Jump to content
Baal Hiram

Французская Оккультная Школа и/или Золотая Заря и анло-саксонский оккультизм

Recommended Posts

Подмечаю некоторую тенденцию в этих русскоязычных интернетах:

основная масса так называемых "эзотериков" не имеет понятия о том, что такое Французская Оккультная Школа, и берется выдвигать неадекватные суждения о ней.

 

Проблема такого рода "рассуждателей" в узколобости и в зацикленности на Золотой Заре и всем, что связано с англо-саксанской оккультной школой.

 

А ведь это просто глупо.

 

Англо-саксонская школа - это побочная ветвь, крайне сомнительная, кстати, от Континентальной ветви.

Родоначальником англо-саксонской ветви оккультизма является Золотая Заря Мазерса и Уэсткотта. Однако, многие упускают из внимания тот немаловажный факт, что линию преемственности Мазерс выводил для внешнего Ордена Золотой Зари с конинента - а именно из Германии, а для внутреннего, наиболее по меркам Золотой Зари практичного и глубокого Ордена - "Rosae Rubea et Aurae Crucis" - от некоего континентального Адепта, с которым Мазерс встретился в Париже.

 

То есть - не было и попыток намека на существование в англо-саксонском пространстве подлинной Эзотерической Традиции. И в этом отношении, Мазерс душой не покривил.

 

Однако, стоит сказать еще и о том, что Золотая Заря по меркам своего времени не расценивалась всерьез существовавшими Мистическими и Оккультными Братствами. На это нам указывает, к примеру факт вступления доктора Жерара Анкосса (Папюса) в Золотую Зарю, и, по ознакомлении со степенью Неофита - выход из нее и прекращение участия в собраниях (сомневающимся смотреть реестры Храма G.D. Ахатхор в Париже за 1895-ый год)

 

Причины такого отношения к Золотой Заре Папюса очевидны: врядли человеку, возглавляющему наисерьезнейшие Братства - Орден Мартинистов и Древний и Изначальный Устав Египетского Масонства Мемфис-Мицраим мог быть интересен микс из кусков материалов Мемфис-Мицраима, и еще меньших крох Мартинистских практик, которым и являлась Золотая Заря. Зачем подбирать крохи, когда у тебя самого есть целое, и полноценное?

 

Вопрос о том. как некоторые крохи учения попали к Мазерсу и Уэсткотту тоже прозрачный: Уэсткотт близко дружил с Джоном Яркером, возглавлявшим Мемфис-Мицраим в Британии и Ирландии. Он даже, вместе с Яркером, преподобным Эйтоном, и некоторыми другими - состоял в так называемом "Обществе Восьми", которое являло собой некое подобие практической группы по Алхимии. Конечно, некоторыми материалами они могли обмениваться, особенно учитывая специфическую линию поведения Яркера, готового ради распространения Устава Мемфис-Мицраим привлекать к его системе Степеней самых разнообразных лиц самыми разными путями (правда, материалы степеней он не раздавал столь же щедро, как членство в Уставе, правда, и само членство он давал лишь тем людям, на которых он возлагал надежды в развитии Устава).

 

Далее: существует у некоторых не очень сведущих в оккультных делах, однако нахватавшихся поверхностных знаний персонажей тенденция пытаться отделить германскую школу от Французской. Тенденция безнадежная и безосновательная.

 

До начала XX-ого века особой разницы среди так сказать, национальных Школ Континентального Оккультизма не было. Самой Германии, в том смысле, в котором она есть сейчас - не было.

Была Пруссия, Бавария, Австрия... Все они активно взаимодействовали с Францией, и на культурном уровне, и на масонском, и на эзотерическо-оккультном. И воевали постоянно. Знания, документы, гримуары, списки гримуаров - постоянно кочевали туда-сюда. Между старо-французским и старо-германским вариантом, ну например, Большого Ключа Соломона - разница только в том, что в германской версии больше иллюстраций, и есть изображение символов, которые надо нанести на корону оператора, и, за исключением некоторых нюансов - это вобщем то все. Об этом я могу смело говорить как обладатель той и другой версий.

 

Далее: параллели между Священной Магией Абрамелина Мага, одной из Операций Избранных Коэнов Дома Мартинеса де Паскуалиса (а вслед за ним ив практике Сен-Мартена, и Папюса), и Ритуалом Просвященных Авиньонцев (которая имеет прямые параллели с одним из методов Arcanum Arcanorum графа Калиостро) - факты очевидные для серьезных исследователей, и неплохо описаны у Робера Амбелена, со всеми ссылками на использованный материал.

 

По сути, преклонение перед Золотой Зарей, как и вообще перед англо-саксонскими системами магии и оккультизма - удел начинающих, либо поверхностных лиц. Уже на момент своего появления англо-саксонская система не смогла завоевать умы и сердца серьезных практиков и теоретиков Мистицизма и Оккультизма своего времени (Уэйт исправил все ритуалы на основе материалов Исправленного Шотландского Устава Жана-Батсиста Виллермоза (сподвижник Сен-Мартена и ученик Мартинеса де Паскуалиса), Йейтс отошел от дел, преподобный Эйтон последовал за Уэйтом, Яркер не проявлял интереса к Золотой Заре, на континенте - вообще никто не имел особого интереса), тем более не может этого сделать англо-саксонская система в наши дни, будучи оккупирована и подвергаемая активной эксплуатации люмпен-пролетариатом в разных формах своего извращения их "сердцами ничтожными и головами пустыми".

 

Безусловно, некоторые элементы практики и теории Золотой Зари стали общеоккультными в течении 20-ого века. Этот факт не подлежит отрицанию. Однако, общеоккультными могут стать лишь общие и начальные практики и теории, в силу своей простоты являющиеся универсальными. Специфика же духовного развития и возрастания подразумевает более углубленные и более сложные концепции, как спекулятивные, так и оперативные. С Золотой Зарей вышло так, что все их практики стали общеоккультными, и считаются базовыми, - "для начинающих", с теми или иными вариантами модификации. Теория же и "учение" в силу своей чрезвычайной невнятности, невразумительности и размытости чащу всего просто отброшены, без какого либо вреда для использования практических методов.

 

Таким образом, те эзотеристы, кто поднялся до знания и понимания практик и некоторых теорий Золотой Зари, и остановился на них - по сути достигли лишь малейшего, начального уровня. Гораздо более глубокие и серьезные техники и операции есть, но зашоренность взора, и упорство в "приверженности" системе G.D. многим не позволяют двигаться дальше, более того - заставляют писать нелепости относительно Французской Оккультной Школы, в многообразном Течении которой существует много такого, что на ум не приходило Мазерсу с Уэсткоттом, не говоря уже о их читателях.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Правду говоришь...

 

Из всех ныне существующих систем самой серьезной является французская школа несомненно.Ваша статья ,Bal-Hiram,по существу .Многие сейчас просто зациклены на золотой заре и телеме , они утверждают о том, что французская система воздвигнута "на песке" и пустых мечтаниях,хотя преемственность посвящения прослеживается именно во французской школе.Хоть она стара , но достаточно надежна.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Правду говоришь...

 

Из всех ныне существующих систем самой серьезной является французская школа несомненно.Ваша статья ,Bal-Hiram,по существу .Многие сейчас просто зациклены на золотой заре и телеме , они утверждают о том, что французская система воздвигнута "на песке" и пустых мечтаниях,хотя преемственность посвящения прослеживается именно во французской школе.Хоть она стара , но достаточно надежна.

 

С вашего позволения я объединил ваши сообщения для удобочитаемости.

 

Что до зацикленности многих на всякой современной попсе - то вульгарные культы всегда были популярнее Эзотерической Традиции.

Толпы суеверных крестьян - и напротив - малые группы Пифагорейцев, или Неоплатоников.

Толпы обрядоверцев средних веков - и напротив - малые группы Братьев Розенкрейцеров.

 

Все тоже самое, как обычно

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Что же до того, на чем построена Французская Школа, то всякого рода "ото"шники и прочие телепузики даже представления об этом не имеют.

До того, что они говорят - Французской Школе как каравану, который идет к своей цели, до лая гавкающей на него собаки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Подмечаю некоторую тенденцию в этих русскоязычных интернетах:

основная масса так называемых "эзотериков" не имеет понятия о том, что такое Французская Оккультная Школа, и берется выдвигать неадекватные суждения о ней.

Она просто экзотеричнее.

Проблема такого рода "рассуждателей" в узколобости и в зацикленности на Золотой Заре и всем, что связано с англо-саксанской оккультной школой.

Если бы только сама Золотая Заря…

Share this post


Link to post
Share on other sites
Подмечаю некоторую тенденцию в этих русскоязычных интернетах:

основная масса так называемых "эзотериков" не имеет понятия о том, что такое Французская Оккультная Школа, и берется выдвигать неадекватные суждения о ней.

Она просто экзотеричнее.

Проблема такого рода "рассуждателей" в узколобости и в зацикленности на Золотой Заре и всем, что связано с англо-саксанской оккультной школой.

Если бы только сама Золотая Заря…

 

Кхм, но на самом деле - экзотеричнее как раз англо-саксонская школа.

 

А Французская - гораздо эзотеричнее.

Утка, о том, что якобы золотозаришный извод, и британские оккультные штучки якобы эзотеричнее - запущена членами некой черно-магической секты, пользующей попорченную систему GD, и на самом деле, это всего лишь утка, и плод их больной фантазии, нацеленной на самопиар. Никаких реальных подтверждений таким заявлениям нет, напротив, есть очевидные свидетельства того, что англосаксонская школа, начиная с еще даже SRIA - все тащила из Франции, что плохо лежало. Следом за SRIA тащить с континента оккультизм продолжила Золотая Заря.

 

В то время как Французская Школа спокойно развивалась, и тот же Папюс, ознакомившись с ритуалом Неофита Золотой Зари твердо решил, что это не стоит его внимания, продолжив заниматься развитием Ордена Мартинистов и Мемфис-Мицраимом.

 

Да и в дальнейшем ситуация подобным же образом продолжала складываться.

Можно привести пример Уэйта, можно привести пример того же Мазерса, который свою "эзотерику" черпал в Парижской библиотеке

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кхм, но на самом деле - экзотеричнее как раз англо-саксонская школа.

 

Ой. Это очепятка была.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
эзотеричнее, конечно.

 

А думал я о том, что эзотерика и не должна быть популярной. Ей это как-то не свойственно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да это все унылые басни янки, что мол англо-саксонская школа такая "эзотеричная" якобы.

При том, что вся их эзотерика в топанье и хлопанье, и в том, кто куда как пошел. Толкование всей символики крутится вокруг ширинки и того, что за ней.

Если для кого-то вся эта нудная похабщина кажется более "эзотеричной" чем духовные практики Ф.Ш. - я не знаю, о чем с этим человеком говорить. Могу посоветовать сексопатолога, и попрощаться.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кхм, но на самом деле - экзотеричнее как раз англо-саксонская школа.

 

Ой. Это очепятка была. :blush: эзотеричнее, конечно.

 

А думал я о том, что эзотерика и не должна быть популярной. Ей это как-то не свойственно.

 

Да, это кстати, тоже отличительная черта англо-саксонской школы: она в лице своих последователей постоянно занимается самопиаром, и популяризацией своей системы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кхм, но на самом деле - экзотеричнее как раз англо-саксонская школа.

 

Ой. Это очепятка была. :blush: эзотеричнее, конечно.

 

А думал я о том, что эзотерика и не должна быть популярной. Ей это как-то не свойственно.

 

Извините, только сейчас отметил это ваше сообщение. Не воспримите как обиду.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кхм, но на самом деле - экзотеричнее как раз англо-саксонская школа.

 

Ой. Это очепятка была. :blush: эзотеричнее, конечно.

 

А думал я о том, что эзотерика и не должна быть популярной. Ей это как-то не свойственно.

 

Извините, только сейчас отметил это ваше сообщение. Не воспримите как обиду.

Ну вы же про того, для кого она эзотеричнее… :D Хотя, на счет ширинки – не все там такие. Только самые популярные.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кхм, но на самом деле - экзотеричнее как раз англо-саксонская школа.

 

Ой. Это очепятка была. :blush: эзотеричнее, конечно.

 

А думал я о том, что эзотерика и не должна быть популярной. Ей это как-то не свойственно.

 

Извините, только сейчас отметил это ваше сообщение. Не воспримите как обиду.

 

Кстати, даже Артура Уэйта зде упомянутого такая грустная тенденция слегка зацепила... :D При всем моем к нему уважении...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кхм, но на самом деле - экзотеричнее как раз англо-саксонская школа.

 

Ой. Это очепятка была. :blush: эзотеричнее, конечно.

 

А думал я о том, что эзотерика и не должна быть популярной. Ей это как-то не свойственно.

 

Извините, только сейчас отметил это ваше сообщение. Не воспримите как обиду.

Ну вы же про того, для кого она эзотеричнее… :D Хотя, на счет ширинки – не все там такие. Только самые популярные.

 

А хороший таке взрыв обсуждения :D

Мне нравится.

 

Кстати, даже Артура Уэйта зде упомянутого такая грустная тенденция слегка зацепила... sad.gif При всем моем к нему уважении...

Я думаю, это не более чем дань моде в его случае. Как и у того же Пайка в "Морали и Догме ДПШУ" можно найти выкладки о фаллических культах. Но оба этих деятеля, все таки, не дошли до того маразма, чтоб поставить фаллосы во главу угла.

В англо-саксонском мире, вообще, века с XIX-ого, с его самого начала, а может даже и с середины XVIII-ого - тема фаллических культов была популярна среди мыслителей. Конечно, это не связано ни с какой эзотерикой, просто такая мода была среди мыслителей, а может - все это компенсация пуританских нравов. В любом случае, визги пост-золотозаришных тусовок, ушедших в язычество и сатанизм о фаллосах - не оригинальны, так как сама идея об этом была на слуху задолго еще даже до Золотой Зари, и, видимо, была вариантом девиантного подхода к религиозному и оккультному вопросам.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Asclepius
Англо-саксонская школа - это побочная ветвь, крайне сомнительная, кстати, от Континентальной ветви.

Данное мнение всё же является слишком эмоциональным, поскольку демонстрирует определенную предвзятость к оценке деятельности G.'.D.'., что уже говорит нам о необходимости скептически относится к написанному, и прямо указывает нам, что ради поиска небольшого зернышка имеющейся Истины, необходимо проводить очень тщательное и кропотливое очищение от огромного количества искажающих её элементов.

 

С самого начала стоит заметить, что Английская ветвь Розенкрейцерства не ограничивается одной лишь Золотой Зарей, и имеет очень древние корни, уходящие гораздо глубже даже чем Элиас Эшмол и Джон Ди.

 

Кроме того когда он говорит о "Континентальной Ветви", то им сразу же производится подмена понятий, поскольку Французская ветвь является столь же побочной как и Английская, поскольку если уж говорить о родине Розенкрейцерства, то это без всякого сомнения Германия. Например именно на Немецком языке была издана большая часть трактатов считающимися розенкрейцерскими. Да и Манифесты Розенкрейцеров говорят нам именно о Братстве в Германии.

 

Тот же Мартинес де Паскуали не был французом, поэтому если мы считаем его родоночальником французской ветви, то нам следует как минимум считать его ветвь привнесенной во францию при чем в середине-конце 18го века, в то время как в Англии следы деятельности Братства прослеживаются как минимум уже с начала 16го века.

 

Опять же если мы сравним состояние Эзотерической Среды к 1888 году (год основания с одной стороны Герметического Ордена Золотой Зари в Великобритании, а с другой стороны это также год основания Каббалистического Ордена Розы и Креста Гуайты во Франции), то по признанию того же Папюса во Франции она была в гораздо большей степени профанирована и представлена в основном различными кружками спиритистов и многими другими весьма сомнительными вещами (в изобилии описываемыми Гуайтой в его книгах) с которыми и был призван бороться К.О.Р+K. в качестве одной из своих целей. Да и других дееспособных оккультных орденов во франции не было. Даже французское масонство в гораздо большей степени было профанировано и бездуховно, так что эзотерическую его составляющую фактически пришлось выстраивать с нуля. В то же самое время в противовес этому Англия в оккультном отношении находилась в расцвете. Это также характеризует и деятельность этих организаций, поскольку в то время как во Франции основной труд был направлен на Пробуждение Среды, то в Англии это было своего рода Завершение и Синтез всего Лучшего, что было накоплено до этого.

 

Опять же высказывания о том, что "Папюс сразу вышел из Французского Храма Золотой Зари", потому что якобы "ему это показалось сомнительным", достаточно безосновательны уже просто по той причине, что те кто стоят на подобных позициях скорее всего вряд ли общались с самим Жераром Анкосом в тот момент, и поэтому оценка его впечатления после посвящения вряд ли может быть высказана кем-то правдоподобно, ну разве что пока не будет найдено и предоставлено каких-нибудь записей самого Папюса на сей счет. Я вообще не уверен, что Папюс выходил из Золотой Зари. И скорее всего он изначально не искал в ней Просвещения или раскрытия неких Тайн. Я думаю что Мазерс просто дал ему что-то типа Почетного Членства, как это очень часто делалось, в различных организациях. Опять же утверждение "о плохом отношении других организаций к Золотой Заре" полностью развеивается даже просто тем противоречащим ему фактом, что Мазерса пригласили представлять Золотую Зарю на эзотерическом конвенте который организовал Папюс.

 

Как не странно гораздо чаще можно найти заметки о плохом отношении к Папюсу, со стороны например тех же Масонов, как и некоторых других посвятительных организаций и отдельных личностей. Так например достаточно известный исследователь Р.А.Гилберт приводит в качестве факта утверждение, о том что даже А.Э.Уэйт прекратил своё общение с Папюсом именно по этой причине. Есть также и множество других источников с весьма не лестными отзывами о Папюсе. Но я думаю их не стоит воспринимать слишком уж серьёзно, поскольку любой успех в какой либо общественно значимой области вызывает чьё-то неодобрение и недовольство.

 

Весьма сомнительным в моих глазах выглядит и утверждение о заимствовании Золотой Зарей элементов учения из Французской Школы. Без сомнения некоторые члены прекрасно знали о Мартинизме, и некоторые даже имели посвящение (например У.У.Уэскотт), но за всё время моего исследования Золотой Зари я честно говоря не нашел в её материалах никаких прямых заимствований из Французской Школы.

 

Опять же сама идея о том что Шифрованные Манускрипты были составлены во Франции или где-то ещё весьма сомнительна, поскольку Французы вряд ли практиковали Енохианскую Магию Англичанина Джона Ди, и уж тем более вряд ли стали бы включать её в свои ритуалы. Уже один этот факт говорит о том что источник происхождения Шифрованных Манускриптов стоит искать где-то в Великобритании. Хотя возможно сама традиция своим происхождением действительно обязана какому-то обществу в Германии, в частности тому же Прусскому Ордену Злато-розового Креста, как это считает большинство исследователей. Но даже в этом случае ритуалы были значительно переработаны.

 

Я думаю всего вышесказанного вполне достаточно, и остальное комментировать я считаю излишним, поскольку безосновательность абсолютного большинства положений я думаю и так очевидна.

 

На мой взгляд изначально был избран подход совершенно далекий от истины, поскольку основной посыл был в попытке возвысить нечто (французскую оккультной школу) в ущерб чему-то другому (английской школе). Если весы накренить в одну сторону, не имея достаточного груза Фактического Материала, то когда их отпустят они неизбежно с громом и треском качнутся в противоположную сторону.

 

В противоположность этому можно с уверенностью сказать, что между этими двумя направлениями никогда не было никакой вражды, а как раз наоборот было сотрудничество. В качестве Фактов можно например привести весьма хвалебные отзывы Жерара Анкоса об Уильяме Уэскотте в предисловии к книге "Масонские Символы", а также раздел в одном из документов Золотой Зари, в котором говорится о том что Французский Орден Розы и Креста является Дружественным Орденом, преследующим те же цели, хотя и несколько отличными методами.

 

Поэтому я честно говоря не понимаю зачем пытаться находить противоречия там, где изначально их никогда не было.

 

С другой стороны следует отметить что та версия Золотой Зари которая распространена сейчас является крайне профанированной и неглубокой, поскольку множество людей знают о ритуалах и практиках Золотой Зари не из первоисточников, а на основании весьма сомнительных переработок различными популярными new-age авторами. И популярные new-age трактовки Золотой Зари действительно Вульгарны. Но подобные порождения в лучшем случае могут считаться лишь внебрачными отпрысками Золотой Зари, не заслуживающими носить это название.

 

Но тот кто объявляет всю систему Золотой Зари вульгарной грешит против Истины, поскольку даже в некоторых современных Мартинистских Орденах практикуют и изучают различные элементы её учения. Коли так, тогда уж можно и Мартинизм столь же безосновательно объявить вульгарным. Но в этом случае, коли уж "основаниями и фактами" у нас выступают личные "мнения и предубеждения" не проще ли тогда уж сразу объявить что "фигней" является всё, кроме того что практикую "Я", но впрочем, если подумать, то и это в таком случае тоже "фигня", поскольку мнение может измениться. А есть ли что-то более реальное в мире солипсизма, чем собственное никем (кроме себя же) неоспоримое мнение?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лб.Asclepius. Твой откровенный переход на личности в самом начале твоего поста - показывает, что ты совершенно необъективно воспринимаешь написанное, а твоя попытка приписать мне некие эмоции - показывает лишь то, что ты проецируешь на меня свои собственные переживания.

 

Отвечу пока по сути, указав на слабые и тенденциозные места в "критике":

 

С самого начала стоит заметить, что Английская ветвь Розенкрейцерства не ограничивается одной лишь Золотой Зарей, и имеет очень древние корни, уходящие гораздо глубже даже чем Элиас Эшмол и Джон Ди.

 

Нету никаких документальных свидетельств этого.

Более того, сие рассуждение не основано даже на мифологии.

Никаких более ранних Джону Ди Розенкрейцеров в Англии не наблюдалось, увы, и ах :)

 

Кроме того когда он говорит о "Континентальной Ветви", то им сразу же производится подмена понятий, поскольку Французская ветвь является столь же побочной как и Английская, поскольку если уж говорить о родине Розенкрейцерства, то это без всякого сомнения Германия. Например именно на Немецком языке была издана большая часть трактатов считающимися розенкрейцерскими. Да и Манифесты Розенкрейцеров говорят нам именно о Братстве в Германии.

 

В Германии Братство развивалось бок о бок с Реформацией и Лютеранством. Даже символика фактически общая. Когда пошел спад эзотерических настроений в Лютеранстве, и оно начало превращаться в то, чем сейчас является - Традиция Братства перетекла во Францию, в Германии сохранившись в очень скудном виде, который правда, в итоге принес плод - Орден Злато-Розового Креста, и Устав Неизвестных Философов, но на этом вообще все закончилось, благодаря иллюминатам Вейсхаупта, которого в итоге одолел Жан-Батист Виллермоз, и через это вернул - уже из Франции - Традицию. Таким образом, нет никаких оснований утверждать существование некоей аутентичной германской ветви.

 

Напомню тебе еще важный исторический момент, который, ты, увы, забыл, так как не любишь историю: никакой Германии до начала 20-ого века как таковой не было. Были разрозненные Герцогства и Королевства, но Германии не было. Так, о чем ты говоришь, когда имеешь ввиду некую Германскую ветвь? :)

 

Тот же Мартинес де Паскуали не был французом, поэтому если мы считаем его родоночальником французской ветви, то нам следует как минимум считать его ветвь привнесенной во францию при чем в середине-конце 18го века, в то время как в Англии следы деятельности Братства прослеживаются как минимум уже с начала 16го века.

 

Приставка "де" - вообще указывает на принадлежность к Французскому дворянству. Это если что, на будущее.

Дом Мартинес был французом. А вот предки его были испанцами. И среди них были представители знаменитой испанской инквизиции.

Отец Паскуалиса жил во Франции, и его дед, по всей видимости тоже. Учитывая, что Традиция, которую они практиковали, была в том числе и семейной - утверждать, будто Паскуалис принес ее во Францию в 18-ом веке - ошибочно.

 

Что до мечтаний о некоем "розенкрейцерстве" в Англии в начале 16-ого века - то я снова повторю, что это все мечты: никаких свидетельств нет, ни документальных, ни мифических.

 

Опять же если мы сравним состояние Эзотерической Среды к 1888 году (год основания с одной стороны Герметического Ордена Золотой Зари в Великобритании, а с другой стороны это также год основания Каббалистического Ордена Розы и Креста Гуайты во Франции), то по признанию того же Папюса во Франции она была в гораздо большей степени профанирована и представлена в основном различными кружками спиритистов и многими другими весьма сомнительными вещами (в изобилии описываемыми Гуайтой в его книгах) с которыми и был призван бороться К.О.Р+K. в качестве одной из своих целей.

 

Есть нюанс:

У Каббалистического Ордена Розы+Креста по Линии Пеледана и Гуайты была преемственность от Паскуалиса, и от Розенкрейцеров Гельвеции.

А у Золотой Зари было мифотворчество по мотивам легенды S.R.I.A.. практически до словно скопированное.

 

Что до профаннированности среды, то во Франции она хотя бы была, тогда как в Англии ее не было вообще.

Иначе - зачем было Мазерсу выдумывать преемственность с Континента - от Континентальной Школы?

 

Да и других дееспособных оккультных орденов во франции не было.

 

Ну, здрасьте :)

 

А куда Египетский Устав Мицраима делся, который Папюс называл величайшим наследником Пифагорейства? :)

 

Он во Франции существовал до 1905-ого года, между прочим.

И в нем Поль Седир состоял, и многие друзья Папюса.

 

Даже французское масонство в гораздо большей степени было профанировано и бездуховно, так что эзотерическую его составляющую фактически пришлось выстраивать с нуля.

 

Смотри мой предыдущий комментарий :)

 

В то же самое время в противовес этому Англия в оккультном отношении находилась в расцвете.

 

Голословное и не имеющее ничего общего с действительностью утверждение.

В Англии были всякие тусовки для скучающих "денди" и аристократии, в которых занимались либо пустословием, либо фантазированием на ритуальные темы.

Могу привести примеры ии подробно их разобрать. Будет смешно :)

 

Опять же высказывания о том, что "Папюс сразу вышел из Французского Храма Золотой Зари", потому что якобы "ему это показалось сомнительным", достаточно безосновательны уже просто по той причине, что думается мне автор данного утверждения вряд ли общался в тот момент с самим Жераром Анкосом, для того чтобы оценить его эмоциональные впечатления после посвящения, и уж тем более он вряд ли интересовался его мнением касательно Золотой Зари.

 

Отнюдь. Мой критик, ты плохо подготовился к полемике, увы.

Папюс учил никогда не примыкать ни к какой группе, предлагающей посвящение без молитвы. Смотри: воспоминания Филиппа Анкосса.

В Золотой Заре как раз это самое и предлагают. :)

 

Кроме того, я знаю, что некоторые Мартинистские Ордена, например Лионский Орден Мартинистов, - считают Орден Золотой Зари вообще люциферианской организацией.

Это конечно, чересчур, но общее отношение из этого вполне вырисовывается. Обще-Мартинистское отношение к Золотой Заре не получится списать на чисто мое субъективное отношения, которое, кстати, к Золотой Заре гораздо мягче, чем мнение мейнстрима.

 

А раз уж это не так, то пока не будет найдено и предоставлено каких-нибудь записей самого Папюса на сей счет, то будем считать подобные заявления фантазией продиктованной несколько эмоциональным отношением.

 

По-моему, ты с больной головы на здоровую перекладываешь :)

У меня никаких эмоций на сей счет нет, а ты видимо испытываешь эмоциональные переживания, когда видишь критику Золотой Зари, но пытаешься проецировать свое эмоциональное состояние на меня :)

 

Я вообще не уверен, что Папюс выходил из Золотой Зари. И скорее всего он изначально не искал в ней Просвещения или раскрытия неких Тайн. Я думаю что Мазерс просто дал ему что-то типа Почетного Членства, как это очень часто делалось, в различных организациях.

 

А Робер Амаду - мартинист, и историк Мартинизма - уверен, что Папюс получил степень Неофита, и дальше не пошел, поскольку посчитал Золотую Зарю сомнительным предприятием. Он основывает свое мнение на архивах Папюса, предоставленных сыном Папюса - Филиппом Анкоссом.

 

Думаю, его мнение по весомее, чем твоя вольная фантазия на сей счет :)

 

Опять же утверждение "о плохом отношении других организаций к Золотой Заре" полностью развеивается даже просто тем противоречащим ему фактом, что Мазерса пригласили представлять Золотую Зарю на эзотерическом конвенте который организовал Папюс.

 

Туда даже контринициатическую организацию Иллюминатов Леопольда Энгеля пригласили.

И представителей Великого Востока Франции - с которыми Папюс спорил (и которых критиковал) о том, должно быть масонство эзотерическим или атеистическим - тоже пригласили. И что с того?

 

Так например достаточно известный исследователь Р.А.Гилберт приводит в качестве факта утверждение, о том что даже А.Э.Уэйт прекратил своё общение с Папюсом именно по этой причине.

 

Ты вообще все перепутал, и написал вздор :)

 

Уэйт прекратил общение с Папюсом из-за того, что Папюс тяготел к оккультизму и магии, а Уэйт считал это несовместимым с Христианским Мистицизмом. Почитай переписку Уэйта с Яркером, и с самим Папюсом. Кстати, к Папюсу Уэйт до конца жизни очень хорошо относился.

 

Есть также и множество других источников с весьма не лестными отзывами о Папюсе.

 

Да, есть. Это масонский журнал "Акация", в котором атеисты из Великого Востока Франции критиковали спиритуалистические и мистические устремления Папюса, а Папюс в журнале "Инициация" отвечал им, что масонство должно быть эзотерическим и Духовным. Атеисты из Великого Востока же настаивали, что масонство должно заниматься политикой и компаньонажем.

 

Ты решил отстаивать позицию Великого Востока Франции и атеистов из его рядов? :)

 

Но я думаю их не стоит воспринимать слишком уж серьёзно, поскольку любой успех в какой либо общественно значимой области вызывает чьё-то неодобрение и недовольство.

 

Я тебе еще раз говорю: там все серьезней было. Ниже отдельно распишу, с цитатами.

 

Весьма сомнительным в моих глазах выглядит и утверждение о заимствовании Золотой Зарей элементов учения из Французской Школы. Без сомнения некоторые члены прекрасно знали о Мартинизме, и некоторые даже имели посвящение (например У.У.Уэскотт), но за всё время моего исследования Золотой Зари я честно говоря не нашел в её материалах никаких прямых заимствований из Французской Школы.

 

Вселенский Пантакль сперли именно у Мартинистов. Правда испортив его хорошенечко. Да и много чего еще сперли. Могу расписать - да ты и сам знаешь, о документе Z, например...

 

Опять же сама идея о том что Шифрованные Манускрипты были составлены во Франции или где-то ещё весьма сомнительна, поскольку Французы вряд ли практиковали Енохианскую Магию Англичанина Джона Ди, и уж тем более вряд ли стали бы включать её в свои ритуалы. Уже один этот факт говорит о том что источник происхождения Шифрованных Манускриптов стоит искать где-то в Великобритании.

 

Тут я с тобой соглашусь. Скорее всего - т.н. Шифрованный Манускрипт - это конспекты ритуалов Кеннета Маккензи, по мотивам его рабочей группы, которая по мотивам Прусского Злато-Розового Креста сочинила свои ритуалы :)

 

Хотя возможно сама традиция своим происхождением действительно обязана какому-то обществу в Германии, в частности тому же Прусскому Ордену Злато-розового Креста, как это считает большинство исследователей. Но даже в этом случае ритуалы были значительно переработаны.

 

Оговорочка: сильно перевернутому учению Злато-Розового Креста - как утверждает большинство исследователей.

 

 

Я думаю всего вышесказанного вполне достаточно, и остальное комментировать я считаю излишним, поскольку безосновательность абсолютного большинства положений я думаю и так очевидна.

 

пока безосновательность большинства положений, и путаница в истории и фактологии видна только в твоей попытке "критики", весьма неудачной и тенденциозной :)

 

 

На мой взгляд изначально был избран подход совершенно далекий от истины, поскольку основной посыл был в попытке возвысить нечто (французскую оккультной школу) в ущерб чему-то другому (английской школе).

 

На твой взгляд, довольно далекий от истины :)

 

Если весы накренить в одну сторону, не имея достаточного груза Фактического Материала, то когда их отпустят они неизбежно с громом и треском качнутся в противоположную сторону.

 

Твои слова, да тебе бы в уши :)

 

В противоположность этому можно с уверенностью сказать, что между этими двумя направлениями никогда не было никакой вражды, а как раз наоборот было сотрудничество. В качестве Фактов можно например привести весьма хвалебные отзывы Жерара Анкоса об Уильяме Уэскотте в предисловии к книге "Масонские Символы", а также раздел в одном из документов Золотой Зари, в котором говорится о том что Французский Орден Розы и Креста является Дружественным Орденом, преследующим те же цели, хотя и несколько отличными методами.

 

Аналогичный документ у Каббалистического Ордена Розы+Креста отсутствует. В своих документах ЗолотоЗаришники могли писать что угодно. Они, например, считали, что французские Оккультисты (например, Элифас Леви, Папюс, Гуайта) втайне пользуются Золотозаришной системой Таро, и писали об этом в своих документах. Но ведь это чушь, вздор, и чепуха :)

 

Поэтому я честно говоря не понимаю зачем пытаться находить противоречия там, где изначально их никогда не было.

 

Если ты их не видишь, это не значит, что их нет :)

 

С другой стороны следует отметить что та версия Золотой Зари которая распространена сейчас является крайне профанированной и неглубокой, поскольку множество людей знают о ритуалах и практиках Золотой Зари не из первоисточников, а на основании весьма сомнительных переработок различными популярными new-age авторами. Вот это уж точно невозможно отрицать... И популярные new-age трактовки Золотой Зари действительно Вульгарны. Но подобные порождения в лучшем случае могут считаться лишь внебрачными отпрысками Золотой Зари, не заслуживающими носить это название.

 

Тут я с тобой полностью согласен.

Хотя, судя по всему, большинство членов Золотой Зари времен Уэсткотта и Мазерса тоже не отличались глубиной духовного поиска.

 

Но тот кто объявляет всю систему Золотой Зари вульгарной грешит против Истины, поскольку даже в некоторых современных Мартинистских Орденах практикуют и изучают различные элементы её учения.

 

Эк тебя понесло :)

Практиковать и изучать элементы учения - в духе Мартинизма - это одно. Особенно, на начальных этапах, как подготовка к более серьезным практикам Французской Школы.

истина то тут причем? :)

 

Коли так, тогда уж можно и Мартинизм столь же безосновательно объявить вульгарным.

 

Не экстраполируй :)

Слишком широкие и не логичные обобщения делаешь :)

 

Но в этом случае, коли уж "основаниями и фактами" у нас выступают личные "мнения и предубеждения" не проще ли тогда уж сразу объявить что "фигней" является всё, кроме того что практикую "Я", но впрочем, если подумать, то и это в таком случае тоже "фигня", поскольку мнение может измениться. А есть ли что-то более реальное в мире солипсизма, чем собственное никем (кроме себя же) неоспоримое мнение?

 

Тебя сейчас вообще не в ту сторону понесло. тут даже комментировать нечего. Видимо у тебя наболело за Золотую Зарю. Не буду тебе это бередить.

 

 

Итого:

Мой критик не смог представить никаких убедительных и серьезных аргументов. Кое какие замечания им сделанные - и я их отметил - действительно имеют место быть процентов на 50.

Во остальном, Лб. Asclepius, увы, не владеет ни фактологией, ни историческими данными:$и это более чем печально.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Собственно, о Папюсе и масонстве, из книги Кайе:

 

Начиная с 1897 г. Великий Мастер Ордена Мартинистов вместе с Уильямом Уинном Уэсткоттом и Генри Олкоттом появляется в списке великих Офицеров в списке Изначального и Подлинного Сведенборгианского Устава Джона Яркера22 под титулом Верховного Великого Маршалла. Четыре года спустя, по патенту, выданному Яркером, Папюс инсталлирует в Париже Ложу того же Устава под отличительным титулом «INRI» №14 и берет в руки ее молоток. В ноябре 1901 года журнал «l’Initiation» упоминает Сведенборгианский Устав и Ложу «INRI» среди эзотерических систем, чьим печатным органом он служит. Ложа набирает членов среди Мастеров-каменщиков, которым присваиваются еще три высших градуса: Зеленый Брат, Голубой Брат и Красный Брат. Но эта мастерская работает тайно, и ни Великий Восток, ни Великая Ложа Франции даже не беспокоятся по этому поводу, даже когда Папюс 9 марта 1905 г. Произносит речь в Ложе «Свободная мысль» Великого Востока, в которой ставит вопрос «должно ли масонство быть спиритуалистическим?»

 

20 марта 1906 г. Папюс, получив новый патент на создание Великой Сведенборгианской Ложи Франции, в которую никогда не входило никаких других Лож, кроме «INRI» No.14 , забывает о сдержанности и открывает огонь по «Акации», которая поставила вопрос о масонской регулярности ребром.

 

«Весь вопрос, - пишет Папюс, - заключается в том, чтобы узнать, является ли масонство символическим обществом, или традиционным, или это политическая и философская ассоциация с материалистическими целями…

 

С нашей точки зрения, решение вопроса - самое, что ни есть, простое. Надо создать в Париже и вообще во Франции регулярные символические Ложи, в которых не занимались бы ничем, кроме действительно масонских работ, а несимволические Ложи свободно занимались бы своими делами. С помощью свободной конкуренции масоны, которые захотят работать с символизмом, придут в отделения всемирных Уставов, учрежденных во Франции, а те, кто захочет заниматься политикой, пойдут в другие Ложи. Скоро это будет осуществлено, и мы увидим, какая из этих двух систем лучшая»23.

 

Дубинка, которую Папюс протянул своим оппонентам, чтобы они его же и побили, была с готовностью схвачена Шарлем Лимузеном, который под псевдонимом «Хирам» ответил ему в колонке «Акации» за июль 1906 г., в статье под названием «Регулярное масонство по Папюсу», где пишет, что «с любопытством ждет» объявленный проект, который, по его мнению, будет иметь не больший успех, чем Мартинизм или Сведенборгианство24. В остальном, заявляет автор (считавший, что Тедер – это псевдоним Папюса), Папюс не может похвастаться регулярностью. Папюс не замедлил с ответом, который Лимузен воспроизводит в сентябрьском номере своего журнала. «Вы говорите, - пишет Папюс, - что Папюс не регулярный масон. Да что вы об этом знаете? Спрашивал ли я вас когда-либо о вашем возрасте, раз уж вам пришло в голову утверждать, что я еще не родился?» Вторая ошибка, отмечает Жерар Анкосс, в том, что Тедер, который с давних пор публикует статьи в «l’Initiation», - это не его псевдоним. И более того, Тедер сам издает в Лондоне журнал «INRI». «Что же касается создания во Франции Великой Ложи, занимающейся настоящим масонством, то пусть Брат Лимузен успокоится. Все формальности будут соблюдены, с тем, чтобы члены этой организации могли быть приняты на собраниях в Лондоне, в США, Канаде и в Германии»25.

 

Затем следует ответ Лимузена, вежливый и документированный, в котором он, набросав общий схематический портрет Папюса, напоминает об их былых отношениях, в частности об обеде у Сент-Ива д’Альведейра, где был и Пеладан. Он подчеркивает при этом, что, как в гражданском смысле, так и в масонском, можно появиться на свет законным образом, а можно и незаконным. «Папюс, - пишет он, - мог родиться как масон, но не регулярно». Он также напоминает о предыдущем письме своего респондента, в котором тот заявляет: «Я не знаю, в курсе ли вы, что я представляю в Париже Шведский Устав [т.е. Сведенборгианский] Яркера и что Великая Ложа Франции только что получила хартию на ведение работ, ибо французские Ложи перестали поминать в молитвах Великого Архитектора [Вселенной]. Возможно, вы скоро о нас услышите. Этот Устав является регулярным и всемирным, он состоит в официальных отношениях с признанными Уставами. А все прочее вы можете узнать о нем в Ежегоднике Великого Востока»26. Ежегодники Великого Востока до 1904 г., напоминает Лимузен, действительно упоминают Великую Сведенборгианскую Ложу Яркера, со штаб-квартирой в Манчестере, - но лишь как организацию высоких градусов, а не как Великую Ложу Символических степеней.

 

С тех пор так и повелось. Лимузен в каждом последующем номере «Акации» публикует очередной ответ Папюса, который убеждает его, что Тедер – это не его двойник, поскольку он живет в Англии, и что его знает не менее 50-ти человек в Париже. И. наконец, чтобы окончательно убедить в этом своего корреспондента, Папюс решает вызвать Тедера во Францию, чтобы «поболтать о том, насколько хорошо знают сотрудники «Акации» историю27. Затем он переходит к главному:

 

«Я состою в комиссии, уполномоченной организовать в Париже Великую Ложу Изначального и Подлинного Устава Франкмасонства, известного так же, как Сведенборгианский Устав. Эта организация должна заниматься настоящим масонством, будучи вне всякой политики или религии, и должна установить связь между Масонской Францией и Масонским Зарубежьем»28. Сообщив, что он вот уже много лет возглавляет Ложу «INRI» No.14, Папюс добавляет, что этот Устав «расширяет сферу деятельности. Он создает при своем капитуле Храм и уполномочивает Организационный комитет административно учредить эту новую структуру. В нее будут принимать только Мастеров, поскольку отличительное свойство наших работ –не посягать на работы Символических Лож»29. И, наконец, напомнив, что Сведенборгианский Устав насчитывает в мире пятьдесят семь капитулов и храмов, Папюс заключает в лучших своих традициях: «Я работаю по-своему для своих Братьев Франции. Вы работаете по-своему - для ваших. Возможно, мы оба правы»30.

 

Но «Акация» и не думает на этом останавливаться. В своем январском номере за 1907 г. под вновь повторяющимся заголовком «Папюс и масонство» Лимузен снова скрещивает шпаги со своим корреспондентом, в то время, как Тедер в «l’Initiation» в декабре 1906 г. приходит на помощь Папюсу.

 

Образцовый храм капитула «INRI» был освящен в послушании вновь учрежденной Великой Сведенборгианской Ложи Франции31, но где в таком случае члены капитула «INRI», который является капитулом высших градусов, смогли получить и практиковать символические градусы? Действительно, такой вопрос имеет полное право возникнуть. Но ответ на него был получен только после получения Папюсом 15 ноября 1906 г. права на основание в Париже новой маргинальной Ложи под названием «Humanidad» (Человечество) № 240, в которой проводятся работы в символических градусах по испанскому национальному уставу32, которым руководил из Исидоро Вийарино дель Вийар (1827-1914). Теперь Папюс мог принимать в высшие градусы капитула «INRI» братьев, которые ранее получили голубые градусы в Ложе «Humanidad». 25 октября 1907 г. там был посвящен в Ученики Рене Генон, который был возведен в Степень Мастера 10 апреля 1908 г.33, незадолго до его исключения из всех оккультных кружков и обществ под патронажем Папюса.

 

Вскоре Папюс поручает руководство Ложи «Humanidad» Шарлю Анри Детрэ, он же Тедер. Тот следил за его многосторонней деятельностью с другой стороны Ла-Манша и в скором времени стал его заместителем. В то же время Яркер и Ройсс, который теперь жил в Лондоне, активизировали сотрудничество между собой и с Францией. Тедер и Папюс, пусть и связанные прочной братской дружбой, полным взаимопониманием в посвятительных сферах, способностью насаждать и поддерживать оккультизм, были совершенно разными людьми. О своем товарище и брате Тедере, Папюс со всей серьезностью сообщил участникам конвента в 1908 году следующее:

 

 

«Цените и уважайте его, братья мои, но и на меня тоже оглядывайтесь, и учтите, что мы - два разных существа, и внешне, и по своим умственным воззрениям»34. Слова эти были обращены главным образом к Лимузену, но в них была истина.

 

Шарль Детрэ – малоизвестный персонаж. Он играл весьма важную роль в окружении Папюса, но он никогда не был , насколько я могу судить, не тайным Великим Мастером Мартинизма, ни главой какого-то «подлинного внутреннего» Мартинизма, вопреки легенде, распространявшейся Жаном Брико. Куда больше, чем Папюс или Мэтр Филипп, окончательно принявшие Путь Сердца, Тедер, несомненно, принадлежавший ко многим духовным организациям, увлекался ритуалами и обычаями всех видов и форм, особенно масонскими. Без Тедера парижский конвент-конгресс 1908 г. так и остался бы на стадии проекта.

 

Родившись 27 мая в Винсенне, Шарль-Андре Детрэ в тридцать с небольшим лет берет себе псевдоним Тедер (анаграмма имени отца) и покидает Францию, направляясь в Бельгию, где становится в 1882 году главным редактором брюссельского журнала «Националь» (National). Изгнанный из Брюсселя за «либеральные взгляды», он укрывается в Голландии перед тем, как переехать в Англию. В Лондоне он становится редактором журнала «Moniteur des consulats» (Консульский вестник), а затем поселяется в Ноттингеме35.

 

В Англии Тедер был посвящен в Мартинизм самим Папюсом, по свидетельству Жана Брико, но лично я в этом сомневаюсь. Как бы то ни было, в письме, датированном 30 декабря 1902 года, Папюс отмечает его приверженность Мартинизму и направляет ему описание ритуала на английском языке и материалы для изучения в Ложах Ордена. Папюс намерен помочь Тедеру наладить контакт с … Джоном Яркером. Однако Тедер уже знаком с Яркером с конца 1880-х. Эти оккультисты вели оживленную переписку между собой, а затем встретились в Манчестере на юбилее королевы Виктории в 1887 году, о чем Тедер подробно рассказывает сам: «Я увидел, что передо мной остановился старик. Он меня разглядывал маленькими черными глазками, живыми и искрящимися, а потом поприветствовал, назвав меня по имени. Я раньше его никогда не видел и был знаком с ним только по переписке. Я был удивлен, что этот незнакомец меня знает. Я не успел опомниться, как он обратился ко мне тихим низким голосом с загадочной улыбкой, и, к моему удивлению, сам ответил на все те вопросы, которые я ему хотел задать. В конце концов он представился, но я уже и так начал догадываться, кто он. С огромным почтением я выслушал его объяснения по поводу некоторых работ, о которых я его спрашивал в своем письме»37. Увидевшись снова в 1901 г. они «вели долгие разговоры на вилле Пеплие в Уэст-Дидсбери»38.

 

Тедеру удалось перевести зашифрованную рукопись, к которой Яркер не мог найти ключа, и их отношения стали близкими до такой степени, что Яркер подумывал передать ему в наследство управление теми Уставами, где он был Патриархом, но Тедер от этого предложения отказался.

 

По-видимому, именно в Англии Тедер проходит масонскую инициацию, и в 1903 г., когда его подпись появляется в «l’Initiation», он посвящает себя изучению истоков масонства, и, по его собственным словам, изучает в Британском музее, в библиотеке Виндзорского дворца и в нескольких герцогских архивах историю и значение основных тайных обществ Европы. Это еще не говорит о том, что Тедер был хорошим историком франкмасонства.

 

Новое письмо Папюса от 5 марта 1905 года извещает Тедера о том, что Верховный Совет Ордена Мартинистов только что назначил его Генеральным Инспектором Англии и английских колоний39. По возвращении во Францию в 1906 г. Шарль Детрэ обосновывается в Париже, где очень быстро занимает видное положение в окружении Папюса. Брико считал, или хотел, чтобы так считали, что Тедер был сокрытым управляющим различных групп, в которых Папюс был всего лишь официальным Великим Мастером. Это – чистая легенда. Но правда, что Тедер имел на Папюса определенное влияние, хорошо это было или плохо, и некоторые оккультисты, например Лагрез и Брико, которых Папюс привлек на свой путь и у которых был определенный интерес к инициатическим обществам, считали, что Тедер был на равных с их первым Мастером. Примером этому может служить заявление Жоржа Лагреза, ученика Папюса, прозвучавшее в его письме от 1910 г. Председателю Ордена Мартинистов: «Я не хотел бы покидать Ложу «Humanidad» до тех пор, пока вы, Достославный Великий Мастер, и мой Мастер Тедер не дадите на это разрешение…»40.

 

Именно Тедеру, который руководит журналом «INRI», английской версией журнала «l’Initiation», Папюс поручает редактуру нового издания, первый номер которого появляется в марте 1907 г. Это «Хирам», «журнал для изучающих символизм и инициацию, французский орган Великой Сведенборгианской Ложи Франции и национального испанского устава», чья редакция располагалась в Париже по адресу Рю Сегюе, 13. Это новое издание «Хирам» оказалось буквально камнем, брошенным в масонское болото, и «Акация», издание «официального» французского масонства, выждав какое-то время, в своем номере за июль-август отвечает опровержением, кстати, обоснованным, на статью Папюса по поводу масонских градусов41.

 

В январе 1908 г. Папюс в «Покрывале Изиды» (Le Voile d'Isis) объявляет о созыве в июне масонского Конвента спиритуалистических Уставов41, организуемого Орденом Мартинистов под руководством Тедера, личного представителя Яркера. В феврале «Покрывало Исиды» возвращается к этой теме, поскольку «срочно нужно, чтобы французы, связанные с масонскими организациями, смогли установить параллель между настоящим традиционным и спиритуалистическим масонством и теми обрывками невежества и заблуждений, которые фигурируют во Франции под флагом масонства»42. Общий тон был задан и стало просто определить цель. Около полугода потребуется Тедеру и Папюсу на подготовку Конвента после того, как они создали Временный организационный комитет, секретариат которого было поручено возглавить молодому Мартинисту Виктору Бланшару, чьим заместителем был Поль Вё, а казначеем Поль Шакорнак. Членами комитета были Медерик Бодело, д-р Биаджини, Шарль Бланшар, Боннэ, Анри-Жан Бруйу, Эдмон Дас, Жан Дежобер, Ш.Дюбург, Гектор Дервиль-сын, Луи Фужерон, Патрис Жанти (1883-1961), Этьен Гарэн, Альбер Жуне, Мерль, Альбер и Леон Ноэль, Жорж Дескорнье-Фанег, Шмид, Александр Тома и Рене Генон, который в тот же год будет изгнан из Ордена Мартинистов после того, как создаст Обновленный Орден Храма43 и перед тем, как его примут в Великую Ложу Франции в 1914 г..

 

15 марта 1908 г. Папюс становится в Париже гарантом дружбы между Державным Святилищем и Великим Востоком Берлина44, который должен был играть главную роль в Конвенте в лице своего Великого Мастера Теодора Ройсса.

 

В июне семнадцать масонских послушаний, маргиналы, каких поискать, но в свою очередь, отказывающиеся признавать всех тех, кто не признает Великого Архитектора Вселенной, откликнулись на призыв. Вот список, представленный журналом «Хирам», который подтвердит два года спустя редчайшее издание «Полный отчет работ Масонского спиритуалистического конгресса и конвента. Спиритуализм, Эзотерическое христианство, Магнетизм и прикладные науки, Спиритуалистическое масонство»45.

 

------------------------------

Примечания:

22. - См. мое исследование по поводу ритуалов этого Устава – referee supra, chapitre II, note 6.

23. - L’Initiation, juillet 1906.

24. - L’Acacia, juillet 1906, pp.19-22.

25. - Charles M. Limousin, Papus et la maconnerie, L’Acacia, September 1906, pp. 212-213.

26. - Ibid., p. 220.

27. - Papus et la franc-maconnerie, l’Acacia.

28. - Ibid., p.361.

29. - Ibid., p361-362.

30. - Ibid., p.363.

31. - Д-р Филипп Анкосс (Papus, op. cit., p. 72) приводит отрывок, где подтверждается, что этот Храм действительно функционировал в Париже.

32. - См. факсимиле патента из архивов д-ра Филиппа Анкосса: Archives et Documents, Le Monde inconnu. № 10, septembre 1980, p.71.

33. - Rene Desaguliers, Deux episodes inconnus de la vie maconique de Rene Guenon, Renaissance Traditionelle, No. 56, octobre 1983, pp.239 -266; A propos de la vie maconnique de Rene Guenon ( texts d’Ives Gablin, Rene Desaguiliers, Rober Amadou), Renaissance Traditionnelle , №. 58, avril 1984, p. 112-124.

34. - Robert Amadou, Le grand Congres spiritualiste de juin 1908, l’Autre Monde, No. 9i6, juillet 1985, p. 28.

35. - Так пишет Жан Брико, чьи две эти статьи можно использовать в исследовании, но не забывать об осторожности: Papus et Teder, Annales initiatiques, № 1, janvier-mars 1920; In memoriam: Henri-Charles Detre, Annales initiatiques, No.35, julliet-septembre 1928.

36. - Данное письмо было опубликовано Робером Амбеленом в Le martinisme contemporain et ses veritables origins, Paris, Les Cahiers de Destin, 1948, p. 26. Другие письма Тедера к Папюсу хранятся в фонде Папюса в Муниципальной библиотеке Лиона, cote 5 488.

37. - Teder, Un grand home disparu, Mysteria, № 3, juillet 1913, воспроизведено в Thelema, № 5-6, septembre-decembre 1998, pp.26-28.

38. - Robert Ambelain, Le martinisme contemporain et ses veritables origins, op. cit., p. 26.

39. - Lettre du 13 juillet 1910, Bibliotheque municipale de Lyon, fonds Papus, ms. 5488-125. Там же встречаются и другие письма Лагреза.

40. - F. Schinn, Papus historien, L’Acacia, julliet-aout, 1909, p. 271-273.

41. - Это объявление было приведено, как и большинство текстов, относящихся к этому знаменитому конгрессу, Робером Амаду в статье Le grand congres spiritualiste de juin 1908, l’Autre Monde, № 96, juillet 1985, pp. 26-29.

42. - Ibid., p. 27.

43. - Эта история была изучена Роббером Амаду в L’Erreur spirite de Rene Guenon ou l’affaire du temple renove, Le Sphinx, No. 3-4, automne 1978; № 5, printemps 1979.

44. - Согласно масонскому диплому, выданному Папюсу, ему был в Берлине присвоен этим Великим Востоком 330, причем указан лондонский адрес. На дипломе стоят три подписи: Теодор Ройсс, 330, 900, 960 – Великий Генеральный Мастер Германской Империи; Генри Кляйн, 330, 900, 950 – Великий Генеральный Канцлер; Джон Яркер, 330, 900, 960 – Великий Генеральный Мастер Великобритании и Ирландии. Любопытно, что подпись последнего зачеркнута (см. факсимиле диплома в архивах д-ра Филиппа Анкосса в Archives et documents, Le Monde Inconnu, № 12 , novembre 1980, p. 79.

45. - Paris, Libraire hermetique, 4 rue de Furstenberg, 1910. Этот документ сейчас разыскивается, потому что ни в одной библиотеке не сохранилось ни единого его экземпляра: он практически исчез. Робер Амаду, к счастью, догадался опубликовать из него обширные цитаты и комментарии (Le Grand Congres spiritualiste de juin 1908, l’Autre Monde , № 96, juillet 1985, p.26-29 et № 97, aout 1985, pp.14-17) .

 

 

Полностью текст тут: «Маг Папюс — "Бальзак оккультизма"», — Серж Кайе

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я еще раз перечитал нашу дискуссию, и решил, что вот этот сюжет требует дополнительного разъяснения:

 

Так например достаточно известный исследователь Р.А.Гилберт приводит в качестве факта утверждение, о том что даже А.Э.Уэйт прекратил своё общение с Папюсом именно по этой причине.

 

Ты вообще все перепутал, и написал вздор

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Уэйт прекратил общение с Папюсом из-за того, что Папюс тяготел к оккультизму и магии, а Уэйт считал это несовместимым с Христианским Мистицизмом. Почитай переписку Уэйта с Яркером, и с самим Папюсом. Кстати, к Папюсу Уэйт до конца жизни очень хорошо относился.

 

Собственно, мы публиковали работу Бр. I.D.V.A. из RC Уэйта - «Артур Эдвард Уэйт: Революционер Мартинизма», — Брат I.D.V.A.

 

Стоит сделать из нее некоторую выжимку, проливающую свет на ситуацию:

 

 

"""В середине 1890-х годов Уэйт стал редактором нового Эзотерического журнала «Неведомый Мир», посвященного Оккультным наукам, Магии, Мистической Философии и многому другому. В 1894 в журнале появилось краткое эссе о Сен-Мартене, написанное самим Уэйтом. Эссе выдержано в беспристрастной манере и не лишено критичного подхода. В нем Уэйт признает Сен-Мартена «истинным провидцем» среди Мистиков Французской революции, однако отмечает, что «Сен-Мартен основал школу галльского просвещения, откуда произошел Мартинистский Масонский Устав, до сих являющийся лишь его показной инсценировкой». Странно было бы ожидать от потенциального члена Ордена Мартинистов такого отношения. И все же, в течение двух лет Папюс и Джон Яркер, бывший его представителем в Англии, испытывали к Уэйту благодарность и большое уважение.

 

Катализатором стала афера французского журналиста Габриэля Жогана-Пажеса, писавшего под псевдонимом Лео Таксиль. Таксиль выдумал мифический сатано-Масонский Орден, Палладиум, в котором мораль попиралась абсолютно, который имел сношения с демонами и подрывал деятельность Римско-Католической Церкви. Беллетристика Таксиля публиковалась раз в месяц, ее содержание потакало страхам и предубеждениям доверчивой Католической церкви и задевало французских Масонов. Кроме того, Таксиль нападал на Английское франкмасонство, в особенности на Степени, относящиеся к Маргинальному Масонству, а также на Орден Мартинистов.

 

 

В пределах Англии Уэйт стал величайшим защитником этих ветвей. Не являясь ни Масоном, ни членом Ордена Мартинистов, он был весьма рассержен несправедливой клеветой Таксиля, и с блеском низложил весь его вздор, предприняв против него массированные атаки в ряде статей, опубликованных в журнале «Свет», а также в своей книге, где представил Таксиля лжецом, а церковь - организацией преступно доверчивой. Он превозносил Папюса за «его выступления по поводу обмана, возведенного через Палладиум» (См. критическую статью на английский перевод «Цыганского Таро»6, а также за его благородство, потому что «только человек, обладающий великодушием мистика, может благожелательно говорить об увлеченном ханже [Антуане Дуанеле], предавшем свое дело, скомпрометировавшем школу, которую представляет»7. Не только Папюса Уэйт очистил от клеветы Таксиля, но также указал на ложь, которую представляли собой фантазии на тему ритуалов и Орденов Яркера. Папюс и Яркер не замедлили выразить свою благодарность Уэйту.

 

Яркер опубликовал несколько лестных рецензий на «Дьяволопоклонничество во Франции», характеризуя эту книгу как «важную, академическую и беспристрастную», а об Уэйте написал, что, «хотя он и не Масон, Франкмасонство попало в хорошие руки, и весьма обязано ему». (См. рецензию в журнале «Франкмасон» от 31 октября 1896, а также статью Яркера о «Франкмасонстве и Дьяволопоклонничестве» в «Хрониках Франкмасонства» от 14 ноября 1896).

 

Яркер, начавший в то время вести активную деятельность по основанию новых Лож Ордена Мартинистов в Великобритании, выразил свою признательность, начав переписку с Уэйтом, которая должна была привести в итоге к его посвящению.

В одном из первых своих писем Яркер рассказывает Уэйту, как он может стать Мартинистом8.

 

«В Масонской ветви Ордена Мартинистов я встретил возражения по поводу принятия не Масона, что оказалось бы неудобным как для вас, так и для нынешних членов. Однако это не должно стать помехой для меня и Ордена в отношении решения насчет вас, поскольку я получил посвящение от не Масона, Барона Сурди из Праги. Устав содержится в четырех частях, и я отправлю вам первую, как только вы напишите мне краткое обещание всецело выполнять осуществление передачи. Как только вы перепишете этот [ритуал] и возвратите [его] мне, я отправлю второй, а затем третий, конечно, с учетом вашего краткого обязательства. Тогда вы сможете на собственное усмотрение формировать не Масонскую ветвь, и когда ваша деятельность станет достойной моего упоминания, вы сможете получить Хартию от «Папюса» на создание Лондонского отделения».

 

Уэйт принял все условия и поблагодарил Яркера, «в особенности за предоставленную честь, которую вы оказали мне, выдвинув свое решение насчет Ордена Сен-Мартена. Тот факт, что я не являюсь Масоном, делает эту честь еще более исключительной, и оттого я ценю ее еще больше. Я полностью принимаю на себя обязательства, предъявляемые к кандидату, тем самым, обещая никогда не раскрывать имени моего Посвятителя кому-либо, или же каким угодно образом называть его публично. Я с большим интересом прочел рукописи, содержащие первые две части Устава, тщательно подошел к их расшифровке, и возвращаю их вместе с этим письмом. Буду ждать получения третьей части. Полагаю, что принесу пользу, поскольку постараюсь предпринять активную деятельность по привлечению к Ордену Оккультистов, не являющихся Масонами»9.

 

Уэйт оставался верен своим Обязательствам, и ни разу не раскрыл имени своего Посвятителя, Яркера, и он жил в соответствии с данным им обещанием распространять Доктрину Ордена, пусть даже только несколько лет спустя. Как оказалось, он достиг даже большего, чем Яркер, поскольку, похоже, что вся Мартинистская деятельность Яркера осуществлялась по почте. Члены его Ложи в Манчестере, означенной Папюсом под номером 45, были рассеяны по всей стране, однако нет никаких свидетельств, которые подтверждали бы, что они собирались как Ложа. Двумя годами позже, в 1899 году, Яркер основал Великий Совет в Англии. Данное отделение обладало санкцией Высшего Совета Парижского Ордена Мартинистов, однако, похоже, что и эта Ложа никогда не собиралась10.

 

Не прибегая к практической деятельности, Уэйт распространял Доктрину Мартинизма с помощью своих сочинений. Его тщательные изыскания о Сен-Мартене и его работе, «Жизнь Луи-Клода де Сен-Мартена» и «Неизвестный Философ и сущность его Трансцендентальной Доктрины», которые стали первыми в Англии работами, посвященными Сен-Мартену, вышли в свет в 1901 году, и Уэйт отправил их Папюсу, который был весьма впечатлен, и написал о трудах Уэйта крайне добродушный отзыв для журнала «Инициация» (L’Initiation). Приятный сюрприз ожидал Уэйта в заключительной части отзыва: «Поздравим же Мсье А.-Э. Уэйта, который (ad honorem)11 своих прекрасных работ может быть назван доктором Герметизма».

 

 

Вопрос о присуждении Уэйту докторской степени в области Герметизма уже обсуждался между ними, когда Папюс попросил его прислать еще один экземпляр книги (возможно, предназначавшийся для Седира, который впоследствии превозносил ее в статье «Человек Желания», опубликованной в журнале «Инициация»). Уэйт был обрадован тем, что Папюс одобрил его книгу, и был польщен присуждением ему докторской степени, о чем писал Папюсу в письме от 25 мая:

 

«Я получил искреннее удовольствие, когда узнал, что у вас сложилось хорошее впечатление о моей книге. Ни одно другое мнение так много не значит для меня, поскольку вы сведущи в области проведения такой заслуживающей восхищения работы, и сами проводили деятельность в этой области. Пожалуйста, примите мою величайшую благодарность за принятое вами решение присудить мне Докторскую степень от лица Герметической Школы. Я высоко ценю вашу награду. Я также надеюсь, что мое прошение о вступлении в Каббалистический Орден Розы†Креста будет успешно принято под действием вашей великодушной поддержки. Благодарю также за данное вами обещание выслать мне ваш отзыв о Сен-Мартене, который я буду крайне рад увидеть»12 .

 

Как и было обещано, отзыв, как и Диплом, были получены Уэйтом, однако он не был допущен в Каббалистический Орден Розы † Креста. Не потому, что Мартинистская и Розенкрейцерская верительные грамоты Уэйта были сомнительными, - в конце концов, он был Адептом R.R. et A.C., а в 1899 году Папюс посвятил его в Степень S.'.I.'., и сделал его «Вольным Посвятителем». Причина, скорее всего, кроется в расколе, возникшем в среде Мартинистов.

 

Не только Папюс произносил хвалебные слова в адрес книги Уэйта. Ж.Р.С. Мид настоятельно рекомендовал ее к прочтению, однако, он замечает, что Уэйт, пусть и придерживался учтивого тона, но высказывал противоположную Нео-Мартинистским кружкам во Франции точку зрения, и обращался к обладающему неизменной значимостью трансцендентализму Неизвестного Философа, даже больше, чем к преходящему и вызывающему множество вопросов раннему периоду жизни Сен-Мартена, когда он находился под влиянием Мартинеса де Паскуалли и его практик. («Теософское Обозрение» от 15 июня 1901, с. 377).

 

Мид не стал упоминать о тонком намеке Уэйта о том, что как ученый, он должен вызывать больше доверия, нежели Папюс, поскольку читатели «должны принять во внимание, что касательно исторических вопросов критерий наличия доказательств не так досконально соблюдается во Франции, как в Англии». («Жизнь Луи-Клода де Сен-Мартена», с. 459)

 

В действительности, стоит задаться вопросом, по какой причине Уэйт был настроен неблагосклонно к Це