Jump to content
Sr. D.A.

Краткий очерк об истории таро

Recommended Posts

Таро сегодня окружено множеством мифов, путаницы и нелепостей, что нередко отталкивает людей от его изучения. Некоторые и вовсе полагают, что таро является не более, чем картами для гадания. Конечно, это неверно. Карты таро являются неотъемлемой частью западной эзотерической традиции в том ее виде, в котором она существует в последние 150 лет. Многие мэтры оккультизма посвятили таро свои труды. Элифас Леви, а следом за ним Папюс, Мебес, Томберг, Шмаков, Уэйт и другие весьма успешно использовали таро как иллюстрацию к оккультным законам вселенной. Но если мы хотим исследовать феномен таро, то начать его изучение следует не с оккультных трудов, потому как каждый автор видел в таро лишь собственные идеи и умозаключения, и нередко считал своим долгом нарисовать собственную колоду, часто весьма не похожую на предыдущие. В первую очередь следует обратиться к истории, ведь только учитывая влияние тех эпох, в которых таро зародилось и развивалось, можно понять сущность этого уникального явления.

 

Таро - группа карточных игр, в которые играют специальной колодой, "дополненной" пятой "мастью", которая постоянно является козырной; также это название применяется и к самой колоде. Таро появилось в 1440-е годы в северной Италии, и сегодня в него играют во многих регионах Европы.

Также, название "таро" относится к похожим колодам, которые используются для предсказания и других эзотерических целей. В англоязычных странах, не смотря на медленно растущий интерес к таро как карточной игре, гадание является единственным общепринятым способом использования карт таро, хотя эта тенденция относительно молода, ведь использовать таро для картомантии начали лишь спустя 350 лет после его изобретения.

 

14 век и ранее. Прежде, чем появилось Таро

Игральные карты - это китайское изобретение, которое попало в Европу около 1375 года через Мамлюкский султанат. Они очень быстро распространились по всей западной Европе. Игры со взятками, которые традиционно являются наиболее популярным типом карточных игр, скорее всего попали в Европу вместе с самими картами.

Дизайн европейских карт почти не отличался от карт "мамлюк" и мавританских карт. В колоде было четыре масти: мечи, палки (в картах мамлюк это были клюшки для поло), монеты и кубки. В каждой масти было десять пронумерованных карт и три придворные карты: король, рыцарь и паж; итого 52 карты. И хотя основная, итальянская система мастей продолжала использоваться, почти сразу же начали также появляться различные вариации. В испанских колодах палки сменились дубинами, а немецкие изготовители карт изобрели несколько альтернативных систем мастей.

В самом раннем из известных описаний игральных карт брат Иоанн описывает колоды, в которых количество придворных карт, а также количество мастей было больше обычного, а также колоды, в которых среди придворных карт были женские персонажи. Кроме обычных колод, в 14 веке также производили новые колоды с изображениями богов и символических животных.

И хотя до 1440-х годов таро не существовало, карты мастей, которые потом стали использоваться в таро, были точно такими же, как обыкновенные итальянские игральные карты. В некоторых колодах с итальянскими мастями того времени к придворным картам добавляли королев, и таким образом получалась колода из 56 карт, которая и стала основой для таро. Сюжеты, которые стали иллюстрациями для козырей таро, также были хорошо известны до 15 века, и некоторые из них восходят ко временам античности. Такие фигуры, как император или Папа, аллегории любви, смерти, колесо Фортуны, нравственные добродетели и эсхатологические сюжеты из Откровения были главными элементами средневекового искусства. Даже такие на первый взгляд загадочные персонажи, как женщина в папских регалиях или мужчина, подвешенный за одну ногу, были гораздо более понятны для жителей той эпохи.

 

15 век. Изобретение Таро

Козыри являются европейским изобретением. Впервые они появились 1420-х годах в немецкой игре Karnoffel. Таро, скорее всего, появилось на 10-15 лет позже, около 1430 г., где-то на севере Италии, в придворных кругах. Самые ранние из сохранившихся колод, миланские и феррарские, относятся к этому времени. Как уже замечалось, колода таро состоит из обычной 56-карточной колоды, дополненной 22 иерархичными аллегорическими козырными картами. Так получилась стандартная 78-карточная колода таро, которую обычно называли carte da trionfi, то есть, карты с козырями. Каждый козырь побеждал нижестоящие на манер популярного мотива Триумфов, который также широко использовался в искусстве, литературе, религиозных процессиях, праздничных шествиях и так далее.

Сюжеты, изображенные на аллегорических картах, скорее всего были стандартизованны с самого начала. Подавляющее большинство колод таро с 15 до 17 века следуют единой модели, и редкие изменения являются производными от этого архетипического стандарта. Серия картинок очень похожа на дидактическое христианское искусство тех времен, из которых самыми известными являются Триумфы смерти и танцы смерти, ставшие популярными после времен черной смерти в середине 14 века.

Таро быстро стало популярным и распространилось по северу Италии. Милан, Болонья и Феррара были ранними центрами этой игры. Богатые пользовались дорогими колодами, расписанными вручную и украшенными золотыми и серебряными листами, тогда как печатные колоды использовались как знатью, так и простолюдинами. Порядок козырей и их иконография незначительно менялся с распространением таро в новые регионы.

Кроме того, известны несколько полностью переделанных колод, таких как стилизированная под античность колода Sola Buska и литературная колода Боярдо, но это исключительные случаи. Изменения в иконографии, будь то упрощение оригинального сюжета или привнесение нового, всегда оставляли лежащие в основе образы неизменными.

 

16 век. Тароччи аппроприати и флорентийские колоды.

Игра распространилась из Италии во Францию, потом в Швейцарию, Германию и далее, и стала весьма популярной в 16 и 17 веках. В этот период козыри таро также нашли применение как литературный мотив. Например, была опубликована загадка, ответом к которой было "Таро". Существует несколько сохранившихся тароччи аппроприати: кабинетной игры, в которой люди творчески составляли описания себя или других людей, а основой для ассоциаций служили карты таро. Картам не давались никакие специальные значения, напротив, стихи слагались об их очевидных значениях в качестве упражнения в словесной ловкости, юморе и лести. Значение средневековых аллегорий, скорее всего, игнорировалось с самого начала. С точки зрения игроков, это были всего лишь козыри в карточной игре.

В 1540 году Франческо Марколини опубликовал в Венеции книгу о предсказаниях, которую можно считать первым трудом о картомантии. Карты, которые предлагалось использовать, не были таро, а картомантия вообще для тех времен была довольно маргинальным явлением.

Возможно наиболее любопытный вопрос 16 века касается карты таро Дьявол. Записи венецианской инквизиции свидетельствуют о том, что карта Дьявол использовалась ведьмами для сатанинских ритуалов приворотов. Независимо от того, правда это или нет, это показывает, что по крайней мере некоторые инквизиторы были знакомы с таро, но вопреки современным представлениям не были его противниками. Церковь никогда не выступала против таро, и единственная известная проповедь, которая резко осуждает таро, также как кости и обычные игральные карты, не содержит в себе указаний на то, что таро было чем-то помимо обычной игры. Проповедник обличал таро в том, что в его аллегорической иерархии Императора и Папу ожидает та же нравственная и эсхатологическая участь, что и остальное человечество. Это еще раз подтверждает, что сюжеты козырей таро - это нравственные аллегории такого же типа, как и те, что изображали на стенах церквей и в часословах.

Появлялись вариации колод, например, расширенная колода Минчиате. В эту колоду были добавлены дополнительные козырные карты для увеличения отношения количества козырей к картам мастей, и такая разновидность таро стала очень популярной. В других видоизменениях таро для увеличения отношения количества козырных карт к картам мастей исключали часть самых младших пронумерованных карт. Во Флоренции также были внесены некоторые изменения в иконографию некоторых козырей, которые превратили средневековый христианский триумф Бога в гуманистический триумф Славы. На карте Мир была изображена Европа как центр мира, а на следующей карте, "Слава", была изображена Флоренция. Это было вполне в духе настроений Ренессанса и высокомерия Флоренции. Продолжали появляться другие карточные игры с аллегорическим или символическим содержанием, в том числе игра, основанная на "Триумфах" Петрарки, игра с Апостолами и Господом, игра о семи добродетелях, и игра о семи планетах и их сферах. Ни одна из этих игр не стала достаточно популярной, и единственный след, который они оставили в истории - это документ, где перечислены их названия. Существуют всего лишь две сохранившиеся известные нестандартные колоды: это Hofamterspiel, в которой обыгрывалась социальная структура королевских дворов во времена позднего средневековья, и Книга Профессий Йоста Аммана.

 

17 век. Сохранившиеся правила и колоды марсельского типа.

Наиболее ранние сохранившиеся правила игры Таро были опубликованы в 1637 году. Несколькими десятилетиями позже книги с правилами были опубликованы на нескольких языках. Таро было включено в собрание описаний игр La Maison des jeux academique 1659 года, которое включало несколько версий французского таро и одну швейцарского.

И хотя Майкл Даммитт писал, что "по самым скромным оценкам, в течении 17 века во Франции было напечатано по меньшей мере миллион колод таро", только немногие сохранились целиком или хотя бы частично. И все же, эти сохранившиеся французские колоды, основанные на миланском образце 15 века, являются тем типом таро, который позже был популяризирован оккультистами. Этот тип, зародившийся в Милане и производившийся во многих регионах за пределами Италии и Франции, обычно называют Марсельским таро.

Также, таро проникло на Сицилию в 1600-х, где развился новый вариант колоды.

 

18 век. Развитие современных колод и появление оккультного таро.

В середине 1700-х случился всплеск популярности таро, который сопровождался появлением обновленных колод и развитием самой игры. Причиной этому послужило то, что итальянские масти были заменены французскими (то есть, пиками, червами, бубнами и трефами), благодаря чему карты стало намного дешевле печатать, ведь французские значки мастей можно печатать с помощью трафарета, что намного проще ксилографии. Майкл Даммитт отмечает, что "сто лет от 1730 до 1830 гг. стали расцветом таро; в него играли не только на севере Италии, юге Франции, в Швейцарии, Германии и Австро-Венгрии, но также в Бельгии, Нидерландах, Дании, Швеции и даже в России. В это время таро было наиболее интернациональным, чем когда-либо раньше или позже". Начиная примерно с 1750 г., обновленные колоды таро стали популярны во многих регионах Европы. Около 1780 козыри стали двухглавыми (аналогично придворным картам современной международной колоды). Их стали нумеровать большими цифрами, что сделало ненужным запоминание порядка картинок, благодаря чему игре стало намного проще учиться, и традиционные для таро средневековые аллегории были заменены на серию декоративных, тематически связанных, но фактически произвольных кратинок. Сюжеты этих колод включали в себя практически все: животных, пасторальные сцены, военные триумфы, иллюстрации к пословицам и даже рекламу. И не смотря на снижение популярности во Франции и Италии, популярность игры во всех остальных странах растет в течении этого периода.

В конце 18 века наблюдается еще более удивительное развитие Таро, выводящее его далеко за пределы игры в карты. Предсказание судьбы с помощью игральных карт развивалось от использования их как генератора случайных чисел для того, чтобы определить страницу в гадательной книге в 16 веке, через использование специальных предсказательных колод в 17 веке, к приданию обычной колоде символического значени в 18-ом. Несколько расплывчатых указаний на это встречается и немного ранее в этом же веке, он первая книга о картомантии была опубликована в 1770 г. Она была написана Эттейлой, первым в мире профессиональным гадателем на картах, который стал одним из основателей оккультного таро. В 1780 он и два других французских писателя разработали большинство оккультных знаний и методов предсказаний, благодаря чему таро будет изобретено заново в конце 1800-х.

Эти три автора изменили таро навсегда. Не зная или не заботясь ни о 350-летней истории таро, ни о его исконном и обычном использовании для игры, ни о предполагаемом значении его аллегорического цикла, они интерпретировали карты, как им заблагорассудится. Они использовали 22 козыря как символическое изображение 22 букв еврейского алфавита. Эти новоявленные соответствия превратили таро в новую иллюстрированную схему каббалы, магии и мистицизма. Два направления эзотерического использования, каббала и дивинация, стали неотделимы от таро. Авторы этого изобретенного заново таро также написали детализированную историю возникновения таро, включавшую древнеегипетские инициации, еврейскую мистику и бродячих цыган. Эта фиктивная история должна была подтвердить соответствия, разработанные оккультистами, апеллируя к мнимой древней мудрости и тайным традициям.

 

19 век. Развитие оккультного таро.

Хотя большинство фундаментальных трудов по оккультному таро были написаны в конце 18 века, единственным их аспектом, который стал популярен, было предсказание судьбы. Прежде, чем обрели популярность более развитые мифы и более глубокие эзотерические системы, оккультное таро должно было быть изобретено во второй раз. Это случилось в середине 19 века. Были созданы новые системы соответствий и придуманы дополнительные детали легендарной истории. Это второе переоткрытие случилось в нужный исторический момент, во времена викторианского возрождения оккультизма, и до конца века и британские, и французские оккультисты развивали различные школы, которые превратили карточную игру 15 века в Абсолютный Ключ к Оккультной Науке.

 

20 век. Рационализация оккультного таро

Во время оккультного возрождения, которое закончилось в начале 20 века, был сделан значительный пересмотр более старых традиций. Артур Эдвард Уэйт, христианский мистик и ученый-оккультист, недвусмысленно отрицал суть оккультного таро. Он писал: "Я не из тех, кто считает, что существуют истинные соответствия между еврейскими буквами и козырями таро". Его собственная, новая интерпретация козырей, нарисованная из разных источников (включая оккультные), представляла собой эклектическое выражение мистической вечной философии. Первая половина козырей иллюстрирует инволютивное нисхождение, тогда как вторая половина иллюстрирует эволютивное восхождение, и весь духовный цикл весьма напоминает Универсальный Мономиф Джозефа Кэмпбела. Все это соответствовало общим идеям сравнительного религиоведения конца 19-начала 20 века об универсальности мифа и мистики. Уэйт описывал свое творение как "истинное Таро в одном из своих видов", и называл его "не оккультным, а мистическим". Кроме того, он был первым, кто использовал сюжетные образы для иллюстрации пронумерованных карт, дабы облегчить процесс гадания.

К концу 20 века таро переделали и адаптировали под свое миропонимание всевозможные энтузиасты нью-эйджа, нео-язычники, и, конечно, предсказатели, а также люди, которые использовали таро для самопознания. Таро было вновь переосмыслено в основном в ключе юнгианского психоанализа, но с заимствованиями из трудов ранних оккультистов и Уэйта. Этому развитию способствовала мистическая колода Уэйта, котрую перерабатывали под себя в зависимости от нужд. Его колода служила образцом для сотен производных колод. Новым элементов, характеризующим современное таро, стала вера в то, что простая интуиция и свободные ассоциации раскроют универсальные архетипы в подсознательном. Это освободило энтузиастов таро от необходимости изучать сложные системы соответствий.

Помимо гадания современное применение таро включает также самокопание и медитации для личностного роста, а также получение случайных ассоциаций. Не удивительно, что таро используют некоторые психологи в терапевтических целях. Основное отличие мужде Уэйтом и современными энтузиастами таро состоит в том, что Уэйт был намного более близок к старым оккультистам, которые изучали дизайн козырей и их порядок, чем к современному подходу, который объявляет правомерным и истинным любое интуитивное прозрение об очередном архетипическом объекте. Уэйт создал свою клооду, опираясь на собственный духовный опыт и познания в христианском мистицизме и оккультизме, тогда как современные "тарологи" склонны цитировать Юнга и нео-юнгианских психологов.

 

2001-современность. история таро продолжается

Наиболее популярной книгой нового века, где упоминается таро, является Роман Дэна Брауна "Код да Винчи" (2003). Почерпнув большинство своих идей из Святого Грааля Линкольна, Бэйджента и Ли (1982), Браун также включает в свой роман идеи о таро, почерпнутые непосредственно из трудов Маргарет Старберд. Оба автора называют козыри ослепительными картами еретического учения, и наперебой твердят о закодированных посланиях, тамплиерах, масонах, еретических учениях, альбигойцах, языческих мистериях и так далее.

Не смотря на появление новых легенд о таро и сохранение некоторых старых, появилась новая, весьма существенная тенденция. Интернет начал обеспечивать массовый доступ к работам историков игральных карт. По крайней мере часть информации сейчас есть в интернете, а не ограничена несколькими труднодоступными книгами. В течении последних двух десятилетий 20 века было собрано, поанализировано и опубликовано огромное количество исторических данных. В Энциклопедии Таро Стюарта Каплана (том I и II) содержится очень много информации. Однако, существует также серия книг Майкла Даммита (от 1984 до 2004), который тщательно сопставляет когерентные части истории таро, колоссальное количество вариаций игры и колоды, исследует такие вторичные способы использования таро, как аппроприати и, что, возможно, интригует больше всего, очень подробно документирует историю оккультного таро с 1780-х до начала современной эпохи, около 1970-х. К сожалению, эти фундаментальные исторические труды не переведены на русский язык. Большинство фактической истории как до-оккульного, так и оккультного таро абсолютно неизвестно современным энтузиастам таро, которые охотно верят в мифы о доисторическом происхождении таро и о египетской книге мудрости в картинках.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, узнала много нового.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В продолжении данной темы, хочу привести еще три ссылки на материалы, посвященные истории Таро.

 

Это материал "FAQ по Таро" из нынешних (октябрьских) обновлений 2012-го года сайта Теургия.Org.

 

А также две лекции по "Истории и символизму Таро", которые были выложены на сайте

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
:

 

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как познавательно. Благодарю

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Контакты

 

 

ПРАВА



При копировании любой информации с сайта Teurgia.Org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.

Powered by Invision Community

Поддержать

Портал Teurgia.Org осуществляет свою деятельность, помимо личных финансовых вложений администрации, благодаря поддержке читателей. Поддержите проект, чтобы он продолжал развиваться.

Мы в Facebook


  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • YpuTube
  • Telegram
  • © Teurgia.Org 2009-2020. All rights reserved.

    Teurgia.org Powered by Invision Community

    ×
    ×
    • Create New...