Jump to content
Eric Midnight

Книга «Крокодил, или война добра и зла» Луи-Клода де Сен-Мартена

Recommended Posts

В блоге Сержа Кайе была приведена его аннотация эпико-магической поэмы Луи-Клода де Сен-Мартена "Крокодил, или война добра и зла". Эта аннотация тем более обладает ценным значением, что в переводе на русский язык поэмы Сен-Мартен "Крокодил" еще не существует. А если и существует, то на данный момент он потерян для общественности. Итак, мы разместили перевод данной аннотации на сайте Teurgia.Org, и приводим его на форуме, для того, чтобы у участников форума была возможность поделиться своими мыслями по этому поводу.

 

Следует отметить, что Мартинизм действительно является традицией, ведущей свою наследственность из глубины веков. Кроме того, эта нить традиции не прекращалась и после смерти Луи-Клода де Сен-Мартена. Например, идея относительно борьбы с "крокодилом", или князем демонов, возымела свое практическое применение в системе Избранных Коэнов, возрожденной Робером Амбеленом. Его Операции Экзорцизма направлены именно что на освобождение разумов людей от господства "Крокодила".

 

Как пишет Серж Кайе, каждый Человек Желания способен извлечь из сей эпико-магической поэмы урок. И это действительно так. По крайней мере, любого она способна заставить задуматься о том, на самом ли деле мы следуем своим истинным побуждением, а также и, в общем, мыслим ли мы самостоятельно, или же только воспринимаем мысли от порабощающего нас начала?

 

Данные идеи обретают новые более отчетливые очертания при прочтении труда Абрахама фон Франкенберга "Рафаэль, или Ангел-Целитель". (Абрахам фон Франкенберг весьма близок идеям Сен-Мартена, поскольку он также являлся поклонником сочинений Якоба Бёме). Абрахам фон Франкенберг пишет, в частности, что Доброжелательность является Божественным качеством в человеке. И, кроме того, как пишет фон Франкенберг относительно падения человека:

 

1. Древний коварный и злобный ЗМЕЙ, в и с ним введен в Рай.

2. Так произошло, что он из-за злобной ненависти и зависти, вопреки БОГУ, затаил зло против чистоты духа сотворенного человека.

3. В нем он отравил своим адским дыханием влитую от Бога душу.

4. Здесь он поглупел* или внутренне ослаб, а луч и канал божественной Памяти закупорился.

 

Примечание: * Злоба и ненависть омрачают, застилая свет, и отсюда происходит неведенье, оглупление и, как следствие, слабость и отклонение от Бога.

 

Как видно, описания фон Франкенберга древнего змия полностью соответствуют описаниям Сен-Мартена "крокодила": он так же порабощает разум человека, делая его глупее от злобы. Но Доброжелательность есть Божественное качество в человеке, которое единственно способно возвратить ему его изначальный облик. Истинно человеческий, а не животный, что также описывается как у Сен-Мартена, так и у фон Франкенберга.

 

Итак, не будем далее задерживать предваряющими вступлениями участников форума, и приведем же аннотацию к "Крокодилу" Сержа Кайе:

 

 

Книга «Крокодил, или война добра и зла» Луи-Клода де Сен-Мартена

 

«Крокодил, или война добра и зла» («Le Crocodile ou la guerre du bien et du mal») - наиболее странное из всех сочинений Луи-Клода де Сен-Мартена, в котором описываются события, происходившие во время правления Людовика XV. Оригинальный текст от 1799 года, с предисловием Робера Амаду и критической статьей Симоны Риё-Короз, был опубликован в Париже издательством «Triades-Editions» в 1962 году. Книга эта была переиздана в 1979 году, и весь тираж был раскуплен поклонниками Сен-Мартена. Увы, но издание текста Робера Амаду, переданное Георгу Олмсу, так и осталось неосуществленным проектом. По воле Божьей Катрин Амаду довела это дело до конца: «Крокодил» вновь был издан в серии «Главных трудов» Сен-Мартена, вместе с внушительным предисловием (Olms, Hildesheim, 2008).

 

Сколь странен этот «Крокодил»! Он представляет собой «эпико-магическую» поэму, состоящую из 102 песней. Поэма эта была опубликована в 1799 году, не смотря на то, что практически была завершена ее автором в 1792. Автор «Крокодила», которого часто называли «любителем вещей сокрытых», описывает в своем произведении, под аллегорическим покровом, весьма возвышенные истины. Однако что это за истины?

 

От самого своего появления мир представляет собой сцену битвы между добром и злом. В «Крокодиле» описывается один из эпизодов этой извечной войны, который начинается в эпоху правления Людовика XV, и продолжается в эпоху правления его преемника, которого умертвили, вместе со многими другими мужчинами и женщинами, не смотря на то, что Сен-Мартен, без сомнения, мечтал о том, что Французская революция повлечет за собой либо полное исчезновение, либо же ослабление сил крокодила. На самом деле, любой проблемный исторический период являет собой образ священный войны, и, вообще же, вся история человечества, с момента падения Адама, представляет собой сплошную полосу проблем и трудностей.

 

«Крокодил» - это роман, наполненный множеством ключей-подсказок, и первым таким ключом является само его название. Под «крокодилом» подразумевается ящер, ведущий свое происхождение из земли Мемфиса, о котором Неизвестному Философу стало ведомо еще в начале его Посвятительного Пути, поскольку изображение этого ящера присутствует, в том числе, в некоторых философских таблицах Ордена Избранных Коэнов. На самом деле, крокодил - это эмблематическое изображение самого принципа зла, который является князем демонов, то есть он являет собой самого сатану, вероломного Люцифера. Крокодил - это также и отец всех бесплодных наук, которые завладели людьми, не смотря на то, что сам крокодил не ведает о своем происхождении.

 

Ящер, - объясняет Сен-Мартен, - некогда вырученный из ловушки, которую он сам же и устроил, отныне прикован к одной из высочайших египетских пирамид, созижденной из гранита. Образуя телом своим кольцо, это животное, вращаясь, подобно праще, не взирая ни на какие преграды, способно обойти целый мир, над которым оно и господствует. С тех пор, как люди ступили в царство крокодила, он поработил их разум, и, не смотря на то, что он позволил им свободно пользоваться их ногами, руками, языком, крокодил поддерживает их в сомнамбулическом состоянии, используя для претворения в жизнь своих замыслов. Крокодилу, не ведающему о тех тайнах, которыми обладал он благодаря самоей своей природе, люди обязаны множеством даров, которые они получили. А Инквизиция представляет собой примечательный итог, а также и эликсир от всех промыслов этого зверя.

 

Тем не менее, люди обладают против крокодила грозным оружием, и ему ведомо это, в то время как сами люди часто не имеют о нем представления. Однако об этом оружии знают те люди, которые являются предводителями армии, которая ведет войну от лица светлых сил против сил темных. Это Общество Независимых (Societe des Independants), члены которого, тем не менее, являются Отшельниками. Не являясь полностью членом данного Общества, Елеазар (Eleazar) является одним из его уполномоченных, чей высокий рост напоминает фигуру Мартинеса де Паскуалли, Посвятителя par excellence. По другую сторону баррикад - «важный сухопарый человек», завербованный армией зла, который восхваляет Египет (мог ли стать его прообразом Калиостро, современник Сен-Мартена, которого автор порицал?)

 

Приведем еще несколько ключей. Сторонником Елеазара является Седир (Sedir), который представляет собой воплощение истинного рвения. Ивон Ле Луп во времена Прекрасной Эпохи сделал это имя знаменитым, подобно тому, как другие авторы того же времени прославляли имена, взятые из «Нуктемерона» Аполлония Тианского. Имя «Мадам Жоф» - записанное наоборот, означает слово «вера» (фр. «foi»), но не являет ли она собою также и Божественную Мудрость, Софию, о которой Неизвестный Философ узнал от Якоба Бёме, его второго учителя, и которую также не оставлял без внимания и первый учитель Сен-Мартена? Не есть ли она та самая «вещь» (фр. «la chose» («ла шоз»)), столь дорогая сердцу Избранных Коэнов, в отношении которых философ из Амбуаза отрицал только лишь форму Посвящения, и способ воззрений на Доктрину? Мадам Жоф - супруга Ювелира, руководящего теми силами, которые собрались под знаменем добра, и вечным противником которых является крокодил, поскольку Крокодил - и есть Противник, представший перед Евой в Саду Эдемском в форме змея.

 

Будучи одним из ополченцем Воинства Святого, в делах которого ему оказывает помощь Седир и «невидимый человек», Елеазар обладает порошком двойной мысли, который получил он уже в зрелом возрасте. Этот порошок просвещает его разум, когда он вдыхает его. Брошенный на все четыре стороны света, этот порошок позволяет очистить атмосферу от бесчисленных зловредных животных, являющихся порождениями союза пены и огня, которые, в свою очередь, испускает крокодил. Они носятся и собираются всюду, подобно духам злобы поднебесной, о которых говорит Святой Павел. Во время последнего сражения Елеазар встает на воспламененную главу зверя, бьющегося в конвульсиях, которые свидетельствуют о том, что конец зверя близок. В этот момент чудовище начинает изрыгать поглощенные им армии и людей, которые томились во чреве его, и чудовищу предстоит изрыгнуть еще все те яды, посредством которых оно учинило столько зла, и, наконец, извлечь на свет две буквы алфавита...

 

Странный роман «Крокодил» содержит в себе ключи, присущие трудам Неизвестного Философа, однако в нем также содержатся, в сокрытом виде, элементы той первой школы, к которой он был причастен. Все эти тайные ключи заключены в «Трактате о Реинтеграции» Мартинеса де Паскуалли. Таким образом, в «Крокодиле» Сен-Мартен совершенно ясным образом передает наставления Людям Желания, и в данном произведении мы совершенно ясно видим претворение его собственных идей. На самом же деле на каждой странице «Крокодила» мы встречаемся с традицией Коэнов. Один мой друг Мартинист некогда говорил мне, что «Трактат о Реинтеграции» необходимо было бы выразить в некоторых образах! И вот, «Крокодил» представляет собой Доктрину о Реинтеграции в образном ее изображении, это явный плод воображения Сен-Мартена, в котором под фабулой скрывается величайшая тайна. Все Мартинисты, все Люди Желания найдут в этом сочинении, чему научиться. Я говорю так, поскольку и сам извлек из него великую пользу.

 

Спасибо Роберу и Катрин Амаду за это долгожданное переиздание. Мне хотелось бы вновь привлечь внимание давних почитателей Сен-Мартена и Мартинеса к «Крокодилу», а новым «любителям вещей сокрытых», которые многочисленны, я хотел бы рекомендовать открыть для себя эту «эпико-магическую» поэму и извлечь из нее полезный урок.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Стоит, конечно признать, что я недооценивал масштаб противостояния между мизраимитско-египетской линией Калиостро и Ко, и Традиционной Христианской линией Мартинизма, Мартинезизма и Виллермозизма.

Хотя намеки на это я находил и у Достославного Брата Каббалистического Ордена Розы+Креста Станисласа де Гуайты, и у аббата Констана (Элифаса Леви), и гораздо более полно описанный эпизод конфликта между Сиятельным Жаном-Батистом Виллермозом с Калиостро в письмах Виллермоза Чарльзу фон Хессе (письма с 6 по 8 за ноябрь 1784 года, приводятся в "Un mystique lyonnais et les secrets de la franc-maçonnerie", 1730—1824, Protat Frères, 1938, pp. 209—211)...

 

Данное изложение (пусть пока и краткое) отношения к фигуре Калиостро, и к его "мизраимизму" со стороны Луи Клода де Сен-Мартена окончательно расставляет для меня все точки над "i".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Стоит, конечно признать, что я недооценивал масштаб противостояния между мизраимитско-египетской линией Калиостро и Ко, и Традиционной Христианской линией Мартинизма, Мартинезизма и Виллермозизма.

Хотя намеки на это я находил и у Достославного Брата Каббалистического Ордена Розы+Креста Станисласа де Гуайты, и у аббата Констана (Элифаса Леви), и гораздо более полно описанный эпизод конфликта между Сиятельным Жаном-Батистом Виллермозом с Калиостро в письмах Виллермоза Чарльзу фон Хессе (письма с 6 по 8 за ноябрь 1784 года, приводятся в "Un mystique lyonnais et les secrets de la franc-maçonnerie", 1730—1824, Protat Frères, 1938, pp. 209—211)...

 

Данное изложение (пусть пока и краткое) отношения к фигуре Калиостро, и к его "мизраимизму" со стороны Луи Клода де Сен-Мартена окончательно расставляет для меня все точки над "i".

 

Ну, да, вообще египетская тема - вещь весьма сомнительная, если идет речь об обрамлении системы некоторого Посвятительного общества. В конце концов, это не аллегорическое использование египетских или каких-либо еще других богов пантеона древнегреческого и древнеримского, как в случае Розенкрейцеров. Это использование давно отживших астральных форм, которые вряд ли могут содержать в себе Свет Истины. Как можно служить Богу Единому, и при этом обращаться к каким-либо иным богам? Об этом говорится и в Псалмах Давида.

 

В общем, весьма сомнительно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Стоит, конечно признать, что я недооценивал масштаб противостояния между мизраимитско-египетской линией Калиостро и Ко, и Традиционной Христианской линией Мартинизма, Мартинезизма и Виллермозизма.

Хотя намеки на это я находил и у Достославного Брата Каббалистического Ордена Розы+Креста Станисласа де Гуайты, и у аббата Констана (Элифаса Леви), и гораздо более полно описанный эпизод конфликта между Сиятельным Жаном-Батистом Виллермозом с Калиостро в письмах Виллермоза Чарльзу фон Хессе (письма с 6 по 8 за ноябрь 1784 года, приводятся в "Un mystique lyonnais et les secrets de la franc-maçonnerie", 1730—1824, Protat Frères, 1938, pp. 209—211)...

 

Данное изложение (пусть пока и краткое) отношения к фигуре Калиостро, и к его "мизраимизму" со стороны Луи Клода де Сен-Мартена окончательно расставляет для меня все точки над "i".

 

Ну, да, вообще египетская тема - вещь весьма сомнительная, если идет речь об обрамлении системы некоторого Посвятительного общества. В конце концов, это не аллегорическое использование египетских или каких-либо еще других богов пантеона древнегреческого и древнеримского, как в случае Розенкрейцеров. Это использование давно отживших астральных форм, которые вряд ли могут содержать в себе Свет Истины. Как можно служить Богу Единому, и при этом обращаться к каким-либо иным богам? Об этом говорится и в Псалмах Давида.

 

В общем, весьма сомнительно.

 

Да дело не только в этом. Главным образом выходит на первый план мошенническая фигура Калиостро.

Однако, я не отрицаю, что он мог творить и настоящие чудеса. Григорий Распутин тоже мог, однако черным колдуном от этого быть не перестал.

Мне кажется, что разница была не только идеологическая, но еще и морально-этическая.

 

Идеологическая разница была обозначена многими еще Ветхозаветными Пророками, на труды которых во многом опирался Дом Мартинес де Паскуалли, а за ним и Луи Клод де Сен-Мартен. В Новом Завете Иоанн Богослов вообще отождествляет Египет с Содомом. Да что там - христианский каббалист XVI века Блез де Виженер писал:

 

"Имя "Эhйе, что означает Отец, было тем словом, которое Бог открыл Моисею (Исх., 6) перед тем, как вызволить израильтян из египетского рабства; там, где наш Спаситель, Иеhошуа, или Яхве, пребывает венец и исполнение Закона, а также повеление тем, кто верит в Него, уловить дьявола, символом которого служит Аммомино, покровитель и добрый гений египтян; поэтому повсюду, где вы найдете в Писании слово "Мицраим", которое означает Египет, оно имеет соответствующее значение тревоги и боли, обозначая нечто зловещее и дурноприметное" - Blaise de Vigenere, Traite des Chiffres..., . L'Angelier, 1586, p. 21

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Контакты

 

 

ПРАВА



При копировании любой информации с сайта Teurgia.Org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.

Powered by Invision Community

Поддержать

Портал Teurgia.Org осуществляет свою деятельность, помимо личных финансовых вложений администрации, благодаря поддержке читателей. Поддержите проект, чтобы он продолжал развиваться.

Мы в Facebook


  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Telegram
  • © Teurgia.Org 2009-2019. All rights reserved.

    Powered by Invision Community

    ×
    ×
    • Create New...