Luctus Officia. Ритуал Работ Траурной Ложи. Погребальный Церемониал Д.П.Ш.У.
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Luctus Officia. Ритуал Работ Траурной Ложи. Погребальный Церемониал Д.П.Ш.У.

 --- Оглавление ---

 

Luctus Officia

 

Ритуал Работ Траурной Ложи

 

Данный ритуал проводится в третьем градусе. Вся мебель в зале собраний, алтарь, орудия труда и подвески офицеров затягиваются траурным крепом. Стены зала собраний и колонны украшаются траурными черными гирляндами. Три подсвечника на алтаре украшаются траурным крепом; в них вставляются свечи черного воска. В центре зала собраний устанавливается гроб изголовьем к Западу. Крышка гроба покрыта черной материей, поверх которой кладутся белый запон из кожи ягненка, пара белых перчаток, лента с подвеской наивысшего градуса, в который был посвящен усопший, и меч в черных ножнах с поясом. Если усопший был Генеральным Инспектором, Князем Царственной Тайны, Командором Инквизитором или Рыцарем Кадош, на Востоке устанавливается склоненный и украшенный траурной лентой штандарт соответствующего подразделения Шотландского устава.

 

Если церемония проводится в церкви, алтарные светочи располагаются к востоку, западу и югу от гроба. Они зажигаются в любом случае перед началом церемонии. Для проведения церемонии необходим орган.

 

На Востоке над престолом привешиваются щиты с гербами всех братьев, в чью память проводится траурное собрание.


Открытие Работ

 

Открытие работ ложи проводится в покрытом Храме. Для того, чтобы сделать траурное собрание доступным для прочих посетителей, ложа открывает свои работы в другом помещении, а затем составляет процессию и направляется в церковь или иное место оказания последних почестей.

Мастер: Дражайшие братья мои, долг пред усопшими собрал нас ныне здесь, дабы исполнить нам священный долг наш и отдать последние почести братьям нашим, коие более не в силах трудиться с нами рядом. Ныне я собираюсь с вашей помощью открыть работы сей траурной ложи от имени и по поручению Верховного Совета. Прошу вас занять места  и вести себя соответственно (пауза).

 

Брат Первый Страж, каков первый долг преемников тех Мастеров, что были отправлены в древности на поиски мертвого тела Великого Мастера нашего Хирама Абиффа, когда собираются они для того, чтобы открыть работы траурной ложи?

Первый Страж: Досточтимый Мастер, первый их долг есть увериться, что все присутствующие принадлежат к братству верных, посвященных в Великие Мистерии страданий и горя.

Мастер: Брат мой, прошу тебя призвать на помощь брата Второго Стража и с ним вместе увериться в сем. Прошу братьев Первого и Второго Экспертов узнать проходное слово Мастера у всех присутствующих.

Первый и Второй Стражи сходят со своих плато и становятся на западных флангах своих колонн. Первый Эксперт идет и становится на восточном фланге колонны Первого Стража, Второй Эксперт – на восточном фланге колонны Второго Стража. Эксперты одновременно начинают движение с востока на запад, спрашивая проходное слово Мастера у каждого из присутствующих, по окончании каждый из них сообщает это слово соответствующему Стражу, потом Второй Страж сообщает слово Первому Стражу, и все присутствующие возвращаются на свои места.

Первый Страж: Досточтимый Мастер, признаю всех присутствующих истинными посвященными Великих Мистерий.

Мастер: Брат Второй Страж, каков второй долг Мастеров, собравшихся для того, чтобы открыть работы траурной ложи?

Второй Страж: Досточтимый Мастер, второй долг наш есть увериться, что Храм надлежаще покрыт извне.

Мастер: Уверься в том, брат мой, и возвести Привратнику, что я собираюсь открыть работы траурной ложи Мастеров Вольных Каменщиков в память о братьях, покинувших нас, и да ведет он себя соответственно.

Второй Страж: Брат Второй Эксперт, уверься в том, что Храм надлежаще покрыт извне и  возвести Привратнику, что Досточтимый Мастер собирается открыть работы траурной ложи Мастеров Вольных Каменщиков в память о братьях, покинувших нас, и да ведет он себя соответственно (исполняется).

Второй Эксперт: Брат Второй Страж, Храм надлежаще покрыт извне.

Второй Страж: Досточтимый Мастер, Храм надлежаще покрыт извне.

Мастер: Брат Первый Страж, принадлежишь ли ты к числу Мастеров Вольных Каменщиков?

Первый Страж: Да, Досточтимый Мастер.

Мастер: Какой долг Мастеров Вольных Каменщиков надлежит нам теперь исполнить?

Первый Страж: Досточтимый Мастер, теперь надлежит нам исполнить последний наш долг братства и дружества, отдать памяти усопших братьев наших последние почести.

Мастер: Лишь немного опередили они нас на пути в землю вечного молчания. Брат Второй Страж, ты пребываешь в траурной ложе на Юге. Каков твой долг?

Второй Страж: Наставлять братьев моей долины в краткости и бренности земного бытия человеческого, в неверности и изменчивости судеб людских; ибо как Солнце, в высшей точке зенита своего пребывающее, призывает работника от труда к отдыху, так и Мастер и Владыка Жизни, Вторым Стражем в траурной ложе воплощаемый, столь часто призывает тех, чей трудовой полдень еще не минул, отдохнуть от трудов праведных в мире сем и предстать пред очи Всевышнего.

Мастер: Брат Первый Страж, ты пребываешь в траурной ложе на Западе. Каков твой долг?

Первый Страж: Наставлять братьев моей долины в той великой истине, что жизнь не ограничивается лишь земным существованием нашим, что как золотое сияние закатного солнца остается некоторое время в небе, освещая западный горизонт, так и плоды трудов великих и благих людей, после долгой жизни, исполненной добродетели, продолжают освещать мир и после того, как закроют они глаза, впадая в сон, от коиего нет пробуждения.

Мастер: Брат Первый Страж, Досточтимый Мастер пребывает в траурной ложе на Востоке. Каков его долг?

Первый Страж: Наставлять братьев обеих долин в той великой истине, что жизнь наша есть часть Вечности, а весь наш мир есть лишь песчинка меж звезд, что как Солнце, заходящее, погружаясь в тучи и тьму западного горизонта, вновь восходит на Востоке, предшествуемое сияющими рассветными лучами, так и душа человеческая, кажущаяся нам умершей вместе с бренным телом, в действительности переходит из вечера земной жизни в утро Вечности, подобно звезде, восходя в мире ином.

Мастер: Дражайшие братья мои, будем же хранить веру в обетования Господни и в стойкой пребывать вере в бессмертие и Жизнь Вечную, дабы сими верой и надеждою нам укрепиться и стойко выносить все тяготы вплоть до земного нашего конца. Брат Второй Страж, наступил ли час открытия работ траурной ложи?

Второй Страж: Да, Досточтимый Мастер.

Мастер: Ежели воистину наступил час начала работ траурной ложи Мастеров Вольных Каменщиков, братья Первый и Второй Стражи, призовите братьев, в ваших долинах пребывающих, помочь мне в открытии работ сей траурной ложи священными числами.

Первый Страж: Братья моей долины, Досточтимый Мастер призывает вас помочь ему в открытии работ сей траурной ложи священными числами.

Второй Страж: Братья моей долины, Досточтимый Мастер призывает вас помочь ему в открытии работ сей траурной ложи священными числами.

Мастер: (все встают) Ко мне, братья мои, знаками!

Все присутствующие одновременно хлопают в ладоши 3 раза и делают знак Ученика; хлопают в ладоши 3 раза и делают знак Подмастерья; хлопают в ладоши 3 раза и делают знак Мастера; затем делают знак Отчаяния с обычным призывом.

Мастер: Да укрепит нас Отец наш небесный в добрых начинаниях наших, да придаст нам сил в борьбе с искусами! Да поможет он нам нести крест наш по жизни стойко и безропотно, извлекать добрый совет и вспоможение из тягот и бороться со злом и пороком. Да вселит он терпимость в сердца наши, великодушие и милосердие, дабы стали мы достойны великого дара бессмертия. Аминь.

 

Объявляю работы сей траурной ложи должным образом открытыми в степени Мастера Вольного Каменщика. Займите места, любезные братья!

Officia Luctus

 

Музыка. В ее отсутствие Прелат зачитывает псалом на родном языке.

 

De profundis clamavi ad te Domine; Domine exaudi vocem meam fiant aures tuae intendentes in vocem deprecationis meae si iniquitates observabis Domine Domine quis sustinebit, quia apud te propitiatio est propter legem tuam sustinui te Domine sustinuit anima mea in verbum eius. Speravit anima mea in Domino a custodia matutina usque ad noctem speret Israhel in Domino, quia apud Dominum misericordia et copiosa apud eum redemption. Et ipse redimet Israhel ex omnibus iniquitati-bus eius. Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь мой голос. Да будут Твои уши внимательны к голосу моих молений. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют перед Тобой. Надеюсь на Господа, надеется моя душа; на Его слово надеюсь. Моя душа ожидает Господа более, чем стражи – утра, более, чем стражи – утра. Да надеется Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех его беззаконий.

 

Мастер: (все встают) Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил свою душу от руки преисподней?

Первый Страж: Ходит человек в неверной тени, собирает богатства и не ведает, кто завладеет ими.

Мастер: И уходим мы туда, откуда нет возврата, в землю вечного мрака и в долину смертной тени.

Первый Страж: Земля вечного мрака сама есть мрак вечный; в долине же смертной тени сам свет есть тьма сущая.

Мастер: Там злокозненные прекращают беззакония свои и там усталые обретают долгожданный покой. Узники там пребывают вместе и не слышат гласа притеснителя своего. Малые и великие мира сего пребывают там вместе, и раб избавляется от ярма своего.

Второй Страж: Земля сия пребывает во тьме и неведении, ни Господь не взирает на нее с высот, ни свет не озаряет ее.

Мастер:  Лишь страх и ужас живут в ней, тайна царит над нею, молчание наполняет ее трепетом.

Первый Страж: Она есть опустошение и великая пустыня, питаемая лишь страхом; ни единый отголосок радости и счастия не проникает в нее.

Мастер: Не восходит там радостная заря нового дня; темны звезды во мраке неба ее; жаждет света и не обретает его, не восходит над нею заря.

Второй Страж: В ней покоимся мы с миром, недвижимы. Там мы спим и там покоимся. Покоимся в ней рядом с царями и царскими советниками мира сего, возведшими себе роскошные дворцы во славу свою, чтобы ныне оставить их в запустении; рядом с князьями мира сего, что при жизни сбирали злато и серебро в мошны свои.

Мастер: Живем в домах глиняных, основание их на песке, и червь поедает его.

Первый Страж: Погибаем с рассвета до заката, погибаем навеки, незамеченные никем. Дни наши быстротечнее ткаческого челнока и утекают безнадежно. Жизнь наша – лишь один вздох, и как туча расточается в небе и исчезает прочь, так и сошедший в могилу не восстанет из нее вовек.

Второй Эксперт гасит алтарный светоч на Юге.


Музыка.

 

Miserere mei Deus secundum magnam; misericordiam tuam? Et secundum multitudinem miserationum tua-rum dele iniquitatem meam! Amplius lava me ab iniquitate mea et a peccato meo munda me quoniam iniquitatem meam ego cognosco et peccatum meum contra me est simper. Tibi soli peccavi et malum coram te feci ut ius-tificeris in sermonibus tuis et vincas cum iudi-caris. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

 

Не ждем мы утра – радости в нем нет,
Проснулись для страданий мы и горя,
И вечера не ждем, уж сколько лет,
Мы и во сне плывем в печали море.

 

Мастер: Что проку человеку от всех трудов его под солнцем? Род проходит и род приходит, но Земля пребывает вовек.

Первый Страж: Умирает человек и прочь уходит, вот, испускает человек дух свой – и где он теперь?

Мастер: Всякий человек сойдет в могилу и дом себе найдет во гробе.

Второй Страж: И дерн долины укроет его, и все люди пойдут за ним вслед, как шли люди без числа пред ним.

Мастер: Всевышний не различает князей мира сего и не взирает на богатых иначе, чем на бедных, ибо все они суть творения Его.

Первый Страж: Прошел миг – и вот нет их, вот, в полночь становится им плохо, и к утру умирают они; и могущественных забирает рука Его.

Первый Эксперт гасит алтарный светоч на Западе.


Музыка.

 

Averte faciem tuam a peccatis meis et omnes iniquitates meas dele! Cor mundum crea in me Deus et spiritum rectum innova in visceribus meis! Ne proicias me a facie tua et spiritum sanctum tuum ne auferas a me! R edde mihi laetitiam salutaris tui et spiritu principali confirma me! Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

 

Прости нам, Отче, всякие грехи,
И милостью даруй Свое прощенье!
Мы слабы и на вольности легки,
Но к Твоему взываем снисхожденью.

 

Мастер: Как отец снисходит к проступкам сыновей своих, так Господь снисходит к прегрешениям боящихся Его. Ибо ведомо Ему, что мы слабы, склонны к искусу.

Второй Страж: Дни человека – что трава, что полевой цветок, так он цветет. Но придет ветер – и нет его более, и никто не знает места его.

Мастер: С каждый днем мы все ближе подходим к вратам Смерти. Движемся к ним, точно удлиняющиеся закатные тени. Все дни жизни нашей суть печали и горе; труд и страдания, вот, и нет нам и ночью покоя.

Первый Страж: Нет человека, чтоб была у него власть над духом, чтоб удержать его; и нет власти у него над днем смерти своей; и нет в сей войне перемирия.

Мастер: Быстро уходит человек; быстро удлиняются вечерние тени. Лишь укрепимся против горя в сердцах наших, как новая беда стоит на пороге, чтобы войти. Прошло лето, прошло время урожайное, и нет нам спасения.

Первый Страж: Смерть стоит под окнами нашими, входит в чертоги наши, чтобы оторвать нас от молодых и старых близких наших. И падают они одинаково, как зрелые и как незрелые колосья пшеничные под серпом жнеца, и некому собирать их.

Мастер: Господь Бог Воинств коснется Земли – и она сотрясется, и все обитающее на ней восплачет, и чада Земли сей уходят прочь, как уходит роса с травы поутру, как капли дождя, выпавшего на травы.

Первый Страж: Песни наши обращаются погребальными песнопениями, празднества наши – тризнами. Во власяницу облачен всякий, и пеплом посыпана его голова; точно утро пришло сыну единственному и вечер горького дня – живущим в заброшенном доме.

Мастер: Господь, Бог наш, насылает тьму, и нога наша претыкается о горы во мраке; взыскуем света, но Он обращает его в тень смертную и делает его мраком непроницаемым.

Второй Страж
: Он гасит его; Он покрывает небеса наши тучами и тьмою – свет звезд наших; Он закрывает Солнце наше облаками; и Луна наша больше не дает света. Все светлые светочи небесные делает он тьмою над головами нашими и мрак водворяет над Землею Своей.

Обрядоначальник гасит алтарный светоч на Востоке.

Мастер: Бог дал, Бог и взял. Да будет Имя Господне благословенно! Аминь.

Все: Аминь. Да будет так!

 

Docebo iniquos vias tuas et impii ad te convertentur . Libera me de sanguinibus, Deus, Deus salutis meae exultabit lingua mea iustitiam tuam! Domine labia mea aperies et os meum adnuntiabit laudem tuam, quoniam si voluisses sacrificium dedissem utique holocaustis non delectaberis sacrificium Deo spiritus contribulatus cor contritum et humiliatum Deus non spernet. Benigne fac Domine in bona voluntate tua Sion et aedificentur muri Hierusalem. Requiem aeternam fratri nostri dona, Domine! Et lux perpetua luceat ei! Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Вечный покой даруй, Господи, брату нашему! И свет вечный да светит ему!

 

Не станем же мы вечно горевать,
Разменивая дни свои без славы.
Пока нам не пришел час умирать,
На милости Его у нас нет права.

 

Второй Страж:

 

Гнетет нас переменчивость небес,
Весной они дождем нас поливают,
Зеленый летом, облетает лес
По осени, а люди все страдают.
Потом устелет землю снегопад,
Зима несет болезни и забвенье.
В пожухлом снежном пепле тонет сад -
Земных стремлений наших погребенье.


Первый Страж:

 

Гнетет нас память мертвых, ведь навек
Покинем мы круг близких и далеких,
И в свет за гранью мрака человек
Отправится по пене волн жестоких,
Чтоб оказаться в тягостной тиши,
В пустыне вечных мрака и забвенья,
Наполненной стенаньями души –
Земных стремлений наших погребенье.


Мастер:

 

Гнетет нас суесловья круговерть,
Ведь час настанет – все едино будет,
Кто, погружая нас навечно в твердь,
Хвалил, а кто ругал, кто льстит, кто судит.
Вот были мы – и нет нас, свет угас
Остановилось вечное движенье.
И раздается колокольный глас –
Земных стремлений наших погребенье.

 

Братья мои, мы живем лишь для того, чтобы видеть, как родные и близкие уходят прежде нас в землю вечного молчания. Стрелы неусыпного и ненасытного Стрельца минуют нас для того лишь, чтобы пронзить грудь друга или брата нашего; и в старости нам остается лишь нести бремя усталости от совершеннейшего одиночества и приветствовать смерть как долгожданное избавление, как дорогого друга. Прошлое густо населено для нас ликами дорогих братьев наших, уснувших раньше нас.

 

Первый Страж:

 

В час сумеречный все мы одиноки,
И тени наши стелются в пыли,
Нам возвещая, что уж вышли сроки
Возврата в недра матери-земли.
Да не собьют с пути нас сожаленье
О непрожитом, гордость, суета
И страх ни с чем родных оставить впредь.
Таков удел наш – о себе раденье,
Труд – человека верная черта,
Плоды ж его не всем дано узреть.

 

Мастер: Господь сотворил жизнь нашу слишком короткой для того, чтобы воплощать в жизнь напыщенные и самовлюбленные устремления князей мира сего и суетных первосвященников, хитрых и злокозненных политиков, стремящихся к диктаторской власти в свободной республике, чтобы алчные служители Маммоны накопили столько материальных богатств, сколько было бы им достаточно, чтобы самолюбцы насытили свою гордыню, чтобы все мы поразили всех врагов своих праведных и неправедных устремлений и целей, - но вот для того, чтобы обрести добродетель, укрепить душу свою в свободе и чести, отчасти утолить умеренные и добродетельные желания наши, исполнить долг наш пред Орденом Вольных Каменщиков и самими собой, он отвел нам вполне достаточный срок. Будь мы способны отдалить срок смерти нашей в этом мире, реши Господь, что это необходимо и желательно, - какую выгоду мы извлекли бы из этого, с точки зрения нравственности и счастья нашего? Те, кто три тысячи лет назад умирал, и не желал этого, и отдалил смерть свою на неделю, - что обрели они? И где та неделя?


Смерть есть мирная гавань, куда направил Господь всякий корабль, дабы там дать ему отдых от горестей мира сего. Так станем же приветствовать смерть, когда Господь судил нам ее, или же никогда не станем скорбеть о горестях мира сего, коие обычно полагаем мы столь нетерпимыми и тягостными. И когда пошлет нам Творец ангела Своего, несущего смертный список, узрим же в сем деянии милосердие Господне, ибо тем спасает Он нас он многих новых прегрешений, от многочисленных новых страданий и тягот жития; склоним же смиренно головы наши и отойдем ко сну вечному, не противясь ему, точно неразумные дети. Ибо хотя бы тем должны мы довольствоваться при смерти, что страдания наши пресекаются и не длятся вовек.

 

Смиренно и с достоинством переживать свое горе и умирать с честью и спокойно – вот долг всякого отважного и благого человека. И более того: разумно и согласно с долгом, проповедуемым всякой религией, повиноваться Провидению Господню, правящему всем миром, радостно и счастливо нести бремя тягот мира сего и злокозненных обстоятельств земной жизни.


Ныне Смерть проникла и в наш капитул. Ибо проходит она через любые двери, преодолевает любые решетки и замки, и никакой Привратник, даже самый отважный и решительный, не воспрепятствует ее чеканной поступи. Ныне она призвала от трудов к отдыху брата нашего….., ушедшего прежде нас, пусть и ненадолго, но все же нас опередившего, устремившегося в неизведанные темные земли, что за черной рекой, дабы там ему, ежели действительно владел он Истинным Словом Мастера Вольного Каменщика, обрести вознаграждение за верные и усердные труды свои.

 

По древнему обычаю Вольных Каменщиков, по велению долга нашего, ныне мы воздаем его памяти последние братские почести. Самому ему они не дают ничего. Ныне он пребывает за пределами похвал и порицаний. Но они важны для нас самих. Они радуют тех, кого он любил и кто любил его, они доказывают, что мы ценили в нем добродетель, они поощряют других жить так же, как жил он, дабы заслужить те же похвалы, что заслужил он, они показывают всему миру, что братские узы и торжественные обязательства Вольных Каменщиков не в силах разорвать даже рука самой Смерти.

 

Все:


Средь мертвых брат наш ныне спит.
Он был нам дорог и любим.
Во гробе нынче он лежит
Под плач наш, хладен, недвижим.


Дом новый срублен для него,
Туда нет входа никому.
Нет в этом мире ничего,
Что стало б нужно впредь ему.

Начертано на камне сем,
Осталось имя на века,
И в сердце каждом – мысль о нем,
И не иссохнет слез река.

Так убиенный вдовий сын
Заснул в земле в урочный час.
И ныне брат еще один
Обрел покой, покинув нас.

Покой и мир, и вечный свет –
Ему неведом горя гнет.
Утрите слезы – смерти нет.
У Бога ныне он живет.


 

Мастер: Воззвал я в горести своей ко Господу, и услышал Он воззвание мое. Из глубин воззвал я, и услышал Он голос мой.


Первый Страж: Спустился я к подножию гор, и земля со всеми препонами своими была вкруг меня точно на века; но спас Ты жизнь мою от падения, Господи, Боже мой!


Второй Страж: Когда пала внутри меня душа моя, вспомнил я о Господе, и молитва моя полетела к Тебе, в Святой Храм Твой.


Мастер: Буду жертвовать Тебе голосом благодарения, принесу Тебе обетованное мною. Спасение грядет от Господа!

 

Музыка.

 

Magnificat anima mea Dominum: Et exultavit spiritus meus in Deo salutari meo. Quia fecit mihi magna qui potens est: Et sanctum nomen eius. Et misericordia eius a progenie in progenies timentibus eum.

Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует, ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его!

 

 

Мастер: Так говорил Господь: твердой ногою стойте на путях Моих, и ищите и смотрите, где пути старые, ибо они благи, и ходите путями Моими, и там найдете отдохновение душе своей. Всякий истинный и законный Вольный Каменщик полагает чистую и искреннюю молитву, подобно воле своей, также и силой, во Вселенной действующей. Помолимся!

 

Все преклоняют колени.

Прелат:  Отче наш, ныне меж нас пребывающий, милостиво дозволяющий нам взывать к Тебе в отчаянии и горе, ныне было угодно Тебе забрать дуновение жизни, ранее Тобою вдохновенное в тело брата нашего, ныне нами оплакиваемого, и отозвать дух его к Себе от тягот и страданий мира сего. Да не сотрет неумолимое Время, исцеляющее раны в сердцах всех его любивших и почитавших, назидания, сим печальным событием нам преподаваемые; но пусть уроки сии впредь остаются навеки зримыми и ясными, дабы, от них научаясь, становились мы и все ближние наши, ныне по дорогому усопшему горюющие, мудрее и лучше.

 

В час любых испытаний и горя, коие впредь суждено нам претерпеть, да упокоит нас нерушимая вера в то, что мудрость и могущество Твои не беспредельнее всепоглощающей любви Твоей к чадам Твоим, что страдания наши не суть явления нам гнева Твоего, но лишь плоды действия великих законов гармонии, управляющих всем сущим во имя благих и совершенных целей Твоих, в нужный и Тобой назначаемый час исполняемых.

 

Да способствует смерть сего брата нашего, коиего мы ныне здесь горестно оплакиваем, укреплению братской нашей любви друг к другу, милосердия, снисходительности, признательности и привязанности нашей к ближним нашим, неукоснительному исполнению нами всех долгов наших пред добродетелями любви, дружества, братства и чести. И когда придет время нам самим умереть в час назначенный, да станет стойкая наша вера в милость Твою спасением от страха разрушения и совершенного исчезновения. И да не падем мы в пропасть разочарования, и не сочтем веру нашу заблуждением, дабы вновь встретить нам усопшего брата нашего в новой, лучшей жизни. Аминь.

Все: Аминь. Да будет так!

Мастер: Просвети, Господи, во тьме пребывающих и в смертной тени!

Все: Господь – Бог наш вовеки, Он пастырь наш и в смерти.

Мастер: Лишь путники мы на этой Земле. Да не уклонимся от заповедей Его!

Все: Открой нам пути Свои, Господи, и мерило дней наших дай нам!

Мастер: Дабы облечь нам сердца наши мудростью, дабы завершить труды наши, нам Тобою назначенные!

Все: Дабы умереть нам смертью праведников, и дабы стал конец наш таким!

Мастер: Вверяем себя любви и милосердию Твоим.

Все: Укрепи руки наши, очисти сердца наши!

Мастер: Укрепи, умножь и поддержи благие упования наши! Не введи нас во искушение и избави нас от силы зла!

Все: Ибо Твои и царство, и сила, и слава во веки и веки. Аминь.

Мастер: Свершилась воля Господня. Да будет так! Аминь.

Музыка.

 

Benedícite ómnia ópera Dómini Dómino: laudáte et superexaltáte eum in saécula. Benedícite Angeli Dómini Dómino: benedícite cæli Dómino Benedícat terra Dóminum: laudet et super-exáltet eum in saécula. Benedícite sacerdótes Dómini Dómino: benedícite servi Dómini Dómino. Benedíctus es, Dómine, in firmaménto cæli: et laudábilis, et gloriósus, et superexaltátus in saécula. Хвалят Господа все творения Его и возвышают Его вовек. Хвалите Господа, ангелы небесные, хвалите Его, небеса! Хвали Господа, Земля, восхвалим Его превыше всех. Хвалите Господа, священники, слуги Его восхваляют Его. Благословен Ты, Господи, в небесной тверди, и достохвален, и преславен, и возвышен превыше высот.

 

Мастер: Братья мои, скоро с каждым из нас произойдет то, что ныне произошло с дорогим братом нашим, коиего мы здесь ныне оплакиваем. Подобно ему, устремимся мы к праотцам нашим.

 

Но брат наш не покинул ни нас, ни вообще сей материальный мир навечно и совершенно. Плоды трудов его и добрый пример его живут меж нами; мысли, им высказанные, нетленны; последствия усилий его и плоды рук его никогда не перестанут быть, покуда существует Вселенная.

 

Многие из тех, кто ныне спит в Земле, пробудятся, кто к Жизни Вечной, кто – к вечным мукам, презрению и стыду. И мудрые и благие из них воссияют, подобно светилам небесной тверди, подобно звездам, во веки и веки.

Первый Страж: Очи Господни воззрят на праведников, и уши Его обратятся к воззваниям их.

Второй Страж: Лик Господень обратится к творящим беззакония, дабы память о них стереть с лица Земли.

Первый Страж: Взывают праведники, и слышит их Господь, и избавляет их от всех горестей их.

Второй Страж: Близок Господь ко всем горестям предавшимся в сердце своем, спасает павших духом.

Первый Страж: Многие суждены праведникам печали; но Господь избавляет от всех них.

Второй Страж: Господь спасает души служителей Своих, и никто из верящих в Него не будет обездолен и покинут.

Музыка.

Мастер: Станем же, братья, вкруг гроба сего, воплощающего место последнего пристанища усопшего брата нашего, и отдадим последний долг памяти его.

Музыка.

 

Составляется процессия из 27 заранее назначенных братьев, которые колонной трижды обходят вокруг зала собраний и гроба в его центре под знаком Доброго Пастыря.


Когда Мастер подходит к изголовью гроба, процессия останавливается и поворачивается лицами внутрь.

Мастер: Да укрепятся и умножатся все благие деяния усопшего брата нашего после смерти его во благо ближних наших; да пресечет и искоренит Отец наш небесный, по беспредельной милости Своей, деяния всех тех, кто злоумышляет против ближних своих!

Все: Аминь. Да будет так!

Отдаются погребальные почести:

 

- встать под знаком Доброго Пастыря, скрестив руки на груди, правая поверх левой, пальцы на уровне плеч, вытянуты и сжаты вместе;

- глядя вверх, поднять обе руки вертикально вверх над головой ладонями вперед;

- опустить руки и держать параллельно полу ладонями вниз;

- опустить руки по швам и произнести «Прощай!».

 

Погребальные почести повторяются трижды, после чего руки снова скрещиваются на груди. Процессия проходит второй круг и снова останавливается, как прежде.

Мастер: Да памятуем мы вечно назидательные уроки, смертью сего нашего брата нам преподаваемые! Памятуя о бренности и преходящести бытия нашего, о малой цене всего того, к чему стремятся люди в жизни своей, да уповаем мы вечно на строгое следование законам Господним, да бежим ссор и раздоров, ненависти и мести, и да трудимся во славу и на благо ближних наших. Будем верны и честны, и да живем и умрем, любя братьев своих!

Все: Аминь. Да будет так!

Повторяются погребальные почести. Процессия проходит третий круг и снова останавливается, как прежде.

Мастер: Да утешатся родные и близкие усопшего брата нашего в неутешном горе своем, и да будут поддержаны и утешены во всех печалях и тяготах, коие им предстоит в жизни встретить на пути своем!

Все: Аминь. Да будет так!

Повторяются погребальные почести, после чего все возвращаются на свои места.

Мастер: Помолимся!

Все преклоняют колени.

Прелат: Милосердный и любящий Отче наш, укрепи в трудах их всех усердно трудящихся во славу Истины, добродетели и прав человека, и удержи их от утомления и истощения душевного и духовного, утверди их в нерушимой вере в то, что труды их не пропадут в туне, что за ними непременно воспоследует отдых. Молим тебя, охрани и укрепи гражданские и религиозные свободы страны нашей, не допусти в ней деспотической власти, попрания конституционных свобод и прав, избранного правления, неправедных преследований, несправедливости и незаконного завладения государственной властью; порази и разрушь все и всяческие неправедные и противозаконные заговоры против государства, к его разрушению и поражению при благоприятных для них условиях ведущие. Наставь всех чад своих, людей Земли, в той великой истине, что мир, добродетельное правление, политическая свобода и чистая религия идут рука об руку, и ежели Ты объединил их, никто не вправе их разделять.

 

Сделай так, чтобы Орден Вольных Каменщиков хранил неизменную верность благим и добродетельным целям своим, укрепи посвященных его по всей Земле в нерушимой вере в принципы Истины, братской любви, добродетели и терпимости, и когда труды наши в сих земных мастерских, где отрабатываем мы вечный срок ученичества нашего, пресекутся, допусти нас в собратство тех, кто так же достойно трудился на протяжении всей жизни и отошел в мир иной прежде нас, в тот Храм Небесный, где навеки утвердился престол любви Твоей на веки и веки. Аминь.

Все: Аминь. Да будет так!

Музыка.

Мастер: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов.

Первый Страж: Семя умирает в земле и смертью своей порождает молодой побег пшеничный, дабы возродиться сторицею.

Второй Страж: Гусеница умирает в тесном своем коконе, свитом ею самой, и смертью своей порождает ослепительную прекрасную бабочку – символ бессмертия.

Первый Страж: Змея, символ Вечности, возвращает себе молодость, сбросив старую кожу, а из смерти ночного холода рождается жизнь утренней зари.

Второй Страж: Всякая смерть есть зарождение жизни новой. Творец, Предержитель и Разрушитель – все это Бог Единый. Всякое зло и всякое горе элементы единого великого Бытия, коие не вечно.

 

Смерть есть воздаяние за труды сей жизни. Это заря Вечности. Разрывая темную пелену, освобождаясь из узилища плоти, душа вырывается в свет, лежащий за пределами материального мира, очищенная и избавленная от всех зол, пороков и опасностей смертного бытия.

Второй Эксперт снова зажигает светоч на Юге.

 

Музыка.

Te Deum laudamus, Te Dominum confitemur. Te Aeternum Patrem omnis terra veneratur. Tibi omnes Angeli, tibi Coeli, et universae potestes: Tibi Cherubim et Seraphim incessabili voce proclamant: Sanctus, Sanctus, Sanctus Dominus, Deus Sabaoth. Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем. Тебя, Отца вечного, вся земля величает. Тебя ангелы и архангелы, Тебя небеса и все силы, Тебя херувимы и серафимы непрестанно воспевают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф.

 

Первый Страж: Брат твой будет жить. Семя посеянное не живет далее, ежели не умрет. И посеянное в разложение и мрак восстанет в свете и славе. Ныне могила заключила в свои объятия то, что некогда было телом брата нашего, но его самого нет здесь. Он не умер, но жив и возвратился к Отцу своему.

Первый Эксперт снова зажигает светоч на Западе.

 

Музыка.

 

Te Deum laudamus, Te Dominum confitemur. Pleni sunt cоеli et terra majestatis gloriае tuае. Salvum fac populum tuum, Domine et benedic hаereditati tuае. Et rege eos, et extolle illos usque in аеternum. Per singulos dies benedicimus te; Et laudamus nomen tuum in sаеculum, et in sаеculum sаеculi. Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем. Полны небеса и земля величества славы Твоей. Спаси, Господи, народ Твой, и благослови наследие Твоё. Управляй им и вознеси его на веки. Во все дни благословим Тебя и прославим имя Твоё во веки веков.

 

Мастер: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?

Обрядоначальник снова зажигает светоч на Востоке.

 

Музыка.

 

Te Deum laudamus, Te Dominum confitemur. Dignare, Domine, die isto sine peccato nos custodire. Miserere nostri, Domine, miserere nostri. Fiat misericordia tua, Domine, super nos, quemadmodum speravimus in te. In te, Domine, speravi non confundar in аеternum. Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем. Сподоби, Господи, в этот день сохраниться нам без греха. Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповаем на Тебя.

 

Мастер: Свершилась воля Господня!

Все: Да будет Имя Господне благословенно!

 

Когда звезда с небес падет,

Свет остается с нами,

Уснул наш брат, но он живет

Делами и словами.


Опала с дерева листва,

И собраны плоды,

Но разве говорит молва,

Что умерли сады?

Ничто не делается зря,

Слова, дела живут.

Сыны, отцов боготворя,

Их память стерегут.

Простой, но честный человек

Сбирается в дорогу.

Да, краток праведника век,

Но тем он ближе к Богу.

Вознесся он из наших стен,

И ныне не забвенье

Грядет ему, не гроб, не тлен,

А новое рожденье.

 

Мастер: В Египте, земле древних мастеров наших, где вольное каменщичество развивалось активнее и большим пользовалось почетом, нежели мирская суета, никто не мог быть допущен в священное могильное убежище прежде, нежели подвергнут будет торжественному и беспристрастному суду. Последний, страшный суд уготован был всем и каждому, включая царей той земли. Судьи говорили умершим: «Кто бы ты ни был, держи ответ пред своей страной за дела свои! Как распорядился ты сроком жизни своей на земле? Закон вопрошает, земля слушает, Истина восседает на судейском престоле!». Князья мира сего представали пред этим судом, неся с собой свои добродетели и свои пороки. Общественный обвинитель рассказывал собравшимся историю жизни усопшего, проливая свет Истины на все деяния его. Ежели суд считал, что человек прожил жизнь плохо, память его подвергалась всеобщему порицанию и он ославливался по всей стране, и телу его отказывали в почетном погребении.

 

В Ордене Вольных Каменщиков нет такого суда, который судил бы умерших братьев наших. Посему благие дела их продолжают жить среди нас и с нами вместе, а все неблаговидные поступки их да погребутся с ними вместе в земле. И что бы ни говорили об усопших братьях наших в связи с Орденом, да будет это одна лишь чистая истина, и ежели, не дай Бог, о ком-либо из усопших братьев наших, не покривив душой, нельзя будет сказать ни единого доброго слова, да будет он погребен в тишине и молчании вне духовного Храма нашего Ордена и да сокроется от духовного взора нашего навек.

 

Брат Оратор, ныне да расскажет нам Орден Вольных Каменщиков твоими устами о брате нашем, ныне покинувшем нас и оставившим сию юдоль бренности и страданий. Поведай нам историю его жизни, расскажи о добродетелях и благих деяниях его, дабы памятовали мы о них вечно и стремились повторить и воплотить, но да будут заблуждения его и проступки прощены и забыты, ибо помнить о них – значит, лишь помнить, что он был человеком.

Оратор произносит надгробную речь.

Мастер: Братья мои, долг наш пред усопшим братом нашим исполнен. Нам, живым, остается ныне продолжать жить и трудиться, и памятовать о приближении Судного дня, дабы не застал он нас врасплох, прежде, нежели исполним мы все долги наши, искупим все прегрешения наши, утешимся в душах наших и умиротворимся, и примиримся с Творцом нашим, и тогда, когда тела наши обретут свой вечный покой во гробах, да вознесутся души наши в обитель вечного Света, в святой Дом небесного Храма Господня. Аминь.

Прелат: Да пребудет благословение Отца нашего небесного на нас ныне, и присно, и во веки веков! Да умножится братская любовь меж нами, и да станем мы, жить остающиеся, еще больше любить и почитать память братьев наших, безвременно сей мир оставивших! И да претворяются все нравственные добродетели, столь неукоснительно Орденом Вольных Каменщиков проповедуемые, в жизнь верно и неизменно всеми братьями нашими, и да станут все братья едины и душою тверды! И да пребудут с нами мир, умиротворение, покой, самоотречение, вера и надежда во веки и веки! Аминь.

Все: Аминь. Да будет так!

Beati omnes qui timent Dominum qui ambulant in viis eius. Labores manuum tuarum quia; manducabis beatus es et bene tibi erit. Uxor tua sicut vitis abundans in lateribus domus tuae filii tui sicut novella olivarum in circuitu mensae tuae. Ecce sic benedicetur homo qui timet Dominum. Benedicat te Dominus ex Sion et videas bona Hierusalem omnibus diebus vitae tuae. Et videas filios filiorum tuorum pax super Israhel. Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей. Увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!

 

--- Оглавление ---


Back to Top