Тотошка 3 Posted October 3, 2022 (edited) Название темы странное понятно, сейчас поясню, о чем речь. В недавних материалах сайта О магизме — Жан-Мари Рагон Прочел упоминание Упомянутый перевод Вергилия скажем тут Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. *** Вспомнил, что читал в палийском каноне про "захватывает руками Солнце и Луну" – "Я, Кеваддха, возгласил о трех чудесах, сам испытав и осуществив их. Каковы же эти три вида чудес? Сверхъестественное чудо, чудо обнаружения и чудо наставления". 4. Каково же, Кеваддха, сверхъестественное чудо? Вот, Кеваддха, монах осуществляет различные виды сверхъестественных способностей – будучи одним, становится многочисленным; будучи многочисленным, становится одним; становится видимым для глаз, скрытым от глаз; беспрепятственно проходит через стену, через ограду, через гору, словно через воздух; опускается в землю и поднимается из нее, словно из воды; не погружаясь, идет по воде, словно по земле; сидя со скрещенными ногами, возносится в небо, словно крылатая птица; касается рукой и схватывает солнце и луну – эти столь великие, столь чудесные светила; своим телом он достигает даже мира Брахмы. И другой, благочестивый верующий, видит его, этого монаха, осуществляющего различные виды сверхъестественных способностей, – будучи одним становящегося многочисленным; будучи многочисленным, становящегося одним; становящегося видимым для глаз, скрытым от глаз; беспрепятственно проходящего через стену, через ограду, через гору, словно через воздух; опускающегося в землю и поднимающегося из нее, словно из воды; не погружаясь, идущего по воде, словно по земле; сидя со скрещенными ногами возносящегося в небо, словно крылатая птица; касающегося рукой и схватывающего солнце и луну – эти столь великие, столь чудесные светила; своим телом достигающего даже мира Брахмы. 5. И вот этот благочестивый верующий передает другому – не благочестивому и не верующему: "Как чудесна, почтенный, как необычайна, почтенный, великая сверхъестественная способность и великая власть отшельника. Ведь я видел монаха, осуществляющего различные виды сверхъестественных способностей, – будучи одним, становящегося многочисленным; будучи многочисленным, становящегося одним; становящегося видимым для глаз, скрытым от глаз; беспрепятственно проходящего через стену, через ограду, через гору, словно через воздух; опускающегося в землю и поднимающегося из нее, словно из воды; не погружаясь, идущего по воде, словно по земле; сидя со скрещенными ногами возносящегося в небо, словно крылатая птица; касающегося рукой и схватывающего солнце и луну – эти столь великие, столь чудесные светила; своим телом достигающего даже мира Брахмы". И тогда тот не благочестивый и не верующий может сказать этому благочестивому верующему так: "Есть, почтенный, знание, называющееся гандхарским. Благодаря ему этот монах и осуществляет различные виды сверхъестественных способностей – будучи одним, становится многочисленным; будучи многочисленным, становится одним; становится видимым для глаз, скрытым от глаз; беспрепятственно проходит через стену, через ограду, через гору, словно через воздух; опускается в землю и поднимается из нее, словно из воды; не погружаясь, идет по воде, словно по земле; сидя со скрещенными ногами, возносится в небо, словно крылатая птица; касается рукой и схватывает солнце и луну – эти столь великие, столь чудесные светила; своим телом он достигает даже мира Брахмы". Как же ты думаешь об этом, Кеваддха? Может ли тот не благочестивый и не верующий сказать так этому благочестивому верующему?" – "Может сказать, господин". – "Поэтому, Кеваддха, я и усматриваю зло в сверхъестественном чуде, опасаюсь, избегаю и стыжусь сверхъестественного чуда". Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Сам я очень давно предполагал, что возможно йоговские зрелищные чудеса - это как-то создаваемая совместная галлюцинация и йога и присутствующих, но это ни на чем не обоснованное предположение. Религиовед Сыркин пишет в недавнем издании (2020) что гандхарское знание - это какое-то фокусничество, но вероятно - он атеист и не может писать иначе... Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Первое из них связано со способностью стать невидимым, проникнуть через твердый предмет, вознестись в небо и т.п. — оно, однако, может быть приравнено к «гандхарскому» знанию, т.е. к чему-то близкому к фокусничеству (см. соотв. коммент.), и поэтому сам Будда опасается и избегает его (4—5). ... 5. ...знание... Гандхары (Gandhārī... vijjā). — Имеются в виду определенные иллюзионистские трюки (например, способность стать невидимым, ср. JF IV: 498 sq.), названные по имени области Gandhāra (р-н совр. Кандахара). Ср. PR: 244. Подобным сравнением это «сверхъестественное чудо», на которое способен Будда, низводится здесь до уровня недостойного фокусничества. *** Кто как думает, о чем тут речь? Мотив близок в Греции и Древней Индии. Или ни о чем, это "мифологическая плоскость в плохом смысле" - чистый вымысел? Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Edited October 3, 2022 by Тотошка Share this post Link to post Share on other sites