Sr. D.A. 1 Posted July 29, 2010 Предлагаю участникам форума обсудить Марсельское таро - самый древний из известных нам сегодня типов колод. Символический и образный ряд этих карт лег в основу большинства более поздних колод, и большая часть авторов 19-20 вв прямо или косвенно заимствовали идеи марсельского таро, в той или иной мере развивая и искажая их. Истории таро как явления посвящено множество трудов, поэтому хотелось бы остановиться именно на истории марсельской колоды. Невозможно точно сказать, когда именно появилось марсельское таро и кем оно было создано; но согласно результатам исследований Фреда Геттингса, которые изложены в его книге "Марсельское таро", в 15 веке колода уже имела хождение. В какой-то мере пролить свет эту колоду может история становления западноевропейской средневековой живописи в целом. Как известно, живоспись стала одним из главных видов искусств именно в эпоху средневековья. До 13 века господствующей была греческая изобразительная традиция, которая стремилась как можно более приблизиться к видению и пониманию духовного мира и с наибольшей выразительной силой показать его людям; изображения в духе этой традиции совершенно были лишены описательности, а внешняя привлекательность и достоверность изображаемого были второстепенной задачей. Но с 13 века в западной Европе начались перемены в жизни общества и появились новые технические приемы в живописи; дворцы и замки высшей знати украшались с невиданным ранее великолепием, бурно разрастались Париж, Прага, Лондон, города Италии и Фландрии. Все новых полотен - поначалу лишь на религиозные сюжеты - жаждали не только аристократы и служители церкви, но и зажиточные горожане. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Лучшие образцы книжного искусства, богато оформленные миниатюрами, предназначались для королей и князей и создавались не только в монастырях, но и профессиональными художниками, имевшими собственные мастерские. Бурному расцвету живописи в 15 веке, что привело к началу эпохи Возрождения, способствовало изобретение масляных красок, значительно превосходивших по яркости преобладавшую тогда в живописи темперу. И если писать темперой и создавать фрески надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать слой за слоем, добиваясь удивительных живописных эффектов. Но все же, не смотря на изменения в технике и стиле живописи, ее предназначение все так же оставалось прежним: запечатлить происходящее в мире духовном. Использование множества символов и аллегорий было необходимо именно по этой причине. И только в эпоху позднего Ренессанса форме стало придаваться большее значение, чем содержанию, что особенно характерно для итальянского Возрождения. Сюжеты карт марсельского таро, их цветовая гамма, композиция и символическая структура весьма характерны для средневековой живописи; персонажи даже одеты согласно средневековой итальянской моде. Это броская, красочная, описательная западноевропейская средневековая живопись. Она не содержит ярко выраженных элементов греческой изобразительной традиции (которая, как известно, в период своего становления вдохновлялась древнеегипетским искусством и именно из него почерпнула склонность к подчеркнуто безописательному, нереалистичному стилю), но ей присуща та самая духовная и философская наполненность, без которой средневековая живопись немыслима; и именно благодаря этому марсельское таро представляет такую ценность для всей западной оккультной традиции: оно было создано именно в ту эпоху, когда живопись в понимании художников предназначалась именно для того, чтобы посредством нее передавать некие духовные идеи. По этой же причине так завораживают современных людей произведения изобразительного искусства эпохи средневековья и раннего Возрождения, не смотря на то, что боьшинство современных людей не имеет ключей к пониманию скрытых в этих работах аллегорий и символов. Именно изучение характерного для средневековья изобразительного символизма может дать ключ к пониманию этой колоды. И весьма наивными мне представляются те исследователи, которые, поддавшись романтичным и весьма наивным представлениям о древнеегипетских тайнах, бытовавшим в 18-19 веке, ищут в картах таро подтверждений своим догадкам. Хотелось бы предложить посвятить эту тему подробному рассмотрению этой колоды и каждого Аркана в частности. Интересно было бы также проследить связь между философией марсельского таро и еврейским мистицизмом, и в частности обсудить вопрос правомерности проведения соответствий между Арканами этой колоды и буквами иврита. Share this post Link to post Share on other sites
Baal Hiram 80 Posted July 30, 2010 Хотелось бы предложить посвятить эту тему подробному рассмотрению этой колоды и каждого Аркана в частности.Интересно было бы также проследить связь между философией марсельского таро и еврейским мистицизмом, и в частности обсудить вопрос правомерности проведения соответствий между Арканами этой колоды и буквами иврита. Я думаю, это вполне правомерно. При условии же возникновения подробных обсуждений той, или иной карты - это можно будет вынести в отдельный топик. Однако, сразу хочу отметить, что символизм Марсельской Колоды ближе к Пифагорейской и иной Эллинистической, в том числе и числовой, и геометрической мистике, нежели к иудейской Каббале, в особенности в том ее виде, как она существует сейчас. Много иконографического и Христианского Символизма, но его надо рассматривать отдельно, для каждой карты индивидуально. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted August 2, 2010 Аркан I - Фокусник Рассмотрим первый из Старших Арканов Марсельского таро. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Молодой светловолосый юноша одет в пеструю, хаотично раскрашенную одежду, изображающую неуравновешенность, сумбурность составляющих его астральное тело флюидов, равно как и отсутствие некой внутренней оси, идеи, вокруг которой он строит жизнь, разброд в мыслях и отсутствие целостной картины мира. Он стоит перед столом на трех ножках (хотя судя по форме стола, ножки должно быть четыре), на котором разложены атрибуты фокусника, по-видимому, вытащенные из мешочка, лежащего здесь же. Это игральные кости, наперсток, монетки и нож. В руках он держит монетку покрупнее, на которую направляет палочку. В этих предметах мы можем увидеть как бы подобия четырех элементальных орудий, которые часто появляются на более поздних колодах (Вирт, Папюс, Уэйт), подобия лишь в той мере, в которой кружка для пива является весьма далеким подобием Потира; стоит подчеркнуть, что эти предметы _не являются_ магическими орудиями, и представлют собой лишь игрушки. Как в Природе сокрыты великие Арканы мудрости, так и в игрушках Фокусника сокрыты Оргудия Мага. "Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё Величество, в другой Свою Волю. Первая видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту его зданий, признал Божественное Всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга Священное писание. В ней показано Создателево Благоволение к нашему спасению." (М. Ломоносов) Но какой же путь необходимо пройти от простого наблюдения за природой до постижения ее тайн! Со второй книгой мы встретимся во Втором Старшем Аркане рассматриваемой колоды. Мы можем лишь предполагать, догадывается ли Фокусник о том, что скрывают в себе примитивные формы, которыми он забавляет зрителей, ведь ничего не указывает нам на то, что этот Фокусник имеет право называться Магом. Он скорее является подобием Мага в той же мере, в которой наперсток на его столе - подобием Водной Чаши. Отсюда и вытекает главный смысловой мотив аркана: человек, имеющий власть над вещами, но не понимающий ни природы этой власти, ни природы самих вещей. Фокусник стоит, повернув голову вправо (для зрителя - в лево), его взгляд задумчив, он как будто пытается ухватиться за какую-то мысль, все ускользающую от него. Это можно рассматривать как указание на то, что Фокусник все же задумывается о скрытых тайнах того мира, что его окружает. Отсюда вытекает дополнение к толкованию: профан, пригодный для посвящения. Его руки, повернутая голова и наклоненные бедра формируют свастику, закрученную против часовой стрелки, и одновременно первую букву еврейского алфавита - алеф: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Свастика указывает на цикличность природы, одно из главных ее свойств. Раскрытие символа цикличности мы увидим в Х Аркане. Фокусник находится во власти этого круговращения, он подвержен ему так же, как и все тленное и изменчивое в этом подлунном - материальном и астральном - мире. Палочка в его руке направлена на монетку, намекая на флюидическое воздействие. Возможно, наш герой обладает умением управлять токами астрального флюида? Голову Фокусника венчает шляпа, поля которой напоминают лемнискату - символ объединения Солнца и Луны, но голова его повернута в сторону, и он не смотрит на то, что делает. Таким образом, Первый Аркан открывает перед нами человека, владеющего неким мастерством, но мастерством весьма иллюзорным. Этот иллюзионист показывает нам собой любого человека, овладевшего профанной професией, совершенно не связанной с духовным миром. Ведь что есть материальные формы, бренные и переходящие, умирающие и рождающиеся вновь (на чем ставит акцент свастика), как не иллюзия - те самые тени из знаменитой пещеры Платона? Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. (Матф. 6:19-20) С другой стороны, этот же персонаж содержит в себе все задатки для того, чтобы стать Магом: познать Арканы, скрывающиеся в совершенно нелепых на вид игрушках (превратить их в Орудия Мага), подчинить свое умение управлять материальными и астральными формами Высшему (реализовать Лемнискату, превзойдя свастику). Фокусник - это Макрокосм, который содержит в себе все необходимое для того, чтобы привести себя в гармонию с Макрокосмом. С точки зрения обыденной - это человек, достигший мастерства в своем деле. С точки зрения духовной - это профан, которому лишь предстоит пройти посвящение, Ничто, которое имеет потенцию стать Всем. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted August 2, 2010 Хотелось бы добавить, что при всем уважении к Вирту, Папюсу, Уэйту и всем остальным, изобразившим на Первом Аркане не Фокусника, а Мага, я считаю, что они упустили значительную часть символизма карты. Этой заменой они уничтожили, во-первых, ту потенциальность развития, которую содержит образный ряд карты, а во-вторых, прекрасную иллюстрацию того, что власть над миром подлунным - иллюзорна и переходяща, она не значит ничего для мира духовного. При этом утерянную потенциальность приписывают Дураку, искажая тем самым и его значение. Share this post Link to post Share on other sites
dias144 4 Posted August 2, 2010 Аркан I - Фокусник Рассмотрим первый из Старших Арканов Марсельского таро. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Молодой светловолосый юноша одет в пеструю, хаотично раскрашенную одежду, изображающую неуравновешенность, сумбурность составляющих его астральное тело флюидов, равно как и отсутствие некой внутренней оси, идеи, вокруг которой он строит жизнь, разброд в мыслях и отсутствие целостной картины мира. Доброго времени суток. Я позволю себе не согласится с вами по поводу хаотичности и сумбурности Фокусника. На мой взгляд цвета его одежды очень даже упорядочены и глубоко символичны. Посудите сами - очевидно преобладание синего цвета на левой стороне тела, а красного - на правой, что можно соотнести с Водной и Огненной стихиями. Теперь обратим внимание на верх шляпы - он желтого цвета - Воздух. А если учесть что в нижней части находится прямоугольный стол (Земля), да еще с подобием символов четырех стихий на нем, то мы увидим в Фокуснике аналог Сокровища Адептов З.З., с основным набором цветовых и символических соответствий. стоит подчеркнуть, что эти предметы _не являются_ магическими орудиями, и представлют собой лишь игрушки. Да, это не похоже на элементальные орудия, и в этом, как вы правильно отметили, есть свой символизм, но это и не "игрушки" (ИМХО), а предметы которыми Фокусник мастерски манипулирует, а поскольку символизм этих предметов (и символизм одеяния Фокусника) исчерпывающе описывает видимые проявления мира, то в этом можно усмотреть указание на контроль над окружающей действительностью и способность управлять ею. Это же заставляет заподозрить в Фокуснике - материалиста, уверенного в своих знаниях и мастерстве, и не видящего (пока) проявлений Божьей воли в Мире, т.е. как вы метко заметили - профан. Кстати, это же может подтверждать и скрытая в изображении свастика (я ее раньше там не видел, спасибо). Т.е. Фокусник постиг тайны круговорота стихий и владеет секретом их превращений, как бы подтверждение овладения им Природным циклом. Его руки, повернутая голова и наклоненные бедра формируют свастику, закрученную против часовой стрелки, и одновременно первую букву еврейского алфавита - алеф: Если смотреть на картинку прямо, то свастика будет закручиваться по часовой стрелке, что тоже символично - до обратной свастики наш Фокусник еще не дорос :) . Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Свастика указывает на цикличность природы, одно из главных ее свойств. Вот, вот. И он этими циклами, на уровне Природы - владеет. Таким образом, Первый Аркан открывает перед нами человека, владеющего неким мастерством, но мастерством весьма иллюзорным.Все таки вполне конкретным мастерством, и весьма действенным в материальном плане.. Но... без сакрального наполнения, не одухотворенным, что ли. Это гипнотизер-магнетизер-астролетчик, но не Посвященный. Так же, наверное, можно рассматривать как владение сидхами но не Путем. Фокусник - это Микрокосм, который содержит в себе все необходимое для того, чтобы привести себя в гармонию с Макрокосмом. С точки зрения обыденной - это человек, достигший мастерства в своем деле. С точки зрения духовной - это профан, которому лишь предстоит пройти посвящение, Ничто, которое имеет потенцию стать Всем. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. В точку. Я бы сказал что ему не Учитель нужен, он и так все умеет. Ему Посвятитель нужен, чтоб глаза открыл Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted August 3, 2010 Доброго времени суток. Я позволю себе не согласится с вами по поводу хаотичности и сумбурности Фокусника. На мой взгляд цвета его одежды очень даже упорядочены и глубоко символичны. Посудите сами - очевидно преобладание синего цвета на левой стороне тела, а красного - на правой, что можно соотнести с Водной и Огненной стихиями. Теперь обратим внимание на верх шляпы - он желтого цвета - Воздух. А если учесть что в нижней части находится прямоугольный стол (Земля), да еще с подобием символов четырех стихий на нем, то мы увидим в Фокуснике аналог Сокровища Адептов З.З., с основным набором цветовых и символических соответствий. И Вам доброго :) Единственная закономерность, которую мы можем усмотреть в его одежде - это то, что цвета чередуются в шахматном порядке. Где же синий преобладает? Синий-красный-синий-красный на левой стороне, красный-синий-красный-синий на правой (сверху вниз). Аналогично рукава. Возможно, в этом чередовании можно найти какой-то подтекст, но мне оно кажется просто смесью всего со всем. Желтый - цвет материальности (обратите внимание - на всех картах, на которых изображена земля, она желтого цвета (кроме XIII). Не стоит путать с цветовыми соотвтетствиями ЗЗ, намного более поздними. Кстати, это же может подтверждать и скрытая в изображении свастика (я ее раньше там не видел, спасибо). Т.е. Фокусник постиг тайны круговорота стихий и владеет секретом их превращений, как бы подтверждение овладения им Природным циклом. Природный цикл завершается лишь познанием Смерти с последующим Возрождением. Владеть цикличностью означает выйти за ее пределы. Пока человек не выйдет за пределы круговорота рождение-жизнь-смерть-рождение-жизнь-смерть-..., он не овладеет этим круговоротом. но это и не "игрушки" (ИМХО), а предметы которыми Фокусник мастерски манипулирует, а поскольку символизм этих предметов (и символизм одеяния Фокусника) исчерпывающе описывает видимые проявления мира, то в этом можно усмотреть указание на контроль над окружающей действительностью и способность управлять ею. Ну так он мастерски владеет игрушками :) что есть материальные формы, как не игрушки и иллюзии, изменчивые тени? Контроль над материальными формами без их одухотворения, бессмысленный и бесперспективный с духовной точки зрения. Лепить горшки из глины, писать статьи в газету - тоже контроль над материальными и астральными формами. Но только без Духа это все так и остается просто пустыми, изменчивыми и переходящими формами подлунного мира. до обратной свастики наш Фокусник еще не дорос обратная, деструктивная свастика есть на карте Дурак. Share this post Link to post Share on other sites
dias144 4 Posted August 4, 2010 Доброго времени суток. Я позволю себе не согласится с вами по поводу хаотичности и сумбурности Фокусника. На мой взгляд цвета его одежды очень даже упорядочены и глубоко символичны. Посудите сами - очевидно преобладание синего цвета на левой стороне тела, а красного - на правой, что можно соотнести с Водной и Огненной стихиями. Теперь обратим внимание на верх шляпы - он желтого цвета - Воздух. А если учесть что в нижней части находится прямоугольный стол (Земля), да еще с подобием символов четырех стихий на нем, то мы увидим в Фокуснике аналог Сокровища Адептов З.З., с основным набором цветовых и символических соответствий. И Вам доброго :) Единственная закономерность, которую мы можем усмотреть в его одежде - это то, что цвета чередуются в шахматном порядке. Где же синий преобладает? Синий-красный-синий-красный на левой стороне, красный-синий-красный-синий на правой (сверху вниз). Аналогично рукава. Возможно, в этом чередовании можно найти какой-то подтекст, но мне оно кажется просто смесью всего со всем. Желтый - цвет материальности (обратите внимание - на всех картах, на которых изображена земля, она желтого цвета (кроме XIII). Не стоит путать с цветовыми соотвтетствиями ЗЗ, намного более поздними. При сравнении Фокусника с Сокровищем Адептов я исхожу из расположения цветов в, так сказать - "стратегических местах", т.е. руки и грудь - горизонтальная перекладина креста. Но даже чередование в обычном шахматном порядке, врядли можно рассматривать как хаотичное (ИМХО). По поводу желтого цвета. Избранный вами в качестве примера для обсуждения вариант колоды Марсельского Таро, вообще, как бы, принципиально трех цветный. За небольшими исключениями это Красный, Синий, Желтый - основные спектрообразующие цвета. В других вариантах этой колоды, особенно более старых, цветовая палитра несколько другая. Но раз выбрали этот, то на нем и "тренируемся" :) .Желтым цветом в этой разновидности колоды окрашены не только земля, но и части одежды некоторых персонажей, так же короны и тиары, и даже волосы Ангела на Арканах Влюбленные и Суд, да и пламя вырывающееся из Башни - желто-красное. Поскольку колода трех цветная, то выбор для окраски земли под символическими персонажами, невелик :D . На мой взгляд, очень информативно и перспективно в плане символического осмысления Арканов, это исследование сотношения и взаиморасположения трех цветов на самих Фигурах (за редким исключением). Например - какой цвет справа, а какой - слева; какой снаружи, а какой внутри; какой сверху, а какой снизу; какой преобладает; как именно чередуются; как сбалансированны. Предположение что Красный цвет будет символизировать активную силу, а Синий - пассивную, думаю, не вызовет возражений. Теперь нужно исследовать символизм Желтого цвета в этой колоде. Напрашивается мнение что Желтый будет обозначать некую нейтральную или уравновешивающую среду, по отношению к двум основным силам. Ключ, на мой взгляд, находится на рукавах Фокусника. Обратите внимание - Желтый, находится между Красным и Синим. Теперь вспомним Сефер Йецира - "Огонь наверху, Вода внизу, Воздух - Дух, склоняющийся между ними". Теперь - интересный момент: если бы наш Фокусник, был Посвященным, и держал руки правильно, т.е. правая вверху, а левая внизу, в жесте SOLVE et COAGULA, то расположение материнских стихий точно соответствовало бы порядку указанному в Сефер Йецира, и кстати свастика бы крутилась в другую сторону. Что же до более поздних цветовых соответствий Золотой Зари, то у меня есть возражение двоякой направленности. Во-первых, ну не из пальца же они высосали свои цветовые схемы? Наверное же существовала какая-то более древняя традиция. Во-вторых, все таки цветовые решения вбранного вами для обсуждения варианта колоды Марсельского Таро, мне кажутся более свежими, чем другие варианты которые можно найти в сети (не знаю как вставить ссылку, так что или гуглите сами, или верьте на слово :) ), и вполне могли быть созданы, так сказать, "по мотивам". Ну а насчет хаотичности в цветах одаяния, то Фокусник, скорее, пестрый, но не хаотичный, и его пестрота сбалансирована (шахматный порядок), в отличии от действительно хаотичной и не уравновешенной пестроты Дурака. Кстати, это же может подтверждать и скрытая в изображении свастика (я ее раньше там не видел, спасибо). Т.е. Фокусник постиг тайны круговорота стихий и владеет секретом их превращений, как бы подтверждение овладения им Природным циклом. Природный цикл завершается лишь познанием Смерти с последующим Возрождением. Владеть цикличностью означает выйти за ее пределы. Пока человек не выйдет за пределы круговорота рождение-жизнь-смерть-рождение-жизнь-смерть-..., он не овладеет этим круговоротом. но это и не "игрушки" (ИМХО), а предметы которыми Фокусник мастерски манипулирует, а поскольку символизм этих предметов (и символизм одеяния Фокусника) исчерпывающе описывает видимые проявления мира, то в этом можно усмотреть указание на контроль над окружающей действительностью и способность управлять ею. Ну так он мастерски владеет игрушками :) что есть материальные формы, как не игрушки и иллюзии, изменчивые тени? Контроль над материальными формами без их одухотворения, бессмысленный и бесперспективный с духовной точки зрения. Лепить горшки из глины, писать статьи в газету - тоже контроль над материальными и астральными формами. Но только без Духа это все так и остается просто пустыми, изменчивыми и переходящими формами подлунного мира. Нет возражений. Точно подмечено. И именно это характеризует Фокусника Марсельской колоды, остальное - это уточняющая символическая нагрузка разночтение которой не влияет принципиально на ключевой смысл Аркана. до обратной свастики наш Фокусник еще не дорос обратная, деструктивная свастика есть на карте Дурак. Ну, обратная свастика не обязательно деструктивна. Она, например, может символизировать возвращение к Истоку, которое обратно разворачивающемуся Творению B) . И мне кажется, что для того чтобы увидеть свастику в изображении Дурака, нужно обладать более развитым воображением, чем в случае Фокусника :D . Вообще, справедливости ради, должен отметить, что я не сторонник перенагрузки Арканов Таро второстепенным символизмом, и поиска скрытого смысла в каждом оттенке, орнаменте, положении конечностей и дополнительных фигурах присутствующих на основном изображении в многочисленных авторских интерпретациях, но это - строго ИМХО. Хотя в качестве "эзотерической гимнастики для ума и интуиции" очень даже ничего. Марсельская колода мне как раз и нравится своим минимализмом и простотой, где основной символ не затушевывается второстепенными, и не теряется среди них. Ну и так же - своим почтенным возрастом, не изменившемися во времени изображениями и, что лично для меня немаловажно - не привязанностью к сомнительным соответствиям буквам еврейского алфавита и путям Древа Жизни, навязанным современному оккультному сообществу авторитетом Магов Золотой Зари. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted August 9, 2010 При сравнении Фокусника с Сокровищем Адептов я исхожу из расположения цветов в, так сказать - "стратегических местах", т.е. руки и грудь - горизонтальная перекладина креста. Но даже чередование в обычном шахматном порядке, врядли можно рассматривать как хаотичное (ИМХО). По поводу желтого цвета. Избранный вами в качестве примера для обсуждения вариант колоды Марсельского Таро, вообще, как бы, принципиально трех цветный. За небольшими исключениями это Красный, Синий, Желтый - основные спектрообразующие цвета. В других вариантах этой колоды, особенно более старых, цветовая палитра несколько другая. Но раз выбрали этот, то на нем и "тренируемся" :) .Желтым цветом в этой разновидности колоды окрашены не только земля, но и части одежды некоторых персонажей, так же короны и тиары, и даже волосы Ангела на Арканах Влюбленные и Суд, да и пламя вырывающееся из Башни - желто-красное. Поскольку колода трех цветная, то выбор для окраски земли под символическими персонажами, невелик :D . На мой взгляд, очень информативно и перспективно в плане символического осмысления Арканов, это исследование сотношения и взаиморасположения трех цветов на самих Фигурах (за редким исключением). Например - какой цвет справа, а какой - слева; какой снаружи, а какой внутри; какой сверху, а какой снизу; какой преобладает; как именно чередуются; как сбалансированны. Предположение что Красный цвет будет символизировать активную силу, а Синий - пассивную, думаю, не вызовет возражений. Теперь нужно исследовать символизм Желтого цвета в этой колоде. Напрашивается мнение что Желтый будет обозначать некую нейтральную или уравновешивающую среду, по отношению к двум основным силам. Ключ, на мой взгляд, находится на рукавах Фокусника. Обратите внимание - Желтый, находится между Красным и Синим. Теперь вспомним Сефер Йецира - "Огонь наверху, Вода внизу, Воздух - Дух, склоняющийся между ними". Теперь - интересный момент: если бы наш Фокусник, был Посвященным, и держал руки правильно, т.е. правая вверху, а левая внизу, в жесте SOLVE et COAGULA, то расположение материнских стихий точно соответствовало бы порядку указанному в Сефер Йецира, и кстати свастика бы крутилась в другую сторону. Что же до более поздних цветовых соответствий Золотой Зари, то у меня есть возражение двоякой направленности. Во-первых, ну не из пальца же они высосали свои цветовые схемы? Наверное же существовала какая-то более древняя традиция. Во-вторых, все таки цветовые решения вбранного вами для обсуждения варианта колоды Марсельского Таро, мне кажутся более свежими, чем другие варианты которые можно найти в сети (не знаю как вставить ссылку, так что или гуглите сами, или верьте на слово :) ), и вполне могли быть созданы, так сказать, "по мотивам". Ну а насчет хаотичности в цветах одаяния, то Фокусник, скорее, пестрый, но не хаотичный, и его пестрота сбалансирована (шахматный порядок), в отличии от действительно хаотичной и не уравновешенной пестроты Дурака. Действительно, окраска одежды скорее пестрая, а не хаотичная. Вообще, анализировать окраску довольно сложно, я это делаю скорее интуитивно, а не рационально. Нельзя сказать, что в оформлении колоды использовано только 3 цвета: даже на одной этой карте стол и земля окрашены в разные оттенки желтого (стол даже можно назвать светло-коричневым), а шляпа частично зеленая. Карта, приведенная мною в качестве примера, из колоды Гримо (основанная на варианте Николя Конвера), а ее сложно назвать новоделом. В колоде Ло Скарабео земля зеленого цвета, и тут действительно можно расценивать желтый как цвет воздуха, или духа, или солнца: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Не знаю, справедливы ли претензии Ходоровски на то, что он "восстановил изначальный вид карт", проанализировав при помощи компьютера все доступные варианты Марсельского Таро и печатные доски, принадлежавшие еще Конверу. Вот что у него получилось: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Мне лично больше нравятся менее разноцветные варианты :) Пересмотрев еще раз разные колоды, пришла к выводу, что цветовой символизм все же второстепенен, хотя он и расставляет некоторые весьма интересные акценты. UPD: есть еще варианты с фоном разного цвета (стандартно используется белый). Например (судя по всему, это обновленная колода конверовского типа): Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. UPD №2: Процитирую весьма интересные сведения из книги Ли Бурстена-Клода Бурделя, посвященной марсельскому таро: "В светском искусстве этого периода [раннее Возрождение] встречаются многочисленные изображения уличных торговцев и актеров, развлекающих толпу, представляющихся врачами или дантистами, рядом с которыми установлены столы с инструментами и атрибутами. Фокусник - неоднозначная, "подрывная" фигура … Помимо того, что ему приписывалась безнравственность, он имел репутацию мошенника, того, кто, как говорят, "заплатит вам вашими же деньгами". С другой стороны, возможно, некоторые завидовали его ловкости рук, хитрости и быстроте мышления". Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted August 9, 2010 Аркан II - Папесса Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. На этом Аркане изображена сидящая женщина, которая держит на коленях отрытую книгу, облаченная в традиционный головной убор Папы Римского: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вполне логично рассматривать Папессу как аллегорическое изображение Церкви, на что нам указывает и книга (при таком толковании она будет пониматься как Писание), и папская тиара. Обратите внимание, что книга открыта. Папесса держит, не скрывая, знания, а в те времена все образование было сосредоточено вокруг института церкви. Многие авторы более поздних колод изображали ее закрытой, или даже частично спрятанной под складками одежды Папессы, искажая таким образом изначальный символизм. Есть еще одна интересная идея, высказанная в книге Ли Бурстена-Клода Бурделя, посвященной марсельскому таро. Автор утверждает, что существуют примеры изображения языческих жриц в виде Римского Папы-женщины, что для итальянца 15 века было совоременным ему эквивалентом (но самих примеров таких изображений, к сожалению, не приводит). Действительно, многие интерпретаторы при виде тиары сразу же проводят параллель с легендой о Папессе Иоанне - женщине, обманом якобы занимавшей папское кресло. Но стоит напомнить и без того всем известный факт, что для искусства средневековья и возрождения было типично изображать самых разных легендарных и исторических персонажей в одежде характерной для времени, когда изображение создавалось, независимо от эпохи, в которой персонажи жили (или якобы жили): вспомните хотя бы многочисленных мадонн, которых художники изображали согласно современной моде, вплоть до отсутствия бровей и ресниц. Таким образом, есть основания предположить, что на этом Аркане изображена Жрица, но какая? И что за книгу она держит? Складки драпировки за ее спиной напоминают по форме полумесяц, направленный рогами вверх, а некоторые интерпретаторы видят в этой форме рога, которые в 19 веке считались атрибутом Исиды (на самом деле солнечный диск, обрамленный рогами коровы - традиционный головной убор Хатхор, и лишь когда культы богинь начали переплетаться в эпоху Нового царства, образы начали смешиваться). Изида, и отождествляемая с Деметрой, считалась хранительницей тайн природы; вероятно, поэтому Папесса и трансформировалась в рогатую Верховную Жрицу. Обратите также внимание, что на Втором Аркане марсельского таро нет колонн. Этот важный символ появляется только на карте Папа. Толковательные значения: церковь, религия, знание (не смешивать с гнозисом), летопись. Share this post Link to post Share on other sites
dias144 4 Posted August 10, 2010 Вообще, анализировать окраску довольно сложно, я это делаю скорее интуитивно, а не рационально. Цветовая символика в Таро может быть довольно информативной, если правильно понимать в каком именно ключе она использовалась. Но вот с этим то , как раз и проблемма, согласен. И связана, в основном, эта проблемма с восприятием цветового символизма авторами колод, а так же и со степенью ихнего понимания (вплоть до полного отсутствия такового). Так что зачастую приходится искать "черную кошку в темной комнате..." И тут уж, без интуиции - никак, да. Та традиция использования цвета, которая существует, например, в иконописи, в Таро не сохранилась :) , а жаль. Нельзя сказать, что в оформлении колоды использовано только 3 цвета: даже на одной этой карте стол и земля окрашены в разные оттенки желтого (стол даже можно назвать светло-коричневым), а шляпа частично зеленая. То что только 3 цвета использованы, сказать, пожалуй, нельзя. А вот то что в основном 3 - можно. Если согласится с тем что в выбранной колоде цвет имеет значение, то база явно трех колерная, особенно в оформлении фигур. Что же касается желтого и зеленого, то это близкие цвета, вроде бы их русские названия даже выводятся из одного корня, но это - несущественные детали. Карта, приведенная мною в качестве примера, из колоды Гримо (основанная на варианте Николя Конвера), а ее сложно назвать новоделом. Колоду Конвера, конечно же, новоделом назвать нельзя. Однако в оригинальной конверовской колоде 1760-ого года, все же несколько иная палитра. Кроме иного расположения основных цветов, там еще и обилие черного. Ну и не смотря на почтенный возраст, она не самая старая из известных. Например колоду Нобле относят в район 1650-ого года, колода Додаля датируется 1701-м годом, ну и это, вобщем не полный список более старых колод Марсельского "семейства". Приведенный, в качестве примера вариант, скорее всего является более поздней редакторской цветовой интерпритацией конверовского исходника (контуры фигур совпадают), но на мой взгляд - весьма удачной. Мне лично больше нравятся менее разноцветные варианты :) +1 :) Пересмотрев еще раз разные колоды, пришла к выводу, что цветовой символизм все же второстепенен, хотя он и расставляет некоторые весьма интересные акценты. По сравнению с основным сюжетом, конечно, второстепенен, согласен. UPD №2: Процитирую весьма интересные сведения из книги Ли Бурстена-Клода Бурделя, посвященной марсельскому таро:"В светском искусстве этого периода [раннее Возрождение] встречаются многочисленные изображения уличных торговцев и актеров, развлекающих толпу, представляющихся врачами или дантистами, рядом с которыми установлены столы с инструментами и атрибутами. Фокусник - неоднозначная, "подрывная" фигура … Помимо того, что ему приписывалась безнравственность, он имел репутацию мошенника, того, кто, как говорят, "заплатит вам вашими же деньгами". С другой стороны, возможно, некоторые завидовали его ловкости рук, хитрости и быстроте мышления". Книгу эту, к сожалению, не читал. Если есть в сети русский перевод, дайте ссылку, пожалуйста. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted August 10, 2010 То что только 3 цвета использованы, сказать, пожалуй, нельзя. А вот то что в основном 3 - можно. Если согласится с тем что в выбранной колоде цвет имеет значение, то база явно трех колерная, особенно в оформлении фигур. Что же касается желтого и зеленого, то это близкие цвета, вроде бы их русские названия даже выводятся из одного корня, но это - несущественные детали.Карта, приведенная мною в качестве примера, из колоды Гримо (основанная на варианте Николя Конвера), а ее сложно назвать новоделом. Колоду Конвера, конечно же, новоделом назвать нельзя. Однако в оригинальной конверовской колоде 1760-ого года, все же несколько иная палитра. Кроме иного расположения основных цветов, там еще и обилие черного. Ну и не смотря на почтенный возраст, она не самая старая из известных. Например колоду Нобле относят в район 1650-ого года, колода Додаля датируется 1701-м годом, ну и это, вобщем не полный список более старых колод Марсельского "семейства". Приведенный, в качестве примера вариант, скорее всего является более поздней редакторской цветовой интерпритацией конверовского исходника (контуры фигур совпадают), но на мой взгляд - весьма удачной. Если интересно, то вот тут есть факсимиле и реконструкции самых старых таро марсельского типа: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. UPD №2: Процитирую весьма интересные сведения из книги Ли Бурстена-Клода Бурделя, посвященной марсельскому таро:"В светском искусстве этого периода [раннее Возрождение] встречаются многочисленные изображения уличных торговцев и актеров, развлекающих толпу, представляющихся врачами или дантистами, рядом с которыми установлены столы с инструментами и атрибутами. Фокусник - неоднозначная, "подрывная" фигура … Помимо того, что ему приписывалась безнравственность, он имел репутацию мошенника, того, кто, как говорят, "заплатит вам вашими же деньгами". С другой стороны, возможно, некоторые завидовали его ловкости рук, хитрости и быстроте мышления". Книгу эту, к сожалению, не читал. Если есть в сети русский перевод, дайте ссылку, пожалуйста. Это даже не книга, а скорее книжечка. У меня в бумажном варианте. Не смотря на небольшой объем, содержит много интересных идей. Если найдете - почитайте, не пожалеете. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted August 26, 2010 В Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. высказывается мнение, что папесса - распространенный образ Нового завета и добродетели Веры в искусстве итаьянского Возрождения. В подтверждение автор приводит следующие изображения:Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Для более подробного рассмотрения этой аллегории была открыта новая тема: http://forum.teurgia.org/index.php?showtop...entry5470 Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted October 9, 2010 Императрица Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. На карте Императрица изображена белокурая женщина, сидящая на троне, держащая в руках скипетр, увенчанный державой, и щит с гербом; голова ее, увенчанная короной, повернута вправо (по отношению к нам). Держава — символ государственной власти монарха, представлявшая собой золотой шар с короной или крестом. В русской христианской традиции символизирует Царство Небесное и, нередко, в средневековой живописи и иконописи Иисуса Христа или Бога Отца было принято изображать с державой. Интересным является совмещение скипетра с державой. Мне, к сожалению, не удалось найти примеры подобного совмещения в регалиях, поэтому вопрос его происхождения остается открытым. Гербовый щит с черным одноглавым орлом на желтом фоне (изменения цветов появляются поздних колодах, т. е, не ранее 18 в) является самым распространенным геральдическим символом Германии и Пруссии (Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.). Черный орел на желтом поле - это также имперский герб Священной Римской Империи до 1410 года (после его сменил двуглавый черный орел). Герб императора Священной Римской империи Рудольфа I Габсбурга (1273—1291), современная прорисовка: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Карл Великий (Дюрер): Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Карты игры "Hofдmterspiel", где обыгрывалась политическая ситуация центральной Европы середины 15 века, где мастями являлись гербы четырех королевств (Франции, Германии, Богемии и Венгрии); одноглавый орел означает regnum teutonicum, Германское королевство: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Герб Тевтонского Ордена: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Не знаю, есть ли смысл пытаться идентифицировать корону. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. есть чудесная подборка европейских монархических корон, если кому интересно. В целом, Императрица символизирует не женщину-правителя, но саму Империю. Согласно традиции изображения аллегорий, мужчина чаще всего означает конкретного человека, тогда как женщина с атрибутами этого человека означает то, чем он владеет или обладает. Так, Самсон изображается с покоренным львом, или шкурой льва, или в процессе разрывания льву пасти, а также со сломанной колонной; но если вы видите женщину с покоренным львом и сломанной колонной - то это аллегория Силы. Таким образом, Императрица может обозначать Империю, а в современном контексте - общество, светскаую власть и нечто, подчиненное светской власти (тогда как обладателем светской власти является, конечно, Император). Интересно также, кольцо как регалия (на картах его нет, но оно есть у реальных правителей Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. ) символизирует "брак" короля/императора с его королевством/империей. Почему-то Императрице часто ставят в соответствие природу и плодовитость. Не знаю, откуда из изображения на карте можно было выудить такие соответствия. Также Императрица в раскладе может означать вопрошающего как члена социума, человека, зависящего от общественного мнения и общественных законов. Share this post Link to post Share on other sites
dias144 4 Posted October 9, 2010 Sr. D.A. В целом, Императрица символизирует не женщину-правителя, но саму Империю. Согласно традиции изображения аллегорий, мужчина чаще всего означает конкретного человекаКстати, очень здравая мысль. Мне тоже приходило в голову, что женские фигуры могут обозначать некую значимую идею, а мужские - конкретные воплощения этих идей. Например Жрица (Папесса) - Религия, учение, а Жрец (Папа) - церковный иерарх, наставник в этом учении; Императрица - Власть , а Император - тот в ком эта власть воплощается, ее носитель. В этом плане полезно и символично было бы "одеть" женские фигуры во внешние одеяния синего цвета (синий как цвет идеального, абстрактного) а под ними красные одежды (возможность идеи проявится через ее конкретного носителя), а мужские фигуры - наоборот. Почему-то Императрице часто ставят в соответствие природу и плодовитость. Не знаю, откуда из изображения на карте можно было выудить такие соответствия. Возможно потому что Божественная власть воплощена в Любви, а власть проявленного мира, Природы, воплощена в Эросе. Это логично, если распространить символизм Императрицы из социальной сферы на проявленный мир вообще. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted October 10, 2010 Это логично, если распространить символизм Императрицы из социальной сферы на проявленный мир вообще. Весьма здравая мысль. Хотя, сводить все взаимодействия между людьми и в природе к эросу - это довольно радикально, но суть ясна. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted October 10, 2010 Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. В висконти-сфорца, кстати, такой же гербовый щит с орлом на Императоре и Императрице. То есть, это было просто стандартное изображение императора - вотс таким вот гербом. Вот только непонятно, что это за гибрид скипетра с державой на марсельской карте. Share this post Link to post Share on other sites
dias144 4 Posted October 11, 2010 Sr. D.A. Вот только непонятно, что это за гибрид скипетра с державой на марсельской карте. Да действительно, странная конструкция. Ничего подобного раньше не встречал. А насчет Эроса, то я бы не воспринимал его исключительно в чувственном плане. Это действительно, как Вы выразились, несколько радикально :) , и даже можно сказать, заезжено. Если рассматривать Эрос на уровне всей природы, а не только размножающейся ее части, то его можно определить как некую непреодолимую силу выраженную в первую очерель во влечении, но не в каком-то его виде, а во влечении в принципе. Влечении вызванном не душевным порывом, а природными силами. Например силой гравитации. Такого рода непреодолимость вполне согласуется с идеей Власти в проявленном мире. А всякого рода гормональные бури, это всего лишь частный случай имеющий значение только для одного из природных царств, и тоже вызывается к жизни природными силами, что укладывается в более общую картину. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted January 13, 2011 Следующий из старших арканов - Император. Собственно, очень многое из того, что было сказано об Императрице, имеет отношение также и к Императору. Поэтому хотелось бы остановиться на том, что его, по моему мнению, выделяет из всех остальных старших арканов, а именно на необычной позе, в которой он стоит. Если большинство персонажей остальных карт имеют весьма обыкновенные позы, то есть, просто сидят или стоят, то Император стоит, повернувшись в профиль, сложив ноги крестом и оперевшись на трон, у подножия которого находится все тот же гербовый щит с орлом, который держит в руках Императрица. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Положение тела явно напоминает не только астрологический знак Юпитера, на который обращают внимание чаще всего, но и знак алхимической Серы (треугольник вершиной вверх, под которым крест). Именно символ Серы подчеркнул в своей колоде Освальд Вирт, убрав полукруглую спинку кресла и сделав положение рук более напоминающим треугольник: Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Если Юпитер отсылает нас к символу власти над миром, подчеркивая самое очевидное значение этой карты, то Сера позволяет взглянуть на смысл Императора с другой стороны. Вспомним, что смысл Императрицы мы расширили от социума до Природы и природной жизни. Император управляет тем, что символизирует Императрица. Таким образом, то, что в социальной сфере проявляется как мирская власть, в природном царстве являет собой внутренний огонь, горящий в сердцевине всякой жизни. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted February 8, 2011 Папа Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. На карте изображен священнослужитель в папских регалиях, благословляющий двух коленопреклоненных людей. За ним видны колоны храма. Ключевые элементы: храм, его колонны; благословение. По сути, на карте изображена передача энергии духовных планов людям, которые в силу недостаточного духовного развития пока не способны сами, без помощи посредника достичь ее; то есть, оказание поддержки в духовной эволюции. Стоит также отметить, что создатели карты недвусмысленно подчеркнули роль храма, то есть эгрегора в этой передаче. Обратите внимание, что благословляемые люди находятся в храме, то есть, они не являются профанами. Или уже не являются-_- Это отсылает к идее магической цепи и ее роли в духовном пути и к важности посвящения. Share this post Link to post Share on other sites
dias144 4 Posted February 9, 2011 Если продолжать следовать методу рассмотрения изображений Таро при котором женские фигуры символизируют некие явления, а мужские сердцевину этих явлений, их действующее начало, то изображение Аркана Папа приводит нас к идее основы Церкви (Папесса), "краеугольному камню" заложенному в ее основании, а через Камень - с одной стороны к Апостолу Петру, который и является первым Папой, с другой - к Камню Философскому, который как раз и лежит в основе всех истинных преобразований и проявлен как инициирующая сила. Мне нравится что на приведенном изображении Папа во внешних алых одеждах, а коленопреклоненные люди в голубых тонах, так же как и колонны. Share this post Link to post Share on other sites
Sr. D.A. 1 Posted February 10, 2011 Гениальная идея с философским камнем! Я мыслила немного в другом направлении, рассматривая папу как посредника, но теперь многое встало на свои места. Share this post Link to post Share on other sites
dias144 4 Posted February 10, 2011 Ну да, получается что как Камень это зримое выражение некой трансформирующей Силы, так и Папа - наместник Бога на земле, именно так он воспринимался в контексте средневековой религиозной культуры. А действительно, через осмысление этого образа как Петра-Камня, аркан наполняется довольно глубоким и сильным смыслом. Но помогла нам в этом Папесса. Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. Share this post Link to post Share on other sites