Jump to content
Sr. D.A.

Темперамент, стихии, планеты и знаки зодиака

Recommended Posts

Интересно было бы обудить соответствия между четырьмя типами темперамента, четырьмя стихиями и 12 знаками зодиака.

 

Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

 

Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

 

Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

 

Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

 

Обычно соотносят стихии и темпераменты таким образом:

 

Огонь - Холерик

Воздух - Сангвиник

Вода - Флегматик

Земля - Меланхолик

 

Или же так:

 

Огонь - Холерик

Воздух - Сангвиник

Вода - Меланхолик

Земля - Флегматик

 

Но, мне попалась на просторах интернета следующая картинка:

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Эта система соответствий также весьма интересна, хотя не не совсем понятна целесообразность такого разделения.

 

Есть еще один способ соотнесения стихий и темпераментов.

Как известно, стихии характеризуются комбинациями двух пар свойств: сухость/влажность и холод/жар.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Что, если соотнести четыре жидкости организма, и соответственно четыре темперамента с сухостью, влажностью, холодом и жаром? Сравните вышеприведенную схему с этой гравюрой:

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Далее, соответствия между темпераментами и астрологическими понятиями можно вывести из следующих рассуждений (взято

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
):

Клавдий Птолемей (ок. 90 г. – ок. 160 г. н. э.) автор знаменитого «Альмагеста» и «Четверокнижия» для обоснования традиционного мнения древних астрологов объяснял сущность планет из преобладания сил составляющих их природу, следуя философскому учению о стихиях Аристотеля. Обратимся к «Четверокнижию»:

Сила Солнца – заключается в нагревании и до некоторой степени в высушивании.

Сила Луны – в увлажнении и нагревании.

Сила Юпитера – в нагревании и увлажнении.

Зная состав элементов Аристотеля понятно, что Солнце обладает качествами присущими стихии огня, а Луна и Юпитер – воздуха. Здесь есть интересный нюанс. Одно из качеств сильнее другого и является определяющим. Это зависит не в последнюю очередь от расположения планет. Птолемей располагал планеты в следующем порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн.

В магии соотношение планет с первоэлементами фактически не принимается в расчет. Приоритет отдан тому насколько планета обладает нейтральным, благоприятным или наоборот неблагоприятным влиянием. Два из четырех свойств благоприятны, как определяет их Птолемей – плодотворны и активны. Это тепло и влага. Сухость и холод наоборот разрушительны и пассивны. Исходя из этого (здесь Птолемей относит это деление к древним) Юпитер и Венера с Луной относятся к благоприятным планетам в силу их умеренного характера и преобладания тепла и влаги. Сатурн и Марс обладают обратным действием из-за избыточного холода и сухости. Солнце и Меркурий обладают обоими свойствами (т.е. нейтральны) и присоединяют свое влияние к силам тех планет, с которыми связаны.

Астрологическое и магическое деление планет на мужские и женские вполне естественно происходит из пола богов, с которыми они были отождествлены и объясняется это так же качествами сил в них преобладающими. Луна и Венера – женские планеты т.к. имеют большую склонность к влажности. Марс, Юпитер, Солнце и Сатурн – мужские. Меркурий андрогинен - относится к той и иной группе в следствии равной степени сухости и влаги. Конечно деление по «половому» признаку более понятно, но здесь важен сам ход рассуждений. Не менее интересно и то как объяснено деление планет на дневные и ночные. Время (Птолемей использует это определение) естественно состоит из двух периодов – дня и ночи. День носит более выраженный мужской характер из-за тепла и активности. Ночь – женский в силу влажности и покоя. Птолемей в своем трактате ссылается на древнюю традицию считать Луну и Венеру ночными планетами, Солнце и Юпитер дневными, а Меркурий – общей планетой. Т.е. дневной утром и ночной вечером.

Таким образом, по положению планет можно судить о преобладании одного из четырех качеств и, следовательно, о темпераменте. Такой способ намного более трудоемкий, но он может объяснить то, что довольно часто темперамент человека не совпадает ни со стихией его знака зодиака, ни со стихией асцендента.

 

В общем, тема для меня довольно зыбкая; надеюсь, участники форума поделятся своими размышлениями по этому поводу :wacko:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я по гороскопу скорпион, но я - 100% сангвиник. Так что первая картинка, на мой взгляд, неверная. Нельзя так четко разграничивать по знакам и темпераментам. На счет стихии -лично мне да, воздух как-то ближе остальных.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я по гороскопу скорпион, но я - 100% сангвиник. Так что первая картинка, на мой взгляд, неверная. Нельзя так четко разграничивать по знакам и темпераментам. На счет стихии -лично мне да, воздух как-то ближе остальных.

А асцендент у Вас где, если не секрет?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Доброго времени суток.

 

Я по гороскопу скорпион, но я - 100% сангвиник. Так что первая картинка, на мой взгляд, неверная. Нельзя так четко разграничивать по знакам и темпераментам. На счет стихии -лично мне да, воздух как-то ближе остальных.

А асцендент у Вас где, если не секрет?

Даже знание такого немаловажного фактора как восходящий Знак для определения ведущего темперамента явно не достаточно. Необходимо рассматривать не только натальную карту в целом, но и программы задействованные дирекциями, прогрессиями и транзитами на настоящее время. В средневековой медицине корень каждого из четырех темпераментов искался не в "психотипе" а в определенного рода нарушениях балланса гуморов - крови, флегмы, желчи и черной желчи, которые весьма приблизительно соотносятся с одноименными физическими субстанциями тела. Естественно причины такого рода нарушений мыслились как сумма врожденных и приобретенных качеств. 

 

А приведенная в первом посте гравюра относится не к влиянию Знаков Зодиака, а отражает предпосылки к сезонным обострениям того или иного качества, что вобщем, тоже справедливо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если интересует тема определения темперамента (и всего что с ним связано) по Гороскопу, то я бы рекомендовал исследовать не влияние Знаков, а состояние и степень акцентуации планет. Хотя, наверное могут быть и другие мнения :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Доброго времени суток.

Даже знание такого немаловажного фактора как восходящий Знак для определения ведущего темперамента явно не достаточно. Необходимо рассматривать не только натальную карту в целом, но и программы задействованные дирекциями, прогрессиями и транзитами на настоящее время. В средневековой медицине корень каждого из четырех темпераментов искался не в "психотипе" а в определенного рода нарушениях балланса гуморов - крови, флегмы, желчи и черной желчи, которые весьма приблизительно соотносятся с одноименными физическими субстанциями тела. Естественно причины такого рода нарушений мыслились как сумма врожденных и приобретенных качеств. 

 

А приведенная в первом посте гравюра относится не к влиянию Знаков Зодиака, а отражает предпосылки к сезонным обострениям того или иного качества, что вобщем, тоже справедливо.

И Вам доброго :)

 

Действительно, идея с "сезонными обострениями" очень хорошая. Она намного более логична, чем такой странный метод соотнесения знаков и темпераментов.

 

Интересно, можно ли понимать четыре жидкости организма как четыре стихии? Если нет, то с чем они были связаны?

Share this post


Link to post
Share on other sites

 Sr.D.A.

Интересно, можно ли понимать четыре жидкости организма как четыре стихии?
 

Я думаю, вполне. Это, если можно так сказать, "медицинское" отображение теории четырех стихий. Однако есть ньюанс, а именно - стихия стихии рознь. Представления о четырех гуморах и связанных с ними четырех темпераментах берут свое начало в Аристотилевом квартенере стихий, который Вы привели в своем первом посте. Этот квартенер хорошо накладывается на временнЫе циклы и плохо на пространственные, таково его свойство. Он изначально не "астрологичен", вопреки бытующему в широких кругах мнению. Поэтому качества стихий Аристотилевого квартенера читаются несколько по иному чем Зодиакальные качества стихий которые основаны на Макрокосмическом квартенере. Этот аспект не слишком принимается во внимание, что и порождает массу неразберихи в понимании природы стихий.

 

Поэтому, чтобы качественно определить уровень стихийного дисбаланса в организме, необходимо более пристальное внимание уделять планетному влиянию, а не зодиакальному. По принципу что Знак влияет на Планету, а Планета - на человека. Кроме того необходимо учитывать возрастные показатели, сезонные влияния, рассовые и этнические особенности, особенности климата и ландшафта, режима питания и качество принимаемой пищи, характер двигательной активности, режим сна и бодрствования и множество других мелочей, что и являлось главным предметом внимания античных, а за ними и арабских медиков. В средневековой Европе учение о четырех стихиях в их переложении на медицинскую практику свелось, главным образом, к догматичному копированию античных и арабских авторитетов, против чего, собственно, так бурно возражал тот же Парацельс.

 

Если интересует, то в современном мире, теоретическое и практическое учение о четырех темпераментах в живом и аутентичном виде сохранилось в индийской Юнани медицине, которая до сих пор пользуется огромной популярностью в Индии, наряду с их родной Аюрведой, правда большей частью среди мусульманского населения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я с астрологией почти не знакома, но на опыте знаю, что можно менять свой темперамент и характер.

То есть влияние планет меняется под усилием воли человека?

Или желание меняться находится под управлением планет?

Всем вроде как известно, что практически нет чистого типа из вышеперечисленных...И все же если человек на протяжении жизни превращается из меланхолика в холерика, а потом в сангвиника? Причем умышленно, с усилием воли.

Можно ли говорить о таком жестком влиянии в момент рождения, которое определяет всю жизнь?

Share this post


Link to post
Share on other sites
на опыте знаю, что можно менять свой темперамент и характер.

 

Нет, нет, не менять. До определенной степени контролировать. При сильных положениях Солнца и Сатурна в гороскопе.

 

 

То есть влияние планет меняется под усилием воли человека?

 

Нет. Человек может до определенной степени изменить характер свомх реакций на влияния Планет. В этом и есть проявление его свободной воли.

 

Или желание меняться находится под управлением планет?

 

 

В значительной степени. Во всяком случае предрасположенность к этому желанию.

 

И все же если человек на протяжении жизни превращается из меланхолика в холерика, а потом в сангвиника? Причем умышленно, с усилием воли.

 

Это сродни волевому изменению черт лица, отпечатков пальцев и группы крови. Вы путаете контроль с изменением. Вот выражение лица можно контролировать, а черты лица изменить проблематично.

 

 

Можно ли говорить о таком жестком влиянии в момент рождения, которое определяет всю жизнь?

 

В очень значительной степени.

Share this post


Link to post
Share on other sites

...по сути, реакция на импульсы и определяет так называемый характер.

Воздействие планет можно рассматривать как обстоятельства в которых человек идет своим путем.

Эти обстоятельства уже определены...Но, свобода воли в том, чтоб реагировать на это по своему усмотрению.

И уже из этого складывается характер.

Хотя темперамент это наверное немного другое...

Как данная природная стихия.

Но, опять же исходя из воли можно усилить огонь или убавить воды например?..

Если же нет, то энергии планет являются богами над нами...

Share this post


Link to post
Share on other sites
...по сути, реакция на импульсы и определяет так называемый характер.

 

Да, но ведь что-то обуславливает качественное и колличественное наполнение (стиль и силу) этих реакций?

 

 

Воздействие планет можно рассматривать как обстоятельства в которых человек идет своим путем.

 

Довольно ошибочно воспринимать планетные влияния как внешние обстоятельства. Это то что формирует нашу личность. Вот душа проходит через планетные сферы при воплощении, и воспринимает их влияния, одевает их как одежды. Так личность и формируется. При развоплощении будет обратный процесс :) . А каждая из планетных сфер тоже не статична и подвержена изменению в результате взаимодействия с другими нестатичными сферами, поэтому свое уникальное на каждый момент времени состояние она и передает проходящей сквозь нее душе. Планеты (Сферы) ведь тоже живые, и тоже пребывают в различных состояниях. Вот так они и накладывают свои отпечатки, которые омраченная личность и воспринимает как свое Я. Следующий момент заключается в том, что Астрология, и в этом ее уникальность и назначение (даже среди ее двух великих сестер), учит нас, что человеческая (и не только) личность это не только то что мы субъективно воспринимаем как себя, т.е. тот психофизический комплекс который мы и считаем своей личностью, но так же и ВСЕ так называемые внешние обстоятельства, в которые мы оказываемся вовлечены в процессе земного существования. Даже при непродолжительной астрологической практике это становится более чем очевидно.

 

 

Эти обстоятельства уже определены...Но, свобода воли в том, чтоб реагировать на это по своему усмотрению.

 

В принципе наше усмотрение еще при нашем рождении усмотрено без нас :) . Я вижу свободу воли в обращенности или не обращенности к Тому кто вне этих влияний и кому они подвласны.

 

 

Но, опять же исходя из воли можно усилить огонь или убавить воды например?..

 

Даже желание что либо усилить или убавить будет инспирировано соответствующими планетными транзитами. Все что связано с действием или событием является принципиально прогнозируемым. Дело в обращенности. Только это нам возможно. А когда мы открываемся Господу происходит наше совершенствование, и реагируем мы уже на планетные влияния по другому, но реагируем все равно, это закон проявленного мира. Кроме того нужно понимать, что то как стихии представлены в Астрологии несколько отличается от того как они представлены в Магии или Алхимии. Разная смысловая нагрузка.

 

 

Если же нет, то энергии планет являются богами над нами...

 

Совершенно верно, так оно и есть. И пока мы не видим Того кто сотворил и их и нас, Того кто является и ихним и нашим Владыкой, мы обречены на этот порочный круговорот, так же как и они. Поклонение светилам называется астролатрией и оно было весьма распространено в древности. Ну и современные неоязыческие культы этим грешат. Некому там поклонятся, это наши собратья по несчастью. Относиться уважительно и без панибратства - да, как к более значимым, древним и мудрым сущностям, но поклоняться не стоит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Вот так они и накладывают свои отпечатки, которые омраченная личность и воспринимает как свое Я"-

но, личность должна стремиться к осознанию и таким образом избавиться от омрачения.

 

"Поклонение светилам называется астролатрией и оно было весьма распространено в древности. Ну и современные неоязыческие культы этим грешат. Некому там поклонятся, это наши собратья по несчастью. Относиться уважительно и без панибратства - да, как к более значимым, древним и мудрым сущностям, но поклоняться не стоит."-

да, я тоже так считаю :)

 

...не берусь судить о истенности ваших слов но, ваше мнение вполне обосновано и весьма хорошее :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
"Вот так они и накладывают свои отпечатки, которые омраченная личность и воспринимает как свое Я"-

но, личность должна стремиться к осознанию и таким образом избавиться от омрачения.

 

Безусловно. Весь фокус в том что расчитывая только на свои силы личность обречена блуждать в потемках, т.е. в пределах планетных сфер. Т.к. все ее желания и стремления, которые она будет принимать за срабатывание своей свободной воли будут обусловлены положением Планет на небосводе в момент ее появления на свет и соответствующими транзитами. Это так, в двух словах. Все конечно несколько сложнее.

 

 

...не берусь судить о истенности ваших слов но, ваше мнение вполне обосновано и весьма хорошее :)

Спасибо. Об истинности своего мнения тоже до конца судить не могу, но практика показывает, что все так и есть. Возможно к нашему обсуждению подключатся знатоки этого вопроса и прольют свет на эти достаточно сложные материи.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Птолемей в своем трактате ссылается на древнюю традицию считать Луну и Венеру ночными планетами, Солнце и Юпитер дневными, а Меркурий – общей планетой. Т.е. дневной утром и ночной вечером."

 

А Марс и Сатурн? Марс - день, Сатурн - ночь?

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

В целом тоже разделяю астрологическое влияние на темперамент. У меня пять планет в одном из воздушных знаков, и чувствую, что изначально во мне Воздух сильнее других стихий. При том что Солнце в земном знаке, и асцендент в огненном.

А вообще я думаю, что эти соответствия - лишь направления нашего развития, точки наименьшего сопротивления, так скажем. И над этими влияниями нужно работать, чтобы уравновесить их.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Viasol

 

А Марс и Сатурн? Марс - день, Сатурн - ночь?

 

Согласно Птолемею - наоборот.

 

"Поэтому древние относили холодный Сатурн к теплому дню, а сухоу Марс к влажной ночи, что давало им долю хороших свойств, получающихся в результате смешения, и право быть истинным представителем своей группы обретая умеренность." Тетрабиблос, кн.1, гл.7.

 

 

Кстати "Тетрабиблос" Птолемея доступен в сети.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest user no name 3

Привет вам и доброго здравия! Если располагаете знаниями, то буду весьма благодарен, если поделитесь информацией, как располагаются цвета по шкалам Короля и Королевы в отношении соответствующих планет?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Привет вам и доброго здравия! Если располагаете знаниями, то буду весьма благодарен, если поделитесь информацией, как располагаются цвета по шкалам Короля и Королевы в отношении соответствующих планет?

И вам здравствовать.

 

Цвета планет по шкалам Короля и Королевы приводятся в таблицах из известной "777". Там планеты ставятся в соответствие буквам иврита (идея заимствованая Золотой Зарей из Сефер Йецира и переработаная на свой лад, на мой взгляд не вполне удачно) и каждой из них присваивается определенный цвет в каждой из четырех шкал.

 

буква планета шкала ц.Короля шкала ц.Королевы

 

Бет Меркурий желтый пурпурный

 

Гимель Луна синий серебрянный

 

Далет Венера изумрудный голубой

 

Каф Юпитер фиолетовый синий

 

Пей Марс алый красный

 

Рейш Солнце оранжевый золотистый

 

Тав Сатурн индиго черный

 

 

 

 

Если в привязке планет к цветам до определенной меры можно согласиться, то в привязке планет и цветов к буквам есть серьезные сбои. А буквы, на мой взгляд более значимы как отображающие внутреннюю суть указанных явлений.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Табличка смазалась при отправке сообщения, но разберетесь, там ничего сложного.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest user no name 3

Спасибо. Тогда есть вопрос по гравюре Azoth (упрощенное ее название, насколько мне известно) , что стоит у вас в аватаре (аналогичную использую вконтакте), изучил ее всевозможные интерпретации, но лучи гептаграммы явно не в те цвета окрашены, если соответственно планетам, хотя по стадиям ВД соотносятся. Каково ваше мнение на этот счет? Дело в том, что гравюра прекрасно подходит для медитации, но хотелось бы быть уверенным в правильности ее.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Спасибо. Тогда есть вопрос по гравюре Azoth (упрощенное ее название, насколько мне известно) , что стоит у вас в аватаре (аналогичную использую вконтакте), изучил ее всевозможные интерпретации, но лучи гептаграммы явно не в те цвета окрашены, если соответственно планетам, хотя по стадиям ВД соотносятся. Каково ваше мнение на этот счет? Дело в том, что гравюра прекрасно подходит для медитации, но хотелось бы быть уверенным в правильности ее.

Боюсь что цвета лучей на упомянутом вами изображении имеют к самим планетам весьма опосредованное отношение и представляют собой "авторское" видение соотнесения символизма стадий Делания с цветами.

 

Есть изображения этой гравюры в других цветах. Вот например:

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

 

Или вообще безцветное:

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

На этих гравюрах, на мой взгляд, более содержательна компоновка символов чем цвета в которые они окрашены.

 

Планетарные же цвета по шкалам Короля и Королевы, насколько я понимаю, носят не умозрительное происхождение, а были получены ("увидены") магами Золотой Зари в порядке скраинговых работ с буквами еврейского алфавита. И по идее должны бы иметь к соответствующим им планетам непосредственное отношение.

 

Но практики Золотой Зари хорошо владели ритуалом, и искуство скраинга ими было доведено до совершенства (даже в большей степени чем это необходимо для работы, что и сыграло с ними злую шутку). А вот их познания в Астрологии оставляли желать много, много лучшего. Увы. Отсюда и ляпы в соответствиях. Дело в том что при скраинге планетарного символа (в том числе и буквенного) мы неминуемо в большей или меньшей степени войдем в контакт с планетной сферой, а излучаемый ею цвет может меняться и весьма существенно в зависимости от того прямым или попятным будет движение планетного тела, в зависимости от фазы планеты относительно Солнца, от того будет планета находиться с освещенной или затененной полусфере и от того будет в то время день или ночь. Это основные факторы. Поэтому при некорректном подходе легко спутать к примеру, Солнце с Юпитером в определенной его фазе. Скраинг - штука тонкая, небрежения не терпит.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest user no name 3
Скраинг - штука тонкая, небрежения не терпит.

 

Совершенно согласен. Благодарю за ценный экскурс.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest user no name 2

В тему о темпераметрах хотелось бы привести небольшой Апокриф "Галеново на Гиппократа. По некоторым данным эту мудрость передавал учитель молодому Александру Македонскому. Хотя учитывая, что это новозаветный апокриф, а годы жизни Александра 356-323 гг. до н.э.

 

и так, предисловие

"Апокриф "Галеново на Гиппократа" - один из интереснейших образцов неканонической письменности. К сожалению, памятнику повезло меньше, чем другим апокрифам: ни детальная история его бытования, ни рукописные списки, ни идейно-мировоззренческое содержание апокрифа специально еще не изучались. До сих пор остаются неясными вопросы происхождения текста и непосредственные источники воспроизведенных в неканоническом трактате идей. Нет ясного представления о путях проникновения этого памятника в древнерусскую культуру и о причинах востребования столь необычного для древнерусской культуры текста. Хочется надеяться, что это неканоническое произведение привлечет к себе внимание источниковедов, которые проведут столь необходимую для историков культуры работу по выявлению списков апокрифа, их фрагментов в сборниках смешанного содержания и, возможно, установят редакции, варианты, а также взаимоотношения между ними. Большая работа предстоит по идентификации текстов с их возможными авторами и в направлении смыслового анализа содержания памятника.

По данным ранних рукописей, в составе которых обнаружен текст "Галеново на Гиппократа", время появления памятника в древнерусской переводной письменности предварительно можно датировать XV столетием. Помещение в рукописные сборники полных и сокращенных вариантов "Галеново на Гиппократа", а также распространение в древнерусской письменности небольших фрагментов."

 

Галеново на Гиппократа

 

Мир составился из четырех первоэлементов: из огня, из воздуха, из земли и из воды1 . Создан же был и малый мир, то есть человек, [также] из четырех элементов2 : из крови, из мокроты, из красной [и черной] желчи. Ибо кровь по виду - красная, а на вкус - сладкая. [Кровь] подобна воздуху, [как и он], - теплая и мокрая. Флегма же, то есть мокрота, - на вид белая, на вкус соленая. Подобна [она] воде, ибо мокрая и холодная. Красная желчь на вид желтая, на вкус же горькая. [Она] подобна огню, ибо [как и он] - сухая и теплая. Черная желчь - на вид черная, на вкус кислая. [Она] подобна земле, ибо сухая и холодная3. Когда эти элементы умаляются, или умножаются, или накапливаются выше меры своей, или, изменившись и отступив от своих мест, проникают в необычные места, - многообразно и многоразлично создают человеку болезни.

 

[Теперь] скажем, где и в каких местах они находятся [у человека]. Мокроте, [например], подобает быть под селезенкой. При дыхании исходит [мокрота] через рот и ноздри. Кровь же находится [у человека] около сердца за преградой, откуда [она] разделяется и проходит через вены и артерию. И когда она увеличивается, [то] просачивается и исходит через нос, ибо нигде в другом месте не может выйти, поскольку не имеет другого пути. Красная желчь находится [у человека] под печенью в присоединенном к печени пузыре. [У человека] при дыхании желчь [исходит] сквозь уши. Сера же, которую удаляем из ушей, - это красная желчь. Черная желчь [находится] под селезенкой в прикрепленной внутри мошоночке. Она исходит через глаза. Ибо то, что жжет, выходя из глаз, - это черная желчь.

 

Когда вышеназванные элементы пребывают во взаимном соответствии, - [организм] здоров. Ибо у всякого человека вышеназванные элементы в разном возрасте по-разному растут и множатся. Больше всего в отроческом [возрасте], до 14 лет, увеличивается кровь, ибо [ей свойственно умножаться] весной: в марте, апреле, мае. Поэтому она [кровь] мокрая и теплая. У человека до 30 лет умножается красная желчь, [потому что ей свойственно умножаться летом], то есть в июне, июле, августе, потому что оно [лето] - тепло и сухо. [У человека] в возрасте 45 лет умножается черная желчь, [ибо ей свойственно умножаться] осенью, то есть в сентябре, октябре, ноябре, потому что, [как и осень, черная желчь] сухая и холодная. В старом же, 80-летнем, возрасте умножается флегма, то есть мокрота, потому что она, как и зима, холодна и мокра. [Как следствие], у детей характер горячий и легкий под влиянием крови. И из-за этого [они] иногда играют, иногда смеются, а если плачут, то скоро утешаются. У юношей же характер пылкий и страстный под влиянием красной желчи, и из-за этого они более быстрые и вспыльчивые. У человека в зрелом возрасте характер сухой и холодный под влиянием черной желчи, и поэтому эти люди более суровые и крепкие. У старого же [человека] характер холодный и податливый под влиянием мокроты. Поэтому [также] они печальные, и дряхлые, и медлительные, и беспамятные. И когда они гневаются, [то долго] остаются неутешны. И вот знай, что кровь сделает душу милостивой и податливой, мокрота же, то есть флегма, - медлительной и забывчивой. Красная желчь - честной и благопристойной.

 

Распознаются поводы и причины болезней. Во-первых, по возрасту: если отрок болен, то виновата кровь, если юноша - красная желчь, если старый человек - виновата флегма. Во-вторых, причины распознаются и от времени [года]: если осень - черная желчь виновна, если же зима - мокрота повинна. А чтобы помнить и быть мудрыми - это зависит от хороших свойств тыла, то есть по имеющему теплый и студеный тыл. Забвение бывает от студеного тыла, от огненных же и жгучих вещей бывает безумие. От огненного начала исходит безумие и жар, [который], поднимаясь к голове, делает человека безумным, вводя его в иступление. [В этом случае] необходимо смешанными [разными] маслами, как говорит Гиппократ, помазать тело, [употребляя для этого] розовое масло и подобные ему. Искривление бывает глазу, или губам, или человеку - и это от студеного естества, что идет от тыла. В этом случае подобает очищать через ноздри, а снаружи огненными парами действовать на голову.

 

Сколько страданий бывает человеку [от болезней, которые] имеют начало в желудке. Или болезнь от глаз, болезнь зубов, болезнь горла, жар, удушье, болезнь ушей, осиплость <...> и подобные этим [болезни]. [Например], имеются на голове швы, но бывает и такая [голова], которая не имеет швов ", и та есть здоровая.

Прямые волосы на голове бывают от большого количества мокроты, что в голове. Кудрявая же [голова] бывает от тепла, которое в ней. Рыжие волосы - от красной желчи, черные - от черной и студеной мокроты, плешивость - если уменьшается влажность, питающая волосы. Если боли бывают в голове - [то это] от желудка зависит или же от железы [зависит], бельмо на глазу, болезнь зубов, в боку отек (то есть так называемая шишечка[?]).

 

Бороду характеризуют [следующие качества]: широкая, длинная, маленькая, средняя <...> это скудная борода. И такая скудная [борода бывает] от уменьшения влаги, питающей волосы.

Чувств же в человеке пять - зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Зрение - от эфира, обоняние - от воздуха, слух - от огня, вкус - от влаги, осязание же - от земли.

 

Вопрос: "Сколько частей у души?" Ответ: "Три - словесная, яростная и желающая".

Вопрос: "Когда бывает здоровым человек, а когда он болеет?" Ответ: "Здоровым бывает [человек], когда вышеназванные [четыре стихии] сочетаются по силе, то есть находятся в равенстве, равновесии [и] полном покое".

Вопрос: "Что такое здоровье?" [Ответ]: "Здоровье [человека] - это хорошее сочетание первоэлементов, из которых составлено тело: теплого, сухого, холодного, влажного".

Вопрос: "Что такое врач?" Ответ: "Врач - это слуга природы и помощник в болезнях. Настоящий врач - это [тот], кто способен искусно видеть и делать, а превосходнейший [врач] - это тот, кто лечит правильно. Лечение - это искусство: профилактика - для здоровых, исцеление - больным".

 

Человек имеет пять частей в теле: руки - две, ноги - две и голову.

 

Элементов [которые характеризуют человека] - 12: темя, уши, глаза, нос, рот, груди, руки - две, туловище, колени, ноги - две.

 

Имеет же и год четыре составные части: весна, лето, осень, зима.

 

Весна начинается с 24 марта и [продолжается] до 24 июня. [В это время] бывает умножение крови. [Тогда] необходимо пускать кровь и делать очищение желудка, [применяя] слабительное. Пища же [в это время] - овощи теплые. [Следует] избегать пресыщения рыбой, и вина теплого, и ужина позднего.

 

Лето же начинается с 24 июня [и продолжается] до 24 сентября. [В это время] бывает умножение черной желчи, [поэтому необходимо] себя успокаивать и не есть много, остерегаясь острого. Пить следует воду холодную, поздних ужинов избегать, есть [следует] немного холодной рыбы, [при этом] очищения желудка и пускания крови [следует] избегать.

 

С 24 сентября начинается осень, [которая продолжается] до 24 декабря. [В это время] следует избегать употребления в пищу овощей, холодной воды, большого количества вина и [остерегаться] утренних заморозков, не раздеваться, если и душно будет, беречь себя от гнева и ярости, [а также] от пресыщения пищей. [Следует] пускать кровь и очищать желудок, [применяя] слабительное, когда умалится луна.

 

С 24 декабря начинается зима, [которая продолжается] до 24 марта. [В это время] умножается флегма, то есть мокрота. [В это время] следует есть все, что имеет теплоту, а именно: горчицу, редьку, лук, лук-порей, перец, имбирь, мускатные орешки. Пить же [надобно] горячую воду с медом и с володым вином вареным, что называется ипсимо (то есть сыта). [Следует] остерегаться пресыщения (переедания), [употребления] сырой рыбы, злаков (хлеба) и позднего ужина.

 

Источник текста:

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день! Интересная и познавательная статья, однако соответствия с собой в соотношении с присущей стихией тоже не нашел. Стихия воздух , но я являюсь 100 % меланхоликом и пессимистом , что вовсе не соответствует даже своему знаку (Весы)...

А вообщем за статью огромное спасибо!

С уважением!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день! Интересная и познавательная статья, однако соответствия с собой в соотношении с присущей стихией тоже не нашел. Стихия воздух , но я являюсь 100 % меланхоликом и пессимистом , что вовсе не соответствует даже своему знаку (Весы)...

А вообщем за статью огромное спасибо!

С уважением!

))))))))))

 

Уважаемый Fletus! В тексте апокрифа, любезно приведенного уважаемым GTAB, говорится не о зодиакальных, а о сезонных соответсвиях. Обратите пожалуйста внимание на этот абзац:

 

 

С 24 сентября начинается осень, [которая продолжается] до 24 декабря. [В это время] следует избегать употребления в пищу овощей, холодной воды, большого количества вина и [остерегаться] утренних заморозков, не раздеваться, если и душно будет, беречь себя от гнева и ярости, [а также] от пресыщения пищей. [Следует] пускать кровь и очищать желудок, [применяя] слабительное, когда умалится луна.

 

Т.е. с 24 сентября, по 24 декабря длится осенний период, для которого характерны обострения состояний связанных с выходом из равновесия одного из базовых гуморов, а именно - черной желчи. А преобладание черной желчи как раз и дает меланхолический тип. Можете ознакомится с гравюрой, иллюстрирующей соответсвия темпераментов и сезонов, размещенной в стартовом топике этой темы.

 

Вы говорите, что вы "Весы". Если я правильно понимаю, то это означает положение Солнца в Знаке Весов в день вашего рождения. Но Солнце находится в знаке Весов приблизительно с 24 сентября по 24 октября, что чудесным образом укладывается в период соответсвующий меланхолическому темпераменту, указанный в тексте. :)

 

Второй момент, касающийся того проявлена у вас в стихия Воздуха или нет )). Достаточно посметреть на обилие и разнообразие ваших интересов, указанных в профиле, что бы понять сильную проявленность в вашем гороскопе именно воздушной стихии. Я бы предположил еще Огонь, судя по стилю и характеру ваших постов вы достаточно увлекающийся человек. А вот с Землей у вас наверняка туговато - недостает стабильности. Поправьте меня, если не прав. :)

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый dias144, поправлять особо нечего ибо в точку :). Признаться честно , восхищен! Хотел полюбопытствовать , пользуясь моментом , а чем характеризуется преобладающая стихия воды?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Контакты

 

 

ПРАВА



При копировании любой информации с сайта Teurgia.Org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.

Powered by Invision Community

Поддержать

Портал Teurgia.Org осуществляет свою деятельность, помимо личных финансовых вложений администрации, благодаря поддержке читателей. Поддержите проект, чтобы он продолжал развиваться.

Мы в Facebook


  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Telegram
  • © Teurgia.Org 2009-2019. All rights reserved.

    Powered by Invision Community

    ×
    ×
    • Create New...