Jump to content
Eric Midnight

Осознанные Сновидения в Западной Традиции

Recommended Posts

Явление Осознанных Сновидений, вызывающее такой ажиотаж у современной публики, испытывающей интерес к оккультным темам, для религиозного человека эпохи Средневековья и эпохи Ренессанса на Западе было явлением совершенно обыденным и привычным, в силу самого образа его жизни. Таким образом, ему не нужно было совершать никаких специальных, изощренных по своей сложности упражнений, для того, чтобы достичь такого заурядного и простого по своей сути эффекта, как присутствие сознания во сне.

 

Во-первых, использование техник Искусства Памяти, которые первоначально являлись достоянием монашества, а затем перешло в распоряжение мирян, предрасполагало к тому, чтобы помнить о важнейших метафизических концепциях, постоянное припоминание о которых уже само по себе приводило к наличию сознания у человека не только лишь во время бодрствования, но также и во время сна. Одной из таких концепций, о которых постоянно старался помнить человек того времени, являлось памятование о Смерти, то есть о неизбежном прекращении существования на материальном плане. Сфера Imaginatio (лат. «Воображение») человека эпохи Средневековья и Ренессанса было наполнено образами «Пляски Смерти» (фр. «Danse Macabre»), которые напоминали как простолюдину, так и представителю знати, об иллюзорности материального плана, о тленности материального тела, о том, что «жизнь» пройдет как Сон, и больше не возвратится к человеку.

 

 

1861063_com_totentanz1.jpg

 

Тогда люди постоянно задавались вопросом: «Что же будет со мною, когда настанет время умирать?» Когда человек задается таковым вопросом, он буквально перестает существовать для материального плана, материального мира, он представляет себя уже освобожденным от материи и ожидающим свершения Страшного Суда. Ныне же исследователи Осознанных Сновидений советуют постоянно задаваться вопросом: «Не сплю ли я?», что должно войти в привычку, и однажды привести к пробуждению сознания во сне. Это весьма искусственная замена формулы «Что, если я уже умер?», которой непрестанно задавались люди эпохи Средневековья и эпохи Возрождения.

 

Целью религиозных людей того времени было отнюдь не пробуждение сознания во сне, поскольку таковое явление было для них абсолютно привычным. Уже обладая ясностью сознания в своих сновидениях, они искали пророческих снов, обретения во сне связи с Источником Универсального Знания, который просветит их как в экзотерической, так и в эзотерической сути Семи Вольных Наук, а также и Науки Восьмой, стоящей над всеми ними, - Богословия. Примером тому может послужить, например, Гримуар «Ars Notoria» и «Liber visionum» Джона из Морины.

 

В своей «Оккультной Философии» Генрих Корнелиус Агриппа также говорит о значимости пророческих сновидений, давая определенные указания по поводу того, как нужно к ним подготовиться человеку, и какие Талисманы для этой цели можно использовать. По этому поводу приводит весьма интересные рассуждения Кристофер Уорнок в своей статье «Осознанные Сновидения в Герметизме»:

 

 

Помимо выбора правильного момента для изготовления Талисмана, а также и проведения ритуала, Агриппа подчеркивает, что для получения пророческого сна человеку нужно достичь и поддерживать определенное физическое, эмоциональное и духовное состояние:

 

«Посему важно, чтобы человек, желающий видеть истинные сновидения, должен сохранять чистый, безмятежный и ни чем не обеспокоенный дух воображения и поддерживать его в таком состоянии, чтобы он достоин был обретения знания и руководства от разума и понимания. Этот дух более всего подходит для пророчества, и (как говорит Синезий) он представляет собой чистейшее зеркало для всех Изображений, которые проистекают повсюду от всех вещей. Когда наше тело исполнено здоровьем, наш ум ничем не тревожится, когда мы не отягощены мясом и питием, не опечалены бедностью, не стремимся удовлетворить страсть похоти или гнева; когда мы целомудренно отправляемся в кровать, засыпаем, - наша чистая и божественная душа освобождается от всех вредоносных мыслей, и в сновидении она наделяется божественным духом как инструментом, и воспринимает те лучи и представления, которые нисходят и излучаются из божественного ума».

 

( «Оккультная Философия» Агриппы, Книга III, глава 51).

 

 

Согласно Агриппе, если я эмоционально подавлен или заинтересован, в таком случае я не буду способен сохранять ясность сознания во сне. Поэтому не следует прикладывать излишних усилий или же быть чрезвычайно заинтересованным в достижении результата.

 

 

Итак, для религиозного человека, как ранее, так и сейчас, Осознанные Сновидения не являются самоцелью, достижение их является совершенно простым и естественным результатом ведения соответствующего духовным целям образа жизни. Простейшей техникой для их достижения является памятование о смертности и тленности материального тела, которое нужно поддерживать в течение дня, чего можно достичь посредством базовых медитативных упражнений и размышлений над изображениями, относящимися к «Пляске Смерти». Однако при этом Осознанные Сновидения представляют собой основу для куда более интересных практик, таких как, например, мистические прозрения, обретение связи с источником Универсального Знания, мистический опыт «путешествий» по Незримому Миру, предстающему без бесплодных и вычурных фантазий пред взором спящего, вполне объективно, так, как видел его Данте Алигьери или иные авторы эпохи Средневековья и Ренессанса, записывавшие свой невероятный для человека нашего времени опыт сошествия во Ад или восхождения к Духовным Сферам.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гм. Идеи очень интересные, НО!

Я конечно многого могу не знать, но сама приведенная цитата - вроде ни слова об Осознанности во сне, она о пророческих снах, а это РАзное (ОС как правило изначально с иными целями, наоборот - пророческие в основном НЕ ОС)

 

Сам бы вспомнил опубликованный на этом сайте текст

gia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=981:l-clavicula-salomonis-i-r&catid=24:2009-12-21-14-53-54&Itemid=36 Глава XIII142 Операция по обретению любви посредством ее снов, сведения о том, как надобно ее совершать

но и там не указано, что сон будет именно Осознанный.

 

 

Мысли

1. хотя конечно ясно, что именно Термин "осознанный сон" не встретится в европейском средневековом тексте.

2. Но если опыт действительно был - то он будет как-то явно описан.

3. Конечно все очень осложняет далеко не простой а порой - и специально запутанный язык текстов (скажем - может Вам то и ясно, что в приведенной цитате именно про ОС)

4. Сама идея что в западной традиции могли быть ОС - очень непривычная, но вполне вероятная, так как такой опыт бывает спонтанным (я никогда не пытался его получить, но имею немало таких снов. ничего даже мне особо интересного, кроме факта что бывает и что состояние сознания крайне отлично от сна. у меня лично - несколько хоть сколь-нибудь интересных и немало - просто классических кошмаров, примерно описанных у Лукьяненко как "сны неинициированного иного"

 

Примечание - книга "Ночной Дозор" конечно заведомый и открытый художественный вымысел, но вот именно такие сны - я встречал не только у себя . другое дело что они значат...

Видимо Лукьяненко шутил так, смущая читателей. он как медик знал про такие сны, но вот на вопрос о смысле - мне и живые медики не смогли ответить...

ВАжно - далеко не у всех они именно осознанные, как у меня порой, впрочем это практически оффтоп КРОМЕ того что - спонтанный опыт осознанных снов бывает, и видимо маги абсолютно любой эпохи и страны могли его иметь и поискать - как бы специально получать и развивать! Просто до какого-то момента думал, что это возникло в мистических системах и практиках востока, потом сообразил - раз даже я имею спонтанный опыт, везде и всюду мог он быть и могли быть те, кто решил попытаться "изучить и развить"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Тотошка, весь вопрос в отношении к тому или иному феномену.

 

Действительно, возможно, при описании именно феномена ОС уважаемый Eric Midnight допустил ряд неточностей, по причине того, что само понятие ОС привычным образом воспринимается в разрезе связи с шаманской практикой.

 

Однако это не обязательно означает, что присутствие в Вашей жизни того или иного известного феномена, описанного в той или иной традиции, связывает Вас именно с этой традицией. Например, если у Вас периодически возникают ясные видения в области лба, сопровождаемые видением огня и люцидные розово-голубые картинки, и Вы в это время способны, например, зреть сквозь непрозрачные стены, это еще не означает, что Вы йог. Также как и присутствие в вашей жизни осознанных снов не означает, что Вы шаман.

 

Все подобные феномены суть проявления неких особенностей строения физического, и вслед за ним, эфирного тела, можно даже назвать их почти строго физиологическими, наукой не обнаруженными и не исследованными, однако насколько это напрямую касается духовной развитости человека - вопрос весьма открытый. Разумеется, нельзя ни в какой части жизни вовсе духовной сферы не касаться, однако Вы ведь не скажете, что человек близок к Б-гу, если видит осознанные сны, и не скажете, что он Пророк, если у него работает некая (впрочем, вполне реально существующая) "аджна". Вообще говоря в европейской традиции отошлю Вас по поводу Аджны к понятию Единорога.

 

Поэтому мысль, которую до Вас пытается донести уважаемый Eric Midnight - духовные и эфирные качества проявляются некоторым образом на физике, но физика не может и не должна быть самоцелью. Первичная цель совсем иная; есть "эффекты" - хорошо, нет - тоже хорошо. Гам зе л тов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я о себе и не говорил ничего, что имею спонтанный опыт осознанных снов, который понятно никем меня не делают конечно.

 

Но

1. Самому человеку таки понятно сравнительно, ОС это было или обычный сон, когда не знаешь что спишь

2. Тема заявлено именно как " Осознанные Сновидения в Западной Традиции " но доказательств массовой практики именно ОС в Средние Века или Ренессанс мне не видно.

3. Если суть темы иная - то просто я сбит с толку названием?

4. То, что Вы подчеркнули и многое из изложенного - да, Важно, но не видно именно ОС.

5. Если спросите - чего я так хочу именно ОС, то - меня заинтересовало действительно ли были практики ИМЕнно ОС в Европе, плюс опять же - тема заявлена о именно ОС

Share this post


Link to post
Share on other sites

"доказательств массовой практики именно ОС в Средние Века или Ренессанс мне не видно."

Если кто-то читает по-итальянски есть совершенно чудесный текст Anton Francesco Doni "I marmi"

"Это произведение составлено из причудливых диалогов. Дони воображает, что превращен в птицу, свободную летать и подслушивать разговоры, собравшихся поболтать на "мраморах" - на мраморной парадной лестнице кафедрального собора Флоренции"

Ragionamento quarto: Moschino, Tribolo e Ridolfo del Grillandaio

Вы не можете просматривать ссылки

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Права

При копировании любой информации с форума Teurgia.org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.

Поддержать

При копировании любой информации с форума Teurgia.org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.
  • Мы в Facebook

    ×
    ×
    • Create New...