Home Розенкрейцерство Христианский мистицизм «Искусство Памяти Раймонда Луллия: Система Памяти или Прото-логика»
«Искусство Памяти Раймонда Луллия: Система Памяти или Прото-логика» PDF Печать
Розенкрейцерство - Христианский мистицизм

 

Искусство Памяти Раймонда Луллия:

Система Памяти или Прото-логика

 

Искусство Памяти Раймонда Луллия
Изображение «Лестницы восхождения и нисхождения» из книги Раймонда Луллия «Liber de ascensu et descensu intellectus», Валенция, 1512 (стр. 41).

Мы ознакомились с двумя взглядами на «Искусство» Раймонда Луллия. Похоже, что оба автора - и Фрэнсис Йейтс, и Умберто Эко, - согласны с тем, что оно не является ни системой памяти, ни логикой. Йейтс аргументирует свое мнение тем, что в Искусстве Луллия не используются образы. Эко строит свое возражение на основании отсутствия «настоящеей» логической системы. Как же так?


Искусство Луллия базируется на системе, посредством которой возможно формулировать множество теологических вопросов и ответов. В нем используются символы, алфавит, обозначающий различные вещи, и потому кажется сходным с символической логикой. Сами буквы не наделены каким-либо значением, однако они выступают в роли определенных понятий, взятых из теологии и логики, которые и обозначают.


С другой стороны, Искусство обладает своего рода гибкостью, которая не была присуща Аристотелевской логике: та логика является словесной, она требует от оратора «вручную» подготавливать каждый из аргументов. Кроме того, логика Аристотеля является синтаксической, а не семантической; то есть сказать, что «Все собаки - кошки; я - собака, следовательно, я - кошка», - возможно, но хотя утверждение является логичным, само заявление является ложным. Логика Луллия опирается на семантику. Даже если и возможно сказать, что «Жадность - Благо» используя данную систему, использующий ее должен знать, что данное заявление – ложное, и исключить его.

Область применения системы Луллия, в первую очередь, заключается в обучении других людей сложной христианской теологии. Преобразования в этой системе совершаются весьма просто - путем использования машины, с помощью которой и подбираются соответствия.

Искусство Памяти Раймонда Луллия
Раймонд Луллий с лестницами, из «Карлсруэских миниатюр» (стр. 41).


Таким образом, Искусство является в некотором роде одновременно и системой памяти, и логикой. Подобно театру Камилло, оно «содержит в себе» всё касательно теологии, все необходимые аргументы для «доказательства» того, что христианство является единственной истинной религией. Подобно логике, Искусство осуществляет эти задачи посредством перестановки и комбинации символов. На самом деле оно гораздо ближе к тому, что мы называем логической схемой, чем диаграммы Венна или цепи Маркова. Искусство Луллия делает возможным «механизацию мышления».


 

Как работает Искусство Раймонда Луллия.

 

Существует несколько вариантов, названных в целом «Ars magna».

Полностью систему иногда называют ars generalis ultima.


Первая версия, значительно более сложная, называлась ars demonstrativa.


Более поздняя версия, была радикально сокращена, когда стало ясно, что мало кто может ее понять. Она была названа ars Brevis.


«Ars Brevis» состоит из четырех фигур и алфавита. Каждая фигура обладает собственной функцией:


• Первая Фигура A подводит нас к тому, что Луллий называет «достоинствами». Достоинства взяты непосредственно из Схоластической Логики, в особенности у Иоанна Скота Эриугены; они во многом схожи с базовыми элементами или аксиомами теологии. По соединенным линиям становится возможным произвести перестановки всех достоинств (за исключением совпадающих).

искусство Памяти Раймонда Луллия

«Ars Brevis», первая фигура. Из Эскориальского манускрипта, Ms f-iv-12, fol. 3.

• Второй рисунок T - по сути своей представляет 3 накладывающихся друг на друга треугольника, каждый из которых имеет подвиды, связанные непосредственно с ним (1: различие, соответствие, противоречие; 2: начало, середина, конец; и 3: важнейший, равный, несущественный).

искусство Памяти Раймонда Луллия

«Ars Brevis», Вторая фигура. Из Эскориальского манускрипта, Ms f-iv-12, fol. 4.

• Третья фигура - таблица комбинаций первой фигуры.

искусство Памяти Раймонда Луллия

«Ars Brevis», Третья фигура. Из Эскориальского манускрипта, Ms f-iv-12, fol. 6.

• Четвертая иллюстрация фактически является подвижной, она учитывает перестановки из всех букв в третьей группе.

искусство Памяти Раймонда Луллия

«Ars Brevis», Четвертая фигура. Из Эскориальского манускрипта, Ms f-iv-12, fol. 7.

• В дополнение к фигурам есть 18 принципов, которые должны быть выучены наизусть, для того, чтобы можно было управлять устройством.

• Для того, чтобы этот механизм можно было использовать для ответа на вопросы, существует еще девять вопросов.

• Наконец, есть три группы по девять: Объектов, достоинств и недостатков, которые также используются при задавании вопросов.

 

Таблица по Искусству Памяти Раймонда Луллия

* или длительность

 

Вот версия фигуры A, которую проще будет разобрать:

 

искусство Памяти Раймонда Луллия

 

А также иные версии фигур 3, 4, 5:

 

искусство Памяти Раймонда Луллия

 

Ars Descriptiva является более сложной системой, в нее входят 23 буквы алфавита и 9 фигур.

 

Далее будут представлены также иные версии уже размещенных в данной статье фигур. Итак:

 

Первые пять фигур:

искусство Памяти Раймонда Луллия

«Ars Demonstrativa», Фигуры A S T V X Y Z. Венеция, Марчианская библиотека, vi 200, fol. 3v.

 

Другие фигуры:

 

искусство Памяти Раймонда Луллия

«Ars Demonstrativa», Фигуры Теологии, Философии и Закона, а также Элементарная и Демонстративная Фигуры. Венеция, Марчианская библиотека, vi 200, fol. 4r.

 

Таблица:

Таблица 4. Алфавит из Ars Demonstrativa


искусство Памяти Раймонда Луллия

________________

Примечание:

Цвета для X, Y, Z  основаны на тексте «Introductorium Artis demonstrativae» (MOG  III, 61 = Int. ii, 7). Однако в тексте они не используются. Они используются в трех фигурах  в  рис. XII, и похоже, основаны на произвольном выборе иллюстратора.

*   Для букв D, H, M под фигурой S см. Пролог №3 ниже.
** Номера были введены только лишь для обозначения парных концепций (1 с 1 и т.д.).


Оригинальный материал расположен на сайте www.kelty.org

Перевод © Fiona Addams, для Teurgia.Org, 2012 год

редактура © Eric Midnight

 

 

 

Back