«Василиск»
Искусство и Мир Оккультизма - Оккультная мифология

 

Василиск

 

Василиск«Василиск - это царь змей. Люди, завидев его, бегут, спасая свою жизнь, ибо он способен убить одним лишь своим запахом. Даже взглянув на человека, он убивает…». Вот что было написано в средневековом бестиарии (книга, включающая в себя сведения о царстве реальных и вымышленный существ) о таинственном василиске. Василиска считали существом мифическим, вымышленным, но, как известно, в каждом вымысле есть доля правды, поэтому предлагаю окунуться в увлекательный мир сказок и мифов и узнать, кто же такой василиск и какими удивительными способностями наделили его люди. История отправляет нас в античные времена в далекую Африку, а точнее в Ливийскую пустыню. Там живет маленькая, но страшно ядовитая змея с белой меткой на голове. Местные жители и путешественники очень боялись встретить ее на своем пути, так как укус змеи был смертелен, а также пугала ее удивительная способность передвигаться с поднятой головой, опираясь на хвост. Точное название змеи неизвестно, но греки называли ее василиском, что означает «царь». Молва о диковинной змее дошла до Европы и, конечно же, по дороге обросла ужасными подробностями. Вот что писал Плиний Старший (римский писатель, I век н. э.) об этом чуде пустыни: «Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его – сразу умирает. На его голове – белое пятно, напоминающее диадему. Его длина – не больше 30 сантиметров. Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается, не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются…». Последние сведения раскрывают историю возникновения пустыни: именно василиск виноват в гибели всего живого вокруг и появлению песков. Так постепенно обычное животное превратилось в сказочное чудовище благодаря неуемной человеческой фантазии и человеческим страхам, а дальше – больше. Греки, назвав змею царем, приписали ей роль властелина над пресмыкающимися: змеями, ящерицами, крокодилами. Римляне же перевели название василиска на латинский язык, и он стал регулом (Regulus), что тоже означает «царь». Василиску приписывали способность убивать все живое не только дыханием, но и взглядом так же, как Медуза Горгона. Кстати, римский автор Марк Анней Лукан считал, что василиск появился из крови убитой Медузы, что вполне логично, ведь на голове Горгоны вместо волос были змеи. Василиску смотреть в глаза тоже нельзя, иначе окаменеешь, а побороть его можно было при помощи зеркала – чтобы ядовитый взгляд василиска был обращен против самого себя. Существует на свете зверь, который способен победить василиска – это ласка, маленький хищник из семейства куньих. Ласке совершенно нипочем все смертельные ухищрения василиска. Боится василиск и петушиного крика, от него он обращается в бегство, может даже погибнуть. Интересно противостояние василиска и петуха, потому что именно с петухом связана легенда рождения василиска. В бестиарии Пьера де Бове (1218 г.) рассказывается о том, что яйцо василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его насиживает жаба. Из яйца вылупляется существо с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом. По другим сведениям на свет из яйца появляется не василиск, а куролиск или кокатрис, его родственник. Но куролиск менее могущественный, чем василиск, ему не подчиняются змеи и другие пресмыкающиеся. Водилось и на Руси такое существо, иногда его еще называли дворовик. Дворовой или дворовик – близкий родственник домового, жил во дворе дома. Днем он выглядел как змея с петушиной головой и с гребнем, а ночью приобретал облик, похожий на хозяина дома. Дворовик являлся духом дома и двора. А вот водил он дружбу со змеями или нет, об этом не известно. В эпоху Возрождения было создано немало чучел василиска из частей морских животных. Василиска изображали на церковных барельефах, медальонах и гербах. В геральдических книгах василиск имеет голову и лапы петуха, птичье тело, покрытое чешуей, и змеиный хвост. И сейчас можно встретить изображения василиска. Например, в городе Базеле (Швейцария) стоит памятник василиску, и жители города считают его своим покровителем (к сведению: в греческом языке буква «б» (бета) впоследствии превратилась в букву «в», так что изначально слово «василиск» звучало в оригинале, как «базилевск» – basiliskos) [3].


ВасилискВасилиски несколько раз упоминаются в Вульгате (латинском переводе Библии). В Средние века они считались вполне реально существующими животными. Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками, когтями и дыханием, кроме того, подобно медузе Горгоне, они способны убивать лишь одним своим взглядом.


В Средневековье считалось, что василиск рождается из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой на подстилке из навоза. В описании Св. Хильдегард Бингенской (XII в.) это происходило так: «Когда однажды жаба почувствовала себя беременной, она увидела яйцо змеи, села на него для высиживания, ожидая, что на свет появятся ее собственные детеныши. Последние погибли, однако она продолжала сидеть на змеином яйце, пока в нем не зашевелилась жизнь, на которую тот же час подействовала сила райского змея... Змееныш разбил скорлупу, вышел из нее, однако сразу же выдохнул как бы сильную струю огня... он убивает все, что встречается у него на пути».


Василиск, согласно древним мифам и средневековым поверьям, чудовищное животное, выглядевшее как крылатый змей с петушиной головой. Более точный портрет василиска складывается из таких черт, как петушиный гребень, лебединые крылья, хвост дракона и птичьи лапы со шпорами. Иногда василиску приписывалось даже человеческое лицо.


На средневековых гравюрах и рисунках василиск иногда изображался с туловищем жабы, головой петуха и хвостом змеи. Этим изображением он был обязан легендам о своем рождении, согласно которым василиск мог родиться только из яйца, снесенного в «дни собачьей звезды Сириуса», старым, семилетним черным петухом и высиженного в навозе жабой. Причем яйцо это имело не овальную форму, а сферическую.


Изображение василиска с хвостом во рту символизировало годовой цикл и пожирающее само себя время. Следует отметить его малые размеры. Иногда василиск по длине не превышал и одного фута.


Василиск этимологически происходит от древнегреческого слова «бази-левс», что значит «царь», поэтому его и считали «царем змей». Этому поверью способствовал и Плиний Старший, римский историк и натуралист I века, описывавший василиска как простую змею, отличающуюся лишь маленькой золотой короной на голове. Древние писали также о белой отметине на его голове.


Василиск упоминался также и в библейских текстах, причем в качестве символа злобы и жестокости. Пророк и царь Давид в 90-м псалме восклицает: «…На аспида и василиска наступишь!» Святой пророк Иеремия сравнивает по жестокости с василиском халдейских завоевателей, вторгшихся в древнюю Иудею более чем за 600 лет до Р.Х.


Главной особенностью василиска считалась его способность одним только взглядом убивать все живое. Смертоносным было и его дыхание. От него сохли растения, гибли животные и трескались скалы. У Плиния приводится такой случай. Всадник, убивший длинным копьем василиска, погиб вместе с лошадью от яда, дошедшего до него через копье.


Победить василиска можно было, только отразив его смертоносный взгляд зеркалом или отполированным до блеска щитом. Тогда чудовище погибало от отражения собственного взгляда. Однако, по некоторым легендам, если человек увидел василиска раньше, чем тот – его, то умирал. Из всех животных вред василиску могла причинить лишь ласка, на которую не действовал страшный взгляд василиска, но перед этим она должна была поесть руту. Существовала легенда об Александре Македонском, который якобы сумел невредимым увидеть чудовище, помещенное за особую стеклянную стенку.


В Средние века верили и в то, то кровь василиска, смешанная с киноварью, может служить предохраняющим средством от ядов и болезней, а также придавать силу молитвам и заклинаниям [3].


К XIV веку василиска стали также называть «базилокок» или «кокатрис». В одной из первых печатных книг «Диалоги о созданиях», вышедшей в свет в Нидерландах в 1480 году, реальность существования василиска не подвергалась сомнению. Даже ученые верили в подлинность василиска вплоть до середины XVI столетия, а среди обычной публики эта вера продержалась до середины XVIII века.


Сейчас же многие натуралисты считают, что прототипом василиска были или рогатая гадюка с Синайского полуострова, или кобра с «капюшоном» из Индии, что может объяснить живучесть поверий об этом необычайном чудовище. В современной науке василиском называется небольшая безобидная ящерица.


Изображение василиска стало популярным в средневековой архитектуре. К наиболее известным произведениям искусства относятся изображения василиска на церковных скамьях в Эксетерском соборе и на стенах часовни св. Георга в Винсдоре.


ВасилискВ Ливии обитает «царь безграничных пустынь… и без яда губящий» (по выражению Лукана). Само слово «василиск» происходит от греческого «basileus» — «царь, базилевс» — и означает «маленький царь». Это — самый грозный и смертоносный из всех змеев. Василиск, голову которого венчает гребень в форме диадемы, вылупляется из яйца, снесенного петухом (или жабой) и высиженного змеей (правда, упоминавшийся выше Лукан относит его, наряду с аспидом, амфисбеной и прочими гадами к отпрыскам Горгоны Медузы). Несмотря на змеиную наружность, передвигается он не стелясь по земле, а как бы поочередно выметывая вперед сложенное кольцами тело. Первым наружность василиска описал Плиний Старший в своей «Естественной истории». По словам Плиния, василиск — змей с белой складкой наподобие звезды на лбу; эта складка поднимается над мордой животного словно корона. Впрочем, облик василиска в средние века изменился: стали считать, что у бестии голова петуха, туловище жабы, птичьи крылья и хвост змеи или дракона с ядовитым жалом на конце. Василиск убивает прикосновением, превращает в камень взглядом, а его дыхания не выдерживают даже птицы, пролетающие высоко в небе. Совладать с василиском в битве может только зверек ласка, для человека же самый действенный способ — выставить перед собой щит или зеркало: увидев собственное отражение, василиск тут же умрет. Кроме того, известно, что василиск никогда не появляется поблизости от тех мест, где растет рута, а крик петуха заставляет его исчезнуть (как гласит русская поговорка: «Петух поет — значит, нечистой силы темное время прошло»). В Книге пророка Иеремии именно василиски олицетворяют зло: «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, - говорит Господь» [2].


Большинство легенд о василиске связано с образом петуха, причем не петуха вообще, а конкретного — черного семигодовалого. Лишь такой петух может снести яйцо, из которого, зарытого в горячий навоз и высиженного змеей, потом вылупится василиск.


Чаще всего василиски селятся в естественных пустынях, но им не составляет труда превратить в пустыню любую сколь угодно плодородную местность. Вокруг логова василиска чернеют и высыхают травы и деревья, становится ядовитой вода в источниках и реках, разрушаются даже скалы.


Считалось, что василиски обитают в безлюдных тёплых и сухих местах, преимущественно в пустынях. Также считалось, что именно василиски способствуют возникновению пустынь. В месте, где поселился василиск, умирает всё: птицы и животные падают мёртвыми, растения чернеют и гниют, вода источников, в которых василиск утоляет свою жажду, становится отравленной.


Согласно Библии, василиски обитали в пустынях верхнего Египта и Палестины.


Местом обитания Василисков являются пещеры, они же — его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком «чистые» животные [1].


Считалось, что из всех животных один лишь горностай, пожевав листьев руты, не боится этого чудовища и может напасть на него спереди. Изображения горностая с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. Также существовало поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо горностаем. Другим оружием было зеркало (полагали, что василиска убивает его собственное отражение — способ Персея, убившего таким образом Медузу).


Яд василиска был необычайно силён. Например, по рассказу Плиния Старшего, воин, имевший глупость пронзить смертоносную тварь длинным копьём, пал с коня мёртвым. Яд вошёл в его тело через древко копья! Более хитрый ратник, описанный Луканом, в похожей ситуации спас себе жизнь страшным способом. Разрубив мечом василиска, он немедленно отсек себе руку, державшую меч.


Яйца василиска также ядовиты и причиняют смерть тому, кто съест их.


Василиск убивает, если он видит первым. Он умирает сам, когда его первого увидят. Причина тому, что василиск своим взглядом убивает человека, заключается в том, что взгляд и воображение возбуждают в нем ядовитые вещества, которые из его глаз передаются окружающему воздуху, а оттуда проникают через дыхание в человека. От этого он околдовывается и умирает. Если же человек первым увидит василиска и пожелает его убить, то для этого он должен предварительно обвеситься зеркалами. Как только василиск посмотрит в них, то зараженный им воздух отразится от них и вернется на него, отчего он и умирает. Существовало несколько теорий о происхождении василисков. Так, согласно римскому поэту Лукану, василиски, а также некоторые другие вымышленные существа, такие как: аспид, амфисбена, аммодит – произошли из крови убитой Медузы Горгоны.


В Средние века наибольшее признание получила теория, согласно которой раз в сто лет чёрный семигодовалый петух может отложить в тёплый навоз яйцо (спорыш, спорышек, сносок). Если это яйцо высидит змея или жаба, то из него вылупится василиск. Также полагали, что василиск может вылупиться из спорыша и в том случае, если его проносит шесть недель под мышкой девственница. Считалось, что вылупившийся василиск исполняет все её приказания: приносит ей золото, мстит за неё тем, на кого она зла и пр. [3].


ВасилискИеронимом Блаженным, автором Вульгаты — латинского перевода Библии –  василиск был упомянут дважды в книге Исаии. Иероним одно из древнееврейских названий змеи (цефа, или цифони) перевёл как «regulus» («василиск»). После того как стало ясно, что верующие в Христа все меньше верят в василиска, последнего из Библии убрали, однако в средние века оспаривать существование василиска было святотатством.


Так, в Библии с василиском сравнивается смерть Ахаза для Филистимлян, чтобы они не радовались сему, так как, по слову пророка Исаии, из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон (Ис 14:29). Езекия действительно прогнал Филистимлян. Точно также высиживанию змеиных яиц уподобляются нечестивые дела Иудеев, которые принесут им большой вред. «Высиживают  они (то есть Иудеи) змеиные яйца и ткут паутину, говорит пророк Исаия; кто поест яиц их, умрёт, а если раздавит, выползет ехидна» (Ис 59:5).


Упоминается василиск и в книге пророка Иеремии, который с василисками сравнивает Халдеев, посланных Богом для наказания нераскаянных Иудеев за их нечестие (8:17): «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговаривания, и они будут уязвлять вас…» (лат.: «…guiaecce ego mittam vobis setpentis regulos quibusnewestincantatidetmorifebuntvos…») [1].


В Псалме 90:13 говорится: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» — «Super aspidem et basiliscum calcabis conculabis leonem et draconem».


Среди персонажей славянской народной демонологии внешнее сходство с василиском имеют сербский петух «змей», русский «дворовик» (в виде змеи с петушиной головой).



Литература:

1. Борхес Х. Л. Книга вымышленных существ.
2. Булычёв К. Фантастический бестиарий.
3. Сапковский А. Бестиарий.
4. Словарь языческой мифологии славян.
5. Яков Шпренгер, Генрих Инститорис. Молот ведьм.


 

 

Back