«Феникс»
Искусство и Мир Оккультизма - Оккультная мифология

 

Феникс

 

Феникс (витраж)Феникс - священная птица, напоминающая по описанию орла или цаплю с золотыми и красными перьями, которая способна возрождаться из своего пепла. Согласно мифам, на Земле живет только один феникс. По разным источникам, его жизнь длится 500, 1000, 1461 или даже 12 994 года. Мифы о фениксе возникли в Древнем Египте, откуда распространились в Греции, Риме, затем в христианской Европе, стали известны во всем мире. Эта птица считается символом солнца, а также и загробной жизни.


В разных странах феникс был известен под разными именами. В Аравии его называли «анка», в Персии – «симург», в Индии – «гаруда». Некоторое сходство с фениксом имеет и скандинавский мифологический ворон Йель. Со всеми этими персонажами древних легенд схожи мифы о вечной птице солнца, прообразом которой называют цаплю, орла, альбатроса, кондора и других реальных птиц.


В китайских мифах часто описывается рожденная солнцем чудесной красоты птица с перьями пяти цветов, поющая прекрасную песню из пяти нот. Это птица Фен-хуан - один из священных китайских символов наряду с драконом, черепахой и единорогом. Появление Фен-хуан приносит счастье, а за ее отлетом следуют природные бедствия. Японская птица Хо-о, символ императорской власти, олицетворяет солнце, спустившееся на землю, чтобы делать людям добро [2].


Образ известной по народным сказкам, балету Стравинского русской мифологической Жар-птицы, которую Иван-царевич спасает от Кощея Бессмертного, появился, по-видимому, под влиянием как западных, так и восточных мифов. В сборнике русских сказок Афанасьева есть два повествования об огненной птице – «Василиса Прекрасная и Жар-птица» и «Иван Царевич, Жар-птица и Серый Волк». У сказочной Жар-птицы огненно-красные и золотые перья, крылья - как языки пламени, а глаза сверкают, как алмазы. Ближайший к ней образ - персидский сокол «каршипта», который, как и Жар-птица, умеет говорить.


Со времен Геродота (V век до н. э.) феникс остается одним из самых популярных мифологических персонажей. По известности с ним не может соперничать ни одна птица. Ни одна птица не захватывала человеческое воображение так, как священный феникс из Гелиополиса, мистическая птица древнеегипетского «города солнца». Феникс служил символом солнца, заходящего вечером и снова появляющегося утром, и вечной жизни души, покидающей тело после смерти.


Возможно, феникс возник в сознании людей как воплощение вечной мечты человечества о бессмертии. Прообразом феникса могли послужить и некоторые виды реальных птиц, избавляющихся от паразитов, позволяя муравьям заползать на свои перья, или использующие для этой цели дым. Примеры такого поведения описаны у ворон и других птиц. Другой причиной возникновения мифа могла быть линька, при которой некоторые птицы полностью теряют перья, а затем «рождаются заново» в новом оперении. Конечно, все эти предположения - не более чем догадка. Но, возможно, они содержат в себе долю истины.


Первое упоминание о фениксе мы находим у греческого поэта Гесиода, который говорит о нем как о широко известной долгоживущей птице. Однако ее самое подробное описание оставил Геродот. Оно и послужило отправной точкой для развития многочисленных мифов о фениксе. Согласно Геродоту, египтяне почитали феникса как священную птицу. Сам он не видел птицу и описывает ее по фреске из гелиопольского храма: феникс похож на орла с красными и золотыми перьями. Вот история, изложенная Геродотом: молодой феникс прилетает в Египет из Аравии один раз в 500 лет, в когтях он приносит забальзамированное в мирре тело своего предка, которое хоронит в Храме солнца в Гелиополисе.


Библейский пророк Иезекииль называет феникса царем птиц и восхищается его чудесной песней. Диоген Лаэртий (III век н. э.) упоминает о фениксе, как о единственной птице, которая не нуждается в партнере для рождения потомства [1].


Первое описание возрождения феникса мы находим у Плиния Старшего: феникс живет в Аравии 540 лет, а затем умирает в гнезде, источающем аромат; из костей и костного мозга мертвой птицы появляется маленький червь, из которого вырастает новый феникс. Со времен Плиния (I век н. э.) мифологические черты феникса остаются практически неизменными: птица живет очень долго, она является людям только незадолго до смерти, после смерти рождается заново и, наконец, феникс - птица солнца.


ФениксСильное влияние на распространение легенд о фениксе оказали «Метаморфозы» Овидия, который создал римскую версию мифа на основе греческого знания о птице солнца. Образ феникса как нельзя лучше иллюстрирует название книги: «метаморфозы» по-гречески означает «перевоплощение». По Овидию, феникс - бессмертная птица, но его жизнь состоит из пятисотлетних циклов. В конце каждого цикла птица строит на высокой пальме гнездо из мирра, корицы и других благовоний. Солнце воспламеняет гнездо, и феникс сгорает в огне. Молодой феникс, рождающийся из пепла, живет следующие 500 лет. Когда птенец становится достаточно сильным, он переносит прах своего предка в храм города солнца.


Деталь, связанная с пальмовым деревом, может навести на некоторые догадки относительно происхождения феникса. Его описание у Овидия заставляет вспомнить о другой священной птице Египта - пурпурной цапле бену, название которой обозначает еще и вид пальмы. В древнеегипетской «Книге мертвых»говорится, что цапля бену также служила в Гелиополисе одним из символов солнца. В некоторых источниках бену называют «душой бога Ра» - египетского бога солнца, а также символом верховного бога Осириса, из сердца которого она якобы появилась. Римский историк Тацит (I век н. э.) утверждает, что живущий 1461 год феникс перед смертью выделяет в гнездо некое плодородное вещество, из которого и рождается молодая птица. Современник Тацита святой Клемент Римский впервые связывает образ феникса с христианским учением: повторяя рассказ Овидия о пятисотлетнем фениксе, обитающем в Аравии, Клемент завершает свой рассказ словами о том, что Создатель, сотворивший феникса, таким образом продемонстрировал, что дарует бессмертие тому, кто посвящает жизнь верному служению Ему. Эта мысль Клемента была подхвачена более поздними христианскими авторами - Тертуллианом, Лактанцием, Руфином, святым Григорием Турским и другими. В бестиариях, средневековых книгах, в которых описания животных сопровождались религиозными комментариями, легенда о фениксе символизирует воскрешение Христа.


С течением веков количество упоминаний о фениксе в источниках растет в геометрической прогрессии. Если за все время до Рождества Христова известны только девять указаний на феникса, то в одном только I веке н. э. мы находим уже 21 упоминание у десяти авторов. В раннехристианские времена их насчитывается уже более 100, а количество литературных источников, относящихся к средневековью, просто не поддается исчислению.


Символическое значение феникса с течением времени менялось. Если, как уже не раз говорилось, в Древнем Египте феникс отождествлялся с солнцем, то в Риме он стал символом императорской власти. Его изображения нередко встречаются на римских монетах.


В христианском учении феникс становится символом не только бессмертия духа, божественной любви и благословения, но и Бога-Сына, воскресшего на третий день после распятия. Изображения феникса украшают соборы в Туре, Магдебурге, Базеле, многих других европейских городах. Наиболее впечатляет настенная мозаика XII века в соборе в св. Петра в Риме: на ней изображен феникс, напоминающий скорее орла, чем цаплю, с бело-голубым оперением, но с золото-красными крыльями, его голова окружена белыми и золотыми нимбами.


Хотя феникс довольно редко появляется на полотнах художников времен европейского Возрождения, его изображения широко используются в геральдике. Феникс украшает щит Жанны д'Арк, печать шотландской королевы Марии Стюарт, медальон Елизаветы I, английской королевы. На броши леди Джейн Сеймур нарисован феникс, объятый пламенем.


Феникс с расправленными крыльями изображен и на одноименной картине Рембрандта. Существует предположение, что это полотно было заказано художнику амстердамской европейской общиной, символом которой также был феникс.


Бесчисленны упоминания о фениксе в художественной литературе. Древнейшие из литературных источников - английская «Поэма о Фениксе» (IX век), в которой птица олицетворяет загробную жизнь, «Поучение о Фениксе» (XII век), содержащая описание посещения рая святым Петром, который становится свидетелем возрождения феникса из пепла на третий день после смерти, и «Перцифаль» Вольфрама фон Эшенба-ха (XII век), где бессмертный феникс сторожит священный Камень Грааля.


В средневековой «Физиологии» мы находим христианскую версию мифа о фениксе: божественная птица прилетает в Гелиополис и знаками указывает жрецу, в каком месте следует развести костер; феникс погружается в огонь и сгорает дотла, но на следующий день из его праха выползает червь, который еще через день превращается в птенца; когда жрец приходит в храм на третий день, он видит взрослую птицу, которая затем улетает в неизвестном направлении. История, естественно, связывается с воскрешением Христа.


Феникс фигурирует в «Божественной комедии» Данте и в сонетах Петрарки. Последний сравнивает с фениксом свою бессмертную любовь к Беатриче. Несмотря на то, что, согласно древним источникам, на Земле живет только один феникс, герои романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле встречают во время своих путешествий одновременно 14 фениксов на одном дереве.


В 1646 году выходит книга Томаса Брауна «Изучение всеобщих заблуждений», одна из глав которой посвящена фениксу. Браун анализирует описания феникса в греческих и римских источниках, в Библии и у христианских авторов. Он приходит к выводу о том, что феникс не существует, поскольку никто и никогда его не видел. Браун также подвергает сомнению основные мифологические черты феникса - его единственность в природе, его способ размножения, его невероятное долголетие.


Сотни поэтов и писателей обращались за вдохновением к образу феникса. В «Потерянном рае» Мильтона архангел Рафаил спускается на землю к Адаму в образе феникса. Китс пишет: «Мне крылья феникса пошли... чтобы улететь я мог к своим мечтам».


Феникс почитался в Древнем Египте как священное существо. Рассказывали, что эта птица (только мужского рода) с прекрасным красно-золотым оперением живет пятьсот лет и дольше. Под конец жизни она строит гнездо из ветвей благовонных деревьев и поджигает его. Пламя пожирает и птицу и ее гнездо. Из пепла выползает на свет гусеница, и из нее вырастает новый феникс. Феникс играет большую роль в раннехристианском искусстве и литературе, являясь символом бессмертия и воскресения. Универсальный символ бессмертия - смерть и возрождение в огне. Легенда гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо из благовонной древесины и смол, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда из ее остатков возникает новый феникс. «Смерть и воскрешение Феникса означают последовательные разрушения и восстановления мира, которые... совершались посредством огненного потопа...» (Е.П.Блаватская. «Тайная Доктрина»). Будучи «огненной птицей», он означает божественность царской власти, благородство и единственность, а также кротость. Во всех традициях феникс выступает как солнечный символ. Можно провести аналогию между фениксом и другими фантастическими птицами — Бену в Египте, Гаруда у индусов, Симург в иранской мифологии, Керкес в турецкой традиции. Феникс, «освобожденная душа», по выражению К. Г. Юнга, стал символом человеческого возрождения.


ФениксВ Египте феникс как символ солнечного начала, воскресения и бессмертия ассоциировался с Ра. Когда древние египтяне представляли солнце в облике птицы, его движение по небосводу в течение дня сравнивалось с полетом. Так, в Гелиополе, центре солнечного бога Атума, слившегося впоследствии с Ра, сложился миф о появлении светила в виде феникса. Феникс считался ба (душой, духовной силой) бога Ра, а также формой проявления Озириса: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира» («Книга Мертвых»). Феникс считался «хозяином юбилеев», что объяснялось представлением о долгой жизни чудесной птицы.


По мнению Е. П. Блаватской, волшебная птица индийской мифологии, олицетворение солнца, Гаруда, - это «индусский Феникс, эмблема циклов и периодичного времени...».


В Китае феникс (Фэн-хуан), «киноварная» или «красная птица», считается императором птиц и солнечным символом; она олицетворяет юг. Согласно «Книге ритуалов», существует четыре благодетельных или духовных животных: единорог, феникс, черепаха и дракон. Феникс воплощает одновременно инь и ян. Самец («фэн») — это ян, солнечное начало, огненная птица. В женской ипостаси («хуан») феникс означает красоту, тонкость чувств и мир, инь, женственное, лунное начало. Изображенный вместе с драконом, символом императора, феникс становится чисто женским символом и означает императрицу, а вместе они — «нераздельное содружество» - не только для супружеской четы, но и для вселенской взаимозависимости инь-ян в мире двойственности. Подобно дракону и единорогу, феникс состоит из разных элементов, представляющих весь космос: у него голова петуха (Солнце), спина ласточки (символ возрастающей Луны), его крылья — ветер, хвост символизирует деревья и цветы, его ноги — земля, он пятицветен, что символизирует пять добродетелей. «Его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен, его голос выводит мелодию, его ухо наслаждается музыкой, его сердце соблюдает правила, в его груди — сокровища словесности, его шпоры обладают мощью против нарушающих закон» (из древнего ритуала). Появление феникса считалось в высшей степени благоприятным знаком, знаменуя мир, процветание, благодетельное правление или появление великого мудреца.


В Японии феникс — Солнце, прямота, верность, справедливость, послушание.


Согласно греческой традиции, феникс был образом восходящего солнца, символом обновленной — через огненную смерть — жизни. Античные авторы (Геродот, Овидий и другие) дают о нем различные свидетельства. По одной версии, феникс, предвидя свой конец, сжигает себя в гнезде, полном ароматических трав, но здесь же из пепла рождается новый феникс. По другой — он умирает, вдыхая ароматы трав, а из его семени рождается новый.


В христианском мире феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых.
В алхимии феникс соответствует завершающей стадии Великого Делания (Opus Magnum) — получению философского камня, и может считаться его символом. Эта стадия носила название «красного делания» (rubedo). По мнению К. Г. Юнга, «в алхимии... дракон считается низшей формой Меркурия, а феникс — высшей».


Также в гадательных надписях Древнего Китая, созданных за 15 столетий до начала нашей эры, упоминается чудесная птица феникс (по-китайски «фэнхуан»). Китайский словарь I века «Толкование знаков» ( «Шовэнь») так описывал птицу феникс: «Спереди напоминает лебедя, со спины - единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв».


Повествует о царь-птице фениксе и китайский «Каталог морей и гор»: «В пятистах ли к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. На ее вершине много золота и нефрита. Там водится птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф «дэ», что значит «добродетель», а на крыльях -иероглиф «и» («справедливость»), на спине - иероглиф «ли» («благовоспитанность»), на груди - «жэнь» («Совершенство»), на животе - «синь» («честность»). Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир».


Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы. Идущая от древнего мудреца Конфуция поговорка «фениксы все не появляются» означает, что счастье все не приходит и не приходит.


ФениксВ конце XVII века немецкий ученый Ф.Вольф собрал вместе все сведения, которые были к тому времени известны о небесной птице Феникс. Итог поисков был опубликован в труде с замысловатым названием «Удивительный сад дикой природы, или о неразумности животных». «Птицу Феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла. Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают, что и дольше. Еще говорят о ней, что она единственная из всех земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: «Более редкостный, чем птица Феникс». Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок.


В отличие от всех других птиц, рождается Феникс без спаривания. Происходит это так. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садится в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а из этого червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс. Об этом писал Овидий [5]. Далее эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны: переносит пепел сгоревшего гнезда в известный город Гелиополь (в Египте) и возлагает его там на алтарь. Делает она это следующим образом: 1) сплетает из пальмовых ветвей яйцевидный сосуд; 2) пробует, сможет ли его поднять; 3) тщательно выравнивает сосуд и наполняет его пеплом сгоревшего гнезда; 4) аккуратно закрывает отверстие; 5) возлагает свою ношу на алтарь в храме Солнца в Гелиополе» [2].


Еще одна версия описания Феникса оставлена нам в VI веке до Рождества Христова в апокрифе «Откровения Варуха».  На вопрос Варуха «что это за птицы», ангел ответил: «Это хранительница мира... Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной». Таким образом, Феникс спасает людей от испепеляющего взгляда светила.


Местом возникновения мифа о птице считают Эфиопию (в иной версии — Ассирию; см. Месопотамии искусство). Древние египтяне отождествляли ее со своей птицей Бену (егип. Benu, Boinu от Ben — «возникать»). По преданию, птица Бену родила сама себя из водного хаоса, как Солнце она поднялась из воды на камне «бенбен». Так же как и Солнце, она периодически умирает и рождается. В египетском искусстве птицу Бену (греки называли ее «Фениксом» ) изображали в образе цапли с двумя длинными перьями или солнечным диском на голове. Иногда представляли в короне Осириса. В древнегреческих мифах символика птицы Бену трактуется сложнее. Согласно мифу, птица феникс-Бену появилась на возникшем из водного хаоса камне-обелиске «Бенбен», что знаменовало начало сотворения мира. Эпитет Бену — «тот, который из себя возник» («бен» означает «возникать»). Фетиши Бену — камень «Бен-бен» (являющийся также фетишем Ра) и дерево «Ишед» (на котором находится дом Бену). Бену считался ба (душой) Ра, впоследствии — Осириса. Самое известное описание приводит древнегреческий историк Геродот (484 — ок. 425 гг. до н. э.): «Есть еще одна священная птица под названием феникс. Я феникса не видел живым, а только изображения, так как он редко прилетает в Египет: в Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает же Феникс только когда умирает его отец. Если его изображение верно, то внешний вид этой птицы и величина вот какие. Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла. О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным). Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса, где его и погребает. Несет же его вот как. Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять. После такой пробы феникс пробивает яйцо и кладет туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжелым, как и прежде. Тогда феникс несет яйцо с собой в Египет в храм Гелиоса». В иной версии, птица Феникс, чувствуя приближение смерти, сжигает себя в гнезде, полном ароматических трав, и из ее пепла сразу же появляется новый Феникс. В персидских легендах рассказывается о волшебной птице Рух, ее называют также Симург. Тело птицы покрыто глянцевыми багряными перьями, а хвост состоит из чередующихся синих и красных перьев (сравн. Жар-Птица). Птица живет пятьсот лет, после чего детеныш несет тело родителя в Египет, в Гелиополь, и кладет его на алтарь Солнца, где птицу сжигают египетские жрецы. Древние римляне считали птицу Феникс символом вечно возрождающейся империи и изображали ее на монетах. Спустя пятьсот лет после Геродота римский историк Тацит (ок. 55 — ок. 120) в «Анналах»  (IV, 28) отметил, что «всякая древность темна», но птица Феникс живет на земле 1461 год. Плиний Старший писал, что продолжительность жизни птицы совпадает с Великим, или Платоновым, годом (в течение которого Солнце, Луна и пять планет делают полный оборот), что составляет 12 954 земных года. Таким образом, смерть и возрождение Феникса в представлении древних обретает значение космического цикла, в течение которого обновляется Вселенная. Мир, как и птица, рождается в огне и погибает в огне, чтобы возродиться вновь. В турецких сказаниях говорится о похожей птице Керкес. Птица питается росой, ее называют «райской». Она также собирает ароматические травы и сжигает себя на костре (сравн. сильфы, сильфиды; Сирин). В иудейских легендах сообщается о птице Мильхам. Когда праматерь Ева вкусила от запретного плода и совершила грехопадение, ее охватила зависть к другим безгрешным существам, и Ева стала соблазнять запретным яблоком всех животных подряд. Только птица Мельхам не послушалась и в награду получила бессмертие. Но через каждую тысячу лет в ее гнезде вспыхивает пламя, которое сжигает птицу, после чего она рождается вновь. В Древнем Китае сформировалась красивая легенда о волшебной птице Феникс, по-китайски: Фэн-Хуань (Feng-Huang). Она обитает среди Красных холмов, иначе ее называют «красной» или «веществом пламени» Спереди птица «похожа на дикого лебедя, сзади — на единорога», у нее «горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы с двенадцатью перцями» (или тринадцатью — при добавлении дополнительного месяца для согласования календаря с солнечным годом).


ФениксВ искусстве стран Ближнего Востока, в Сирии и Финикии встречаются похожие изображения птицы, сидящей на верхушке пальмы. Причем пальма изображается красной. Греческое слово «phoinix» означает «финикийская пальма», что, в свою очередь, связано с эпонимом — именем Феникса, одного из сыновей царя Агенора, который основал г. Сидон, а страну назвал своим именем: Финикией («Красной»). В символике алхимиков красный Феникс означает «завершение Великой работы». Масонский символ, называемый орлом, как считают, на самом деле является изображением Феникса. Предполагают также, что мифологический лебедь у эллинов, орел у римлян и павлин у восточных народов представляют собой различные персонификации образа Феникса. В египетском искусстве изображения фигуры человека в коленопреклоненной позе с крыльями за спиной и с молитвенным движением рук древние греки называли Фениксом. В мистических учениях пеликана, кормящего своей плотью птенцов, именуют Фениксом и трактуют в качестве символа победы духа над телом. Отсюда трактовка Феникса как прообраза Христа, жертвенной смерти и Воскресения к вечной жизни. В произведениях христианских писателей, Отцов Церкви часто встречается подобная аллегория, в частности навеянная текстом «Метаморфоз» Овидия:


Только одна возрождает себя своим семенем птица:


«Феникс» ее ассирийцы зовут; не травою, не хлебом, —
Но фимиама слезой существует и соком атома [3].
Строки Овидия в близкой форме повторяет Данте в «Божественной комедии» [4], сравнивая умирающего и возрождающегося Феникса с грешником, обретающим спасение:
«Так ведомо великим мудрецам,
Что гибнет Феникс, чтоб восстать, как новый.
Когда подходит к пятистам годам.
Не травы — корм его, не сок плодовый,
Но ладанные слезы и амом,
А нард и мирра — смертные покровы [4]».

 


1. Геродот. История. Л.: Наука, 1972. С. 102 (Евтерпа, 73).

2  Энциклопедия восточного символизма. М.: Золотой век, 1996. С. 367—368.

3  Овидий. Метаморфозы. — М.: Худ. лит., 1983. С. 420 (XV, 392—394).

4  Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Наука, 1968. С. 109 («Ад», XXIV, 106—110).

5. Энциклопедия символов/сост. Рошаль. – М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2008. – 1007с.


 

 

Back