Eric Midnight 108 Posted June 3, 2014 Стадии Великого Делания Великое Делание — название алхимического процесса трансформации Первовещества в философский камень или Эликсир жизни. Усовершенствованием человека достигаются воздействия на процессы в микро- и в макрокосме. Алхимию характеризуют стиль жизни и тип человеческого поведения. Различается внутренняя и внешняя алхимии: внутренняя — является формой внутреннего делания и направлена на достижение адептом просветленного состояния через одухотворение микрокосмоса. Внешняя алхимия работает с очищением космологических сущностей, скрытых под формой вещества. Полагая микро- и макрокосм изоморфными, алхимия работает над принципом «совершенства совершенного космоса». В основе лежит древнее представление о первоматерии, являющейся субстанцией микро- и макрокосма, способной трансформироваться и образовывать новые формы. «Как все вещи вышли из Одного, вследствие размышления Одного, так все было рождено из этой единственной вещи» (Гермес Трисмегист). Алхимия — высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как «достичь центра всех вещей». Алхимия работает в системе четырех модусов первоматерии — первоэлементов греческой натурфилософии: воздуха, земли, огня и воды (плюс пятый в греческой алхимии — всепроникающий эфир или металл в китайской) в сочетании с тремя философским элементами: соли, серы и ртути. Ртуть (Меркурий) — пассивное женское (инь) — представляет первую очистку и являет собой чувство, воображение. Сера выступает как активное мужское начало (аналогия ян в китайской алхимии) — более тонкая очистка: разум, интуиция. Первый агент представляет пассивный принцип, воплощающуюся энергию, о которой большинство не имеет представления, но в которой содержатся возможности для духовного роста. Если соединение активного и пассивного принципов происходит в «печи» глубокой медитации, то обнаруживается невозможность овладеть пассивным принципом через борьбу, в которой активный принцип привык добиваться того, что он хочет. Это приводит к темной ночи души, о которой говорят мистики, в ней пассивный и активный принципы кажутся уничтоженными и человек оказывается полностью брошенным. Из этого отчаяния возникает откровение о необходимости проявления принципа любви, а не силы, и за этим следует объединение двух принципов: красного короля и белой королевы, чье потомство рождается из воды и духа. Великое Делание, пли преображение — это киноварь — алхимический андрогин, гармоническое сочетание мужского и женского (инь и ян): «Тот, кому не удается «стать двумя в одном теле», станет двумя в одном духе» (де Оливье). Киноварь как форма соединения серы и ртути (синоним эликсира бессмертия) является знаком постижения закона вечных превращений, знаком единства и гармонии космических сил. Противоположным такому знанию является состояние забвения. Алхимия также известна как взаимодействие энергии Кундалини — символа женского аспекта, с высшей энергией, или мужским принципом. Через понимание работы мужского и женского принципов она связана с системой Таро. Трансмутация металлов должна быть завершена получением философского камня — в виде металлического порошка, камня или эликсира жизни. Получение эликсира бывает само по себе целью. Однако, камень, добываемый искателем, прежде всего обозначает глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип. Вопреки упрощенным представлениям, целью алхимии является не только получение золота, что составляло лишь один из ее аспектов [1]. Тройная цель Делания Великого дифференцировалась по так называемым «уровням металла», человеческого микрокосмоса и Божественного макрокосмоса. Им соответствовали процессы трансформации металлов, духовного совершенствования человека и созерцания божества в его славе. Алхимическая технология на всех трех уровнях имела единые принципы. Из Первовещества выделялись Меркурий и Сера, посредством операций с которыми производился ребис, т. е. основа для получения философского камня. По ходу обработки вещество последовательно приобретало черный, белый и красный цвет, что дало название алхимическим етапам: нигредо — «Делание в черном», альбедо — «Делание в белом» и рубедо — «Делание в красном». Первый этап символизировал гниение и смерть, второй — воскресение к новому бытию, третий — окончательное духовное преображение[3]. Различалось два пути Делания Великого: первый — это путь короткий, сухой, мужской, левой руки, основанный на привлечении некоего огня; второй — это путь длинный, влажный, женский, правой руки, осуществляемый посредством множества дистилляций. В последнем из трансмутационных путей особая роль отводилась загадочной субстанции философского Меркурия. Из него извлекается Дух материи. Таким образом адепт вводит в Делание азот, олицетворяемый образом голубя, подобно голубю Ноя, он прекращает свой полет, когда за меркурианскими водами достигнет фиксации Камня. Лучшим временем для алхимического Делания считался период с конца марта по конец мая. Технология влажного пути предполагала дистилляцию росы и использование в качестве основного ингредиента дождевой воды. Изготовлялись лунная и солнечная эссенции, обозначаемые звездой и цветком либо Луной и Аполлоном. Сатурн использовался в алхимических текстах как символ исходного металла — свинца. Образ умирающего Геракла подразумевал, что алхимики, подобно мифическому герою, возносятся на небеса в телесной оболочке [4]. Основным методом Алхимии является аналогия, принцип подобия. Практически вся деятельность алхимиков — это попытки воспроизвести в рамках органических веществ то, что изначально происходило в космическом масштабе, в процессе организации первозданного Хаоса под действием проникающего Света. Строгое соответствие между Вселенной в целом и лабораторными процессами — суть исследований большинства алхимиков. Это накладывало практически невыполнимые условия, ибо во внимание должно было быть принято все: расположение планет, время года, магнетизм и т.д. и т.п. «Алхимия – это магический процесс, искатель истины погружается в нее, как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе», – писал когда-то Парацельс. Алхимические операции подобны процессу индивидуализации, поиску Себя – основы личности. Искания, которые начинаются с абсолютной тьмы бессознательного, находят свое продолжение в расчленении составных частей психики и их глубинном анализе, до тех пор, пока реальные ценности бытия не усваиваются сознанием и не используются в повседневной жизни. Первая стадия – Нигредо. Цвет стадии – черный. Стадия говорит о смерти, состав умирает. Алхимические процессы всегда начинаются со смерти. Символ – змея. Стихия – вода. В человеке – все жидкости, исключая кровь (кровь – особая магическая материя, концентрат волшебства). Часто черный цвет соединяют с темно-зеленым, т.к. это цвет излучения царства мертвых. Поскольку Делание, напомню вновь, имеет и внутренний аспект, то и каждая из стадий имеет духовный смысл. Нигредо (nigredo) – греч. Melanosis, Почернение. (Подчинено стихии Земли). Созвучно слову «меланхолия». Поэтому меланхолия – символ Нигредо. Кроме того, нигредо символизирует ворон и все, что связано со смертью и гниением. Как правило, символизируется животным (волк, собака, вол, лисица). На стадии нигредо, как результат тяжелого опыта глубочайшей депрессии, обретается Знание, о существовании которого неофит еще не подозревает, но оно уже находится в нем и будет использовано в дальнейшем для сравнивания и анализа последующих стадий Делания с нигредо. Низшая стадия, состояние Профана, это Уроборос (дракон), или зеленый лев. В низшей стадии человек ходит по кругу в личном развитии (человек, который не умеет делать выводов из ошибок всегда приходит к тому с чего начал), постепенно приходя к распаду, к деградации, к проглатыванию Уроборосом своей второй, крылатой половины. Низшая стадия преодолевается через нигредо, то есть через путь отрицания, когда человек начинает отрицать свою связь с миром и, как правило, впадает в глубокую депрессию, отрицая все ранее приобретенные в ходе жизненного опыта ценности. Нигредо часто тянет человека к эстетике смерти, к черному цвету, страданию, мыслям о самоубийстве. Высшая точка Нигредо – это душевное страдание такой силы, при которой хуже уже быть не может, когда остается лишь тонкая ниточка, не позволяющая человеку умереть. В этом случае человеку стоит только начать созерцать страдание со стороны, отрешившись от него, как страдание само по себе прекратится, и этап нигредо закончится. Следующая стадия – Альбедо. Цвет – белый. Символ – воздух. В человеке – органы дыхания. Алхимическая красота – все, что не искажено [5]. Альбедо (albedo) – греч. Leukosis, Выбеливание (под властью стихии Воздуха). Удаление из свинца серого цвета земли. Алхимическая стирка, Баня, купание в Фонтане Философов. Символ альбедо – белая птица (голубка, лебедь, Белый Феникс), кусковой мел. На стадии альбедо обретается Сила, потраченная в стадии нигредо. Потому что сон и хорошие сны всегда возвращают силы. Но это сила совершенно иной природы, чем та, которая была потрачена человеком в стадии нигредо. Альбедо — это пассивная стадия созерцания, лунного растворения, в которой человек отрешенно наблюдает за миром как-бы со стороны, в лунном, мерцающем свете, приятном для утомленных глаз, видит все тайные, скрытые ранее нерезкие краски — всевозможные оттенки бледного, лунного, видит прекрасное во всем, что ранее казалось обыденным, так как лунный свет открывает человеческому взору внутреннюю природу вещей. Это – погружение в страну эльфов, своего рода очищение через творчество, через позитив архетипов, жизнь внутри вдохновения, внутри детской чистой и доброй сказки, когда каждый предмет светится внутренним радостным сиянием. Опасность Альбедо в том, что если альбедо затягивается, если человек остается в этом состоянии дольше времени, чем требуется для возврата сил и жизненной энергии, утраченной в нигредо, начинается оцепенение, сходное со сном хладнокровной ящерицы, человек входит в стадию Пеликана, когда кормит себя самим собой, своими размышлениями и думами, зацикливается в бесконечной, как Уроборос, круговой возгонке-дистиляции. Эта бесконечная и бессмысленная дистилляция прекратится лишь тогда, когда неофит найдет в своей душе силы вырваться из заколдованного круга и продолжить Делание (пеликан в аллегории кормит своих детей своим мясом, но дети – это продолжение его самого, его собственная плоть). В противном случае атанор, ставший на время пеликаном, перегреется, свинец расплавится, закипит и Пеликан взорвется. Тогда человек опять упадет в нигредо, но падение будет очень болезненным и может закончиться настоящей смертью. Вот почему на гравюрах в изображении операции сублимации воду льют в пасть грифону (полульву – полуптице), овевая тело грифона воздухом. Альбедо заканчивается тогда, когда человек просыпается из состояния сна лунной стадии – оцепенения и возвращается в активную жизнь в чистом, белом, свободном от серости приземленного существования состоянии. Этот возврат подобен тому, как если бы ты проснулся после долгого красивого сна в полумраке спальни, выспавшийся, бодрый, открыл дверь, вышел на крыльцо дома, погрузился ступнями в прохладную росу и тебя бы встретило прекрасное, чистое, свежее, ясное утро майского дня, наступившего после ночного дождя. Дождь прибил всю пыль, весь прах и сделал воздух кристально-чистым и вкусным, как живая родниковая вода, в которой в отличии от мертвой речной, никто не утонул. Живая родниковая вода течет из недр Природы, это молоко Гайи. Дистилляция – лат. distillatio – «стекание каплями» – охлаждение и конденсация паров олова-станнума (Роса Философов, Алхимический Дождь, Купель Философов). В стадии образования конденсата под действием воздуха (кислорода) и воды-испарины (Майской росы) из станнума выделяется мужская составляющая – красноватая ржавчина, Рыжее Золото Философов. Рыжее потому, что все еще содержит желтые соли-примеси предыдущих операций подобно моче-урине, которая представляет с одной стороны воду, но с другой стороны желта оттого, что в ней слишком много солей и оттого ее нельзя пить. Без ржавчины-урины невозможно дальнейшее Делание. Разделение станнума на мужскую и женскую половины подобно акту творения мира в античном мифе, когда Гея-Земля выделяет из себя мужскую сущность – Урана-Небо (Уран созвучно со словом Урина), который затем становится её мужем. [1]. Операцию дистилляции можно описать так. Гея помочилась и отделила от себя в виде урины – Урана свою вторую часть. Если делится существо бесполое – из его частей образуются мужчина и женщина. Если делится существо, принадлежащее к определенному полу (в природе делиться могут только женские существа), то образуется мать и ребенок. Так как в данном случае дистилляции ребенок – мужского пола, он одновременно является и сыном, и мужем для родившей его сущности. Заметим, что человеческую урину можно считать дистиллятом воды, присутствующей в организме. Операцию дистилляции можно описать так: «Марс помочился на Венеру». В меди после того, как на нее помочится Марс, появляется зелень, символизирующая, отчасти, дикую Природу. Эта зелень отчетливо видна на меди в виде оксидной зеленой пленки. Зеленые оксидные пятна на меди похожи на пятна, которые оставляет сперма, когда высыхает. Но зелень меди больше не дикая, она является необходимой составляющей для дальнейшей операции. Иногда Дистилляция символизируется петушком, или курочкой с желтым гребнем. Апофеозм дистилляции является совокупление Марса и Венеры с образованием единой целостности (алхимический брак, алхимическая свадьба). Цитринитас (citrinitas) – греч. Xanthosis: Желтение (под властью стихии Воды), самая тайная стадия Делания, поскольку брак, любовное соитие и зачатие – очень интимная тема. Кроме того, под желтением понимается образование урины-ржавчины. Подробности описания цитринитаса с точки зрения христианской, да и не только христианской, морали можно рассматривать как богохульственные и богомерзкие, поэтому алхимики времен Инквизиции в своих книгах опускали подробности цитринитаса, передавая их устно. Затем традиция устной передачи утратилась, отчего (на основании книг) укрепилось мнение, что цитринитас – необязательная стадия Делания, и что вслед за альбедо сразу начинается рубедо. Это грубая ошибка. Цитринитас – самая главная, сложная и тонкая стадия Делания, без которой невозможно получение Философского Золота. Символом цитринитаса является золотой орел, урина, мочащийся Купидон (Писающий Мальчик). На некоторых изображениях присутствует мужская сущность (Купидон), который мочится на свою мать (Венеру). На стадии цитринитаса приобретается способность Сметь совершать что-либо, поскольку человек в цитринитисе действует уверенно, он знает что главное, а что ненужное и правильно выбирает свои цели (символизируется стрельбой, охотой). Сущность цитринитаса заключается в том, что человек, прошедший альбедо – пассивный отдых, пытается исторгнуть из себя все ранее приобретенные в ходе жизненного опыта ценности, которые ввергли его в нигредо и после прохождения альбедо стали казаться ему ядовитыми, как урина вредна для питья. Человек исторгает все былое из себя, как бы мочится. Но капля урины попадает на его тело (что неизбежно в процессе мочеиспускания) и человек неожиданно для себя обнаруживает в своей урине-прошлом много положительного, нужного и вечного. Так он как бы заново оплодотворяет себя своей уриной, но при этом качественно преображается. Он понимает, что самые необходимые, простые и вечные вещи (любовь к жене, к детям, доброта, твердость в выборе правильных жизненных ориентиров) всегда были с ним, даже в зеленой «дикой жизни» и состоянии нигредо. В цитринитасе человек понимает, что жив до сих пор (не спился,не стал наркоманом, не покончил собой с горя, не сошел с ума от реалий «дикой» зеленой жизни) только благодаря настоящему желтому земному золоту (земное золото – желтое, тогда как золото философов – красное), подлинному земному богатству, которое всегда было у него не зависимо от количества монет в сундуке. Это богатство – любимая жена, семья, близкие, правильная, человечная позиция в жизни, которой он старался следовать, насколько мог. Все доброе, что осталось в человеке с тех времен, когда он был «диким», символизирует зелень красной меди. Поэтому человек в цитринитасе часто изображается раздумывающим над своим разрубленным телом, и держащим в руках свою золотую голову. В цитринитасе человек становится спокойным, потому что понимает, что все, что он делал ранее, он делал правильно. В цитринитасе человек рассудителен, уверен в себе и своей жизненной позиции, позитивен, настроен на творчество, не живет одним днем, заранее просчитывая свое возможное будущее и следствия своих поступков. Он готов не раздумывая бороться за вечные идеалы добра и справедливости, зная что ничего кроме пользы ему это не принесет. В цитринитасе человек обладает большим творческим потенциалом, рисует, пишет, создает. Он с терпением, трепетом и тихой глубокой любовью относится к близким, благодушно прощает окружающим их ошибки. Человек делает это не отрешенно, как в состоянии альбедо, а с глубоким внутренним удовлетворением и твердым пониманием смысла всех совершаемых им поступков. Человек приобретает способность добиваться своей цели человечно, согласуя свои желания и цели с целями и желаниями других людей. Цитринитас заканчивается тогда, когда все совершаемое человеком добро по отношению к другим людям становится обыденностью, привычным делом, когда человек перестает брать какую бы то ни было плату за совершаемое им добро, а плоды своих успехов безвозмездно, без тени в сердце, без капли сомнения, добровольно отдает другим людям [3]. Коагуляция – лат. Coagulatio — свёртывание, сгущение. Коагуляция уравновешивает все составляющие предыдущих операций – медная зелень, всю полезность которой показал цитринитис, становится наравне с частями Марса и Венеры частью организма андрогина. Мужская сущность Марса, рыжая урина, извергаясь из станнума, который оставшись без своей мужской половины, стал женщиной (Венерой) оплодотворяет станнум и начинается коагуляция – уплотнение, подобно тому, как после попадания спермы в матку, начинается уплотнение спермы и образование зародыша (о существовании яйцеклетки алхимики средних веков не знали). Акт коагуляции подобен свертыванию в подогреваемой кастрюле (Королевской ванне) молока (женской сущности станнума) в творог (сыр), где закваской является ржавчина. Коагуляцию можно также сравнить с образованием тела плода из женских вод, где ржавчина (сперматозоид, сперма, Молоко непорочности) коагулирует воды в плод. Образование коагулята происходит взаимным растворением друг в друге ржавчины, меди и медной зелени при помощи Универсального растворителя – Меркурия, что приводит к зачатию красного тела Ребиса, нового Существа (RE-BIS – лат., повторение двойного, то есть повторение совокупленных Марса и Венеры).Коагуляция – это одновременно и зачатие, и преобразование супругов, следствие которого – превращение самих родителей, то есть Венеры и Марса, в их собственное дитя – в Ребиса. Ребис – это уравновешенная тройственность, он одновременно является как Марсом – мужчиной, Венерой – женщиной (как любящие супруги в счастливом браке являются единой плотью), так и их ребенком, совокупленном в себе самом со своими родителями (алхимический инцест). Ребис – это совершенный человек, Адам-Кадмон, соединяющий в себе оба пола, как первый человек в Эдемском саду до разделения человека на мужчину и женщину. Коагулятивное совокупление иногда символизируется королевской птицей Павлином, роскошный хвост которого имеет радужное оперение, или петушком с курочкой (голубем с голубкой), которые зачастую (в силу андрогинности меркуриальной операции) неотличимы друг от друга. Можно считать, что андрогин был получен амальгамацией – растворением ржавчины и станнума в Универсальном растворителе – ртути-меркурии, подобно тому, как было получено серебро второй операции растворением ртути в свинце. Ребис представляет собой медную амальгаму – сплав ртути и меди с примесями металлов всех предыдущих стадий Делания, собранных в медную зелень. Метод амальгамации до сих пор используется в металлургии. Он основан на способности ртути образовывать сплавы – амальгамы с различными металлами, в том числе и с золотом. В этом методе увлажнённая (цитринитас – это и есть увлажнение) дроблёная порода смешивается со ртутью и подвергается дополнительному измельчению в мельницах – бегунных чашах. Амальгаму золота (и сопутствующих металлов) извлекают из получившегося шлама промывкой, после чего ртуть отгоняется из собранной амальгамы (например, прокаливанием) и используется повторно [2]. Метод амальгамации известен с I века до н. э. Коагуляция заканчивается образованием внутри Колбы золотого Философского яйца с зародившимся в нем Ребисом. Кальцинация (прокаливание) – лат. calx – известь; calcination, calcining – кальцинирование – нагрев коагулятивного андрогина. Название созвучно со словом «calc» – копирование, так как итогом заключительная операция Делания является копированием макрокосмических процессов в микрокосме человеческой души. Ребис совершенен. Но его необходимо выпустить из Философского Яйца, в котором он находится. Вот почему необходимо прокаливание – кальцинация. Нагрев Колбы происходит в огне Совершенной взаимной тройственной любви его частей (Супружеской любви – любви Марса и Венеры друг к другу; родительской любви – любви супругов, Марса и Венеры, к своему ребенку – радужному андрогину; любви к родителям – любви Ребиса к Марсу и Венере). Так как медь – красноватая, в ней уже присутствует красное Золото Философов, которое извлекается из медной амальгамы прокаливанием. При этом пары ртути с осадками (следами металлов) всех предыдущих стадий Делания (отсюда – радужный цвет меркурия, и его символа – павлина), которые осели на стенках колбы и впитались в нее, испаряются из Колбы вместе с меркурием, иссушая ее стенки, кальцинируя их, делая хрупкими. Осадки возвращаются в теле Универсального растворителя-Меркурия к своему Истоку, к Мировой Душе, так как все металлы Делания, начиная с Философского свинца, заключенного в соли и освобожденного из соли посредством тепла серного гниения, являются частицами Мировой Души [7]. Символом такого вечного возвращения также является Уроборос, кусающий себя за хвост. Итогом кальцинации является иссушение до полного испарения Меркурия из Колбы, обрушивание ее иссохших стенок, опадание высохшей до состояния пепла кальцинированной белой скорлупы Философского яйца и выход из него (рождение) Совершенного Человеческого Существа [5].Его совершенство заключается в образовании целостной взаимообусловленной законченности в душе человека (микрокосме), неразрывно соединенной с Мировой Душой (макрокосмом, Богородицей), которая тоже есть целостная взаимообусловленная законченность. В солнечной операции Делания исполняется главное герметическое правило Изумрудной Скрижали Трисмегиста: «то, что вверху – подобно тому, что внизу». Происходит соединение, при жизни человека, его собственной души с Мировой Душой в одно единое целое. Продукт этого соединения носит множество названий – Красное Золото Философов, Философский камень, Алая Тинктура, Магистерий, Наше Золото, Витриол (Vitriolvm), Панацея, Эликсир Жизни. Рубедо (rubedo) – греч. Iosis: Покраснение (под властью стихии Огня). Завершающий этап Великого Делания, Коронование, Королевская стадия. Символом рубедо является Совершенный (Двуглавый, Коронованный) Орел, или Красный Феникс. На стадии рубедо неофит становится Адептом. Мужская, деятельная, кипучая марсианская (солнечная) треть вечной души человека (красный феникс) уравновешивается успокаивающей и отрезвляющей женской венерианской (лунной) третью (белый феникс) и той земной (черной) третью (черный феникс), которая есть зелень меди. Это равновесие с самим собой, своей зеленой Природой и всем миром, и есть Ребис [8]. Бессмертие обретается Адептом четким осознанием того, что он уже при жизни является частью предвечной бессмертной Матери – Мировой Души, находится с ней в гармоничном равновесии, а значит смерть как таковая невозможна, если Мировая Душа существует вечно. Смерть – всего лишь слияние с Мировой Душой, но это слияние в результате Делания уже произошло. Адепт понимает, что все в мире едино и целостно. Подобно тому, как в Ребисе сливаются все его части, и подобно тому, как при Кальцинировании Универсальный растворитель возвращает остатки металлов предшествующих операций Делания в их изначальное лоно, жизнь Адепта – вечное возвращение в Лоно Великой Матери. В рубедо Адепт имеет возможность совершать любые поступки, однако он никогда не воспользуется этой возможностью, поскольку всегда следует голосу и выполняет все условия Матери Всего Сущего. Эти условия ограничивают его поступки строгими рамками, ради соблюдения Высшей Гармонии в себе самом и окружающем его мире. Рубедо – это подлинное служение собой, всеми частями человеческой Природы Высшей Гармонии, такое служение, как собой служил Христос – до красного кровавого пота и, если потребуется, до распятия на кресте, если это распятие послужит сохранению Гармонии во Вселенной. Распятие само по себе – есть символ борьбы Адепта (Христа) с дикостью грубых приземленных душ (крест – символ Земли). Распятие – это Великое Делание, это отрицание себя, отрицание своего «я» ради принятия в себя мирового «Я»как частицы себя, ради помощи Мировой Душе в установлении Гармонии людей друг с другом и с Природой [2]. Литература: 1)Жеребцов А. Тайны алхимиков и секретных обществ. М., 1999; 2)Великое делание: теория и символы алхимии. Киев, 1995; 3)Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; 4)Символизм в западной алхимии и традиция Ибн-Рушди. М., 1971; Теория и символы алхимиков. М., 1995. 5) Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005. 6)В. Л. Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М., 1975. 7) Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. - М.,Канон, 1999 8) Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006 Автор статьи © Гелла, для Teurgia.Org, 2014 год Share this post Link to post Share on other sites
Araphel Zarziyr 0 Posted June 3, 2014 В статье, помимо классических сведений по Западной алхимии, содержится немало элементов, выходящих за ее рамки. К примеру, интуиция называется мужским активным качеством, а воображение - пассивным женским. Содержание же двух последних абзацев, про "слияние с Великой Матерью", может показаться странным для тех, кто привык смотреть на духовную алхимию, руководствуясь традиционными христианскими взглядами. Share this post Link to post Share on other sites
alexsid 1 Posted June 3, 2014 Вобщем-то, статья была перенесена на обсуждение с моей, так сказать, подачи. Поэтому я имею нейкий долг по конструктивной критике. Далее, я буду приводить выдержки из вышеизложеной статьи и высказывать свои замечания. Заранее прошу прощения за возможные ошибки или же за черезмерный педентизм в некоторых вопросах. Надеюсь, что пользы из моих замечаний будет больше чем ущерба. Итак, Великое Делание — название алхимического процесса трансформации Первовещества в философский камень или Эликсир жизни. Усовершенствованием человека достигаются воздействия на процессы в микро- и в макрокосме. Алхимию характеризуют стиль жизни и тип человеческого поведения. Различается внутренняя и внешняя алхимии: внутренняя — является формой внутреннего делания и направлена на достижение адептом просветленного состояния через одухотворение микрокосмоса. Внешняя алхимия работает с очищением космологических сущностей, скрытых под формой вещества. Полагая микро- и макрокосм изоморфными, алхимия работает над принципом «совершенства совершенного космоса». В основе лежит древнее представление о первоматерии, являющейся субстанцией микро- и макрокосма, способной трансформироваться и образовывать новые формы. «Как все вещи вышли из Одного, вследствие размышления Одного, так все было рождено из этой единственной вещи» (Гермес Трисмегист). Алхимия — высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как «достичь центра всех вещей». Алхимия работает в системе четырех модусов первоматерии — первоэлементов греческой натурфилософии: воздуха, земли, огня и воды (плюс пятый в греческой алхимии — всепроникающий эфир или металл в китайской) в сочетании с тремя философским элементами: соли, серы и ртути. 1. Четыре параграфа явно идут не в том порядке. Автор, конечно, волен ставить как пожелает, но исходя из типа статьи (это компиляция) логичнее идти путем от общего к частному. Другими словами, сначала говорим об Алхимии, потом о внутренней и внешней, а далее даем определение Великому Деланию. Поэтому продолжу с Алхимией. 2. Алхимия - это не высочайшая ступень символического мышления. Алхимия не наука. Алхимия - это, прежде всего, Исскуство. Затрудняюсь понять что такое "работать в системе четырех модусов первоматерии". Алхимия совсем не работает, работает алхимик. Как одна из дочерей древней Мудрости, Алхимия независима и полноценна сама по себе. Никакие системы ей не нужны, она есть, как правильно указано, "Цельная" по своей сути. 3. Здесь и далее идут попытки связывать китайскую систему и греческую. Конкретно здесь, - это параллель эфир - металл. Я двумя руками за синкретичность (ввиду того что Мудрость едина) и не абсолютизирую традиционализм. Но для того чтобы проводить такое объединение надо быть экспертом в обоих системах. Быть экспертом даже в одной системе невероятно сложно. Поэтому в данном случае, придерживание зап.европейской традиции (даже небольшой фанатизм в этом направлении) позволит избежать многих ошибок. Например, я, со своим скромным опытом, утверждаю что китайский металл - это совсем не греческий эфир. Хотя бы потому что греческий эфир - это квинтессенция, а китайский металл имеет конкретную причину - китайскую Землю (связь Мать-Сын). 4. Говоря о четырех стихиях и "трех философских элементах" (на самом деле принципах), следует упомянуть два начала (семени) и единый корень - всего десять. Таким образом указывая на идею тетраксиса. 5. Работа над "принципом >" есть нонсенс. Если бы дело обстояло так печально, то я бы полностью отказался от Алхимии. Алхимия всегда подразумевает работу по трансформации Свинца в Золото. 6. А посему, как внешняя так и внутренняя Алхимии работают над очищением или на лат. Purificatio (в том числе и путем многократных дистилляций). В этом и есть суть Opus Magnum. 7. Я заметил что статья построена по принципу перечисления основных понятий с их определениями, каждое из понятий выделяется жирным текстом и в скобках (или текстом) приводится латинское название. Замечательно! Почему бы не добавить что Великое Делание на лат. Opus Magnum ? 8. Определение Великому Деланию дано очень вольно. Если уж статья является компиляцией, то, по-моему, уместнее использовать определение какого-нибудь известного алхимика. Тем более что оно имеется в "шаговой доступности" на википедии. Элифас Леви: "Великое делание, прежде всего, создание человека им самим, то есть, полное и всеобщее раскрытие его способностей, власть над своей судьбой, и, в особенности, совершенное освобождение его воли.". 9. Далее, именно воздействия на процессы в микрокосмосе (и то не всякие) приводят к усовершенствованию человека (если уже говорить с точки зрения Алхимии, как искуства), а никак не наоборот. 10. Могу ошибаться, но высказывание Гермеса тут ни к селу ни к городу. Мировая субстанция и субстанция подлежащая внутренней Алхимии - разные вещи. Ну и в завершении первого поста - Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Share this post Link to post Share on other sites
alexsid 1 Posted June 11, 2014 Продолжим, Ртуть (Меркурий) — пассивное женское (инь) — представляет первую очистку и являет собой чувство, воображение.Сера выступает как активное мужское начало (аналогия ян в китайской алхимии) — более тонкая очистка: разум, интуиция.Первый агент представляет пассивный принцип, воплощающуюся энергию, о которой большинство не имеет представления, но в которой содержатся возможности для духовного роста. Если соединение активного и пассивного принципов происходит в «печи» глубокой медитации, то обнаруживается невозможность овладеть пассивным принципом через борьбу, в которой активный принцип привык добиваться того, что он хочет. Это приводит к темной ночи души, о которой говорят мистики, в ней пассивный и активный принципы кажутся уничтоженными и человек оказывается полностью брошенным. Из этого отчаяния возникает откровение о необходимости проявления принципа любви, а не силы, и за этим следует объединение двух принципов: красного короля и белой королевы, чье потомство рождается из воды и духа.Великое Делание, пли преображение — это киноварь — алхимический андрогин, гармоническое сочетание мужского и женского (инь и ян): «Тот, кому не удается «стать двумя в одном теле», станет двумя в одном духе» (де Оливье). Киноварь как форма соединения серы и ртути (синоним эликсира бессмертия) является знаком постижения закона вечных превращений, знаком единства и гармонии космических сил. Противоположным такому знанию является состояние забвения. 1. Опять наблюдаем смешение китайской и западноевропейской традиции. Опять сомнительные утверждения типа "женское - чувство, воображение" и "мужское - более тонкая очистка: разум, интуиция". Откуда это взято? Почему интуиция это мужское начало, почему она связывается/отождествляется с разумом? 2. Если уж продолжать разговор о принципах, то хорошо бы привести данные о Ртутно-Серной теории в алхимии (есть на Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.). 3. Далее, развивая ртутно-серную теорию можно и нужно говорить о киновари. Только киноварь - это символ элексира а не Великого Делания. Говоря о киновари, говорим и о минерале, и о веществе, включая два способа его получения: сухой и влажный. Опять же смотрим в Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.. Различалось два пути Делания Великого: первый — это путь короткий, сухой, мужской, левой руки, основанный на привлечении некоего огня; второй — это путь длинный, влажный, женский, правой руки, осуществляемый посредством множества дистилляций. 4. Первый раз слышу чтобы мужское было отождествленно с левой рукой, а женское с правой. Откуда это? Тем более что "путь левой руки" - это понятие с совершенно иным смыслом. Алхимия также известна как взаимодействие энергии Кундалини — символа женского аспекта, с высшей энергией, или мужским принципом. Через понимание работы мужского и женского принципов она связана с системой Таро. Трансмутация металлов должна быть завершена получением философского камня — в виде металлического порошка, камня или эликсира жизни. Получение эликсира бывает само по себе целью. Однако, камень, добываемый искателем, прежде всего обозначает глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип. 5. Алхимия и Кундалини и рядом не стояли, т.к. это два понятия из разных традиций. Тем более, что Кундалини не является энергией в современном смысле этого слова. Кундалини - это шакти - мощь, сила. В человеке - это есть способность. По преданиям, эта способность не развита и дремлет в виде змеи, свернувшейся на 3.5 оборота (или 3.5 = 0.5 * 7, 7 - полуоборотов) у основания позвоночника (что, безусловно, надо понимать символически). Хотя, без сомнения, Кундалини есть, как и любая шакти, женское начало и в индуистской иконографии она изображается как супруга божества. В западно-европейской традиции, кстати, имеет место быть такой же символизм (да и во всех мне известных традициях). Мужчина - активный принцип, разум, обладающий. Женщина (жена мужчины) - пассивный принцип, способность, принадлежащая. Итак, хотя алхимический процесс можно поставить в соответствие с обретением некой способности, символизированной Кундалини, но это уже переосмысление. Алхимия обладает универсальностью. Отсюда, как следствие, любое обретение желаемого может быть описано в терминах алхимического процесса. На этом, я, пожалуй, закончу комментирование. Share this post Link to post Share on other sites
VKvint 0 Posted April 2, 2016 В рамках основных мировых религий и вне оных существует множество школ, в которых изучается Великое Делание. Например, Исихазм, Суфизм, Даосизм, Кабала, Алхимия, Учение Толтеков и другие. Используется различная терминология для описания Делания, т.к. применяется символический язык, дабы отвратить от знаний недостойных и не посвящённых, суть же для взгляда пытливого исследователя просматривается одна... Выделяются основные стадии Великого Делания: Нигредо - здесь происходит растворение меркурия. Албедо - очищение материи от грязи и шлаков. Цитринитас - эту стадию принято не описывать и я не буду. Одно скажу,- что стадия сложная, но для упорного исследователя всё по плечу. Рубедо - сгущение материи до красноты маков. Я ещё опустил подготовительную стадию, которую обычно не сильно чётко описывают по понятным причинам, но должен сказать, что после некоторых вводных операций, необходимо научиться выявлять материю делания, т.к. именно с ней прийдётся работать дальше. На каждой стадии, включая подготовительную, есть свои хитрости, которые исследователю прийдётся разрешить, иначе он будет стоять на месте. Причём на каждой стадии эти сложные места разные... Но дело важное и благородное, поэтому я приветствую тех, кто выбрал для себя этот труд.! Share this post Link to post Share on other sites
VKvint 0 Posted April 2, 2016 Решил всё- таки добавить кое- что о подготовительной стадии. Выше на странице сайта упоминалось о трёх с половиной оборотах змеи Кундалини, а теперь сравните эту информацию со следующей: в Даосской внутренней алхимии считается, что правильное созерцание втечение трёх с половиной месяцев приводит к озарению Светом, или, говоря более западным языком, крещению Духом... Как производится "правильное" созерцание? Для этого в Алхимии есть слово зеркало... Есть ещё у Толтеков слова точка сборки. Ещё, если добавить сюда для полноты картины, молитву с сокрушением сердца, принятую в Христианстве, то... Однако, должен предупредить о технике безопасности: никаких визуализаций и задействования других четырёх органов чувств, т.к. это называется в Христианстве состоянием прелести, ведущей совершенно не туда куда надо! Share this post Link to post Share on other sites
VKvint 0 Posted April 2, 2016 В частности, в Алхимии известен более быстрый способ достижения озарения, но мастера умалчивают о нём и, зачастую, лишь спустя много времени, практик сам догадывается об этом способе. Share this post Link to post Share on other sites
alexsid 1 Posted April 2, 2016 В частности, в Алхимии известен более быстрый способ достижения озарения, но мастера умалчивают Если вас интересует озарение, то все проще простого. Узнали о чем-то, опробывали это на практике и получили искомое "озарение". В этом нет никакой тайны, и мастера ни о чем таком не умалчивают. Практическое закрепление теоретического материала - стандартная форма обучения в современной школе уже очень долгое время. Просто: 1. Знакомимся с непонятной теорией 2. Проясняем все неясное для постановки опытов 3. Выполняем эти опыты и наблюдаем результат. Share this post Link to post Share on other sites
VKvint 0 Posted April 3, 2016 Я говорю не об интеллектуальном озарении, а об озарении Духом. Это когда Свет нисходит на человека, при этом сам человек ощущает лёгкость и прозрачность. Share this post Link to post Share on other sites
alexsid 1 Posted April 3, 2016 Я говорю не об интеллектуальном озарении, а об озарении Духом. Это когда Свет нисходит на человека, при этом сам человек ощущает лёгкость и прозрачность. А что это такое озарение духом? Share this post Link to post Share on other sites
VKvint 0 Posted April 3, 2016 Просветление человека посредством стяжания Духа Святого. О чём говорят Кришна, Будда, Лао Цзы, Христос?.. Share this post Link to post Share on other sites
Edvards 3 Posted February 6, 2017 Красиво написано, но как всегда, обсуждение скатилось к перебиранию терминов и определений. Что касается описаний алхимическких стадий - за это отдельное спасибо! Я не силён в алхимии и мне было интересно узнать об этой теме. Особенно при более детальном рассмотрении духовной алхимии в реальной жизни даже на своём примере! Share this post Link to post Share on other sites
Baal Hiram 80 Posted August 8, 2019 В 03.04.2016 в 05:23, VKvint сказал: Я говорю не об интеллектуальном озарении, а об озарении Духом. Это когда Свет нисходит на человека, при этом сам человек ощущает лёгкость и прозрачность. Если в этом свете нет интеллекта, должно быть это какой-то глупый свет. Оглупляющий. Вообще все эти разговоры про то, что от интеллекта следует якобы отказываться - это либо попытка скрыть собственную глупость и необразованность, либо попытка манипулировать людьми, навязав им отказ от критического мышления. Совершенный должен быть совершенен во всем. В том числе и в интеллектуальном знании. Share this post Link to post Share on other sites