Jump to content
Baal Hiram

Крест, и его важность как основополагающего Символа

Recommended Posts

Продолжая тему значимости Креста,-

 

Слово на поклонение Кресту Иоанна Златоустого

( Цит. по : Творения Иоанна Златоустого архиеп. Константинопольского в рус. пер. В 12 т. Изд. Св. – Успенская Почаеская Лавра. 2005. – 996 с. Т.- 3 ):

«Христу надлежало быть распятым, потому что закон и пророки возвестили так; человечеству надлежало получить спасение через Христа. Христос входя в мир, глаголет: жертвы и приношения не восхотел еси , тело же совершил Ми еси; всесожжений и о гресе не благоволил еси. Тогда рех : се, иду ; в главизне книжной написано о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже ( Евр.10 : 5-7 ). Прежде всего Моисей говорит : вы увидите живот ваш висящь перед очима вашими, и не будете веры яти житию вашему ( Второз. 28 : 66 ). И Исаия : яко овча на заклание ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен ( Ис. 53 : 7 ). Также и Иеремия : приидите, и вложим древо во хлеб Его ( Иерем. 11 : 19 ). И : поставиша мзду Мою тридесят сребреник… ( Зах. 11 : 12 - 13 ). А что распятый Христос есть Бог, послушай Ездру, который говорит : благословен Господь, распростерший Свои руки и спасший Иерусалим перед очами нашими. И когда змеи умерщвляли народ, Моисей, по повелению Божию, повесив змия на древе, говорил : взирайте на него, и не умрете ( Числ. 21 ). И опять Иеремия, как бы от лица распявших Господа, говорит : приидите… истребим Его от земли живущих, и имя Его да не помянется к тому ( Иерем. 11 : 19 ). И в свою очередь, Христос устами того же пророка говорит : Аз же, яко агня незлобивое, ведомо на заколение ( там же ). А также затем и Давид, как бы от лица Христа говорит : ископаша руце Мои и нозе Мои, и разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий ( Пс. 21 : 17 – 19 ). И снова Исаия : прострох руце Мои весь день к людем непокаряющимся и противу глаголющим, иже не ходиша путем истинным, но в след грехов своих ( Ис. 15 : 2). А что Крест Христов и его образ досточтим и достопоклоняем, также и об этом учат пророки. Давид говорит : дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука ( Пс. 59 : 6 ). И опять : сотвори со мною знамение во благо и да видят ненавидящи имя и постыдятся ( Пс. 85 : 17 ). А устами пророка Иезикииля Бог говорит : даждь знамения на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониих. И идите, и изсеците, и не помилуйте. Старца и юношу, и жены и младенцев, питающихся матерним молоком, избивайте в потребление. А ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся ( Иезек. 9 : 4-6 ). И Соломон говорит : благословите древо, имже бывает правда ( Прем. Солом. 14 : 7 ). А Исаия говорит о том, от куда и какие были деревья, составлявшие Крест : кипарисом и певгом, и кедром вкупе прославиши место святое ( Ис. 60 : 13 ). Моисей же, бросив кусок дерева в Мерру, сделал горькие воды сладкими, прообразуя этим Крест Христов, усладивший мир, который был проникнут горечью демонов. И жезл Моисеев, разделивший скалу, прообразовал Крест Христов, разверзший человеческие сердца и вложивший в них благодать Святого Духа…

Крест Господень, действительно, блистательнее и великолепнее всякого царского венца. Но что я говорю : царского венца ? Он превосходит своим блеском даже самые солнечные лучи. В древнее время распятие было наказанием за порочную жизнь и безнравственные дела; теперь же Крест – символ божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которого невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собой и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов ни обедают, ни спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутренее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистой землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ Креста – двоякий : один из вещества : или золота, или из жемчуга, или из драгоценных камней, - он часто и похищается варварами или ворами; а другой – невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она - из веры, материал – из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение…

Прославляю Твое Господи, о мне таинство домостроительства ( икономии ), исполненое долготерпения и незлобия; поклоняюсь Честному и Животворящему Твоему Кресту, Господи; обнимаю страсти Твои, лобызаю гвозди и целую язвы на членах Твоего тела; чрезмерно радюсь трости, копию и губе; как царскую диадему, надеваю на себя венец из терния; как блестящими камнями, горжусь заплеваниями, и, как наиболее великолепным украшением, горжусь заушениями. Исповедую, что Ты – истинный Бог, один из лиц Святой Троицы…

О Знамении Креста из послания апостола Варнавы

( Цит. по : Писания мужей апостольских.- Изд. Совет РПЦ, 2008.- 672 с. – ( Творения святых отцов и учителей Церкви )) :

Итак, узнайте, чада, о всем обстоятельно. Авраам, который первый ввел обрезание, предвзирая духом Иисуса, обрезал дом свой, содержа в уме своем таинственный смысл ( догму ) трех букв. Писание говорит : обрезал Авраам из дома своего десять, и восемь, и триста мужей (Быт. 17 : 26-27 ; Быт. 14 : 14 ). Какое же ведение было дано ему в этом ? Узнайте сперва, что такое десять и восемь, и потом что такое триста. Десять и восемь выражаются : десять – буквою I йота, восемь – буквоюH ита; и вот начало имени Иисус. А так как Крест в образе буквы T тав должен был указывать на благодать искупления, то и сказано « и триста». Итак, в двух буквах открывается имя Иисус, а в одной третьей – Крест. Знает это Тот, Кто положил в нас постояный дар Своего учения! Никто не слышал от меня слова более совершенного; но я знаю, что вы достойны того.

Из беневентинских песнопений ( VII-XI вв.) Страстной Седмицы, - «Поклоняемся Кресту Твоему» антифонное пение на лат. и греч. языках со стихами Псалма 21 : 2-9. Хор «Органум» под управлением Марселя переса ( Франция ) :

 

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

И из песнопений Великой Пятницы ( антифон 15-й, утра ):

”Днесь висит на Древе, иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, иже ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеяй небо облаки; заушение прият, иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися жених церковный; копием прободеся Сын Девы. Поклоняемся Страстем Твоим Христе; покланяемся Страстем Твоим Христе; Поклоняемся Страстем Твоим Христе, покажи нам и славное Твое воскресение.”

 

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Share this post


Link to post
Share on other sites
спасибо ^_^ , но я вроде бы и так спокоен, тем более проявлять какую-то агрессию (если об этом речь) и в мыслях не было :)

 

у меня так:

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Как вы проверите, что это действительно центр? :)

 

Циркулем.)

Share this post


Link to post
Share on other sites
спасибо ^_^ , но я вроде бы и так спокоен, тем более проявлять какую-то агрессию (если об этом речь) и в мыслях не было :)

 

у меня так:

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Как вы проверите, что это действительно центр? :)

 

Циркулем.)

 

Прежде чем вы поймете, что в руках у вас циркуль, действительно рисующий окружности, вам придется проверить сам циркуль, начертив крест.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я так понимаю, что построение идет с помощью циркуля и линейки.

Если рассмотрим два утверждения вместе, то первое утверждение "нет периметра без центра" должно избавить нас от ситуации когда "имеем окружность, но не имеем центра". Поэтому смысла в построении креста нет.

Однако, если рассматривать оба утверждения по раздельности (что справедливо, тем более что написаны они раздельно), то второе утверждение будет совершенно верно, т.к. деление отрезка пополам (или же восстановление перпендикуляра) осуществляется построением креста.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Контакты

 

 

ПРАВА



При копировании любой информации с сайта Teurgia.Org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.

Powered by Invision Community

Поддержать

Портал Teurgia.Org осуществляет свою деятельность, помимо личных финансовых вложений администрации, благодаря поддержке читателей. Поддержите проект, чтобы он продолжал развиваться.

Мы в Facebook


  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Telegram
  • © Teurgia.Org 2009-2019. All rights reserved.

    Powered by Invision Community

    ×
    ×
    • Create New...