«Енохианские шахматы», — Джеф Райентс PDF Печать
Оккультизм и Магия Ордена «Золотой Зари» - Енохианская магия Ордена «Золотой Зари»

 

Енохианские шахматы

 

Введение

Варианты шахмат иногда создаются в той или иной субкультуре вне шахматного сообщества непосредственно.

 

Енохианские Шахматы, интересный вариант чатуранги для четырех игроков, также возникли в субкультуре, а именно - в мире Викторианских оккультистов.

 

Енохианские шахматы впервые упоминаются членами Ордена Золотой Зари, которые использовали их комбинации как в для предсказания, так и в для игры. Документальным доказательством существования игры служит материал Золотой Зари, датирующийся не позднее, чем 1897 г., но никакие исторические документы, обнаруженные после, не описывали полных правил игры. Награжденный Нобелевской премией поэт и член Ордена Золотой Зари Уильям Батлер Йейтс (1865-1939) писал в своих мемуарах, что в 1894 он познакомился с "любопытной формой игры в шахматы для четверых игроков" с двумя другими членами Золотой Зари. Одним из игроков был Макгрегор Мазерс (1854-1918), отец - основатель Ордена. В своей книге "Золотая Заря" выдающийся оккультист Израэль Регарди (1907-1985) дает описание досок и фигур, используемых в Енохианских шахматах. Он также дает две расстановки фигур и оккультные методики, посредством которых могут быть получены другие расстановки. Регарди приписывает происхождение этой информации, включая движение фигур, "Официальному Ритуалу", написанному Мазерсом.

 

Орден Золотой Зари полагал Енохианские шахматы тайной дисциплиной. Отчасти из-за этой завесы тайны авторство этого варианта шахмат неясно. Основатель Ордена Золотой Зари доктор Уинн Уэсткотт (1848-1925) считается изобретателем этой игры, но некоторые (включая Уэсткотта непосредственно) утверждают, что документы, описывающие Енохианские шахматы, были среди унаследованных от оккультной группы, действующей в Германии. Полные правила, представленные здесь, основаны на современных исследованиях материалов Ордена Золотой Зари оккультистки Крис Залевски.

 

Магические методы Ордена Золотой Зари не представляют интереса для шахматного сообщества, и потому это эссе посвящено не Енохианским шахматам как на игре. Информация оккультного характера будет опущена или по возможности завуалирована.

 

Совет

В Енохианские шахматы можно играть на доске ФИДЕ 8x8. (Члены Ордена Золотой Зари не использовали классические доски. Более подробную информацию о традиционно используемых фигурах и досках см. Приложение I). Игра может быть упрощена удвоением угловых полей. После нескольких экспериментов автор этого эссе счел следующую форму доски наиболее удобной:

Енохианские шахматы, доска

Рисунок 1: Доска для игры

 

Четыре угловых поля (a1, a8, h1, h8) являются престолами и имеют особые свойства, связанные с четырьмя королями, которые будут объяснены ниже.

 

Расстановка фигур

Каждый из четырех игроков вступает в игру с королем, королевой, ладьей, конем, слоном и четырьмя особыми пешками. Правила Енохианских Шахмат допускают восемь различных начальных расстановок этих фигур, обозначеных сочетанием 4 стихий (огонь, земля, вода и воздух). Одна из таких расстановок, "Воздух Воздуха и Воды", дана ниже. Для остальных см. Приложение II.

Енохианские шахматы, расстановка фигур

Рисунок 2 Одна из возможных расстановок

 

ЖЕЛТЫЙ

король и слон, a8
королева b8,
конь, c8
ладья, d8

пешка слона, a7
пешка королевы, b7
пешка коня, c7
пешка ладьи, d7

СИНИЙ

король и слон, h8
королева, h7
конь, h6
ладья, h5

 

пешка слона, g8
пешка королевы, g7
пешка коня, g6
пешка ладьи, g5

КРАСНЫЙ

король и слон, h1
королева, g1
конь, f1
ладья, e1

пешка слона, h2
пешка королевы, g2
пешка коня, f2
пешка ладьи, e2

ЧЕРНЫЙ

король и слон, a1
королева, a2
конь, a3
ладья, a4

пешка слона, b1
пешка королевы b2
пешка коня, b3
пешка ладьи, b4

Во всех восьми начальных расстановках каждый престол занимают две фигуры: королем и еще одной, в приведенном выше случае слоном. Эта сдвоенная расстановка допускается только в начале игры. После того, как король или другая фигура будет переведена с престола, он не может быть занят одновременно двумя фигурами на всем протяжении игры. Если одна из фигур противника перемещается на престол, занятый двумя фигурами, обе они считаются взятыми.

 

Фигуры

Король перемещается на одно поле в любом направлении, как и в шахматах ФИДЕ. Более подробную информацию о короле можно найти в разделе Правила.


Королева ходит на два поля в любом направлении, как алибаба [фигура сказочных шахмат, сочетающая в свойства двух других сказочных фигур - альфиль и даббаба. - Sr. D. A.]. Движение королевы показано на рисунке 3. Королева так же может брать других ферзей особым способом, подробнее описанном в разделе Правила.

Енохианские Шахматы, прыжок королевы
Рисунок 3: Варианты хода королевы.


Ладья ходит так же, как и в шахматах ФИДЕ. Рокировка в Енохианских шахматах не разрешена.


Слон движется по диагонали, как и в шахматах ФИДЕ, кроме того, слон, подобно королеве, может брать других слонов особым способом. Более подробную информацию об этом можно найти в Правилах.

Конь ходит так же, как и в шахматах ФИДЕ.


Четыре разных пешки (пешка королевы, пешка ладьи, пешка слона, и пешка коня) ходят, продвигаясь на клетку вперед или, в случае взятия, на одно поле вперед по диагонали. Для желтых ход вперед представляет собой движение к горизонтали 1, синие ходят по направлению к вертикали а, красные - к горизонтали 8 и черные - к вертикали h. При достижении последнего поля горизонтали или вертикали, пешки могут "превращаться", как и в шахматах ФИДЕ, но лишь при условии, что игрок уже потерял хотя бы одну пешку. "Превращение" откладывается, если ни одна из пешек игрока не взята. Так же, пешка может "превратиться" только в фигуру своего типа: пешка ладьи превращается в ладью, пешка короля - в короля. Кроме того, пешкам не разрешен двойной ход с начальной позиции.

 

Примечания

Ни в оригинальном тексте Золотой Зари, ни в переводе Залевски не используется термин "тип пешки" (пешка королевы, пешка слона etc). Номенклатура была заимствована из шахмат Тамерлана в для разъяснения правил превращения.


Хотя реконструкция Залевски правил Енохианских шахмат может быть правильной, автор этой статьи не может не задаться вопросом, не передвигались ли в более ранней версии королева и слон как в чатуранге, то есть как визирь (на одно поле по диагонали) и альфиль (на два поля по диагонали) соответственно? Впрочем, это является лишь предположением автора эссе. Регарди и Мазерс подтверждают описания ходов королевы и слона Залевски.

 

Правила

 

Резюме

Енохианские шахматы - разновидность шахмат для четверых игроков, в которых две команды (всегда синие и черные против красных и желтых) стремятся взять королей противостоящей команды.

 

Перед началом игры

 

До начала игры игроки должны выбрать, какую из восьми расстановок они будут использовать. Игроки так же должны определить, кто каким цветом (и, соответственно, за какую команду) будет играть, а также какой игрок ходит первым. (В Ордене Золотой Зари была специальная процедура для принятия этих решений, которая не оказывала существенного влияния на игру [но, по видимому, существенно влияла на результат дивинации. - Sr. D. A.]. Описание этой процедуры см. в Приложении IV). Как только эти условия выполнены, игра начінается с передачей хода по часовой стрелке.

 

Игра Команды

В Енохианских шахматах нет победившего игрока. Например, если синие вышли из игры, но черные продолжают играть и выводят из игры красных и желтых, то команда синих и черных выиграла.
Участникам команды, как правило, запрещено взятие союзных фигур, если иное не оговорено. Фигуры одной команды не могут угрожать друг другу (например, синие и черные короли могут находиться на смежных полях, не создавая шаховой ситуации).

 

Захват Короля

В Енохианских шахматах королю не может быть объявлен мат, тем не менее, игроки обязаны предупреждать своих противников, что король находится под угрозой, объявляя шах, как и в шахматах ФИДЕ. Король, находящийся под шахом, должен совершить ход, даже если это приведет к другому шаху. Игрок с королем под шахом может походить другой фигурой только при условии, что король блокирован дружественными фигурами так, что не может быть выведен из-под шаха.


Когда король взят, все части этого же цвета становятся «замороженными». Они остаются в игре, но неспособны двигаться, не могут ни угрожать другим фигурам, ни быть взятыми. Они просто остаются на своих местах, блокируя поля.

 

Захват Престола

Переход короля на престол игрока той же команды передает контроль фигур союзному игроку. Таким образом, союзные армии все еще ходят отдельно, но находятся под контролем одного игрока. Замороженные фигуры могут быть таким образом возвращены в игру. Игрок сохраняет контроль над обеими армиями, даже если король, "захвативший" престол, уходит из него. Если король-"узурпатор" взят, контроль над союзной армией возвращается к первоначальному игроку, при условии, что король ее все еще возглавляет. В противном случае обе армии оказываются лишенными королей, и команда считается проигравшей.

 

Обмен Пленными

Два противостоящих игрока, захватившие вражеских королей, могут договориться об обмене заключенными. Обмен может быть произведен, если оба игрока согласны, и ни один не потерял своего собственного короля. Короли размещаются на свои собственные престолы или самые близкие к ним поля, если престол занят. Залевски не указывает, как разместить короля, если престол занят, и есть несколько свободных полей, равноудаленных от него. Замороженные фигуры возвращаются в игру после обмена королями.

 

Привилегированная Пешка

Если игрок остается с королем, королевой, и пешкой, или с королем, слоном и пешкой, или с королем и пешкой, тогда пешка считается привилегированной. При достижении края доски привилегированная пешка может быть "повышена" до королевы, ладьи, слона или коня, по выбору игрока; по сути, привилегированная пешка является обычной ФИДЕ-пешкой. Однако, если привилегированная пешка "повышается" до фигуры, которая все еще в игре, то эта фигура понижается до пешки ее типа, как показано на рисунках 4 и 5.

Енохианские шахматы, привилегии пешки

Рисунок 4. До использования привилегированной пешки.

Черная пешка слона готова "повыситься" и получить удачную возможность поставить вилку королю и ладье красных. Так как пешка слона - привилегированная, игрок повышает ее до королевы, в следствии чего черная королева, находившаяся в игре, понижается до пешки королевы.

Привилегированная пешка, енохианские шахматы
Рисунок 5. После использования привилегированной пешки.

Что произойдет, если в вышеописанном случае вместо пешки ладьи будет пешка королевы? Залевкси не дает ответа на этот вопрос, но можно предположить, что исходная королева избежит "понижения", и в игре останутся две черные королевы. В противном случае игрок будет наказан за привилегию.

 

Пересечение Слонов

Изучение восьми возможных расстановок показывает, что слоны каждой команды привязаны к одному цвету [т. е. красный и желтый слоны перемещаются по черным полям, а их противники, черный и синий, - по белым. - Sr. D. A.]. Особый случай, известный как пересечение слонов, позволяет слонам захватить вражеских слонов. Пересечение подобно триумфу ладьи в чатуранге для четверых игроков. При образовании квадратной позиции 2x2, вовлекающей всех четырех слонов, слон, ходивший последним, берет остальных трех. Пересечение - особый случай, в котором разрешено брать союзную фигуру.

Енохианские шахматы, зал
Рисунок 6. Пересечение слонов.


Выше, на рисунке 6, если бы слон пошел на e4, завершив персечение, то он взял бы всех трех других слонов. В отличие от триумфа ладьи, маневр пересечения разрешен только при пяти вариантах размещения слонов. Пересечение может случиться на c4, c5, d4, и d5, как иллюстрировано выше, и в комбинациях (b2, b3, c2, c3) или (b6, b7, c6, c7) или (f6, f7, g6, g7) или (f2, f3, g2, g3). Другие четыре варианта пересечения проиллюстрированы на рис. 7.

Енохианские шахматы, четыре зала
Рисунок 7. Четыре пересечения.

 

Пересечение Королев

Королевы команд-противников также привязаны противоположным цветам. Пересечение королев происходит при точно тех же самых обстоятельствах, что и пересечение слонов. Слоны и королевы не могут образовать общее пересечение. Все вовлеченные фигуры должны быть или слонами, или королевами.

 

Голый Король

Когда оба игрока из одной команды остаются с голыми королями, игра оканчивается в ничью.

 

Выход игрока из игры

Игрок может выйти из игры в любое время, передавая фигуры в распоряжение товарищу по команде. Если у уходящего игрока есть только голый король, остающийся союзник получает право ходить и голым королем, и собственными фигурами как во время своего хода, так и во время хода ретировавшегося союзника. Если же у ушедшего игрока остаются какие-либо другие фигуры, то армии каждого цвета могут передвигаться только во время своего хода.

 

Патовая ситуация

Если игрок не имеет возможности походить так, чтобы не поставить под шах своего короля, под шахом в данный момент не находящегося, игрок оказывается в патовой ситуации. Игра продолжается, но игрок не имеет права ходить, пока другой игрок не снимет пат. Игра заканчивается ничьей, если игрок находится в патовой ситуации, и его союзник также вне игры, то есть: также в пате, или его король взят, или он ретировался, или же если король под патом занимает престол союзника.

 

Игра вдвоем или втроем

В Енохианские шахматы может играть менее, чем 4 человека, при этом один или два игрока ходят фигурами двух цветов. Фигуры каждого цвета ходят поочередно, и игрок, играющий фигурами двух цветов, не имеет права нарушать эту очередность (например, если один игрок играет и красными, и желтыми, красные фигуры не могут ходить во время желтого хода, за исключением случая, когда желтые взяли под контроль красных). Играющий двумя двумя цветами не может ретироваться, как было описано выше.

 

Библиография

 

1. Эллик Хоув. Маги Золотой Зари/Howe, Ellic. The Magicians of the Golden Dawn. London: Routledge & Kegan Paul, 1972.

2. Израель Регарди. Золотая Заря/Regardie, Israel. The Golden Dawn. St. Paul: Llewellyn Publications, 1989.

3. Уильям Батлер Йейтс. Мемуары. В переводе и под редакцией Дениса Донохью/Yeats, W(illiam) B(utler). Memoirs trans. and edited by Denis Donoghue. New York: Macmillan Publishing, 1973.

4. Крис Залевски. Енохианские шахматы Золотой Зари./Zalewski, Chris. Enochian Chess of the Golden Dawn. St. Paul: Llewellyn Publications, 1994.

(Обратите внимание, что из четырех источников, приведенных выше, только Регарди и Залевски могут быть полезны в изучении самой игры. Остальные использованы для установления исторического происхождения енохианских шахмат).

 

Приложение I

Традиционные принадлежности для енохианских шахмат

 

Енохианские шахматы, воздух
Иллюстрация 8: Воздух

В Енохианские шахматы традиционно играли на одной из четырех специальных досок. Каждая доска олицетворяет традиционную стихию. Каждое поле каждой доски было разделено на 4 треугольника, окрашенные в один из четырех возможных цветов. Эти треугольники не использовались для игры, а были лишь составляющими игровых полей. Несмотря на внешнюю сложность, енохианская шахматная доска функционально идентична доске ФИДЕ 8х8.

Енохианские шахматы, Бог Хор
Рисунок 9: Хор, черный конь

 


Фигуры, используемые в Енохианских шахматах, обычно представляли собой статуэтки, сделанные из жесткой бумаги, и были похожи на бумажных кукол или игрушечных солдатиков тех времен.
У каждой главной фигуры были уникальное имя и облик, взятые из египетской мифологии, и все фигуры были окрашены в четырехцветовой гамме. На рисунке 9 приведен пример такой фигуры. Каждая фигура была установлена на красной, желтой, синей или черной подставке в зависимости от "масти". С обратной стороны фигуры были окрашены в зависимости от типа фигуры: короли - белым цветом, кони - красным, королевы - синим, слоны - желтым, и ладьи - черным.

 

 

Приложение II

Дополнительные расстановки

 

Положение, описанное в этом эссе, является одним из восьми, описанных Залевски. Семь других возможных расстановок даны ниже. Все восемь вариантов равноценны, ни одному из них не отдается предпочтение. Регарди упоминает о существовании 16 возможных начальных положений, но Залевкси заключает, что расстановок только восемь, потому как остальные восемь попарно идентичны им. Например, комбинации "Воздух Огня" и "Воздух Земли" выглядят одинаково. Поэтому эти две расстановки объединены ниже под общим названием "Воздух Огня и Земли".

 

Енохианские шахматы, Воздух Огня и Земля
Рисунок 10: Воздух Огня и Земли

 

ЖЕЛТЫЙ

король и слон,

ладья, b8

конь, c8

королева, d8

пешка слона, a7
пешка ладьи, b7
пешка коня, c7
пешка королевы, d7
СИНИЙ
король и слон, h8
ладья, h7
конь, h6
королева, h5
пешка слона, g8
пешка ладьи, g7
пешка коня, g6
пешка королевы, g5
КРАСНЫЙ король и слон, h1
ладья, g1
конь, f1
королева, e1
пешка слона, h2
пешка ладьи, g2
пешка коня, f2
пешка королевы, e2
ЧЕРНЫЙ
король и слон, a1
ладья, a2
конь, a3
королева, a4

пешка слона, b1
пешка ладьи, b2
пешка коня, b3

пешка королевы, b4

 


 

 

 

Енохианские шахматы, огонь воздуха и воды

Рисунок 11: Огонь Воздуха и Воды

ЖЕЛТЫЙ

король и конь, a8
ладья, b8
слон, c8
королева, d8

пешка коня, a7
пешка ладьи, b7
пешка слона, c7
пешка королевы, d7

СИНИЙ

король и конь, h8
ладья, h7
слон, h6
королева, h5

пешка коня, g8
пешка ладьи, g7
пешка слона, g6
пешка королевы, g5

КРАСНЫЙ

король и конь, h1
ладья, g1
слон, f1
королева, e1

пешка коня, h2
пешка ладьи, g2
пешка слона, f2
пешка королевы, e2

ЧЕРНЫЙ

король и конь, а1

ладья, а2

слон, а3

королева, а4

пешка коня, b1
пешка ладьи, b2
пешка слона, b3
пешка королевы, b4

 


 

 

 

Енохианские шахматы, вода воздуха и вода

Рисунок 12: Вода Воздуха и Воды

ЖЕЛТЫЙ

король и королева, a8
слон, b8

ладья, c8
конь, d8

пешка королевы, a7
пешка слона, b7
пешка ладьи, c7
пешка коня, d7

СИНИЙ

король и королева, h8
слон, h7
ладья, h6
конь, h5

пешка королевы, g8
пешка слона, g7
пешка ладьи, g6
пешка коня, g5

КРАСНЫЙ

король и королева, h1
слон, g1
ладья, f1
конь, e1

пешка королевы, h2
пешка слона, g2
пешка ладьи, f2
пешка коня, e2

ЧЕРНЫЙ

король и королева a1,
слон, a2
ладья, a3
конь a4

пешка королевы, b1
пешка слона, b2
пешка ладьи, b3
пешка коня, b4

 


 

 

Енохианские шахматы, Земля Огня и Земля

Рисунок 13: Земля Огня и Земли

ЖЕЛТЫЙ король и ладья, a8
слон, b8
королева, c8
конь, d8
пешка ладьи, a7
пешка слона, b7
пешка королевы, c7
пешка коня, d7
СИНИЙ
король и ладья, h8
слон, h7
королева, h6
конь, h5 k
пешка ладьи, g8
пешка слона, g7
пешка королевы, g6
пешка коня, g5
КРАСНЫЙ король и ладья, h1
слон, g1
королева, f1
конь, e1

пешка ладьи, h2

пешка слона, g2

пешка королевы, f2
пешка коня, e2

ЧЕРНЫЙ

король и ладья, a1
слон, a2
королева, a3
конь, a4

пешка ладьи, b1
пешка слона, b2

пешка королевы, b3
пешка коня, b4

 


 

 

 

Енохианские шахматы, Земля воздуха и воды

Иллюстрация 14: Земля Воздуха и Воды

ЖЕЛТЫЙ

король и ладья, a8
конь, b8
королева, c8
слон, d8

пешка ладьи, a7
пешка коня, b7
пешка королевы, c7
пешка слона, d7

СИНИЙ

король и ладья, h8
конь, h7
королева, h6
слон, h5

пешка ладьи, g8
пешка коня, g7
пешка королевы, g6
пешка слона, g5

КРАСНЫЙ

король и ладья, h1

конь, g1
королева, f1
слон, e1

пешка ладьи, h2
пешка коня, g2
пешка королевы, f2
пешка слона, e2

ЧЕРНЫЙ

король и ладья, a1
конь, a2
королева, a3
слон, a4
пешка ладьи, b1
пешка рыцаря, b2
пешка королевы, b3
пешка слона, b4

 


 

 

Енохианские шахматы, огонь огня и земля

Рисунок 15: Огонь Огня и Земли

 

ЖЕЛТЫЙ

король и конь, a8
королева, b8
слон, c8
ладья, d8
пешка коня, a7
пешка королевы, b7
пешка слона, c7
пешка ладьи, d7

СИНИЙ

король и конь, h8
королева, h7
слон, h6
ладья, h5
пешка коня, g8
пешка королевы, g7
пешка слона, g6
пешка ладьи, g5

КРАСНЫЙ

король и конь, h1
королева, g1
слон, f1
ладья, e1
пешка коня, h2
пешка королевы, g2
пешка слона, f2
пешка ладьи, e2

ЧЕРНЫЙ

король и конь, a1
королева, a2
слон, a3
ладья, a4

пешка коня, b1

пешка королевы, b2
пешка слона, b3
пешка ладьи, b4

 


 

 

Енохианские шахматы, вода огня и земли

Рисунок 16: Вода Огня и Земли

ЖЕЛТЫЙ

король и королева, a8
конь, b8
ладья, c8
слон, d8
пешка королевы, a7
пешка коня, b7
пешка ладьи, c7
пешка слона, d7

СИНИЙ

король и королева, h8
конь, h7
ладья, h6
слон, h5
пешка королевы, g8
пешка коня, g7
пешка ладьи, g6
пешка слона, g5

КРАСНЫЙ

король и королева, h1
конь, g1
ладья, f1
слон, e1
пешка королевы, h2
пешка коня, g2
пешка ладьи, f2
пешка слона, e2

ЧЕРНЫЙ

король & королева, a1
конь, a2
ладья, a3
слон, a4
пешка королевы, b1
пешка коня, b2
пешка ладьи, b3
пешка слона, b4

 


 

Приложение III

Почему шахматы называются "Енохианские"?


Енохианскими шахматы названы в честь библейского патриарха Еноха, отца Мафусаила. В оккультной традиции прошлого, по крайней мере, во времена господства Королевы Елизаветы I, Еноха считали источником скрытого мистического знания, поскольку "ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что бог взял его" (Бытие 5:24), "Верою Енох был переселен так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его" (Евреям 11:5).


Первоначально этот шахматный вариант также назвали шахматами Розенкрейцера, в честь Ордена Розового Креста, континентального мистического братства, от которого якобы произошел Орден Золотой Зари.

 

Приложение IV

Традиционные начала процедуры


Первый шаг к игре в Енохианские шахматы в традиционной манере - это выбор стихийной доски для игры. Этот выбор определяет, кто ходит первым. На доске воздуха первыми начинают желтые фигуры, на доске огня красные, на доске воды синие, на доске земли черные.


Далее игроки согласовывают, какая расстановка будет использована. Если игра будет происходить на доске огня или земли, то могут быть использованы только расстановки огня и земли; если же на доске воздуха или воды - то, соответственно, и расстановки должны быть либо воздуха, либо воды.


Затем игроки бросают кости. По суме костей, от наибольшей до наименьшей, определяется очередность, согласно которой игроки выбирают цвет фигур, которым будут играть, и тем самым определяют союзников и противников в данной партии.

(Этот метод с костями кажется странным. Игроки со вторым и третьим результатом определяют состав команд. Игрок с наибольшим количеством очков получает привилегии в выборе цвета (и в выборе очередности хода), но вместе с тем "победитель" находится в зависимости от других в вопросе выбора союзника).

 

Заключительное примечание

 

Практикующие в традиции Золотой Зари могут критиковать метод подачи информации в данном очерке, а именно то, что мистическая природа енохианских шахмат не затронута. Автор не подразумевал никакого оскорбления; так же и не желал поддержать либо опровергнуть чью-либо систему вероисповедания. Енохианские шахматы были представлены на рассмотрение Chess Variant Pages, чтобы они могли занять свое заслуженное место среди широкого круга различных вариантов шахмат.

 

 


 

Автор Jeff Rients, 2004

Перевод Sr. D.A., С. Большакова

Корректура Sr. D.A., Бр.'. Ba'al-Hiram

Последнее обновление 10.08.11 07:31
 

 

Back