Масонская ортодоксия. Предисловие. — Жан-Мари Рагон

Масонская ортодоксия. Предисловие. — Жан-Мари Рагон

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


«Всякий устанавливающий принципы, создает, по меньшей мере книгу, которой не дает иной книге осуществиться» (Барон МАССИАС, Принципы литературы)


На протяжении нашего масонского пути, насчитывающего уже полстолетия, и в наших посещениях Соединенных Штатов, Англии, Голландии, Бельгии, Германии и Швейцарии, а равно наших главных городов, населенных большим количеством образованных людей, мы имели много возможностей побрататься и пообщаться с важными масонами, достоинства и степени которых являлись превосходными, но почти всегда оказывавшимися выше масонского просвещения. Кроме редких исключений, не было никакого единомыслия, никакой устойчивости взглядов, никакого установившегося мнения о происхождении ордена, его тайной цели, предположениях, которые должно извлечь в посвятительных набросках, записанных в трех символических степенях: и разве это отвергало только что донесенное суждение? Реплика была следующая: «Вы могли быть правы». Но все соглашались рассматривать Ложи как превосходные школы морали, где научаются практиковать добродетель, почитать Бога с чистым сердцем, благими деяниями, не предаваясь никакому из культов, которые Ему воздаются в иных местах, подчиняться законам и, будучи масонами, не смешиваться с политическими механизмами, их производящими (1), любить человечество и помогать своим братьям. Несомненно, что мало сообществ настолько полно могли бы гордиться подобными началами, соблюдая их с таким же бескорыстием на протяжении столетий и на равных основаниях. Исходя из данной картины, Франкмасонство (2) должно производить только законопослушных, порядочных и человеколюбивых граждан; и хотя его труды продолжаются втайне, с давних пор известно, что его секреты состоят лишь в средствах распознавания, слагающихся из универсального устного языка и речи, немой для уха, но очень значимой для глаза и осязания; но эти средства сами по себе не являются больше секретными: время и влияние их разоблачили. Тогда, какой смысл в ужасной клятве, накладываемой на посвященного? Безусловно, если бы она являлась современной, то была бы иного стиля; но она древняя; это то, что изрекалось египетским посвященным. Она воспроизводится, чтобы доказать, что учреждение предстает обновлением, продолжением мистерий Азии и Египта, одинаково являвшихся школами, где изучались все науки и все искусства. Тем не менее, эти исследования и эти познания, сколь бы глубокими или возвышенными они ни были, не требовали подобной клятвы, и поскольку существовало то, что заключало в себе таинственное святилище, где богиня Исида появлялась без своего покрова. Там обреталось великое посвящение со знанием священной доктрины, которую придется воспроизвести, если мы хотим, чтобы нынешняя клятва прекратила быть бессмыслицей.

Мы одинаково отметили, что, в общем, масоны едва знают Масонство своей страны: им неизвестно ни каким образом оно образовалось, ни история власти, им управляющей; тем не менее, это вещи, которые важно знать. И хотя Масонство было тем же самым на всем земном шаре (мы не говорим о высших степенях, ни одна из которых не является масонской), дух, связующий с ним каждую нацию, никак не представляется однообразным в широком смысле слова: Масонство философическое во Франции, общинное и библейское в Англии и Соединенных Штатах, католическое в Пруссии и т. д.

Когда Тори создавал свои Acta Latomorum, как сообщает Capharnaum, где находятся вперемешку всякий раз масонства нескольких наций, он не уразумел, что орден един, упорядочен и способен наставлять; таким образом, это сборник, востребованный в ином плане; за неимением другого к нему еще прибегают; и мы добавим, что систематическое предубеждение автора по отношению к Великому Востоку Франции навредило его значению как историка.

Справедливо говорилось, что невежество породило заблуждение, а оно затем все беды; Масонство, являющееся светом, противостоящим тьме невежества, чтобы предотвратить ее пагубные последствия, смогло бы непрестанно и без препон заставить пользоваться своих адептов распространяемыми им благодеяниями. Но невежество его главных начальников причинило все злоключения, которые его еще отягощают. Масонство ЕДИНО, его отправная точка ОДНА. Все лучи, исходящие из первоначального средоточия, были чистыми и упорядоченными; все, что в свою очередь составляли и составляют эти новые центры просвещения, предстает благим и упорядоченным; но все то, что от них не проистекает, должно быть безжалостно отброшено в небытие.

Мы докажем, что после разрушения в Галлии друидических коллегий Юлием Цезарем древние посвящения испустили дух. Все здесь погрузилось в долгий вековой сон. Философическое масонство, которое не существовало ни по факту, ни по имени, было разработано и описано в трех ритуалах в 1646 году Эшмолом, обнаружившим древнее посвящение наподобие того, как Месмер обнаружил магнетизм; и 24 июня 1717 года нравственное Масонство обрело общественное и упорядоченное существование в Великой Ложе Англии. Из этого первоначального средоточия масонский мир получил свет, озаряющий его труды. Он знал и практиковал лишь три символических степени, заключающих истинное Масонство, и данным числом ограничивалось предоставленное им право для передачи степеней.

То, что называют экоссизмом, тогда не существовало. Рамзай, масонский и религиозный перебежчик, изобрел тамплиерские степени. Этот сектант родился в Шотландии, его степени назывались шотландскими, и все степени, сочиненные с тех пор также получили название шотландских, хотя были неизвестны в самой Шотландии. Итак, шотландские степени не означают степеней, пришедших из Шотландии; в истинном масонстве не было никакого экоссизма: читайте нас, и вы в том убедитесь. Великая Ложа Англии никогда не признавала экоссизма.

Эти принципы представляются самыми простыми; не потому ли главы французского Масонства почти всегда пренебрегали в их применении? Первая ошибка принадлежит Великой Ложе Франции, имевшей слабость терпеть установление в королевстве от всех этих источников раздора под именем Капитула Клермона (Chapitre de Clermont) Совета императоров Востока и Запада (суверенных масонских князей!) Суверенного Совета рыцарей Востока и пр., пришедших сеять разобщенность, разрушая масонское ЕДИНСТВО, и ослаблять в своих основаниях авторитет Великой Ложи, которая должна была вскоре его избегать.

Но руководители органа, ей наследовавшего, не извлекли никакой пользы из прошлого, будучи вдохновлены не лучше их предшественников, когда в 1804 году явились из Америки интриганы, беззастенчиво установившись в Париже, чтобы здесь продавать свои обряды с помощью мошенничества и лжи. Если бы офицеры Великого Востока знали об ортодоксальных принципах установления, если бы изучили законность их происхождения из ЕДИНОГО ЦЕНТРА, и если бы не теряли из виду, что легитимно владели проблематичными обрядами (двусмысленными и неизвестного происхождения), то смогли бы явить собой еще и болезненный пример масонов, спешащих получить под клятвой и с признанием степени, коими обладали с большей легитимностью, нежели те, кто ими их наделил. Этот ужасный подвох принесло им их невежество; ведь, будучи более образованными, они сумели бы ниспровергнуть ложный алтарь, уничтожив нарождающиеся расколы, позор Ордена.

Нельзя ли с определенным основанием сказать, что невежество для многих адептов предстает завесой, скрывающей Франкмасонство; вина в том должна ложиться на руководителей Ордена, которые, стремясь избежать производимого зла и причиняемого установлению вреда, должны были с давних пор создать просветительные курсы, где дипломанты, наряду со старыми просвещенными членами, сумели бы оказаться одними подходящими для исполнения пяти первых служений в Ложе (план которых мы даем в главе XXIII).

Говорилось, что Масонство это знание физической, моральной и духовной жизни, постепенно раскрываемое в символизме. Значит, элементарное обучение франкмасона должно основываться на знании степеней; но тогда не может ли оно ограничиваться при его желании просвещения степенями, составляющими используемый его Ложей обряд? Тем не менее, он должен искать познания степеней всех систем или главных систем, откуда проистекает множество степеней, сосчитать которые нет возможности из-за отсутствия предварительного и общего образования. Как редко встречаются масоны, осознающие дух степеней, коими обладают, или цель, исповедуемого ими устава, изучение которого зачастую ограничивается размеренным прочтением тех же самых слов, не вникая в их оборотную сторону!

В действительности, можно плодотворно прочесть определенные масонские произведения, начав с тех из них, где представляется уже исследованной область интерпретаций и происхождений; если они и не просветят полностью читателя, то дадут ему ключ для достижения единого в познании мистерий, то есть сокровенных вещей, увлекательном изучении, где первое открытие предстает тем же самым для всех других или, по крайней мере, для тех, которые важно сделать. Но, в общем, книги по Масонству должны читаться осторожно, мы бы даже сказали с недоверием по причине систематического духа авторов.

Один справедливо берет посвящение в своем зарождении; он его низводит от века в век к разным нациям, которых оно просвещает и цивилизует; он присутствует при его трансформациях в философических школах Греции, Италии и в античных коллегиях жрецов, которых оно избавляет от варварства (debarbariser), до тех пор, пока оно не обретает скрытого имени ФРАНКМАСОНСТВА без того, чтобы его адепты мечтали соорудить и малейшую стену. Эти последователи древней мудрости становились масонами наподобие Аполлона и Амфиона; разве не известно, что древние поэты, посвященные, говоря об основании города, разумели в этом установление доктрины (см. далее).

Другие авторы ведут Масонство от основания Храма Соломонова. Выстраивать подобное происхождение это странная вещь для всякой посвятительной идеи, давшая порождение левитическим, библейским и соломоновым степеням устава Йорк или Масонства Королевской Арки и пр. (смотреть Tuileur general). Этот храм позднее послужил завесой под политическими и религиозными предлогами (см. далее), когда античная доктрина должна была взять имя Франкмасонства.

Другие пытаются возвести его к Крестовым походам, к рыцарям Палестины. Это категория различна. Перечитаем древние тамплиерские степени, составленные, начиная от Рамзая, и мы обнаружим здесь признание, что тамплиеры берут Масонство как покров, дабы сохранить свою систему, и благодаря этому распространенному орудию проповедовать свою доктрину (см. главу XXV). Следовательно, Масонство существовало, поскольку они позаимствовали его завесу и форму.

Другие приписывают Масонство иезуитам. Иезуиты нашли Масонство из трех степеней совершенным; они его рассматривали как превосходное средство для достижения своей цели — всемирного господства; они овладели тамплиерской системой; они изобрели большинство из шотландских степеней; они видоизменили труд Эшмола, фаворита Карла I-го, пре данного, как и они, Стюартам. Отсюда несовершенство степени Мастера (см. далее). Желая, как и Рамзай, подчинить Масонство католицизму, они позаботились о том, чтобы сказать в первой степени шотландского устава, что Масонство является культом, о чем истинное посвящение остерегалось говорить. Степени с кинжалами со своими ночными работами были разработаны ими; им принадлежит и розенкрейцерская степень с коленопреклонениями, которая не может, конечно, фигурировать на древней посвятительной лестнице; где, несмотря на это, она образует сегодня четвертый уровень (поскольку дается после степени мастера), что представляется неуместным прибавлением, чудовищной тавтологией античного символизма и, следовательно, заблуждением; ведь Сын Марии не должен быть дублером Хирама. Они сделали из алхимической степени христианскую степень! Подлинное Масонство не обращает в степени религиозные верования, оно их почитает, как почитает и учения, с которыми имеет общее — моральную чистоту, дух благотворительности, благосостояния и независимости человечества.

Наконец, другие авторы, слепо разрывая цепь правопреемства, отказывают в благородном происхождении, чтобы датировать Франкмасонство, эту науку наук, только коллегиями или школами архитекторовстроителей. Эти писатели являются историками компаньонажа, имеющего отношение к Масонству лишь как тайное сообщество, во всем остальном отличающимся от него. Подмастерья долга, прием в мистерии которых осуществляется не из учеников, но из посвященных, обладают частично мифом о Хираме (см. о том, кто такой Хирам, глава IX); но они его всегда разумели только буквально до той степени, что одна ветвь компаньонажа обвиняет другую, будто последняя состоит из наследников убийц Хирама; и отсюда — упреки, проклятия, кровавые столкновения в случае встреч представителей обеих сообществ. Если бы посвященные в строительное искусство произошли бы на свет вместе с франкмасонами, то те просветили бы их, избавив от заблуждения в том, что касается хирамического вымысла; они бы поняли, что Хирам, который всегда был не архитектором, но литейщиком, никогда не подвергался и малейшей опасности в Иерусалимском Храме. Таинственные церемонии подмастерьев компаньонажа основывались на мистериях христианства, приводимых в движение при приеме братьев, подвергая их серьезным преследованиям со стороны начальства, рассматривавшего данные церемонии в качестве кощунственных и наказуемых профанаций.

Подчинившись католицизму из-за привилегий, распространенных папами, как на них, так и на монашеские корпорации итальянских архитекторов для сооружения религиозных зданий, они в нем и пребывали: их ежегодные праздники отмечались торжественной мессой, жертвоприношением благословляемого хлеба и пиршеством. Франкмасонство чуждо этим обычаям: оно является религией души, и оно не налагает никакого религиозного ига на своих посвященных; оно оставляет каждому брату его культ; оно само не претендует им быть, поскольку масон не должен иметь два культа: оно предоставляет эту утонченность сознания шотландским системам.

Это отступление, которое, возможно, не является здесь неуместным, увело нас от нашей отправной точки; мы возвращаемся к ней, чтобы объяснить цель наших исследований.

Число Масонств превышает шестьдесят. Выходит, что эти порождения масонские только по форме: все они отличаются друг от друга и зачастую по степеням, принадлежащим другим системам. Эта масса обрядов обязана только умозрительной разработке высших степеней, откуда проистекает столько же расколов, сколько и уставов. Истинное Масонство, состоящее из трех степеней, не порождает никакой схизмы.

В этом количестве обнаруживаются причудливые обряды и степени; они обладают своими сторонниками, растущими столь же добрыми и настоящими масонами, сколь и истинный посвященный. Что делать? Необходимо их просвещать, снабдив их средством сравнения различных режимов, поднявшись, насколько это возможно, к истокам, стараясь проникнуть в цель каждой секты; как бы они ни противоречили друг другу, читатель получает из этого выгоду, чтобы просветиться и составить суждение. Мы собрали все то, что нам представлялось должным и интересным. Мы передаем почти полностью нескольких наиболее сведущих историков.

Равно мы сообщаем все, что имеет отношение к рыцарям Палестины, рыцарям Храма, неизвестным философам-судьям, их преемникам, рыцарям Христа, их продолжателям в Португалии.

Наши документы по иезуитскому Масонству, шотландскому уставу, строгому послушанию, шотландским директориям, добродетельным рыцарям Святого Града и особенно по создателям разнообразных систем в Германии и в Швеции полностью приобщают читателя к теме, даже если он не ведает о подобных вещах и ничего не знает в Масонстве.

Именно в этой возвышенной борьбе между всеми просветителями человечества бьет ключом свет, то есть истина, рядом с которым они не столь часто работают.

Ничто из этого не составляет в своей основе истинное Масонство; но, поскольку практикуются еще несколько обрядов, хотя и ошибочных, когда достаточно большое количество масонов в наши дни с гордостью носят некоторые инсигнии; постольку необходимо познать эти концепции, дабы тем, кому они неизвестны, просветились бы, обретя вкус к данным полезным исследованиям.

Именно для того, чтобы реализовать мысль о предоставлении ГЛАВНОЙ МАСОНСКОЙ ИНСТРУКЦИИ, в течение долгого времени мы за нимались, собирая и упорядочивая их, многочисленными материалами, необходимыми для достижения этой цели. Воодушевившись желанием принести пользу, мы не отступаем перед сим огромным трудом; он составит семь томов: каждый из них сможет стать отдельным от других. Его
название будет ПОСВЯТИТЕЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ.

Вот вкратце композиция каждого тома (fort in-8):

ПЕРВЫЙ ТОМ. Он рассказывает:


1. Об античной философии и посвящениях или мистериях, начиная от Зороастра и вплоть до нашей эры, когда знание мудрых (3) исчезло и существовало только у нескольких редких адептов, избежавших мечей солдат Цезаря.

2. О происхождении школ или коллегий архитекторов-строителей, угасших к IV-му столетию, замененных итальянскими монахамиархитекторами и рабочими корпорациями под именем свободных каменщиков (maçons-libres). Мы даем предысторию этих материальных строителей лишь для того, чтобы ответить писателям, низводящим к этим сообществам происхождение Франкмасонства (см. главу VII).

3. Историю установления ФИЛОСОФИЧЕСКОГО МАСОНСТВА в Великой Ложе Англии 24 июня 1717 года; то же самое в Ирландии в 1722 году, в Шотландии 30 ноября 1736 года и до сего дня с перечнем Великих Мастеров, первым из которых был Энтони Сэйер в Лондоне.

ВТОРОЙ ТОМ. Он содержит:

1. Общую и хронологическую историю масонского Ордена во Франции.

2. Предысторию работ Великой Ложи Франции от 1756 до 1799 гг.

3. Обозрение работ Великого Востока Франции от 1773 до 1854 гг.

4. Обозрение работ Материнской Ложи шотландского философического устава от 1778 до 1814 гг. с таблицей семидесяти четырех ее составивших лож.

5. Обозрение работ Верховного Совета 33-й степени от 1804 до 1854 гг.

6. Исторические заметки об Уставе Рамзая 1728 года (тамплиерская система);
Верховном Суверенном Совете Материнской Ложи Превосходных Большого французского Шара, 1750 год;
Капитуле Клермона (тамплиерская система), 1754 год;

Шотландской Директории Дрезденской Реформы тамплиерской системы 1755 года в историческом соотношении с тремя эпохами;

Совете императоров Востока и Запада, державных князей-масонов, 1758 год, с номенклатурой обряда, называемого Эредом (Hérédom) или Совершенствования, состоящего из 25 степеней, и о копии полномочий, данных 27 августа 1761 года Еврею Стефану Морену для распространения этого устава в Америке (угасшего в 1781 году);

Суверенном Совете Рыцарей Востока, 1762 год (угасшем в 1781 году);

Великом генеральном Капитуле Франции, 1782 год, собранном в Великом Востоке Франции 17 февраля 1786 года;

Священном ордене Софисиан (Sophisiens), 1801 год;

Великой генеральной шотландской Ложе Франции, 1803 год;

Верховном Совете Америки в Париже, 1812 год;

Масонстве Мицраима, автократическом режиме 90 степеней, 1814 год, с характеристиками от 67 по 90 степени;

Обряде Мемфиса, называемого Восточным, состоящим из 92 степеней, 1839 год;

Великой национальной Ложе Франции, следовавшей только символизму, 1848–1861 гг., и другим режимам;

Приемном Масонстве (Maçonnerie d’Adoption), состоящем из 5 степеней и 8 отдельных степеней.
Заметки о двадцати четырех андрогинных Масонствах.

Наконец, Сводную таблицу приблизительно 1600 лож, образованных или вновь учрежденных Великим Востоком Франции.

ТРЕТИЙ ТОМ будет в себя включать:

1. Моисеево масонство, называемое английским или масонством Королевского Свода — устав Йорк, состоящий из 4 и 6 степеней, 1777 год;

2. Тамплиерское масонство, степени и ритуалы, рыцари Палестины,
перечень великих мастеров и пр.;
3. Иезуитское масонство, степени, ритуалы и пр.;
4. Германское масонство, шведская (тамплиерская) система 12 степеней, 1736 год;
Евангелическое масонство Моравских братьев ордена религиозных франкмасонов или ордена Горчичного зерна, 1739 год;

Христианское масонство Святого Иоахима, 1760 год;

Строгое, широкое, высокое и узкое соблюдение (тамплиерская система), статуты, предыстория и пр., а также добродетельные рыцари Святого Града, 1782 год, и пр.;

Систему Сведенборга, состоящую из 8 степеней, разделенных на 2 храма;

Систему Шрёдера, состоящую из 7 степеней, 1766 год;
Орден архитекторов Африки, то есть продолжателей египетских мистерий, 1767 год;
Систему Шрёпффера, 1768 год;
Масонство 72-х;
Систему Циннендорфа (видоизмененный шведский режим), 1770 год;
Орден посвященных рыцарей и братьев Азии в Европе, состоящий из 5 степеней, 1780 год;
Эклектическое масонство (три первых степени), манифест Великих Лож Франкфурта и Вецлара, 1783 год;
Германский союз или XXII, система Бардта (Bahrdt) из 6 степеней, 1787 год;
Систему Фесслера, состоящую из 9 степеней (1796 год); масонская реформа; различные исправленные и реформированные режимы.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТОМ содержит:

1. Хронологическую историю установления ордена в европейских государствах:
Австрия……. 1726 год Неаполь…. 1735 год
Баден (княжество)…. 1787 год Пьемонт…. 1739 год
Бавария…. 1787 год Польша…. 1738 год
Бельгия…. 1740 год Португалия… 1727 год
Чехия…. 1744 год Пруссия…. 1737 год
Брауншвейг…. 1744 год Россия…. 1731 год
Германская конфед. 1738 год Сардиния…. 1737 год
Дания…. 1742 год Савойя…. 1739 год
Испания…. 1726 год Саксония…. 1737 год
Ганновер.... 1732 год Швеция…. 1730 год
Гессен…. 1780 год Швейцария…. 1736 год
Голландия…. 1730 год Турция…. 1738 год
Венгрия.... 1744 год Вюртемберг…. 1780 год
Италия…. 1733 год Вестфалия…. 1811 год
В государствах за пределами Европы:
Африка…. 1735 год Алжир…. 1832 год
Северная Америка, исторический обзор каждого из ее тридцати
трех Штатов:
Канада…. 1721 год
Южная Америка:
Бразилия…. 1823 год Мексика и пр. …. 1820 год
Колумбия и др. …. 1838 год

Антильские острова:
Гаити…. 1749 год Мальта…. 1730 год
Куба…. 1793 год Ионические острова (Корфу)
1811 год
Гваделупа…. 1770 год Иль-де-Франс…. 1778 год
Мартиника…. 1783 год Остров Бурбон… 1821 год
Ямайка и пр. …. 1743 год Маркизские острова и пр.
1843 год
Индия:
Бенгалия…. 1728 год Бомбей…. 1820 год
Мадрас…. 1779 год Пондишери…. 1820 год
Египет (Александрия) … Океания (Сидней)…. 1800 год
1810 год
Китай (Кантон)…. » Австралия (Аделаида)
1843 год
Персия (Исфахан)…. 1842 год

ПЯТЫЙ ТОМ. Он включает:

1. Лесное Масонство из пяти орденов;
2. Замечания, относящиеся к Иллюминатам Стокгольма, Баварии, Италии и другим тайным немасонским обществам;
3. Любопытные статуты, некоторые редкие ритуалы, содержание которых развивает и разъясняет тайную цель обрядов, коим принадлежат трактуемые степени;
4. Подробности, поддерживающие вышеизложенные факты; постановления, запрещения, декреты и буллы, исходящие от гражданской и религиозной власти определенных стран против Масонского ордена и его членов, другие содержательные документы.

ШЕСТОЙ ТОМ. Он посвящен Герметизму и оккультным знаниям.

В нем находится:

1. Сорок пять посвятительных степеней, как принадлежащих к нескольким герметическим обрядам, так и отдельных от них, с иероглифическими алфавитами, таблицами, знаками и фигурами;

2. Месмерианское Масонство; обряд Универсальной Гармонии с характирами, используемыми в теории мироздания Месмера;

3. Заметки о различных магнетизмах, о сомнамбулизме и о магизме;

4. Заметки о физиологии, психологии, физиогномии, хиромантии, френологии и пр.;

 5. Иатрическое (медицинское) Масонство с иероглифами и герметической Звездой;

6. Заметки о чудотворстве, астрологии, каббале, предсказании и пр.;

7. Соотношения каждой планеты с принципами герметических философов, где находится ключ мифологических интерпретаций древних.

8. Изложение принципов или воззрений главных древних и современных философов;

9. Наконец, СВЯЩЕННОЕ ИСКУССТВО или ГЕРМЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ с объяснением сказок и символов, под которыми скрыто делание трансмутации.

СЕДЬМОЙ И ПОСЛЕДНИЙ ТОМ. Это ОБЩИЙ КРОВЕЛЬЩИК.

Приблизительно четыреста СТЕПЕНЕЙ, принадлежащих к известным или раздельным ОБРЯДАМ, обладающих каждый своим КРОВЕЛЬЩИКОМ с толковыми примечаниями. Все будет сопровождаться НОМЕНКЛАТУРОЙ более девятисот степеней.

В этом огромном труде, коим способно двигать одно просветительское желание, содержится множество вещей, которые мы не смогли бы перечислить без удвоения за столом подробности каждого тома, что сделало бы утомительным чтение: показанного нами достаточно, чтобы понять существование вещей, каковые должны там находиться без необходимости о них заявлять.

Льстим ли мы себя мыслью о том, что прилежный масон, прочитав одну часть этого произведения и достигнув другой, сможет соблазниться в том же самом — то есть в знании, суждении, уточнении достоинства установления, к которому он принадлежит? Ведь он сможет различать подлинное от ложного, иными словами, отделять истины от заблуждения;
обманщики впредь не сумеют обладать над ним. Такова цель, которую мы предложили для достижения.

Несомненно, что наш труд, плод долгих исследований, несовершенен, то есть неполный, особенно в сотне обзоров стран, где учреждалось или было учреждено Масонство; но все собранное нами дает по преимуществу достаточную идею его местного характера. Впрочем, мы открыли путь, он широк, другие, более умелые, его успешнее преодолеют.

Тем не менее, каковым бы он ни был, один этот труд, на наш взгляд, способен составить некое подобие масонской библиотеки, собрание документов, кодекс практических и интеллектуальных инструкций, где сосредоточены все факты, все попытки прошлого, научающие движению в будущее; дабы при содействии просвещенных братьев доброй воли прийти к приданию нашему благородному установлению совершенства, ожидаемого им от света своих адептов.

 Прежде чем перейти к печатанию, если оное и должно состояться, нашей достойной всех ПОСВЯТИТЕЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ, мы приглашаем вас, наши братья, обращаться (с оплаченной доставкой) к Дантю, книготорговцу-издателю в Париже (Пале-Рояль, Орлеанская галерея, 13) или в редакцию журнала Франкмасон, редактируемому братом ДЮШЕВОДЮМЕСНИЛЬ (DUCHEVAUX-DUMESNIL), набережная Ювелиров, 58, за ДОКУМЕНТАМИ, коим суждено сделать более полной категорию материалов, классифицированных в каждом томе. Мы воспроизведем с указанием имен отправителей тех из них, которыми мы не обладали и которые нам покажутся очень интересными; подобным же образом мы станем поступать и в отношении братьев, вознаградивших нас ими.

Тираж будет отпечатан, как только соберется три сотни подписчиков. Тома издадут в формате а8 на хорошей бумаге приблизительно по 500 страниц каждый. Можно подписываться на том. Цена одного первого тома составит от 10 франков. Цена второго, третьего, четвертого и пятого томов будет от 8 франков за каждый.

Шестой и седьмой тома будут стоить по 10 франков каждый из-за небольшого текста и большого количества иероглифов и рисунков. Цена семи томов будет от 50 франков для трехсот первых подписчиков.

 

Масонская ортодоксия



что касается книги под названием МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ, которую мы имеем счастье представить на суд наших братьев, то ограничиваемся здесь просьбой к ним о прочтении нашего эпиграфа и просмотру ее содержания; это единственный магнит, способный привлечь их внимание, если они поклонники ортодоксии и истины; с противоположными представлениями следует отбросить сие произведение; мы написали его с целью просвещения и содействия предполагаемым реформам. Наиболее сложным оказалось не избыточное наполнение многообразием этого труда, но соблюдение единства в данном многообразии.

(1) «Закон, являющийся рассудком, свободным от страстей, должен править исключительно над людьми, самые добродетельные из которых образованы из рассудка и страстей» (Император Юлиан).

(2) Мы пишем это слово и происходящие от него слова без соединительного элемента: с тех пор не говорится больше франш-масонство (franchemaçonnerie), франш-масоны (franche-maçonnes), поскольку это грубая ошибка против логики и грамматики написания франкмасон (francmaçon): но как вы будете писать множественное число от слова женского рода франкмасонка (franc-maçonne)? Если вы подчините franc прави лу числа, то вы должны по здравой логике равно его подчинить правилу рода и говорить во множественном числе франш-масонство (franche maçonnerie). Мы полагаем даже, что в подражании многих французских слов, чья орфография установлена, можно было бы устранить “c”, и корень слова стал бы тогда еще более ощутимым.

(3) У древних различались между собой знание и мудрость, невежество и безумие или глупость. Они рассуждали, что знание, то есть познание истинных взаимоотношений вещей неотделимо от правильного решения; и это решение является мудростью, sapiens, что от первоначального корня SAP, собственно указывающего на то, что связано с чувством вкуса; и образно на относящееся к размышлению: мудрец это тот, кто хорошо вкушает, хорошо рассуждает и ведает.

 

 

перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Back to Top