Jump to content
Sign in to follow this  
626

Фаустиана

Recommended Posts

Доктор Фауст - довольно любопытное явление и сам по себе и в связи со всем, что связано с этим именем в культуры Европы.

На тему всей этой Фаустианы во всех ее аспектах я и предлагаю поговорить.

Прототип всех фаустов литературы - вполне реальный человека. В принципе их могло быть и два. Хорошо зафиксирован в документах "Магистр Георгий Сабелликус, Фауст младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг,

хиромант, аэромант, пиромант и преуспевающий гидромант" который и является настоящим Фаустом, послужившим причиной шума. О втором прототипе позволяет говорить слово "младший", но о том, кто такой Фауст старший почти ничего не известно, ходят только слухи. Не ясно, имеет ли он вообще какое-либо отношение к магическим историям с доктором Фаустом.

О Фаусте писали многие люди, обличая его в шарлатанстве и насмехаясь над легковерными, которых он водил за нос. Среди этих людей не кто-нибудь, а Тритемий и Агриппа собственными персонами. Любопытны сведения Тритемия:

говорил в большом собрании, что ничего достойного удивления в чудесах Христовых нет и что он сам берется в любое время и сколько угодно раз совершить все то, что совершал Спаситель.

По мимо этого, возможно, в плане некоторых специфических предпочтений Фауст был похож на Сократа (но не в ином).

Однако мне кажется, что как минимум одно искуство было известно Фаусту в совершенстве. То, что теперь скромно именуют "гипнотизм", но на самом деле является чем-то большим, чем сохранение активности участка коры, при торможении большей ее части от монотонных впечатлений. То искуство, которое часто демонстрировали факиры в Индии, иногда цыгане на ярмарках, то, что открыли для себя Месмер и Мессинг.

Об этом свидетельствуют и документальные письменные источники, и первая художественная книга, написанная о Фаусте.

Речь о так называемом "Народном Фаусте", напечатанной впервые Иоганном Шписом в 1587 году.

Об этой любопытной книге можно поговорить для начала.

Книга, не смотря на некоторую литературную обработку, представляет собой более-менее точное собрание всех ходивших о Фаусте сплетен и слухов.

Собственно, серьезную литературную обработку мы видем только в начале книги. Там нам предлагается, среди прочего, довольно забавная демонологическая концепция. Книга пронизана духом карнавала, однако есть мнение, что она небесполезна для изучения оккультизма. Автором иногда полагают некого представителя лютеранского духовенство, который, не исключено, пользовался и некими серьезными оккультными трудами.

Демонология "Народного Фауста" представляет собой смешение древнегреческой и собственно христианской. Например выделяю 10 адов.

 

Над адом и над миром, до самого неба, есть десять правителей и княжеств, которые являются среди нас начальниками и самыми могучими, а именно:

1. Lacus mortis

2. Stagnum ignis

3. Terrа tenebrosa

4. Tartarus

5. Terra oblivionis

6. Gehenna.

7. Herebus.

8.Barathrum.

9. Styx.

10. Acheron.

Адом как бы правят четверо.

Из них четыре правителя облечены княжеской властью: это Люцифер на востоке, Вельзевул на севере, Велиал на юге и Астарот на западе. И это княжение пребудет до божьего суда.

Но назваются эти демоны Флегетон.

Вся демонология не так стройна, как хотелось бы. Позже появляется концепция одного главы - свергнутого Люцифера, а когда демоны приходят к Фаусту представится, то Люцифер далеко не на первых ролях. Заметьте однако, что это проблема не только "Народного Фауста", который ни на что особое не претендует, но и демонологии в целом.

Иногда в книге можно подозревать пародию на оккультную литературу, так в образах, которые представлял демон Фаусту перед тем как придти к нему домой в день подписания договора можно усмотреть пародию на алхимическое изложение Великого Делания. Только в конце появляется Черт, а не Камень. Много там и иного забавного.

Хотя оккультное значение книги минимально, ИМХО, книга интересна, во всяком случае, тем, что послужила основой для создания всех остальных литературных Фаустов, включая и творение Гете.

Вторая часть книги выглядит как сборник анекдотов, ходивших про Фауста на момент ее написания. Здесь много историй, подтверждающих предположение о уникальном гипнотическом таланте Фауста. Ряд историй воспроизводит те слухи, которые сообщает о современном ему Фаусте Агриппа. (Помимо этого во второй части книги много чистого фольклера, которым к тому времени оброс образ Фауста)

Таковы два первых этап (собственно Фауст и "Народный Фауст") "фаустовского" движения в европейской культуре.

Вершина его - разумеется Гете, который тоже не простой товарищ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, не знаю писал ли реальный Фауст гримуары, но в традиции оккультной литературы ему еще и "Черного ворона" приписывают.

Отсюда просьба - если есть на русского "Черного ворона" под рукой ссылка у кого - поделитесь, пожалуйста.

(А нет на русского - на какой есть)

Плиззззззз.

:D

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

Контакты

 

 

ПРАВА



При копировании любой информации с сайта Teurgia.Org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.

Powered by Invision Community

Поддержать

Портал Teurgia.Org осуществляет свою деятельность, помимо личных финансовых вложений администрации, благодаря поддержке читателей. Поддержите проект, чтобы он продолжал развиваться.

Мы в Facebook


  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Telegram
  • © Teurgia.Org 2009-2019. All rights reserved.

    Powered by Invision Community

    ×
    ×
    • Create New...