Строение человека из девяти элементов — Папюс
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Строение человека из девяти элементов — Папюс

Строение человека из девяти элементов

 

Доктор Папюс

 

Отрывок из курса лекций «‎Человек и Вселенная»‎ 

 

      Пифагор установил некогда весьма удобную таблицу, в которой новейшие люди поместили лишь цифры; древние же поместили в таблицах этих идеи, и мы будем им подражать, составляя нашу таблицу II с помощью ранее изображенных уже трех столбцов. 

   Итак, мы имеем: 

  1. Три вида физического элемента: физический элемент сам в себе; он же, переходящий в область астрала, и он же, проникающий в духовный элемент. 
  2. Три вида астрала: физический, основной астральный и духовный. 
  3. Три свойства духовного элемента: дух в себе, его действие в астрале и проявление его в физическом элементе. 

 

Таблица II

 

Физич. элем.

Астральный

Духовный

Физич. в духовном

Астрал в дух.

Дух.

Физич. в астрале.

Астрал.

Дух. в астр.

Физ. В физич.

Астр. в физич.

Дух в физич.

 

   Но это не все. Существует некая эзотерическая школа, которая весьма счастлива тем, что ей удалось открыть в человеке как бы несколько тел. Найти их, впрочем, было не особенно трудно, так как, по учению древних, человек обладает не только материальным, видимым организмом, но также и несколькими невидимыми принципами и телами. Так оно есть и на самом деле: каждому духовному, астральному или физическому принципу соответствует специальное тело, которому, в совокупности взаимодействия его, мы присвоим название тела славы (иначе названного апостолом Павлом – телом духовным), затем тела астрального*) и физического. 

 

*) По Апостолу: тело душевное. Прим. перев.

 

   Каждое из 3-х названных тел образует собою два остальных. Так, до физического рождения, тело славы формирует астральное, а это последнее формирует физическое. 

   В течение земной жизни, физическое тело образует астральное и тело славы, или иначе – духовное для жизни загробной. 

 

Таблица III

 


Живот


Грудь


Голова


Переходит элем. живота в голову.


Переходит элем. груди в голову.


Центр. область головы


Перех. элем. живота в грудь.


Центральная область груди


Перех. элем. головы в грудь


Центральная область живота


Переход элем. груди в живот.


Перех. элем. головы в живот.



Таблица IV

 

Лимфа

Кровь

Нервная сила


Лимфа в голове.


Кровь в голове.


Н. сила в голове.


Лимфа в груди.


Кровь в груди.


Н. сила в груди.


Лимфа в животе.


Кровь в животе.


Нервн. сила в животе.

 

   Предшествующие данные, относящиеся к взаимодействию между собой принципов, вполне точно применяются и к материальному организму. Как видно из таблиц III  и IV, термины «духовный элемент», «астральный» и «физический» заменены аналогичными им наименованиями: «голова», «грудь» и «живот», или «нервная сила», «кровь» и «лимфа». 

 

   Так, брюшная полость, или нижний центр физического тела, обнимает собой: кишки, живот, печень, селезенку и придаточные их органы. 

 

   Живот выражен: 1) в области головы – сосудами и лимфатическими ганглиями (узлами); 2) в груди – лимфатическими сосудами и дыхательным горлом. 

 

   Для уяснения себе этих деталей, попрошу вас рассмотреть схему IV, в которой намечен организм с синтетической точки зрения. 

 

   Грудь, или средний центр тела, состоит из обоих легких и сердца. Проявление ее в области головы выражается головными и сонными артериями, а в области живота почками и брюшной аортой. 

 

   Голова или верхний центр охватывает собой мозг и придатки его. Проявление этого центра в груди называется подвздошием и солнечным сплетением. 

 

   Благодаря двум эти последним таблицам мы получаем ключ к строению человека из 9 элементов. Если же вы обратите внимание на явление смерти, или взглянете по рисунку на то, что происходит, когда различные части воздушного шара разъединяются между собой, то вы вновь встретитесь с этими 9 элементами человека, но уже разобщенными. В течение земной воплощенной жизни, 9 человеческих элементов тесно связаны между собой, и как бы сцепляются друг с другом попарно. Из сцепления физического элемента с астральным возникает та искра, которую называют жизнью, искра, горящая ровно столько времени, сколько длится пребывание на земле человека. То же происходит и при сцеплении астрального элемента с духовным. Искру эту считали чем-то постоянным, а потому и не знали, что делать с ней после смерти человека и до рождения его. Между тем не трудно было себе уяснить это, сравнив физическую жизнь с электрическим светом, возникающим при прохождении тока через два угля – нечто несомненно существующее, так же несомненно и проявление электрической искры, но лишь во время прохождения тока, а никак не после или до него. 

 

   Вы легче себе уясните это, если я напомню вам о старом, уже приводившемся мною сравнении с возницей, лошадью и повозкой. Это точный образ человеческого строения, которому мой воздушный шар отвечал не вполне. 

 

   Итак, выезд в движении разделяется на 3 главных части: возницу, лошадь и повозку. 

 

   У возницы – голова, руки и тело. 

 

   У лошади – голова, тело и ноги. 

 

   Повозка состоит из корпуса, колес и оглоблей. 

 

   Все вместе взятое есть собрание 9-ти различных предметов. 

 

   Когда же возница садится на козлы, то наиболее грузная часть его существа сливается с ними. Таким образом, два начала соединяются в одну, и у нас остается всего 8 элементов. 

 

   Теперь возница берет в руки вожжи и тянет за удила. С этого момента голова лошади и руки возницы образуют нечто единое, и мы насчитываем лишь 7 элементов, вместо только что найденных нами 9-ти. 

 

   Но направляющий повозку возница сильнее ли лошади? Нет. Как вы сами, конечно, заметили, лошадь обладает большей, чем у него, физической силой, но зато она менее разума. 

 

   Совершенно так же сильнее и принцип бессознательного в человеческом существе, но в нем менее разума, чем в сознательном. 

 

   Примером может служить недавно рассказанная мне история. Она случилась с одной юной парижанкой, приехавшей в деревню, и полагавшей, что коровы боятся человека, и стоит ей так же крикнуть на них, как ухаживающей за ними женщине, чтобы они моментально повиновались. Но, увы, заслыша окрик чуждого им человека, коровы исподлобья переглянулись между собой, и, как бы сговорившись, так дружно кинулись на неопытную горожанку, что ей пришлось спасаться диким бегством через кусты и канавы. 

 

   Этот факт наглядно показывает вам то, что в оккультизме называется возмущением астрала, а в психологии – страстью. 

 

   Когда, напр., под влиянием опьянения страстями, бык вырывается на свободу, или лев испускает яростное рычание, то это значит, что астрал пытается увлечь за собой разум, и вот тут-то совершенно необходимо настолько обуздать его, чтобы он не успел произвести серьезных органических нарушений. 

 

   Замечу вскользь, что у женщины возмущений этих происходит лишь очень немного, так как, в общем, она лучше владеет собой, чем мужчина; сущность же сознания или сам смысл его существования и есть именно умение властвовать над входящим в наш состав животным началом и побеждать его, когда оно вздумает бунтовать. 

 

   Таким образом, астрал есть то, что оживотворяет человека и движет им. И если бы не было в человеке сознания, то никогда не удалось бы ему руководить различными, входящими в состав его элементами, и никогда бы не мог он образовать собой приведенной к единству тройственности. 

 

 © Доктор Папюс (Жерар Анкосс), отрывок из курса лекций "Человек и Вселенная"

Книга из коллекции раритетов Teurgia.Org

Пубилкация подготовлена коллективом Teurgia.Org

 


Back to Top