В чем состоит сила привлечения Благосклонности с Небес — Марсилио Фичино

 

«Третья Книга о Жизни»

Марсилио Фичино

 

Книга «О достижении Жизни с Небес» Марсилио Фичино из Флоренции, которую он сочинил вместе со своими комментариями к Плотину.


В чем состоит, согласно Плотину, сила привлечения Благосклонности с Небес, - это в том, что хорошо адаптированные физические формы могут с легкостью привлекать Мировую Душу и Души Звезд и Даймонов.

 

Глава 1

 


Если бы во Вселенной были бы только две вещи - интеллект с одной стороны и Тело – с другой, - но не было бы Души, тогда ни Интеллект бы к Телу не привлекался (ибо Интеллект абсолютно бездвижен без воздействия, которое суть принцип движения, и находится далеко от Тела), ни Тело бы не соединялось бы с Интеллектом (ибо Тело само по себе немощное, не подходящее движения и далекое от Интеллекта). Но, если Душа, которая находится в соответствии с ними обоими, помещена между ними, привлечение одного к другому произойдет с легкостью. В первую очередь6 Душа ведома с наибольшей легкостью, поскольку она суть Primum Mobile и движима самостоятельно, по своей собственной инициативе. Более того, поскольку, как я уже сказал, она – средство вещей, в своей собственной манере она содержит все вещи и находится пропорционально близко к обоим [Интеллект:Душа = Душа:Тело]. Таким образом, она равномерно соединена со всем, даже с теми вещами, которые находятся на расстоянии друг от друга, потому что от между ней и ними нет расстояния. Ибо, несмотря на то, что с одной стороны она соответствует божественному, а с другой – преходящему, даже по желанию поворачивается к одному или другому, она, в то же время, присутствует одновременно и всеобъятно повсюду. В добавок, Мировая Душа обладает в силу божественного могущества всеми первопричинами вещей, которые только находятся в Божественном Сознании. С помощью этих первопричин она моделирует то же самое количество видов в материи. Вот почему каждый конкретный вид совпадает через свою первопричину со своей собственной идеей и часто через свою первопричину может с легкостью получить нечто от Идеи, потому что, действительно, он сотворен через причину от Идеи. Вот почему, если в любой момент вид отходит от своей безупречной формы, он может быть заново сформирован причиной, как ближайшим посредником, и Идеей, как посредником, может быть переформирован. И, если должным образом вы вложите в материал какого-то вида или на какой-то его части вещи, которые отделены, но которые подходят той же идее и адаптированы под нее, вы вскоре приобретете дар от этой Идеи через первопричину Души, ибо, говоря прямо, не Интеллект сам по себе является тем, что ведомо, но Душа. Так что давайте не будем думать, что все божественные субстанции, полностью отделенные от материи, привлекаются любыми земными материалами, но что скорее даймоны бывают привлечены, а также дары из одушевленного мира и от живых звезд. Снова, не будем удивляться, что Душа может быть привлечена, как она есть, материальными формами, поскольку, действительно, она сама создавала любые приманки, которые ей подходили, чтобы быть привлеченной таким образом, и что она всегда охотно в них живет. В мире нет ничего, настолько обезображенного, что Душа бы не приняла его, что дара Души в нем бы не было. Так, Зороастр называл такие соответствия форм причинам, существующим в Мировой Душе «божественными наживками», а Синезий подтверждал, что они являются магическими приманками. В конце концов, не стоит верить, что абсолютно все дары исходят от Души к любому конкретному виду из материи в определенное время, но скорее в нужный момент только те дары только одного семени, из которого этот вид произрос, и из семян, ему подобных. Соответственно, человек, который принимает только человеческие вещи, не будет просить для себя вещей, которые подходят рыбам или птицам, но будет просить человеческие вещи или те, что им подобны. Но, если он принимает вещи, которые свойственны такой звезде или такому даймону, подвергнется странному влиянию эти звезды и даймона, как кусок дерева, натертый серой, в пламени. И он подвергнется этому влиянию не только через сами лучи звезды и даймона, но также и через саму Душу Мира, присутствующую повсюду. Ибо любая звезда или даймон питают ее. Это частично первопричина, толкающая ее к образованию, а частично обучающая причина, позволяющая ей знать. Согласно наиболее ранним платоникам, в силу своих причин, Мировая Душа образована в небесах за звездами, числами и теми их частями, которые сами являются некими числами, и она вдохнула в них полезные качества. В звездах, тем более, в их числах, частях и качествах содержатся все виды вещей, что внизу, и их качества. Она организовала 48 универсальных фигур: 12 в Зодиаке и 36 вне его – и поместила еще 36 фигур в Зодиак, согласно числу его ликов. И снова, она поместила в Зодиак еще 360 фигур, согласно числу его степеней – ибо каждая степень содержит, как бы ни было, множество звезд, создающих там образы.  Так, образы (созвездия) вне Зодиака она разделила на множество фигур (Паранателлонта), в соответствии с номером Зодиакальных ликов и степеней. В конце концов, она установила определенные отношения и пропорции поздних универсальных образов к ранним универсальным образам – отношения и пропорции, которые сами по себе также суть образы.  Фигуры такого типа имеют свои собственные связи от лучей их звезд, направленных друг к другу своими особыми способностями. Формы низших вещей зависят от этих высокоорганизованных форм; они ими организуются. Но даже эти небесные формы, будучи (пространственно) на расстоянии друг от друга, происходят от причин Души так, что они соединены вместе; и будучи формами, в некоторой степени изменяемыми, они происходят от вещей постоянных.


Но эти причины, поскольку они не составляют единого союза, прослеживаются в Формах в Интеллекте – Интеллекте в Душе и высшем Интеллекте – что и составляет единый союз; а эти Формы, будучи составными частями, сокращаются до безупречно простого Единого и Доброго так же, как и небесные фигуры сходятся в полярной точке.


Но вернемся к Душе. Когда, таким образом, Душа дает рождение специфическим формам и силам, принадлежащим видам вещей внизу, она создает их через их соответствующие причины с помощью звезд и небесных форм. Но она производит дары, странные для личностей (которые часто присутствуют в личностях таким странным образом, что они обычно являются сами видами) подобно созданию через первопричины, но не в меньшей степени при помощи небесных форм и фигур таких, как местоположение индивидуальных звезд и отношения движения и аспектов планет как между собой, так и в отношении звезд, находящихся над планетами. Теперь наша собственная душа по ту сторону конкретных сил наших членов разносит общую силу жизни всюду внутри нас – особенно через сердце, как источник огня, который ближе всего душе. Так и Мировая Душа, которая активна повсеместно, распространяет во всех местах свою силу универсальной жизни, главным образом, через Солнце. Согласно чему, некоторые мыслители говорят, что сплошное Солнце - как в нас, так и во Вселенной – живет в каждом члене, но больше всего в сердце и Солнце.


Всегда помни, что, как сил нашей души проходит в наши члены через дух, так и силы Мировой Души распространена во всех вещах через квинтэссенцию, которая активна везде, как дух в Мировом Теле, но эта сила вселяется преимущественно в те вещи, которые растворили большую часть этого духа. Эта квинтэссенция может быть поглощена нами в большей степени, если человек знает, как лучше отделить ее, поскольку она смешана с другими элементами, или, хотя бы, как использовать те вещи, которые наполнены ею, особенно в своей чистейшей форме. Эти вещи таковы: отборное вино, сахар, бальзам, золото, драгоценные камни, миробалан и вещи, которые пахнут особенно сладко и которые сверкают, и особенно, вещи, которые проявляют в тончайшей субстанции качества горячие, влажные и чистые; таков, кроме вина, белый сахар, особенно, если вы добавите к нему золота и аромата корицы и роз. Далее еще еда, если мы питаемся правильно, будучи неживой, превращается через наш дух в форму нашей жизни, но также наши тела, правильно приобщенные к телу и духу мира (что происходит через космические объекты или через наш дух), пьют как можно больше жизни мира.


Если вы хотите, чтобы ваша пища прежде всего вливалась в форму вашего мозга, или вашей печени, или вашего желудка, ешьте больше подобной еды, которая происходит из мозга, печени или желудка животных, которые близки к природе человека. Если вы хотите, чтобы ваши тело и дух получили силы какого-то космического объекта, положим, Солнца, ищите вещи, которые прежде всего имеют солярное происхождение среди металлов или драгоценных камней, а также среди растений и животных, особенно, людей; ибо, несомненно, вещи, которые наиболее похожи на вас, дают больший эффект. Они должны быть приближены к вам извне или, если возможно, приняты внутрь, особенно, в день и час Солнца и когда Солнце доминантно в небесном доме. Солярные вещи таковы: все те драгоценные камни и цветы, которые называются гелиотпропами, потому что они поворачиваются к Солнцу, как и золото, аурпигменты и золотые цвета, хризолит, карбункул, мирра, ладан, мускус, амбра, бальзам, желтый мед, сладкая аира, шафран, нард, корица, алое и другие пряности; баран, ястреб, петух, лебедь, лев, жук-скарабей, крокодил; люди, которые имеют светлые кудрявые волосы, склонны к облысению и великодушны.


Вышеупомянутые вещи могут быть частично применимы к пище, частично к мазям и окуриваниям, частично обычаям и привычкам. Вы должны периодически получать эти вещи и думать о них, любить их, в первую очередь; вы также должны получать много света.


Если вы подозреваете, что ваш живот лишен сил печени, переведите силу печени в живот растиранием и припарками, сделанными из вещей, которые сочетаются с печенью, а именно, из цикория, органический уголь, репейника, гепатики и печени. Тем же образом, чтобы ваше тело не лишалось Юпитера, делайте физические упражнения в день и час Юпитера и когда он в силе, используйте вещи, имеющие отношение к Юпитеру, такие как серебро, гиацинт, топаз, коралл, хрусталь, берилл, органический уголь, сапфир, зеленый и неземной цвета, вина, сахар, белый мед, развлекайте свои мысли и чувства, которые имеют отношение к природе Юпитера, то есть стойкие, спокойные, религиозные и законопослушные; придерживайтесь общения с людьми того же типа – людьми-сангвиниками, красивыми и почтенными. Но не забывайте смешивать те первые вещи из моего списка, поскольку они холодны, с золотом, вином, мятой, шафраном, корицей и козульником; не забывайте также, что ягненок, павлин, орел и молодой вол – Юпитерианские вещи.

 

Но как сила Венеры может быть привлечена горлицей, голубями, белыми водными трясогузками и прочим, скромность запрещает мне раскрыть.

 Перевод © Леда Victrix для Теургия.Org, 2014 год.


 


Back to Top