Практическая Каббала: Часть II, Оперативные элементы I, Теургия — Робер Амбелен
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Практическая Каббала: Часть II, Оперативные элементы I, Теургия — Робер Амбелен

I. Теургия

«Магическая Сила, уснувшая после Падения, сокрыта в человеке.
и ее возможно пробудить Милостью Божьей, или Искусством Каббалы...»
Ж.-Б. Ван Гельмонд «Hortus Medicinae». – Лейден 1667).

 

  1.  Определение

 

Теургия (от греч. Theos - «Бог» и ergon – «работа») – высший, наиболее чистый и мудрый аспект того, что толпа называет Магией. Сохранив сущность и совершенную чистоту последней, мы приходим к первой.


Согласно Шарлю Барле: «Церемониальная Магия – это операция, с помощью которой человек стремится принудить, посредством игры Природный Сил, Незримые Силы различных порядков, действовать в соответствии с тем, что от них требуется. С этой целью он неожиданно схватывает, используя проекцию (посредством аналогических «соответствий», составляющих Единство Творения). Человек не является хозяином над этими Силами, однако он способен открыть к ним необычайные пути, войдя в самое сердце Природы. С этой целью он использует Пантакли, особые Вещества, а также соблюдает строгие условия Времени и Места, чем он не должен пренебрегать ни при каких обстоятельствах. Поскольку, если он даже немного отклонится от назначенного пути, этот дерзкий человек окажется прямо под воздействием этих «Сил», а ведь для них он всего лишь пылинка...» (Charles Barlet: l’Initiation, январь 1897).

 

Таким образом мы видим, что Магия является просто трансцендентальной Физикой. У такого определения Теургии есть лишь одно практическое применение: Закон Аналогических Соответствий, включающий в себя:

 

1. Единство Мира во всех его частях;
2.    Аналогическое Тождество Божественного плана и Материальной Вселенной, причем вторая создана «по образу» первого и напоминает его отражение, низшее и несовершенное.
3.    Постоянная взаимозависимость между ними, связь, следующая из аналогической идентичности,которая может быть выражена в момент ее установления посредством вторичной науки, называемой Символизмом.
Что касается «области», в которой используютс эти вторичные принципы, то Теургия ясным образом отделяет себя от Магии.

 

Последняя только приводит в действие Силы Природы, будь они земными или космическими, и оперирует только в чисто материальной сфере, то есть во Вселенной, и, вследствие сего, не только на уровне Вторичных Причин, но далее на уровне «посредников» или «Третичных причин». В результате действие Мага нарушает процесс Вторичных Причин, которые способны выражать себя лишь посредством Первичный Причины, будучи мотивированы одной из Его «возможностей». Отсюда следует неизбежное восстановление нарушенного равновесия, называемого «обратным ударом», который приходит после любого магического результата: сила «обратного удара» же будет пропорциональна размаху и длительности полученных результатов. Таков неизменный закон: маг платит скорбью за все радости, которые его Искусство вытащило из «Вечных Образов» Абсолюта, а затем направило и зафиксировало Вторичными Причинами.

 

Все остальное находится в сфере деятельности Теургии, и факторы, которые она задействует, являются чисто метафизическими, не космическими или гиперфизическими. Теург работает в самом сердце Архетипа, в «возможностях», которые проходят, подобно пробегающим образам, в Изначальном Разуме. Дадим же теперь определение этой сфере действия.

 

*
* *


Теург обязательно верит в существование единственного Существа, Уникального, Вечного, Всемогущего, Бесконечно Мудрого, Безгранично Благого, в Источник и Хранителя всех эманированных Существ и всех Существ временных. Это Уникальное Существо имеет много имен, и каждое имя выражает один из «Лучей» Его Славы. Это Существо мы зовем Богом.

 

Поскольку Сам Бог обладает безграничной властью и возможностями, Добро и Зло сосуществуют и вечно находятся в равновесии. Однако, поскольку Он безгранично Мудр и Абсолютно Благ, предвидящий всю вечность в Своем Всеведении, все возможные исходы, то он вечно действует оперирует между ними, и чрез Его Всемудрость также вечно существует Дискриминация. Эта вечная Дискриминация вечно образует Благо и Зло, ставит их лицом к лицу.

 

То, что Бог допускает, поддерживает, приветствует, реализует и сохраняет, составляет Идеальную или Архетипическую Вселенную. Это «Мир Вышний» или Небеса. То, что Он опровергает, отвергает, обличает и желает стереть, составляет «Мир Нижний» или Ад. Поэтому мы понимаем, что Ад вечен, как и Зло, которое он выражает.

 

Поскольку Бог вечен, и поскольку Он содержит в Себе все «возможности», то и Зло вечно и Он не может уничтожить его. А поскольку Он бесконечно Благ, Он не желает его терпеть.

 

Итак, поскольку Он также Бесконечно Мудр, Бог превращает его в Благо...

 

Однако, поскольку Зло также вечно, по крайней мере в «принципе», вечной является и Работа по Искуплению отвергнутых элементов, подобно тому, как вечно Благо, проявляющее и совершающее эту работу.

 

Человек, подобно всем существам, наделен Божественной искрой, без которой он не мог бы существовать. Эта искра и есть сама Жизнь. Этот Божественный «Огонь» несет в себе вссе возможности, подобно Изначальному Огню, который его эманирует. Как Благо, так и Зло. Посколкьу это лишь отражение, и нет разницы в природе между жаровней и искрой!

 

Этот «огонь»  способен «отражать» Благо и «отражать» Зло. Когда Человек пытается приблизиться к Богу, он раздувает «чистый огонь» в себе, Божественный огонь, «огонь радости». Когда же он стремится отойти от Бога, он раздувает в себе «мрачный огонь», огонь инфернальный, «пламя гнева». Так в себе он порождает, подобно тому, как Бог это совершает глобально, Благо и Зло, Небеса или Ад. Внутри себя мы несем источник наших печалей и радостей.

 

Именно к этой Работе по Вселенскому Искуплению и Причастию, делающей человека помощником Бога, Теургия приглашает Адепта.

 

Возможно, он не добьется зримых чудес, и, вероятно, он вообще не узнает о том Благе, которое он осуществлял. Однако, не смотря на это неведение, его работа будет в сто раз более великой, нежели работа черного мага, даже если тот использует удивительнейшие заклинания, поскольку черные маги лишь выражают реальность архетипического Зла и сотрудничают с ним. Никто не усомнится в реальности этого Зла, однако сотрудничество с ним совершенно бесполезно...

 

Магия показывает нам, что ничего не теряется, все возвращается. Как сказано в Писании: «Что посеет человек, то и пожнет…»

 

Черный маг, в глубине души, это невежественный человек, который играет в глупую игру!

 

Его желания или ненависть отравляют его дни, он теряет время, не достигая истинного Знания. Он проводит свою жизнь в сумерках. Ни Любовь, ни Удача, ни Молодость, ни Красота не будут у его постели, чтобы оправдать потраченные им часы. Остается лишь одно: оплатить долг, в этой жизни или в другой, и ни одно существо на Божьей земле не сможет оплатить этот долг за него.

 

Желая повелевать такими могущественными и неведомыми «Силами», столь же таинственными, сколь и загадочными, чтобы они исполняли его фантазии, он, возможно, сам станет их бессознательным рабом, но никогда не хозяином!.. Не ведая об этом, он станет их слугой...

 

«Когда мы лжем и обманываем, - говорит Мефистофель, - мы отдаем свое!» Словами Гете чрез века нас предупреждает безымянный хор Посвященных!

 

*
* *


Те «принципы», которые сохранил Бог, поскольку желал их всю вечность, были эманированы им. Затем они индивидуализировались, а после выразили ссебя согласно их природе, которую являет собой Изначальная Божественная Идея. Общность этих «эманаций» составляет Божественный План Ацилут. Каждая из них – Метафизический Атрибут. Они таковы: Справедливость, Строгость, Милосердие, Мягкость, Сила, Мудрость и т.д.

 

Поскольку они относятся к Божественной Сущности, можно заключить, что восточные метафизические философы, давая им имена, затем добавили к ним окончания «El» или «Yah», означающие «Бог» в мужском или женском роде. Отсюда появились эти традциоинные названия: «Справедливость Бога», «Сила Бога», «Милосердие Бога» и т.д.

 

Каждая из этих Эманаций, посколкьу сами они являются составными частями Единой Божественности, эманируют в свою очередь вторичные модальности их собственной сущности. И так далее.

 

Таким образом создаются те индивидуальные существа, которых мы зовем Ангелами, Гениями или Богами, которых богословы сгруппировали в десять конвенциональных подразделений. Это девять ангельских хоров, к которым добавлены «прославленные тела» иудео-христианской теологии и каббалы.

 

В «Мире Низшем», отвергаемом Богом (Клиппот или «скорлупы» Каббалы) у каждого их них есть своя антитеза, абсолютно противоположное существо, исходящее из одного из противоположных атрибутов, и в отношении которых Бог желает, чтобы они развивались, стремясь к Лучшему и Благому.

 

Посему есть также «Несправаедливость», «Слабость», «Жестокость», «Суровость» и «Заблуждение», и, добавляя окончания, мы получаем Демонические Имена: «Высшая Несправедливость», «Высшая Слабость», «Высшая Жестокость» и т.д.

 

*
* *


Все «возможности», отвергнутые «внизу», обречены стать «живыми существами» и, выйдя из Бездны через Милость и Любовь Бога, они составляют Мир Испытаний и Необходимости, «Землю», на иврите «Aretz», единственное высшее отражение Бездны.

 

Поскольку все Существа, которые в вечности не являются «Божественными Атрибутами» Абсолюта, рождаются в Бездне, вместе с теми, кого Вечная Мудрость вечно отвергается, и кажется, что эти Существа из Нижнего Мира должны все в конечном итоге попасть «Наверх», чтобы достичь «Дворца Короля», прикрепившись к одной из Десяти Сфер, ранее упомянутых, однако улучшенными, развившимися, наконец став тем, что Бог вечно желает, обладая богатством своих воспоминаний и прошлого опыта.

 

Поэтому все эти Существа вырастут из всевозможных «форм» Жизни, которые только возможно представить, в калейдоскопе, называемом Вечной Природой, это последовательно сменяющиеся зримые и незримые формы, минеральные или растительные, животные или человеческие. Доходя до последнего состояния, перекрестка, на котором они ожидают моральной Свободы и Ответственности, они затем составляют Мир Испытаний и Рока, называемого «Землей», предшественника символических «Небес».

 

В силу этой Свободы и Выбора, и поскольку они находятся на плане  Aretz («земля»), подверженные Опыту, и таким образом Страданию и трансформирующей Смерти, Люди могут, через их согласие или отказ, разумный или безрассудный выбор, подниматься по Лестнице, лестнице «становления».

 

Следует отметить, что в Каббале слова «Sinaï» и «Sulam» (означающее лестницу) обладают одинаковым числовым значением – 130. Здесь гематрия показывает нам один из главных ключей каббалистической метафизики. В дейсвительности, эта «лестница» связана с легендой патриарха Иакова, чье имя означает «тот, кто следует». Для одной души это место восхождения, для другой – нисхождения. (См. «Мабиногион» или «Рассказы для Ученика», учения бардов на этот счет, в рассказе о Передуре ап Элиффере). Также, относительно Вечного Колеса, все души последовательно проходят через все состояния (см.  Shaar HaGilgulim, «Врата Реинкарнации» рабби Исаака Лурии). В этом восхождении по лестнице одна душа следует, в то время как другая шагает...

 

Попадая впервые в «Небесный Дворец», мир полноты, где Существо наконец полностью вспоминает свое прошлое и все свои возможности, оно может добровольно возвратиться на «Землю», Aretz, и быть реинкарнировано там, либо с целью обретения нового опыта и выгод, вытекающих из этго, либо с альтруистическими намерениями помочь другим существам освободиться из Бездны и оставить Sheol («Могилу»). Существа могут делать это столько, сколько они пожелают, защищенные Забытьем.

 

Возможно ли представить тот ментальные ад, которым стала бы Жизнь, если бы мы помнили все, что было прежде? Представьте, например, что, если бы наше бессмертное я когда-то было пауком? Что, если бы мы бы видели себя как паука, плетущего паутину в какой-нибудь грязной дыре, на сплетенную нами паутину попадалась бы каждая пылинка, и мы жевали бы трупы разлагающихся мух? В ламаистской традиции считается, что «Отсутствие воспоминаний о прежних жизнях – это благословение Божье...»!

 

Поскольку Божественная Вечность и Бесконечность гарантируют, что Абсолют остается навеки недоступным для существ, даже когда они попадают в «Дворец Небес», вечный по продолжительности, бесконечный по своим возможностям. Такой опыт переживает Существо, и таким образом Божественная Мудрость и Любовь позволяют ему участвовать в относительной вечности и бесконечности, которые являются отражениями Божественной вечности и бесконечности, и, таким же образом, генераторами всей вечности.

 

*
* *

 Перевод © Eric Midnight (aka Er Might), 2018


Back to Top