«Геральдический бестиарий»
Искусство и Мир Оккультизма - Оккультная мифология

 

Геральдический бестиарий


БестиарийBestia в переводе с латыни - зверь, а бестиарием назывался в древнем Риме боец с дикими зверями на арене цирка. Позднее, в Средние века, это название получили нравоучительные трактаты, в которых на примере мнимых и реальных животных рассматривались различные христианские понятия. Одним из главных источников для подобных трудов был «Физиолог» или «Нравописание зверей» - сборник, появившийся, видимо,  во II веке в Александрии, который со временем расширялся и переводился на разные языки, в том числе на древнерусский. В «Физиологе»  в духе христианской религии разъяснялось символическое значение нравов животных. Вот как, к примеру, трактовался в «Физиологе» онокентавр, сочетавший в себе, по мнению авторов,  две природы - возвышенную и низменную, олицетворяя двоедушного человека, помышляющего о добре, но не имеющего сил отступиться от грехов: «Таковы люди непостоянные, идущие по двум путям, таковы те, кто, посещая церковь, не оставляют греховных помыслов. У них вид прямодушный, но они далеки от того, чем прикидываются. Они умеют соблазнять, подобно еретикам, которые проникают в сердца невинных и слабых» [3].


Бестиарии, в которых крупицы истины терялись среди домыслов, религиозной демагогии и небылиц, заимствованных из мифологии, легенд и фольклора, долгое время оставались едва ли не единственным источником сведений о животном мире разных стран.

Геральдических животных много, поскольку любой зверь может быть избран геральдической эмблемой.

Излюбленный геральдический мотив - изображения разнообразных животных. Сегодня они могут быть чётко разделены на фантастических и реальных, но в прошлом наука не ставила под сомнение существование таких животных как дракон, единорог, грифон и других. В Средние века и долгое время после, представления о животном мире основывались на трудах античных авторов и более поздних, пропитанных мистицизмом и символизмом произведениях, таких как «Физиолог», создававшихся на основе легенд, мифов, рассказах путешественников. Животные в геральдике символизируют человеческие качества и различные философские понятия. Они делятся на животных-охотников (лев и другие хищники) и животных-жертв (к примеру, олень) [1].

Надо заметить, что есть некоторые геральдические существа, которые носят названия реальных животных, но практически не имеют сходства с ними. К примеру, геральдический тигр выглядит скорее как лев или волк. Ниже приводится список наиболее распространённых в геральдике типов животных, естественных и фантастических.


Наиболее распространённые типы животных (естественные):

 

бестиарий

 

Четвероногие животные


Лев - символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия.

Бык - символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства.

Конь - совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.

Собака - Telbot (мастиф), а также Alaund и Greyhound - символ преданности и повиновения.

Кошка - символ независимости.

Овца (ягнёнок) - символ кротости.

Лань - символ робости.

Волк - символ злости, прожорливости и алчности.

Медведь - символ предусмотрительности и силы.

Олень - символ воина, перед которым бежит неприятель.

Кабан (вепрь) - символ мужества.

Слон - символ долгой памяти.

Птицы часто встречаются в геральдике, в общем выражая идею активной жизни. Вот перечень наиболее распространённых птиц.

Орёл - символ власти и господства, великодушия и прозорливости.

Павлин - символ тщеславия.

Пеликан - символ родительской любви.

Ворон - символ долголетия.

Журавль (с камнем в одной лапе) - символ бдительности.

Сокол - часто встречается в геральдике; изображался также с охотничьими атрибутами - кожаным колпачком с бубенчиком и ремешками (jessed, hooded and belled), с добычей, пучком стрел в когтях.

Лебедь - иногда изображался короной на шее (точнее, на горле), и в этом случае обозначался термином «cygney-royal» (англ. «cygnet» - молодой лебедь).

Сова - символ мудрости.

Пчела - символ трудолюбия.

Муравей - также символ трудолюбия.

Бабочка - эмблема непостоянства.


Морские животные

 

бестиарий

 

Дельфин (Swift)- эмблема силы.


Морская раковина (Escallop) - первоначально раковина служила знаком того, что носитель герба совершил паломничество к христианской святыне Св. Яго в Компостелле, Испания (Sant-Jago de Compostella), но позже символизировала участие предъявителя герба или его предка в дальнем паломничестве или в Крестовом походе.


Змей, который может быть и драконом - символ предосторожности и мудрости; поражаемый героем символизирует зло, свернувшийся кольцом символизирует вечность, ползущий - символ печали, раздора, неблагодарности, зависти; пьющий из чаши - символ медицины.


Растения


Дуб - символ крепости и силы.

Оливковое дерево - символ мира.

Пальма - символ долговечности.


Лев и Леопард


Лев - царь зверей, а также его разновидность - леопард, был одним из старейших и самых популярных геральдических символов. В Англии король Генрих I (1070-1135) использовал льва в орнаменте своего щита. Из 918 баннеретов короля Эдварда II (1285-1327) 225 имели на своих гербах льва.


Первоначально геральдические изображения были довольно примитивными, без детальной прорисовки (с XIII по XVI век в геральдике преобладал готический стиль, затем стиль барокко, а в XVIII веке - стиль рококо). При этом лев не отличался от леопарда - оба изображались удлинёнными, сухими и поджарыми, у льва не было гривы. Разница между ними была и остаётся не зоологической, а чисто геральдической, поэтому леопарда как отдельного геральдического животного фактически не существует. Классический геральдический лев должен стоять на задних лапах, и быть повёрнут в профиль. Если лев ступает на три лапы, а его голова повёрнута на зрителя, его следует называть леопардом (если голова такого леопарда повёрнута в профиль, он становится леопардовым львом). Лев, чья морда обращена на зрителя, называется львиным леопардом.



Орёл - царь птиц. Наравне со львом он является старейшим и самым распространённым геральдическим существом. Ещё в древности во многих странах мира орёл был символом власти, могущества, смелости и быстроты. В религиях многих народов орлы - спутники богов или сами являются богами. С давних времён эта величественная птица служит имперским символом [5].


Двуглавый орёл, весьма популярное геральдическое существо, возник, видимо, на востоке как символ соединения Мидийского царства с ассирийским, которое произошло в 598 году до нашей эры. Появление двуглавого орла в древнем Риме связано с Константином Великим (306-337) или Юстинианом I (527-565), когда объединились под одним скипетром обе империи - Восточная и Западная, имевшие в гербах одноглавого орла. Восточно-Римская империя до своего падения имела в гербе чёрного двуглавого орла с червлёными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами. Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, например на гербе Священной Римской империи Германской нации, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами. Таким путём он попал и в Россию, когда в 1472 году состоялся брак царя Иоанна III (1440-1505) с племянницей последнего
византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей) [5].


Дракон - популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом, с чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется «lindworm», когда без ног – «serpent». С опущенной головой он называется побеждённым драконом.

Вайверн. Разновидностью дракона является Вайверн - двуногий крылатый дракон с телом, переходящим в длинный остроконечный хвост, обыкновенно свернутый кольцом.


Единорог - великолепное мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу. Одно из самых популярных мифических существ, символ чистоты и целомудрия. В разное время и в разных странах он выглядел по-разному, но в нашем понимании единорог такой, каким он предстаёт на гербе Великобритании, где он появился благодаря королю Джеймсу I (1566-1625), а ранее он был эмблемой английской «королевы-девственницы» Елизаветы I (1558-1603). Здесь он изображён с телом и головой лошади, с ногами и копытами оленя, с козлиной бородой, львиным хвостом и витым рогом во лбу. Самые ранние изображения единорога в виде однорогого быка встречаются в памятниках культуры третьего тысячелетия до нашей эры, в частности на печатях из древних городов долины Инда - Мохенджо-Даро и Хараппы. Единорог фигурирует в священных индийских текстах «Махабхарата» и «Атхарваведы». Влиянием этой позднейшей индийской традиции исследователи объясняют появление Единорога в западноазиатских (ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах. Греческая и Римская традиции рассматривали Единорога как реально существующего зверя и связывали его происхождение с Индией или Африкой. Ещё в конце XIX века находились учёные, верившие в реальность единорога (в качестве примера приведён рисунок из чешского гербовника - герб рода Смычковых).


Феникс - известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения. Классический феникс выглядит как птица, напоминающая орла (или цаплю) с золотыми и красными перьями.Феникс воспринимался христианами как символ воскресения, возрождения и бессмертия. Он был эмблемой (badge) английской королевы Елизаветы I.


Мартлет (martlet) - мифическая безногая птица-вестник, напоминающая ласточку или стрижа; на гербе она изображается с двумя пучками перьев вместо ног. Распространённое геральдическое изображение, использующееся для обозначения четвёртого сына. Так же в рыцарской геральдике мартлетты символизируют дочерей рыцаря.


Грифон - древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Древнейшее изображение грифона находится на печати, найденной на территории современного Ирана. Этой печати пять тысяч лет. Грифон очень большое, мощное и грозное животное. В мифологии грифоны часто выполняют функции стражей золота. Величественный грифон, сочетающий в себе льва - царя зверей и орла - царя птиц, был популярным геральдическим животным.


василискВасилиск - экзотический монстр, убивающий взглядом. Историк и натуралист I века Плиний Старший в своей Естественной истории рассказывал о василиске как о небольшой змее с тремя выступами на голове, образующими что-то наподобие диадемы. Отсюда происходит и его название basiliscus-regulus (др.греч. базилевс - царь) и титул короля змей. Но в Средние века к описанию Плиния прибавились подробности происхождения василиска, что вызвало перемены в его облике - появилась разновидность василиска, названная "кокатрис". Считалось, что он рождался под звездой Сириус из круглого яйца, снесённого семилетним петухом и высиженного в навозной куче жабой. Столь невероятное совпадение факторов давало исключительный результат: василиск получался небольшим, с кошку, злобным существом с головой и ногами петуха, крылатым туловищем ящерицы (или жабы) и заострённым хвостом змеи. Он мог взглядом убивать людей и животных, от его смертоносного дыхания высыхала трава и растрескивались камни, а свист обращал в бегство даже ядовитых змей. Плиний описывает случай, когда всадник, убивший василиска длинным копьём, погиб вместе с лошадью от яда, дошедшего до него через древко. Но, по словам Плиния, дабы в природе ничто не оставалось без противовеса, имелся способ уничтожить монстра - стоило лишь показать ему зеркало, и тогда василиск умирал от отражения собственного взгляда. Некоторые источники предлагали и дополнительный способ: василиск мог погибнуть, если человеку удавалось заметить его раньше, чем монстр заметит его самого. Кровь василиска, смешанная с киноварью, может служить предохранительным средством от ядов и болезней, а также придаёт силу молитвам и заклинаниям.


Алхимия утверждала, что с помощью василиска можно превращать медь в золото. Для этой цели можно было вывести василиска искусственно. Вот какой способ разведения василисков предложен германским монахом Теофилом Пресвитером в труде «О различных искусствах», написанном в конце XI - начале XII века: «Есть ... подземная темница, обложенная камнем и сверху, и снизу, и со всех сторон, с двумя столь малыми оконцами, что свет сквозь них едва проникает. Пускают сюда двух петухов двенадцати или пятнадцати лет и дают им еды обильной. Как разжиреют они, то от пыла, вызванного тучностью, спариваются и откладывают яйца. Когда яйца отложены, убивают петухов, и сажают жаб высиживать те яйца, и кормят их хлебом. Когда яйца насижены, вылупляются петушки, во всем подобные цыплятам, рожденным от курицы, но через семь дней вырастают у них змеиные хвосты». Затем следовало сжечь детенышей, смешать пепел с кровью рыжего человека и уксусом, и полученной смесью обработать медь (на рисунке из чешского гербовника - герб рода Враждовых) [4].


Энфийлд (Enfield) - животное с головой и хвостом лисицы, задними ногами и туловищем волка, имеющее вместо передних ног орлиные лапы. Очевидно, впервые это существо появилось в навершии герба рода Келли, которое приведено на рисунке. Так же это животное изображено на гербе лондонского округа Энфилд.


Блазинирование Животных


При блазонировании очень важно точно описывать животное, иначе, как и в случаях со многими другими геральдическими объектами, может возникнуть путаница. Для сокращения и упрощения описания животных были выработаны специальные термины. Важно отметить, что существует ограниченное и строго определённое число положений, в которых - и только в них - может изображаться животное в гербе. В геральдике принято изображать не конкретные предметы, а предметы обобщённые, иначе говоря, идею предмета, а не сам предмет. Геральдика - суть система военных опознавательных знаков, поэтому гербы должны нести на себе именно знаки - упрощённые образы, обнажающие суть предмета. Применительно к животным это означает, что изображаются только обобщённые виды существ, без учёта их породы и видовых особенностей - просто лев, просто медведь, просто конь, просто ворон и т.д., и т.п [4].


Животное идентифицируется, кроме собственно названия, по двум признакам - позе и атрибутам. Животное может стоять, шествовать, сидеть, бежать или лететь; принятые в геральдике позы и положения животных подробно рассматриваются ниже. К атрибутам относятся различные предметы, дополняющие фигуру животного - обычно это какие-либо вещи, которые животное держит во рту, несёт на себе или сжимает в лапах [3].


Стандартное положение геральдического животного, почти всегда изображаемого в профиль, есть обращённое геральдически вправо, поэтому специально не блазонируется. Животное, обращённое в противоположную сторону - геральдически влево - блазонируется как «обращённое».


Для льва стандартное, принятое по умолчанию, положение - вздыбленное. Для орла - обращённое впрям, с головой, повёрнутой вправо, с распростёртыми крыльями, с расставленными лапами с растопыренными пальцами, с хвостом, опущенным вертикально вниз. Во всех остальных случаях поза, положение геральдического животного должно быть описано с использованием принятой терминологии [6].


Позы и положения, используемые в геральдике


Бегущий (англ. Courant) – изображается с конечностями, вытянутыми вместе вперёд и назад, то есть оторвавшийся от поверхности


Вздыбленный (англ. Rampant) – изображается стоящим на задних конечностях, причём правая выставлена вперёд, с передними конечностями, выставленными перед собой, причём правая несколько поднята вверх, а левая – вниз. Эта поза считается нормальной только для льва, поэтому при его описании не уточняется, но при блазонировании всех остальных животных должно быть упомянуто (например, «вздыбленный грифон» и т.п.).


борьба с дракономВпрям (англ. Affronty) – изображается повёрнутым передней своей частью к зрителю, анфас; это относится как к целым животным, так и к отдельным их головам; человек в гербах почти всегда изображается впрям.


Впрям смотрящий (англ. Guardant) – изображается с головой, повёрнутой к зрителю, так что видны оба глаза.


Всплывающий (англ. Haurient) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вверх; то же, что «в столб».


Завязанный узлом (англ. Nowed) – применяется к змее, изображаемой с телом, изогнутым и переплетённым на подобие кренделя, а также к каким-либо частям животного (например, к хвосту).


Кровоточащий (англ. Vulned или Distilling drops of blood) – может применяться к геральдическому пеликану, кормящему птенцов кровью из своей расклёванной груди, или к отдельным частям тела человека или животного (голове, руке или лапы), изображаемых с капающей с них кровью (также см. «раненый»).


Летящий (англ. Volant) – применяется к птице или крылатому зверю, изображаемому с распростёртыми крыльями, оторвавшимся от поверхности.


Ныряющий (англ. Urinant) - применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вниз; то же, что «опрокинутый в столб».


Обернувшийся (англ. Reguardant) – изображается оглядывающимся назад, то есть с головой, повёрнутой в противоположную сторону.


Обращённые (англ. Contourne) – применяется к фигурам, изображаемым развёрнутыми передней своей стороной влево, то есть противоположно нормальному геральдическому расположению.


Отдыхающий (англ. Couchan) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и поднятой головой.


Плывущий (англ. Naiaint) применяется к рыбе, изображаемой горизонтально, головой вправо; однако такое положение рыбы есть нормальное, поэтому может вовсе не блазонироваться (ср. «всплывающий»).


Пожирающий (англ. Vorant) – изображается заглатывающим кого-то или что-то, то есть с частью добычи, виднеющейся из разверстой пасти; часто так изображается геральдический дельфин, пожирающий небольшую рыбу, но самый известный пример – герб Герцогства Миланского со змеем, пожирающим младенца (хотя в действительности – в соответствии с легендой, иллюстрацией к которой является герб – змей не заглатывает, а наоборот – изрыгает из себя младенца).


Пронзённый (англ. Enfiled) – проткнутый насквозь каким-либо предметом горизонтально, вертикально, наискось справа или слева.


Противоидущие (англ. Counter Passant) – применяется к двум животным, расположенным рядом и идущим в противоположных направлениях, причём правое обращено головой вправо, а левое животное – головой влево; или, как это чаще бывает, к двум животным, расположенным в столб, одно под другим, из коих верхнее повёрнуто, как и положено, вправо, а нижнее – влево.


Противопоставленные (англ. Combattant) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу передними сторонами (то же, что «борющиеся» применительно к двум вздыбленным животным в этой же позиции).


Противопоставленные обращённые (англ. Addorsed) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу задними сторонами, а к краям щита - передними сторонами.


Прыгающий (англ. Salient) – изображается стоящим на сомкнутых задних конечностях, с передними конечностями, вытянутыми вперёд и несколько вверх.


Раненый (англ. Vulned) – изображается с пятном червлёной крови, причём указывается место, где находится рана (например, раненый в плечо, раненый в грудь и т.п.) (также см. «кровоточащий»).


Сидящий (англ. Sejant) – изображается сидящим, опирающимся на прямые передние конечности; но имеется исключение из этого правила для белок и мышей, которые изображаются сидящими с передними лапками поднятыми перед собой, наподобие «вздыбленно-сидящего льва» (см.).


Согнутый (англ. Embowed) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально и несколько согнутой в дугу вправо; также применяется к руке, согнутой в локте.


Соединённые (англ. Conjoined) – применяется ко всем фигурам, расположенным так, что касаются друг друга.


Спящий (англ. Dormant) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и положенной на них головой.


Стоящий (англ. Statant) – изображается, в отличие от «шествующего», стоящим на всех четырёх прямых конечностях.


Шествующий (англ. Passant) – изображается ступающим на три конечности, причём правая передняя вытянута вперёд и немного вверх, левая передняя и правая задняя выставлены немного вперёд, а задняя левая несколько вытянута назад.

 


Литература:

1. Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М.: АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с.

2. Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 352 c.

3 .Винклер П. П. Герб, гербоведение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907

4. Пчелов Е. В. Бестиарий Московского царства: животные в эмблематике Московской Руси конца XV—XVI вв. / Отв. ред. акад. РАН Вяч. Вс. Иванов. — М.: Старая Басманная, 2011. — 204 с. 

5. Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. статей / Сост. А. Л. Львова. М.: Intrada, 2012. — 183 с.

6. Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.


 

 

Back