Home Западная Магическая Традиция Церемониальная Магия «Магический Жезл» — Джозеф Х. Петерсон
«Магический Жезл» — Джозеф Х. Петерсон PDF Печать
Церемониальная Магия - Церемониальная магия

Магический Жезл

 

Практику использования магического жезла можно проследить вплоть до прото-индоевропейских времен, о чем свидетельствует ее появление как в зороастризме, так и в раннем индуизме.

 

barsman-zoroastrizm-magicheskii-jezl

Изображение на золотой пластине мага, держащего барсман (5-4 в. н.э.)

 

Зороастризм и маги


Магами в древнем мире называли жрецов зороастрийской религии. Как отмечал Платон, магия (mageia) относится к «магическому преданию Зороастра» («Алкивиад» 1.122). Барсман (барсом), или священный пучок веточек (или «тонких прутьев») – это ритуальный инструмент, игравший важную роль в зороастрийских религиозных практиках с доисторических времен. Котваль и Бойд сообщают, что барсман – это «древний индо-иранский символ поиска Святого», он «устанавливает связь между миром getig [материальным] и миром menog [духовным]. Барсман служил в качестве как бы проводника, через который проявляли свое присутствие архетипические принципы и силы, и получали подношения». (A Persian offering, 1991, с. 6, 10; слова в квадратных скобочках – мои). Это так же инструмент, посредством которого человек обретает сакральную силу (там же, с. 23). Возможно, он также служит в качестве канала для направления силы вовне, и таким образом является прототипом «магического жезла». Барсман традиционно изготавливается из прутьев тамариска, хотя в наше время их заменяют металлическими стержнями.


Дино, современник Филиппа, говорит, что барсом использовали для дивинации, данную версию также поддерживает Денкард. (Modi 1922, RCC, p. 280.)


Палку с девятью узелками используют во время очищения, длящегося девять ночей (барашном). Эти узелки служат в качестве барьеров против загрязнения и злых влияний (Vd9.14, сравни с Key of Solomon Book 2, chapters 4, 5, and 13.)


В зороастризме также используется жезл. Сейчас его называют gurz (от авестийского vazra, санскрит vajra). Его используют как духовное оружие для изгнания зла.

 

Египетские, греческие и римские источники


О том, что барсман использовали маги, были прекрасно осведомлены греческие писатели, о том же упоминает Страбон и Феникс из Колофона (280 г. до н. э.), которого цитирует Афиней. Древним грекам и римлянам так же было известно о том, как пользоваться магическим жезлом.


Подобно зороастрийским магам, древние римские фламины, или огненные жрецы, так же держали подобные пучки прутьев в руках. (Modi RCC, 1922, p. 280).


Плиний и Апулей подтверждают их исопльзование. Гомер (в «Одиссее», 11.14ff) и Виргилий описывают архетипическую волшебницу Цирцею, использовавшую магический жезл. Соответствующий отрывок из произведения Виргилия был отмечен Агриппой в его «Оккультной Философии» Книге I, глава 41. Также его цитировал Элифас Леви в «Ключе к Таинствам», часть 4, глава 1.


В коллекции Бетца греческих и демотических магических папирусов есть примеры заклинаний, предполагающих использование жезла и посоха. Заклинание из греческого магического папируса I.42-195, например, содержит в себе следующие строки: «держи миртовую ветвь… потрясай ею [и приветствуй] богиню». (Betz, p. 5) То же самое в PGM II.22, II.65 (Betz p. 13, 14)

 

Ямвлих


Ямвлих (ок. 250-325 г. н. э.) – один из важнейших философов неоплатоников, писавший по поводу магии в целом в своем сочинении «О мистериях». Там он упоминает пророчицу, держащую посох или жезл, призывающую божество («Таинства Египтян», глава 7). Агриппа также цитирует данный отрывок в «Оккультной Философии. Книга Третья», 48.

 

Гримуары


В ранних магических рукописях (гримуарах) имеется множество ссылок на использование и важность жезла в западной магии. В магическое литературе присутствуют два подобных друг другу ритуальных инструмента. Это посох (лат. baculus или bacculus; ит. bastone; фр. Le baton, bâton) и жезл (лат. Virga или virgulam; ит. verga; нем. Stäbchen; фр.: La verge. В французских рукописях он иногда называется viere, baguette, baguette magique, baguete, или bagette, также переводится как «прут»).


Посох чаще всего размером с прогулочную трость, а жезл – меньше и к вершине сужается.

 

Прут и жезл из гримуара Ad. 10862 (рукопись «Zecorbeni»), fol. 164v


magicheskii-jezl-iz-grimuara 

magicheskii-jezl-iz-grimuara-2

 

 

Согласно «Ключу Соломона» (Книга 2, глава 8): «Посох должен быть изготовлен из бузины или тростника, а жезл – из орешника или орехового дерева, в любом случае дерево должно быть девственным, то есть оно должно расти не дольше одного года. Все они срубаются одним ударом в день Меркурия (т.е. в Среду) на рассвете. Следующие символы должны быть написаны или вырезаны на них в день и час Меркурия». (Мазерс, перевод под редакцией Дж.Х.П.)

 

Магические символы для посоха и жезла согласно гримуару Ad. mss. 10862, fol. 122v
 

magicheskii-jezl-iz-grimuara-3


Согласно «Заклятой Книге Гонория» (Глава CXXXII), жезл или посох мага изготавливается из лавра или орешника, так же росших не дольше одного года («magister tenens baculum lauri vel coruli illius anni...»). Больше деталей дается в главе CXXXIX: «Но жезл должен быть четырехгранным. С одной стороны пишется «Adonay», на второй стороне «Sabaoth», а на третьей «Hiskiros», и на четвертой «Emanuel». В середине жезла изображается пятиугольная фигура Соломона, а на части, за которую жезл держится, изображается крест, и таким образом он становится подготовленным к священным и чудесным трудам». (Мой перевод, отсутствует в Royal ms).

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРЕВОДА - В СЛЕДУЮЩЕМ ОБНОВЛЕНИИ САЙТА TEURGIA.ORG

 


Автор © Джозеф Х. Петерсон, 2005

Источник © Twilit Grotto (esotericarchives.com)

Перевод ©  Eric Midnight (Er Might) 2018

 

 

 

Back