Jump to content
Sr. D.A.

Тароччи Мантенья

Recommended Posts

Для лучшего понимания происхождения таро, а также раскрытия некоторых символических аспектов, предлагаю обсудить карты Тароччи.

 

В начале необходимо сказать несколько слов о Триумфе. Эти торжественные вступления победоносных полководцев имеют, как ни странно, прямое отношение к истории возникновения игральных карт. Традиция триумфов была возрождена в 1237 году Святым Римским Императором Фредериком II в честь победы над городом-государством Миланом в стремлении подражать древнему Риму. После этого в Европе триумфы стали постоянной составляющей, обязательной во время сезонных торжеств, фестивалей и свадеб. Триумфы были сложной формой уличных представлений, и стали излюбленной темой в популярном искусстве и литературе того времени, использовалсь как аллегория, в которой человеческие, религиозные и мифологические персонажи располагались иерархически, по ранжиру от самой низкой до самой высокой, служа зрительным пособием по изучению универсального закона природы.

 

Примером именно такого сюжета является тароччи Мантенья, которое представляет собой набор из 50 выгравированных на меди изображений (около 1465 года). Считается, что оно служило социальной игрой или набором обучающих изображений для образованных людей. Фактически, оно не имеет ничего общего с Мантенья. Карты пронумерованы от 1 до 50 и разделены на следующие группы:

- Общество;

- Аполлон и девять Муз;

- Искусства и Науки;

- Семь Дободетелей и Солнце;

- Время и Мир;

- Планеты и Сферы.

Ни один из известных экземпляров не был изготовлен в виде колоды игральных карт; тароччи представляли собой черно-белые рисунки, напечатанные на тонкой бумаге.

Тароччи Мантенья чем-то напоминает Hofдmterspiel (игра, отражавшая политические отношения в Цетральной Европе 15 века, мастями в которой служили гербы четырех стран: Франции, Германии, Богемии и Венгрии). Дизайн изображений и иерархическая структура, которая начинается с дурака и через ремесленника приводит к аристократии, королю и Папе, весьма подобна. Каждая фигура имеет название и номер. Отличительной чертой является то, что тарочии отражает гуманистический мировой порядок, где аристократия и церковь располагаются ниже, чем искусства, науки, добродетели и сферы. Hofдmterspiel отражает феодальное общество.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Такой же порядок, но с меньшим количеством карт, сохранен в последовательности старших Арканов Таро. Особенно хорошо это заметно в старинных колодах 17-первой половины 18 века. Более поздние авторы были склонны "переворачивать" этот порядок, объявляя Мага вершиной всего, а оккультисты английской школы вообще водрузили на вершину Шута.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемая Sr.D.A., к сожалению ваша статья по Тароччи полностью не прошла. Продублируйте пожалуйста, очень интересно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Уважаемая Sr.D.A., к сожалению ваша статья по Тароччи полностью не прошла. Продублируйте пожалуйста, очень интересно.

Все, статус кво восстановлен :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот интересно, эзотерическое значение карты Таро приобрели только тогда когда их начали привязывать к алфавиту, или раньше? А если раньше, то как они использовались, только для прорицания? Версию о египетском происхождении колоды прадлагаю не затрагивать, слишком туманно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А вот интересно, эзотерическое значение карты Таро приобрели только тогда когда их начали привязывать к алфавиту, или раньше? А если раньше, то как они использовались, только для прорицания? Версию о египетском происхождении колоды прадлагаю не затрагивать, слишком туманно.

Версия о египетском происхождении была "вброшена в массы" Куром де Жебеленом. Его знаменитый труд о таро невелик по объему, с ним можно ознакомиться

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
. Мне эти идеи кажутся весьма наивными.

 

Таро произошло от слияния игральных карт, состоящих из придворных (количество которых было разным в зависимости от времени и места) и "очковых" карт от туза до 10 четырех мастей, и карт, предназначенных для обучения или неазартных игр, подобных Тароччи Мантенья и Logica memorativa Томаса Мюрнера. Существовала игра в таро, правила которой мне пока что не удалось найти, но утверждают, что они весьма подобны правилам игры в бридж.

Андрей Костенко описывает историю возникновения таро так:

Если вы лишь недавно заинтересовались картами Таро и начинаете собирать о них информацию в книгах, на интернетовских сайтах и у доморощенных знатоков "гаданий" и астрологии, скорее всего, вам первым делом объяснят, что...

колода карт Таро очень напоминает обычные, известные всем игральные карты. И это неудивительно, ведь игральные карты произошли от Таро путем обычного упрощения.

Это я цитирую книжку "Карты Таро" издательства "Владис" (2001), но в принципе такое мнение вы можете найти в десятках источников -- как отечественных, так и зарубежных, как старинных, так и современных. Имеется в виду, что от карт Таро (которые якобы появились не то в Древнем Египте, не то в Атлантиде, не то занесены на Землю с Сириуса) отсекли Большие (Мажорные, Старшие, Великие) Арканы, а из Фигурных (Придворных) Арканов выбросили Всадников -- вот и получились "обычные, всем известные" игральные карты. На самом же деле (насколько можно судить не по мифам, а по историческим свидетельствам, сиречь документам и памятникам материальной культуры) ВСЕ БЫЛО СОВЕРШЕННО НАОБОРОТ! Большие Арканы ("триумфы", или козыри) и Королевы были добавлены в Европе в XIV -- XV веках к игральным картам, пришедшим с Востока (возможно, и из Египта -- правда, не ДРЕВНЕГО), и так получилось Таро.

 

Это все к тому, что скорее всего таро изначально создавалось для игры, но если младшие арканы и придворные карты, происходящие от карт "мамлюк", предназначались для азартных игр, то с Козырями все сложнее. Но воспринимать колоду таро как "книгу, в которой заключена вся мировая мудрость", несомненно начали уже в конце 18 - 19 веке.

 

Роберт О'Нилл в книге "Символизм Таpо" показывает, что:

 

Колода Таpо была pазpаботана магами эпохи Ренессанса и пpеследовала сеpьезную цель, хотя и замаскиpованную в фоpме игpы. Она пpедставляла иеpаpхическое видение pеальности, основанное на платонических концепциях, а также pазличных гностических и мистических идеях. В этом смысле Таpо стало еще одним пpоявлением символических систем, созданных в эпоху Ренессанса.

 

Кроме того, в 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti»), в которой автор, некто Франческо Марколино да Форли, указывает простой способ предсказания с помощью карт масти монет обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гадании. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, пока невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Как видно, намёки на это хотя и есть, но остаются туманными. Говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний, возможно лишь начиная с конца XVI века, поскольку есть записи в Болонье, датированные 1700 годом, в которых недвусмысленно описываются гадательные значения карт Таро. (вики).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Википедия утверждает, что В 1465 г. появляется колода Тароччи Мантегна, структура которой основана на кабалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины. Кто-нибудь знает, что такое Ворота Бины?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Википедия утверждает, что В 1465 г. появляется колода Тароччи Мантегна, структура которой основана на кабалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины. Кто-нибудь знает, что такое Ворота Бины?

 

Пятьдесят Врат Понимания всегда трактовались по разному. Даже у Джона Ди можно найти некое подобие в Енохианской Магии. Однако, как бы то ни было - важным является именно число: 50. Отмечу, что 50 - это "Нун", "Рыба" на финикийском, и значение иероглифа у евреев.

 

Однако у Эллинов "Рыба" - "Ίχθύς" - древний нотарикон имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель), что как бы говорит нам о том, что Иисус прошел 50-ые Врата, и дал возможность пройти через них верующим в Него.

 

Однако, следует учесть и то, что это число являлось теоретическим, и является таковым до сих пор в Каббале Иудейской, и на самом деле существуют реально достижимых (без Христа) только 49 врат, ибо Моисей - а более высокого адепта в еврейском мире нет - достиг, согласно Каббале и прошел только 49-ые. Эти "врата" олицетворяют различные планы Бытия. Таким образом, они суть "врата" Жизни и "врата" понимания или степени оккультного знания. Эти 49 (или 50) врат соответствуют семи вратам в семи пещерах Посвящения в Мистериях Митры (см. Цельс и Кирхер.).

 

Разными авторы по разному атрибутировали Врата разным Планам Бытия.

Но все сходятся так или иначе в том, что 50-ые - это восхождение к Богу.

 

Наиболее адекватной мне кажется трактовка иезуита Атанасиуса (по нашему - Афанасия) Кирхера в его "Oedipus Aegyptiacus", и более каббалистическая вариация Папюса в переводе Трояновского.

 

Приведу их тут:

 

{{{По Кирхеру}}}:

Первая Последовательность: Первоначало

 

1. Хаос, Вещество, Первоматерия.

2. Бесформенность, пустота, отсутствие жизни.

3. Бездна.

4. Источник Элементов.

5. Земля (без семени).

6. Вода.

7. Воздух.

8. Огонь.

9. Видоизменение качеств.

10. Смешение и комбинирование".

 

Вторая Последовательность: Декада Эволюции

 

11. Дифференциация минералов.

12. Зарождение растительного мира.

13. Семена прорастают во влаге.

14. Трава и Деревья.

15. Плодоношение в растительной жизни.

16. Источник низших форм животной жизни.

17. Происхождение насекомых и рептилий.

18. Рыбы, жизнь позвоночных в воде.

19. Птицы, жизнь позвоночных в воздухе.

20. Четвероногие, позвоночные земные животные.

 

Третья Последовательность: Декада Человечества

 

21. Появление Человека.

22. Материальное человеческое тело.

23. Дарование человеку Души.

24. Мистерия Адама и Евы.

25. Завершенный Человек как Микрокосм.

26. Дар пяти человеческих лиц, действующих наружу.

27. Дар пяти сил Душе.

28. Адам Кадмон, Небесный Человек.

29. Ангельское Бытие.

30. Человек в облике Бога".

 

Четвертая Последовательность: Мир Планет

 

"31. Луна.

32. Меркурий.

33. Венера.

34. Солнце.

35. Марс.

36. Юпитер.

37. Сатурн.

38. Небесный свод.

39. Перводвигатель.

40. Небеса (Твердь небечная – библ., поэт.)".

 

"Пятая Последовательность: Ангельский Мир"

 

41. Ishim – Сыновья Огня.

42. Auphanim – Колёса, Херувимы.

43. Aralim – Престолы.

44. Chashmalim – Господства.

45. Seraphim – Власти.

46. Malakim – Силы.

47. Elohim – Начальства.

48. Beni Elohim – Ангелы.

49. Cherubim – Архангелы".

 

Шестая Последовательность: Архетип

 

50. Бог. Эйн Соф. Тот, Кого не видел глаз смертного, Кто знает Иисуса, Истинного Мессию.

 

Правда, по Дионисию Ареопагиту, на который опирается большая часть церковных деятелей при Ангельской классификации - совсем по другому их упорядочивать надо:

 

41 Ангелы

42 Архангелы

43 Начала

44 Власти

45 Силы

46 Господства

47 Престолы

48 Херувимы

49 Серафимы

 

Ну не суть.

 

{{{Ордер-лист в трансакциях Кирхер/Латынь - Папюс/французский – Трояновский/русский (из "Каббалы" Папюса)}}}:

 

1-й Класс - Начало Элементов: a'aVLM HZKVDVTh"

 

Врата 1 – (Самые низшие) Вещество первоначальное, Хилус, Хаос. ChVMR.

Врата 2 – Пустое и безжизненное, то, что не имеет формы.

Врата 3 – Естественное притяжение, бездна.

Врата 4 – Разделение и зачатки элементов.

Врата 5 – Стихия Земля, не содержащая ещё в себе семени.

Врата 6 – Стихия Вода, действующая на землю.

Врата 7 – Стихия Воздух, испаряющийся из водных бездн.

Врата 8 – Стихия Огонь, согревающий и оживляющий.

Врата 9 – Образование качеств.

Врата 10 – Их склонность к смешению.

 

2-й Класс - Десять смешений

 

Врата 11 – Появление минералов через разделение земли.

Врата 12 – Цветы и соки, необходимые для зарождения металлов.

Врата 13 – Моря, озёра, цветы, скрытые в ячейках (земли).

Врата 14 – Воспроизведение трав и деревьев, то есть природы растительной.

Врата 15 – Силы и семена, денные каждому из них.

Врата 16 – Воспроизведение чувствующей природы, то есть каждого с его свойствами.

Врата 17 – Насекомых и гадов.

Врата 18 – Рыб.

Врата 19 – Птиц.

Врата 20 – Сотворение четвероногих.

 

3-й Класс - Декада человеческой природы: a'aVLM QThVN, id est, Mu-iota-kappa-rho-omicron-kappa-omicron-sigma-mu-omicron-sigma, Mundus minor.

 

Врата 21 – Создание человек: BRYATh HADM.

Врата 22 – Перст земли; вещество: a'aBR MN ChADMH.

Врата 23– Дуновение жизни, душа: HNShMH VNPSh.

Врата 24 – Тайна Адама и Евы: SVD HADM VChVH.

Врата 25 – Человек – весь микрокосм: HADM KLBV.

Врата 26 – Пять внешних могуществ: ChMShH KHVTh HGShM.

Врата 27 – Пять вил внутренних: ChMShH KHVTh HNPSh.

Врата 28 – Человек-Небо: HADM HVA ShMYM.

Врата 29 – Человек-Ангел: HADM HVA MLAK.

Врата 30 – Человек есть образ и подобие Бога: HADM HVA DMVTh HALHYM.

 

4-й Класс - Порядок неба, мир сфер: a'aVLM HGLGLYM

 

Врата 31 – Луна: HGLGL HLBNH.

Врата 32 – Меркурий: HGLGL HKVKB.

Врата 33 – Венера: HGLGL HNVGH.

Врата 34 – Солнце: HGLGL HShMSh.

Врата 35 – Марс: HGLGL MADYM.

Врата 36 – Юпитер: HGLGL TzDQ.

Врата 37 – Сатурн: HGLGL ShBTAY.

Врата 38 – Небесная твердь: HGLGL HRQYa'a.

Врата 39 – Первый двигатель: HGLGL GLGL RAShVN.

Врата 40 – Эмпирей: HGLGL GLGL HLGLYM.

 

5-й Класс - Десять чинов ангельских, ангельский мир: a'aVLM HMLAKYM

 

Врата 41 – Хайот-Хакодеш или Святые Животные Серафимы: ChYVTh HQVDSh.

Врата 42 – Офанимы или колесы Херувимы: AVPNYM.

Врата 43 – Аралимы или ангелы великие и сильные Престолы: ARALYM.

Врата 44 – Хашкалимы Господства: ChShMLYM.

Врата 45 – Серафимы Власти: ShRPYM.

Врата 46 – Малахимы Силы: MLAKYM.

Врата 47 – Элоимы Начальства: ALHYM.

Врата 48 – Бене-Элоимы Архангелы: BNY ALHYM.

Врата 49 – Херубимы Ангелы: KRVBYM.

 

6-й Класс - Эн-Соф – Бог бесконечный: AYN SVP

 

Мир высший или Архетип.

Врата 50 – Бог есть высшее добро, Тот, Кого смертный никогда не видел и никакой ум не проникал. Это 50-е Врата, которых не достиг Моисей.

 

"Таковы 50 Врат, через которые ведет путь Разума или Духа Святого по тридцати двум путям мудрости; для пытливого и старательного ума, не преступающего законы. "Тридцать два Пути Мудрости" есть пути света, по которым святые Божьи люди после долгого упражнения и опытов в вещах божественных и продолжительного размышления над ними достигают скрытого центра" (Кирхер).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Контакты

 

 

ПРАВА



При копировании любой информации с сайта Teurgia.Org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.

Powered by Invision Community

Поддержать

Портал Teurgia.Org осуществляет свою деятельность, помимо личных финансовых вложений администрации, благодаря поддержке читателей. Поддержите проект, чтобы он продолжал развиваться.

Мы в Facebook


  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • YpuTube
  • Telegram
  • © Teurgia.Org 2009-2020. All rights reserved.

    Teurgia.org Powered by Invision Community

    ×
    ×
    • Create New...