Jump to content
Rufps

Восходящий и нисходящий треугольники в религиозном искусстве

Recommended Posts

Доброго времени суток, уважаемые.

Предлагаю в этой теме обсуждать значение непонятных и интересующих нас знаков и символов.

кто что знает и думает.

 

Начну с шестиконечной звезды.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Что собой представляет? Что символизирует? Где применяется и для чего?

Несомненно символ сей оооочень древний, но что мы о нём знаем?

Эмблема бракосочетания неба и земли, слияния огня и воды, мужского и женского...

Edited by Rufps

Share this post


Link to post
Share on other sites
Какой восторг и сил какой напор

Во мне рождает это начертанье!

Я оживаю, глядя на узор,

И вновь бужу уснувшие желанья,

Кто из богов придумал этот знак?

Какое исцеленье от унынья

Дает мне сочетанье этих линий!

Расходится томивший душу мрак.

Все проясняется, как на картине.

И вот мне кажется, что сам я - бог

И вижу, символ мира разбирая,

Вселенную от края и до края.

Постарайтесь конкретизировать заинтересовавшие вас вопросы, это слишком широкая тема.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Постарайтесь конкретизировать заинтересовавшие вас вопросы, это слишком широкая тема.

Ок. Обьясните мне пожалуйста есть ли разница и какая между Маген-Давид и шестиконечной звездой? И приведённое выше изображение к чему относиться?

Share this post


Link to post
Share on other sites

По поводу щита Давидова достаточно сказано, например, здесь.

 

Приведенный вами рисунок традиционно называется Гексаграммой Соломона, или символом Макрокосма.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Начну с шестиконечной звезды.

 

Что собой представляет? Что символизирует? Где применяется и для чего?

Несомненно символ сей оооочень древний, но что мы о нём знаем?

 

Действительно, приведенная уважаемым Олегом ссылка во многом отвечает на ваши вопросы.

Однако я хотел еще пару слов от себя добавить:

На флаге Израильского государства "Маген Давида" по одной из трактовок означает прохождение Израиля при Исходе из Египта сквозь воды Красного (Чермного) Моря. Это символизируется Гексаграммой расположенной между двух полосок:

 

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Сама по себе Гексаграмма символ весьма широкий и объемлющий многое. Таким образом по шести ее концам располагаются планеты, а в центре - Солнце.

Или, если из левого верхнего угла в правый нижний угол вы проведете линию в Гексаграмме, а затем проведете еще одну линию из правого верхнего угла в левый нижний - то у вас получится две пентаграммы соединенные в одной гексаграмме: одна пентаграмма прямая, другая инверсированная.

Share this post


Link to post
Share on other sites
то у вас получится две пентаграммы соединенные в одной гексаграмме

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

что-то типа этого?

Share this post


Link to post
Share on other sites
то у вас получится две пентаграммы соединенные в одной гексаграмме

 

что-то типа этого?

 

Нет.

 

Где вы там видите две пентаграммы?

Вопрос право риторический.

Воспользуйтесь теми описаниями что я вам дал выше, и все у вас получится.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Восходящий и нисходящий треугольники - одни из базовых символов в западной традиции. Они неоднократно обсуждались в контексте бинера мужское-женское, эволюция-инволюция и в вопросах, связанных с символизмом гексаграммы. Но для раскрытия значения этих символов интересно также обратиться к религиозному искусству, которое весьма интересно своими аллегориями и символизмом. Попытаемся понять, что подразумевали под такой композицией художники, и как это сочетается с оккультными воззрениями на этот счет.

Приведу несколько изображений:

 

Диего Веласкес: Марию коронует Святая Троица. Через Марию Бог воплотился в материальном мире, не ущемив при этом своей Божественной природы, но вочеловечившись (воплощение не "исказило" Воплощающегося), то есть Марию можно считать чистым инволютивным принципом. Но, в то же время, Коронование - это нисхождение благодати от Троицы к Деве, и нисходящий треугольник может подчеркивать эту идею:

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Эль Греко. Коронование Марии.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

А. Картон.«Коронование Марии»

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Питер Пауль Рубенс. Коронование Марии.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Тициан - Вознесение Марии. Обратите внимание, что Мария и 2 апостола на переднем плане образуют треугольник вершиной вверх, а сама фигура Богоматери с поднятыми руками и небеса над ней - треугольник вершиной вниз.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Гарофало, Вознесение Христа

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Типичный для иконографии Вознесения Господнего сюжет. Ярко видна гексаграмма: Иисус и люди снизу - это треугольник вершиной верх, в то время, как сам Иисус с поднятыми руками и небеса над ним - это треугольник восходящий.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Тут также гексаграмма: Иисус и ангелы - треугольник вершиной вверх, но сами ангелы находятся в такой позе, что формируют треугольник вершиной вниз.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Итак, какие выводы можно сделать? Кроме того, что треугольник, как вершиной вверх, так и вершиной вниз - весьма популярное композиционное решение

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
?

1) Восходящий треугольник - Бог сверху, множество людей снизу:

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

2) Нисходящий треугольник - Небеса сверху и один человек, взаимодействующий с ними.

Таким образом, оба треугольника выражают одну и ту же идею, но как бы с разных сторон (что, впрочем, следует из самой их формы - очевидно, если перевернуть нисходящий треугольник, получим восходящий, и наоборот), но акценты расставлены по-разному: если в первом случае множество людей (=весь мир) воспринимает эманации Божественного, то во втором один человек входит в Царствие Небесное или же лицезреет его.

 

Конечно, это не абсолютные правила, а лишь некоторые наблюдения, и здесь еще есть над чем поразмыслить.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Попытаемся понять, что подразумевали под такой композицией художники, и как это сочетается с оккультными воззрениями на этот счет.

 

А вы учитываете тот факт, что любая художественная композиция строится по определённым правилам, никак не связанным ни с каким оккультизмом?

 

Существуют два типа композиции замкнутая и открытая.б

Для передачи идеи неподвижности устойчивости больше всего подходит замкнутая закрытая статичная композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий построение по форме круга квадрата прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции четкий внешний контур нарастание сложности к центру. Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий от центра. Как правило строится несколько композиционных узлов используется ритм.

Для передачи движения динамики используются диагональные линии свободное пространство перед движущимся объектом, момент кульминации движения.

Условия для выражения покоя: статики нет, диагоналей нет, статичные позы, симметрия, уравновешенность, вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник квадрат овал)

 

Это конечно интересно, что и там треугольнички, и в оккультизме треугольнички, но всё же мне, например, это исследование кажется несколько притянутым за уши.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Попытаемся понять, что подразумевали под такой композицией художники, и как это сочетается с оккультными воззрениями на этот счет.

 

А вы учитываете тот факт, что любая художественная композиция строится по определённым правилам, никак не связанным ни с каким оккультизмом?

 

В то время, когда рисовались эти произведения, "определенные правила" всегда были связаны с оккультизмом. С определенным таинственным символическим значением - если быть точным.

 

Существуют два типа композиции замкнутая и открытая.б

Для передачи идеи неподвижности устойчивости больше всего подходит замкнутая закрытая статичная композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий построение по форме круга квадрата прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции четкий внешний контур нарастание сложности к центру. Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий от центра. Как правило строится несколько композиционных узлов используется ритм.

Для передачи движения динамики используются диагональные линии свободное пространство перед движущимся объектом, момент кульминации движения.

Условия для выражения покоя: статики нет, диагоналей нет, статичные позы, симметрия, уравновешенность, вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник квадрат овал)

 

Это конечно интересно, что и там треугольнички, и в оккультизме треугольнички, но всё же мне, например, это исследование кажется несколько притянутым за уши.

 

На самом деле, вам действительно кажется, потому как оккультизм XIX-ого века все эти треугольнички взял именно из произведений Эпохи Ренессанса, и из иконописи.

Share this post


Link to post
Share on other sites
оккультизм XIX-ого века все эти треугольнички взял именно из произведений Эпохи Ренессанса, и из иконописи.

Вас не затруднит дать ссылку на книги в которых это описано?

Share this post


Link to post
Share on other sites
оккультизм XIX-ого века все эти треугольнички взял именно из произведений Эпохи Ренессанса, и из иконописи.

Вас не затруднит дать ссылку на книги в которых это описано?

 

Начните с Фрейда Геттингса "Марсельское Таро".

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот общеизвестное, из "Учения и Ритуала Высшей Магии" аббата Альфонса Луи Констана (Элифаса Леви):

 

Двойной треугольник Соломона объясняется Святым Иоанном в его заметках. Он говорит: «Есть трое, которые делают запись на небесах — Отец, Слово и Святой Дух; есть и трое, которые свидетельствуют на земле — дух, вода и кровь».

 

Таким образом, Святой Иоанн соглашается с учителями философии Гермеса, которые называли свою серу именем Этер, свою ртуть — философской Водой, а свою соль Кровью Дракона или Растворителем Земли. Кровь, или соль, соответствует в оппозиции Отцу, азотная или ртутная вода — Слову или Логосу, и Этер — Святому Духу.

 

В магических церемониях тройное повторение имен с различными интонациями было присоединено к треугольным комбинациям. Древние священники, проводя ночь в собраниях на перекрестке трех дорог, трижды пронзительно выкрикивали в честь трехликой Гекаты. Все эти фигуры, которые к тому же действуют аналогично, все эти расположения чисел и букв, являются, как мы уже говорили, такими сильными инструментами для тренировки воли путем установления и определения ее привычек. Более того, они служат для того, чтобы приводить все силы человеческой души в действие и усиливать созидательную силу воображения. Это является упражнением мысли в обучении воплощению: и поэтому, эффект подобных упражнений нерушим, как сама природа, в том случае, если они выполнены в абсолютной тайне и с упорной настойчивостью.

 

Великий мастер говорил нам, что вера может передвигать горы. Даже суеверная и бессознательная практика эффективна, так как является воплощением воли. Поэтому молящийся обладает большей силой, если идет в церковь. Люди смеются над простой женщиной, которая отказывает себе в молоке на пенни по утрам, чтобы иметь возможность поставить свечку за пенни и зажечь ее на магическом треугольнике часовни; но те, которые смеются — безразличны; а простая женщина платит не слишком дорого за то, что таким образом покупает смирение и бодрость духа.

 

У великих религий всегда был один серьезный соперник, и этим единственным соперником является магия. Магия породила оккультные объединения, которые пронесла над революцией, названной Ренессансом; буквальное понимание аллегорической истории еврейского Гермеса стало гибелью человеческого разума, ослепленного неразумной страстью. Свергая столпы храма, он сам себя похоронил под руинами. Масонские общины сегодняшних дней не менее невежественны в высоком смысле своих символов, чем были раввины Sepher Yezirah и Zohar в отношении восходящей шкалы трех рангов, с поперечной прогрессией справа налево и слева направо каббалистической семерки.

 

Только, эти слова аббата Констана не следует понимать в отрыве от его другого изречения (Элифас Леви о Вольтере):

 

"И тогда Господь послал этого неистового разрушителя, чтобы он изъял религию из мира, который перестал быть ее достойным".

 

Но это уже совершенно другая тема.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Тициан - Вознесение Марии. Обратите внимание, что Мария и 2 апостола на переднем плане образуют треугольник вершиной вверх, а сама фигура Богоматери с поднятыми руками и небеса над ней - треугольник вершиной вниз.

Здесь речь идёт о геометрическом треугольнике, правильно?

 

 

 

 

А вот общеизвестное, из "Учения и Ритуала Высшей Магии" аббата Альфонса Луи Констана (Элифаса Леви):

 

Двойной треугольник Соломона объясняется Святым Иоанном в его заметках. Он говорит: «Есть трое, которые делают запись на небесах — Отец, Слово и Святой Дух; есть и трое, которые свидетельствуют на земле — дух, вода и кровь».

 

Таким образом, Святой Иоанн соглашается с учителями философии Гермеса, которые называли свою серу именем Этер, свою ртуть — философской Водой, а свою соль Кровью Дракона или Растворителем Земли. Кровь, или соль, соответствует в оппозиции Отцу, азотная или ртутная вода — Слову или Логосу, и Этер — Святому Духу.

 

В магических церемониях тройное повторение имен с различными интонациями было присоединено к треугольным комбинациям. Древние священники, проводя ночь в собраниях на перекрестке трех дорог, трижды пронзительно выкрикивали в честь трехликой Гекаты. Все эти фигуры, которые к тому же действуют аналогично, все эти расположения чисел и букв, являются, как мы уже говорили, такими сильными инструментами для тренировки воли путем установления и определения ее привычек. Более того, они служат для того, чтобы приводить все силы человеческой души в действие и усиливать созидательную силу воображения. Это является упражнением мысли в обучении воплощению: и поэтому, эффект подобных упражнений нерушим, как сама природа, в том случае, если они выполнены в абсолютной тайне и с упорной настойчивостью.

 

Великий мастер говорил нам, что вера может передвигать горы. Даже суеверная и бессознательная практика эффективна, так как является воплощением воли. Поэтому молящийся обладает большей силой, если идет в церковь. Люди смеются над простой женщиной, которая отказывает себе в молоке на пенни по утрам, чтобы иметь возможность поставить свечку за пенни и зажечь ее на магическом треугольнике часовни; но те, которые смеются — безразличны; а простая женщина платит не слишком дорого за то, что таким образом покупает смирение и бодрость духа.

 

У великих религий всегда был один серьезный соперник, и этим единственным соперником является магия. Магия породила оккультные объединения, которые пронесла над революцией, названной Ренессансом; буквальное понимание аллегорической истории еврейского Гермеса стало гибелью человеческого разума, ослепленного неразумной страстью. Свергая столпы храма, он сам себя похоронил под руинами. Масонские общины сегодняшних дней не менее невежественны в высоком смысле своих символов, чем были раввины Sepher Yezirah и Zohar в отношении восходящей шкалы трех рангов, с поперечной прогрессией справа налево и слева направо каббалистической семерки.

 

Только, эти слова аббата Констана не следует понимать в отрыве от его другого изречения (Элифас Леви о Вольтере):

 

"И тогда Господь послал этого неистового разрушителя, чтобы он изъял религию из мира, который перестал быть ее достойным".

 

Но это уже совершенно другая тема. B)

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

В вашей цитате рассмотрен треугольник как образное понятие, которое можно схематически изобразить с помощью геометрического треугольника.

Но из этого вовсе не следует, что его можно соотнести с треугольником замеченном на картинах, и вообще не следует, что эти треугольники как-то связаны.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Тициан - Вознесение Марии. Обратите внимание, что Мария и 2 апостола на переднем плане образуют треугольник вершиной вверх, а сама фигура Богоматери с поднятыми руками и небеса над ней - треугольник вершиной вниз.

Здесь речь идёт о геометрическом треугольнике, правильно?

 

Геометрия - это наука древних Посвященных о Таинствах Вселенной. Со времен Пифагора, включая эпоху Ренессанса, и даже до наших дней, т.е. пока существует Посвящение Вольных Каменщиков B) .

 

А вот общеизвестное, из "Учения и Ритуала Высшей Магии" аббата Альфонса Луи Констана (Элифаса Леви): ...........

 

В вашей цитате рассмотрен треугольник как образное понятие, которое можно схематически изобразить с помощью геометрического треугольника.

Но из этого вовсе не следует, что его можно соотнести с треугольником замеченном на картинах, и вообще не следует, что эти треугольники как-то связаны.

 

Следует. Потому как то, что в Оккультизме рассматривается как "образное понятие" всегда обязано соответствовать своей Геометрической форме.

 

Все то же самое касается и икон, и картин Христианской Иконографии: мыслители и философы Ренессанса не изображали случайные Геометрические фигуры на своих произведениях, так как были слишком хорошо знакомы с Пифагореизмом.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А вы учитываете тот факт, что любая художественная композиция строится по определённым правилам, никак не связанным ни с каким оккультизмом?

Конечно, учитываю. Но стоит также учитывать, что в религиозной живописи ничто не случайно и не используется "просто для красоты". Западноевропейское религиозное изобразительное искусство, так же, как и православная иконопись, несет не только декоративную функцию. Задачей художника является передача сцен бытия духовного изобразительными средствами, и композиция ничем не хуже цвета B) Разные типы перспективы, кстати, тоже используются для того, чтобы подчеркнуть определенные идеи.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Разные типы перспективы, кстати, тоже используются для того, чтобы подчеркнуть определенные идеи.

 

И могут символически соотноситься с теми же треугольниками

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если задаться целью, можно всюду видеть то, что настроен видеть, что желаешь видеть.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Если задаться целью, можно всюду видеть то, что настроен видеть, что желаешь видеть.

Это и есть символическое, или мифологическое восприятие Мира. Сначала "задаешься целью", потом это происходит естественно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Если задаться целью, можно всюду видеть то, что настроен видеть, что желаешь видеть.

Это и есть символическое, или мифологическое восприятие Мира. Сначала "задаешься целью", потом это происходит естественно.

 

И что же хорошего в таком вот восприятии мира - через призму собственной личности?

Share this post


Link to post
Share on other sites
И что же хорошего в таком вот восприятии мира - через призму собственной личности?

А что плохого в восприятии Мира через призму символа и мифа?

Share this post


Link to post
Share on other sites
И что же хорошего в таком вот восприятии мира - через призму собственной личности?

А что плохого в восприятии Мира через призму символа и мифа?

"Через призму" - значит с искажением. А это плохо по определению.

Share this post


Link to post
Share on other sites
"Через призму" - значит с искажением. А это плохо по определению.

Совершенно с Вами согласен. Однако находясь в материальном теле, мы обречены на восприятие через призму органов чувств, либо через призму ума. И даже пользуясь астральными органими восприятия мы все равно не в состоянии воспринимать действительность до конца адекватно. Поэтому и пытаемся выбирать меньшее из зол. Призма символа (ИМХО) не самая плохая из доступных. Вы не согласны?

Share this post


Link to post
Share on other sites
"Через призму" - значит с искажением. А это плохо по определению.

Совершенно с Вами согласен. Однако находясь в материальном теле, мы обречены на восприятие через призму органов чувств, либо через призму ума. И даже пользуясь астральными органими восприятия мы все равно не в состоянии воспринимать действительность до конца адекватно. Поэтому и пытаемся выбирать меньшее из зол. Призма символа (ИМХО) не самая плохая из доступных. Вы не согласны?

А как же мистические и всякие другие озарения? Интуитивное восприятие? Разве это не восприятие мира как раз таки без искажений?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Контакты

 

 

ПРАВА



При копировании любой информации с сайта Teurgia.Org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.

Powered by Invision Community

Поддержать

Портал Teurgia.Org осуществляет свою деятельность, помимо личных финансовых вложений администрации, благодаря поддержке читателей. Поддержите проект, чтобы он продолжал развиваться.

Мы в Facebook


  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Telegram
  • © Teurgia.Org 2009-2019. All rights reserved.

    Powered by Invision Community

    ×
    ×
    • Create New...