Происхождение Франкмасонства. Глава 2.
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Происхождение Франкмасонства. Глава 2.

 

--- Оглавление ---

 


 

 

Глава 2

Происхождение Франкмасонства

 

 

Первая английская Великая Ложа,  первая Великая Ложа в мире, была учреждена в Лондоне в 1717 г. Несмотря на это, как указывает Бр.: Бернард Джонс,  “реди масонских ученых существует тенденция придерживаться того мнения, что истинной отправной точкой в истории английского масонства следует считать не этот год,  а 1730-й, в  то  время,  как  один из самых ранних нерегулярных текстов,  а именно,  “Масонство в разрезе” Причарда, недвусмысленно утверждает, что собственно эзотерический ритуал появился даже еще позже”. В этом “разоблачении” Причард утверждает, что собирается  “обнародовать ритуалы,  по  которым  ведутся работы в английских ложах в течение уже двух или трех лет”.  Тем не менее,  “в то  же  время, когда существуют  различные мнения относительно исходной даты масонского ритуала — будь то 1730-й или какой-либо другой год,  — пишет Бр.:  Джонс, — мы можем быть совершенно уверены в том, что основание Великой Ложи в 1717 г.  само по себе было событием или, скорее, началом события...  своего рода весенней почкой, если хотите, для всего того, что произошло в последующие десять лет, хотя, возможно,  изначально  такого  намерения  ни  у кого не было. Именно успех Великой Ложи произвел на свет “разоблачение” Причарда. Рост интереса к масонству, свежее дыхание, оживившее символическое масонство — все это пришло далеко не  сразу,  а  могло  и вовсе не придти к горстке независимых лож, практически совершенно равнодушных по отношению друг к другу.  1717 год на  все  времена останется великой датой, а 1730-й и последующие — лишь неожиданными его последствиями”. 

 

Сведения об учреждении первой Великой Ложи содержатся в “Новой Книге Конституций” д-ра Джеймса Андерсона,  опубликованной  в 1738 г. Там написано: “Король Георг I весьма торжественно вступил в Лондон 20-ого сентября 1714 года,  и после того,  как Восстание окончательно завершилось в 1716 году, несколько лож города Лондона, полагая себя позабытыми сэром  Кристофером  Реном,  сочли  за благо объединиться  под властью Великого Мастера,  который должен служить им центром Единства и Гармонии.  Это были ложи: 1. из таверны “Гусь и Противень”,  что во дворе Церкви Св. Павла; 2. из таверны “Корона”,  что на Паркер-Лейн близ Друри-Лейн;  3. из таверны “Яблоня”,  что на Чарльз-Стрит в Ковент-Гардене;  4. из таверны “Кубок  и  Гроздь”,  что  на Ченнел-Роу в Вестминстере.  Их братья, а также несколько старых масонов встретились  в  вышеуказанной таверне “Яблоня” и, попросив старейшего из Мастеров Каменщиков (отныне Мастера Ложи) занять  место  председательствующего, провозгласили себя Великой Ложей  pro Tempore, должным образом учрежденной, а затем утвердили положение о ежеквартальном  собрании офицеров лож  (входящих  в Великую Ложу) и о проведении Ежегодной Ассамблеи и Агапы,  во время которых из их числа должен быть избран Великий Мастер,  наиболее достойный из них брат.  В день Св. Иоанна Крестителя,  в третий год правления Георга I, от Рождества Христова 1717 г., в вышеуказанной таверне “Гусь и Противень” были проведены Ежегодная Ассамблея и Агапа Вольных и Принятых Каменщиков. Перед  началом  пира  старейший из Мастеров Каменщиков (ныне Мастер Ложи) предложил вниманию собравшихся список достойных кандидатов, и  братья  большинством голосов при открытом голосовании избрали мистера Энтони Сэйера,  джентльмена, Великим Мастером Каменщиков (капитана  Джозефа  Эллиота  и  мистера Джекоба Ламбаля, столяра, — Великими Стражами),  которые вслед за этим были облачены в  знаки  отличия и облекающей их власти вышеупомянутым старейшим Мастером, должным образом инсталлированы, и братья Ассамблеи воздали им соответствующие случаю почести. Великий Мастер Сэйер отдал мастерам  и  офицерам  лож  распоряжение  ежеквартально участвовать в  совместных  собраниях с Великими Офицерами,  место каковых собраний станет им известно из его посланий, своевременно доставленных им Привратником”.

 

Действительно, неоднократно  находил подтверждение тот факт, что именно в 1717 г.  утвердилась вся система спекулятивного  масонства и  что  она была “разработана,  распространена и подарена миру докторами Дезагюлье и Андерсоном и другими,  кто позже и основал Великую Ложу Англии”.  Тем не менее, против этой точки зрения выступал Бр.:  Чалмерс Пэтон, который опубликовал памфлет под названием “Происхождение Франкмасонства: Опровержение Теории 1717 года”. “Стоит отметить, — пишет он, — что теория 1717 г. приписывает людям  высочайших  нравственных качеств основание системы, основанной на чистом самозванстве.  Поскольку как бы эта  система ни рассматривалась ее собственными приверженцами, — а достаточно более или менее подробно рассмотреть ее  природу,  чтобы  понять, что весьма мала вероятность именно такого ее происхождения — все равно, если она была “разработана и подарена  миру”  Дезагюлье  и прочими в 1717 г., то она действительно являлась не чем иным, как системой самозванной.  Она была предложена  миру  в  совокупности своих  претензий  на  всемирное значение и древнее происхождение, необоснованность которых была весьма хорошо известна  ее  “разработчикам”; в  то время как по теории 1717 г.,  она впервые появилась только в их умах.  Как это понимать? Неужели возможно приписывать такого  рода  деяния достопочтенным господам,  даже не дав себе труда подумать о возможных мотивах этих деяний?  ...  Теория 1717 г.  утверждает, что до этого года все масоны Англии, Шотландии и прочих стран были всего лишь оперативными цеховыми  организациями, или  гильдиями,  подобными  всем прочим профессиональным объединениям ремесленников.  Обычно забывают,  что само искусство Каменщиков, в своих высших эшелонах, требовало от члена сообщества знаний,  определенно недоступных простому мастеровому. Простой строитель или  камнетес не мог подняться выше уровня оперативного масона; те же,  кто составлял проекты зданий и  руководил  строительством, всегда были людьми более высокой культуры и более развитого разума.  Именно к этим временам следовало бы  нам  отнести происхождение франкмасонства;  и по всей вероятности не только не “малодостоверным”, а даже в высшей степени достоверным  представляется тот факт, что Королевское Искусство существовало и в древнейшие времена, отличное от прочих ремесел и имеющее по сравнению с ними некоторые организационные особенности”. “По правде сказать, — указывает миссис Вебстер в своей книге “Тайные Общества и Скрытые Движения”, — нам нужно просто лучше изучить масонские ритуалы, которые вполне доступны всем и каждому, чтобы придти к выводу о том, что никаких подтверждений этому “самозванству” не существует, и что эти двое достойных священников ни в коем случае не выдумали всю эту систему  сами.  Несомненно, к этому их привело существование еще до них некоего движения того же толка. И поскольку дневник Элиаса Эшмола прямо свидетельствует о том, что церемония масонского посвящения существовала еще в предыдущем веке, разумным было бы заключить, что доктора Дезагюлье  и  Андерсон только исправили и дополнили,  а отнюдь не придумали сами опубликованные ими ритуалы и конституции. В настоящее время, хотя масонские ритуалы и изложены вполне современным, а не архаичным языком, идеи, красной нитью проходящие сквозь них, несут  на  себе отпечаток весьма и весьма древнего происхождения. Центральная идея масонства, состоящая в признании великой утраты, постигшей человечество,  и надежде на ее восполнение в конце концов,  — в конечном счете,  есть не что иное, как идея, пришедшая из тайных учений Древности”.

 

По мнению Бр.:  Пайка,  отличному от традиционного понимания Божества, "немногие просвещеннейшие и умнейшие из иудеев... обладали знанием  истинной  природы  и свойств Божества;  равно как и представители той же касты у других народов — Зороастр,  Мани, Конфуций, Сократ и Платон. Но их учение было эзотерическим в том, что касалось данных вопросов; они не передавали этих своих знаний основной части  народа  -  только очень узкому кругу посвященных; происходила же передача этих знаний инициируемым в Египте  и  Индии,  Персии и Финикии, Греции и Самофракии во время Великих Мистерий. Сообщенные им,  эти тайны,  многие из которых в наши  дни, возможно, утеряны,  и составили,  правда, под другими названиями, то, что мы сейчас именуем “масонством” или  “франкмасонством”.  В определенном смысле  это  знание было тем самым Утерянным Словом, которое узнают во время церемонии посвящения Великие,  Избранные, Совершенные и Верховные Мастера Каменщики. Было бы нелепо предположить, что масонство существовало в те времена в тех же  формах, что и сейчас.  Современное название Ордена,  его почетные отличительные титулы и названия степеней  посвящения,  которые  в  ходу сейчас, тогда не были известны.  Даже Голубое масонство, со всеми его современными степенями, не может вести свою истинную историю от времени более раннего,  нежели 1700 год,  если не еще позднее.

 

Однако вне  зависимости  от названия,  под которым оно известно в той или иной стране, масонство существовало в том виде, в котором оно существует ныне,  и по духу,  и по сердцу, не только во время строительства Храма Царя Соломона,  но и за века до него — еще даже до  того времени,  как первые переселенцы пришли в южную Индию, Персию и Египет из Колыбели Человеческой Расы”. 

 

Отец Герман Грубер утверждает, что “поскольку масоны, даже в своих официальных  документах  и  ритуалах обычно заявляют о египетском происхождении масонского символизма и величайшем  “сходстве” “масонских  традиций  и  ритуалов  с  традициями и ритуалами Древнего Египта”, эти утверждения следует считать официальной масонской точкой  зрения”. Бр.: Альберт Черчвуд пишет: “История учит нас тому, что друиды, гимнософисты древней Индии, персидские маги и ассирийские халдеи обладали точно такими  же  ритуалами  и церемониями религиозного  характера,  которые соблюдались священнослужителями, посвященными в их  орден  при  условия  принесения торжественной клятвы хранить эти знания в глубокой тайне от всего остального человечества...  Сам факт схожести,  или, скорее, тождества, между  учениями,  учреждениями  и  ритуалами этих орденов священнослужителей Древности, несмотря на то, что народы, к которым они принадлежали,  даже при условии близкого территориального соседства существовали в различных природных условиях и очень мало общались  между собой,  приводит к одному возможному выводу — все эти верования, учения и учреждения пришли к ним из одного источника, и этим источником был Египет”. По мнению Бр.: Мередита Сэндерсона,  “отличительные черты масонского ритуала... ни в коем случае не могут являться отличительными чертами только одного масонства. Подобные же ритуалы по сей день  практикуются  и  самыми примитивными народами  во время посвящения в мистерии жизни и магии (часто в подростковом возрасте),  или же в какое-либо  тайное общество, утверждающее, что оно владеет некоей волшебной силой...  Очевидно... что франкмасонство... в основных своих чертах является ровесником человечества как такового и имеет одно и то же происхождение с примитивными  ритуалами  доисторического  человека”. Бр.:  Дж. Форт Ньютон заявляет, что масонство является продолжателем традиций  мистерий Древности, “и даже в том случае, если мы не можем утверждать, что оно имеет непосредственные связи с каким-либо из великих  орденов Древности, оно,  являясь их духовным наследником, привносит в наш век ту же мудрость, что они передавали своему... По крайней мере, не вызывает сомнений то, что великие мистерии древности предвидели масонство,  чей ритуал венчает мировую традицию церемоний посвящения и чьи простые символы — суть кладези древнейшей мудрости и надежд всего человечества”.

 

“Королевская Масонская  Энциклопедия”  предлагает  следующую квинтессенцию разнообразных теорий происхождения франкмасонства:

 

“Масонство ведет свою историю:

 

1. от Библейских Патриархов;

 

2. от языческих мистерий;

 

3. от времен строительства Храма Царя Соломона;

 

4. от Крестовых походов;

 

5. от Ордена Тамплиеров;

 

6. от древнеримской Коллегии Мастеровых;

 

7. от оперативных масонов средневековья;

 

8. от розенкрейцеров XIV века;

 

9. от Оливера Кромвеля;

 

10. от принца Карла Стюарта (по политическим соображениям);

 

11. от сэра Кристофера Рена и строительства собора Св. Павла;

 

12. от доктора Дезагюлье и его соратников в 1717 году”.

 

Однако маловероятно, чтобы происхождение масонства можно было точно  выяснить при помощи только какой-либо одной из вышеприведенных теорий. Система, известная в наше время как франкмасонство, является  “смешением двух различных традиций — оперативного масонства, то есть искусства действительно строить здания, и спекулятивных теорий  относительно  величайших проблем жизни и смерти”.

 

Может быть,  масонство ведет свою историю из всех двенадцати источников, поименованных выше. “Так, оперативное масонство могло развиться  из  римских ремесленных коллегий через оперативное каменщичество средневековья, в то время как спекулятивное масонство могло произойти  от учения Библейских патриархов и языческих мистерий. Но единственным источником,  по поводу которого  не  может быть никаких  сомнений,  является иудейская Каббала.  Проникла ли она в нашу страну через римские коллегии, через компанства, через тамплиеров, или же через самих евреев в XVII и XVIII веках... — это всего лишь частная проблема для  исследователей  будущего. Остается, тем не менее, фактом, что когда в 1717 году создавались масонские ритуалы и Конституции, хотя до того времени и дошли от- дельные  ритуалы и компоненты учения древних египтян и пифагорейцев,  именно иудейская тайная традиция была  избрана  создателями Великой Ложи в качестве основы их собственной системы”.

 

По мнению Бр.:  Маккленахана, история происхождения степеней Древнего и Принятого Устава, возможно, такова: Приблизительно во времена нового пробуждения интереса к масонству в начале XVIII  века,  адепты Ордена  чувствовали  необходимость  более глубокого проникновения в арканы франкмасонства и более глубокого  знакомства с эзотерической доктриной. Самые развитые и блестящие умы Европы, решив заняться исследованием Каббалы и будучи очарованы неизмеримыми  глубинами,  открывшимися перед ними,  решили учредить новую,  более высокую ступень франкмасонства,  только и лишь ради пропаганды  и изучения древних мистерий,  почти неизвестных им до тех пор,  которая состояла бы из исторических,  философских и рыцарских градусов. Имея в виду эту цель они сперва стремились создать некие отдельные и независимые организации только  для  того, чтобы внутри  них культивировались и раскрывались эти великие истины. Практически все эти проекты пережили своих инициаторов, однако “Устав Усовершенствования”, эмбрион организационной структуры Древнего и Принятого Шотландского Устава — основанный на чистейших масонских принципах, содержавший в себе раскрытие разнообразных оккультных мистерий и состоявший из двадцати пяти градусов — постепенно начал развиваться.  Без всякого сомнения,  деятельность кавалера Рамзая в 1740 г. ускорила усвоение, систематизацию и полное признание масонством тех градусов, которые оно в течение долгого времени отвергало и не признавало. Противники Древнего и Принятого Шотландского Устава,  такие как Финдейл и прочие,  утверждают,  что Устав начал свое развитие около 1740 г.  под руководством Майкла Эндрю Рамзая, более широко известного под титулом “кавалер Рамзай”, родившегося в Шотландии, в Эйре, в 1686 г., и умершего в Сен-Жермен-де-Ле, что во Франции, в 1743 г.;  что со времени изгнания Стюартов из Англии в 1688  г. между Римом, куда бежал в 1719 г. претендент на престол из династии Стюартов,  и Шотландией существовали постоянные тайные связи; что по мере развития этих связей претендент все укреплялся в своих надеждах на благоприятный для него исход;  что Рамзай  пытался подорвать дух  верноподданничества  и верности Престолу в Великой Ложе Шотландии, основанной в 1736 г., а осознав безрезультатность своих попыток,  предпринял  попытку  создать  и  как можно теснее сплотить свою собственную группу,  состоящую из приверженцев изгнанной королевской династии, в высших масонских степенях посвящения, таким образом, потакая их честолюбивым устремлениям; что масонские ложи во Франции были образованы шотландскими заговорщиками вместе с членами и сторонниками ордена Иезуитов,  которые пали столь низко,  что  решили разыграть свою карту в этом новом деле, сулившем разнообразные и весомые перспективы на политической сцене”. 

 

Некоторые исследователи утверждают, что вышеупомянутый Устав Усовершенствования был  основан в 1753 г.,  в то время как другие настаивают на том, что только в 1758 г. несколько масонов, именовавших себя  “Верховными  Князьями и Великими Офицерами Великой и Верховной Ложи Св.: Иоанна Иерусалимского”, основали в Париже организацию, которую  назвали  “Советом Императоров Востока и Запада”. Этот Совет и был более широко известен как Устав Усовершенствования  (Emulation),  и по мнению Тори,  Рагона,  Левекью,  Видала, Феранди, Клавеля и прочих, состоял из двадцати пяти градусов; в 1759 г. он учредил в  Бордо Совет Князей Королевской Тайны  и с тех пор продолжал развиваться.

 

К 1761 г. ложи, советы, капитулы и консистории Устава значительно увеличились в числе и распространились по всему  европейскому  континенту;  27-ого  августа  того же года Стефан Морен был назначен генералом-инспектором Нового Света указом  Великой  Консистории Князей Королевской Тайны,  подписанным в Париже вице-генералом Ордена Шельоном де Жуанвиллем...  25-ого октября 1762  г. Великие Масонские  Конституции  были,  наконец,  ратифицированы в Берлине, в Пруссии, и предложены в качестве единственного и окончательного  кодекса,  регулирующего  течение работ во всех ложах, советах, капитулах, коллегиях и консисториях Древнего и Принятого Шотландского Устава  в  обоих полушариях.  В том же году они были пересланы генералу-инспектору  Стефану  Морену,  который  признал их... 1-ого мая 1786 г.  Верховным Советом Высочайших Великих Генералов-Инспекторов 33-его и  Последнего  Градуса  были  выпущены собственные Конституции,  впоследствии также признанные Берлином. Никаких иных верховных советов высочайших великих  генералов-инспекторов до  этого  времени  нигде в мире образовано не было;  до этого времени обязанности и права, соответствующие этим и некоторым нижестоящим организациям,  возлагались на вице-генералов-инспекторов. По новым Конституциям, все права верховной власти отдавались Верховным  Советам,  состоящим  в  каждой стране из девяти братьев, принимающим на себя также и все связанные с этими правами обязанности,  и всю соответствующую им ответственность; исключение было сделано только для Соединенных Штатов Америки, в которых были  образованы два Верховных Совета с разделением сфер деятельности по территориальному признаку”. Верховный Совет 33-его Градуса для Англии,  Уэльса и пр. был конституционно образован 26-ого октября 1845 г.


Back to Top