Baal Hiram 75 Posted June 7, 2012 Долго думал, в каком из разделов форума поместить данную тему. В итоге решил разместить ее в этом, поскольку так более точно будет - ведь раздел по Каббале у нас связан на форуме более с оккультным осмыслением вопроса, нежели с философским. Однако... столь ли велика разница? Вот, например, интересная мысль Иоганна Рейхлина о Каббале: «Мой учитель Пифагор, отец философии, все-таки перенял свое учение не от греков, а скорее от иудеев. Поэтому он должен быть назван каббалистом… И он был первым, кто перевел слово «каббала», неизвестное его современникам, на греческий язык словом «философия». - Иоганн Рейхлин, «De arte cabbalistica». И действительно: так ли различаются философия Пифагора, Платона от Каббалы? Ведь и там и там мы находим единые рассуждения о Единице и Десятке, почти тот же числовой мистицизм, умозрительные и возвышенные суждения о космосе, духах, о Боге... Прошу высказывать мнения, господа. Share this post Link to post Share on other sites
Ramon 0 Posted June 7, 2012 Уважаемый Елеазар! Собственно, я всегда и считал Пифагора каббалистом. Это очевидно :) В действительности есть некие универсальные вещи, универсальные идеи, лежащие в основе мироздания, и при определенном уровне "гениальности", а точнее участии Б-жественного Провидения, данные идеи понятны и доступны различным людям самых разных национальностей и географических условий проживания. Share this post Link to post Share on other sites
Veineas 0 Posted June 22, 2012 Уважаемый Eleazar, как известно, Кабала в переводе с иврита означает "предание", "принятие" и получила это название, так как передавалась из уст в уста, исключительно per se. Тогда как термин "философия" происходит от греческих φιλία — любовь и σοφία — мудрость, и переводится, дословно, как "любовь к мудрости". Философия же в ее современном понимании представляет из себя, вообще, гуманитарную науку. Если ранее она представляла из себя нечто значительно большее, и имела прямое отношение к познанию мира и к тому, что сейчас зовется словом теософия, то Каббалу, все же, можно рассматривать, на мой взгляд, как один из ее разделов, или - одну из граней, ведь Истина в материальном мире может преломляться под разными гранями, и выражаться в разных аспектах. Казалось бы, тут символизм чисел, и там символизм чисел, но, все же, некие даже фундаментальные понятия могут серьезно отличаться, впрочем, дополняя друг друга. Уже не говоря о том, что философия всегда имела и экзотерический аспект, а Каббала стала обнародована сравнительно недавно. В общем, грубоватое сравнение, на мой взгляд. Share this post Link to post Share on other sites
Oleg 3 Posted June 24, 2012 Доброго дня. Бесспорно, Пифагор черпал из очень высокого источника Мудрости, равно как и каббалисты. И эти великие учения, во многом общие, по сей день являются для нас источниками вдохновения. Но хотелось бы кое-что уточнить. Есть книжица под названием "Золотые стихи Пифагора", в приложении к которой приведены "Пифагоровы законы и нравственные правила". Так вот, читая эти правила, даже у меня возникло представление о Пифагоре как о последовательном пантеисте. Этот факт просто не укладывается в мою голову. Уважаемый Eleazar א†, не могли бы вы дать свой комментарий по этому поводу? Если говорить конкретнее, что вы скажете на следующее наставление :"Не ищи Божества за пределами этого видимого мира. Не старайся быть благоразумнее древних волхвов: боги их состояли из огня, воздуха, земли и воды." Share this post Link to post Share on other sites
Baal Hiram 75 Posted June 24, 2012 Доброго дня. Бесспорно, Пифагор черпал из очень высокого источника Мудрости, равно как и каббалисты. И эти великие учения, во многом общие, по сей день являются для нас источниками вдохновения. Но хотелось бы кое-что уточнить. Есть книжица под названием "Золотые стихи Пифагора", в приложении к которой приведены "Пифагоровы законы и нравственные правила". Так вот, читая эти правила, даже у меня возникло представление о Пифагоре как о последовательном пантеисте. Этот факт просто не укладывается в мою голову. Уважаемый Олег. В мою голову тоже не укладывается это, и я проверил авторство. Насколько я смог выяснить - эти "нравственные" наставления принадлежат не Пифагору, а являются как минимум интерпретацией, а возможно и очередным подлогом. Речь ведь идет о вот этом вот: «Пифагоровы законы и нравственные правила» — анонимная книга Марешаля в переводе Сопикова (Спб., 1808), верно? Если так, то я нашел предположительную личность, которую некоторые полагают тем самым анонимом - это стоик по имени Эпиктет. Уважаемый Eleazar א†, не могли бы вы дать свой комментарий по этому поводу? Если говорить конкретнее, что вы скажете на следующее наставление :"Не ищи Божества за пределами этого видимого мира. Не старайся быть благоразумнее древних волхвов: боги их состояли из огня, воздуха, земли и воды." Относительно данного изречения, я могу заметить следующее: Из чьих бы уст подобного рода глупость не звучала, стоит отбросить ее как зловредную. Потому как изрекающий ее осуждает себя. Говоря "не ищи Бога за пределами этого видимого мира" автор признает, что есть мир Невидимый, но отрицает поиски в нем - т.е. сознательно ограничивает человека идололатрией и космолатрией, давая такое душевредящее наставление. Что касается огня, воды, воздуха и земли, и "богов" которые из них состоят, то стоит понимать, что Единица Пифагора, будучи числом - вообще в мире материи не проявлена, и не может быть проявлена. Что уж говорить о стихиях каких-то. Но ведь именно эту-то Единицу Пифагор, если все же больше доверять свидетельствам платоников, и считал проявлением Бога в мире идеальном. Share this post Link to post Share on other sites
Oleg 3 Posted June 24, 2012 Уважаемый Олег.В мою голову тоже не укладывается это, и я проверил авторство. Насколько я смог выяснить - эти "нравственные" наставления принадлежат не Пифагору, а являются как минимум интерпретацией, а возможно и очередным подлогом. Речь ведь идет о вот этом вот: «Пифагоровы законы и нравственные правила» — анонимная книга Марешаля в переводе Сопикова (Спб., 1808), верно? Если так, то я нашел предположительную личность, которую некоторые полагают тем самым анонимом - это стоик по имени Эпиктет. Благодарю, это все ставит на свои места. Относительно данного изречения, я могу заметить следующее:Из чьих бы уст подобного рода глупость не звучала, стоит отбросить ее как зловредную. Потому как изрекающий ее осуждает себя. Говоря "не ищи Бога за пределами этого видимого мира" автор признает, что есть мир Невидимый, но отрицает поиски в нем - т.е. сознательно ограничивает человека идололатрией и космолатрией, давая такое душевредящее наставление. Что касается огня, воды, воздуха и земли, и "богов" которые из них состоят, то стоит понимать, что Единица Пифагора, будучи числом - вообще в мире материи не проявлена, и не может быть проявлена. Что уж говорить о стихиях каких-то. Но ведь именно эту-то Единицу Пифагор, если все же больше доверять свидетельствам платоников, и считал проявлением Бога в мире идеальном. Полностью согласен. Share this post Link to post Share on other sites
Amos 0 Posted August 15, 2012 Уважаемый Eleazar, как известно, Кабала в переводе с иврита означает "предание", "принятие" и получила это название, так как передавалась из уст в уста, исключительно per se. Тогда как термин "философия" происходит от греческих φιλία — любовь и σοφία — мудрость, и переводится, дословно, как "любовь к мудрости". Философия же в ее современном понимании представляет из себя, вообще, гуманитарную науку. Если ранее она представляла из себя нечто значительно большее, и имела прямое отношение к познанию мира и к тому, что сейчас зовется словом теософия, то Каббалу, все же, можно рассматривать, на мой взгляд, как один из ее разделов, или - одну из граней, ведь Истина в материальном мире может преломляться под разными гранями, и выражаться в разных аспектах. Казалось бы, тут символизм чисел, и там символизм чисел, но, все же, некие даже фундаментальные понятия могут серьезно отличаться, впрочем, дополняя друг друга. Уже не говоря о том, что философия всегда имела и экзотерический аспект, а Каббала стала обнародована сравнительно недавно. В общем, грубоватое сравнение, на мой взгляд. Скажите пожалуйста, что такое "экзотерический аспект в философии"? И, сама постановка вопроса такова, что предполагает, будто есть еще и некая эзотерическая философия, или какие то эзотерические аспекты в философии. Если можно, приведите для наглядности примеры того и другого. Share this post Link to post Share on other sites
Baal Hiram 75 Posted April 3, 2020 В 15.08.2012 в 11:04, Amos сказал: Скажите пожалуйста, что такое "экзотерический аспект в философии"? И, сама постановка вопроса такова, что предполагает, будто есть еще и некая эзотерическая философия, или какие то эзотерические аспекты в философии. Если можно, приведите для наглядности примеры того и другого. В качестве примера эзотерического аспекта в философии возьмите "Миф о пещере Платона". То, что не обладает подобной глубиной, фактически выводящей нас на грань с гностицизмом и мистицизмом - следует отнести к экзотерическим аспектам. Share this post Link to post Share on other sites