает брачный пир, а находящийся рядом счетчик с сребрениками напоминает о выплате подати кесарю. В правой руке (23) ангел держит Моисеево седалище, на который сели книжники и фарисеи, а над левой рукой изображены солнце, луна и звезды (24) - знамения последних дней.


Матфей 5. Пять светильников (25) на верхней части головы ангела представляют мудрых дев. Висящая на шеи ангела облатка символизирует Тайную Вечерю (26). Головы писца и первосвященника (27) отмечают тех, кто совещался об Иисусе. Три горшка мази у ног ангела (28) представляют собой приход женщин к могиле воскресшего Иисуса.


Марк 1. Лев, стоящий на задних лапах, изображает Марка. Над львиной головой находится купель и три камня, (1) отмечающие Крещение и искушение Христа. На груди льва - подушка и связка зерна (2) символизирующие исцеление расслабленного и сбор колосьев. Дьявол со сломанной спиной (3) обозначает изгнание бесов. Между задними лапами льва изображены мешок с зерном, мера, и скребок, символизирующие три притчи (4). Над правой лапой льва показывается голова еврея Иаира, дочь которого Иисус исцелил (5). Над левой лапой - голова Иоанна Крестителя на блюде и бюст пророка, читающего свиток (6), символизирующий пророка без чести в своем отечестве.


Марк 2. Вытянутая в благословляющем жесте рука и голова пса с хлебом во рту (7), над головой льва, символизируют случай с Ханананеянкой, ребенка которой Иисус исцелил. На шее льва - ключ Петра, глаз слепца, и семь хлебов (8) представляющие, соответственно, признание Петром Христа, исцеление слепого и кормление толпы. Выходящий из груди льва бес (9) отмечает изгнание бесов, а солнце, показывающееся за грудной клеткой - Преображение Господне. Между задними лапами льва (10) изображена игла с небольшим глазом, которая словно бы проходит сквозь левую лапу, напоминая нам о богатом юноше; сеть сыновей Зеведеевых; и руки мужчины и женщины (различающиеся узким и широким рукавом), отмечающие брачный союз. Ослицу (11), левую заднюю ногу которой удерживает львиная лапа, представляет въезд Иисуса в Иерусалим. В левой лапе льва - счетчик с монетами, символизирующий плату подати кесарю и побег виноградной лозы, (12) напоминающий про притчу о виноградарях, которые убили сына хозяина.


Марк 3. Над головой льва изображен лжепророк (13). Он смотрит на Иисуса, окруженного облаками и звездами. Чаша и облатка чуть ниже головы льва, (14) символизируют Тайную Вечерю. У талии льва  расположены головы писца и первосвященника (15), представляющие тех, кто совещался об Иисусе. Три горшка мази между задними ногами льва (16) обозначают женщин, пришедших к могиле воскресшего Иисуса.


Лука 1. Крылатый телец олицетворяет Луку. Указующий ангел (1) над головой тельца является символом Благовещения Пресвятой Богородицы. На шее тельца - ребенок с нимбом, пересеченным крестом, (2) держащий скипетр и нож (символизирующий обрезание). Ниже – крестильная купель, (3) указующая на крещение Иисуса. В ногах тельца - Христос изгоняющий беса, указывающего на три камня (4), которые символизируют искушение Иисуса в пустыне. На правой передней ноге тельца находится подушка расслабленного и рыболовная сеть, которую Петр закидывал в море (5). Над левой передней ногой тельца – книга с восемью свечами (6) символизирующая Блаженства.


Лука 2. Над головой тельца виден алебастровый сосуд грешницы (7). Ниже головы тельца – (8) мешок семян и лодка, символизирующие притчу о сеятеле и бурю на море. У талии тельца (9) располагаются пять хлебов, отмечающих кормление народа; ключ Петра, символизирующий признание Петром сына Божьего в Иисусе, и солнце -  Преображение Господне. Между задними ногами тельца (10) - Марфа и меч вора. На левой передней ноге тельца (11) изображены поверженный бес и набор четок, представляющие изгнание бесов и то, как правильно молиться. На левой передней ноге тельца (12) - сундук, а над ним -  сердце, символизирующее то, что оно прибудет в том месте, где собираешь свое сокровище.


Лука 3. Из головы тельца растет бесплодная смоковница (13). На его шее (14) виден обнаженный человек (человек с водяной болезнью, которого Иисус исцелил) и стол, накрытый для свадьбы. На талии тельца (15) изображена рука отца, отдающего кошелек серебра, в руку блудного сына. Между задними ногами тельца (16) - колесница неверного управителя, и собаки лижущие язвы Лазаря. Левая передняя нога тельца (17) держит трещотку прокаженного, а выше нее изображена голова клеветника с пробкой во рту. Над левой передней ногой (18) - мытарь и фарисей у подножия креста.


Лука 4. Над головой тельца - город Иерихон (19), о судьбе которого Иисус заплакал. На груди - счетчик с монетами и побег виноградной лозы (20), символизирующие подать Цезарю и нечестивых работников, убивших сына хозяина виноградника. Ниже - голова лжепророка (21), пред которым появляется Иисус, окруженный четырьмя звездами над облаками, символизирующими последние дни. Между задними ногами тельца - изображены чаша и Тело Христово Тайной Вечери (22). Над правой передней ногой тельца (23) - голова еврея (не Пилата, что отмечено еврейской шляпой), символизирующая собой собрание евреев, обвинявших Иисуса перед Пилатом. В своей правой передней ноге (24) телец держит знамя победы, а ниже него изображены три горшка мази, которые три женщины принесли в гробницу.


Эти пятнадцать изображений даны читателям и зрителям в помощь для запоминания хотя бы одного события из каждой главы Четвероевангелия. Иногда выбранные символы, относятся к событиям в самом начале соответствующей главы, однако, зачастую они соотносятся со сценами событий в других местах текста. Некоторые из пособия являются яркими и необычными, таким образом, полностью соответствуя рекомендациям трактатов о памяти. Вульва орла (Иоанн 1) – потрясающий символ, являющий Никодиму, что Иисус должен родиться свыше. Также не менее выразительна сцена собак лижущих язвы Лазаря (Лк. 3), или фигура человека с пробкой во рту для того, чтобы представить избежание клеветы (Лк. 3). То, что было опущено в руководстве памяти, является также экстраординарным. Так, среди них нет наиболее очевидных событий - отсылки к Молению о чаше, предательстве Иуды, о распятии, или последних словах Христа. Следует ли предположить, что эти сцены были опущены, поскольку были известны благодаря Крестному стоянию, на стенах церкви? Точного объяснения этому нет.

 


Из книги «Средневековое Искусство Памяти: Антология текстов и изображений»

«Ars Memorandi» (ок. 1470), fol. 30r. Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк, PML 272.
Фото: Joseph Zehavi.

Перевод © Fiona Addams для Teurgia.Org, 2012 год

 

 

 

Back