Глава 18, Сведенборг — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Глава 18, Сведенборг — Жан-Мари Рагон

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

 

МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ

 

Глава XVIII

 

СВЕДЕНБОРГ

 

Одним из наиболее знаменитых реформаторов масонских обрядов являлся ученый Сведенборг, появившийся на свет в Стокгольме в семье лютеранского епископа Скары в Упсале, шведском городе, фигурирующем в масонских легендах. Он родился в 1688 году и умер в Лондоне 29 марта 1772 года. Он овладел философией, метафизикой, минералогией, астрономией; в своих произведениях он толковал о Боге, бесконечности, духе, материи и творении; он оставил сочинения по всем наукам и имел глубокие познания в древних языках; он предпринял очень весомые исследования масонских мистерий. Он полагал и писал, что их доктрина пришла из глубочайшей древности, проистекая от Египтян, Персов, магов, Евреев и Греков.

 

«Сведенборг стал главой новой религии; он реформировал римскую религию, и его реформа привела к блестящему успеху в Германии и в Англии, где были города, насчитывающие от 14 до 15 тысяч человек его адептов. С этой целью он написал свой Небесный Иерусалим или свой Духовный Мир; он соединил со своей реформой чисто масонские идеи. В этом Небесном Иерусалиме находится слово, которое сам Бог ему

сообщил, как некогда Моисею; это слово Иегова, утраченное на земле; но он приглашает искать его в Тартарии, стране, управляемой еще и в наши дни патриархами; тем самым желая аллегорически, что эти народы больше приближены к первоначальному состоянию совершенства и невинности; чему последовал Вейсгаупт в развитии своей системы иллюминизма (1).

 

Сведенборг устанавливает свое творческое существо в Иисусе Христе, едином Боге, жизни, любви, премудрости, тепле, свете; он объясняет книги еврейской религии, как писания непрерывной аллегории (2), всегда обладающей двойным смыслом. Согласно его системе, смерть существует в человеке только внешне, ведь в этот момент он возрождается в будущую вечную жизнь и воскрешается навсегда, становясь ангелом.

 

Сведенборг передал Мартинесу де Паскуалису идею его обряда Избранных Коэнов, соответствующего библейской и христианской теософии, который достаточно распространился в Германии и в наиболее значительных городах.

 

Книга Бытия обеспечила обряд Сведенборга программой его трех первых степеней и прохождением всего посвящения, в котором Всемогущий, аллегория великого Архитектора вселенной, дает жизнь неофиту, выходящему из хаоса, дающему присягу сдержанности, во избежание блуда, игр, женщин легкого поведения, супружеской измены, и верности Ордену. И поскольку согласно Библии человек создан из грязи и праха земного, постольку сей наставник добавил к масонским символам образы элементов, каковыми являются: сосуд с перемешанной землей, другой сосуд, наполненный водой, и глиняная чашка с тлеющими углями (3). Обряд насчитывает восемь степеней, разделенных на два храма:

 

1-й храм: 2-й храм:

  1. Ученик; 5. Подмастерье Коэн;
  2. Подмастерье; 6. Мастер Коэн;
  3. Мастер 7. Великий архитектор или ры-

царь командор

  1. Избранник 8. Кадош.

 

Доктрина первого храма соответствовала сотворению человека, его непо-

слушанию, его наказанию, скорбям тела и духа, что реально и отобража-

лось в посвящении.

 

В мистериях говорится, что когда человек благодаря новой жизни, святой и образцовой, реинтегрировался в своем первоначальном достоинстве и в полезных трудах взыскивал свои первоначальные права, то тогда он приближался к своему Творцу благодаря новой умозрительной жизни, воодушевленной божественным дыханием, становясь посвященным избранным Коэном; в получаемых им инструкциях он познает оккультные знания во всех их частях, которые ему позволяют узнать секреты естества, высшую химию, онтологию и астрономию.

 

Во время принятия посреди храма чертятся круги, отражая собой универсальную планетарную систему и солнце в центре.

 

Великий Всемогущий объясняет и раскрывает, каким образом действует мистерия творения и пр.» (Регеллини — Reghellini, 2 vol., p. 434). Вот мнение Бюре де Лоншана (Buret de Longchamps) об этом реформаторе, которого справедливо упрекают в том, что он был слишком доверчивым и слишком вдохновенным:

 

«Эммануэль Сведенборг, после того как написал несколько сочинений по математике, физике, астрономии; и после того как смог размышлять над мистериями христианства; завершает верой в свое путешествие по духовному и небесному миру; он общается со своими покойными друзьями, которые перед ним появляются в форме ангелов, и мнит, что сам Бог открывается поручая восстановить христианскую Церковь. С этого мгновения он бросает все земные вещи, делая своими обыкновенными спутниками ангелов; странствуя по планетам и светилам, он проводит там частые конференции с небесными духами, которые, когда он притязает, перед ним появляются. Этот человек, пребывавший в откровениях, особенных видениях и думавший, что обрел ключи от Апокалипсиса, является автором Чудес неба и преисподней и Планетарных и южных Земель (4): он утверждает, что все сообщающееся с ним было создано в мире духов, существующим между небом и землей. Он оставил по себе своих воодушевленных сторонников (5). Врачи, натуралисты и филантропы оказываются еще более или менее связанными с его сектой вовсе не потому, что они занимаются поиском нового Иерусалима, и вовсе не потому, что рассматривают Сведенборга как человека, вдохновленного духом Бога, и даже не потому, что считают его заживо перенесенным в другие миры; но они убеждены, что благодаря его догмам и проистекающей из них морали, они могут делать добро людям, распространять полезные истины, поддерживать благотворительные организации; именно с таким взглядом они объединились в Сведенборгианское братство. Эти сектанты очень распространены не только в Швеции, но и в Англии, Голландии и на Севере» (Les Fastes universels).

 

Однако Бюре де Лоншан не знал того, что Сведенборг являлся лунатиком и имел видения.

 

Примечания:

 

(1) Насчитывают трех знаменитых глав современных иллюминатов: Сен-Жермена, Сведенборга и Шрёпфера.

 

Сен-Жермен стал своими видениями и предсказаниями в Париже особенно во времена Калиостро.

 

Сведенборг приобрел большую славу благодаря одному приключению, о котором сообщает Стокгольмский журнал Monats Schrift в январе 1788 года следующее:

 

«Покойная королева Швеции Людвига Ульрика поручила Сведенборгу узнать от своего брата (отца тогда правившего короля Пруссии), умершего в 1758 году, причину, по которой он не ответил, будучи живым, на одно ее письмо, написанное ему. По истечении двадцати четырех часов Сведенборг рассказал королеве о содержании ее письма, которое никто, за исключением ее брата и ее самой, не мог знать. Ошеломленная, она вынуждена была признать в этом великом человеке удивительное знание (а).

 

Король Густав, находясь в Париже, подтвердил истину данной занимательной истории: «Это верно, — говорит он, — поскольку я присутствовал на беседе: Сведенборг сообщил моей матери, что ее письмо относилось к революции, произошедшей в 1756 году и стоившей жизни Горну (Horn) и Браге (Brahe)». Он добавил: «Душа вашего брата мне явилась и сказала, что ему нечего было ответить, поскольку он не одобрял вашего поведения; ваша неосторожная политика является причиной пролившейся крови. Я вам приказываю, со своей стороны, впредь не вмешиваться в дела Государства, в особенности же не вызывать волнений, в которых рано или поздно вы окажетесь жертвой».

 

Шрёпфер, третий из них, был сыном кабатчика (см. Примечание ниже).

 

(а) Вот секрет сего таинства: сенатор граф Г… перехватил письмо, которое конфиденциально передал Сведенборгу, продиктовав ему сделанный для королевы ответ (Essai sur la secte des Illum., note VIII, p. 190).

 

(2) Нельзя больше удивляться идеям, которые крестоносцы могли связать с Иисусом, если и в XVII столетии Сведенборг таковыми обладал.

 

(3) Эти символы были приняты карбонариями.

 

(4) Он еще написал: О бледном коне Апокалипсиса, а4, Лондон, 1758; Об отношении души и тела, а4, Лондон, 1769.

 

(5) Автору этой книги это было известно и представлялось, что они пребывают в полном здравии своего рассудка.

 

СИСТЕМА ЦИННЕНДОРФА

 

(1770 год)

 

ЦИННЕНДОРФ именовался Эллерманом; но он был усыновлен своим дядей. Морсдорф его называет Эллербергером (Encyclop. de Lessing, t. III, p. 661). Он являлся рыцарем командором Строгого Соблюдения, директором лож в Пруссии, членом ложи Три Глобуса и главным хирургом Генерального штаба в Берлине. В системе Тамплиеров он обладал званием приора с характеристикой eques a lapide nigro (рыцаря к черному камню). В 1768 году он основал ложу в Потсдаме; в следующем году он основал в Берлине ложу Трех Ключей: обе мастерские тамплиерского режима. В 1766 году он был вычеркнут из списков Строгого Соблюдения, которое не представлялось препятствием для замыслов и развития Циннендорфа, поскольку герцог Фердинанд Брауншвейгский на конвенте в Вольфенбюттеле приостановил на три года работу внутреннего Ордена в надежде, что настоящие высшие неизвестные смогут проявиться во благо Ордена. Оставив этот режим, Циннендорф создал в 1770 свой обряд, для которого, по его утверждению, он получил полномочия, тетради и инструкции от герцога Зюдерманландского и Великой Ложи Швеции. Сообщалось, что он принял этот обряд от одного Шведа, называвшегося Клахом (Cklach) или Хлахом (Chlach). Он основан на мечтаниях Сведенборга и представляет большую аналогию со шведским обрядом. Он состоит из следующих семи степеней:

 

А. Голубое Масонство или так называемые степени Святого Иоанна:

  1. Ученик;
  2. Подмастерье;
  3. Мастер.
  4. Красное Масонство:
  5. Ученик и шотландский подмастерье;
  6. Шотландский мастер.
  7. Капитул: или Фаворит Святого Иоанна
  8. Клирик (Clercus) (то есть Frater Societatis) шведская степень Jesu (Брат Общества Иисуса).
  9. Избранный брат.

 

Мы читаем в Библиотеке тайных обществ:

 

«Создатель этой системы утверждал, что почерпнул в Швеции свои масонские знания; он говорил, что принципы Строгого Соблюдения являлись ложными и вымышленными. Хотя оно и рассматривало Циннендорфа как неверного и отступника, а шведские ложи объявили, что признание его патента было результатом мошенничества, и Великая Лондонская Ложа поддержала, что его английская привилегия оказалась плодом недоразумения, тем не менее, в Германии его система получила большое и быстрое развитие».

 

Мы обратимся к некоторым подробностям этих степеней, чтобы дать идею его мистицизма, а вместе с ней концепцию тамплиерского Масонства Швеции.

 

В инструкции 3-й степени три белые розетки на запоне подмастерьев представляют собой как бы символ трех ударов, от которых погиб Хирам (читайте Молэ).

 

В 4-й степени шотландского ученика и подмастерья (избранного Мастера шведской системы) ложа называлась Темной пещерой; здесь братья облачались в черное одеяние и носили черный плащ с имеющимся на нем крестом и капюшоном, на котором находились вышитые крест-накрест кости; они же надевали от левого плеча до правого бедра широкую черную ленту, окаймленную тремя белыми строчками, на коей присутствовала корона, пересекаемая серебряным кинжалом. На алтаре лежала Библия, открытая на 6-й главе Евангелия от Марка.

 

В 5-й степени шотландского мастера (в обеих системах) алтарь и трон обтягивались белой тканью с изображением крестов Святого Андрея (крестов рыцарей-крестоносцев).

 

Неофит носил почетное вервие Хирама.

 

Табель в основе своей красный; по четырем углам находятся головы четырех евангелистов, ключ, глобус и пр.; на ключе треугольной формы читается девиз: Aperuit ut nemo me claudat, claudit ut nemo me aperiat. 6-я степень фаворита Святого Иоанна или доверенного Святого Иоанна составляет часть просвещенного (иллюминатского) капитула; в шведском обряде она называется равно рыцарем Востока или

неофитом.

 

Братья носят, кроме красного креста Тамплиеров, подвешенного на широкой ленте, ecce homo, с одной стороны, и с другой — агнца с триумфальным знаменем (знаком весны) и девизом: Ecce agnus Dei qui tollit peccata mundi. Здесь толкуются 60-я глава Книги Пророка Исайи и примечательные слова: Крестовый поход, Сион. Говорили, что секретное учение этой степени являлось Карпократианским.

 

В шведском обряде табель изображает новый Иерусалим с двенадцатью вратами.

 

7-я степень или совершенный избранник (adoptus adeptatus, adoptatus coronatus) является алхимической. Братья носят, наряду с тамплиерским крестом на обнаженной груди, четыре других креста, вышитых на ленте, которая трижды оборачивается вокруг правого запястья в память ран, нанесенных Иисусу гвоздями при Его распятии. Вот некоторые вопросы, извлеченные из инструкции.

 

Вопрос. — Какова цель масонских работ?

 

Ответ. — Познание и углубление в наиболее скрытые таинства естества. Семь букв J. B. M. G. I. M. (Joakin, Booz, Mac-Benac, Ghiblim) указывают самый верный путь проникновения в герметическую медицину (это означает, что три первых степени и составляют собой все Масонство).

 

Вопрос. — Что являют собой смерть Хирама и утраченное вместе с ним слово мастера?

 

Ответ. — Падшее естество, утраченное знание его секретов, события, постигшие Масонство и спасительную аллегорию ожидаемого нами события.

 

Вопрос. — Какова подлинная цель Франкмасонства?

 

Ответ. — Распространение и сохранение своих принципов вплоть до того, что оно могло бы отказаться от своего существования, иными словами, пока Масонство согласуется с временами, времена согласуются с Масонством. Циннендорф получил в 1771 году от Великой Ложи Англии, признававшейся в качестве главного авторитета учрежденного Масонства, патент с целью образования Великой Ложи в Берлине, которая под именем МАТЕРИНСКОЙ НАЦИОАЛЬНОЙ ЛОЖИ ГЕРМАНИИ сделалась главной в ордене его системы; но Великая Ложа Англии, сохраняя за собой право назначать великих провинциальных мастеров в то же самое время установила герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого как Великого Провинциального Мастера в Ганновере и герцога Экстера как Великого Провинциального Мастера Нижней Саксонии.

 

Циннендорф, говорят, утверждал, что Орден обладал четырьмя утраченными Библией Евангелиями.

 

Этот учрежденный Орден Тамплиеров занимал место Розенкрейцерской системы изготовителей золота. Плюменёк (Plumenoeck) создал КОМПАС МУДРЫХ, то есть розенкрейцерскую магию.

 

Иоганн Вильгельм Ценнендорф умер в Берлине в 1782 году. 

 

ШВЕДСКАЯ МАСОНСКАЯ СИСТЕМА

 

Полагали, что с 1135 года в правление короля Ингона II можно обозначить появление Франкмасонства в Швеции; но это могло быть только сообщество рабочих масонов, поскольку Франкмасонства тогда не существовало.

 

1736 год, 15 апреля. Масонство, пришедшее из Англии в Швецию, где оно быстро распространялось среди высших классов общества, должно было практиковаться уже некоторое время до этой даты, ибо в этот день Великая Ложа Англии назначает графа Шеффера (Scheffer) Великим Провинциальным Мастером для лож Швеции (см. наш Исторический и хронологический обзор).

 

Настоящая шведская система (но не система Циннендорфа) работала изначально на принципах Строгого Соблюдения. Король Густав и его брат являлись соответственно для нее руководителями; равно она содействовала принцу в революции, который должен был ей вернуть свою независимость; благодаря чему один раз достоверно его привлекли публично восстановить Орден Тамплиеров.

 

На конвенте в Вильгельмсбаде, где Строгое Соблюдение предполагало разоблачить истинное происхождение своей системы, объединенные шведские ложи объявили, что обладали подлинным секретом; и что они находились во взаимоотношениях с настоящими высшими руководителями, и что они были готовы восполнить обеты братьев из Германии, если бы пожелали назначить герцога Зюдерманландского Великим Мастером 7-й провинции; что на самом деле имело место и побудило герцога Брауншвейгского отправиться в Швецию с просветительными целями. Он вынес оттуда только несколько недостаточных прибавлений к истории Ордена и прошел несколько церемоний.

 

В ту же самую эпоху брат Вахтер (Wachter) (eques a ceraso) открыл в Италии письмо, доказывавшее, что Шведы сами по себе разыскивали здесь инструкции. Немцы оказались оскорбленными и назначили герцога Фердинанда Брауншвейгского Великим Мастером 7-й провинции. Шведская система сведена к двенадцати степеням, а именно:

 

A.

  1. Ученик; называемые Святого Иоанна; те же самые

 

  1. Подмастерье; степени, что и в различных системах.

 

  1. Мастер;

 

B.

  1. Избранный мастер; (образован в системе Циннендорфа, шотландский ученик и подмастерье, равно называемые учеником и подмастерьем Святого Андрея. Тори говорит о нем то же самое, что и о секретном избраннике французского режима. Неофиту притворно наносились несколько легких ударов кинжалом, чтобы напомнить ему, что он не сможет находиться в уверенности, изменив своей тайне.

 

  1. Шотландский мастер; он также назывался мастером Святого Андрея или великим шотландским избранником; эта степень дает гражданское дворянство.

 

С.

  1. Рыцарь Востока или неофит (Циннендорф его называет фаворитом Святого Иоанна); он образован из рыцаря Востока и частично из рыцаря Запада. Тори называет эту степень братьями Стюарта, считая ее образованной от рыцаря Востока и принца Иерусалима.

 

На табеле изображен Новый Иерусалим с двенадцати вратами.

 

  1. Рыцарь Запада или истинный Тамплиер; равно называемый братомфаворитом Соломона. Согласно системе Циннендорфа, имеющей только семь степеней, это совершенный избранник, образованный из другой части рыцаря Запада и дополнений Циннендорфа, из которых позднее была создана степень adeptus coronatus. Она называется еще истинный капитулат, мастер Тамплиер Ключа; на его зеленой ленте, к которой подвешен треугольный ключ, изображены пять красных розеток, напоминающие пять ран Иисуса Христа. В этой каббалистической степени говорится о восстановлении храма Соломона. Великий приор благословляет вновь принятое лицо, отрезая у него с правой стороны прядь волос.



  1. Рыцарь Юга, командор, магистр тамплиер, великий сановник, избранник; степень относится к высшему руководству; обладающие ей носят на обнаженной груди красный крест Тамплиеров, прикрепленный к белой ленте, на которой вышиты золотом V. V., инициалы ответа на вопрос: Rabbi, ubi habitas? — Ответ: Venite vesum. Церемония инсталляции кандидата похожа на церемонию алхимиков первых столетий нашей эры. Эта степень называется одинаково брат фаворит Святого Иоанна или Лазоревой перевязи.

 

  1. Брат фаворит Святого Андрея или Фиолетовой перевязи называется также рыцарем Пурпурной перевязи; здесь разъясняется Macbenac через Messias Benedictus (Благословенного Мессию).

 

  1. Брат красного Креста подразделяется на три разряда:

 

1-й 10. Не сановный член капитула;

 

2-й 11. Великий сановник капитула, руководимого королевским принцем (в 1812 году принцем Бернадоттом).

 

3-й 12. Правящий мастер (король Швеции) (1). Эта степень и мастер обладают званиями:

 

Stathouder (Самодержец) или vicarius Salomonis (викарий Соломона), sanctificatus (освященный), illuminatus (просвещенный), magnus Jehova (великий Иегова).

 

Ей может быть облечен только один брат.

 

Объединенные члены этих трех разрядов образуют Просвещенный Капитул, в котором никто не может стать великим сановником (2-й разряд), если не обладает четырьмя четвертями дворянства.

 

Этот обряд, степени которого составлены из упразднения и восстановления Тамплиеров и на каббале и алхимии, признан Великой Ложей Стокгольма.

Король Карл XIII учредил 27 мая 1811 года государственный орден и особое украшение в пользу Франкмасонства своего государства под именем Ордена Карла XIII; ниже описание награды.

 

Это красный рубиновый крест, оправленный золотом и увенчанный золотой короной; его носят на широкой красной ленте: на его одной стороне изображены на белом фоне начальные буквы основателя, а на другой находится буква B в середине треугольника (инициал Бернадотта).

 

С 1755 года шведское Масонство благодаря принятию высших степеней стало вещью, во всем отличающейся от того, чем оно было при своем установлении до 1736 года. Оно не являлось больше английским (символическим) Масонством в своей чистоте, поскольку с ним соединился определенный дух тамплиеров и розенкрейцеров — произошло смешение, из которого извлекли выгоду иезуиты, чтобы сделаться мастерами лож и под этим предлогом достигнуть своей наиболее осуществимой и верной цели; последним объясняется неудача в мастерских Стокгольма в 1758 году брата Розы (Rosa), облеченного Великой Берлинской Ложей К Трем Глобусам передать шведским ложам степени Капитула Императоров Востока и Запада и совершить признание на сей счет юрисдикции этой Великой Ложи (см. наш Исторический обзор и Посвятительную Летопись). Пока рыцарский дух Тамплиеров находил в Германии живые симпатии, Швеция, подверженная общим наклонностям, больше качнулась в сторону розенкрейцеров и алхимиков; что было ловко просчитано иезуитами. «Именно им, казалось бы, принадлежит идея создания в 1753 году Сиротского дома, о чем можно судить, по крайней мере, по их готовности пользоваться всякой возможностью для привития своих принципов и своих доктрин юношеству». Случайные видоизменения, произошедшие в форме управления, предоставили Франкмасонству особое руководство, приготовившее здесь будущее процветание ассоциации. Таким образом, Шведы, напуганные дерзостью Карла XII, обладали в 1719 и в 1721 гг. королевской властью, заключенной в столь ограниченных пределах, что ей не оставалось почти ничего, кроме титула. Напрасно королева Ульрика-Элеонора, поддерживаемая своим мужем и соправителем (наследным принцем Гессен-Кассельским), пыталась избавиться от обременительной опеки Государств королевства; этой цели удалось достичь только Густаву III в 1771 и в 1788 гг. при содействии армии. Вдохновляемый буржуазией против дворянства, он смог добиться отмены в своих Государствах большей части политических законов 1719 и 1721 гг., провозгласив роспуск сената. Возможностью подобного государственного переворота его обеспечили франкмасоны, в ассоциацию коих он уже вошел, и которые уже распространились в королевстве. Подобным образом оказались обрушенными замыслы иезуитов, алхимические концепции сведены к молчанию, и отныне восстановление Ордена Тамплиеров исключительно занимает всех масонов. Король назначил временно своего брата герцога Зюдерманландского Великим Мастером франкмасонов, что уже произвело доброе впечатление. Но доверие к Масонству еще возрастало, когда Карл XIII основал в 1811 году орден, предназначенный для ношения в обществе заслуженными масонами. Орден, заменивший осужденных Тамплиеров, был назван Орденом Карла XIII.

 

Теперь он составляет степень рыцаря в ассамблее шведских масонов и насчитывает тридцать рыцарей (27 гражданских и 3 священнослужителя), кроме принцев королевского дома. Знак Ордена состоит из короны, к которой подвешен крест, и рыцари этого Ордена пользуются тем же почтением, что и командоры других шведских орденов. Франкмасонство ничего не утратило из своего достоинства в правление короля Карла Йохана (Бернадотта), и сегодня правящий коронный принц Оскар I является заместителем Великого Мастера или титулярным Великим Мастером шведских франкмасонов.

 

Но в конце предыдущего столетия Франкмасонство приняло особенный характер, который необходимо относить к метафизическим мечтаниям и религиозным воодушевлениям Сведенборга. Эти влияния на Масонство осуществлялись с 1783 года; ученики Сведенборга занимали все посты досточтимых мастеров, и поиск нового Иерусалима (см. выше сведение об этом иллюминате) стал господствующей идеей масонов. Получилась новая шведская система, распространившаяся до Германии и даже до Москвы, где была учреждена одна ложа этого режима. В Германии она не стала чужой, поскольку оказалась частично скопированной Циннендорфом, сделавшим из нее, как мы уже видели выше, основу доктрин Великой Национальной Ложи Германии, установленной им в Берлине, и сорока шести мастерских, учрежденных этой Великой Ложей. И все же, по словам Латомиа (Latomia), у которого мы заимствуем часть подобных подробностей, каковые не всегда безупречны, ложи вскоре были вынуждены видоизменить режим Циннендорфа в соответствии с требованиями эпохи, больше приспособив его к системам, господствующим в Германии.

 

В Швеции существовала клерикальная ветвь, никак не признававшая систему Циннендорфа. Вполне вероятно, что эти шведские клирики обладали определенной аналогией с adepti coronati; они утверждали, что знают своих высших руководителей и происходят от Флорентийской конгрегации. Они сохранили и почитали мнимое завещание Якова Молэ, наполненное вымыслами, копии которого существуют в нескольких ложах, хотя и не добавляют ему аутентичности. Они льстили себя обладанием многими историческими документами о других орденах.

 

Согласно этому завещанию, граф Божё (comte Beaujeu), племянник Якова Молэ, сумел собрать пепел своего дяди и предать его погребению, выгравировав на могильной плите продолговатой формы следующую надпись:

 

  1. B. M. B.
  2. — DO. — N — I — J — C.

M CCC XIV.

XI MARTIS.

 

То есть: ЙАКИН БОАЗ МАК БЕНАК А-ДО-НАИ-ИЕГОВА-КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (Jacobus Burgundus Molai Bustus anno Domini nostri Jesu Christi, 1314, 11-го марта).

 

Этот Божё удалился затем в Шотландию с несколькими рыцарями, избежавшими французских судилищ. Они продолжили в 1319 году Орден Храма под названием Розы и Креста; что стало в Шотландии тождественным имени Ордена Чертополоха; в Португалии — Ордена Христа; в Испании — Ордена Калатрава; и во Франции — имени Ордена пламенеющей Звезды, который распространился в XV-м веке в Богемии и Силезии и пр.

 

ОБРЯД ШРЁДЕРА

 

(1766 год)

 

ШРЁДЕР, прозванный немецким Калиостро, поскольку именно в его школе Калиостро брал уроки теософии, заклинаний и тайных знаний, называемых оккультными, установил в Марбурге (Гессен-Кассель) в 1766 году капитул ИСТИННЫХ И ДРЕВНИХ МАСОНОВ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ, а в 1779 году открыл в ложе Сарребурга свою школу магии, теософии и алхимии, состоящую из семи степеней (3+4).

 

Этот обряд, называющийся также исправленным уставом Розы и Креста, складывался из символического Масонства и четырех высших степеней, имевших в своем основании три знания, которые мы только что привели. Вряд ли он практиковался больше, чем в двух ложах организации Великой Ложи Гамбурга.

 

ОБРЯД ШРЁПФЕРА

 

(1768 год)

 

ШРЁПФЕР был сыном кабатчика. Он реформировал Орден франкмасонов в Дрездене: именно он впервые просветил принцев Германии благодаря фантасмагории или появлению призраков. Он наводил ужас в Берлине и по всей Пруссии, предсказав по привидениям ближайшую смерть нескольких великих личностей, смерть, всегда осуществлявшуюся. Он настолько поражал умы, что ученый Гледич (Gleditsch) не приходил больше в Берлинскую академию, не вообразив, будто видел тень покойно-

го президента, занимавшую его место.

 

Королева Пруссии запретила ему заниматься своими вызываниями.

 

Мы читаем в одной заметке, что он решил сделаться кабатчиком в Лейпциге (Саксония), и открытие его кафе состоялось 29 октября 1768 года. Он учредил свою систему, основанную на магии, заклинаниях и пр. в одной городской ложе. Он имел мало сторонников. Позднее он подвергся преследованию и покончил с собой выстрелом из пистолета 8 октября 1774 года в Розентале у Лейпцига в возрасте 35 лет. Его система исчезла вместе с ним. Его труды находятся в Берлине.

 

МАСОНСТВО 72

 

Только этим именем можно обозначить так называемую масонскую ассоциацию, особое наименование которой неизвестно, или, возможно, она его и не имела.

 

Говорят, в ней можно было смело обменивать свою степень ученика на все другие степени всех систем; значит, скорее, присутствовала одна высшая степень, разделенная на три разряда, кроме степени масонской секты, происхождение которой, предположительно германское, не указано. Она предавалась изучению оккультных наук и утверждала, несомненно, для того, чтобы сбить с толку любопытных, что ее великий мастер жил в Испании и носил в Ордене имя Тахо (Tajo).

 

Число ее членов не могло превышать 72, из которых 24 ученика, 24 подмастерья и 24 мастера.

 

Самым молодым поручались распределение милостыни, проведение исследований и выяснение, присутствуют ли в ложах братья, которые стали бы однажды достойными оказаться среди них. Они должны были составлять о таковых братьях подробные рапорты.

 

В этот таинственный орден, ритуал которого нам неизвестен, никого не принимали раньше зрелого возраста.

 

Эта заметка фигурирует в нескольких коллекциях под названием Одна Масонская ветвь или Анонимное сообщество.

 

Число 72 могло предполагать связь сообщества со следующим орденом, последним выражением которого, возможно, оно являлось.

 

ОРДЕН РЫЦАРЕЙ И ПОСВЯЩЕННЫХ БРАТЬЕВ

ИЗ АЗИИ В ЕВРОПЕ

 

(1780 год)

 

Этот Орден был основан в Берлине в 1780 году, хотя другие говорят, что в Вене; и его члены, о которых много толковали в 1786 году немецкие газеты, употребляли смешение еврейских, магометанских и христианских церемоний, чтобы указать, несомненно, что они принимали все религии.

 

Их облачение испанское; их пароли и названия степеней представляются еврейскими, каковы: Мелхиседек, Тумим, Лурим, Синедрион. Для своих посвящений они использовали губную гармонь и прибегали к заклинаниям, в которых дух, называемый Габлидоном, играл одну из главных ролей. Мы находим сообщение о принятии в сборнике господина Рёллига (M. Roellig), непосвященного, опубликовавшего его в Берлине, равно как и описание их губной гармони: согласно этому автору, церемония была заупокойной и кровавой.

 

Примечание XV на стр. 212 из Эссе об Иллюминатах дает различные нижеприведенные подробности по данному Ордену.

 

Верховное руководство называлось малым и постоянным Синедрионом Европы. Орден имел пять степеней:

 

2 испытательные степени:

 

  1. Взыскующие;
  2. Страждущие;

3 главных степени:

  1. Посвященные рыцари и братья Азии в Европе;
  2. Мастера и мудрецы;
  3. Царственные священники или истинные братья Розы и Креста.

 

Достигший последней степени, называемой Мелхиседеком или главной, был обязан по присяге оставаться и жить в Ордене, следуя его статутам.

 

Верховные руководители с достоинством, заслугой и мудростью назывались отцами и братьями семи неведомых Церквей из Азии, при условии, что отцы не оставались неизвестными.

 

Синедрион состоял из семидесяти двух членов; то же самое число было и для степени Мелхиседека, обязанной иметь соответствие с вышеописанным Масонством семидесяти двух, цель которого одинаково скрывалась под герметической завесой (иезуитским ухищрением).

 

Среди прочих вещей посвященный давал обет без промедления истинно и честно просвещаться во всем, что пошлет для его наставления достопочтенный Орден, весьма достославный малый и постоянный Синедрион, генеральный капитул Ордена и провинциальный капитул.

 

Великие мастера, предназначенные для великой цели союза, остаются мастерами и пребывают верными своим секретам.

 

ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ ИЛИ XXII

 

Карл Фридрих БАРДТ (BAHRDT), родившийся в 1741 году в Бишофсвердене (Майссен) доктор богословия, автор многих полемических произведений, особенно замечательных изысканностью стиля, и ставший знаменитым благодаря преследованиям, которыми был устлан его путь как протестантского министра, стал основателем Германского союза XXII, ассоциации, которая на протяжении четырех лет своего существования наделала столько шума в масонском мире и занимала самые сильные умы Германии.

 

Бардт предпринял в 1777 году путешествие в Англию. Он получил рекомендацию от принца Людвига Гессен-Дармштадтского для брата Гессельштейна (Hesselstein), Великого секретаря Великой Лондонской Ложи, при поддержке которого он получил три символических степени. По возвращению в Германию он утверждал, что в Лондоне познал больше, нежели любой брат, облеченный наивысшими степенями, мог сообщить ему на континенте.

 

Настроенный против немецкого Масонства, он оставался долгое время вне всякой масонской активности. Но в 1781 году в Вецларе он познакомился с бароном фон Дитфуртом (Ditfurth), весьма просвещенным масоном и посвященным во все то, что происходило тогда во Франкмасонстве Германии. Этот брат и определил его стать иллюминатом. Бардт снова почувствовал вкус к Масонству: он сделался одним из его наиболее пылких и воодушевленных корифеев; он бросился, сломя голову, в идеи интерпретации, господствовавшие тогда (1786 год) в Германии; затем, будучи живо уязвленным, что не смог стать одним из высших неизвестных, он пришел к мысли, по примеру Вейсгаупта, основать новый орден для протестантской части Германии под прикрытием Франкмасонства, который должен был иметь целью просвещение человеческого рода и уничтожение предрассудков и суеверий.

 

Он объединился с некоторыми другими масонами и разослал в 1756 году из своей деревни рядом с Галле в Саксонии циркуляр друзьям разума, истины и добродетели. Он был подписан им и примкнувшими к нему лицами в количестве двадцати одного; отсюда и название, данное ассоциации Германского союза XXII. Он изложил в циркуляре необходимость создания объявленного им ордена и преимущества, которые можно было извлечь из оного. Он изобразил Союз в качестве непреложного средства содействия великой цели Христа в повышении просвещения, уничтожении суеверий и совершенствовании человеческого рода; и он пригласил тех, кто пожелал бы присоединиться к этому тайному и миролюбивому собранию людей, почитающих Бога в своих трудах, заявить о себе по указанному адресу. Он хотел привести в союз и соединить здесь наиболее достойных авторов и деятелей искусства, завладеть книжной торговлей, журналистикой и литературными кабинетами в Германии, оказывая тем самым вящее влияние на всю нацию. Сюда мог быть допущен любой порядочный человек, кроме князей и их министров. Но это исключение никак не касалось ни фаворитов, ни воспитателей юных принцев; поскольку их сотрудничество могло быть полезным для воздействия на ум правящих князей, наследников престолов и на кабинеты министров.

 

Бардт пожертвовал своим временем и своим имуществом для организации этого союза и осуществления его деятельности. Он привлек на свою сторону герцога Ангальт-Бернбургского и, став сильным в своей опоре, не преминул учредить в этой резиденции свой центр действия. Вскоре он организовал администрацию, обязанную активно заниматься печатанием и рассылкой произведений своих членов, и он всецело взялся за корреспонденцию, ставшую весьма обширной и очень дорогостоящей. 

 

В 1789 году Союз опубликовал свое первое произведение под названием Ueber aufklaerung und die Befoerderungsmittel derselben von einer Gesellschaft (О просвещении и средствах, ему способствующих), in-8, Leipzig. В приложении, публично опротестовывая толки, приведшие к ущербу для ассоциации, заявлялось, что ее члены не имели иного устремления, как благосостояние человеческого рода; поскольку они объединялись только с целью написания, распространения и рекомендации хороших книг; содействия просвещенным людям и совершенствования среди них в общем деле и в братском общении друг с другом благодаря открытым истинам. В то же самое время они протестовали против всякой другой цели или намерения, которые можно было у них предположить.

 

Тем не менее, репутация атеиста, навязанная могущественными недругами Бардту, сделала Союз подозрительным для правительств и лиц, приглашенных к нему присоединиться, и воспрепятствовала желаемому успеху.

 

Публикация произведения Mehr noten als text (Больше примечаний, чем текста) или Германский союз XXII, а8, Лепциг, 1789, разоблачила его организацию во всех подробностях и лишила сообщество таинственной привлекательности; взятие под стражу доктора Бардта за написание мнимого памфлета Религиозная система прусского министра Вёлльнера отняло у него движущую силу своей деятельности; таким образом, Союз распался в 1790 году, его члены разошлись, и большая часть из них присоединилась к Иллюминатам.

 

Проповедуемой доктриной Союза было: приучить людей пользоваться своим собственным суждением, дабы осознавать моральные и экономические истины; и ничего не рассматривать в качестве истинного, прежде чем оно не станет точной идеей, основанной на прочных доводах.

 

Исходя из этой точки зрения, Союз рекомендовал своим неофитам для первого изучения естественную религию. Им позволялось трактовать на эту тему на своих ассамблеях и дискутировать обо всем том, что могло бы привести к истине, насколько бы далеко тема не отстояла от Франкмасонства или мнений, в целом, принятых в мире.

 

Его учение распределялось по шести степеням:

 

  1. Отрок; степень состоит из незанятых лиц и без особого предназначения;
  2. Человек; состоит из авторов, деятелей искусства, негоциантов, путешественников и пр.;
  3. Старший; состоит из авторов, деятелей искусства, негоциантов и должностных лиц 1-го ранга;
  4. Мезополит;
  5. Диоцезан; {избираются во 2-й и 3-й степени по различным достоинствам.
  6. Высший руководитель.

 

Братья, обладающие тремя последними степенями, образовывали правительство Союза. Ассамблеи назывались синодами, и там проводились агапы.

 

Что касается трех первых степеней, то это только подготовительная школа для трех последних; одинаково члены данной школы были обязаны составлять рапорты по прочтенным книгам, своим мнениям и своим разнообразным отношениям.

 

(Выдержка из сборника: Der Frey maurer, Гёттинген и Галле, 1790–1795 гг., а8; сообщенная братом Т. Жюжа).

 

СИСТЕМА ФЕССЛЕРА

 

(1796 год)

 

Берлинские ложи радушно приняли брата ФЕССЛЕРА, профессора права, и назначили его заместителем Великого Мастера ложи Королевского Йорка к Содружеству, которая его заботами стала Великой Ложей. Он пытался упразднить высшие степени; но встретив слишком много препятствий на пути, согласился в 1796 году на миссию пересмотреть и исправить тетради, служившие их основой. Работая над этим, он сохранил в них все то, что возможно было сберечь, вдохнув сюда и проводя моральный смысл, опираясь на древнее происхождение установления и дополняя к современным историческим знаниям сведения, которые его исследования ему позволили приобрести.

 

До времени установления его системы Великая Ложа Королевского Йорка работала в трех символических степенях. Ложи ее послушания сохраняли символ храма; но каждый храм имел святое святых, где находились более просвещенные и более испытанные адепты. И поскольку храм Масонства отражает собой мироздание, постольку святое святых являлось аллюзией на моральное совершенство, для которого масоны должны трудиться, чтобы его достигнуть.

 

Система приемлет три символических степени, представляющие собой все обряды с легкими разновидностями; затем идут шесть верховных степеней, называемых высшими знаниями. Вот номенклатура девяти степеней:

 

  1. Ученик теософ,
  2. Подмастерье теософ, символические измененные степени
  3. Мастер теософ,
  4. Святое Святых 1-я степень высших знаний
  5. Подтверждение, 2-я степень
  6. Чествование, 3-я степень
  7. Истинный Свет или Прохождение, 4-я степень
  8. Отечество, 5-я степень
  9. Совершенство. 6-я степень

Чтобы дать оценку этой системе, мы приведем идею шести последних сте-

пеней.

 

4-я степень, Святое Святых: ритуал называется Принятием совершенного архитектора. Ложа представляет собой храм Соломона, и мастер получает наименование совершенного верховного архитектора. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ: Изложение, критика и восстановление распространенных гипотез о происхождении и продолжении Ордена франкмасонов, о чем только некоторые просвещенные масоны обладают знанием, и о начале:

 

  1. Ордена Тамплиеров; 5. Сооружения Собора Святого Павла в Лондоне;
  2. Возведения Мюнстера в Страсбурге;
  3. Сооружения замка
  4. Розенкрейцеров и ученых XVII-го века;
  5. Иезуитов.
  6. Времен Кромвеля; в Кенингтоне;

 

МОРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ: безразличие, леность и бездействие являются теми же самыми недостатками лучших людей. Сооружение Святого Святых (символ предрасположенности человека к совершенствованию) продвигается лишь медленно. Архитекторы пренебрегают своей обязанностью и впадают в виновное бездействие: по этой причине они призваны к суду закона и тем самым переходят в следующую степень. 

 

5-я степень, Подтверждение: Обвинение, отпущение грехов перед судилищем закона и необходимость новых усилий и новой деятельности. Табель носит следующие слова: Nosce te ipsum. Мастер именуется Справедливый верховный судья. Священное слово — conscientia; и пароль — justificatio.

 

  1. ЗНАНИЯ: Изложение, критика и восстановление распространенных гипотез о происхождении Ордена, давших место созданию следующих высших степеней:
  2. Древняя шотландская степень Святого Андрея;
  3. Новая степень шотландца;
  4. Система Клермона.

 

МОРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ: нужно усердно трудиться над сооружением Святого Святых; но рабочие нуждаются в возвышенном идеале, который должен символизироваться в исторической личности, дабы произвести необходимый результат, и присуще это лишь благородному человеку, великому и обожаемому Иисусу. Он пожертвовал Собой за Святое Святых, и память о Нем должна сохраняться и чтиться совершенными архитекторами. Это чествование предстает как их вознаграждением и аспектом благородного образчика, олицетворенного в Иисусе, так и поощрением их к работе.

6-я степень, Чествование: ритуал заключается в: Чествовании памяти великого посланника света и истины.

 

ЗНАНИЯ: Критическое изложение и восстановление четырех систем:

  1. Розенкрейцеров; 3. Архитекторов Африки;
  2. Строгого Соблюдения; 4. Посвященные братья Азии.

 

МОРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ: Несмотря на все усилия архитекторов, Святое Святых не может завершиться в этом мире; но смерть не прерывает их трудов; она только трансформирует их. Благая и праведная концепция данной трансформации внушает надежду в этой жизни.

 

7-я степень, Прохождение или истинный Свет: РИТУАЛ: 1-й пункт: Посвященность смерти; 2-й пункт: Посвященность бессмертию. На Востоке транспарант изображает Психею, поднимающуюся в небо. Священным словом является логос; паролем — атанезия (афанасия) (бессмертие).

 

ЗНАНИЯ: Критическое изложение и восстановление:

 

  1. Шведской системы; 4. Преемственности мистерий;
  2. Системы Циннендорфа; 5. Всех систем и их ответвлений.
  3. Системы Королевского Свода, наивысшей степени, признанной в Англии;

 

МОРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ: За гранью могилы начинается наша собственная деятельность. Дольний мир — это страна заблуждений, сомнения и верования. В потустороннем мире правят достоверность и убеждение, и здесь — подлинная родина человека, сопровождающаяся своими качествами и своими нуждами.

 

8-я степень, Отечество. Ритуал получает такое название: Объяснение нашей деятельности, наших свойств и всего нашего существа в нашем отечестве.

 

ЗНАНИЯ: 1. Происхождение мистерий царствия Божия, приведенного Иисусом;

 

  1. Экзотерическая доктрина, сообщенная Иисусом в своих таинствах своим наиболее близким приверженцам;

 

  1. Участь этой экзотерической доктрины после Его смерти вплоть до Гностиков.

 

МОРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ: Мы работаем в этом мире, но мы очень редко пользуемся плодами наших наиболее благородных трудов. Там труд сопряжен с радостью, и чувство лишения и покорности там неизвестно. 

9-я степень или 6-я и последняя высших знаний, Совершенство. Пункт ритуала.

 

ЗНАНИЯ: Критическая и полная история всех мистерий до нынешнего Франкмасонства и включая его.

 

Неофит совершает моральную исповедь перед тем, как подвергнуться определенному виду крещения: Великий Мастер, окропляя ему голову, говорит: «Я очищаю тебя светом»; окропляя его глаза, говорит: «Я очищаю тебя мудростью»; окропляя его лоб, говорит: «Я очищаю тебя истиной»; окропляя его ладони, говорит: «Я очищаю тебя бессмертием».

 

Затем кандидат облачается в одеяние степени, и Великий Мастер помазывает тремя пальцами его голову, говоря: «Я благословляю тебя и посвящаю тебя как служителя Всевышнего»; потом, помазывая его чело, завершает: «Как посвященного в истине, разуме и премудрости». Эта степень осталась незавершенной, что объясняется недостаточностью ритуала; он никому не передавался.

 

Шесть степеней были почерпнуты в ритуалах Золотых Розенкрейцеров, Строгого Соблюдения, просвещенного Капитула Швеции и древнего Клермонского капитула. Система (хотя и не полностью) смогла быть принятой с одобрения короля Фридриха Вильгельма; но ее практика (если таковая и имела место) оказалась непродолжительной, поскольку с 1800 года Великая Ложа Королевского Йорка публично объявила об отказе от всех высших степеней, оставаясь приверженной исключительно трем символическим степеням, наряду с Великими Ложами Ганновера и Гамбурга, с которыми она в следующем году подписала федеративный договор.

 

ЭКЛЕКТИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО

 

(от греческого слова eklego, я выбираю)

 

«Осмысленные масоны, наблюдая как высшие степени, в которые проникли тамплиерские мечтания, мистические умозрения, разочарования алхимии и другие тайные знания (рассматриваемые в качестве неутешительных и лживых с тех пор как утрачен их ключ) вредили делу Масонства, приводя к потере предлагаемой им цели; как они его искажали, высмеивали и разделяли, распространяя внутри него дух соперничества, разрушающий всякую братскую связь, и простоватая легковерность делала из установления неисчерпаемую шахту непозволительных порождений для интриганов, лжецов и прощелыг; здравомыслящие масоны, повторяем, желали излечиться от этих болезней, избавив Масонство от чужеродных концепций, сопроводив его к своей первоначальной простоте. Но этот труд оказался сложным: гордыня одних, виновность других и любовь к чудесному у подавляющего большинства встали препятствием на пути; ведь подобным братьям отказывали в пышных титулах, их украшавших, в богатствах, о которых они мечтали; иными словами, лишали их того фантастического мира элементарных существ, в котором они появились на свет, и где некоторые братья надеялись обладать бесконечной жизнью. К цели надеялись прийти благодаря установлению в Германии ЭКЛЕКТИЧЕСКОГО МАСОНСТВА, которое, признавая за правило только три первоначальных степени и следуя им абсолютным образом, позволяло, тем не менее, применять каждой ложе, насколько бы ей понравилось, вышестоящие степени, какой бы разновидностью они ни являлись, при условии, что мастерская не обратит их в общее дело режима и не изменит из-за них изначальное единообразие трех масонских степеней».

 

Эклектический обряд, прослеживаемый в Германии и в Швейцарии, представляется уставом Великой Ложи Франкфурта-на-Майне. Барон Книгге первым разработал идею этой реформы. Он был офицером на Бременской службе, когда объединились в союз ложи Польши и Германии, чтобы избавиться от тиранической узурпации кругов Строгого Соблюдения и чтобы просветить масонов о фанатизме высших степеней, ускоряя их закат и доказывая их бесполезность и опасность.

 

Чтобы осуществить эту реформу, барон Книгге договорился с Великими Ложами Франкфурта и Вецлара, и в 1783 году ее основы были разработаны на генеральной ассамблее. Здравомыслящие реформаторы, создавшие Эклектическое сообщество, составили манифест, датируемый Франкфуртом и Вецларом от 18 и 21 марта 1783 года, направленный ими масонам Германии и зарубежья для привлечения их содействия цели, которую они предлагали достигнуть. Они в нем развернули свои принципы, они в нем объяснили мотивы своей абсолютной толерантности и причины, по которым они отказывались от всяких теософических, герметических, магических, каббалистических, мистических и тамплиерских умозрений, чтобы придерживаться практики трех символических степеней:

 

  1. Ученика;
  2. Подмастерья;
  3. Мастера;

 

и соблюдения древних положений, продиктованных английской конституцией 1723 года.

 

Мастерские этих двух городов-реформаторов получили название эклектических лож и приняли для своей системы и своего союза абсолютную терпимость ко всем масонским верованиям.

 

Таким образом, члены Эклектического союза, постигая степень мастера, приходили к последнему уровню знаний, применяемых в обряде; но затем они принимались за познание и изучение, углубляясь в огромное количество масонских степеней, которыми были наводнены ложи. Полные коллекции подобного рода представали перед их глазами; они могли все видеть; они могли все понимать; они могли, не изменяя своим обязательствам, применять одну или несколько из этих систем, соединившись с такой масонской организацией, какую желали избрать, не наводя никакой тени на эклектический орден. В данном отношении он не принимал никакого особого мнения; он рассматривал эти знания как темы для изучения, не имеющие никакого отношения к Франкмасонству.

 

С подобной системой, ОДНОЙ РАЗУМНОЙ В МАСОНСТВЕ, эклектические масоны пребывают в укрытии от всех этих жалких соперничеств, раздирающих масонский мир из-за перевязей, крестов, украшений и титулов, каковые являются очень часто лишь символами безумств и глупостей.

 

«Мы имеем перед глазами, — говорит Тори, — список членов этого общества, состоящего из ученых и филантропов; мы прочли его положения и пришли к мысли, что эклектическая система является единственной подходящей для разумных людей, друзей человечества и, наконец, для всех Франкмасонов независимого характера, душа которых невосприимчива к мелким тщеславиям, создающим позор большей части Великих Востоков и Великих Лож Европы.

 

Авторы этой реформы следовали принципам секты эклектических философов, чей дух заключался в выборе во всех политических и религиозных системах тех из них, что им лучше соответствовали. Известно, что эклектики присутствовали, как в медицине, так и в философии; что, презрев предрассудок, традицию, древность и все принимавшееся человеческим сообществом, они сами по себе полагали, будто восходили к всеобщим началам, исследуя и анализируя их, и допускали только то, что основывалось на свидетельстве опыта и их собственного разумения» (2) (Hist. de la fond. du G.-O. de Fr., Appendice XIV).

 

В 1844 году просвещенные братья, воодушевленные истинным масонским духом, во главе которых находился брат Жюж, бывший редактор Глобуса, замыслили создать в Париже Великую Ложу эклектического обряда, опираясь на философические начала и мудрецов, которых прочли.

 

Этот замысел, несомненно, слишком благоразумный и простой для французских масонов, не осуществился; но общее здравомыслие желает, чтобы он оставался только отложенным (3).

 

Уже 30 апреля 1819 года семь добрых и почтенных масонов, офицеров Великого Востока, среди которых братья Бену (Benou), Бори (Borie), Кэйль (Caille), Деларош (Delaroche), Женё (Geneux), Пажес (Pages) и Вассаль (Vassal), вдохновляемые тем же самым масонским духом, образовали в Париже ложу НЕПРЕКЛОННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ; священное название для них, ведь они строго соблюдали масонские догмы и обыкновения. На самом деле, каким бы ни было превосходство их степеней, члены этой ложи украшались только символическими инсигниями первых трех степеней, которые одни они признавали как истинные.

 

Но лучше всего этого мы приведем предыдущее и постоянное опротестование против высших степеней, начиная от их пагубного происхождения, старинной и достопочтенной мастерской Парижа — ложи Девяти Сестер, датируемой от 1769 года, и которая всегда умела предохраняться от разлагающих снадобий масонских шарлатанов (4). Что сказали бы сторонники последних, если бы все ложи, наделенные мастерскими высших степеней, подражая мудрости ложи Девяти Сестер, приняли бы решение их закрыть, чтобы присваивать, как в эклектизме, только три первых степени, являвшиеся одними по-настоящему масонскими, но со всеми развитиями, которые они могут в себе заключать, и принимать в гости, по примеру Непреклонных Наблюдателей, лишь братьев, украшенных незапятнанным запоном или перевязью мастера, разве что, не исключая запон цвета багряной зари Великого Востока?

 

По поводу статьи об испытаниях эклектического обряда, которые больше моральные, нежели физические, редактор Лионского обозрения (Revue de Lyon) (1850 год, стр. 142) выражается следующим образом: «В посвящении первой степени, когда досточтимый мастер спрашивает у кандидата, желает ли он принести клятву верности Ордену и скрепить своей кровью это обязательство, шпаги председателя, оратора и секретаря скрещиваются над головой неофита: бряцание этого оружия совпадает с вопросом досточтимого мастера, производя живое впечатление на посвящаемого.

 

В конце испытаний, когда кандидат, поставленный между двумя колоннами, получает свет, он видит не направленные на него шпаги, готовые его пронзить, если он изменит своим клятвам, но всех братьев, представленных образующими цепь союза, поразительную картину масонского братства».

 

Цепь союза удачным способом заканчивает братское заседание; но мы порицаем здесь ее очень живое использование, поскольку это контраст розовой воды со столь энергичными выражениями клятвы, которые постоянно напоминают знак ученика, делая безвкусным, на наш взгляд, торжество, завершающее принятие.

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

«Депутаты нескольких объединенных лож образуют директорию или административный центр дистрикта.

 

Депутаты нескольких объединенных директорий образуют Великую Провинциальную Ложу.

 

Великая Провинциальная Ложа назначает, если это ей подходит, на необходимое ей время руководителя или великого провинциального или директориального мастера. Это служба никогда не рассматривалась в качестве сущностной для организации обряда; она является вознаграждением за усердие и услуги».

 

(Иными словами, возводили в данное достоинство весьма досточтимого брата Брённера (Broenner), сенатора, заслужившего сие почетное отличие своей добродетелью, своей филантропией и своим усердием; по причине их ложа Союз во Франкфурте-на-Майне выбила в его честь великолепную медаль).

 

«Великий Провинциальный или Директориальный Мастер обладает только правом председательствовать в Великой Провинциальной Ложе». Что касается последующих установлений, то они образовались лишь как центры сообщения между ложами Эклектического союза и иностранными ложами; их не рассматривают в качестве высших по отношению к обычным ложам: совершенное равенство, как и полнейшая независимость, являются драгоценным достоянием этой системы.

 

Примечания:

 

(1) Король или даже масон, ставший королем, может ли он принимать великий магистерий, то есть быть главой нации и главой особого сообщества? Нет: верховная магистратура, осуществляющая ему запрет, обоюдно запрещает масонам квалификацию брата. Поднимаясь на трон, масон утрачивает свой масонский характер, неизгладимый для всякого другого. Он не может становиться первым среди равных, primus inter pares, поскольку он не имеет больше равных, по крайней мере, не в силах отречься у врат храма от титула короля; это невозможно. Суверенный орган закона, бесстрастный, как и он, исходя из принципов, не сумел бы связать предписанной преданностью одних масонов в отношении других. Братская снисходительность ему непозволительна. Когда закон ему говорит: «Порази!»; необходимо, чтобы он поражал. Свойство оказывать милость является только счастливой привилегией исправлять решения правосудия в смысле справедливости; она лишилась бы этого высокого характера моральности, перестав быть используемой беспрепятственно или снизойдя в льготу. Само Масонство потеряло бы здесь свою независимость, которая одна может ему позволить осуществлять социальный прогресс, следуя своему гению и своим вдохновениям. Помещенное под прямое воздействие главы Государства, наше установление было бы вынуждено идти в его свите, тогда как оно должно стремиться вперед. История представляет лишь единственный пример короля, являвшегося в то же самое время великим мастером Ордена; это Фридрих II, и отмечалось, это была эпоха установления иллюмнизма, порожденного нуждой разорвать путы, которые ограничивали общественную деятельность лож в Германии. Повсюду в других странах глава Государства ограничивается в этом плане, принимая на себя титул покровителя, единственный, достойный суверена по причине его обязанностей и положения, и необходимый масонам в интересах их независимости.

 

Швеция представляет здесь исключение; поскольку шведское Масонство, пятая степень которого наделяет гражданским дворянством, реально образует собой государственное учреждение.

 

(2) «Именно эклектическим философам, — согласно Святому Кресту, — мы обязаны по большей части знанием доктрины посвящений в древние мистерии. Они пытались ее познать, чтобы рассказывать об этом в своих сочинениях».

 

(3) Мы читаем в Библиотеке тайных обществ: «Франкмасоны английской или эклектической системы, образуя Observantia lata (Широкое соблюдение), не могут, собственно говоря, создавать секту; их ложи, помимо дружеского общения, и не имея никаких отношений между собой, не смогли бы сформировать организацию.

 

Их целью является восстановление английского Масонства или скорее демократической системы древних франкмасонов. Они называются эклектиками, поскольку оставляют ложам свободу всякого исследования, дабы принимать лишь то, что им покажется хорошим. Они состояли в отношениях с Иллюминатами».

 

Автор данной неточной статьи мог быть только профаном и малообразованным в теме, о которой рассуждает.

 

(4) Какое выражение лица сделали бы Гельвеций, Франклин, Вольтер и другие члены этой мастерской, приветствуемые абсурдными кличками принцев-розенкрейцеров, великих инспекторов, великих командоров? — О, тщеславие, ты низводишь человека на уровень скота!


Back to Top