Jump to content
Теургия.Org
Sr. D.A.

Папесса

Recommended Posts

visconti_popess.jpg La_Papesse.jpg 02-Major-Priestess.jpg 360_-_Cagliostro_-_2_-_The_Popess.jpg 40aa33b74f73.jpg 2.jpg

Одна из самых распространенных ошибок, приводящих к непониманию символов таро - рассматривать изображения карт так, как будто они "оторваны от мира". Карта Папесса часто рассматривается как убедительное доказательство языческого (или еретического) смысла карт. Это явно показывает халатность и/или предвзятость тех, кто продвигает подобные идеи. На самом же деле изображения таро создавались в контексте искусства Возрождения, выражая популярные в то время идеи, и рассматривать их следует соответствующим образом. Ни один из образов таро не характерен исключительно для таро.

 

Попытаемся разобраться со значением карты "Папесса". В поздних колодах она превратилась в Жрицу и Исиду, а изображения женщины-папы вызывают у современных любителей таро в лучшем случае ассоциациируется с легендой о папессе Иоанне. Но в религиозном искусстве эпохи Возрождения эта аллегория имеет гораздо более интересный смысл.

 

Следующие изображения уже фигурировали в теме о марсельском таро:

Снимок_экрана_8.png

Снимок_экрана_9.png

Снимок_экрана_10.png

К сожалению, ни авторов, ни названий автор

, откуда и были взяты изображения, не привел. В этом же видео он высказал мысль, что папесса - это аллегория Веры и Нового Завета, впрочем, не приводя никаких обоснований; мне же кажется, что женщина в папских регалиях - аллегория Церкви. На эту мысль меня натолкнула следующая гравюра:

AN00809658_001_l.jpg

Pietro da Cortona

After Ciro Ferri

Церковь и Вера, c.1667/9

Аллегорическая композиция с женскими фигурами, представляющими Церковь и Веру (на руках- портрет папы Климента IX), которые смотрят на гидру с завязанными глазами; в правом верхнем углу папские регалии и лента с надписью 'Accedite et illuminamini' (аллюзия на строку из 33/34 псалма, как я понимаю - Accedite ad eum, et illuminamini; et facies vestrж non confundentur - Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся).

 

Изображение было взято отсюда. Там же можно найти множество других изображений Веры, и ни одна из них не представлена в виде женщины в папском облачении. Можно выделить другую, не относящуюся прямо к теме обсуждения, но интересную особенность - постоянным атрибутом Веры являются крест и чаша.

 

Также папесса подобна некоторым изображениям коронованной Богородицы:

popess_madonna_loreto.jpg

popess_virgin_lauretana.jpg

popess-mary.jpg

Конечно же, идея о том, что Дева Мария представлена одним из низших козырей, совершенно абсурдна. Тем не менее, это распространенная ошибка среди современных оккультистов, которые не имеют представления о значении последовательности козырей, и потому располагают козыри так, как им заблагорассудится. Эта ошибка восходит, как минимум, к Роберту О'Нилу. Более внимательное рассмотрение символа Богородицы в папской Тиаре приводит нас опять же к аллегории Церкви. Наиболее явно это видно на последнем изображении, где представлены покровители Кэмбриджского Королевского Колледжа - Св. Николай и Церковь, представленная в образе Девы Марии.

 

Изображения женщин в папских облачениях можно условно разделить на три категории:

1) Римо-католические

2) Относящиеся к легенде о Папессе Иоанне

3) Анти-католические (протестантские), обычно изображающие Вавилонскую блудницу.

popess_whore_1.jpg

Учитывая наличие в таро и Папы, и Папессы, а также отсутствие признаков блудницы, можно утверждать, что наличие женщины-папы в таро - это не анти-католическая сатира. Параллели, которые можно провести с римо-католическими изображениями, общий дизайн козырей и их порядок также подтверждают это.

Возможно, самие яркие примеры папессы как католической аллегории таковы:

1) Триумф Лепанто, о котором также упоминает Стюарт Каплан во втором томе "Энциклопедии Таро";

popess_vasari_lepanto.jpg

Триумф Лепанто: Испания-Папство-Венеция, Джорджио Вазари (1572)

 

2) Триумф Папства

popess_altemps.jpg

Триумф Папства: Тридентский Собор, Pasquale Cati da Iesi (1588)

3) Триумф Церкви и Евхаристии

popess_rubens_1.jpg

Триумф Церкви и Евхаристии над гневом, раздором и ненавистью, Питер Пауль Рубенс (1628)

 

 

Папесса Иоанна, 1402 (или 1403); из копии манусткрипта De mulieribus claris Бокаччо в переводе Лорена де Премьерфе:

popess_12420.jpg

 

Папесса Иоанна, начало 15 века, из манускрипта с анонимным переводом De mulieribus claris Бокаччо:

popess_598.jpg

 

Еще одно подобное изображение, первая четверть 15 века, из копии манусткрипта De mulieribus claris Бокаччо в переводе Лорена де Премьерфе:

popess_226.jpg

 

Все три вышеприведенные иллюстрации являются на десятки лет более старыми, чем самая ранняя из известных колод таро.

 

В заключение приведу аллегорию Канонического Права из Icones Symbolicae Christoforo Giarda (1628):

popess_lex_canonica.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
В этом же видео он высказал мысль, что папесса - это аллегория Веры и Нового Завета, впрочем, не приводя никаких обоснований

Мне кажется это вполне логично, если допустить, что Папесса = Дева Мария. Вот например "Благовещение" Фра Беато Анжелико, 1430—1432, Прадо. На заднем плане — архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения (от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как «новая Ева»:

Fra_Angelico_095.jpg

 

Сходство с Папессой поразительное. Одеяние - синие поверх красного, писание на коленях и ткань на троне Марии, которая поразительно схожа с тканью на карте. Мария вполне может быть аллегорией нового завета ИМХО.

 

Вот интересные цитаты из "Энциклопедии символов", которые мне показались очень любопытными в контексте предложенных теорий о том, что Папесса есть Церковь:

 

Дева Мария с Младенцем (или без) на троне... Этот тип изначально представляет особую роль Девы Марии в качестве олицетворения самой Церкви, господствующей над человеческим родом во всей своей неисчерпаемой мудрости...

 

Среди атрибутов этого типа изображений Девы Марии наиболее часто встречаются:

луна, имеющая вид полумесяца, под ногами Богоматери — античный символ целомудрия;

традиционная накидка-вуаль или покрывало;

корона, часто увенчанная двенадцатью звездами из апокалиптического видения — Откр. 12:1.

ангелы, окружающие трон.

 

Особо выделяются изображения Девы Марии на троне, держащей :

Книгу Премудрости Соломона — этот тип известен как Дева Мария Премудрость — лат.- Virgo Sapientissima

державу или скипетр — Царица Небесная — лат.- Regina Coeli (обычное наименование Богоматери в мистическая литература XII—XIII вв).

 

 

Это еще не все. Весьма любопытны и эти картины и иконы:

1. Маэста (Дуччо). Гавриил является к Марии накануне её смерти.

1fc8fd17ba9d.jpg

2. Амброджо Лоренцетти. «Благовещенье» 1344 г.

42154275_Ambrogio_Lorenzetti_ak.jpg

3. Мозаика в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, XIII в.

300px-pietro_cavallini_013.jpg

4. Рогира ван дер Вейдена, Благовещение (XVв.):

image_4d3877d43a7ae.jpg

 

Итак, можно убедиться, что Папесса - это Дева Мария, поскольку на всех этих картинах она изображена сидящей на троне с книгой на коленях, на ней синее одеяние поверх красного, и за спиной мы видим нечто вроде ковра:))), который покрывает трон, и это не отдельная завеса, как пишет Уэйт и иже с ним. Ну и без труда можно найти картины коронованной Марии. Например:

Коронование Марии. Около 1450-1453, 213 х 211 см Лувр, Париж..

img76b.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Райдер, а тебе никто не кажется неуместным в ряду "Дурак-Фокусник-Богоматерь-Императрица-Император" smile.gif ?

По моему скромному мнению, Богородица - слишком высокий символ, чтобы помещать его в начале колоды и в таком окружении.

 

С другой стороны, давайте разберемся поподробнее.

В трактовании таро мы обычно выделяем 3 уровня символики. Первый - буквальное, самое прямолинейное значение карты. Оно может казаться самым бесполезным, но это не так. Именно буквальное значение является крепким фундаментом наших изысканий, без которого все дальнейшие умопостроения окажутся не более, чем воздушными замками. Отталкиваясь от буквального смысла и абстрагируясь, мы получаем второй уровень: не намного более возвышенное, но более абстрактное толкование. И, наконец, выделяя их абстрактных символов самую возвышенную, самую духовную часть (как бы сублимируя, то есть - возгоняя символы 2 уровня), получаем 3 уровень смысла.

Итак, глядя на Папессу, обрисуем эти уровни.

I. В самом буквальном смысле, на карте изображена женщина в папских регалиях с книгой. Вывод о значении карты напрашивается сам собой: религия, знания. Оглядываясь на более ранние посты,можно конкретизировать - церковь, хотя это не обязательно.

II. Абстрагируя расплывчатый, но все же вывод из первого пункта, получаем: религия, обучение, передача знаний, идеология; некие идеи, формирующие идеологию.

Теперь, мы можем выделить самую приземленную, грубую часть. Это, например, идеологические инъекции населению через телевизор и прочие СМИ, это массовая культура. То, что в средние века и в эпоху Возрождения делала даже не экзотерическая, а профанская (та, что вне храма) часть церкви как общественного института.

Обратите внимание, что на карте не изображена телебашня или Ленин, вещающий с броневичка, но это и не нужно. Символ - на то и символ, чтобы путем экстраполяции и абстракций приходить к раскрытию его смысла.

Переходим к третьей части.

III. Выделим теперь самую возвышенную, духовную составляющую. Получаем: Церковь (как Тело Христово). Гнозис (получение знаний из высших, чистых планов), в том числе облеченный в слова и записанный: это и Новый Завет (о котором уже шла речь в более ранних постах), и Тора (увековеченная Уэйтом в руках его Жрицы), и Каббала (вспомним, что слово "каббала" означает "передача", "предание"). Логический ряд можно продолжить. При чем, обратите внимание, Папесса становиться и Гнозисом, и процессом его получения, и его записанной формой - Богооткровенными текстами, и традицией, которая вокруг них формируется, и целью, к ради которой это все затевалось: объединение людей, не чуждых Свету, в единого, реинтегрированного, Нового Адама = Церковь = Тело Христово. Заметьте также, что мы довольно далеко отошли от женщины в папских регалиях с книгой, но буквальный смысл, который мы извлекли из этого изображения, крепко держит все полученные смыслы и символы вокруг единой оси, и не дает оторваться и полететь в воздушных замках, растекаясь мыслью по древу.

Но вернемся к теме Девы Марии. Церковь - тело Христово. Кто родил Христа во плоти? Богоматерь. То есть, Она есть ключ к аркану Боговоплощения. Согласитесь, что процесс воплощения в физическом плане Бога - это в определенном смысле крайнее проявление процесса воплощения на физический план Идей, Света и Блага, от Него исходящих, то есть, обретения Гнозиса. Отсюда следует, что Богоматерь является ключом к тайне получения Гнозиса, или, если угодно, просветления.

В качестве финального штриха приведу отрывок из молитвы Angelus Domini:

«Вот, я раба Господня;

да будет Мне по слову твоему.»

И Слово стало плотью,

и обитало с нами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...