Home

 

 

<<< - Назад

 

 

Ценные сведения по поводу общества, учрежденного Сен-Мартеном, мы находим в материале Эдварда Блица (Eduard Blitz) под названием «Ритуал и обозрение Мартинистского Ордена». Данная работа содержит две значимые таблицы, в которых производится сравнительный анализ Степеней Уставов, которые имеют отношение к Мартинесу де Паскуалли и Луи-Клоду де Сен-Мартену, их деятельности, а также к их линии преемственности. Мы приводим их ниже.

 

Таблица преобразований Мартинистского Устава 1750-1887

 

 

Избранные Коэны. Основаны Мартинесом де Паскуалли в 1750. Исправленный Устав. Учрежден Луи-Клодом де Сен-Мартеном в 1767. Исправленный Шотландский Устав Сен-Мартена. Практиковался в Германии. 1782. Мартинистский Орден. Современный Устав. Практиковался во Франции. 1887.
Первый Класс Первый Храм Первый Храм
Ученик Ученик
Ученик ..........
Подмастерье
Подмастерье Подмастерье ..........
Мастер
Мастер Мастер ..........
Великий Избранник
Прошлый Мастер
Совершенный Мастер
Ассоциат (Философская Степень)
Избранный
Избранный
Великий Архитектор
..........
..........
Шотландец
..........
Ученик Коэн
Масон Тайны
..........
Инициат (Мистическая Степень)
Второй Класс
Второй Храм
Подмастерье Коэн
Принц Иерусалимский
..........
..........
Мастер Коэн
..........
..........
S.I. (Каббалистическая Степень)
Великий Архитектор
Мудрец
S.I. (Административная Степень)
Рыцарь Палестины
..........
Второй Храм
V-я Степень
Рыцарь Кадош
..........
..........
Рыцарь Командор
..........
..........
..........
VI Степень
VII Степень

 



Таблица основных Уставов, всецело или частично произошедших от Устава Избранных Коэнов 1766-1780

 

 

Просвещенные Авиньонцы
(Герметический Устав)
Дом Пернети.
1766.
Просвещенные Теософы
(Мистический Устав)
Шастанье.
1767
Филалеты
(Оккультный Устав)
Савалетт де Ланж.
1778
Изначальный Устав Нарбонны.
(Розенкрейцерский Устав)
1790
Младшее Масонство
Ученик Ученик Ученик
Истинный Масон Подмастерье Подмастерье Подмастерье
Мастер Мастер Мастер
Истинный М .:, исполненный Полномочий .......... .......... Совершенный Мастер
Путь Избранный Избранный
.......... .......... .......... Архитектор
.......... .......... Шотландец Возвышенный Шотландец
Рыцарь Золотого Ключа Рыцарь Востока Рыцарь Востока
Старшее Масонство
.......... .......... .......... Принц Иерусалимский
Рыцарь Радуги .......... Роза†Крест
.......... Голубой Брат

i. Капитул  Розы†Креста

(Философская Степень)

.......... .......... Рыцарь Храма

ii. Капитул Розы†Креста

(Философская Степень)

.......... Неизвестный Философ
Рыцарь Аргонавтов

III. Капитул Розы†Креста

(Философская Степень)

Красный Брат Возвышенный Философ
Рыцарь Золотого Руна .......... Инициат

IV. Капитул Розы†Креста

(Оккультная Степень)

Филалет

 



Исходя из сходств, обнаруживающихся при сопоставлении Степеней Уставов, приведенных во второй таблице, мы можем сделать вывод о действительности существования единого для них источника. При этом нам надлежит вспомнить о том, что Артур Эдвард Уэйт в своей работе «Французский Мистик и современный Мартинизм» упоминал о некотором интересе, который был присущ Сен-Мартену в определенный период его жизни, к Франкмасонству. Не смотря на дальнейшее его с Франкмасонством расхождение. Кроме того, остается фактом, что, по признанию самого Альберта Пайка, в Древний и Принятый Шотландский Устав вошли, помимо многих иных, Степени из Устава, учрежденного Луи-Клодом де Сен-Мартеном. Не смотря на то, что определенные исследователи ставят под сомнение возможность создания Луи-Клодом де Сен-Мартеном Масонского Устава, мы не можем отрицать, что, все-таки, в начале его жизненного пути он присоединился к Масонской Ложе Мартинеса де Паскуалли. Кроме того, невозможно не признать восхищения Луи-Клода де Сен-Мартена перед Доктриной его наставника. Даже после некоторого охлаждения к стараниям Виллермоза продолжать Операции Церемониальной магии, он все же возвращался к старинному другу ради того, чтобы вновь стать участником и свидетелем проявления «Ла Шоз». Ничто не мешало ему также основать свой Устав, тем самым принеся пользу искателям Тайного Знания.


Между тем, в Англии в 1865 году было основано другое Тайное Общество, S.R.I.A., Societas Rosicruciana in Anglia (Английское Розенкрейцерское Общество). Его учредителем выступил Роберт Вентворт Литтл (1840 – 11 апреля 1878), и наиболее вероятно, что определенную часть материалов, которые входили в систему этого Общества, составляла доктрина Луи-Клода де Сен-Мартена, полученная через Эдварда Бульвер-Литтона, английского оккультиста и романиста.


Существует несколько версий происхождения S.R.I.A. Легендарная история этого Общества была полностью изложена Уильямом Уинном Уэсткоттом, членом S.R.I.A. Он ссылается на письмо, полученное им от преподобного Т.Ф. Рэйвеншоу, Великого Капеллана Англии и одного из первых Братьев Английского Розенкрейцерского Общества. «Из письма следует, что Литтл получил Розенкрейцерское посвящение от У.Х. Уайта, Великого Секретаря в период с 1810 по 1857 гг., который, в свою очередь, получил его от "некоего венецианского посла в Англии в прошлом веке"». [41, C. 7-8]. В то время, как сам Гилберт приводит иную историю создания S.R.I.A.: «Общество не настаивало на какой-либо прямой исторической преемственности от Розенкрейцерских манифестов начала XVII века. Оно было «возрождено» 31 декабря 1866 г.: в этот день его первые члены У.Дж. Хьюэн и Роберт Вентворт Литтл были приняты в Розенкрейцерское Общество in Scotia [в Шотландии], которое вело свою историю от некой английской организации, предположительно активно действовавшей в 50-е годы XIX в. Первое собрание этого «возрожденного» Общества было проведено только в июне 1867 г.» Гилберт в своей работе «Уильям Уинн Уэсткотт и Эзотерическая Школа Масонских Исследований» отмечает склонность Уэсткотта принимать на веру легендарные сведения о обществах, которые были ему симпатичны, и, наоборот, применять весьма критический подход к истории обществ, которые не вызывали в нем большого личного интереса. В этом состояла его особенность как историка. Гилберт отмечает, что в письме, на которое ссылается Уэсткотт, описывается преемственность исключительно Ордена Красного Креста Константина, однако передача посвящения от некоего неизвестного человека с Континента звучит намного более привлекательно, чем прием в общество, находящееся к северу  от Границы. Сам Уэсткотт настаивал на непосредственной преемственности S.R.I.A. от Розенкрейцерских Братств прошлых веков. «Наш Ритуал происходит от их Ритуалов, и из существующих в наше время манускриптов, например, «Geheime figuren der Rosenkreuzer» [«Тайные фигуры розенкрейцеров»], экземпляр которого в настоящее время хранится во Фримейсонс-холле. У нескольких членов Общества также есть очень старинные и ценные Rosic. Трактаты». [41, С. 8] Джон Майкл Грир приводит иную историю происхождения Английского Розенкрейцерского Общества. Согласно его «Энциклопедии Тайных Обществ», Роберт Вентворт Литтл нашел в Лондоне пакет со старинными Ритуалами и обратился к Кеннету Маккензи затем, чтобы он помог их расшифровать. В то же время, при посредстве Маккензи Литтл ознакомился с некоторым Посвятительным Розенкрейцерским Уставом, который Маккензи получил от некоего австрийского аристократа, графа Аппония.


Среди материалов, на которых основывалась система S.R.I.A., значатся Степени и символы Ордена Злато-Розового Креста [13, С. 725], что не лишено оснований, поскольку сами Степени Английского Розенкрейцерского Общества буквально идентичны Степеням Gold- und Rosenkreuzer Order. Они следующие [13, С. 726]:


I0 – Ревнитель (Zelator)
II0 – Теоретик (Theoricus)
III0 – Практик (Practicus)
IV0 – Философ (Philosophus)
V0 – Младший Адепт (Adeptus Minor)
VI0 – Старший Адепт (Adeptus Major)
VII0 – Свободный Адепт (Adeptus Exemptus)
VIII0 – Мастер (Magister)
XIX0 – Маг (Magus)


Тем не менее, S.R.I.A. скорее можно считать Масонским Орденом, для которого были обыкновенны собрания, на которых зачитывались исследовательские работы, посвященные Масонству, Розенкрейцерству и Оккультизму. [13, С. 16] Сложно было бы представить при этом, что в Обществе проводились практические работы по Алхимии, какие-либо из тех, которые были обязательны для Злато-Розового Креста, или же совершались Эвокацией Духов для осуществления искусства Прорицания. Кроме того, среди задействованных для системы источников Грир упоминает редкие сочинения, посвященные Масонству, которыми обладал дядя Кеннета Маккензи, бывший Великим Секретарем Объединенной Великой Ложи Англии длительное время.

 

Но помимо сего есть и большая вероятность того, что в системе S.R.I.A. есть и часть от Доктрины Луи-Клода де Сен-Мартена, полученная опосредованно, через Эдварда Бульвер-Литтона, от некоего французского Розенкрейцера. Эта линия преемственности является наиболее вероятной в истории происхождения Societas Rosicruciana in Anglia  (S.R.I.A.) (Английское Розенкрейцерское Общество), а также и Каббалистического Ордена Розы†Креста (L'Ordre Kabbalistique de la Rose Croix). И та, и другая линия связана с неким французским Розенкрейцером, который пережил Великую французскую революцию и отправился в Англию. Именно о нем пишет Эдвард Бульвер-Литтон в своем предисловии к «Занони», и именно с ним он познакомился в магазине весьма редких книг на Оккультную тематику, когда более всего в жизни искал встречи с настоящими Розенкрейцерами. Этот Розенкрейцер, которого Бульвер-Литтон называет Старик Д., неосторожно выдал себя при одном из посетителей его книжной лавки, который хотел приобрести некоторое сочинение из драгоценнейшей коллекции, которую Розенкрейцер собирал всю свою жизнь и очень ими дорожил. [44, С. 140-141] На счастье Бульвер-Литтона, Розенкрейцер стал его другом, и часто выслушивал его еще неумелые рассуждения на различные темы, говоря о метафизических вещах, совершенно незнакомых автору предисловия к «Занони». Старик Д. дал обещание Бульвер-Литтону предоставить ему Розенкрейцерский роман, который тот получит после его смерти. Также, как оказалось позже, он завещал ему и все свое несметное материальное богатство. Однако, наследник был крайне удивлен, получив роман, написанный неизвестным ему алфавитом, который удалось расшифровать путем больших стараний с помощью «Стеганографии» Иоганна Тритемия. [44, С. 147]


Робер Амбелен в «Тамплиерах и Розе†Кресте» пишет о том, что Эдвард Бульвер-Литтон был принят в некую сохранившуюся до XIX века английскую Розенкрейцерскую группу. После этого, в 1865 году, Роберт Вентворт Литтл основал S.R.I.A. Затем, в 1866 году, в Лондоне в рамках S.R.I.A. была учреждена «Столичная Коллегия» («Metropolitan College»), по образу «Незримой Коллегии» Элиаса Эшмола, и в 1871 Эдвард Бульвер-Литтон становится Великим Мастером «Столичной Коллегии». В 1873 он принимает Элифаса Леви в данную Коллегию. Робер Амбелен также отмечает, что Эвокация Аполлония Тианского, которую требовалось провести от Элифаса Леви, представляла собой испытание, традиционно предоставляемое при посвящении. В 1875 году Элифас Леви умер. Вероятно, в том же году он передал Розенкрейцерское посвящение аббату Лакурии. Однако, насчет поста Великого Мастера, занимаемого сэром Бульвером-Литтоном в «Столичной Коллегии», испытывает сомнения Пирс Воэн, переводчик книг Робера Амбелена с французского языка на английский. [1, С. 52-53] Пирс Воэн также является членом M.O.U.P. («Martinist Order of Unknown Philosophers»), Мартинистского Ордена Неизвестных Философов, и является Легатом данного английского Ордена в Америке. Итак, Пирс Воэн в своем примечании к переводу данной хронологии Робера Амбелена из «Тамплиеров и Розы†Креста» утверждает, что имел возможность проверить список всех членов S.R.I.A., и Бульвер-Литтон, не смотря на то, что состоял в S.R.I.A., никогда не занимал там высоких постов. Как бы там ни было, даже если сэр Бульвер-Литтон отсутствует в этой цепи, все-таки это не значит, что данное посвящение не могло не относиться к Элифасу Леви, поскольку его имя указано в приводимом списке личностей, уважаемых Каббалистическим Орденом Розы†Креста, о котором мы скажем позже, поскольку данная линия преемственности, приводимая Амбеленом, относится также и к этому Ордену. [23]


Интересно отметить, что Уэсткотт отрицал, что Розенкрейцеры, от которых происходит S.R.I.A., абсолютно непохожи на Розенкрейцеров Бульвер-Литтона, которых он называет фантастическими, и приводит имена наиболее вероятных предшественников Английского Розенкрейцерского Общества: это Валентин Андреа, Василий Валентин и Якоб Бёме. [41, С. 8] Однако нам уже известен подход Уэсткотта к истории обществ, который не всегда был объективен. В отношении S.R.I.A. Уэсткотт не только не желал относиться с недоверием к происхождению этого Общества, но с большим энтузиазмом расширял эту историю, углубляя ее во все более и более древнейшую древность, добавляя все больше и больше выдающихся имен. Более того, Уэсткотт до последнего момента доверял Литтону и Маккензи касательно истории основания S.R.I.A., что даже когда он пришел к Литтону за объяснениями, а тот не нашелся, что сказать, поскольку не смог предоставить никаких документов подтверждения истории создания S.R.I.A., Уэсткотт не разочаровался, но, напротив, перенял легенду о найденных Ритуалах и поручении о их переводе некоему второму лицу, и воспользовался ею для учреждения Ордена Золотой Зари, о которой мы также скажем пару слов. [13, С. 725] Гилберт, конечно же, абсолютно точен в оценке исторических исследований Уэсткотта, однако он вряд ли справедлив, когда говорит о том, что Уэсткотт ошибался о присутствии Розенкрейцеров в Англии в начале XIX века. Поскольку и Робер Амбелен упоминает о непрерывной Розенкрейцерской линии в Англии вплоть до XVIII века, и предисловие Бульвер-Литтона к «Занони», написанное в 1842, также утверждает о том, что Розенкрейцеры в 50-х годах XIX века вполне могли существовать в Англии.


Все же, если Уэсткотт и отрицал влияние на S.R.I.A. «Розенкрейцеров Бульвер-Литтона», он был знаком с материалами «Общества Неизвестных Философов Сен-Мартена». Уэсткотт всегда желал познать Оккультные Науки, и рад был любым сведениям касательно них. В период своего ухода от светской жизни, который продолжался с 1879 по 1880 годы, в Хемдоне Уэсткотт изучал и переводил материалы Ордена [Le Philosophe Inconnu] Луи-Клода Сен-Мартена в Трех «Этических Степенях». Это были рукописи 1778 года. Данные сведения приводятся согласно записке, написанной Джоном Яркером, которая теперь хранится в Библиотеке Яркера в Мейда-вейл. Кроме того, в записке сказано: «д-р У.У. Уэсткотт, член Трех Степеней этического Ордена Сен-Мартена, имеет право посвящать в них без уплаты отдельных взносов любого, кого сочтет достойным». [23, С. 10] Однако, если бы Уэсткотт придал этим материалам должное значение, либо же если бы это были материалы, достаточные по своему значению, тогда Артур Эдвард Уэйт, входивший некогда в Герметический Орден Золотой Зари, учрежденный Уэсткоттом, Самуэлем Лидделом МакГрегором Мазерсом и Уильямом Робертом Вудманом, не воспринял бы как нечто совершенно новое для себя сочинения Луи-Клода де Сен-Мартена. Он ознакомился бы с ними еще в Ордене Золотой Зари. Однако Уэсткотта более интересовали Мистерии Древности и Древнеегипетские божества.


Как мы видели, действительно, Степени S.R.I.A. и немецкого Ордена Злато-Розового Креста весьма сходны (однако, вероятно, в систему S.R.I.A. не вошли практики данного немецкого Ордена. Или, если вошли, то не в достаточной мере). Но также эти Степени идентичны и Степеням Герметического Ордена Золотой Зари, учрежденного в 1887 году Уильямом Уинном Уэсткоттом, Самуэлем Лидделлом МакГрегором Мазерсом и Уильямом Робертом Вудманом. Сходна также и история основания данного Ордена с историей основания S.R.I.A. Следуя этой истории, в лондонской книжной лавке Уэсткотт обнаружил шифрованные манускрипты, в которых были описаны Ритуалы некоего тайного Магического Ордена, а также значился адрес Анны Шпренгель, посвященной в его тайны. [13, С. 146] Грир полагает, что рукописи, содержавшие черновой вариант Ритуалов, на самом деле, принадлежали Маккензи, скончавшемуся в 1886 году, бумаги которого и попали в результате к Уэсткотту. Кеннет Маккензи пытался создать тайное оккультное общество, Герметическое Братство Египта, однако его репутация в британских магических кругах была неидеальна, и поэтому ему не удалось привлечь в свой Орден кандидатов. [13, С. 146] Однако в самих рукописях значилось название «Die Goldene Dämmerung» («Золотая Заря»). [65, С. 37] Эти материалы были переданы Самуэлю Лидделлу МакГрегору Мазерсу для их расшифровки и создания Ритуалов для Герметического Ордена Золотой Зари. [65, С. 41] Кроме того, легендарный автор шифрованных манускриптов, Анна Шпренгель (чьим магическим девизом было «Sapiens Dominabitur Astris» («Мудрый повелевает звездами»)) была известна Уэсткотту, Мазерсу и Уильяму Роберту Вудману исключительно по переписке, а не лично. Между тем, помимо неизвестного Посвятителя, которая передала полномочия на учреждение «Ордена Золотой Зари», существовали и Тайные Руководители Ордена (ср. с Высшими Неизвестными Масонского Устава Строгого Послушания). Их поиск, в частности, стал причиной дальнейшего, после тринадцати лет существования, раскола в Ордене Золотой Зари? и последовавшего формирования отдельных Магических Орденов.


Итак, история основания Ордена Золотой Зари, идентичная истории основания S.R.I.A., касательно шифрованных манускриптов и их переводов, а также связь с немецким Орденом Злато-Розового Креста, говорят о происхождении Ордена Золотой Зари от S.R.I.A. Кроме того, Египетская тематика Уэсткоттом и Мазерсом была почерпнута из Египетского Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима Джона Яркера, основателя различных Масонских Степеней в Великобритании, связь с которым им удалось наладить через «Общество Восьми» («Society of Eight»). Члены этого общества не были многочисленны, оно не обладало легендарной историей или выдающейся линией преемственности. Оно просто было организовано в 1883 году Фредериком Холландом, химиком и металлургом, который питал интерес к оккультным наукам и являлся членом S.R.I.A. Общество представляло собой рабочую группу, занимавшуюся алхимией, и в него входили многие именитые оккультисты того времени. [13, С. 392]


Исходя из материалов Ордена Золотой Зари мы можем констатировать очевидное влияние на него системы немецкого Ордена Злато-Розового Креста. Орден Золотой Зари включал в себя множество экспериментальных техник, составленных его основателями, делал акцент на развитие воли мага и на Магические Церемонии, основывавшиеся на использовании астральных форм Древнеегипетских божеств, и, в отличие от немецкого Ордена Злато-Розового Креста, не предоставляя предварительного нравственного и Духовного развития своим членам, предлагал им магическую практику, что позже критиковал Артур Эдвард Уэйт в своей статье «Мистик и маг», включенной им в «Новую энциклопедию Масонства» Кроме того, «Переходящие Свитки», которые использовались во Внутреннем Ордене, написанные Уэсткоттом, полнились сведениями, почерпнутыми им в Теософском Обществе, активным участником которого и являлся Уэсткотт. Причинами раскола между членами Ордена Золотой Зари послужил отказ Уэсткотта документально подтвердить историю создания Ордена перед остальными его членами, его разделение на несколько обособленных групп с целью, в частности, самостоятельно обрести связь с Тайными Руководителями Ордена, а также деспотический характер управления организацией Самуэля Мазерса, что не устраивало остальных членов Золотой Зари. В результате образовалось два новых Ордена - «Stella Matutina» Роберта Уильяма Фелкина, концентрировавшийся на магической практике, и «Альфа и Омега» Самуэля Мазерса, в который вошли все, кто сохранили ему верность. Изначальный Орден перешел под управление Артура Эдварда Уэйта, изначально избравшего путь Христианского Мистицизма, и чувствовавшего отчуждение от магических практик Ордена, построенных на элементах язычества. Его любимыми авторами были Луи-Клод де Сен-Мартен и Элифас Леви, и он тяготел к Французской Оккультной традиции, которая, как известно, более всего носит Христианский и даже Теургических характер.


«Священный Орден Золотой Зари», известный также под названием Независимого и Исправленного Устава Золотой Зари, был создан Уэйтом из того, что осталось от Ордена Золотой Зари, в 1903 году. Им были полностью преобразованы Ритуалы, а также и сама система и направленность Ордена. Очевидно, что Уэйт имел великолепное представление о том, как следует писать Церемонии, поскольку некоторое время назад он был послушником в католической церкви, и принимал непосредственное участие в литургии. [15, С. 188] Здесь Уэйт воплотил свое понимание Тайной традиции. Тайная традиция, по Артуру Уэйту, относится к Розенкрейцерству, то есть в ее основании лежит Христианство. По определению Уэйта, Тайная традиция – это «древнее знание, содержащее путь возвращения человека туда, откуда он исшел, посредством внутренней жизни». [15, С. 192].


Артур Эдвард Уэйт широко защищал саму идею Тайной Традиции, которую передает Христианский Мистицизм в Тайных обществах. Например, примечательна его обширная работа «Тайная традиция в Масонстве», которая была издана в 1911 году. В частности, в предисловии к данной книге он сформулировал суть написанного в ней. В первую очередь, Артур Эдвард Уэйт видит тайную Розенкрейцерскую традицию, которая находится в Масонстве, но не может быть открыта каждому, поскольку она значится исключительно в языке символов, и, более того, само Розенкрейцерское Братство, которое способно помочь в овладевании данной Тайной Традицией, не проявлено непосредственно в тех или иных Масонских Уставах Высших Степеней, даже в Рыцарях-Благодетелях Святого Града Жана-Батиста Виллермоза (данный Устав Уэйт полагал самым священным из существующих в Масонстве, в действительности передающим Эзотерическое его значение. Он также писал в своей «Энциклопедии Масонства», что Орденом Рыцарей-Благодетелей Святого Града Виллермоза руководствует исключительно Христос, «ибо и сам Град, и его Рыцари – Христовы»). Это Братство незримо, и Мастера Прошлого могут дать подсказку о значении тех или иных символов, но исключительно людям, которые достаточно подготовлены к этому откровению, и способны воспринять своим сердцем это тайное учение и тайное знание. Здесь его отношение созвучно определению Эзотерического знания Станисласа де Гуайты, согласно которому оно может быть получено человеком исключительно самостоятельно, и, кроме того, Эзотерическое знание не может быть выражено словами, передано другому человеку, но оно может быть только получено. Таким образом, это и есть то, что называется Гнозисом, в то время как Розенкрейцерство представляет собой то общество, которое способно направить человека к его получению. [44, С. 121]


«Священный Орден Золотой Зари» пользовался успехом на протяжении более, чем десятилетия, он стал привлекательным для множества английских христиан, которые питали интерес к оккультным наукам. В него же входила и Памелла Колман-Смит, художница, выполнившая для Уэйта его знаменитую по сей день колоду Таро. [22, С. 185] Увы, и в этом Ордене не удалось избежать трения между теми, кто больше предпочитал Христианство или же более приоритетным для себя видел Оккультизм. «Священный Орден Золотой Зари» распался в 1914 году и был воссоздан годом позже под новым названием Братства Розового Креста (Broterhood of the Rosy Cross) [13, С. 558] В его конституции Уэйт указал, что Братство не имеет отношения к каким-либо иным Орденам и не зависит от них. В одном из пунктов сказано: «Независимый и Исправленный Устав с любыми своими отделениями, если таковые имеются, все то время, пока он будет существовать, а также Храм Утренней Звезды («Stella Matutina») вместе с его отделениями, ничем не связаны с Братством Розового Креста, и не подлежат посещению или присоединению». В ином пункте ясно говорится о целях Братства Розового Креста: «Братство Розового Креста не проводит исследований Оккультного или астрального, и занимается Поиском Благодати, а не Поисками Силы». [22, С. 183] Отличие магии от мистицизма Уэйт также приводит в статье «Маг и мистик».


Решающим моментом в судьбе Артура Уэйта стало его приглашение, поступившее от Джона Яркера, о вступлении в Орден Мартинистов Папюса. Причиной к тому послужила апология в адрес Ордена Мартинистов, а также Масонства, с которой он выступил в качестве ответа на мистификацию Лео Таксиля (псевдоним Габриэля Жогана-Пажеса), который придумал мифических сатано-Масонский Орден, Палладиум, который своей целью видел подрыв деятельности Римско-Католической Церкви, имел сношения с демонами и абсолютно не имел представлений о морали. Свою апологию Уэйт выразил в нескольких статьях, которые были опубликованы в журнале «Свет», а также в отдельной книге «Дьяволопоклонничество во Франции». Деятельность Уэйта была замечена Доктором Жераром Анкоссом и Джоном Яркером, который опубликовал несколько лестных рецензий на книгу Уэйта. В частности, он писал в одном из своих отзывов: «хотя он и не Масон, Франкмасонство попало в хорошие руки, и весьма обязано ему». Именно в тот период Джон Яркер как раз вел активную деятельность по учреждению новых Лож Ордена Мартинистов в Великобритании. Выразив в личной переписке благодарность Уэйту, Яркер предложил ему вступить в Орден, и заверил кандидата в том, что отсутствие у него посвящения в Масонство не станет препятствием, поскольку сам Яркер получил Посвящение от не-Масона, барона Сурди из Праги. (15, С. 189) Яркер отправил Уэйту четыре документа, которые он должен был изучить и переписать, после чего получить от Папюса Хартию на создание Лондонского отделения Ордена Мартинистов. Уэйт со всей тщательностью соблюдал клятвы, данные им при Посвящении, не выдавал имени своего Посвятителя, а его сочинения и переводы впервые познакомили многих англичан с работами Луи-Клода де Сен-Мартена и с его Доктриной. Сам Уэйт впервые узнал о Сен-Мартене в 1877 году, приобретя «Естественную Таблицу отношений между Богом, Человеком и вселенной» Сен-Мартена на французском языке. Однако проникнулся самой Доктриной Сен-Мартена позже, когда нашел его переведенные на английский язык «Теософские письма». Можно себе представить, в таком случае, насколько велики были достижения просветительской деятельности Артура Уэйта в Англии. [15, С. 188]


Вернемся, однако, к просветительской деятельности, или, как это также можно назвать, к Розенкрейцерскому Просвящению, по терминологии Фрэнсис Йейтс, которое происходила во Франции конца XIX века. Очевидно, что во Франции того времени основным двигателем развития Оккультных обществ, а также в целом развития в обществе интереса к оккультным наукам, был Доктор Жерар Анкосс. Его стараниями появилась целая плеяда выдающихся представителей Французской Оккультной школы, привлеченных и образованных деятельностью именно Папюса. Стоит отметить, что тот же двигатель имел свое воздействие также и на жителей других стран, таких как Англия, как в случае, например, с Артуром Уэйтом.


Папюсом, в частности, было учреждено оккультное общество «Спутники Иерофании», целью которого было возведение нового храма, краеугольным камнем которого стал бы Розенкрейцерский и Мартинистский Орден. Он также учредил журнал «L’Initiation» («Посвящение») в 1888 году, что совпало с основанием еще одного Розенкрейцерского Ордена, в чем принимал непосредственное участие и сам Папюс, - а именно Каббалистического Ордена Розы-Креста (L'Kabbalistique Order de la Rose†Croix), которым руководил Станислас де Гуайта и Жозеф Пеладан. Разумеется, де Гуайта и Пеладан также принимали активное участие в проектах, воплощаемых Папюсом, и изначально были членами общества «Спутников Иерофании», а позже написали множество статей для журнала «L’Initiation». Именно в этом печатном издании было провозглашено учреждение Каббалистического Ордена Розы†Креста, статья была написана Папюсом, и в ней рассказывалось о целях Ордена, о его устройстве и об особенностях вступления в него. Позже, в 1890 году, Станислас де Гуайта писал в «L’Initiation»: «Три года назад древний Розенкрейцерский Орден был близок к своему скончанию, когда двое непосредственных наследника этой величественной традиции решили восстановить его, укрепив на новом основании». Здесь он имеет ввиду некое Розенкрейцерское общество, находившееся в Тулузе, и по каким-то причинам пришедшее в упадок. [23]


Линия преемственности Каббалистического Ордена Розы†Креста уже приводилась выше, в связи с Английским Розенкрейцерским Обществом. Однако, продолжим ее, поскольку она не заканчивается и не прерывается на Элифасе Леви и аббате Лакурии. Далее эта традиция передается, следуя Амбелену, Адриану Пеладану, брату Жозефа Пеладана, друга и соратника Станисласа де Гуайты, который и посвящает его. [8] В связи с присутствием в линии преемственности Эдварда Бульвер-Литтона нельзя не отметить комментарии к «Предисловию» к «Занони» этого автора в первом томе трилогии «Змея Книги Бытия» Станисласа де Гуайты, некоторые из которых, касательно предсказаний Парацельса о проявлении Розенкрейцерского общества, мы уже приводили в начале нашей работы. Очевидно единомыслие между сэром Эдвардом Бульвер-Литтоном и Станисласом де Гуайтой относительно Розенкрейцерства. Подробнейшие комментарии, дополняющие и раскрывающие сведения, которые не были написаны в источнике, обычно пишутся лишь в том случае, когда автор комментариев имеет не приближенное, а непосредственное отношение к высказываемым автором произведения идеям. В этой линии преемственности присутствует также Элифас Леви, который также был назван Папюсом в его статье в «L’Initiation» среди тех деятелей Оккультизма, которых почитает Каббалистический Орден Розы†Креста. [23] Таким образом, поскольку Эдвард Бульвер-Литтон получил Посвящение от французского Розенкрейцера, то есть Мартиниста, то, следовательно, в Мартинистском Ордене Папюса, к которому мы вернемся вскоре, были собраны все изначальные ветви Мартинизма, то есть Посвящение Мартинеса де Паскуалли, Мартинезистская (по терминологии Папюса) ветвь Виллероза (Рыцарь-Благодетель Святого Града на второй Степени Ассоциата), Arcana Arcanorum Калиостро, основанная на обоих предыдущих системах (первая Степень Ассоциата Мартинизма) и, соответственно, линия Луи-Клода де Сен-Мартена, заложенная в основании Ордена Мартинистов. Мы приходим к этому выводу, поскольку и сам Папюс был членом Каббалистического Ордена Розы†Креста.


Изначально в целях Ордена было собрать внутри его структуры 144 праведника, согласно «Тамплиерам и Розе†Кресту» Робера Амбелена, однако этого не удалось сделать и с учетом существования отделений Каббалистического Ордена Розы†Креста в других странах кроме Франции. [1, С. 78] Орденом руководил Совет Двенадцати («Conseil des douze»), Верховный Совет, в который входили 12 членов, шестеро из которых должны были всегда оставаться неизвестными в случае распада Ордена. Отличительным знаком члена Верховного Совета была еврейская буква Алеф, которую мы видим, например, в подписях Станисласа де Гуайты под его работами и письмами. В разное время в Совет Двенадцати входили Станислас де Гуайта, Жозеф Пеладан, Папюс, А. Габроль, Анри Торьон, Ф.-Ш. Барле, Жюльен Лежэ, Освальд Вирт, Огюст Шабосо, Виктор-Эмиль Мишле, Поль Седир, Поль Адам и Марк Авен. [23] Все они прославились как выдающиеся деятели Оккультизма, и работы каждого из них представляют собой наиболее влиятельные труды, посвященные Оккультным Наукам и истории Оккультизма. Многие из членов Каббалистического Ордена Розы†Креста являлись в том числе и членами Мартинистского Ордена, но на самом деле изначально предполагалось, что Посвященный обязательно должен был быть Мартинистом. [23]


На Каббалистический Орден Розы†Креста в первую очередь возлагалась просвятительская функция. Было учреждено три Степени Посвящения: Бакалавр Каббалы, Аспирант Каббалы и Доктор Каббалы. Они передавались после сдачи трех экзаменов, прохождение которых подтверждалось выдаваемыми дипломами. Никогда не производилось при этом взимания какой-либо денежной платы. Первый экзамен касался общей истории западной традиции, в особенности Розенкрейцерской, а также и знания, природы и символизма еврейских букв. Темой второго экзамена являлась общая история религиозных традиций, в особенности внимание уделялось объединению различных догм, широкому применению символов иврита, его пониманию и сущности. Третий экзамен был устным, кандидаты также сдавали письменный экзамен, темами которого были философские, моральные и Мистические вопросы. Вместе с тем нужно было написать диссертацию, относящуюся к традиции. [23]


Но помимо просветительской деятельности, руководство Ордена также имело истинно Розенкрейцерский подход к системам, вводящим в заблуждение представителей профанного (от лат. «pro fanum» - перед храмом) общества. Как о том было сказано в Розенкрейцерском Манифесте «Fama Fraternitatis», после смерти Отца R.C. Братья не пожелали больше оставаться вместе, но решили отправиться в разные стороны света для того, чтобы сообщать друг другу о новых появляющихся заблуждениях, чтобы возможно было вооружиться против них перед истиной. В отношении Каббалистического Ордена Розы†Креста здесь уместно будет сказать о «крещении Светом», к которому была приговорена черно-магическая секта Кармель Эжена Вентры, и которое в подробностям, вместе с привлечением документальных материалов, описано Станисласом де Гуайтой в его первом томе «Змея Книги Бытия». Члены этой секты практиковали совокупление не только друг с другом, имея ввиду при этом «дурно понятую Доктрину о Реинтеграции», говоря словами Станисласа де Гуайты, но также и с астральными существами, которых они разделяли на добрых и злых духов. С «добрыми духами» совокупления происходили для «онебесивания» «христосов» и «марий» секты Кармель, то есть для их личного вознесения в Духе. Совокупления со «злыми духами», в свою очередь, должны были «онебесить» тех ангелов, которые пали. [14, С. 490] Эта секта пользовалась определенной популярностью, и ее основатель Эжен Вентра поддерживал ее существование и интерес к ней путем публикации собственных сочинений, наполненных красивыми, но пустыми, следуя маргиналиям, написанным Элифасом Леви на одном из изданий этого автора, словами. [14, С. 481-482] В этой секте оказалась и знакомая Освальда Вирта, которая противилась практике «онебесивания», и оказала ему большую помощь, в том числе и дав показания, когда Освальд Вирт проникнул в данную секту под видом преданного представителя этого учения, и был признан в последствии великим избранным, которого так ждал «доктор Креститель», как называли преемника Эжена Вентры члены Каббалистического Ордена Розы†Креста. В результате Освальд Вирт раскрыл свое инкогнито, и между последователями Ордена и секты состоялась магическая война, в результате которой 3 января 1893 «доктор Креститель» умер от сердечного приступа.


Стоит отметить, что и в Каббалистическом Ордене Розы†Креста существовали свои случаи обособления его членов от внутреннего круга. Мотивами здесь являлись, во-первых, различное видение вопросов Оккультизма и Эзотеризма. Жозеф Пеладан, первый Великий Мастер Ордена, считал, что Жерар Анкосс неправомерно сводит воедино понятия Оккультизма и Эзотеризма, и считал также, что в Орден должны принимать лишь немногих избранных, и, по его оценке, со временем Каббалистический Орден Розы†Креста стал стремиться удовлетворять потребностям большинства. Однако Станислас де Гуайта был совершенно иных воззрений, и в «Змее Книги Бытия» он писал о том, что идеальными условиями для Посвящения были бы те же, что существовали в Мемфисских и Фивских храмах, когда Посвященный, обретя видение Света, приходил в обыденное общество, к своим «собратьям, более боязливым и нерешительным», для того, чтобы и у них была возможность ощутить на себе воздействие этого Света. Кроме того, он порицал профанацию Великого Аркана Астрального Агента, если пользоваться терминологией Элифаса Леви, почитаемого всеми выдающимися представителями Французской Оккультной школы. Тем не менее Жозеф Пеладан покинул Каббалистический Орден Розы†Креста в 1890 году и учредил «Второй Храм Розы-Креста», «L’Association de l’Ordre du Temple de la Rose-Croix» («Общество Ордена Храма Розы-Креста»), и наконец, 23 августа 1891, «Ordre de la Rose-Croix Catholique et Esthetique du Temple et du Graal» («Католический и Эстетический Орден Розы-Креста Храма Грааля»). Также спорным вопросом в Каббалистическом Ордене Розы†Креста было требование Посвящения в Масонский Орден от кандидата. Впрочем, этот же вопрос являлся дискуссионным и в Ордене Мартинистов Папюса. Споры вызвали второе отделение от Каббалистического Ордена Розы†Креста некоторых его членов. Но стоит отметить, что не смотря на наличие таковых ситуаций Каббалистический Орден Розы†Креста по сей день существует во Франции и в Соединенных Штатах Америки. [13, С. 253]


Каббалистический Орден Розы†Креста был учрежден четырьмя годами после основания Ордена Мартинистов Папюса. Как мы уже говорили, изначально предполагалось, что для посвящения в Орден де Гуайты и Пеладана кандидат обязан был быть посвящен и в Орден Мартинистов.


Линия преемственности, ведущая свое зримое начало от Мартинеса де Паскуалли, передавалась тремя непосредственно происходящими от его Доктрины Посвятительными обществами: небольшим кругом Каббалистического Ареопага, в который входили девять Избранных Коэнов, не пожелавшие прекращать работу Ордена Избранных Коэнов, и несогласные с перспективой передачи материалов Ордена Мартинеса де Паскуалли Ордену Филалетов месье Савалетта де Ланжа. Во-вторых, некоторыми Масонами Шотландского Исправленного Устава, то есть теми избранными его представителями, которым Жан-Батист Виллермоз передал тайные наставления Высших Степеней. И, в-третьих, Неизвестными Философами, посвященными Луи-Клодом де Сен-Мартеном во время его путешествия по различным городам Франции и других стран с целью просвящения и передачи Доктрины Мартинеса де Паскуалли, от которой в том числе вела свое начало его собственная Мистическая Доктрина. Эта третья ветвь Посвящения в результате привела к двух особым линиям преемственности, то есть линиям Аббэ де Лануэ и месье Шапталя, Комте де Шантелупа. Аббэ посвятил Ж.-А. Хеннеквина, который, в свою очередь, посвятил Анри де ла Туше, который посвятил Месье А. Дебаролль, Комте д'Отеркурт, который посвятил мадам Амели де Буас-Мортмарт. Эта же Сестра посвятила Пьерра Огюста Шабосо. Шапталь посвятил Брата, чья персона никогда не будет раскрыта, но он, в свою очередь, посвятил Анри Делаажа. Делааж перед самой своей смертью, в 1880 году, посвятил Папюса. [60]


По счастливому стечению обстоятельств во время одного из обедов, которые по обыкновению предпринимало общество молодых людей, собиравшееся для ведения интеллектуальных бесед, Папюс и Шабосо узнали друг в друге посвященных S.I. Они передали друг другу свои линии Преемственности, и в 1884 был составлен проект конституции Ордена Мартинистов. В 1890 году было принято решение поместить Орден под управление Верховного Совета, состоявшего из двенадцати членов Ордена, как то уже было предпринято в отношении Каббалистического Ордена Розы†Креста. Папюс стал Президентом и Великим Мастером учрежденного Ордена Мартинистов. Первыми двенадцатью, составившими Высший Совет, были Папюс, Шабосо, Станислас де Гуайта, Шамуэль, Седир (то есть Ивон Лелуп), Поль Адам, Морис Баррэс, Жюль Лежэ, Монтьер, Шарль Барле, Аквес Бурже и Жозеф Пеледан. Вскоре двое из них оставили свой пост. На места Барреса и Пеледана пришли Доктор Марк Авэн (Лалонд) и Виктор-Эмиль Мишле. В 1893 году Лионские Мартинисты получили материалы и записи Жана-Батиста Виллермоза и Коэнов Лионского Храма, которые вдова Жозефа Понта, преемника Виллермоза, оставила Брату Каварньеру. [60]


В Ордене Мартинистов Посвящения проводились в четырех Степенях: 1. Ассоциат (в нее вошла система Arcana Arcanorum Калиостро); 2. Инициат (в нее вошла система Рыцарей-Благодетелей Святого Града); 3. Высший Неизвестный (S::I::/Superieur Inconnu) (эта Степень является собственно Мартинистской); и Высший Неизвестный Посвятитель (S::I::I::/Superieur Inconnu Initiateur), посвященный в которую имел право свободно передавать первые три Степени Мартинистского Ордена, не нуждаясь при этом в нахождении в Ложе. Система Arcana Arcanorum также представлена в Древнем и Изначальном Уставе Мемфиса-Мицраима


«Деятельность Ордена Мартинистов достигла периода процветания во Франции и в других странах. Будучи неутомимым работником, Папюс представил Орден Мартинистов даже в Российской Империи, где Мартинизм был известен в связи с Розенкрейцерством на протяжении более века. Император Николай II был назначен Мастером Ложи, устроенной внутри Императорского Дворца.


В 1908 году Папюс и Шарль Дэтрэ, известный под именем, принятым им во время Посвящения, Тэдэр, учредил в Париже Конгресс Эзотерических Масонских Уставов и Масонства Высших Степеней. В 1911 году Высший Совет издал декрет, признающий Всемирную Гностическую Церковь «официальной» Церковью Мартинистов. В 1914 году Папюс и Тэдэр пришли к соглашению с Доктором Рибокуртом, Великим Мастером Шотландского Исправленного Устава, создать Великий Капитул Мартинистов, который будет состоять исключительно из Масонов, посвященных в Высшие Градусы, и который будет представлять собой «мост» между Орденом Мартинистов и Шотландским Исправленным Уставом. К несчастью для этого проекта, прежде чем оно было осуществлено, разразилась Первая Мировая Война. Смерть Папюса от туберкулеза в 1916 на фронте, когда он служил во французской армии, а также смена Великого Мастера Шотландского Исправленного Устава положили конец этому начинанию. Папюс играл жизненно важную роль в распространении Мартинизма, создании Ордена и поддерживая его в единстве на протяжении всей своей жизни». [60]


На посту руководителя Мартинистского Ордена Папюса сменил Тедер, его преемником стал Жан Брико, который поддерживал идею об обязательности для кандидата в Мартинистский Орден вступления в Масонский Орден. Таким образом в качестве «вестибюля Мартинизма» использовался Древний и Изначальный Устав Мемфис-Мицраим. Кроме того, были введены условия, в соответствии с которыми посвящение в следующую Мартинистскую Степень производилось после получения относящейся к ней Степени в Уставе Мемфиса-Мицраима. [61]


Цели Ордена Мартинистов были теми же, что указаны в Манифестах Розенкрейцерского Братства XVII века, появление которого было предсказано Парацельсом в XV столетии. Это неизменное приведение членов Ордена к Духовной Иллюминации, к обретению Гнозиса, о чем пишет Станислас де Гуайта в «Инициатической речи для приема в Мартинистскую Ложу», приводимой в его первом томе «Змея Книги Бытия», Грегориус S::I:: в его «Мартинистской лекции», читанной в Ложе «Иерусалим», в Риме, в сентябре 1906 года. О том же пишет некто I.N.R.I. в его статье «Какова польза в том, чтобы быть Мартинистом?», а также Робер Амбелен в кратком эссе «Доктрина Мартинизма», в котором описываются основные положения Доктрины о Реинтеграции Мартинеса де Паскуалли. В общем, последняя работа представляет собой своеобразный синопсис «Трактата о Реинтеграции существ» де Паскуалли.


В основании этой Доктрины лежит грехопадение Адама, совершенное под влиянием падших духов, которые внушили Адаму мысль об обособленном от Бога существовании. [44, С. 123] [62] В то время, как изначально человек обладал Телом Славы и обладал полу-божественной природой, поддавшись искушению Древнего Змея, пожелав стать богоравным, то есть творцом, Архетипический Человек стал Демиургом. Поскольку только Бог способен творить, Демиург стал довольствоваться видоизменением того, что уже существовало, облекая в материальные формы то, что изначально было Духовными принципами. Он и сам приобрел материальную форму, когда попытался создать первоматерию, и, кроме того, утерял свою изначальную андрогинность, выделив свою пассивную, воспринимающую часть, из себя, и таким образом появилась Ева. Неудачная попытка по созданию первоматерии лишь ускорила падение Архетипического Человека, и материя, в которую он сам пал, стала для Адама одновременно и убежищем от падших духов, которые поработили его разум и стали использовать в своих целях, чтобы он постоянно преобразовывал и возделывал материю, чтобы им не было необходимости возвращаться к Богу, от которого они изшли, и в том числе материя стала для него тюрьмой, из которой он не способен выйти, если не удостоится помощи от Бога и Благих Духов. Поскольку вместе со своими изначальными духовными силами и качествами человек утерял даже и самую способность мыслить, а не думать, то есть воспринимать мысли от духов Благого или не-благого начала. [62]


Распавшись на хор человеческих душ, Адам Кадмон утерял свое первоначальное единство после падения в материю. Эти «ничтожные дольные единицы» [44, С. 123] стремились к обособлению от друг друга, и в результате развития своей зарождающейся индивидуальности померкли по мере своего удаления от Абсолюта, произведшего их. [44, С. 123] Поскольку эти единицы, падшие в материю, стремились, и могут продолжать стремиться к обособлению, единственным путем, ведущим к их Реинтеграции,  может стать исключительно Альтруизм, или Милосердие, одно из изначальных качеств Адама, которую он не утерял после своего падения. Как бы там ни было, после индивидуальной Реинтеграции всегда следует Работа по Всеобщей Реинтеграции, или же Алхимическое Великое Делание в Розенкрейцерском смысле этого слова. [44, С. 125] «Целью Мартинизма является, в первую очередь, пробуждение скрытого человека – человека сил божественных, высшее существо». [43]


Поскольку Реинтеграция может происходить только путем использования добродетели Милосердия, таковой, какова она представлена в Христианстве, однако в Христианстве Эзотерическом, согласно пунктам программы Розенкрейцерского Братства [56], то сам Орден Мартинистов следует принципам альтруизма, и с каждым новым своим членом приобретает только нового своего представителя, который может продолжать свое развитие без чьей-либо помощи. [16] [44, С. 120, 122] «Истинный Мартинист не работает ради своих личных интересов, но ради того, чтобы возвратить человека к своим изначальным силам». [16] Для Мартиниста обязательным условием является сосредоточение на Духовном Мире до тех пор, пока перед ним не явится истинная реальность [43], и до тех пор, пока материальный мир, который он называет своим родным миром, не перестанет быть для него роднее, чем изначально родственный ему, Духовный Мир, о чем писал Луи-Клод де Сен-Мартен в «Служении духовного человека». Единственное, на чем настаивает Мартинизм, это ежедневная жизнь в общении с Логосом, или Словом, то есть Иисусом Христом, которого Сен-Мартен называл Исправителем в своих сочинениях. [16]


Мистической практикой Мартинистов является Путь Сердца, о котором мы уже писали в связи с Якобом Беме и Луи-Клодом де Сен-Мартеном. Эта техника была изложена Доктором Папюсом в его статье «Путь Сердца», а также в полной мере в книге Робера Амбелена «Духовная Алхимия: Внутренний Путь». Тем не менее, есть определенные отличия между описанием этой Мистической практикой, как она изложена Папюсом и Робером Амбеленом. По Амбелену, Путь Сердца не имеет ничего общего с банальной чуткостью, но представляет собой оккультную технику Духовной Алхимии, которая должна привести к индивидуальной Реинтеграции человека, следующего ей. [4, С. 16] В изложении Папюса Путь Сердца – это Мистическая практика, которая может быть доступна и человеку, не сведущему в Духовной Алхимии, которая основывается на оккультизме, этот человек может быть даже в принципе необразованным, но они должны обладать Христианской простотой и милосердием к ближнему, и он должен знать, что его личная воля – ничто, если она не согласна Воле Божьей. Представителями этого Пути Сердца были Жанна Д’Арк, Якоб Беме, Мэтр Филипп из Лиона – учитель Доктора Папюса, прославленный во Франции и в других странах своим искусством исцеления больных физическими и душевными недугами. Однако и в описании Папюса, и в описании Амбелена Путь Сердца основывается на сердечной молитве, или Духовном Огне, который воспламеняет душу человека в его устремлении к Богу и единению с Ним. Разница заключается лишь в том, что Путь Сердца в изложении Папюса представляет собой более Мистическую, чем Теургическую практику, в то время, как Духовная Алхимия Робера Амбелена в результате должна привести к Теургическим Операциям того, кто достиг успехов в снискании Добродетелей, укрепился в абсолютной вере в Бога и теперь готов исполнять Божественную Работу Оперативным, или Ритуальным путем, проводя Экзорцизмы и Освящения. Продолжение Духовной Алхимии является Практическая Каббала, следующий труд Робера Амбелена, содержащий сведения, необходимые для Эвокации духов, Благих и не-благих, работы с Эгрегорами коллективностей и с душами индивидуальных людей для помощи на их Духовном пути. Робер Амбелен, как нам уже известно, возродил Орден Рыцарей-Масонов Избранных Коэнов Вселенной Мартинеса де Паскуалли, имея доступ к его документам, которые в том числе хранились и у Папюса, и были опубликованы в журнале «L’Initiation» вместе с его комментариями.


Следуя Роберу Амбелену, посвященному в Мартинизм в 1940 году и учредившему в 1943 «Мартинистский Орден Избранных Коэнов», Папюс обладал двумя преемственностями, передававшими Путь Сердца. Первая преемственность была от Мэтра Филиппа, и вторая - предположительно от Поля Седира. Эта линия преемственности происходила от некоего Розенкрейерского общества в Каире, главным образом состоящего из английских христиан-коптов. Робер Амбелен также получил эту линию преемственности. [4, С. 7] Мы полагаем, что Папюс в своем эссе «Путь Сердца» описывает эту Мистическую технику в соответствии с тем, как она была передана ему Мэтром Филиппом, в то время, как Робер Амбелен излагает ее в соответствии со второй линией преемственности.


В любом случае, Путь Сердца представляет собой основание для Теургических практик, о которых мы говорили на протяжении всей данной работы, то есть для Эвокации Ангелических Иерархий, методы и сведения для которых приводятся Робером Амбеленом в его «Практической Каббале» [3, С. 154, 159]


В «Курсе Энциклопедии Оккультизма» Григория Оттоновича Мебеса (Г.О.М.), читанного в 1911-1912 гг. в Санкт-Петербурге лектор приводит историю Розенкрейцерских обществ, соответствующую изложенной в нашей работе, в соответствии с оккультным характером этого явления (поскольку канва нашего предыдущего хода изложения более соответствовала чисто историческому подходу, не включающему весьма интересных подход – подход Оккультный). Он объясняет историю Розенкрейцерства с точки зрения развития и видоизменения в результате влияния на общество Эгрегора этой единой традиции, которая происходит из глубокой древности. Г.О.М. также говорит о передаче этой тайной традиции от Тамплиеров к Розенкрейцерам, и о использовании Розенкрейцерами Масонства в качестве внешней своей части. Как мы уже видели, точно такова же точка зрения и Робера Амбелена, которую он приводит в своей работе «Тамплиеры и Роза†Крест». О Тамплиерах Г.О.М. говорит как о рыцарях, стремившихся к созданию государства, в котором будет наиболее максимально удобно вести эволютивную работу, они мечтали о государстве, в котором все плотное будет проникнуто тонким, и о Царствии Божьем на земле. О Бафомете (Baphomet, нотарикон, прочитанный справа налево фразы «templi omnium hominum pacis abbas» («аббат (или отец) храма мира (для) всех людей»)) Г.О.М. говорил как о универсальном инструменте реализации их стремлений, под этим инструментом подразумевались астральные вихри (tourbillons) волевых импульсов цепи. Однако, в 1312 по Ордену Тамплиеров был нанесен окончательный удар папской буллой Папы Климента V. Но бежавшие Рыцари-Храмовники, тем не менее, были признаны Братьями в 1277 году Вольными Каменщиками, среди которых были как представители герметического течения, которые стремились к реализации Великого Делания, так и представители готического строительства, чьей задачей было сохранение символизма в архитектуре. Тогда Тамплиеры стали «Macons acceptes», или «принятыми Масонами». Затем, пользуясь оккультной терминологией, Г.О.М. говорит, что на протяжении семидесяти или восьмидесяти лет Эгрегор Тамплиеров проходил очищение от разного рода ошибок, совершенных его представителями, и после «породил на земле коллективность», которую лектор условно называет «Розенкрейцерством первичного типа». «Этот мощный Эгрегор притянул к себе флюиды трех широких богатых потоков Истины: Гностицизма, Каббалы и Герметизма Алхимической Школы». Однако Розенкрейцерство первичного типа было предназначено для «немногих избранных» и включало в себя точно определенные формы путей самосовершенствования. В XVI веке появляется Розенкрейцерство вторичного типа, которое Г.О.М. называет «Розенкрейцерством для всех сознательных», оно отличалось терпимостью во всех областях, доступных уму и сердцу. В XVII веке, когда начинают формироваться первые Масонские Ложи в Англии (деятельным участником чего был Элиас Эшмол), Розенкрейцерство обретает свою внешнюю часть, которая могла бы защищать и оберегать его, поскольку эта внешняя часть является весьма закаленной в житейских делах и проблемах. По Г.О.М., создание такой структуры было обусловлено крахом, постигнувшим организацию Якоба Моле, и связанной с этим необходимостью осторожности в действиях в отношении общества. «Масоны тем более нужны Розенкрейцерам всех типов, что последние часто разыскивают в их среде лиц, достйных Посвящения в Христианский Иллюминизм». О том же писали Деметриус Полихронис и Робер Амбелен. Примерно в 1760 году Мартинес де Паскуалли учреждает Орден Избранных Коэнов, в котором три из девяти Степеней являются Розекрейцерскими. После смерти Мартинеса де Паскуалли два его ученика, Жан-Батист Виллермоз и Луи-Клод де Сен-Мартен, вносят особенные черты в Доктрину Реинтеграции. Виллермоз привносит Масонский колорит, а Сен-Мартен перерабатывает школу из магико-Теургической в мистико-Теургическую, и выбирает путь Вольного Посвящения вместо Масонской передачи. Эгрегор первоначального Мартинизма был прочно инкарнирован во многих государствах Европы, а также и в России. Он основывался на чистейших филантропических намерениях его членов, на их бескорыстии, и не показной помощи неимущим и удрученным, устойчивой скромности, и, конечно же, данные качества поддерживались мистическими произведениями Луи-Клода де Сен-Мартена.

 

Заключение

 


Итак, в нашей работе мы прошли путь от истоков Розенкрейцерства в Древнем Египте, обратились к Тамплиерам, которые были духовными наследниками единой и изначальной Розенкрейцерской традиции, затем перешли к представителям Розенкрейцерского движения XV-XVI веков, таким как Иоганн Тритемий, Парацельс, предвещавший проявление Тайной традиции в обществе, Генрих Корнелий Агриппа, учредивший Розенкрейцерские общества сначала в родной ему Германии и затем в Англии. После мы показали, каким образом нить традиции Розенкрейцеров была проведена в Масонство, а также сказали о связанной с этим периодом существования Розенкрейцерства Незримой Коллегии Элиаса Эшмола. После нами было сказано о Доктрине о Реинтеграции Матринеса де Паскуалли, которая в результате была увековечена в мистическом учении Луи-Клода де Сен-Мартена и Ордене Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза. И, наконец, мы пришли к Французской Оккультной школе, значительный вклад в развитие которой сделал Доктор Папюс (Жерар Анкосс), и он же стал, вместе с Огюстом Шабосо, учредителем Мартинистского Ордена, созданном в 1884 году. Мы также упомянем теперь и о Ордене Розы†Креста Востока, членом которого является Деметриус Полихронис, и который ведет весьма активную просветительскую и, мы полагаем, Теургическую деятельность в Греции нашей современности. Этот Орден связан с Рыцарями Палестины, вершиной структуры Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима. Великим Мастером данной структуры во время своего управления Уставом был Робер Амбелен. Говоря о связи, существующей между Рыцарями Палестины и греческим Орденом Розы†Креста Востока, мы в первую очередь имеем документальный источник происхождения молитвенных практик того и другого Розенкрейцерского Ордена. Деметриос Семелас, о котором уже упоминалось в начале нашего материала, имеет отношение к Ордену Розы†Креста Востока по той причине, что некогда им были найдены свитки с молитвами и операциями Розенкрейцеров XV-XVII и ранее веков, поскольку, как было уже доказано, Розенкрейцерство представляет собой суть единую традицию, непрерывную и неизменную в своих целях, методах и мировоззрении. Поскольку Деметриос Семелас состоял в прекрасных отношениях с Доктором Папюсом и, в частности, это касалось работы Тайных обществ, вполне вероятно, что найденные материалы были переданы им Доктору Папюсу. [8]


Стоит отметить, что в свободном доступе существуют Молитвенники Ордена Розы†Креста Востока как в составлении Робера Амбелена, так и в составлении Деметриуса Полихрониса. Оба они представляют собой величайшую значимость и имеют между собой не просто точки соприкосновения, но неразрывно переплетены друг с другом, и в их основании виден один источник, поскольку Молитвенник Робера Амбелена более соответствует католической традиции, а Молитвенник Деметриуса Полихрониса – православной. Тем не менее, не только цели молитв, но даже и сами тексты здесь бывают похожи, но существуют и самобытные вещи, присущие только одному из Молитвенников. Например, у Деметриуса Полихрониса мы можем найти замечание о используемом Розенкрейцерском розарии, бусины которого произведены из шерсти, в то время как у Робера Амбелена это розарий, выполненный из дерева. Тем не менее, и в том, и в другом случае это розарии, состоящие из 144 бусин. В Молитвеннике Деметриуса Полихрониса часто встречаются и просто православные молитвы, и в этом состоит одна из особенностей данного Молитвенника. У Робера Амбелена представлены Экзорцизмы «Против опасного мертвеца», «Экзорцизм Апостола Павла», «Экзорцизм против всех видов чар и магии», которые по своей сути весьма специализированы. У Деметриуса Полихрониса есть иные Экзорцизмы: «Общий Экзорцизм», «Операция защиты против зримых и незримых врагов», есть и Операции усмирения разбушевавшихся природных стихий. Присутствует и наиболее удивительная Операция, а именно «Операция Воскрешения», которая выполняется группой Теургов.


Робер Амбелен в предисловии к своему Молитвеннику писал весьма ценные слова о том, что тайны этих молитв и Операций, их наиболее сокровенный смысл, а также правильный образ действий откроется даже и не тем, кого выберет Великий Мастер Ордена Рыцарей Палестины, каковым на тот момент являлся он, но Великие Мастера Прошлого, те самые Высшие Неизвестные, живущие ныне в Незримой Обители Братьев-Розенкрейцеров, обретя вход к ним в своем сердце еще при жизни. Таким образом, бессмысленно и бесполезно было бы искать источник Розенкрейцерства в материальном мире, бессмысленно было бы искать его и на астральном плане (идея, которой были увлечены члены Ордена Золотой Зари XX века). Но путь к ним – это Путь Сердца, которому следовали все, кто стал причастным к S. Spiritus, Обители Святого Духа, в котором обитает Небесное Братство Розенкрейцеров.


Мы показали, что Розенкрейцерская традиция является той самой Тайной традицией, о которой писал Артур Эдвард Уэйт. Ее истоки очень древние, и за множество столетий она не была ни коим образом изменена по своему существу, но была представлена в различных ветвях единого по своему истоку и принципам Розенкрейцерства, которая, как и сами Розенкрейцеры, надевала те одеяния, которые были привычны обществу того или иного времени [12].


Целью Розенкрейцерства всегда являлось приведение человека к его изначальным силам и качествам, духовным и божественным, и приведение его на вершину Иерархии Духовных существ. Это восхождение производилось путем понимания духа, а не буквы, Священного писания, и построения своей жизни в соответствии с этим истинным пониманием. Таково было основание Розенкрейцерства, в то время как закладывалось оно для проведения Теургической Работы, в ходе и в результате которой человек удостаивался искупления первородного греха и участвовал в Великом Делании, или в восстановлении Адама Кадмона, единого человека, для его дальнейшего служения Богу.


Список литературы


1. Ambelain, Robert «Templiers et Rose-Croix : Documents pour servir à l'histoire de l'illuminisme», Editions Signatura, Traditions Initiatiques, 2010, ISBN 978-2915369182
2. Ambelain, Robert «Sacramentaire du Rose-Croix», Paris, Bussière, 1995, ISBN 978-2850901065
3. Ambelain, Robert «La Kabbale pratique», Bussière, 1990, ISBN 978-2850900785
4. Ambelain, Robert «L'Alchimie spirituelle, technique de la voie intérieure», Diffusion Scientifique, 2000, ISBN 978-2850901928
5. Barrett, Francis «The Magus: A Complete System of Occult Philosophy», Red Wheel/Weiser, 2000, ISBN 978-0877289425
6. Blitz, Edouard «Ritual and Monitor of the Martinist Order», 1896
7. Bogaard, Milko «Manifestations of the Martinist Orders», 2005, Web:  http://omeganexusonline.net/rcmo/martinistorders.htm
8. Bogaard, Milko «Frères d'Orient - Constantinople - 1054 or 1090», 2006, Web: http://www.scribd.com/doc/5573649/FRERES-DORIENTConstantinople-1054-or-1090
9. «Confessio oder Bekenntnis der Societät und Bruderschaft Rosenkreuz», Kassel, 1615
10. Cooper-Oakley, Isabel «Traces of a Hidden Tradition in Masonry and Medieval Mysticism», London, Theosophical Publishing Society, 1900
11. Desgris, Alain, «L'Ordre des Templiers & La Chevalerie Maçonnique Templière», Guy Trédaniel éditeur, ISBN 2857077645 (В русском переводе: ISBN 978-5-8071-0299-7)
12. «Fama Fraternitatis Roseae Crucis oder Die Bruderschaft des Ordens der Rosenkreuzer», Kassel, 1614, web: http://www.psylib.ukrweb.net/books/yates01/txt18.htm
13. Greer, John Michael «The Element Encyclopedia of Secret Societies and Hidden History: The Ultimate A-Z of Ancient Mysteries, Lost Civilizations and Forgotten Wisdom», Harper Element, ISBN 978-0007220687 (В русском переводе: ISBN 978-5-386-01758-3)
14. Guaita, Stanislas de «Le Serpent de La Genese: Premiere Septaine Le Temple de Satan», Kessinger Publishing, 2010, ISBN 978-1166800178
15. I.D.V.A., Брат, «Артур Эдвард Уэйт: Революционер Мартинизма», пер. с английского Eric Midnight // «Пламенеющая Звезда».
( ISSN 2222-7512) – 2010. – 5 ноября. -  №2. – C. 187-197.
16. I.N.R.I. «Какова польза в том, чтобы быть Мартинистом?», web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=362:2010-05-20-06-25-25&catid=49:2010-01-14-20-37-47&Itemid=69
17. Johannes Trithemius, «Steganographia», 1500, Web: http://www.esotericarchives.com/tritheim/stegano.htm
18. Levi, Eliphas (Alphonse Louis Constant), «Dogme et Rituel de la Haute Magie», Tome I, II, Paris, Chacornac Frères, 1930
19. Maier, Michael «A Subtle Allegory Concerning the Secrets of Alchemy Very Useful to Possess and Pleasant to Read» / A. E. Waite, M. Maier. - Kessinger Publishing, LLC, 2010, ISBN 1564592847
20. Midnight, Eric «Биография Станисласа де Гуайты»: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=708:2011-04-26-22-47-09&catid=50:2010-01-14-20-38-18&Itemid=70
21. Midnight, Eric «Биография Папюса (Доктора Жерара Анкосса», 2010 г.: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=149:2010-01-12-20-36-53&catid=50:2010-01-14-20-38-18&Itemid=70
22. Midnight, Eric «Артур Эдвард Уэйт» // «Пламенеющая Звезда».
( ISSN 2222-7512) – 2010. – 5 ноября. -  №2. – C. 180-186.
23. Midnight, Eric «Станислас де Гуайта», web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=708:2011-04-26-22-47-09&catid=50:2010-01-14-20-38-18&Itemid=70
24. Midnight, Eric, составитель, «Генрих Кунрат» // «Пламенеющая Звезда».
( ISSN 2222-7512) – 2011. – 30 апреля. -  №5. – C. 162-171.
25. Midnight, Eric, составитель, «Михаэль Майер» // «Пламенеющая Звезда».
( ISSN 2222-7512) – 2011. – 30 апреля. -  №5. – C. 144-161.
26. Négre, Etienne Marconis de « Le Sanctuaire de Memphis ou Hermès», Bruer, 1849, Web: http://www.scribd.com/doc/30376280/E-J-Marconis-The-Sanctuary-of-Memphis-or-Hermes
27. Papus «Traité méthodique de magie pratique», Paris, Dangles, ISBN 978-2703301059
28. Papus, «l'Illuminisme en France : Martines de Pasqually, sa vie, ses pratiques magiques, son oeuvre, ses disciples, suivis des catéchismes des élus coens, d'après des documents entièrement inédits», Paris, Chamuel, 1895.
29. Prinke, Raphal T. «Early Symbolism of the Rosy Cross», web: http://www.alchemywebsite.com/early_rc.html
30. Reeds, Jim «Solved: The Ciphers in Book III of Trithemius’s “Steganographia”», AT&T Labs | Research, 1998
31. «The Fire Philosophers», статья, web: http://orderroseandcross.org/fire-philosophers.html
32. Waite, Arthur Edward «The Secret Tradition in Freemasonry», London, Remban Limited, 1911.
33. Waite, Arthur Edward «Saint-Martin, The French Mystic and the Story of Modern Martinism», London, W. Rider & son, ltd., 1922
34. Waite, Arthur Edward «A New Encyclopaedia of Freemasonry (Ars Magna Latomorum) And of Cognate Instituted Mysteries: Their Rites, Literature and History», Kessinger Publishing, 2003, ISBN 0766127958 (В русском переводе: ISBN 5-9511-0005-4)
35. Амбелен, Робер «Теургичесий Ритуал», пер. с фр. Бр. А.Н. // «Пламенеющая Звезда».
( ISSN 2222-7512) – 2010. – 24 октября. -  №1. – C. 104-108.
36. Андреэ, Иоганн Валентин «Химическая Свадьба Христиана Розенкрейцера в году 1459» / Пер. с немецкого. - М.: Энигма, 2003. - 304 с. ISBN5-94698-016-5
37. Бэкон, Фрэнсис «Новая Атлантида», web: http://www.ashtray.ru/main/lib/newatlant.htm
38. Бр.’.B.’.-H.’. «Орден Рыцарей-Масонов Избранных Коэнов Вселенной», Web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=719:2011-05-03-04-33-25&catid=49:2010-01-14-20-37-47&Itemid=69
39. Вестланд, Томми «Обзор Алхимической и Магической  системы Ордена Злато-Розового Креста (Gold- und Rosenkreuz Order)», 2007, пер. с английского Eric Midnight: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=727:2011-05-18-23-14-19&catid=85:2010-04-14-22-06-56&Itemid=112
40. Галтье, Жерар «Калиостро и Египетский Устав». // «Пламенеющая Звезда». (
ISSN 2222-7512)–  2010. – 24 октября. -  №1. – C. 121-124
41. Гилберт, Р.А. «Уильям Уинн Уэсткотт и эзотерическая школа масонских исследований» // «Ars Quatuor Coronatorum», Лондон, 19 февраля 1987, пер. с английского Бр. .'. Зелот, web: http://zelot.org/load/0-0-0-69-20
42. Г.О.М. «Курс энциклопедии оккультизма», М.: Энигма, 2003. - 528 с., ISBN 5-94698-003-3/
43. Грегориус S::I:: , «Мартинистская лекция 1906 года», пер. с англ. Олег, web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=533:--1906--&catid=49:2010-01-14-20-37-47&Itemid=69
44. Гуйта, Станислас де «Очерки о проклятых науках. У порога тайны. Храм сатаны.» – М. Ланселот, 2004. – 544 с. – ISBN 5-902753-01-5
45. «История Масонства в документах», переводчик и составитель Е. Л. Кузьмишин, М.: «Типография издательства ARS TECTONICA»., 2010. – 403 с.
46. Йейтс, Фрэнсис «Розенкрейцерское Просвещение», web: http://www.psylib.ukrweb.net/books/yates01/index.htm
47. Кайе, Серж «Египетское Масонство устава Мемфиса-Мицраима», М.: Ганга, 2011. – 464 с., ISBN 978-5-98882-146-5
48. Лабур, Дэни «Калиостро и "Arcana Arcanorum"», пер. с англ. © Бр.'. Зелот Web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=407:-larcana-arcanorumr&catid=38:2010-01-14-19-07-27&Itemid=58
49. Леман, Борис «Сен-Мартен, Неизвестный философ как ученик дома Мартинеса де Паскуалиса. Опыт характеристики первого периода его творчества и его первого произведения «О заблуждениях и истине», М.: Энигма, 2005. - 272 с. : ил. - (Incognito). - ISBN 5-94698-048-3.
50. «Мемуары графа Калиостро, обвиненного Первым Генеральным Прокурором». Изданы за свой счет, Париж, 1786. Пер. с фр. Зелот.
51. «Молитва Джона Ди», web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=609:2011-02-02-03-25-35&catid=85:2010-04-14-22-06-56&Itemid=112
52. Пайк, Альберт «Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава», пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. - М.: Издательство «Ганга», 2007. - 392 с. ISBN 978-5-98882-026-0.
53. Папюс, «Путь Сердца», пер. с англ. Eric Midnight, web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=363:q-q-&catid=47:2010-01-14-20-37-14&Itemid=67
54. Паркер, Уильям «Калиостро - Великий Копт», пер. с англ. Е. Кузьмишин // «The Philalethes». - 2000.
55. Полихронис, Деметриус «О Розенкрейцерской Теургии», пер. с англ. Eric Midnight, для Teurgia.Org, 2010, Web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=610:2011-02-02-04-55-54&catid=47:2010-01-14-20-37-14&Itemid=67
56. Полихронис, Деметриус «Роза†
Крест Востока», пер. с. англ. Eric Midnight, для Teurgia.Org, 2010, Web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=650:2011-02-10-18-18-30&catid=47:2010-01-14-20-37-14&Itemid=67
57. Рестиво, Майк (Sar Ignatius) «Мартинес де Паскуалис и Избранные Коэны», пер. с. англ. Eric Midnight, для Teurgia.Org, 2010, Web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=385:2010-07-17-17-46-09&catid=50:2010-01-14-20-38-18&Itemid=70
58. Рестиво, Майк (Sar Ignatius) «Жан-Батист Виллермоз и Рыцари-Благодетели Святого Града», пер. с. англ. Eric Midnight, для Teurgia.Org, 2010, Web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=394:2010-09-05-14-11-15&catid=50:2010-01-14-20-38-18&Itemid=70
59. Рестиво, Майк (Sar Ignatius) «Луи Клод де Сен-Мартен и Высшие Неизвестные», пер. с. англ. Eric Midnight, для Teurgia.Org, 2010, Web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=393:2010-09-05-04-08-22&catid=50:2010-01-14-20-38-18&Itemid=70
60. Рестиво, Майк (Sar Ignatius), «Папюс и Орден Мартинистов», пер. с англ. Eric Midnight, web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=364:2010-05-20-07-18-30&catid=49:2010-01-14-20-37-47&Itemid=69
61. Рестиво, Майк (Sar Ignatius), «Орден Мартинистов после Папюса», пер. с англ. Eric Midnight, web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=395:2010-09-06-11-28-42&catid=49:2010-01-14-20-37-47&Itemid=69
62. Сар Аурифер, «Доктрина Мартинизма», пер. с англ. Eric Midnight, web: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=381:2010-07-09-01-11-06&catid=49:2010-01-14-20-37-47&Itemid=69
63. Седир, Поль «Розенкрейцеры: история и учение», пер. с франц. О.П. Кошевого, Н.А. Куриловой, Изд. «Инициатива», 2005, ISBN 966-521-317-2
64. Шэрон, М.Х. «Доктор Роберт Фладд», пер. с англ. Eric Midnight // «Пламенеющая Звезда». (
ISSN)– 2011. – 31 января. -  №4. – C. 138-158.
65. Хоув, Эллик «Маги Золотой Зари = The Magicians of the Golden Dawn : док. История маг. Ордена, 1887-1923». [пер. с англ. Анны Блейз]. – М. : Энигма Одди-Стиль, 2008. – 624 с. : ISBN 978-5-94698-061-6.



 


† † †

© Eric Midnight для Teurgia.Org, 2011 год



 

 

Back