Eric Midnight 104 Posted April 3, 2012 Предлагаю участникам форума обсудить символизм и истоки символизма, а также возможные выводы из сего, карты "Дурак" (также называемой "Шут", в Оккультных колодах Таро, коии стали появляться в XIX-м веке). В первую очередь, предлагаю к рассмотрению культурологический аспект данной карты, из коиего и происходят многие особенности изображения. Во-первых, стоит отметить, что первоначально карта Дурак не входила в число Старших Арканов (как они называются теперь. Ранее эти карты назывались "Триумфами", поскольку берут свое начало в художественной традиции иллюстраций к произведению Петрарки "Триумфы"). Он пребывал вне всей иерархической системы Таро, точно так же, как и его реальный прототип - уличный дурак (сумасшедший или нищий, или просто человек, не желавший входить в общественные рамки) пребывал вне рамок общественных, и находился за рамками всяческих общественных отношений. Просто потому, что он либо не мог вписаться в общество, по причине своего болезненного состояния, либо же потому, что просто не хотел соответствовать общественным нормам. Приведем изображение карты Дурак из колоды Висконти-Сфорца, одной из стариннейшей из известных колод Таро (в то же время, версий колод Таро Висконти-Сфорца существовало несколько. Эта семья неоднократно заказывала для себя колоды и тратила на это увлечение большие суммы денег): Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вот более крупное изображение непосредственно лица Дурака: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Здесь мы видим несколько характерных для уличного дурака черт. Во-первых, это оборванная одежда, еле прикрывающая дело дурака. Во-вторых, это весьма растрепанный вид. Также - перья, "украшающие" голову, Большой выступ на шее, коий является зобом. А также косоглазие. Вместе с тем, надобно отметить и наличие в руке у Дурака палки. Палка являлась обычным атрибутом в изображении уличного дурака в эпоху Средневековья и Возрождения. Как мы можем видеть, в данные эпохи люди мыслили весьма прямолинейно. Для них внешне неприглядный вид, больной и растрепанной, означал точно такое же и состояние души. Относительно зоба следует сказать отдельно. В эпоху Средневековья продукты, наполненный йодом, можно было приобрести только в местностях, приближенных к морю. В местностях, отдаленных от морей, многие люди страдали от недостатка йода. Зоб стал отличительным признаком изображения уличного дурака, коиему были присущи и физические, и душевные болезни. Вот, что пишет по поводу внешнего вида Дурака исследователь Хелен Фарли в ее книге "Культурологическая история Таро": Таким образом, образ Дурака всегда был неестественно показным. У него был зоб, то есть опухшая щитовидная железа, а также в его изображении ясно показывались некоторые признаки неврологического критенизма. Люди, пораженные таковыми болезнями, зачастую являются умственно отсталыми в чрезвычайной степени, а также часто они глухонемые. Далее, их руки могли изображаться в спазматическом состоянии, а поза, в которой изображали кретинов, соответствует присутствующей на карте фигуре. Безумцев также часто изображали с косоглазием, которое также часто бывает у людей, больных кретинизмом. Людей, на телах которых присутствовали признаки кретинизма и зоба зачастую считали нравственно испорченными, следуя выражению «страшный, как сам грех». Данное изображение чрезвычайно сходно с аллегорией "Глупости" Джотто ди Бондоне. Данная аллегория входит в число семи смертных грехов, изображенных данным художником для Капеллы Скровеньи в Падуе. Помимо аллегорий семи смертных грехов в Капелле Джотто изобразил также аллегории Семи Добродетелей. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Как мы видим, здесь Глупость также изображена в весьма растрепанном, несуразном виде. Те же самые перья в волосах, палка (ее так и называли foolstick (палкой дурака)). Однако здесь аллегория Глупости представлена в качестве Короля Дураков. Перья в волосах явно призваны для того, чтобы служить короной, а потрепанная одежда, еле прикрывающая ноги, свисает сзади подобно шлейфу. В действительности, в эпоху Средневековья, и в раннюю эпоху Возрождения, существовало всего несколько дней в году, когда уличный дурак начинал "править" порядками в обществе простых людей. Это были три дня до Великого Поста, когда проводился карнавал. В эти дни все должны было встать с ног на голову, и каждый, кто не подчинялся "дурацкому порядку", сам становился дураком. В эти дни мужчины одевались в женские одежды, а женщины - в мужские, кто-то надевал одежду шиворот навыворот, и было позволено множество вольностей, за которые во все остальное время года каждый мог бы с легкостью оскорбиться. Об этом будет сказано несколько позже. И королем всего этого действа выбирался уличный дурак, которого теперь чествовали и превозносили, выбирая своим "руководителем". "Глупость" Джотто ди Бондоне как раз и представлена в образе такого Короля Карнавала. Стоит отметить, что к уличному дураку относились по-разному в эти три дня до Великого Поста и в остальное время года. Вот наглядный тому пример. На следующем изображении карты Таро из колоды д'Эсте мы видим одну из обыденных картин Карнавала: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Сам по себе облик Дурака всегда являет собой непристойность, в первую очередь выражающуюся через его еле прикрывающую тело одежду. Здесь же мы видим сюжет из карнавальной жизни, когда каждый мог подойти, например, к некоторой женщине, и попросить ее обнажить грудь. Так же можно было подойти к мужчине, и попросить его обнажить гениталии. Дети, представленные на изображении, подошли к Дураку именно с этой целью. Мы видим, что здесь Дурак пребывает в состоянии торжествующем, являя собой образ Короля Карнавала. Он - предводитель всего беспорядка и непристойностей, и он как бы машет рукой своим "подданным", которые его чествуют. Далее мы видим уже картину из обыденной жизни общества. Это карта "Дурак" из колоды Карла VI Безумного, короля Франции, жившего в XIV-м веке. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Здесь Дурак, точно так же, как на предыдущей карте, представлен в мало прикрывающей одежде, в дурацком колпаке с ослиными ушами. В руках он держит пояс с бубенчиками, коии предназначены были для того, чтобы каждый из приличных людей, кто услышал бы их звон, знали бы о приближении уличного дурака. Отметим, что на предыдущем изображении из колоды д'Эсте Дурак был изображен как бы со знаменем, а материя его колпака, подобно мантии (к тому же, пурпурной), покрывала складками его плечи. Здесь же, в картине из обыденной жизни, Дурак изображен не с какими-либо, даже и карикатурными, регалиями, а с символом того, что общество его не принимает и избегает его, - с поясом, на коием прикреплены бубенцы. Кроме того, дети теперь не играют с ним, а побивают его камнями. Это уже куда как более жестокие "игры". Как мы увидим позже, сравнив карту "Дурак" с картой "Маг", дети представляют собой незрелость ума и, собственно, знаменуют тех людей, коии обладают таковым недостатком. Отметим, что уличный дурак в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения не имел ничего общего с Королевским Шутом, и скорее являлся его антиподом. Что представлял собой королевский шут? Многие из них были настолько любимы королями за их шутки, что им прощалось то, чего мы не простилось больше никому при дворе. Советники с мрачным и серьезным видом не могли открыть королю какую-либо нелицеприятную правду, но шут, который докладывал обо всем королю в шутливой и забавной форме, мог быть прощен за любую правду, высказанную подобным образом. Бывало и так, что шут исполнял даже роль не только советника, но и посла короля. Среди шутов были весьма умные и преданные королям люди. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Совершенно очевидно, что уличный дурак был совершенно не таков. Не то, что короли, но даже и простые люди чуждались его. В его образе совмещались и порочность, и крайняя нищета, и сумасшествие. Дурак был не только человеком, который отказывался или не мог следовать нормам общества. Его образ часто был отмечен более серьезным отступничеством: он отказывался от Бога. Вот одно из таковых изображений, иллюстрация к Псалму 13, стих 1: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Здесь есть несколько примечательных деталей. Во-первых, совершенно типичный образ Дурака - разорванная, непристойная одежда, перья в волосах, палки (причем одна из них выступает в качестве воображаемой лошади), дети. А также и собака, которую мы видим, например, также на Аркане "Дурак" Артура Эдварда Уэйта. Таким образом, Дурак является безумцем, отказавшимся от Бога. Есть и еще несколько примечательных изображений, описывающих классическое значение образа Дурака. Это изображения, с их описаниями, из «Иконологии» ("Iconologia overo Descrittione Dell’imagini Universali cavate dall’Antichità et da altri luoghi") Чезаре Рипы. Это сочинение, снабженное множеством эмблем, представляет собой справочник для развития красноречия у ораторов, артистов, поэтов и прочих, кому это может быть полезным. Автор использовал для описания аллегорий классические произведения, ничего от себя, по сути, не присовокупляя. Он давал своего рода эмблематические определения каждой из добродетелей, пороков и различных явлений жизни. Мы представим две эмблемы - "Дурак" и "Опасность", которые можно найти родственными изображениям карты "Дурак". Во-первых, это эмблема Рипы под названием, собственно, "Дурак" ("Folly"): Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Рипа приводит следующее описание эмблемы: Дурак: Человек в длинном черном Одеянии; он смеется; едет на деревянной палке с головой коня; в одной руке он держит вертушку. Играет с детьми, которые просят его о том, чтобы вертушку крутило ветром. Дурак действует наперекор должным приличиям, общим обычаям человеческим. Он находит удовольствие в детских игрушках и в вещах сиюминутных. Дурак идет на поводу у незрелости своего ума, символизируемого детьми. Дети хотят играть с ним, и он с радостью идет у них на поводу, находя удовольствие в их сиюминутных забавах. А вот эмблема "Опасность" из "Иконологии" Рипы: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Рипа приводит следующее описание эмблемы: Юноша гуляет на природе; наступает на змею, которая кусает его за ногу; справа от него Обрыв, слева – стремительный водный поток. Он опирается лишь на слабый камыш; его окружает молния, нисходящая с Небес. Его молодость показывает, в какой Опасности он находится. Его прогулка – пример того, что люди, идущие по областям Процветания, внезапно оказываются застигнуты Бедствием. Камыш показывает хрупкость нашей жизни, которая постоянно пребывает в опасности: а Молния – это знак того, что мы постоянно находится также и в Опасности, исходящей с Небес Здесь мы видим отголоски карты "Дурак" из колоды Райдера-Уэйта-Смит,: змея, кусающая за ногу, немного подобна собаке, гоняющейся за Дураком. Также здесь присутствует обрыв, который может упасть юноша. Кроме того, примечательная молния как опасность, способная сойти свыше: это уже отголосок другой карты колоды Таро - "Башня". Этот юноша шествует по Области земного Процветания, и, конечно же, не замечает, что его подстерегают опасности на земле, а также и Провидение может оказать на него свое действо, разрушив все, чего удалось ему "достичь" в миру, не помышляя ни о душе своей, ни о Боге. Так же и Дурак является олицетворением стиха из Псалма: "Речет безумен в сердце своем: несть Бог". Интересно отметить всвязи с этим, что, если мы будем разбирать иконологические и классические символические корни изображений Таро, то сможем заметить связь, существующие между различными Старшими Арканами. Например, как в этом случае между картой Дурак и картой Башня. Поскольку одно изображение с классическими символами вполне может заключать в себе символы, перешедшие в две, или даже в три карты. И таким образом эти карты оказываются связанными между собой. Карта "Фокусник" ("Bagatto") является первым козырем (Триумфом) в колоде Таро. Она символизирует положение в обществе не многим высокое, но все-таки более приличное, нежели положение уличного дурака в общественной иерархии. И мы должны отметить по крайней мере одно изображение из Таро карты "Фокусник", которое можно сопоставить с картами "Дурак" из колоды Д'Эсте и из колоды Карла VI Безумного, которые приводились выше. Это изображение карты "Фокусник" из колоды Д'Эсте: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Как мы можем видеть, здесь Фокусник предстает в обычном своем виде. Кроме того, его окружают дети. Они просят показать им, вероятно, чашу, но Фокусник, который выше ростом, чем дети, как бы мягко, но бескомпромиссно отказывает им в этом развлечении. Поскольку дети символизируют собой незрелость ума, то Фокусник, таким образом, показывает свою умственную зрелость. Он не идет на поводу у сиюминутных желаний, в отличие от уличного дурака. Он вполне воспитал свой разум для того, чтобы не впадать в детские забавы и перестать получать от них удовольствие. Он уже входит в иерархическую систему общества, не смотря на то, что является в колоде Таро первым Триумфом, обладающим наименьшим из возможных значений. Однако к вопросу о Фокуснике мы вернемся несколько позже. Спасибо за внимание, буду рад любым соображениям по поводу изложенного. Были использованы материалы сайта www.tarothistory.com (форум), а также книги Хелен Фарли "Культорологическая История Таро" и материалы Роберта О'Нэйла Материал принадлежит © Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Все права защищены Share this post Link to post Share on other sites
Тантифаксат 0 Posted July 24, 2012 Уважаемый Eric Midnight, благодарю за отсылку в данную тему. Я внимательно все прочел и теперь понимаю, что Дурак порочен, в первую очередь, своим отречением от Бога. Однако сразу возникает вопрос: как же быть с юродивыми и Дураками, которые не пользуются "ученым" знанием? Судя по всему, они используют иной источник мудрости, который помогает им преодолеть опасности Пути? Эти юродивые гораздо ближе к Богу? В фольклоре Дуракам в их приключениях помогают те или иные персонажи, а в конце происходит преображение Дурака в Царя. Дурак посрамляет своих соперников. которые более ловкие, более сильные и больные умные во всех отношениях, но испытания (да еще с честью) проходит только Дурак и никто иной. Как это возможно объяснить? Насмешкой Бога? Провидением? Состраданием сверхъестественного мира к "убогому" калеке? И может ли служить молния символом положительного "мгновенного" озарения, просветления? Ведь известно, что некоторые люди преображались после удара молнии, им открывался духовный мир и прозрение в обход длительных практик и учения, присущего "обычным", ученым людям. Символизму молнии отводится внимание и изучение в Ваджраяне, где молния выступает не только карающим, но и просветляющим принципом, это "оружие" и "благословение" одновременно. И ко всему прочему, в тексте проскальзывается мысль, что Дурак это наименьшая фигура в Триумфах, но почему же тогда именно Дурак (Джокер) побивает любую карту и служит причиной "вселенского пожара"? Ведь очевидно, что Трикстер выполняет важную функцию по окончанию мирового цикла, без него символический конец времен не наступает и антихрист не проявляется. Я, конечно, могу глубоко заблуждаться относительно символизма Дурака, но Дурак это не только начало духовного путешествия, но и некий конец, где он выступает в роли разрушителя, антихриста, после сражения с которым наступает новая эра, ведь так? И "инкарнация" Дурака в качестве разрушителя это реализация "контринициации", теневой стороны "несть Бога? Также весьма любопытен образ Дурака как Фокусника, иллюзиониста. Очень хочется узнать его значение, ведь следуя логике, данный иллюзионист это Дурак, который вернулся из путешествия и теперь морочащий голову людей имитацией подлинных чудес. В голову сразу приходит аналогия с издевкой "Чудо,тайна и авторитет" и Ваш пассаж относительно моей имитацией образования служит отличной иллюстрацией, что подлинные чудеса так и остаются в сфере недоступной для подобных Дураков. Если я не прав, поправьте, пожалуйста. В любом случае, я буду с нетерпением ждать продолжения темы. С почтением, И. Share this post Link to post Share on other sites
Тантифаксат 0 Posted July 24, 2012 UPD Вспомнил цитату к вопросу о выборе "учености" или "безумия". «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь» (Екк. 1: 17-18) Вкупе с вышеперечисленными вопросами это вызывает даже большее смятение. Share this post Link to post Share on other sites
Eric Midnight 104 Posted July 25, 2012 Уважаемый Eric Midnight, благодарю за отсылку в данную тему. Я внимательно все прочел и теперь понимаю, что Дурак порочен, в первую очередь, своим отречением от Бога. Однако сразу возникает вопрос: как же быть с юродивыми и Дураками, которые не пользуются "ученым" знанием? Судя по всему, они используют иной источник мудрости, который помогает им преодолеть опасности Пути? Эти юродивые гораздо ближе к Богу? Уважаемый Тантифаксат, Это распространенный миф относительно того, что юродивые действительно были безумными. Это не так. Юродство - духовный подвиг, один из труднейших, когда человек отрекается от всех мирских благ и облекается во «глупость», чтобы проповедовать людям вечные истины и духовные ценности. Эту «глупость» я беру в кавычки, поскольку пред Богом мирская мудрость есть глупость, а юродство Христа ради есть мудрость пред Богом. Вот, что говорит Павел в своем «Первом послании к коринфянам»: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. Вы можете так же обратиться к сему посланию Святого Апостола Павла, если пока не читали, чтобы лучше разобраться в том, что есть «мудрость мира сего» и Ум Христов. Суть в том, что юродивый - не безумен. Он наделен пониманием возвышенных вещей мира духовного и Таинств Божьих. Это не идет ни в какое сравнение с безумными, которые пребывают в своих галлюцинациях и ведут себя неадекватно. Из таковых безумных Господь наш Иисус Христос, а также Апостолы Его изгоняли бесов. Тем и страшна ложь, что искусно пытается маскироваться под истину. Тем не менее, не всякого проведешь в этом деле. Особенно если человек хорошо осведомлен относительно таких существенных различий. В том и состоит искусство различения добра и зла, в том числе. Одно происходит от Бога, другое - от дьявола. Прочитайте житие Василия Блаженного, если вы пока что с ним не знакомы. В одном из эпизодов повествуется о том, как Василий Блаженный кинул камень в образ Богородицы на Варварских Воротах. К этому же образу стекалось множество паломников, чтобы поклониться ему, поскольку икона считалась чудотворной. На него тут же накинулись с кулаками. Однако почему, как выяснилось, он это сделал? Он сказал, чтобы икону поскребли и убрали слой краски. Оказалось, что под этим слоем была адописная икона, то есть та, на которой был изображен образ дьявольский. Василий Блаженный был чрезвычайно мудр, ему были ведомы вещи, о которых не знали иные верующие. Дурак же, изображенный на данном триумфе Таро, есть городской дурак. Юродивые скрывали свои добродетели, отрекались от земных благ, своими поступками навлекали на себя гнев простых людей, могли обличать и самих царей, и, конечно же, своим поведением призывали на себя нарекания и побои. Как бы то ни было, но на Руси юродивые пользовались большим уважением, даже и среди обличаемых царей. К нему прислушивались, его всюду привечали. Дурак же с триумфа Таро - это дурак, которого сторонились и побивали по той причине, что он действительно был дурак, который вел себя совершенно непотребно просто потому, что был безумен. Он не скрывал никаких добродетелей, не обличал чужих пороков, не говорил мудрых речей, обличенных в святую простоту. Он ходил полуголым не потому, что принял на себя обет бедности и нестяжания, а просто потому, что был полностью асоциален и не мог себе позволить одежды. Да и вовсе не понимал, что ходить без одежды - неприлично. Поэтому юродство - совершенно не то же самое, что безумие. Отнюдь нет. В фольклоре Дуракам в их приключениях помогают те или иные персонажи, а в конце происходит преображение Дурака в Царя. Дурак посрамляет своих соперников. которые более ловкие, более сильные и больные умные во всех отношениях, но испытания (да еще с честью) проходит только Дурак и никто иной. Как это возможно объяснить? Насмешкой Бога? Провидением? Состраданием сверхъестественного мира к "убогому" калеке? Насмехается над человеком разве что дьявол. Термин "сверхъестественный мир" - вряд ли является подходящим в данном случае. Скорее уж - Мир Духовный, в котором обитают Помощники Божьи, которые действительно испытывают сострадание к своим братьям-людям, еще претерпевающим трудности на пути высвобождения из оков материального мира. Ну а где, скажите мне, в фольклоре, вы видели таких совершенно дураков, безумных, которые действительно были бы безумны, неказисты, мерзки, как дурак с триумфа Таро, и при этом были бы положительными персонажами, положительными в духовном смысле? Есть примеры, когда то, что вы описываете, в средневековой литературе, как народной, так и аристократической, происходило с юродивыми. Например, Роберт Дьявол, которому был старцем предписан духовный подвиг юродства, чтобы он мог искупить свои многочисленные грехи. Или Ивэйн, или Рыцарь со Львом, из рыцарского романа Кретьена де Труа, который сначала теряет рассудок из-за пережитой душевной травмы (поскольку его покинула дама его сердца, так как он на протяжение полтора года предавался рыцарским забавам, и забыл об обещании, данном ей, что к ней через год возвратится). Он пережил метанойю, то есть изменение ума, через продлившееся некоторое время безумие, и стал воистину благородным рыцарем, поскольку отрекся от всех праздных занятий и ложных ценностей. Галахад, например, воистину обретший Святой Грааль в последней из записанных версий романа о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола, вовсе безумен не был, и даже не юродствовал. Он с рождения был человеком, чистым душою, не обремененным куртуазными излишествами. Его даже окрестили Святым Рыцарем. А вот его отец, сэр Ланселот, был сражен безумием, настоящим безумием, и пытался обрести Святой Грааль, но не мог. И может ли служить молния символом положительного "мгновенного" озарения, просветления? Ведь известно, что некоторые люди преображались после удара молнии, им открывался духовный мир и прозрение в обход длительных практик и учения, присущего "обычным", ученым людям. Символизму молнии отводится внимание и изучение в Ваджраяне, где молния выступает не только карающим, но и просветляющим принципом, это "оружие" и "благословение" одновременно. В некоторых мидрашах встречается сравнение молнии с таковым мгновенным просветлением. Однако это образ, не надобно переносить его на физическое явление. Все современные мифы о тех, кто был буквально «просветлен молнией», это глупости. Не все есть Духовный Мир, что невежественно духовным миром называют. Для того, чтобы человеку явлен был Духовный Мир, на то должна быть Воля Божья. Не многие сподабливаются такового возвышенного дара от рождения. А уж чтобы кто-то обрел таковое видение от удара молнией, тем более сейчас, когда не многие-то знакомы со Священным Писанием – это абсурд. Все эти нынешние «провидцы» - зачастую просто видят галлюцинации, или же низшие слои астрального плана. Это – не Духовный Мир. Я бы так же предостерег вас от того, чтобы сравнивать «восточную мудрость» с Христианским наследием. Это абсолютно разные вещи. Могу привести пример религиозных притч, бытующих в Японии. Однажды монах шел по лесу, и вдруг на встречу вышла ему огромная стопа, которая смотрела на него своими огромными глазами. Монах сказал: «Пошла вон!» И стопа ушла. Поймите, то, что западные люди представляют себе о восточных учениях, они пропускают через призму своего от рождения западного менталитета, наслаивают свое собственное понимание на то, что с западным мировоззрением абсолютно расходится. Да даже если вы сейчас будете пытаться проникнуть в смысл западного символизма, отраженного на фресках эпохи Средневековья, или попытаетесь проникнуть в символизм триумфов эпохи Возрождения, - у вас это не получится, даже и при всем желании, если вы не знакомы с культурным аспектом того времени и непосредственно того места, где эти символы и триумфы создавались и использовались. Сейчас люди, соблазняясь на экзотику, пытаются лезть куда-то на восток. Это абсурдная попытка, которая абсолютно ни к чему не ведет. Только лишь к сильнейшим заблуждениям. Посему не смешивайте уж, пожалуйста, символизм молнии в Христианской традиции и в восточном наследии. Эти вещи невозможно смешивать. И ко всему прочему, в тексте проскальзывается мысль, что Дурак это наименьшая фигура в Триумфах, но почему же тогда именно Дурак (Джокер) побивает любую карту и служит причиной "вселенского пожара"? Ведь очевидно, что Трикстер выполняет важную функцию по окончанию мирового цикла, без него символический конец времен не наступает и антихрист не проявляется. Я, конечно, могу глубоко заблуждаться относительно символизма Дурака, но Дурак это не только начало духовного путешествия, но и некий конец, где он выступает в роли разрушителя, антихриста, после сражения с которым наступает новая эра, ведь так? И "инкарнация" Дурака в качестве разрушителя это реализация "контринициации", теневой стороны "несть Бога? Карта «Дурак» и джокер – это, все-таки, вещи разные. Во-первых, обычные игральные карты появились раньше, чем собственно карты Таро. Во-вторых, в игре в Таро и в игре в обычные игральные карты «Дурак» и Джокер обладают различными значениями. Таро отражают устройство общественной жизни в эпоху Возрождения, где дурак был наименьшим по значению из триумфов. Он даже в принципе не входил в последовательность триумфов, поскольку дурак – в принципе асоциален, а значит в социальную иерархию не входит. Он всегда был расходной картой, которую можно было отдать, чтобы не терять более значимый козырь, к примеру. Далее, в своих рассуждениях вы смешиваете две системы Таро: Французскую и Английскую, которые друг от друга разительно отличаются, поскольку описывают различные концепции. Во Французской Оккультной Школе «Дурак» - это профан, как внутренний, так и внешний, который стоит на пути у оккультиста перед абсолютным его преображением. Это и есть, по сути, Страж Порога. В Английской Оккультной Школе, которая, кстати говоря, представляет собой переработанную и не полностью воспринятую Французскую Оккультную Школу, «Дурак» - это дух, который спускается в материю, для обретения нового опыта. Вот здесь уже данный вопрос обсуждался. Собственно, в том, что вы описываете, дурак совершенно справедливо выступает в качестве эдакого мальчика для битья, который совершает безумный поступок, который в итоге будет наказан, и в результате которого, возможно, произойдет что-нибудь благоприятное, но только не для него. Что же в этом благородного? Вот, например, над пророком Елисеем насмехались неразумные дети, крича ему: «иди, плешивый! иди, плешивый!» (4Цар.2:23-24) И что вы думаете? Пророк Елисей проклял их, и из леса вышли две медведицы, и растерзали из них сорок два ребенка. Вот такие вот насмешливые «трикстеры», получившие как раз то, что всегда трикстеры и заслуживают. Всяческий бунт падших духов против Бога и против человека, - так же безумие, поскольку Господь наш Иисус Христос уже победил. Бесы же неистовствуют только лишь по попущению Божьему, и только лишь для того это попущение есть, чтобы люди совершали духовные подвиги и возвращались к первоначальному своему состоянию, пребывая постоянно в духовной брани. Однако тот, кто желает примирения с Богом и возвращения в Дом Отчий, стремится не к тому, чтобы Бог попускал ему, а к тому, чтобы исполнять Волю Божью. И если человек предастся пороку, и если человек будет упражняться в добродетелях, все равно он будет орудием Провидения, и не сможет от него убежать. Однако духовную пользу получит тот, кто сознательно стремится к благу, а не тот, кто становится лишь слепым орудием справедливого воздаяния, которого и не разумеет. Например, тот же самый Ланселот, который впал в безумие, и совершал поступки, сути которых он и сам не осознавал, но которые, в общем смысле, были полезны. Также весьма любопытен образ Дурака как Фокусника, иллюзиониста. Очень хочется узнать его значение, ведь следуя логике, данный иллюзионист это Дурак, который вернулся из путешествия и теперь морочащий голову людей имитацией подлинных чудес. В голову сразу приходит аналогия с издевкой "Чудо,тайна и авторитет" и Ваш пассаж относительно моей имитацией образования служит отличной иллюстрацией, что подлинные чудеса так и остаются в сфере недоступной для подобных Дураков. Если я не прав, поправьте, пожалуйста. В любом случае, я буду с нетерпением ждать продолжения темы. С почтением, И. Речь шла не о совмещении, а о сопоставлении образа Дурака и образа Фокусника, которые ни в коей мере не подобны друг другу. Если мы рассуждаем о колодах Таро эпохи Возрождения, то следует отметить, что при некоторых около-оккультных интерпретациях карт данных колод нам следует ориентироваться на Французскую Оккультную Школу, а не на Английскую Оккультную Школу. Поскольку Французская Оккультная Школа наиболее близка к Марсельскому Таро. Что же касается той же самой колоды Райдера-Уэйта-Смит, то она в достаточной мере отошла от первоначального смысла Марсельского Таро, что мы видим, например, на примере значения того же Дурака и Фокусника. Дурак во Французской Оккультной Школе ни в коей мере не готов к Инициации. Он есть профан, внешний и внутренний, которого следует преодолеть. Между Дураком и Фокусником – целая бездна, это в принципе различные фигуры. В системе Французской Оккультной Школы Маг – это начало пути оккультиста. А Дурак – это препятствие при завершении сего пути. Магу еще предстоит пройти длительный путь (если он сумеет стать человеком действительно взрослым и зрелым в своих суждениях и устремлениях) прежде, чем он победит этого Дурака, во-первых, внутри себя, а во-вторых, - того Дурака, которого представляет собой обыденное общество, навязываемые им ценности, и так далее. Причем победа эта должна произойти правильным образом. Так, чтобы этот бывший Маг не стал мизантропом, так, чтобы он не преисполнился ненавистью к тем, кто еще пребывает в невежестве. Напротив, он должен обрести Мудрость, в которой будет уравновешивать Строгость и Милосердие по отношению к внешнему Дураку. Еще раз прошу обратить ваше внимание: не смешивайте Дурака из Французской и Английской Оккультных Школ. Это абсолютно разные «Дураки». А если некоторый «Дурак» становится иллюзионистом и начинает морочить голову другим людям, - то это колдун. Даже не черный маг, который, по крайней мере, должен понимать, что он делает, и является куда как более ученым, чем колдун. Share this post Link to post Share on other sites
Eric Midnight 104 Posted July 25, 2012 UPD Вспомнил цитату к вопросу о выборе "учености" или "безумия". «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь» (Екк. 1: 17-18) Вкупе с вышеперечисленными вопросами это вызывает даже большее смятение. Здесь нет поводов к смятению, уважаемый Тантифаксат. Во времена Екклесиаста еще не свершилось Воплощения Христова. Посему он и говорит, что все - суета сует и томление духа. Share this post Link to post Share on other sites
Тантифаксат 0 Posted July 25, 2012 Уважаемый Eric Midnight, используя выражение "Дурак, необремененный ученым знанием", я отчасти имел ввиду цитату из 1. Кор ап. Павла, а также высказывание Платона, что мудрость убегает от человека, склонного к наукам. В "Законах" философ говорит, что тот человек, кто обращает свой взор к Благу, способен обрести мудрость, даже если он не умеет читать и плавать. Отсюда я и отталкиваюсь в своем предположении: начало Пути знаменуется отречением от "мирской глупости", от знания человеческого и обретение "стерильности", "чистоты", чтобы стать способным вместить мудрость божественную. А Дурак уже чист и "стерилен", поскольку его голова не забита "ученостью". Он инертен, ленив, как Иван-Дурак, или калека, как Илья-Муромец, не способен занимать положение в социуме в силу ограниченности способностей, как физических, так и просто ментальных. И в силу Божественного Провидения они обретают силу и мудрость, которая многократно превосходит силу и мудрость "первых из людей". Вопрос вот в чем: почему Бог выбирает "бездарей", простофиль, людей ничтожных, занимающих нулевое положение и поднимает на самую вершину? Что касается фольклора, то в русском Иван-дурак ленив, не способен к учению, не борется за свое место под солнцем, а живет по каким-то только ему ведомым понятиям. Он не имеет возможности занять какое-либо место в обществе, поскольку не ставит перед собой никакой цели, асоциален. Создается впечатление, что он не прикидывается дураком, а, и в самом деле, идиот. Берясь за невыполнимые поручения Царя (замечу, что Царь занимает высочайшее положение в обществе), Иван-Дурак продолжает по-дурацки выполнять задания. Но в конце "Грааль" достается ему и только ему, принцесса и королевство впридачу. Этот финал противоречит логическому объяснению Реализации, хотя в его Пути Дураку помогают Духовный мир, как Вы заметили. Однако такие помощники как Лебедь-царевна (обладающая магическими знаниями), Щука, Конек-Горбунок и т.д. это персонажи Сокрытого народа, Волшебного. Понимаю, что это вопрос отдельной темы и я хотел бы ее обсудить с участниками форума, но задам пока здесь: почему при полном пренебрежении к Сокрытому народу, его представители (имеющие ярко негативное в христианском понимании окраску) помогают Дураку в его "квесте"? Более широкий вопрос: является ли использование их советов и указаний (как и поиск встреч с ними), а также предметов, которые они дают Дураку - колдовством? «Дурак» - это дух, который спускается в материю, для обретения нового опыта. Вот здесь уже данный вопрос обсуждался. Ага, теперь ясно, мои вопросы относятся к Дураку "Английской школы", а Ваша тема про Дурака "французского" ^_^ Полагаю, стоит найти "Магический ритуал Sanctum Regnum" Леви и изучить его. Скажите, существуют ли критерии, которые позволяют определить, что профан готов двинуться в Путь и перейти на следующую ступень своего развития? С неизменным почтением, И. Share this post Link to post Share on other sites
Amos 0 Posted August 15, 2012 Отсюда я и отталкиваюсь в своем предположении: начало Пути знаменуется отречением от "мирской глупости", от знания человеческого и обретение "стерильности", "чистоты", чтобы стать способным вместить мудрость божественную. Скажите, а что вы понимаете под "мирской глупостью"? А Дурак уже чист и "стерилен", поскольку его голова не забита "ученостью" Вы имеете ввиду ситуацию, как в известном еврейском анекдоте? : Достался в наследство мужчине от жутко богатой умершей тетки большой алмаз. Ну, что с ним делать? Решил пойти к ювелиру. Тот внимательно осмотрел алмаз и воскликнул: - Это - уникальный камень! Он стоит бешеных денег! Я не возьмусь его обрабатывать! А вдруг я что-то не так сделаю, вдруг ошибусь! Нет, не возьмусь я его делать, и не уговаривайте! Пошел мужчина к другому мастеру. Тот тоже отказался, сославшись на те же причины. Пошел к третьему. Им оказался старый еврей Циперович. Он осмотрел алмаз и крикнул мальчику, сидевшему в углу и обрабатывающему какое-то колечко: - Моня, мальчик мой, сделай-ка вот этот камушек! Мужчина (с тревогой в голосе): - Послушайте, как вы можете доверять вашему юному подручному?! Разве вы не знаете, что это за алмаз?! Его отказались обрабатывать опытные ювелиры! Циперович (спокойно): - Ша, ша, любезный! Вы знаете, что у вас за алмаз и сколько он стоит. Я знаю, что у вас за алмаз и сколько он стоит. А Моня не знает, он-таки сделает! Share this post Link to post Share on other sites
Тантифаксат 0 Posted December 23, 2012 Скажите, а что вы понимаете под "мирской глупостью"? Человеческое знание. Светское высшее образование, книжность, ученость по букве. Все, что обходится без подлинной мистической инициации, единения с Божественным. Вы имеете ввиду ситуацию, как в известном еврейском анекдоте? Да, пожалуй. Анекдот весьма напоминает оригинальную сказку об Ал-Адине из "Тысячи и одной ночи": ученый магрибский маг и его брат проигрывают нищему юноше по всем пунктам, не смотря на свои обширные познания в магии и человеческой психологии. P.s. Между прочим, я приобрел и прочел Элифаса Леви "Магический ритуал Sanctum Regnum", но бОльшая часть смысла по причине моего тупоумия ускользнула от моего восприятия -.- Share this post Link to post Share on other sites
Herold 4 Posted December 23, 2012 Еще раз прошу обратить ваше внимание: не смешивайте Дурака из Французской и Английской Оккультных Школ. Это абсолютно разные «Дураки». В Англии, в отличии от Франции, действительно особенное отношение к "дураку", причем не обязательно в оккультном смысле. Некоторыми оригинальными энтузиастами в среде альтернативной филологии и истории, утверждается, что сам английский язык произошел в следствии обучения придворных шутов, придавать двойное значение словам Французского короля. Так это или нет я доподлинно не знаю, тем не менее вполне уместно признать, что трикстер по праву может считаться одним из национальных символов англичан, да и вообще всех англосаксов. Это подтверждается не только народной мифологией, где бестия с лисьей мордой и образ джокера традиционно занимают видное место, но и вообще общими ментальными качествами этноса. Приведу возможно не самый актуальный для этого форума житейский пример: когда играют в футбол английская и испанская команды, у второй обычно наблюдается всегда более острая и красивая игра, более слаженные комбинации и общий процент владения мячом так же выше.Однако порой выходит так, что англичане выигрывают, испытывая при этом просто невероятное везение, куда в меньшей степени свойственное соперникам из других стран. Иногда создается впечатление, что будто кто-то искусственно корректирует траекторию мяча, дабы тот угодил в штангу, а не туда куда нужно. Везение везением конечно, но ведь везет не всем людям в одинаковой степени. Думаю Вы понимаете... Share this post Link to post Share on other sites