alexsid 1 Posted May 5, 2013 В западной культуре сложился образ смерти как скелета в черном плаще с капюшоном, который в одной руке держит косу. За этим образом легко угадывается символическое описание Сатурна. Черный цвет одежды соотносится с цветом Сатурна, скелет (кости) соотносится с влиянием Сатурна на тело человека, коса опять же инструмент сопутствующий Сатурну. Для меня неясен такой момент. Почему Смерть считается женщиной? Я знаю что Смерть воспринимали и как мужчину, и это понятно т.к. Сатурн считается мужским, но вот почему Смерть была женщиной (старухой с косой) - не понятно... Может кто-нибудь уточнить? Share this post Link to post Share on other sites
Тотошка 3 Posted May 5, 2013 Гм! А на самом деле интереснейший то вопрос поднят! Ведь то, что смерть мужчина или женщина - явно глубоко символично! Немного напишу, и тему беру на заметку. Вот вспомнил про материал. Пока просто цитата, имеющая таки некое отношение к вопросу. Ннекое - так как по самой сути из нее одной ничего еще неясно, но уже что-то может и важное - указание на Петрарку. Пляска Смерти (Danse Macabre) Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Многие из изображений Смерти, относящиеся к 15-16 столетию, относятся к поэме Петрарки «Триумфы». Впервые связь между ранними изображениями Таро и художественной традицией, произошедшей от поэмы Петрарки, было провозглашено исследователем по фамилии Мёкли (1966). Триумф Смерти является одной из шести тем, коии развивались в поэме. Связь данного Триумфа с изображением Аркана Таро Смерть очевидна. Однако следует яснейшим образом понимать, что связь между ранними изображениями Арканов Таро и Триумфами Петрарки не является непосредственной. Связь здесь следует искать между Арканами Таро и той художественной традиции, что была развита под влиянием Триумфов Петрарки. В действительности, эта художественная традиция в значительной мере отличалась от изначальных стихов, написанных Петрарков. Вот, как Петрарка описывает Смерть в Триумфе Смерти: «…женщина, облаченная во все черное…». В поэме также упоминаются император и Папа Римский, коии представлены здесь в числе побежденных Смертью правителей. В отличие от описаний Смерти в Триумфе Петрарки, Смерть в художественной традиции представлена в виде высохшего трупа, облаченного в саван, и едущего на триумфальной колеснице, запряженной волами. Типичное изображение мы покажем сейчас. Оно относится к 1487/90, было выполнено в городе Сан Джакомо, что в Болонье. Share this post Link to post Share on other sites
Fawn 0 Posted May 7, 2013 Сатурн соотносится с Биной - женской по природе - вот вам и парадокс. Планета имеет мужской род а сфира женская по природе. И хотя если быть принципиальным всЁ андрогинно в той или иной степени. Share this post Link to post Share on other sites
alexsid 1 Posted May 8, 2013 Вообще Мужчина-Женщина ассоциируется больше с зарождающими\производящими силами, так сказать Началами (в прямом смысле). Поэтому применение символа Мужчина-Женщина к Смерти вызывает определенные трудности, т.к. Смерть - это больше Завершение, по крайней мере никак не рождение, а, скорее, Разрушение и Хаос. Хотя в некотором отношении Смерть может рассматриваться как второе рождение. С другой стороны, Мать и Отец остаются с человеком всю жизнь, поэтому Смерть в виде Женщины может быть просто этой самой Матерью, осмысленной через призму состояния (завершения жизни). В этом подходе смущает качественное отличие (ср. Маддона с Младенцем и Старуха-с-Косой и Умирающий). Непонятно, что именно выражает старость и женственность (бесплодность матери?). Все таки символ Смерти стал очень глубоким (до уровня метакультуры) и довольно сомнительно что он будет выражать только один аспект существования. Ну и в третьих, как Сатурн, символ Смерти может относится к низшей составляющей Астрального Света (некой хаотической субстанции?), тем более что коса - это явный намек на луную природу. Так и Хель (скандинавская богиня смерти и, по-видимому, Хаоса) имеет двуцветное тело (Белое-Темносинее), а по некоторым источникам двуцветное лицо (Красное-Темносинее). В этом смысле, Смерть будет эквивалентна пространству Тьмы или же ночному небу (тем более что кости на черном фоне похожи на белый свет звезд), в противоположность пространству Света, которое мы видим каждый день, и которое, очевидно, соответствует Жизни и высшей составляющей Астрального Света (?). В этом смысле, Смерть-Сатурн будет древним Змием из Апокалипсиса, с которым воюет Михаил и ангелы его, что соотносится с Хаосом, а следовательно с Тифоном, Тиамат и пр. Если так, то становится понятно желание изображать Сатурна как хромого не левую ногу (иногда на правую) старца на ТАУ-образном костыле (ср. со Змием Моисея). Share this post Link to post Share on other sites
Eric Midnight 108 Posted May 28, 2013 В западной культуре сложился образ смерти как скелета в черном плаще с капюшоном, который в одной руке держит косу. За этим образом легко угадывается символическое описание Сатурна. Черный цвет одежды соотносится с цветом Сатурна, скелет (кости) соотносится с влиянием Сатурна на тело человека, коса опять же инструмент сопутствующий Сатурну. Для меня неясен такой момент. Почему Смерть считается женщиной? Я знаю что Смерть воспринимали и как мужчину, и это понятно т.к. Сатурн считается мужским, но вот почему Смерть была женщиной (старухой с косой) - не понятно... Может кто-нибудь уточнить? Здравствуйте, уважаемый alexsid. Поднятый вами вопрос касается проблемы вариативности персонификаций. "Образ Смерти" является очень обширной темой. В западной культуре был популяризирован один из вариантов образа смерти, как раз описанный вами. Но это далеко не единственный вариант. Кроме того, смерть как женщина в течение множества столетий представала и в виде безобразной старухи (похожей на ужасающих колдуний Античности и эпохи Средневековья), и в виде привлекательной, манящей к себе девушки, и в виде девушки скромной, ангельской внешности. Вопрос персонификации, - это дело частного случая. Перед воином смерть часто представала в обличье, изобилующем символами Марса. Древнегреческий Танатос, например, и вовсе изображался как крылатый юноша с погашенным факелом в руке. Персонификация "Смерти" - это всего лишь персонификация, образ, в котором метафорически выражена особенность частного случая умирания, или же размышления относительно умирания в некоторой точно очерченной группе людей. Каждый из этих образов может быть предметом для размышлений, в принципе. Для размышлений лучше всего образы брать, конечно же, из классических источников. Относительно "образа Смерти" в женском обличье, можете обратить пристальное внимание на Гекату и мойр, например. Вообще, есть по этому поводу обширное исследование Карла Гутке "The gender of Death". Если есть желание и возможность изучить, - могу поделиться с вами в личке. Share this post Link to post Share on other sites
Herold 4 Posted November 4, 2013 Любезный alexid, а Вам никогда не приходила в голову мысль, что Сатурн может быть символом не только смерти, но и времени? Оно нечто вроде властителя мира сего, напоминает о том, что все люди смертны, а их заботы связанные с накоплением земных удовольствий, не несут в себе никакого блага, увлекая человека к забвению. Время и смерть взаимосвязаны. Соответственно там где нет времени, нет и смерти. Когда человек пал в материю, он стал заложником времени а значит и смерти. Теперь он вынужден умирать каждый раз... Вообще Мужчина-Женщина ассоциируется больше с зарождающими\производящими силами, так сказать Началами Дело вовсе не в этом. Время, как считается, обучает мудрости. А мудрость - стереотипно иль нет, считается мужским качеством тем более что коса - это явный намек на луную природу Коса это явный намек на то, что урожай уже созрел, и должен быть собран. В этом подходе смущает качественное отличие (ср. Маддона с Младенцем и Старуха-с-Косой и Умирающий). Непонятно, что именно выражает старость и женственность (бесплодность матери?). Разве Вы не видите аналогию между утробой и могилой? Из утробы к утробе, выражение цикличности жизни и смерти. Отнюдь не бесплодности матери. Share this post Link to post Share on other sites