Home Розенкрейцерство Адепты Розы и Креста «Томас Воган (Евгений Филалет)»
«Томас Воган (Евгений Филалет)»
Розенкрейцерство - Адепты Розы и Креста

 

Виньетка к статье о Евгении Филалете (Томасе Вогане)

 

Томас Воган (Евгений Филалет)

 

Воган Томас (Thomas Vaughan) (17.4.1622-27.2.1666) - английский священник, розенкрейцер, алхимик и мистик, писавший в основном под псевдонимом Eugenius Philalethes (Евгений Филалет). Член научного Королевского общества. Состоял и на государственной службе. Из знатной семьи. В 1638 г. окончил Колледж Иисуса, Оксфордского университета. В 1642 г. получил степень бакалавра искусств.  Работал в нескольких странах, в том числе в Америке.

 


Алхимическое Великое ДеланиеТомас Воган принадлежал к старинной благородной валлийской семье, глава которой был пэром королевства. Сам Томас Воган — хорошо известный учёный, священник, брат поэта Генри Вогана, давний друг и корреспондент Роберта Бойля; один из той небольшой группы учёных, которая впоследствии сформировала ядро Королевского научного общества. Окончив Оксфордский колледж, он стал настоятелем прихода Лансфрайд и занимался медицинскими исследованиями, обусловленными недостатком в Уэльсе врачей. В 1650 году был выселен из провинции за симпатии к роялистам. В 1651 году женился и следующий период жизни провёл в Лондоне [1].


Но занимаясь медицинской практикой, Воган, тем не менее, стремился применять на практике свои навыки химического приготовления лекарственных средств согласно методикам, предписанным Парацельсом (воплощением которого, по некоторым утверждениям, он являлся). В отличие от большинства алхимиков своего времени, Воган проводил свои опыты вместе с женой Ребеккой (вплоть до её смерти в 1658 году), которую высоко ценил и считал своим незаменимым товарищем в работе. По его собственному признанию, он был членом знаменитого Общества неизвестных философов. В 1652 году он отвечал за перевод на английский авторитетного трактата Fama Fraternitatis — анонимного розенкрейцерского манифеста, впервые опубликованного в 1614 году в Касселе. Позднее Воган принял участие в воплощении плана доктора Роберт Чайльда по созданию химического клуба, лаборатории и библиотеки, главной целью которой было собрание и перевод трудов по химии. В ходе судебной тяжбы с неким Эдвардом Болнестом Воган был обвинён в том, что тратил большую часть своего времени на изучение философии и натуральной химической физики. Сам он признавался, что «не раз находил и не раз терял... философский камень» [1]. Поскольку Воган много путешествовал и публично заявлял, что верит в алхимию, предполагали, что пробелы в его биографии могут совпасть с появлениями адепта, известного как Филалет. Решающим доказательством считалось существование манускрипта, содержащего труды по алхимии, который был написан почерком Томаса Вогана, но подписан псевдонимом Филалет. Действительно, Томас Воган интересовался алхимией и был автором, по крайней мере, одного трактата по этому искусству («Antoroposophia Theomagica», опубликован в 1650 году), но подписал он его Евгениус Филалет, а не Евгений. Более того, если сравнить фотокопии существующих манускриптов, написанных этими двумя людьми, легко можно увидеть, что почерки их не имеют ничего общего, а содержание алхимических трактатов Томаса Вогана совершенно отличается от содержания трудов Филалета. Хотя Воган попрежнему остаётся одним из основных кандидатов на роль «подлинного» Филалета, можно уверенно сделать только один вывод: личность этого адепта, как и даты его жизни, остаётся неразрешимой загадкой.


«Англия, — пишет Жангле дю Френуа, — не рождала еще человека столь необыкновенного, как сей прославленный аноним, называвший себя Эйреней Филалет: его имя, личность, биография, сочинения — все представляет собой неразрешимую загадку. Известно, что он появился на свет в Англии в 1612 году, поскольку в 1645-м, когда он написал свою главную книгу, ему было не более тридцати трех лет; но мы не знаем, в каком городе и в каком графстве он родился. Весьма вероятно, что его совсем маленьким увезли в английскую Америку. Об этом упоминается в небольшом трактате «Опыты по изготовлению философской ртути» («Experiences sur la preparation du mercure philosophique»), который был напечатан в 1668 году в типографии Даниеля Эльзевира, издателя из Амстердама. Считается, что подлинное его имя было Томас Воген» [3].


Следует признать, что аббат Лангле дю Френуа изложил все, что было известно в его эпоху о происхождении адепта, прославившегося под именем Эйреней Филалет. Столетие спустя немецкий историк Шмидер ограничится следующим восклицанием: «Тогда свершилось чудесное явление на западе Европы!». Этот алхимик чрезвычайно похож на Космополита тем, что оба они внезапно ворвались в Историю, обладая в полной мере знанием своего искусства, а затем столь же неожиданно исчезли так что никто не может сказать, где и когда они умерли — если умерли вообще [4].


В первой главе трактата «Открытый вход в закрытый дворец Короля» пишется: «Я философ и адепт и буду называть себя не иначе как Филалетом, и сие анонимное имя означает Поклонник Истины; в 1645 году от Рождества Христова, в возрасте тридцати трех лет, познав тайны медицины, алхимии и физики, решил я написать сей маленький трактат, дабы исполнить долг свой перед чадами науки и протянуть руку помощи тем, кто потерялся в лабиринте заблуждений. Одновременно желаю оповестить философов-адептов, что я ровня и собрат их, а также открыть свет тем, кто был обманут самонадеянными софистами, но может выбраться на истинный путь, если сам того захочет. Ибо предвижу, что многих просветит книга моя. Это не сказки, это доподлинные и успешные опыты, которые я произвел сам и знаю о них все, как легко поймет из сочинения сего любой человек, ставший философом. И поскольку делаю я сие ради блага ближнего, то могу смело сказать, а люди должны мне поверить, что из всех, кто писал что-либо на сей предмет, нет никого, кто изъяснялся бы более ясным образом, чем я, и много раз охватывало меня искушение все оставить, ибо казалось мне, что было бы куда лучше скрыть истину под маской зависти; но Господь, коему сопротивляться не могу и который один ведает сердцами, принудил меня. И потому верю я, что в сей последний срок мира некоторым людям будет даровано счастье обладания этим бесценным сокровищем, ибо я писал с полной откровенностью и разъяснил все, что могло бы ввести в сомнение тех, кто приступил к изучению сей науки.


Я даже знаю нескольких лиц, которым сей секрет известен так же хорошо, как и мне, и не сомневаюсь, что есть другие философы, с коими надеюсь свести знакомство в самое ближайшее время. Господь совершает Святой Волей Своей то, что Ему угодно. Признаю, что недостоин быть орудием Его в подобных вещах. Но в этих самых вещах исполняю я Его Святую Волю, перед которой должны склониться все твари земные, потому что Он создал их лишь для самого Себя и для самого Себя бережет, ибо являет Он для них центр Вселенной, от Него все происходит и к Нему все возвращается» [3].


Алхимический АндрогинФилалет был христианским мистиком, а в тридцать три года умер или, точнее, вознесся на небо, достигнув полного просветления, Христос, то выглядит вполне возможным предположение, что названный адептом возраст следует толковать с точки зрения инициации: это символ обретения познания, а не указание на реальный факт биографии.


Некоторые сведения о юности Евгения Филалета сохранились благодаря биографии, написанной английским автором по имени Урбигер. Однако рассматривать её стоит очень осторожно, так как, например, Урбигер пишет, что Адепт достиг зрелого возраста в царствование Карла II. Поскольку этот король взошёл на престол в 1660 году, когда, согласно общепринятому мнению, Филалету было сорок семь лет, гораздо более вероятно, что юность Адепта пришлась на правление Карла I. Это соответствует промежутку между 1625 и 1649 годами, так как сообщение Урбигера упоминает о том, что Евгений был приглашён к королевскому двору, а это не могло произойти позже, когда судьбу Англии решал Кромвель. История Урбигера сообщает, что трансмутации, которые производил юный Филалет, были столь многочисленны и блистательны, что слухи о них дошли до короля. Последний попытался пригласить юношу ко двору, но алхимик старательно избегал этого.


В рассказах современных очевидцев всё время повторяется один и тот же факт - мельчайшей крупинки порошка было достаточно для того, чтобы трансмутировать очень большое количество метала [2].


По этому поводу Луи Фигье говорит:


«Все историки сходятся на том, что настойка Филалета была гораздо более действенной, чем всё то, что существовало ранее или чем обладали другие Адепты XVII века. Одно зёрнышко, добавленное в унцию ртути, превращало её в Золото. Последнее можно было добавить к десятикратному количеству ртути, и вся  смесь вновь превращалась в Золото. Одна часть настойки позволяла трансмутировать 19000 частей металла. Это число не очень отличается от того, которое получил ван Гельмонт в эксперименте, заставившем его убедиться в истинности Алхимии. Отсюда делается вывод о том, что мизерная порция порошка была получена им от самого Филалета. Эта гипотеза подтверждается также свидетельством Старкей, друга и ученика Филалета» [2].


Помимо записок аптекаря и его сына, существует также свидетельство доктора Михаэля Фаустиса, выпустившего полное собрание сочинений Филалета и общавшегося с некоторыми людьми, которые, по их словам, знали Филалета в Америке или состояли с ним в переписке. К числу последних относится Роберт Бойль, и он - не единственный учёный, воспринимавший Филалета всерьёз. На протяжении почти двадцати лет «Открытая дверь» была настольной книгой Исаака Ньютона. Его экземпляр, испещрённый пометками на каждой странице, в настоящее время находится в Британском музее с приложением множества отдельных листов, на которых Ньютон комментирует операции, описанные Адептом. Ньютон и Бойль были настолько убеждены в истинности алхимии, что подали в парламент петицию с просьбой принять билль, запрещающий разглашение процесса трансмутации, дабы избежать падения рыночной стоимости Золота [4].


После Америки следы Филалета теряются на несколько лет. Согласно Джорджу Морхоффу, Адепт отправился в Ост-Индию и произвёл там множество публичных трансмутаций, однако это утверждение не доказано. Точно известна дата появления Филалета в Европе, поскольку в 1666 году в Амстердаме он отдал английскую версию «Открытой двери» Жану Ланжу для перевода на латынь. Книга была напечатана под латинским названием «Introitus apertus ad occlusum regis palatium». C другой стороны, именно в 1666 году неизвестный Адепт посетил Гельвеция в Гааге, которая расположена недалеко от Амстердама. Напомним, что во время разговора он сказал Гельвецию, будто Философского Камня в его коробочке из красного дерева хватит на то, чтобы превратить сорок тысяч фунтов основного металла в Золото. Более того, аналогичное заявление было сделано ван Гельмонту его неизвестным гостем, причём огромная сила порошка действительно подтвердилась [4].


Философский Камень создать очень трудно, и только очень немногие Адепты сумели сделать это. Поэтому было бы крайне сложно представить себе, что в то время в Европе сразу три или четыре философа-герметиста обладали столь совершенным составом. Гораздо более вероятно предположение, что это был один-единственный Адепт, обладающий выдающимся знанием - Филалет, - который в юности посетил ван Гельмонта, а после возвращения из Америки - Гельвеция и затем Бернара Пизанского.


Можно задать вопрос, почему Филалет никогда не называл себя, - ведь в любом случае его имя было надёжно скрыто под маской герметического псевдонима. Однако опасности, угрожавшие Адепту, возрастали по мере того, как возрастала его известность. Именно поэтому Филалет ещё и ещё раз настаивал в своих книгах на необходимости абсолютной секретности. Он даже говорит о том, что в последнее время стало всё труднее продавать герметическое Золото и Серебро без опасности быть немедленно выданым покупателем и подвергнуться преследованиям [5].


«Торговцы - не дураки, даже если они не подают вида, что что-то заметили, как дети, играющие с закрытыми глазами. Если вы достаточно глупы для того, чтобы поверить им, они в одно мгновение могут причинить вам множество неприятностей».


Далее он добавляет:


«Я могу утверждать это с уверенностью, поскольку когда я был в чужой стране, переодевшись торговцем, я попытался продать слиток очень чистого Серебра стоимостью около шестисот фунтов стерлингов (я не осмелился добавить в него какой-нибудь сплав, поскольку каждая страна имеет свои стандарты для Золота и Серебра, которые известны всем остальным продавцам. Поэтому напрасно вы думаете, что если им сказать, будто кусок Золота или Серебра привезён из той или иной страны, они поверят вам и не смогут проверить это на ощупь, чтобы немедленно вас арестовать) [7]. Люди, которым я предлагал этот слиток для продажи, сразу же говорили мне, что он искусственного происхождения. Когда я спрашивал их, почему они так думают, они не отвечали мне ничего, кроме того, что они не подмастерья и могут распознать Серебро, привезённое из Англии, Испании, или откуда-нибудь ещё. Предложенный же кусок не соответствует никаким стандартам. Услышав это, я спешил удалиться, оставив и слиток, и деньги, которые собирался за него получить. Я больше никогда не возвращался и не пытался повторить мой опыт ещё раз».


В другом месте Филалет говорит:


Алхимическая гравюра«Господи, сделай так, чтобы два великих идола, - Золото и Серебро, - которых почитает сегодня весь мир, поскорее стали столь же обычны и дёшевы, как грязь и отбросы. Ибо тогда я, знающий, как их получать, не буду больше испытывать столько хлопот, сколько испытываю, скрываясь от мира.Мне кажется, что проклятье Каина пало на меня (сама эта мысль повергает меня в слёзы и стенания) и что я, как и он, отринут от Лица Господа, лишён возлюбленного общества моих друзей, с которыми хотел бы беседовать, не скрывая ничего. Сейчас меня, как и Каина, преследуют фурии, и нигде я не чувствую себя в безопасности ни на миг. Это часто заставляет меня, как и его, взывать к Господу в крике: "всякая рука человеческая против меня! Я не осмеливаюсь любить свою семью, ибо я - странник и бродяга. Сегодня в одной стране, завтра - в другой, и нет у меня нигде дома. Хотя я обладаю всеми богатствами, они приносят мне мало пользы» [8].


Также до наших дней сохранились указания для выполнения Герметической Работы, составленные Евгением Филалетом:


1. Когда приступаешь к Великому Деланию, не полагайся на советы невежд и не верь тому, что пишут в ученых книгах. Никогда не теряй из виду то, что цель, к которой ты стремишься, есть Серебро или Золото. Только Серебро и Золото являются тем, во имя чего ты должен работать посредством нашего меркуриального Источника. Однако сначала Источник следует подготовить так, чтобы он мог их очищать, а это потребует от тебя полной концентрации внимания.


2. Не давай ввести себя в заблуждение тем, кто говорит, что наше Золото не естественное, а искусственное. Воистину обычное естественное золото мертво, однако наши действия могут оживить его подобно тому, как прорастает зернышко пшеницы, если его посеять. Шесть недель спустя золото, которое было мертвым, станет благодаря нашему Деланию живым, действенным и плодородным, потому что было помещено в соответствующую почву, в тот компост, который мы приготовили. Таким образом, мы можем по праву утверждать, что это наше Золото, ведь это мы объединили его с субстанцией, давшей ему жизнь. В противовес этому приговоренного к смерти человека считают покойником, хотя некоторое время он еще будет жить.


3. В дополнение к Золоту, которое является телом и мужским элементом нашего Делания, должно присутствовать и другое начало, знаменующее собой дух, душу или женщину. Этим элементом является жидкая Ртуть. Она выглядит как обычное «быстрое серебро», однако в действительности еще чище и более подвижно. Некоторые вместо Ртути используют всевозможные вещества и называют их философской ртутью. Не слушай этих краснобаев и не следуй их бессмысленным советам — что посеешь, то и пожнешь. Если ты выбрал Золото, оно и является тем семенем, которые ты доверяешь земле. Оно и есть Ртуть; не металл и не подобно металлам. Если же это металлический эликсир, в результате его применения ты получишь лишь кусок ненужного вещества.


4. Наша Ртуть представляет собой вещество наподобие обычного «быстрого серебра», однако природа у него другая, оно небесно, огненно и обладает великой мощью. Оно получает эти свойства в той или иной мере в зависимости от способа его приготовления.


5. Секрет приготовления нашей Ртути таится в использовании минерала, который относится к тому же типу, что и Золото и Ртуть. Он должен быть насыщен летучим Золотом, источаемым из тела Марса. Посредством Ртути минерал должен быть очищен не менее семи раз. После этого он готов к использованию для Королевской, или Золотой ванны.


6. Ртуть, подвергаемая обработке от семи до десяти раз, становится все чище и все более сильной, потому что ее оживляет живая Сера. Но если число операций будет больше, Ртуть станет слишком огненной и свернется, вовсе не растворяя в себе вещества. В итоге Золото не будет ни взаимодействовать с нею, ни растворяться в ней.


7. Правильно обработанная Ртуть впоследствии должна быть дистиллирована два или три раза в стеклянной реторте, потому что отдельные ненужные атомы могут остаться в ней даже после указанных процессов. Затем она должна быть промыта в уксусе и хлориде аммония. Только теперь она готова к Деланию, понимаемому здесь иносказательно.


8. Для Делания всегда следует использовать чистое подлинное Золото. Если ты не располагаешь таковым, произведи его обычную очистку самостоятельно сразу после приобретения. Затем истолки его в мелкий порошок растиранием или раскатыванием на тонкие листы. Можешь применить любой известный тебе способ измельчения. Неважно, каким методом ты пользуешься, лишь бы в результате получился довольно мелкий порошок.


9. Теперь мы подошли к компосту. Возьми одну или две унции приготовленной смеси и не больше двух или трех унций Ртути, прошедшей обработку. Смешай их в мраморной ступке, предварительно нагретой в теплой воде до максимальной температуры. Растирай их до тех пор, пока они не смешаются полностью, и добавь уксус и соль для очистки. Зятем следует их разбавить горячей водой и хорошенько высушить.


10. Заверяю тебя, что, несмотря на всю загадочность моих слов, они вполне искренни в момент их произнесения, ибо изложенный здесь метод использовался мной неоднократно. Все философы древности использовали эту систему, которая по сути не имеет себе равных. Весь фокус заключается в применении в нашем Делании двух видов огня.


Тайный, сокрытый огонь есть инструмент Бога, и поэтому его свойства недоступны взору человека. Мы часто имеем в виду именно его, хотя может создаться впечатление, будто говорится о внешнем огне. Вот почему часто возникают ошибки — удел недалеких философов и нерассудительных людей. Сокрытый огонь может меняться, тогда как внешний огонь почти всегда одинаков. Внешний огонь неизменен, постоянен и однороден в течение всего Делания; даже во время Белого периода Делания он один и тот же, за исключением первых семи дней, когда мы не даем ему разгореться. Однако опытный философ не нуждается в этих сведениях.


Что же касается степени возгорания внешнего огня, то его следует время от времени регулировать, поскольку по мере выполнения Делания он возрастает; компост созревает, и цвет огня меняется. Здесь я тебе поведал самую сложную особенность Делания, поэтому запомни мои слова и не совершай в будущем ошибок.


II. Тебе понадобится стеклянный тигель или колба, без нее ты не сможешь правильно выполнять Делание. По форме она должна быть овальная или сферическая, достаточных размеров, чтобы с запасом вместить всю приготовленную тобой смесь. Это значит, что ее объем должен быть в два раза больше, чем объем полученной смеси. Эта колба называется Философским яйцом. Стекло ее стенок должно быть толстым, очень прозрачным и без изъянов. Высота шейки — не больше шести дюймов. Поместив вещество в колбу, герметически закрой ее пробкой. Если останется хотя бы маленькая щелочка, весь дух уйдет через нее, и Делание не будет завершено.


Чтобы убедиться, что сосуд закрыт правильно, применяют следующий надежный прием. Дай ему возможность остыть, а затем приложи рот к пробке, и попробуй втянуть в себя воздух. Если из сосуда имеется хотя бы малейшая утечка, ты сразу почувствуешь, как рот наполнился воздухом. Когда же ты перестанешь втягивать в себя воздух, то услышишь, как он с шипением возвращается в колбу. Этот способ еще никого не подводил.


Алхимическая реторта12. Кроме того, тебе понадобится печь, называемая философами атанором. Все твое Делание будет выполняться с его помощью. Для первой части Делания все следует подготовить так, чтобы тепло было, по твоему выбору, средним или низким. Это делается для того, чтобы в случае необходимости его можно было поддерживать на самом высоком уровне в течение, по крайней мере, двенадцати часов. Когда ты добился этого, следует выполнить пять условий.


Во-первых, вместимость твоей печи должна быть больше, чем требуется для того, чтобы в ней помещался твой тигель, и при этом вокруг него оставался еще дюйм пустого пространства. В противном случае огонь, который поднимается через решетку, не сможет свободно распространяться вокруг тигля.


Вторым условием является требование, чтобы в печи не находилось одновременно два и больше тигля, или яйца, а угли были толщиной в дюйм по краям печи и под дном сосуда. Всегда помни завет Философа: один сосуд, одно вещество, одна печь.


Отверстие следует расположить таким образом, чтобы оно располагалось точно под вытяжкой, которая должна быть не более двух дюймов в диаметре, дабы предоставить возможность языку пламени подниматься от основания сосуда до самого его верха, поддерживая тем самым требуемую температуру.


Третье условие гласит, что если дно печи слишком велико, и ее ширина намного больше, чем высота, температуру сосуда нельзя поддерживать постоянной в течение длительного периода времени.


В-четвертых, если положение тигля таково, что он находится на высоте ниже, чем шесть дюймов над огнем, он расположен в печи неправильно, а это значит, что ты не сможешь подводить к нему тепло должным образом. И в то же время, когда ты увеличиваешь это расстояние и размещаешь сосуд так, чтобы пламя полыхало под ним, — это неправильно.


И наконец, пятое и последнее условие состоит в том, что печь должна плотно закрываться. При этом должно оставаться только небольшое отверстие, посредством которого в печь можно подбрасывать философский уголь. Значит, диаметр отверстия должен быть около дюйма. Кроме того, отверстие такого размера не будет выпускать наружу слишком много тепла.


13. После всех этих приготовлений поставь яйцо, содержащее все нужные вещества, в печь и дай ему возможность нагреться до требуемой температуры. Предел температуры устанавливает Природа, а это значит, что нагрев должен быть скорее слабым, нежели сильным.


Не забывай, что Природа поместила твое первовешество в царство минералов. Хотя мы и приводили аналогии из царства растений и животных, тебе все еще предстоит найти для него самому аналогию из того мира, которому оно принадлежит. Я могу, например, сравнить размножение человека с опылением растения. Однако ты при этом не думай, что в обоих случаях потребуется одинаковое тепло. Мы не подвергаем сомнению то, что в почве, в которой находятся корни трав, имеется достаточно тепла для этих растений, особенно в начале весны. Однако этого тепла недостаточно для того, чтобы из куриного яйца появился цыпленок. Ранней весной и человек вместо тепла будет чувствовать только сильный холод. Давая себе отчет в том, что первовещество относится к миру минералов, ты должен нагреть его до необходимой температуры и при этом не переохладить и не перегреть.


Мир АлхимииПомни не только то, что Природа дала тебе возможность работать в минеральном царстве, но и то, что ты имеешь дело с Золотом и Ртутью, которые не сгораемы. Эта Ртуть очень опасна, потому что может разрушить сосуд, в котором находится, если огонь под ним пылает очень сильно. Поскольку она не сгораема, огонь не может ей повредить. Однако она все же должна храниться в стеклянном сосуде с мужской спермой, чего нельзя было бы сделать, если бы огонь был очень жарким. В этом случае ты бы не смог завершить Делание.


Отсюда следует, что нормальной должна считаться средняя температура, при которой свинец и олово остаются в расплавленном состоянии, или немного выше этой — но не столь высокая, чтобы сосуд выдержал и не взорвался. Из всего сказанного ясно, что температура должна соответствовать тому царству, в котором природа расположила твое вещество.


14. Вся эта операция — напоминающая парение Луны над Землей — заставляет вещество подниматься вверх, как туман, а затем падать вниз в виде дождя. Именно поэтому я советую тебе поддерживать процесс сублимации непрерывным, чтобы Философский Камень мог жить и дышать.


15. Но для того, чтобы получить устойчивый раствор, этого мало. Образно говоря, вода из нашего озера должна вскипеть над костром из дров Гермеса. Я советую тебе поддерживать ее в кипящем состоянии днем и ночью, дабы огромная мощь взволновавшегося моря вызвала подъем духовных элементов и заземление прочих. Если эта операция не проделана весьма тщательно, наши действия следует называть не приготовлением, а потреблением. Ведь если жидкости, то есть духи, едва шевелятся, и вскипание не затрагивает тугих глубинных слоев — это означает, что процесс может быть справедливо назван потреблением.


16. Не торопись поскорее собрать урожай, то есть завершить Делание досрочно. Уверенно продолжай свои занятия в течение пятидесяти дней и тогда ты увидишь клюв ворона, дарующего удачу.


Многие, говорит Философ, считают наши достижения легкодоступными, однако истовый экспериментатор знает, какие трудности ожидают каждого на этом пути. К примеру, если ты посеешь зерна пшеницы, через несколько дней они набухнут, но если ты извлечешь их из земли, они высохнут и возвратятся в прежнее состояние. Чтобы они проросли, им необходима соответствующая среда — земля. Кроме того, нужно, чтобы прошло какое-то время. Более прочные семена, такие как орехи, косточки слив и других фруктов, требуют для прорастания более длительного времени. Всякому растению свое время, и поэтому тот, кто ждет и не торопится, дает возможность семенам прорастать естественно и обильно.


Можешь ли ты предположить, что Золото, это самое плотное вещество в мире, может изменить свою форму в течение короткого промежутка времени? Поэтому живи спокойно и с надеждой, что по прошествии трех дней оно начнет чернеть. Когда ты убедишься в этом, можешь быть уверен, что тело распалось, то есть превратилось в живую душу. Теперь дух уже мертв, то есть слился с телом, но до тех пор, пока золото не почернело, и золото, и ртуть сохраняют свою форму и свойства.


17. Внимательно следи за тем, чтобы огонь не прекращал гореть ни на миг. Ведь если вещество хотя бы на миг остынет. Делание наверняка не удастся.


Все сказанное дает понять, что суть нашего Делания состоит в том, чтобы заставить компост кипеть при самой низкой температуре, которая превращает в жидкость любой элемент минерального царства. При этом внутренние пары окружают вещество со всех сторон, и в этих парах и то, и другое погибает, дабы затем воскреснуть.


18. Поддерживай огонь до появления цвета. Наконец ты обнаружишь, что цвет стал ярко-белым. По достижении этой стадии под конец пятого месяца белый Философский Камень уже практически готов. Возрадуйся, ибо на Востоке появился Царь, преодолевший смерть и окруженный славой. Приход царя возвещает особый знак — нимб лимонного цвета.


19. С добрыми намерениями поддерживай огонь и дальше, пока не появятся новые цвета. Когда увидишь ярко-красный цвет полевых маков, прославляй Господа и будь ему благодарен!


20. И наконец, несмотря на то, что твой Философский Камень уже весьма совершенен, его следует проварить — или, лучше сказать, закалить — еще раз в той же самой воде таким же образом. Пусть на этот раз твой огонь будет немного слабее. Так ты можешь неограниченно увеличивать объем Камня и его силу. Знай, что процесс закалки Камня может продолжаться столько, сколько ты считаешь нужным.


Пусть же Бог, Всевышний, Отец света, Источник жизни и блага, дарует тебе Свою милость, чтобы ты увидел воскрешение света и вошел в сферу бытия - царство, обещанное Верным, - и тем самым приобщился к жизни вечной. Аминь! [6]

 

Виньетка к статье о Евгении Филалете (ТОмасе Вогане)

 

 

Всё это показывает, как трудно проследить путь Адепта, который непрестанно переезжает из страны в страну под вымышленными именами. Однако может существовать ещё одна причина его непрерывных скитаний. Похоже, что Филалет, как и Парацельс, был высшим эмиссаром Братства розенкрейцеров. Если его учение, изложенное в различных трактатах, сравнить с тем, что проповедуют розенкрейцеры, то можно обнаружить полную тождественность, вплоть до предсказания пришествия Элиаса, о котором упоминает также и Парацельс [5].


О конце жизни Филалета известно ещё меньше, чем о её начале. В один прекрасный день он просто исчез, и никто больше никогда ничего о нём не слышал. Невразумительная традиция передаёт, что он удалился на покой во Францию, но этому нет никаких доказательств. Он мог точно так же исчезнуть в любой из стран. Филалет никогда не скрывал, что использует Философский Камень не столько для создания Золота, которое трудно продать, сколько в качестве лекарства и эликсира жизни [8]. Множество убеждённых алхимиков всегда придерживались мнения о том, что Евгений достиг состояния бессмертия, доступного только высшим Адептам. Известный прорицатель Эттейла даже утверждал, что Филалет и граф Сен-Жермен - один и тот же человек. Он пишет в своём труде «Семь степеней Делания герметической философии», опубликованном в 1786 году: «Мсье Сен-Жермен сочетает в себе совершенное знание трёх классических наук и является подлинным и единственным автором «Открытой двери в тайные палаты короля». Тем не менее, вполне возможно, что Евгений, как и Никола Фламель, достиг мудрости, и после жизни, наполненной странствиями, встретил долгую и безмятежную старость где-нибудь в тайном убежище.


Нет лучшего способа завершить главу о столь выдающемся человеке, чем процитировать последние несколько строк из его собственного трактата «Открытая дверь»:


«Эта книга была начата и закончена в 1645 году тем, кто учил и учит секретам Искусства, не требуя похвалы ни от кого. Цель моего трактата - помочь тем, кто искренне ищет знаний о скрытых науках, и уверить их в том, что я их друг и брат, носящий имя, которым подписываюсь: Евгений Филалет - англичанин по рождению, житель Вселенной».

 


Литература:

1. В.Л.Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М.,1975

2. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. - М.,Канон, 1999

3. Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006

4. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

5. Дианова Г. А. Язык алхимии. М., 1995.

6. Грошева Е.Г. Философские и психологические основания алхимию – В кн.:

7. Парацельс Т. Магический Архидокс. М., 1997.

8. Гессманн Г. Тайные символы алхимии, фармацевтики и астрологии средних веков. Киев, 2006

 

Виньетка к статье о Евгении Филалете (Томасе Вогане)

 

 

 

Back