Древние Заповеди Вольных и Принятых Каменщиков. Ахиман Резон
--- Оглавление ---
Древние Заповеди Вольных и Принятых Каменщиков
Заповедь I
О Боге и Религии
Вольный Каменщик должен, в силу данного им торжественного Обязательства, повиноваться Нравственному Закону как всякий истинный Ноахид, и ежели верно понимает он правила Цеха, он никогда не станет ни глупым Атеистом, ни безверующим Вольнодумцем, никогда не поступит против велений своей Совести.
В старину Масоны-Христиане обязаны были следовать правилам Христианской Религии той страны, в которой жили или работали, поскольку приходилось им странствовать по всем странам мира, где жители привержены самым разным религиям.
Они, в общем, обязаны следовать той Религии, в которой согласны меж собою все Люди (оставляя каждому Брату право иметь собственное мнение), то есть быть Людьми добрыми и верными, хранить свою честь и быть честными, каким бы именем ни назывались их религия или убеждения, поскольку все они соглашаются признавать Три великих Заповеди Ноя, каковых Заповедей достаточно для сохранения Единства в стенах Ложи.
Таким образом, Масонство находится в центре их Союза и является счастливо обретенным Средством примирения Людей, в противном случае, такового Средства не имея, навечно меж собой разделенных.
Заповедь II
О Гражданской Власти, высшей и местной
Вольный Каменщик обязан быть мирным подданным, никогда не оказываться задействованным ни в каком Заговоре против Государства, не отказывать в почтении также и местной Власти. В старину Цари, Князья и государства поощряли существование Братства за Верность его, более всего расцветавшую во времена Мира, при этом пусть никакой Брат не должен получать поддержки, в случае если восстанет он против Государства, тем не менее, если он не повинен ни в каких иных преступлениях, связи его с Ложей должны оставаться в силе.
Заповедь III
О Ложах
Ложа есть место, где собираются для работ Масоны, отсюда также следует употребление этого слова для обозначения организованного Общества Франкмасонов, которое также называется Ложей, как и слово «церковь» обозначает как общину, так и место ее религиозного служения.
Каждый Брат должен принадлежать к той или иной определенной Ложе, и он не может отсутствовать на ее собраниях без уважительной причины под страхом неизбежного наказания.
Люди, посвящаемые во Франкмасоны, должны быть свободнорожденными (не крепостными), зрелого возраста, доброй славы, здоровыми и дееспособными, без уродств и отсутствующих членов на время посвящения. Исключается посвящение женщин и евнухов.
При подаче прошения о вступлении человеком достойным, образованным, состоятельным и почтенным, его принимают должным образом после сурового Испытания, поскольку таковое Испытание часто способствует выявлению истинных и верных Мастеров и Хозяев своим Словам и Делам, закрывая вход самозванцам к настоящим Каменщикам. Такие достойные люди часто становятся самыми лучшими Офицерами в Ложе и лучшими созидателями Чести и Силы своей Ложи, из их же числа можно выбрать и Достопочтенного Великого Мастера. Но также эти Братья обязаны повиноваться всем Заповедям и Установлениям, за исключением тех, которые относятся к узкой области оперативного каменщичества.
Заповедь IV
О Мастерах, Стражах, Подмастерьях и Учениках
Все различия в положении между Каменщиками основаны только на личных заслугах и истинной пользе, приносимой каждый Братом всему Братству, а не только лишь на возрасте. Никакой Мастер не имеет права брать себе в Ученики сына недостойных Родителей, или юношу неполноценного телесно, калеку, неспособного в силу этого постигать Таинства Искусства, ибо ему надлежит верой и правдой служить Мастерам (или Основателям), не опорочив при этом все Братство в целом; впоследствии, по достижении зрелого возраста и соответствующего овладения Мастерством, такой юноша, взятый в обучение, может стать полноценным Учеником, или Каменщиком, а затем Мастером-Каменщиком, способным исполнять соответствующие высокие труды.
Стражей выбирают из числа Мастеров-Каменщиков, и никакой Брат не может стать Мастером Ложи до тех пор, пока не пробует в какой-либо Ложе некоторое время Стражем, и правило это непреложно, за исключением крайних случаев, если, например, необходимо составить Ложу, а нужных Офицеров для этого нет: тогда трое присутствующих Мастеров-Каменщиков, пусть они даже не бывали никогда избраны Мастером Ложи или Стражами, назначаются в таком случае Мастером и Стражами этой Ложи. Но никакое количество Братьев не могут составить Ложу, если среди них нет троих Мастеров-Каменщиков, и никто не может быть избран Великим Мастером или Великим Стражем, если ранее не бывал избран Мастером отдельной Ложи.
Заповедь V
Об управлении Цехом во время Работы
Все Каменщики должны трудиться усердно и честно по будним дням, дабы жить им достойно и должным образом и также с достоинством веселиться в дни праздничные; точно так же следует соблюдать установленные Законом и подтвержденные Обычаем рабочие Часы.
Мастер-Каменщик только тогда может назначаться Надзирателем за работами и Мастером Строительства, когда он разумно управляет всеми работами, распределяет все достояние Ложи так, точно это его личное достояние и никому не платит более положенного по закону, ни Подмастерью, ни Ученику.
Стражи должны хранить верность как Мастеру, так и Каменщикам, поручая своим заботам все происходящее как в Ложе, так и вне ее, в особенности в отсутствие Мастера; Братьям же надлежит во всем им повиноваться.
Мастер и Каменщики должны со всею ответственностью исполнить до конца порученную им Господином работу, аккордно или поденно, и не принимать аккордной платы за поденную работу.
Никто из Братьев да не завидует достатку другого Брата, не подсиживает Брата, не мешает ему брать себе работу, ежели тот способен ее завершить.
Все Каменщики должны смиренно принимать плату за свою Работу, без ропота и возмущения, и не оставлять своего Мастера вплоть до завершения всей работы, порученной им Господином; им надлежит избегать брани, со всею любезностью именовать друг друга Братьями или Товарищами как в стенах Ложи, так и вне ее, наставлять юных Братьев, дабы им со временем в совершенстве овладеть нашим Мастерством и дабы во время работы не портили они предоставленные Господином материалы.
Вольные и Принятые Каменщики не должны допускать к совместной с собой работе Самозванцев, не состоящих в Цехе, и не поступать на работу в артели Самозванцев без особой на то необходимости, и даже в таком случае особой необходимости они не должны наставлять Самозванцев, но общаться лишь между собою; никакой иной работник не допускается на истинные внутренние работы Вольных Каменщиков.
Заповедь VI
О поведении Каменщика
1. Поведение в Ложе до Закрытия
Не разрешаются собрания отдельных Комитетов или частные разговоры без разрешения Мастера, равно как и никакие дерзкие речи; запрещается перебивать Мастера, или Стражей, или любого Брата, обращающегося с речью к Престолу; не разрешается дурачиться, когда Ложа занята рассмотрением серьезного вопроса или священной церемонией, - но напротив, следует оказывать должное уважение Мастеру, Стражам и Собратьям, и почитать их.
Всякий Брат, найденный виновным в проступке или преступлении, подлежит суду Ложи, кроме случая, когда он может подать прошение о рассмотрении его дела в Великую Ложу, или же кроме случаев, когда суд над ним может помешать исполнению порученной Господином Ложе работы; в таком случае выносится особое определение.
Никакие частные ссоры или раздоры в связи с национальностью, религией, семьей Брата или с политикой не могут быть перенесены в стены Ложи, ибо как Вольные Каменщики принадлежим мы к старейшей Католической Религии, описанной выше, и все народы для нас равны по Наугольнику, Уровню и Отвесу, и как предшественники наши во все века, выступаем мы против всяких политических раздоров как нарушающих мир и препятствующих благосостоянию наших Лож.
2. Поведение после Закрытия Ложи, когда Братья разошлись
Братьям надлежит услаждаться невинными Радостями, общаясь друг с другом с учетом Способностей и Сил друг друга, избегая всяческих Излишеств и Неумеренности; никакой Брат не может заставлять другого Брата есть или пить в обход воли заставляемого (согласно древнему уложению Царя Агасфера1), или же задерживать его, когда он уже собрался идти домой; ибо пускай в нерабочие часы Ложи вы все считаетесь обычными Людьми, все равно вина за любую вашу Неумеренность ляжет на все Братство, хотя и несправедливо.
3. Поведение на Собраниях в присутствии Чужаков без ритуального составления Ложи
Вам следует приветствовать друг друга так, как вам показали или еще покажут в будущем, и свободно общаться между собой, делясь друг с другом Знаниями, однако никоим образом не разглашая Тайн никому, кроме тех, кто в течение долгого времени представлял свидетельства своих Чести и умения хранить Молчание; не разрешается унижать или не оказывать должного уважения человеку потому только, что он не состоит в Масонах, ведь пусть все Братья и Товарищи равны на Уровне, Масонство не лишает никакого Человека чести, им заслуженной до того, как стал он Масоном, или впоследствии им заслуженной вне стен Ложи; более того, Масонство прибавляет всякому Человеку чести и достоинства, особенно если это достойный и почтенный Брат, каковому Брату мы в таком случае обязаны оказывать соответствующий его положению почет и с готовностью ему повиноваться, сообразно своим способностям и возможностям.
4. Поведение в присутствии Чужаков вообще
Вам надлежит быть осторожными в своих речах, манерах и поступках, дабы и самый любознательный Чужак не сумел раскрыть ничего из того, что знать ему не положено; Франкмасоны должны давать разумные и осмотрительные ответы на все, даже самые злонамеренные и дерзкие Вопросы и невежественные рассуждения Чужаков.
5. Поведение дома и в быту
Масонам надлежит быть Людьми высоконравственными, как указано выше, неизменно добрыми Мужьями, хорошими Родителями и добрыми же Соседями, долго не задерживаться вне Дома и избегать всякой Неумеренности; также надлежит им быть Мужами мудрыми, по определенным и хорошо им известным причинам.
6. Поведение с чужестранными Братьями и Чужаками
Вам надлежит их строжайшим образом испытывать, как укажет вам Осмотрительность ваша, дабы не общаться вам по-Братски с Самозванцем, которого надлежит, напротив, отвергнуть с осмеянием, и тем паче не давать ему никаких Намеков; но ежели вы обнаружили, что он верен и правдив, вам следует почитать его Братом, и ежели пребывает он в нужде – оказать ему посильное вспоможение или указать ему того, от кого может он таковое вспоможение получить; вам надлежит помочь ему с работой или дать о нем благожелательный отзыв, чтобы другой дал ему работу, однако не следует делать ничего превышающего способности и возможности ваши.
7. Поведение в присутствии Брата и в его отсутствие
Вольные и Принятые Каменщики во все времена славились как люди, избегающие всякой клеветы и поклепа на истинных и законных Братьев своих, прямо говорящие Братьям своим в лицо всё, что имеют сказать, невзирая на их положение и личность, как люди, избегающие злоумышления и презрения; вам надлежит никогда не терпеть оскорбление в вашем присутствии достойного Брата вашего, или клевету на него, но напротив – всячески защищать его доброе имя, насколько это совместимо с понятиями Чести, Безопасности и разумной Осмотрительности, но не более того.
Заповедь VII
О Судах
Если ты пострадал от действий Брата, сперва надлежит тебе обратиться в свою Ложу или в его Ложу, и если ты не обрел там удовлетворения, следует обратиться в Великую Ложу; однако тебе надлежит всеми средствами избегать обращаться в гражданское судопроизводство, за исключением случаев когда иначе твое дело вовсе не может быть решено. Если это есть дело между Масонами и касательно Масонства, следует избегать Суда при помощи советов и наставлений мудрых и осведомленных Братьев, которые суть наилучшие Судьи наши во всех наших разногласиях.
Однако если обращение к ним не принесло Пользы или Успеха, такое дело следует принять к рассмотрению в обычном Суде; но даже при этом надлежит тебе избегать злоумышления, ненависти и враждебности на всем протяжении судопроизводства; надлежит следить, чтобы не было сделано ничто могущее воспрепятствовать поддержанию или восстановлению Братской Любви и Дружбы – сих Славы и скрепляющего Цемента нашего древнего Братства, дабы могли мы всему Миру показать благотворное влияние Масонства, как поступали все мудрые, верные и истинные Братья наши с начала Времен, и как мы поступаем и станем поступать, пока не сгинет Архитектура во всеобщем Пожаре.
Аминь! Да будет так!
Тебе надлежит неукоснительно соблюдать эти Заповеди, а равно и все прочие, которые будут тебе сообщены иным способом, ибо их нельзя записать.
1. - Фонетический вариант имени «Артаксеркс». – Прим. перев.