Home
PDF Печать

 

К. Клауди. Книга Ученика


Самые большие проблемы франкмасонства - это недостаток интереса к его учению и посещение собраний. Множество планов было разработано масонскими лидерами для того, чтобы стимулировать интерес к посещению собраний, однако большинство этих мер носило лишь временный характер.

Изначальная притягательность Древнего Искусства в наши дни так же велика, как это было всегда. В наши дни масонство привлекает таких же хороших людей,  как и в прошлом. Но в отсутствие реальных совместных усилий, направленных на то, чтобы быстро обучать тому, что в более неторопливые века могло быть растянуто на много лет, Орден зачастую не в состоянии удержать интерес нового брата посреди множества искусов и радостей современной жизни.
Необходимо воссоздавать обычай регулярного посещения собраний ложи и проявлять интерес к жизни Братства, даже при том условии, что энтузиазм неофита велик; кроме того, каждый кандидат имеет изначальное право понять действенность наших обрядов, значение наших тайн, истинность наших убеждений и значение наших символов.


Книга Ученика

 

Источник
В себе мудрец мечтает обрести
Плоды той Истины, которая взрастает,
Как роза, из пыли земной – он знает:
Лишь так возможно плоть и Дух спасти.
Но коль он лишь листает пыльный том,
Иль свой напишет, - что в том пользы Духу?
Как пена волн, пуста его наука,
Как гость, она его покинет дом.
Средь суетных блужданий душ людских,
Среди плодов их мудрости бездарной,
Нам Высшего Искусства не найти.
Оно произрастает не из книг,
Не из игры ума, страстей коварных,
А из познанья тайного Пути.

 

Предисловие


Самые большие проблемы франкмасонства - это недостаток интереса к его учению и посещение собраний. Множество планов было разработано масонскими лидерами для того, чтобы стимулировать интерес к посещению собраний, однако большинство этих мер носило лишь временный характер.

Изначальная притягательность Древнего Искусства в наши дни так же велика, как это было всегда. В наши дни масонство привлекает таких же хороших людей,  как и в прошлом. Но в отсутствие реальных совместных усилий, направленных на то, чтобы быстро обучать тому, что в более неторопливые века могло быть растянуто на много лет, Орден зачастую не в состоянии удержать интерес нового брата посреди множества искусов и радостей современной жизни.

Необходимо воссоздавать обычай регулярного посещения собраний ложи и проявлять интерес к жизни Братства, даже при том условии, что энтузиазм неофита велик; кроме того, каждый кандидат имеет изначальное право понять действенность наших обрядов, значение наших тайн, истинность наших убеждений и значение наших символов.

Многие ложи пытаются заинтересовать нового брата литературой, книгами. Некоторые книги просто-напросто пугающе велики; другие слишком заумны; третьи заранее предполагают, что читатель обладает знаниями, которыми он в действительности не обладает. Некоторые книги унылы, переполнены фактами, в то время как осмысления этих фактов там не найти; четвертые чересчур специализированы или ограничиваются изложением только одной точки зрения. Эти три  тома отличаются от всего вышеперечисленного. Написанные братом, обладающим огромным опытом масонского оратора, лектора и писателя, они обладают простой манерой изложения, простым изложением фактов, духовным толкованием масонского учения и подчеркивают самое главное - действительность, кроющуюся за аллегориями и символами.

Эти книги отвечают на простые, даже элементарные вопросы нового брата, для которого все Братство непонятно и незнакомо. Они также заставят любого из бывалых Вольных Каменщиков замереть в удивлении оттого, что перед его глазами так ярко оживет то, что он считал очевидным и даже скучным.

Автор так подробно и так интересно подходит к освещению духовного поиска франкмасонства, так трогательно и с такой любовью, что влияние этих книг, предложенных кандидатам и прочитанных ими, на их сознание, будет велико и постоянно.

После многих лет активной деятельности в Братстве, достигнув высшего поста Великого Мастера, я убежден, что наиболее эффективный способ поощрить интерес и понимание состоит в том, чтобы начинать с самого начала, то есть со степени Ученика, у самого порога его масонской карьеры. Для достижения этой цели я даже не знаю ни о каких других книгах, которые могли бы быть так же эффективны, как эта, и я высоко ценю честь, оказанную мне просьбой издателей написать это краткое предисловие.

Брата, умудренного в науках и искусстве Ордена, здесь ожидает не одно откровение. Для новопосвященного -  здесь все мудрость, сила и красота. Для всех и каждого, Древнее Искусство изложено в этом незабываемом трехтомнике не только в форме передачи фактов, но и их толкования; в них не только описывается форма но также и демонстрируется дух масонства.

ГОВАРД Р. КРУЗ, П.: В.: М.:, Нью Джерси, 17 августа, 1931.


Введение во франкмасонство

"В часы своего досуга для того, чтобы совершенствоваться в масонском знании, вы должны беседовать с хорошо осведомленными братьями, которые всегда будут настолько же готовый дать вам это знание, насколько вы будете готовы его получить".

Эти слова из "Наставления Ученику" излагают цель написания трех небольших книг, из которых вы читаете первую: дать новопосвященному в его часы досуга некоторое "наставление" и некоторые данные о Братстве, которые полностью вошли в церемонию посвящения.

Эти книги предназначены для того, чтобы служить простым введением в исследование Древнего Искусства; заинтересовавшийся ими масон будет далее искать другие, более толстые книги, а незаинтересованный, возможно, не прочтет и этих! Будь полнота изложения моей целью, эти небольшие книги могли бы стать непозволительно объемными.

Также я не стремился здесь ни к чему, кроме того, чтобы пролить немного масонского света на историю, законодательство, символы, обычаи, и ландмарки Ордена, и лучи этого света поведут любого новопосвященного по дороге масонского учения, ведущей к воротам Истины.

Эти книги - скорее, действительно ворота, а не путеводители по незнакомой вам стране масонства. Как просты они бы ни показались читателю, если эта их простота ведет Учеников, Подмастерьев, и недавно возведенных Мастеров Каменщиков, для кого они изначально и были написаны, к более яркому масонскому свету, их цель будет достигнута, а это стоит времени и трудов, потраченных на их написание.


Определение

Масонство - это нравственно-этическая система, скрытая в аллегориях и иллюстрируемая символами.

Это определение Древнего Искусства значит намного больше для хорошо осведомленного масона, чем для новопосвященного, которому оно сообщает, в действительности, не так уж и много. Естественно, он хочет знать "Почему "масонство"?", "Почему - "скрытая"?", "Почему - "иллюстрируемая символами"? "

Каменщики  - "Вольные и Принятые" по причинам, которые можно обнаружить в ранней истории масонства.

Древняя История

Многие из масонских символов и учений возвращают нас к самому детству человеческого рода. Через них может быть прослежена прямая связь - в памяти, сердце и идеях, если не в письменном документе, - с такими далекими временами и землями, как Китай, каким он был четыре тысячи лет назад, со жречеством древнего Египта, и иудеями времен Египетского пленения. Но ради понимания происхождения слова "вольные" в соединении со словом "каменщики" будет достаточно, если начать с Римских Коллегий. Это были ордена или ассоциации людей, занятых одним определенным ремеслом. Без сомнения, их образование было вызвано всеобщим стремлением к товариществу и взаимопомощи, особенно сильным в Риме, в котором личность была в такой степени подчинена идее блага Империи, а также экономическими потребностями, точно так же, как сформировались в наше время профсоюзы.

Эти коллегии вскоре приобрели такое значение и мощь, что Римские императоры попытались отменить право образование свободных обществ. Несмотря на указы и преследования, некоторые коллегии продолжили существовать.

Коллегии Архитекторов, однако, были разрешены некоторое время даже после того, как другим запретили собираться. Они были слишком ценны для государства, чтобы их могли запретить или заставить их работать тайно. Тогда их еще не называли масонами, но они были свободны - и это факт, а не просто пышное название, что особенно важно в нашем случае. Без архитекторов и строителей Рим не мог расширяться, так что Коллегиям Архитекторов разрешали управлять своими собственными делами и работать по собственным конституциям, без ограничений, которые были предназначены для того, чтобы разрушить другие коллегии.

Как и в наше время, составить коллегию могли только трое (масонская ложа не имеет права открывать собрание, если в ней меньше трех человек). В Коллегии всем руководил Магистр, или Мастер, и двое Стражей. В коллегиях существовало три ордена, или степени, которые пользовались символикой, которой в значительной степени пользуется и современное масонство. На римских саркофагах зачастую встречаются изображения наугольника, циркуля, отвеса, уровня, и иногда - колонн.

О церемониях коллегий мы знаем немного или не знаем вообще ничего. А вот об их работе мы знаем много, равно как и об их истории, по крайней мере, достаточно для того, чтобы определить время их упадка и исчезновения. Император Диоклетиан попытался искоренить новую религию, христианство, угрожавшее столь многому из того, что, как считали римляне, делало Рим Римом. Многие из членов Коллегий Архитекторов были христианами. Так как эти ассоциации учили братству и верили в его узы, когда туда вошел Плотник, обучавший братство в общем Отце, члены Коллегий Архитекторов приняли его учение, так странно напоминавшее их собственное. Последовали жестокости, преследования, месть; здесь не имеет смысла углубляться в историю о четверых Каменщиках и Ученике, замученных до смерти, однако ставших Четверыми Коронованными Мучениками и покровителями более поздних строителей и Каменщиков средневековья. Достаточно и того, что Коллегии Архитекторов были уничтожены, и их адепты бежали из Рима.

Затем последовал временной промежуток, который еще не заполнен фактами. Между падением Рима и возвышением готической архитектуры,  мы мало что знаем о том, что происходило со строительными Коллегиями. Именно здесь, однако, мы сталкиваемся с поразительной историей комациев. Кое-кто из изгнанных строителей находит убежище на острове Комация в озере Комо и, поколение за поколением, сохраняет живые традиции и секреты искусства до того времени, когда мир был снова готов принять Мастеров Строителей. Все это очень интересно изложено в специальной литературе, лучшими образцами которой могут служить книги "Строители соборов" Лидера Скотта и "История Великой Масонской Гильдии". Автор утверждает, что Мастера-Комации "были связующим звеном между классическими коллегиями и всеми прочими ремесленными и торговыми гильдиями средневековья. Они были франкмасонами, поскольку являлись строителями, принадлежавшими к  привилегированному классу, освобожденному от уплаты налогов и сборов, от рабства, и свободные в передвижении, что было особенно важно в те времена феодальной неволи."

В средневековье, во время возвышения готической архитектуры определяются два отчетливо очерченных класса каменщиков: каменщики, входящие в гильдии, которые, как и плотницкие, или ткаческие, или торговые, носили, по сути, местный характер и строго регулировались соответствующими законами, и Вольные Каменщики, которые путешествовали повсюду, из города в город, в зависимости от того, где требовались их услуги по разработке и возведению тех самых изумительных церквей и соборов, которые и сегодня неподражаемы по своей красоте. Не может быть подтверждено фактами то положение, что вольные каменщики средневековья были прямыми "потомками" Мастеров-Комациев и  римских Коллегий Архитекторов, однако имеется слишком много доказательств сходства их структуры, идеалов, целей и символов, средств хранения и передачи знаний и обычаев, чтобы отклонить саму идею просто потому, что у нас нет никаких записей, охватывающих период между вытеснением гильдий из Рима и началом эры строительства соборов.

Однако как бы то ни было, оперативные строители и проектировщики соборов Европы были старшим по возрасту Орденом, нежели Каменщики, входившие в Гильдии; и именно от этих франкмасонов - не входивших в Гильдии и не подчинявшихся местным законам - ведет свой род современное Масонство. Кстати, следует отметить, что историк Финдел обнаружил, что термин "франкмасон" появился еще в 1212 г., и также встречается в 1375 в Истории Компании Каменщиков города Лондона. История франкмасонства, начиная от эпохи строительства соборов вплоть до Реформации и постепенного упадка строительного искусства нуждается описывается во многих томах, в то время как здесь у нас - считанные страницы. Но следует подчеркнуть, что масоны были чем-то гораздо большим, нежели просто архитекторы и строители, они были художниками, духовными вождями, учителями, математиками и поэтами своего времени. В их ложах Спекулятивное Масонство росло рядом с оперативным искусством. Они ревностно блюли чистоту  своего Ордена и были строги в их отборе и принятии новых Учеников; строги в посвящении Учеников в степень Подмастерья, для чего требовалось семь лет проработать в степени Ученика, чтобы затем произвести на свет так называемый "шедевр"1, сдать его на проверку Мастеру и Стражам ложи, и только затем счастливо уравняться с ними в правах, получить звание Подмастерья" и обрести "слово Каменщика".

В век, когда было очень трудно получить стоящее образование, а образованных людей, в принципе, практически невозможно было встретить нигде, кроме церкви, было естественно, что глубокие и мыслящие люди мечтали оказаться среди масонов и принадлежать к их Ордену. Такие люди, однако, не хотели заниматься оперативной каменщической работой и в течение семи лет проходить ученичество. Поэтому для них была создана особая ниша, их приглашали вступить в Орден как "принятых Каменщиков", то есть принятых как ассоциированные члены, имеющие что-либо предложить и желающие получить что-либо в обмен от ложи, но разграниченные с оперативными каменщиками титулом "принятые".

Невозможно точно определить, когда началась такая практика. Манускрипт "Regius"2 самый древний из документов, посвященных франкмасонству (1390), говорит о принце Эдуарде (Х в.):

"И был он Мастером спекулятивным…".

Желая стать архитекторами и строителями, в Орден вступали и церковники. Искателей свободы также влекло в Орден, члены которого пользовались беспрецедентной для того времени свободой.

Со временем, особенно в те годы, которые видели упадок Большой Архитектуры и пришествие Реформации,  все больше и больше людей становились Принятыми Каменщиками, и все меньше и меньше оставалось оперативных масонов-строителей. Из сорока девяти имен в списке Ложи  Абердина в 1670 г. тридцать девять были такими Принятыми Каменщиками.

Отсюда и  наш официальный титул - Вольные и Принятые Каменщики, по-английски сокращенный до F.: & A.: M.:. Существует несколько вариантов аббревиатуры в зависимости от юрисдикции3, вроде F.: & A.: M.: (Вольные и Принятые Каменщики), A.F. & A.: M.: (Древние Вольные и Принятые Каменщики), и т.д., происхождение которых можно найти в истории масонства эпохи Великой Ложи (См. С. 121, сноска).

Аллегории и символы

Масонство "скрыто в аллегориях и иллюстрировано символами ", поскольку это вернейшие способы обучения нравственным и этическим истинам. Не только мозгом и разумом новопосвященный должен впитывать Масонство но также и сердцем.

Разум говорит с разумом посредством устного или письменного слова. Сердце говорит с сердцем словами, которые не могут быть записаны или произнесены. Эти слова - символы, то есть слова, которые мало что означают для безразличного, но много - для понимающего.

Тело обладает пятью чувствами, посредством которых разум может обучаться; также разум обладает воображением. Это воображение может видеть дальше, чем глаза, и слышать звуки более тихие, нежели слышимые ухом. Для воображения символы так же просты, как печатное слово - для глаза. Ничто другое просто не подойдет; никакие слова не могут быть так эффективны (если они не являются самостоятельными символами); никакие учения, выраженные языком, не усваиваются разумом так легко, как те, которые проходят через обработку символами, через воображение.

Отнимите у Масонства его символы - останется внешняя шелухи, а ядро, основа уйдет. Тот, кто слышит в Масонстве только слова, совершенно пропускает их значение.

Ложа

В ходе церемонии посвящения Ученику сообщают, что такое ложа. Другими словами, нежели записано в ритуале, масонская ложа - это организация Каменщиков, зарегистрированная и получившая разрешение на работы от Великой Ложи и обладающая тремя Великими Светочами Масонства.

Ложа обычно4 возникает, когда некоторое количество братьев подают прошение Великому Мастеру, который, если это представляется возможным, выдает разрешение, по которому этих братья объединяются в предварительную (временную, разрешительную) ложу. Власть и вообще действенность разрешительной ложи строго ограничены; это еще не "должным образом составленная ложа", а базовый род организации, неоперившийся птенец в гнезде. Только когда Великая Ложа разрешила выдать ей патент, ложа обретает статус регулярной, но только после того, как она будет освящена, посвящена и учреждена Великим Мастером и его Великими Офицерами или теми, кого он делегирует на церемонию. В патенте (хартии) новой ложи указывается ее первый Досточтимый Мастер, Первый и Второй Стражи, которые занимают свои посты до тех пор, пока не будут должным образом избраны и инсталлированы (установлены) их преемники.

Офицеров Ложи или избирают, или назначают. В некоторых ложах некоторых юрисдикций избирают всех офицеров подряд. В других избираются только Досточтимый Мастер, Первый и Второй Стражи, Секретарь и Казначей, а остальные назначаются.

Срок полномочий - один год, но ничто и никто не может помешать братьям переизбрать действующего Досточтимого Мастера или Стражей на второй срок. Действительно, Секретари и Казначеи обычно исполняют свои обязанности, пока сами не пожелают уйти с поста; ложа почти неизменно год за годом переизбирает одних и тех же людей на эти посты. Эти офицеры становятся связующими звеньями между различными руководителями, которые обеспечивают стабильность и эффективность работы.

В отсутствие Досточтимого Мастера на собрании председательствует Первый Страж, который на некоторое время обличается полномочиями Д.: М.: и исполняет его обязанности; в отсутствие Первого Стража те же функции исполняет Второй Страж.

Во всех ложах есть офицер, располагающийся "за дверью с обнаженным мечом в руке". Это Привратник, и в его обязанности входит охрана собрания от "наушников и самозванцев". Во времена оперативного масонства навыки каменщиков оценивались в звонкой монете местного хождения. Масон, которому было известно "Слово Каменщика" мог путешествовать по разным странам и везде получать жалование Мастера. Многие из тех, кто не мог или не желал соответствовать необходимым требованиям, пробовали узнать секреты иными, скрытыми способами.

Наушник - по-английски "Eavesdropper", буквально, тот, кто пытается подслушивать, стоя под навесом крыши, и на него капает вода из водосточного желоба, - это обычный мошенник, стремящийся тайком узнать то, знания чего он не заслужил усердным трудом.

Самозванец (Cowan) же - это несведущий каменщик, который кладет камень без раствора или нагромождает на стене только что подобранные в поле камни, не обтесав их предварительно до кубической формы и не отшлифовав. Это каменщик, не обладающий Словом и репутацией; Ученик, пытающийся сойти за Мастера.

Оперативные каменщики охраняли свои собрания против вторжения как наушников, так и недоучившихся мастеровых. Ничего, однако, не известно о точном времени, когда страж впервые встал у двери. Он назывался Привратником (англ. "Tyler" - "кровельщик"), потому что человек, кроющий крышу (кровельщик), завершает строительство здания и избавляет живущих внутри от опасности вторжения извне; поэтому офицер, охраняющий двери, был назван по аналогии с этим рабочим.

Ложи называют Символическими, Ложами Мастерства, или Древнего Мастерства, Частными, Светскими, Подчиненными и Голубыми, и все эти определения отличают их от любых иных организаций, как масонских, так и не-масонских. Против  слова "подчиненный" иногда возражают масонские ученые, большинство которых предпочитает, чтобы другое определение отличало отдельную местную ложу Мастеров от Великой Ложи. Все масонские ложи Древнего Мастерства называют "Голубыми  Ложами", поскольку голубой - отличительный цвет масонства, он символизирует голубой свод вечных Небес, который является аллегорическим покровом Символической Ложи и охватывает весь мир, символом которого в данном случае является сама ложа.

В такую организацию человек подает прошение о посвящении в степени (градусы) Масонства. Если ложа принимает его ходатайство, назначается специальный комитет по изучению личности просителя. Комитет сообщает ложе, является ли проситель, по его мнению, подходящим материалом  для того, чтобы сделать из него Каменщика, или же нет.

Обычно по истечении месячного срока все члены ложи получают уведомление о том, что ходатайство о приеме будет рассмотрено во время очередного собрания, то есть члены ложи должны будут проголосовать за или против принятия в ложу нового члена.

Избирательный бюллетень заполняется тайно, и законы и древние обычаи, окружающая этот процесс, очень строги. Никто из братьев не имеет права оглашать, как он будет голосовать или как он уже проголосовал. Никто из братьев не имеет права спрашивать другого, как он будет голосовать или уже проголосовал. Одного черного куба (отрицательный избирательный бюллетень) достаточно для того, чтобы отклонить кандидатуру просителя.

Тайна заполнения избирательного бюллетеня и всеобщее (в США) требование единогласного голосования для принятия кандидата - основные принципы Братства. Иногда кажется, что и тайна и требуемое единодушие, вызывают определенные затруднения в работе, например, когда человек, определенно достойный того, чтобы ему пожали руку как брату, отвергается собранием всех братьев ложи, но ни один из институтов, созданных человеком, не является идеальным, и не все действия человека производятся в соответствии со всем лучшим, что в нем заложено. Случайный отказ системы выработки справедливого решения зависит от отдельных личностей, пользующихся ей, а не от Братства в целом.

Позже будет сообщено еще кое-что, относящееся к силе голосования, использования этой системы и ошибок в обращении с ней; здесь же достаточно обратить внимание на одну причину тайного и единогласного голосования, путем которого проситель может быть избран для проведения над ним ритуала инициации. Гармония - единство мнений, усилий, идей, и идеалов - является одной из основ Масонства. Что бы ни препятствовало осуществлению этой гармонии, оно причиняет вред всей организации. Следовательно, важно, чтобы ложи были гармоничны; чтобы  никакой человек не был допущен в масонский дом против воли кого-либо из братьев.

Пройдя голосование с положительным результатом, проситель в надлежащее время извещается о том, что ему предстоит явиться на церемонию посвящения.

 

Читать далее ->>>

 


 

 

Back