Предисловие. Жизнь и учение Мартинеса де Паскуалиса
<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ «ТРАКТАТ О РЕИНТЕГРАЦИИ» МАРТИНЕСА ДЕ ПАСКУАЛИСА | ДАЛЕЕ >>>
Жизнь и учение Мартинеса де Паскуалиса
Кто вы, господин Мартинес де Паскуалис?
Имя выдающегося французского христианского мистика и теурга Мартинеса де Паскуалиса ныне мало кому известно в нашей стране. Правда, о нем вскользь упоминается в трудах современных российских антимасонских публицистов, таких как О. Платонов, В. Острецов и им подобные. Эти авторы, ничтоже сумняшеся, обвиняют Мартинеса де Паскуалиса в разного рода «темных делах», попутно утверждая, что подлинное имя мистика и одного из основоположников мартинизма вовсе не Мартинес де Паскуалис, а Мордка бен Песах. Ссылаются они на различные отечественные и зарубежные (в том числе псевдокатолические) источники скорее мифологического, нежели фактического характера. Но отстранимся от антимасонского мифотворчества и попробуем разобраться в сути учения Мартинеса де Паскуалиса, заодно осветив вехи его жизненного пути.
Мартинес де Паскуалис явился основателем спиритуального направления во франкмасонстве. Не ошибемся, если скажем, что на все течения европейской мистики (и правой, и левой руки) XIX и XX вв. идеологически и духовно оказала влияние его таинственная личность, оказала в большей мере, чем личности знаменитых Сен-Жермена и Калиостро. Французский мистик Констан Шевийон, от которого происходит одна из ветвей масонского ордена Мемфис-Мицраим, в 1935 году отмечал:
«Никогда, вероятно, и ни в одно из времен не было расцвета иллюминизма, подобного расцвету оного в XVIII веке, где мы видим поочередно или одновременно: Сен-Жермена, Калиостро, Дома Пернети, Фалька, Сведенборга, Вейсгаупта, Элиаса фон Артисту Гамбургского, группу филалетов и сотни других; ... князья и короли такие, как Фридрих Прусский и Станислав Август Польский обращались к священному знанию. Но ни одна из титанических фигур оккультизма не может сравниться по объему и звучанию с Мартинесом де Паскуалисом» (в действительности, никакого отношения Мартинес де Паскуалис к иллюминизму в духе вышеупомянутого Вейсгаупта не имел, просто во Франции всех представителей оккультно-мистической традиции принято называть иллюминатами или озаренными; отсюда путаница. – В. Т.-Г.).
Также и идеологи Третьего Рейха Альфред Розенберг и Бернард Крик считали Мартинеса де Паскуалиса одним из столпов французского «неокатолического возрождения», что достигло своего наивысшего развития на рубеже XIX и XX столетий в творчестве Жозефена Пеладана, Мориса Барреса и Жориса-Карля Гюиссманса. Да и истоки современного правого «англо-израилитского» движения в английском протестантизме, сторонники которого считают бритов и англосаксов потомками десяти потерянных колен Израилевых, можно найти в учении Мартинеса де Паскуалиса.
Итак, кем же был Мартинес де Паскуалис?
Еврейство или «гебраизм»
Адольф Франк, известный французский каббалист и историк философии, будучи сам крещеным евреем, в своей книге «Сен-Мартен и мистическая философия во Франции в конце XVIII века» писал следующее о Мартинесе де Паскуалисе: «Никто не знает, откуда он явился, его можно встретить повсюду и не встретить нигде, он исчезает столь же стремительно, как и появляется; о кончине его практически ничего не известно, как и о жизни, кроме того, что исполнял он предназначение, ведомое ему одному» (цит. по: Жер. де Сед. Тайна катаров. Москва: Крон-пресс. 1998).
Но давайте рассмотрим конкретные, ныне известные факты биографии и родословной Мартинеса де Паскуалиса.
В своей книге «Тамплиеры и розенкрейцеры» Робер Амбелен пишет, что первым великим магистром Ордена рыцарей Христа, возникшего на основе упраздненного ордена португальских тамплиеров, был Дон Гилес Мартинез, принесший 15 мая 1319 года с соизволения папы Иоанна XXII присягу на верность королю Португалии Денису I. Судя по всему, этот великий магистр состоял в близком родстве с предками Мартинеса де Паскуалиса.
Отец Мартинеса де Паскуалиса родился в Аликанте в Испании в 1671 году. Он носил имя де Латур де ла Казе. Эта фамилия была известна в провинции Жарнак в XVII веке. Мать Мартинеса де Паскуалиса Сюзанн, урожденная Дюма де Рэно, происходила из Бордо. Очевидно, что данная связь с Бордо, а также недостаток сведений о происхождении мистика и теурга позволили крупному бельгийскому масону первой половины XIX века Жану Мари Рагону отнести Мартинеса де Паскуалиса к фамилии еврейских каббалистов, некогда переселившихся в Бордо из Португалии. Констан Шевийон заключает, что единственным доказательством еврейства Мартинеса де Паскуалиса являлось лишь его имя Жоашен (Иоахим), а также то, что он продолжительное время жил в Бордо на иудейской улице, бывшей подобием гетто. Хотя, по мнению Шевийона, данное умозаключение настолько же простое, насколько и беспочвенное. Со своей сотороны, припомним главного героя романа Густава Майринка «Голем» Атанасиуса Перната, который, будучи христианином и золотых дел мастером, имел свое местожительство в еврейском квартале Праги.
Неорозенкрейцер Жерар ван Рийнбек отмечает, что Мартинеса де Паскуалиса стали считать евреем после того, как он объявил себя «одним из семи вождей двенадцати колен Израилевых» (Жерар ван Рийнбек. «Мартинес де Паскуалис». Париж, 1935). По мнению Рийнбека, это – обыкновенная астрологическая аллегория (двенадцать знаков зодиака подчинены семи планетам). Ясно, что здесь речь идет о еврействе не в этническом, а мистическом и посвятительном смысле.
Кроме того, современный исследователь европейского еврейства Даниэль Березняк в своем труде «Евреи и франкмасоны», вышедшем в Париже в 1989 году, назвал Мартинеса де Паскуалиса «любопытной фигурой», оговорившись, что хотя, как установлено, последний и не был по крови евреем, но прекрасно разбирался в каббалистических произведениях.
Между тем, Жерар де Сед (хотя на частую необоснованность выводов этого автора указывают известные французские исследователи) в своей вышеупомянутой книге утверждает, что фамилия отца Мартинеса де Паскуалиса была провансальско-окситанской.
В свою очередь, Констан Шевийон склонен видеть в Мартинесе де Паскуалисе скорее испанца, нежели представителя иного народа. Во-первых, потому что отец великого мистика появился на свет в Испании (см. выше); во-вторых – потому что «Испания остается бесспорной родиной современной Каббалы», а Мартинес де Паскуалис обладал глубоким знанием каббалистической традиции.
Хотя мы вправе предположить, что Мартинес де Паскуалис был потомком древних семитов Юга Франции, где некогда существовало государство Септимания, населенное евреями-караитами, но скорее всего он мог принадлежать к фамилии ассимилированных португальско-испанских евреев-сефардов (марранов), перешедших в христианство, которые, приняв все основы и таинства римско-католического вероучения, скрыто продолжали придерживаться иудейских обрядов. Марраны устно передавали друг другу свои еврейские легенды и так называемые «Мидрасахим» – толкования Священного Писания, составленные c IV по XII вв. в раввинистических школах. По мнению некоторых французских ислледователей, именно потому, что Мартинес де Паскуалис являлся носителем устной еврейской традицици, он одинаково плохо писал как на иврите, так и по-французски. Что ж, здесь есть определенная логика.
Итак, несмотря на то, что Мартинес де Паскуалис мог в своей родословной восходить к португальско-испанским марранам, он, вместе с тем, являлся евреем, или точнее «израилитом» в мистическом посвятительном смысле слова. О нетождественности двух понятий (еврейства по плоти и «израилизма» духа) говорит в своем интервью брат Маркион, глава французской ветви Ордена восточных тамплиеров, организации «левого пути» («За порогом масонских ателье» – «Милый Ангел» №2, М., 2000):
«Здесь мы сталкиваемся с пpотивоpечием между иудаизмом и “гебpаизмом”. Иудаизм – это пpосто фоpма поведения, фоpма светской оpганизации, упоpядоченной pеальности, а “гебpаизм” – это совеpшенно иное, это умная мистика. Это – две совеpшенно отдельные дpуг от дpуга вещи».
Именно о данном инициатическом еврействе говорит в своей блестящей статье «Тайное учение Мартинеса де Паскуалиса» выдающийся немецкий философ-романтик Франц фон Баадер:
«Если бы во все времена существовали или должны были существовать люди, являющиеся представителями будущего, каковы суть пророки, мы увидели бы, что будущее уже здесь. Подобно этому должны существовать и другие – представители прошлого, доказывающие нам памятью, что прошлое еще здесь. Таким представителем прошлого (иудаизма) поистине является Паскуалис, который одновременно и еврей и христианин, – он исповедовал римско-католическую веру, возрождая для нас Ветхий Завет не только в его формах, но и его магических могуществах. И если новую эпоху, в которой жил Паскуалис, точно можно обозначить началом всеобщего затмения и ослабления света христианства, то не нужно удивляться, увидев во время помрачения единственного солнца, произошедшего по нашей вине, явление подобных светил, что, по словам Сен-Мартена, кажутся призраками, просто потому что они еще не пришли. Если Христианство силой своего первоначального проявления и заставило смолкнуть магию Язычества и Иудаизма, то возвращение этой магии, даже если оно не совершается, а просто обозначается, не может не относиться к ослаблению Христианства, став необходимым реактивом для нового и более могущественного свидетельства.
В действительности Иудаизм заложен в Христианстве подобно тому, как последнее заключено в третьем высшем пределе, в котором и то и другое должно быть преображено. Если истолковать слова Святого Апостола Павла «Богом, с Богом и в Боге» в их истинном смысле, тогда станет понятно, что сотворение обители божественного Духа в духовном человеке есть цель субботы...»
Скупые факты офицерской биографии
Согласимся вслед за Домиником Клерамбо, что сама жизнь Мартинеса де Паскуалиса остается пока загадкой, несмотря на все вышедшие книги о нем, начиная от Папюса, Рене Филипона и заканчивая Рене Лефорестьером (1858–1951) и Жераром ван Рийнбеком (1875–1953). Более или менее проливают свет на биографию Мартинеса де Паскуалиса сведения его погребения, опубликованные Жаном Пинассо в 1969 году, и некоторые подробности его воинской службы, преданные гласности Кристианом Марсенном в 1996 году.
До сих пор современные исследователи толком не знают даже год, когда родился Мартинес де Паскуалис. Некоторые утверждают, что он появился на свет в Гренобле в 1727 году; другие уверены, что это произошло ранее 1715 года. Серж Кэйе, историк мартинизма, осторожно называет дату «около 1710 года», что наиболее близко к истине. В ту пору отец Мартинеса некоторое время жил в Гренобле. Там же в приходе Нотр-Дам и принял крещение в младенчестве Мартинес де Паскуалис, получив католическое двойное имя Жака Жоашена.
Однако его полное родовое имя звучало так: Жак де Льёрон Жоашен де Ла Тур де ла Казе Дом Мартинес де Паскуалис. Изначально первую часть его многосоставной фамилии передавали не «Льёрон», но «Ливрон». Хотя Мишелю Наону и Морису Фрио удалось установить, что подлинное имя мистика именно «Льёрон», благодаря документам, открытым ими в Архиве департамента Бордо («Бюллетень Общества Мартинистов», № 9, с. 15).
Но каково же происхождение частей многосоставной фамилии выдающегося мистика и теурга? Жерар де Сед в своей вышеупомянутой книге дает описание герба Мартинеса де Паскуалиса и делает вывод, что толковать его фамилию необходимо геральдически: «...на серебряном поле щита три красных пояса, в углу щита – красная шахматная ладья. “Фигура, называемая Шахматной Ладьей, именуется еще и Башней (La Tour)...” (Аббат Менострие. Толкование гербов. 1783)».
В этом гербе Башня (La Tour), называемая Ладьей, находится в клеточке (la case), именуемой углом щита (canton). Таким образом, ясно читается имя Ла Тур де ла Каз (La Tour de la Case)...»
О детстве и юности Мартинеса де Паскуалиса нет вообще никаких сведений. Мы не знаем, как он воспитывался и где учился. Доминик Клэрембо не без основания считает, что Мартинес де Паскуалис находился в этот период за пределами Франции. Ведь искусством с легкостью говорить и писать по-французски он так до конца и не овладел. Тем не менее, ритуалы созданного им ордена Избранных коэнов написаны полностью на латыни. Значит, велика вероятность, что Мартинес де Паскуалис получил классическое образование.
По документам, оставленным Мартинесом де Паскуалисом у Перрана-сына, нотариуса в Бордо, выходит, что будущий мистик и теург более десяти лет отдал военной службе в чине лейтенанта. В 1737 году он служит в Испании в составе Эдинбургского драгунского полка, которым командовал его дядя Дом Паскуалис. В 1740 году Мартинес де Паскуалис в составе полка Иль-де-Франс принимал участие во французском десанте на Корсику под предводительством маркиза Мэйебуа, получившего за покорение острова в феврале 1741 года чин маршала Франции. В 1747 году Мартинес де Паскуалис, будучи офицером полка швейцарских гвардейцев, вновь объявил в Испании, а затем сражался в Италии.
Непонятно по каким причинам выйдя в отставку, он возвратился во Францию и жил поначалу шесть лет в Монпелье (1754–1760), а после своей поездки в Тулузу и путешествия по Югу Франции в апреле 1762 года обосновался в Бордо. Здесь 22 августа 1767 года он женился на племяннице майора из полка Фуа Маргерите-Анжелике де Колас де Сен-Мишель (фамилия жены Коллас или Колас происходит из провинции Жарнак), в браке с которой у него родятся двое сыновей. Один – Жан Жак Филипп Жоашен Ансельм рожден 17 июня и крещен 20 июня 1768 года в церкви Святого Иоанна Лузского, другой – имя его неизвестно – появился на свет в июне 1771. О дальнейшей судьбе младшего сына Мартинеса де Паскуалиса никаких данных нет. Судя по всему, он исчез в революционном пожаре, охватившем Францию на исходе XVIII века. Старший сын в 1774 году воспитывался в Коллеже Лескар около местечка По. Пережив революционную смуту, он в 1813 году был комиссаром полиции. Имя его упоминается в Тулузе в 1822 году и там же 9 ноября 1830 года.
5 мая 1772 года Мартинес де Паскуалис отправляется на судне «Князь де Дюрас» в Вест-Индию в Сан-Доминго, чтобы там вступить в право наследства и затем, вернувшись, покрыть свои возрастающие долги (в 1769 году сумма долгов Мартинеса де Паскуалиса составляла 1200 ливров; заметим, что в течение всей жизни выдающийся мистик и теург испытывал недостаток в деньгах). Заодно он хочет поправить свое и без того скудное состояние. Портовый город Бордо тогда специализировался на торговле сахаром с Гаити, что, по-видимому, и заинтересовало Мартинеса де Паскуалиса. Перед отплытием он получает свидетельство своего католического происхождения, датированное 29 апреля того же года, по которому выходит, что Паскуалис – не еврей. Кстати, полк Фуа дислоцировался с 1762 по 1763 год в Сан-Доминго, и родной дядя Маргериты-Анжелики, жены Мартинеса де Паскуалиса, умер именно в том месте, а трое братьев Маргериты-Анжелики служили офицерами в вышеназванном полку.
Заразившись, по-видимому, в Вест-Индии тропической лихорадкой, Мартинес де Паскуалис умер 20 сентября 1774 года в Порт-о-Пренсе на Гаити. На другой день «Жоашен дом Мартинес Паскали Делятур, дворянин, рожденный в приходе Нотр-Дам в Гренобле, муж мадемуазель Колла» был погребен.
Его вдова Маргерита Анжелика, вышла замуж во второй раз за капитана судна Жана Д’Олабарата (или Долабарата) 19 июля 1779 года. Она умерла в Бордо 3 июня 1813 года
Не осталось ни одного аутентичного прижизненного портрета Мартинеса де Паскуалиса, дошедшего из времен его жизни (фотоаппаратуры тогда не существовало и офицерские формулярные списки были без фотографий). Физические данные мистика и теурга отмечены в его вышеупомянутом свидетельстве католического происхождения от 29 апреля 1772 года: «Среднего роста, черные волосы, носит парик» (см. Жерар Ван Рийнбек. Чудотворец XVII столетия. Мартинес де Паскуалис, его жизнь, его труды, его орден. Лион, П.Дерэн-Л. Ракле, 1938, с. 8).
Единственное якобы изображение мистика и теурга опубликовано в книге Артура Эдварда Вэйта «Тайная традиция во франкмасонстве» (Нью-Йорк, Эд. Ребман, 1911). Правда, до сих пор нет никаких подтверждений тому, что на рисунке изображен именно Мартинес де Паскуалис. Портрет перекочевал к Уэйту из книги знаменитого антимасонского автора Лео Таксиля «Дьявол в XIX столетии» (Париж, Дельом и Бриге, 1893). В книге Таксиля, настоящее имя которого Габриэль Жоган (1854–1907), под портретом значится: «Мартинез де Паскалис, основатель обряда иллюминатов-мартинистов». О происхождении рисунка Лео Таксиль ничего не говорит.
Мартинисты второй половины прошлого века с основанием полагают, что так называемый портрет Мартинеса де Паскуалиса – откровенная фальшивка (см. статью Робера Амаду в периодическом издании Ордена мартинистов «Посвящение», № 4, декабрь 1965 года).
Масонская карьера Мартинеса де Паскуалиса
Масонская карьера Мартинеса де Паскуалиса полностью связана с французскими военно-полевыми ложами. Да и позже, когда он создал Орден рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной, основными членами ордена стали либо действующие армейские офицеры, либо офицеры, вышедшие в отставку.
Отец Мартинеса де Паскуалиса являлся масоном, став, судя по всему, достопочтенным ложи в Э (Aix) в 1723 году.
Чарльз Стюарт, «король Шотландии, Ирландии и Англии» и великий магистр якобитского масонства, пожаловал 20 мая 1738 года отцу Мартинеса де Паскуалиса масонский патент с правами «воздвигать храмы во славу Великого Архитектора». Этот патент с правами после смерти отца надлежало передать сыну «могущественному мастеру Жоашену Дону Мартинезу Паскуалису, когда ему исполнится 28 лет».
Возможно, отец Мартинеса де Паскуалиса обладал особым масонским знанием, переданным затем сыну. Сам Мартинес де Паскуалис в письмах ссылается на «некоторое знание, полученное от предшественников». В другом месте он проговаривается о некоем эзотерическом наследии, которым владела его семья в течение трех столетий. Оказывается, когда-то его семья из документов Инквизиции воссоздала организацию, к коей затем и принадлежали ее члены. Но что содержали эти документы, давшие основу фамильному мистическому братству, неизвестно. Судя по всему, в нем нужно рассматривать прообраз будущего Ордена рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной. Предположительно и определенные обряды орден Мартинеса де Паскуалиса воспринял от этой организации. Но, вероятно, из-за данного узкого «родового» происхождения орден быстро угас после смерти своего основателя (оба преемника великого магистра Мартинеса де Паскуалиса принадлежали к его семье – см. ниже).
Итак, в 28 лет Мартинес де Паскуалис стал уже масонским мастером. Тогда он находился еще на военной службе.
После увольнения из армии Мартинес де Паскуалис основывает в 1754 году в Монпелье масонский капитул «Шотландских судей». До 1760 года Мартинес де Паскуалис путешествовал по всей Франции, привлекая масонов, заинтересовавшихся его организацией. То была пора, когда над тремя символическими степенями франкмасонства (ученик, подмастерье и мастер) надстраивались высшие градусы, что вызывало недоброе раздражение со стороны масонских авторитетов, стоявших на страже символических степеней. Капитул «Шотландских судей» Мартинеса де Паскуалиса как раз и являлся системой высших градусов, куда принимались только масонские мастера, прошедшие так называемую ступень «избранничества».
Папюс в своей книге «Мартинезизм, виллермозизм – мартинизм и франкмасонство», изданной в Париже в 1899 году, утверждает, что Мартинес де Паскуалис был изначально посвящен Эммануэлем Сведенборгом (1688–1772) в Лондоне. Папюс считает, что Сведенборг – творец высших масонских степеней и, следовательно, мартинизм – это адаптированное сведенборгианство. Папюс здесь повторяет сведения из книги Рагона «Масонская ортодоксия» (Брюссель, 1853). Последний, правда, позаимствовал некоторые из них Марчелло Регеллини – «Масонство, как итог египетской, еврейской и христианской религий» (1833). Но по Регеллини получается, что Мартинес де Паскуалис и вовсе был немецкого происхождение и умер в возрасте 100 лет. Регеллини не делает из Мартинеса де Паскуалиса ученика Сведенборга, но говорит, что именно шведский философ и визионер вдохновил Мартинеса де Паскуалиса создать масонский обряд, основанный на библейской и христианской теософии. Регеллини пишет, что материалами этого обряда Мартинеса де Паскуалиса снабдили «евреи-талмудисты и христиане Святого Иоанна, проживавшие в тех местах Востока, которые он посетил в своей юности». Потом речь идет о путешествиях Мартинеса де Паскуалиса в Китай, Турцию, Аравию и Палестину без ссылки на какой-либо источник. Кстати, ни разу в своих письмах и других документах Мартинес де Паскуалис не обмолвился об этих странствиях. Какие уж там Китай, Турция, Аравия и Палестина, когда юность и молодость его прошла в непрестанных военных учениях, походах, десантах и кампаниях, в тряском седле драгунского офицера, а не в экипаже пресыщенного барчука. К тому же, идеи Сведенборга совсем уж не схожи с идеями Мартинеса де Паскуалиса. Да и если бы в действительности была та пресловутая встреча со Сведенборгом, то о ней вряд ли бы молчали и сам Мартинес де Паскуалис, и его знаменитые современники – аббат Фурнье, Виллермоз и Сен-Мартен. Что ж, оставим вымыслы и анекдоты о Мартинесе де Паскуалисе на совести их уважаемых авторов.
В начале 1760 года Мартинес де Паскуалис посещает Тулузу. Здесь его принимают в Объединенных ложах Святого Иоанна. В Тулузе он оглашает братьям «совершенный план» развития франкмасонства с намерением установить древний и новый храм «Рыцарей-левитов, Коэним-Левиим и избранных коэнов». Братья скептически относятся к этой затее Мартинеса де Паскуалиса. Тогда, чтобы привлечь на свою сторону масонов, он пытается продемонстрировать на практике свою теургию. Но после двух неудачных попыток Мартинес де Паскуалис вынужден откланяться, а затем и вовсе покинуть пределы Тулузы. Старшины тулузских лож с подозрением относились к подобным экспериментам, тем более что ложи уже достаточно пострадали от действий разного рода авантюристов.
Позднее, но в том же 1760 году, Мартинес де Паскуалис вступает в Фуа в полковую Ложу Иосии, где он посвящает многих масонов, среди которых подполковник де Грэнвиль и капитан гренадеров Шамполеон, вошедшие затем в основанный им капитул «Храм избранных коэнов». Но подлинную жизнь его орден обретает в Бордо, куда он прибывает в 1761 году (в 1762 году передислоцируется туда и полк из Фуа, расположившись гарнизоном в бордосском замке Тромпетт), имея на руках знаменитый патент Чарльза Стюарта, а также рекомендательные письма от графа Мэйиаля Д’Альзака, маркиза де Лескура и братьев Д’Обертон, где его приняли во «Французскую ложу», являвшуюся составной частью Великой ложи Франции. Именно здесь он основывает свой «Частный храм» под названием «Избранное шотландское совершенство». Членами и учредителями его храма становятся граф Мэйиаль Д’Альзак, маркиз де Лескур, оба брата Д’Обертоны, господин де Оазен, господа де Бобье, Жюль Тафар, Морис и Лесембар. Затем в Бордо Мартинес де Паскуалис учредил Суверенный Трибунал, главную организацию Ордена рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной. Вероятно, в Бордо Мартинес де Паскуалис встречается с маркизом Луи-Клодом де Сен-Мартеном, молодым подпоручиком гренадерского полка Фуа, который будет посвящен в Орден рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной в 1765 году (хотя некоторые исследователи полагают, что встреча Мартинеса де Паскуалиса с Сен-Мартеном состоялась лишь в 1768 году уже после того, как последний достиг степени командора Востока в Ордене избранных коэнов). В 1771 году Сен-Мартен вышел в отставку, дабы предаться исключительно духовным занятиям, и становится после аббата Фурнье личным секретарем Мартинеса де Паскуалиса. В 1772 году Сен-Мартен посвящен в высшую степень ордена, обозначаемую R+.
26 мая 1763 года Мартинес де Паскуалис отправил свой патент, полученный от Чарльза Стюарта, в Великую ложу Франции, оповещая ее, что он «воздвиг в Бордо храм, поставленный во Славу Господню, покрывший 5 степеней совершенствования, коих я основатель в соответствии с Конституцией Чарльза Стюарта, короля Шотландии, Англии и Ирландии, великого магистра всех лож, рассеянных по земле».
В 1765 году Мартинес де Паскуалис переехал в Париж, где остановился в монастыре братьев-августинцев на «набережной Сены». В Париже он встречается с Баконом де ла Шевалери, графом де Лузиньяном, дю Гером, Анри де Лоосом, Жаном-Батистом Виллермозом, Фоже Д’Иньеакуром, с которыми основал в день весеннего равноденствия 1767 года Суверенный Трибунал избранных коэнов и сделал офицера Бакона де ла Шевалери своим представителем. Однако еще в 1766 году руководство Масонского послушания Франции упраздняет высшие степени, сведя все к трем изначальным символическим (ученик, подмастерье, мастер). Таким образом, Орден рыцарей-масонов избранных коэнов Вселенной оказывается в подвешенном состоянии.
В 1767 году «Главные статуты французского масонства рыцарей избранных коэнов» положены в архив Суверенного трибунала.
Тем не менее, Орден рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной в течение 60-х годов XVII века открывает свои храмы в Бордо, Монпелье, Авиньоне, Фуа, Ла-Рошеле, Версале, Париже и Метце. Благодаря усилиям Жана-Батиста Виллермоза, начинает действовать храм и в Лионе.
Пожалуй, впервые среди масонских организаций Европы в Ордене рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной создается женская ложа, в которую входят: госпожа де Паскуалис (жена Мартинеса), мадемуазель де Лузиньян, госпожа Провансаль (сестра Жана-Батиста Виллермоза), госпожа де Бранкас, госпожа Дюбур (глава ложи) и мадемуазель Шеврие.
Вскоре орден Мартинеса де Паскуалиса распространяется во многих странах Европы, начиная от раздробленных германских государств и заканчивая Россией, где действуют несколько лож «коэнского» обряда. Известно, что храмы ордена существовали в немецких княжеских домах Гессен-Дармштадтов и Гессен-Гольштейнов.
Перед тем как навсегда покинуть пределы Франции, Мартинес де Паскуалис назначает «суверенными судьями» и «высшими неизвестными» ордена пехотного полковника Бакона де ла Шевалери, Жана-Батиста Виллермоза, де Серра, Дюруа Д’Отерива и де Лузиньяна.
Прибыв в Вест-Индию, Мартинес де Паскуалис основывает храмы в Порт-о-Пренсе и Леогане на Гаити. Перед своей смертью великий магистр Ордена рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной Мартинес де Паскуалис, находясь в Порт-о-Пренсе, передает полномочия главы ордена своему двоюродному брату Арману Роберу Кэнье де Лестеру, генеральному секретарю мореходного ведомства на Гаити. Последний умирает в 1778 году, назначив своим преемником «могущественного магистра» Себастьена де лас Казаса, который, возвратившись во Францию в 1780 году, пытается объединить различные ветви ордена, не унифицируя обряд. Ему это удается плохо. Затем в 1781 году он объявляет о закрытии восьми храмов, признававших еще его власть. Орден рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной погружается в сон, хотя он и так медленно угасал после смерти своего отца-основателя.
Однако учение ордена сохраняется в Ареопаге, состоящем из девяти посвященных. Отметим, что в 1806 году ими проводились теургические действа на весеннее и осеннее равноденствия.
Намного раньше архивы ордена помещаются в архив масонского общества филалетов. Но после смерти маркиза Савалетта де Ланжа, хранителя архива общества филалетов, в 1806 году архивы как филалетов, так и Ордена рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной выставляются на аукцион. Архивы избранных коэнов приобретаются за смехотворно дешевую цену братьями Тассенами, де Понкарре, Астье и Фурко, которые их делят между собой. Фурко и Понкарре, будучи избранными коэнами, передают свою часть документов также члену ордена Дестиньи, вернувшемуся из Сан-Доминго. Он будет хранителем архива избранных коэнов вплоть до 1868 года, когда, умирая, передаст их брату Виллареалю. Фрагменты лионского архива ордена затем попадут в руки к Папюсу, который опубликует выдержки из них в своей книге, посвященной Мартинесу де Паскуалису. Судя по всему, на Дестиньи и прерывается во Франции инициатическая нить Ордена рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной. Являлся ли Виллареаль избранным коэном (хотя некоторые источники, в том числе труд Рене Филипона «Новое историческое исследование о мартинезизме и мартинизме» в приложении к статье Франца фон Баадера «Тайное учение Мартинеса де Паскуалисаа» (Париж. Библиотека Шакорнак, 1900 год) косвенно это подтверждают) и посвятил ли он кого-нибудь в орден – до сих пор остается загадкой.
Жан-Батист Виллермоз и маркиз Луи-Клод де Сен-Мартен, любимые ученики Мартинеса де Паскуалиса, постепенно отдаляются от аутентичного учения Ордена рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной. Более того, лионская ветвь этого ордена, возглавляемая Виллермозом, реформируется и сливается с масонским обрядом Строгого тамплиерского послушания барона Карла Готгельфа фон Хунда (1722–1776). В 1778 году масонская ветвь Виллермоза вновь реорганизуется и получает наименование Ордена добродетельных рыцарей Святого Града, от которого в 1782 году на конвенте в Вильгельмсбадене берет начало Исправленный шотландский обряд. Но в последнем, как и в двух предшествующих ему структурах, уже не существует оперативной теургии Мартинеса де Паскуалиса, являвшейся основой Ордена рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной. Ложи Исправленного шотландского обряда исчезают во Франции во время революции (сам Виллермоз умер в 1824 году). Однако сохраняются швейцарские ложи этого обряда, объединенные в Приорство Гельвеции, что позволяет Эдуару Рибокуру возродить Исправленный шотландский обряд во Франции в канун Первой Мировой войны.
Что касается «неизвестного философа» Сен-Мартена, то он постепенно с годами отдаляется от масонства, предпочтя индивидуальное самоусовершенствование коллективному масонскому совершенствованию (хотя одно, на наш взгляд, не исключает другого). Теургию он уже считает «внешним путем» и вещью как бесполезной для постижения Божества, так и опасной на практике. По утверждению Рене Филипона (Op cit., p. 176), «Сен-Мартен никогда не создавал никакого ордена, и мартинистами можно называть лишь тех, кто воспринял мировоззрение, сообразное мировоззрению этого теософа. стремившегося освободиться от всякой ритуальной практики и отринуть оккультное знание, дабы посвятить себя изучению различных мистиков Европы».
Действительно, отказавшись от масонской практики, Сен-Мартен следовал исключительно «внутренним или сердечным путем», так как считал, что сердце является ключом к духовной эволюции человека. Подобно древним восточно-христианским аскетам Сен-Мартен стремился «войти в сердце Божества и пустить Божество в свое сердце». Но ведь и для Мартинеса де Паскуалиса сердце человека всегда оставалось наилучшим местом для встречи с Божеством!
Впрочем, глубокое уважение к своему «первому учителю» Мартинесу де Паскуалису «неизвестный философ» сохранил до конца своих дней. Да и все книги, вышедшие из-под пера Сен-Мартена, среди которых «О заблуждениях и истине» (1775 год), «Человек желания» (1790), «Новый человек» (1792), «Руководство духовного человека» (1802), навеяны огромным влиянием на него как личности Мартинеса де Паскуалиса, так и учения великого магистра Ордена рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной. Скажем более – без теурга Мартинеса де Паскуалиса не было бы мистика Сен-Мартена.
Часто по невежеству Мартинеса де Паскуалиса записывают в число «ординарных» магов, коих в любое столетие – пруд пруди. Но он, будучи свыше отмеченным духовным даром, через всю свою жизнь пронес глубокую пламенную веру в Христа Спасителя и Творца всего сущего. Вместе с тем, став основателем спиритуального направления во франкмасонстве, в том числе современном, Мартинес де Паскуалис отзывается о своих заслугах весьма сдержанно и скромно, что особо подчеркивает масштабы и достоинства его личности, говоря об искреннем «сердечном» христианстве мистика и теурга:
«Я лишь слабое орудие, которому Господь хочет добра, позволяя недостойному, каковым я и являюсь, служить ему, напоминая подобным мне людям об их первоначальном состоянии Масона, желающего духовно разговаривать с людьми или душами и открыть им настоящее видение того, что они – поистине человеки-боги, созданные по образу и подобию сего Всемогущего Существа». (Письмо Мартинеса де Паскуалиса от 13 августа 1768 года, цитированное Робером Амаду в официальном периодическом издании Мартинистского ордена Франции «Посвящение», январь, 1969).
<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ «ТРАКТАТ О РЕИНТЕГРАЦИИ» МАРТИНЕСА ДЕ ПАСКУАЛИСА | ДАЛЕЕ >>>
© Мартинес де Паскуалли «Трактат о Реинтеграции существ
в их первоначальных качествах и силах, духовных и божественных»
перевод с французского © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт