Jump to content
Fletus

История западной магической традиции

Recommended Posts

Добрый день!

Хотелось бы задать весьма банальный вопрос , которого увы я для себя не понял. Существует Западная Традиция над которой мы все усилено работаем и изучаем труды выдающихся эзотериков эпохи возрождения и ХIX века. А что было до появления Парацельса, Джона Ди, Сен-Мартена , Мартинеса де Паскуали ? Кем были и как звали более ранних эзотериков и оккультистов Западной Традиции ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Осторожная поправка. Леди Фрэнсис Йейтс - понятно не адепт, а светский историк, и не все авторы, которых она обсуждала, будет "истинная Западная Традиция" но это как бы очевидно.

 

Говорить можно много, явно более компетентное чем моя мнение "за нее" http://forum.teurgia.org/index.php?showtopic=1192 недавно высказано администрацией.

 

Я начну с вроде мелкого вопроса, но от него можно пойти к серьезному - кто и когда таки написал тексты, приписываемые Гермесу Трисмегисту (а может и не приписываемые?!)

 

Цитата из "Бруно и герметическая традиция"

Труд Казобона носит несколько отпугивающее название "Шестнадцать опытов о вещах священных и церковных" ("De rebus sacris et ecclesiasticis exercitationes XVI"). В нем проводится скрупулезный разбор первой половины первого тома текста Барония с подробным указанием всех ошибок. Казобон хотел разобрать таким образом все двенадцать томов, но смерть не дала ему закончить задуманное. Анализируя то место у Барония, где он говорит о языческих пророках, Казобон выражает глубокое недоверие к подлинности их сочинений5. Ни у Платона, ни у Аристотеля, ни у какого-либо другого знаменитого языческого автора, говорит Казобон, нет ни единого упоминания о Гермесе Трисмегисте или об оракулах сивилл6. По предположению Казобона, их сочинения были фальсифицированы в раннехристианскую эпоху с целью приспособить новую доктрину ко вкусам язычников7. Трактаты, приписываемые Трисмегисту, утверждает он, принадлежат на самом деле христианским и полухристианским авторам, и, хотя цели фальсификации были благими, она все же отвратительна, как всякая ложь. Он допускает возможность существования в глубокой древности реального человека по имени Гермес Трисмегист8, но автором приписываемых ему трудов он быть не мог. В них нет ничего от древнеегипетских учений, они составлены отчасти по произведениям Платона и платоников, отчасти – по христианским священным книгам9. В "Поймандре" можно найти отголоски трудов Платона, особенно "Тимея", Книги Бытия, Евангелия от Иоанна10. "Власти" в Герметическом своде ХIII напоминают "Послание к римлянам" апостола Павла11. Многие гимны взяты из древних литургий, особенно из литургий св. Иоанна Дамаскина, или из псалмов12. Идеи трактатов о "возрождении" взяты из сочинений св. Павла, Юстина Мученика, Кирилла, Григория Назианзина и других13.

 

Выделенное мной красным - крайне странно.

1. Для справки (не все же патрологи, да и я сам вообще-то не патролог) - Иоанн Дамаскин (2-я пол. VII в., Дамаск - до 754 г.),

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
очень значимый христианский автор

2. Точные годы жизни и детали биографии известны довольно плохо в принципе, НО! То что он реален , жил именно в седьмом/восьмом веке, и активно участвовал в борьбе против иконоборцев - сомнений как бы не вызывает.

3. Какой-то текст, названный "литургия Иоанна Дамаскина" по определению либо составлен им самим, либо приписан позже, Главное - как в герметическом своде могут быть его фрагменты, если даже по оценкам Кабозона, примерно принятым Йейтс - они гораздо раньше написаны. Да и очевидно что хоть те трактаты, которые Августин обсуждал - уже при его же жизни были.

4. Что такое вообще "литургия Иоанна Дамаскина"?!! Всем кто немного изучал литургии - известно, что основные - Литургия Иоанна Златоуста и Литургия Василия Великого, есть еще в принципе, но их не выписываю, так как на именно "литургия Иоанна Дамаскина" ни намека не нашел!

5. Я потерял ссылку, но пробовал смотреть английский текст, когда "рыл тему" 90% что верно помню - там написано по английский тоже "Дамаскина".

 

Это просто досадная опечатка, понятно и Йейтс и Кабозон лучше меня историю христианства знали, просто Йейтс написала не то имя по ошибке, и прошло через все редакции, или таки не так просто?!!

Теоретически к нелепости можно придраться и заявить "одна явная ошибка видна, значит труды Гермеса подлинные древние"))) но если и ошибка, то уровня опечатки с понятным истинным и разумным смыслом.

главное - обсуждение времени написания герметического свода - не только Йейтс и Кабазон (Кабазон пионер, Йейтс подытоживала итоги на видимо 1964й год, хотя не факт, но в принципе за полвека что-то могло и измениться)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добавки более общие и о сути книги (мнение о Недревности трудов Гермеса - к моменту написания книги - "баян" уже давно было, хотя Детали может и сейчас надо бы уточнять. но это НЕ суть книги именно Йейтс).

1. На многих первоисточниках (открытые и опубликованные, но мало кем читаемые и не факт что вообще доступные по русски) трудах само Бруно показано, что реальный Бруно - оченнь отличен от образа из пропаганды "был великий ученый, его сожгли". Бруно был в основном магом и мистиком.

2. У меня не хватает знаний, чтобы судить - его считать колдуном скорее или наоборот - еще одним значимым адептом правильной магии, но общее совсем не научное и уж совсем не "антирелигиозное" направление мысли - очевидно показано.

3. Так как Бруно анализируется в ключе всего "герметического ренессанса" - то дан немалый обзор мнений Фучино, Пико Делла Мирандоны и иных значимых авторов (я о них из этой книги и узнал впервые).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добавочка. Не оговорил

1. Вообще многим о "далеко не чисто научном" пути Джордано Бруно известно из материалов дьякона Андрея Кураева, и на этом форуме была дана его лекция на эту тему

2. Коен-что, особенно ссылки - даже в википедии есть, так что я не и говорю о Сенсационности сведений о Бруно.

3. Но настолько подробный рассказ о идеях и взглядах, да и жизни Бруно - видимо единственный на русском языке.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю многим будет интересна тема о евангелисте Иоанне Богослове. Ему уделяется очень много внимания во многих западных эзотерических и

мистических традициях. Хотелось бы побольше узнать о нем с точки зрения Мартинизма, розенкрейцерства и других западных традиций.

Для начала немного из сети:

 

"Для христианской церкви Иоанн Богослов - прототип аскета-прозорливца, «духоносного старца», также как апостол Пётр - прототип христианского «пастыря», иерарха (в католичестве - папы). С именем Иоанна Богослова в теологии, литературе и иконографии (особенно православной) связаны таинственные, мистические мотивы. Византийские авторы прилагают к нему слово «мист» (термин, еще в дохристианские времена означавший посвящённого в мистерию; ср. церк.-слав. «таинник»). Традиция подчёркивает девственничество Иоанна Богослова, его особую аскетическую «освящённость» и посвящённость, делающие Иоанна Богослова более других лично близким Христу и пригодным для восприятия и возвещения особенно глубоких тайн веры (начало Евангелия Иоанна с учением о домирном бытии логоса и др.) и тайн будущего (Апокалипсис). Возлежание на груди Христа во время тайной вечери понималось как выражение предельно интимного общения мистика с богом. Если Пётр представляет экзотерическую, всенародную сторону христианства (исповедание веры, данное всем), то Иоанн Богослов - его эзотерическую сторону (мистический опыт, открытый избранным). Отсюда значение образа Иоанна Богослова как для церкви, стремившейся дополнить «начало Петра» «началом Иоанна Богослова», так и для еретических, антицерковных течений (например, для гностиков 2 в., которые охотно освящали своё литературное творчество именем И. В., или для катаров 11-13 вв.), полемически противопоставлявших начало Иоанна Богослова началу Петра."

 

 

Если у кого есть интересная и полезная информация, поделитесь пожалуйста.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Продолжу выкладывать материал о Иоанне Богослове.

Иоанн Богослов (греч. евр. yohanan, «Яхве милостив»), Евангелист Иоанн, любимый ученик Иисуса Христа, наряду с Петром занимающий центральное место среди двенадцати апостолов. По церковной традиции, Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия (Евангелие от Иоанна), трех посланий и Апокалипсиса («Откровение Иоанна Богослова»).Иоанн Богослов — сын галилейского рыбака Заведея (евр. zabdi, «дар мой») и жены его Саломии, одной из мироносиц, младший брат (или брат-близнец?) Иакова Старшего; он был учеником Иоанна Крестителя, присутствовал при его словах об Иисусе («вот Агнец Божий») и после них пошел за Иисусом (церковная экзегеза отождествляет его с тем, кто пристал к Иисусу вместе с Андреем Первозванным, Ин. 1:35-40). Вместе с Петром и своим братом он присутствовал при воскрешении Христом дочери Ианра (Мк. 5:37), а также при Преображении Христа (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28) и молении о чаше (Мф. 26:37; Мк. 14:33). Вместе с братом Иоанн Богослов получил от Христа (Мк. 3:17) прозвище Воанергес, т. е. «сыны Громовы». По-видимому, однако, прозвище это имеет в виду присущую братьям яростную пылкость в том, что касается мессианских чаяний торжества и возмездия (так, когда самаритянское селение отказывается принять Христа, братья хотят по примеру Илии свести на селение огонь с небес).Во время Тайной Вечери Иоанн Богослов «возлежал на груди Иисуса» (Ин. 13:23; церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна с учеником, «которого любил Иисус»); сам Петр, не решаясь спросить Христа, к кому относится пророчество Того о предателе среди учеников (Иуде Искариоте), просит его высказать этот непроизнесенный вопрос (13:24-25). Предание отождествляет с Иоанном ученика (Ин. 18:15), который вместе с Петром последовал за Христом после Его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошел сам и провел Петра во двор дома первосвященника Анны. Его твердость в эти часы представляет контраст робости и отчаянию других апостолов. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове («ученике, которого любил Иисус», Ин. 19:26) говорится, что он стоял на Голгофе у креста; умирая, Христос завещал ему сыновние обязанности по отношению к Деве Марии (позднейшие толкователи поясняли, что девственность его делала его особенно достойным хранителем девственности Марии и что в его лице Мариею были усыновлены все христиане, но прежде всего такие, как он, девственники). Впоследствии он был наряду с Иаковом Младшим и Петром одним из «столпов» иерусалимской первообщины (Гал. 2:9). Таково общецерковное предание, предполагающее очень долгую жизнь (более 100 лет, по некоторым версиям — около 120); сохранились следы локального предания, по которому Иоанн Богослов был казнен вместе со своим братом.

Вы не можете просматривать ссылки. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

 

Федор Антонович Моллер "Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий"

 

 

В преданиях рассказывается также, что во время царствования императора Домициана Иоанн Богослов был схвачен и сослан на остров Патмос, где, согласно Апокалипсису (1:9), имел видения о конечных судьбах мира (отсюда популярная в живописи североевропейского Ренессанса иконография Иоанна как визионера на Патмосе, а также возможность для названия этого острова быть символом Откровения, как в стихотворении Ф. Гёльдер-лина «Патмос»). Согласно римской легенде, популярной в средневековой Европе, ссылке предшествовали истязания и попытки умертвить Иоанна у Латинских ворот Рима; однако ни яд (срв. обещание Христа: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им», Мк. 16:18), ни кипящее масло не смогли повредить святому (поэтому западное искусство часто изображало его с сосудом в руках, из которого исходит демон яда в виде змейки, а также в котле с маслом, под которым разложен костер, — мотив, также особенно характерный для северного Ренессанса и фиксированный в начале цикла гравюр А. Дюрера на темы Апокалипсиса). Различные легенды связаны с заключительным периодом жизни Иоанна Богослова, который приурочивается к Эфесу. Согласно одной из них (переданной Климентом Александрийским, рубеж II и III вв.), Иоанн Богослов обратил в одном малоазийском городе некоего юношу, который, однако, затем поддался действию безудержных страстей и кончил тем, что стал главарем разбойников, уйдя в горы. И. Б., узнав об этом, отправился в горы, был схвачен разбойниками и приведен к главарю. Тот при виде Иоанна пустился бежать, но старец, напрягая все силы, гнался за ним и слезно умолял покаяться; разбойник, тронутый этими мольбами, начал аскетические подвиги покаяния, и Иоанн Богослов разделял с ним подвиги и всячески утешал его.Таинственными легендами окружен конец жизни Иоанна. Относящиеся к нему слова Христа «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду» (Ин. 21:22) подавали повод полагать, что он, подобно Еноху, Мельхиседеку и Илие, чудесно сохранен для грядущего мученического подвига во времена антихриста (заранее увиденные им в откровении на Патмосе). Его прощание с людьми отмечено таинственностью мистерии: он выходит из дома с семью ближайшими учениками, ложится живым в могилу, обращаясь к ученикам: «привлеките матерь мою землю, покройте меня». Ученики целуют его, покрывают землей до колен, снова целуют, засыпают до шеи, кладут на лицо плат, целуют в последний раз и засыпают до конца. Когда узнавшие об этом христиане из Эфеса пришли и раскопали могилу, они нашли ее пустой (срв. мотив пустого гроба в топике Воскресения Христа). Однако на месте могилы каждый год 8 мая появлялся тонкий прах, имевший целительную силу. Представление о живущем в затворе до последних времен Иоанна литературно использовано в «Трех разговорах» В. С. Соловьева (образ «старца Иоанна»).

 

Сергей Аверинцев. Из сети.

Edited by Frater Fisidd

Share this post


Link to post
Share on other sites

Весьма интересно, с удовольствием увидел бы продолжение по теме.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Контакты

 

 

ПРАВА



При копировании любой информации с сайта Teurgia.Org, обязательна ссылка на оригинальную публикацию с указанием автора и/или переводчика статьи.

Powered by Invision Community

Поддержать

Портал Teurgia.Org осуществляет свою деятельность, помимо личных финансовых вложений администрации, благодаря поддержке читателей. Поддержите проект, чтобы он продолжал развиваться.

Мы в Facebook


  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Telegram
  • © Teurgia.Org 2009-2019. All rights reserved.

    Powered by Invision Community

    ×
    ×
    • Create New...