Jump to content
Sign in to follow this  
Baal Hiram

Философия и Каббала

Recommended Posts

Долго думал, в каком из разделов форума поместить данную тему. В итоге решил разместить ее в этом, поскольку так более точно будет - ведь раздел по Каббале у нас связан на форуме более с оккультным осмыслением вопроса, нежели с философским.

 

Однако... столь ли велика разница?

Вот, например, интересная мысль Иоганна Рейхлина о Каббале:

 

«Мой учитель Пифагор, отец философии, все-таки перенял свое учение не от греков, а скорее от иудеев. Поэтому он должен быть назван каббалистом… И он был первым, кто перевел слово «каббала», неизвестное его современникам, на греческий язык словом «философия».

- Иоганн Рейхлин, «De arte cabbalistica».

И действительно: так ли различаются философия Пифагора, Платона от Каббалы? Ведь и там и там мы находим единые рассуждения о Единице и Десятке, почти тот же числовой мистицизм, умозрительные и возвышенные суждения о космосе, духах, о Боге...

 

Прошу высказывать мнения, господа.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Елеазар!

Собственно, я всегда и считал Пифагора каббалистом.

Это очевидно :)

В действительности есть некие универсальные вещи, универсальные идеи, лежащие в основе мироздания, и при определенном уровне "гениальности", а точнее участии Б-жественного Провидения, данные идеи понятны и доступны различным людям самых разных национальностей и географических условий проживания.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Eleazar, как известно, Кабала в переводе с иврита означает "предание", "принятие" и получила это название, так как передавалась из уст в уста, исключительно per se. Тогда как термин "философия" происходит от греческих φιλία — любовь и σοφία — мудрость, и переводится, дословно, как "любовь к мудрости". Философия же в ее современном понимании представляет из себя, вообще, гуманитарную науку. Если ранее она представляла из себя нечто значительно большее, и имела прямое отношение к познанию мира и к тому, что сейчас зовется словом теософия, то Каббалу, все же, можно рассматривать, на мой взгляд, как один из ее разделов, или - одну из граней, ведь Истина в материальном мире может преломляться под разными гранями, и выражаться в разных аспектах. Казалось бы, тут символизм чисел, и там символизм чисел, но, все же, некие даже фундаментальные понятия могут серьезно отличаться, впрочем, дополняя друг друга. Уже не говоря о том, что философия всегда имела и экзотерический аспект, а Каббала стала обнародована сравнительно недавно. В общем, грубоватое сравнение, на мой взгляд.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Доброго дня.

 

Бесспорно, Пифагор черпал из очень высокого источника Мудрости, равно как и каббалисты. И эти великие учения, во многом общие, по сей день являются для нас источниками вдохновения.

 

Но хотелось бы кое-что уточнить. Есть книжица под названием "Золотые стихи Пифагора", в приложении к которой приведены "Пифагоровы законы и нравственные правила". Так вот, читая эти правила, даже у меня возникло представление о Пифагоре как о последовательном пантеисте. Этот факт просто не укладывается в мою голову. Уважаемый Eleazar א†, не могли бы вы дать свой комментарий по этому поводу? Если говорить конкретнее, что вы скажете на следующее наставление :"Не ищи Божества за пределами этого видимого мира. Не старайся быть благоразумнее древних волхвов: боги их состояли из огня, воздуха, земли и воды."

Share this post


Link to post
Share on other sites

Доброго дня.

 

Бесспорно, Пифагор черпал из очень высокого источника Мудрости, равно как и каббалисты. И эти великие учения, во многом общие, по сей день являются для нас источниками вдохновения.

 

Но хотелось бы кое-что уточнить. Есть книжица под названием "Золотые стихи Пифагора", в приложении к которой приведены "Пифагоровы законы и нравственные правила". Так вот, читая эти правила, даже у меня возникло представление о Пифагоре как о последовательном пантеисте. Этот факт просто не укладывается в мою голову.

 

Уважаемый Олег.

В мою голову тоже не укладывается это, и я проверил авторство.

Насколько я смог выяснить - эти "нравственные" наставления принадлежат не Пифагору, а являются как минимум интерпретацией, а возможно и очередным подлогом.

Речь ведь идет о вот этом вот: «Пифагоровы законы и нравственные правила» — анонимная книга Марешаля в переводе Сопикова (Спб., 1808), верно?

Если так, то я нашел предположительную личность, которую некоторые полагают тем самым анонимом - это стоик по имени Эпиктет.

 

Уважаемый Eleazar א†, не могли бы вы дать свой комментарий по этому поводу? Если говорить конкретнее, что вы скажете на следующее наставление :"Не ищи Божества за пределами этого видимого мира. Не старайся быть благоразумнее древних волхвов: боги их состояли из огня, воздуха, земли и воды."

 

Относительно данного изречения, я могу заметить следующее:

Из чьих бы уст подобного рода глупость не звучала, стоит отбросить ее как зловредную.

Потому как изрекающий ее осуждает себя.

Говоря "не ищи Бога за пределами этого видимого мира" автор признает, что есть мир Невидимый, но отрицает поиски в нем - т.е. сознательно ограничивает человека идололатрией и космолатрией, давая такое душевредящее наставление.

Что касается огня, воды, воздуха и земли, и "богов" которые из них состоят, то стоит понимать, что Единица Пифагора, будучи числом - вообще в мире материи не проявлена, и не может быть проявлена. Что уж говорить о стихиях каких-то. Но ведь именно эту-то Единицу Пифагор, если все же больше доверять свидетельствам платоников, и считал проявлением Бога в мире идеальном.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Уважаемый Олег.

В мою голову тоже не укладывается это, и я проверил авторство.

Насколько я смог выяснить - эти "нравственные" наставления принадлежат не Пифагору, а являются как минимум интерпретацией, а возможно и очередным подлогом.

Речь ведь идет о вот этом вот: «Пифагоровы законы и нравственные правила» — анонимная книга Марешаля в переводе Сопикова (Спб., 1808), верно?

Если так, то я нашел предположительную личность, которую некоторые полагают тем самым анонимом - это стоик по имени Эпиктет.

Благодарю, это все ставит на свои места.

 

Относительно данного изречения, я могу заметить следующее:

Из чьих бы уст подобного рода глупость не звучала, стоит отбросить ее как зловредную.

Потому как изрекающий ее осуждает себя.

Говоря "не ищи Бога за пределами этого видимого мира" автор признает, что есть мир Невидимый, но отрицает поиски в нем - т.е. сознательно ограничивает человека идололатрией и космолатрией, давая такое душевредящее наставление.

Что касается огня, воды, воздуха и земли, и "богов" которые из них состоят, то стоит понимать, что Единица Пифагора, будучи числом - вообще в мире материи не проявлена, и не может быть проявлена. Что уж говорить о стихиях каких-то. Но ведь именно эту-то Единицу Пифагор, если все же больше доверять свидетельствам платоников, и считал проявлением Бога в мире идеальном.

Полностью согласен.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Eleazar, как известно, Кабала в переводе с иврита означает "предание", "принятие" и получила это название, так как передавалась из уст в уста, исключительно per se. Тогда как термин "философия" происходит от греческих φιλία — любовь и σοφία — мудрость, и переводится, дословно, как "любовь к мудрости". Философия же в ее современном понимании представляет из себя, вообще, гуманитарную науку. Если ранее она представляла из себя нечто значительно большее, и имела прямое отношение к познанию мира и к тому, что сейчас зовется словом теософия, то Каббалу, все же, можно рассматривать, на мой взгляд, как один из ее разделов, или - одну из граней, ведь Истина в материальном мире может преломляться под разными гранями, и выражаться в разных аспектах. Казалось бы, тут символизм чисел, и там символизм чисел, но, все же, некие даже фундаментальные понятия могут серьезно отличаться, впрочем, дополняя друг друга. Уже не говоря о том, что философия всегда имела и экзотерический аспект, а Каббала стала обнародована сравнительно недавно. В общем, грубоватое сравнение, на мой взгляд.

Скажите пожалуйста, что такое "экзотерический аспект в философии"? И, сама постановка вопроса такова, что предполагает, будто есть еще и некая эзотерическая философия, или какие то эзотерические аспекты в философии. Если можно, приведите для наглядности примеры того и другого.

 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

Контакты

 

 

ПРАВА



При копировании любой информации с сайта Teurgia.Org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.

Powered by Invision Community

Поддержать

Портал Teurgia.Org осуществляет свою деятельность, помимо личных финансовых вложений администрации, благодаря поддержке читателей. Поддержите проект, чтобы он продолжал развиваться.

Мы в Facebook


  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Telegram
  • © Teurgia.Org 2009-2019. All rights reserved.

    Powered by Invision Community

    ×
    ×
    • Create New...