Церемония Посвящения. Глава 3.
--- Оглавление ---
Глава 3
Церемония Посвящения
Церемония посвящения приводится здесь в том виде, в котором она описана во втором и третьем разделах ритуала первого градуса.
В.: Где ты изначально готовился к посвящению в Вольные Каменщики?
О.: В своем сердце.
В.: Где затем?
О.: В специально отведенной комнате, соседней с ложей.
В.: Кто привел тебя к Вольным Каменщикам?
О.: Друг, впоследствии оказавшийся братом.
В.: Расскажи, как тебя приуготовляли.
О.: Я был лишен металлов, и мне завязали глаза. Мои правая рука, левая сторона груди и левая нога были обнажены, моя левая нога была затем обута в сандалию, и шнур с петлей на конце был накинут мне на шею.
В.: Почему ты был лишен металлов?
О.: Потому что я не могу внести в ложу ничего предназначенного для нападения или защиты, чтобы не потревожить ее Гармонию.
В.: Вторая причина?
О.: Поскольку я был принят в Братство Вольных Каменщиков в бедности, это служило тому, чтобы я помогал бедным братьям, зная, что они достойные люди, без всякого упоминания о своих положении или связях.
В.: Третья причина?
О.: Во время строительства Храма Царя Соломона за стенами не было слышно стука металла.
В.: Как могло так статься, что здание такого размера и такого величия, как Храм, строиться и быть завершенным без помощи металлических инструментов?
О.: Камни вырубались в каменоломнях, там же обтесывались, разрубались, помечались и нумеровались. Деревья срубались и готовились в рощах Ливана, там же обтесывались, помечались и также нумеровались. Затем их сплавляли в Яффу, впоследствии доставляя в Иерусалим, где их и устанавливали на место при помощи деревянных молотов и других деревянных инструментов, специально предназначенных для этой цели.
В.: Почему камень и дерево заготавливали так далеко от места строительства?
О.: Чтобы лучше показать величие Искусства в те дни, потому что, хотя все материалы и изготовляли на огромном расстоянии от места строительства, все равно, когда их собрали вместе в Иерусалиме, каждый элемент подходил к предназначенному ему месту с такой точностью, что все, вместе взятое, больше походило на произведение Великого Архитектора Вселенной, чем на дело рук человеческих.
В.: Почему тебе были завязаны глаза?
О.: Чтобы, в случае если я отказался бы пройти все испытания, предусмотренные церемонией посвящения, я мог бы быть выведен из ложи, не обнаружив ее вида.
В.: Вторая причина?
О.: То, что я был принят в Братство Вольных Каменщиков во тьме, должно было напоминать мне, что я все время должен вести себя так, и так уважать наши таинства, чтобы они всегда протекали по установленному закону, то есть так, как я и думаю поступать в будущем.
В.: Третья причина?
О.: Чтобы мое сердце уверовало до того, как глазам будет позволено увидеть.
В.: Почему тебя обули в сандалию?
О.: Нашим ложам назначено было стоять на Святой земле, как об этом сказано в Писании, в том его месте, где Господь говорит с Моисеем из горящего куста: “Сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой стоишь — святая земля”.
В.: Будучи так хорошо приуготовлен, куда ты был препровожден?
О.: К двери ложи.
В.: Какой ты обнаружил ее?
О.: Закрытой и тщательно охраняемой.
В.: Кем она была охраняема?
О.: Тем, кого я позже узнал как Привратника.
В.: Каковы его обязанности?
О.: Вооруженному обнаженным мечом, удерживать снаружи вторгающихся и пытающихся проникнуть внутрь, а также проверять, должным ли образом подготовлены кандидаты.
В.: Будучи во тьме, как ты узнал, что перед тобой — дверь?
О.: По первой встрече с неприятием и потом обретя прием.
В.: Как ты обрел прием?
О.: Троекратным четким стуком.
В.: К чему открыл путь этот стук?
О.: К древнему и достойному побуждению: “Ищите — и обрящете, просите - и дано будет вам, стучите — и откроется вам”.
В.: Как ты воспринял это побуждение в твоем положении?
О.: Разобравшись в своих мыслях, я просил моего друга постучать, он сделал так, и двери Франкмасонства раскрылись передо мной.
В.: Когда дверь открылась, кто вышел помочь тебе?
О.: Тот, кого я впоследствии узнал как Внутреннего Стража.
В.: Что он спросил у Привратника?
О.: “Кто здесь?”
В.: Что ответил Привратник?
О.: “Это господин Х., бедный кандидат, во тьме пребывающий, который хорошо и достойно рекомендован, регулярно выдвинутый и одобренный к принятию в открытой ложе, который сейчас пришел сюда по своей доброй воле и под собственную ответственность, должным образом приуготовленный и смиренно просящий о приобщении к таинствам и преимуществам, даруемым принадлежностью к Франкмасонству.”
В.: Чего далее потребовал Внутренний Страж?
О.: Ответа, как я думаю приобщиться этих таинств и преимуществ.
В.: И каков же был твой ответ?
О.: “С Божьей помощью, поскольку я свободен и добрых нравов.”
В.: Что он сделал далее?
О.: Он просил меня подождать, пока он будет докладывать обо мне Досточтимому Мастеру, который через некоторое время с радостью повелел впустить меня.
В.: Что ты встретил, войдя?
О.: Острие некоего предмета, приставленное к моей левой, обнаженной, стороне груди.
В.: Зачем к левой, обнаженной, стороне твоей груди было приставлено острие некоего предмета, когда ты вошел в ложу?
О.: Чтобы я осознал, что принимаю участие в действе серьезном и торжественном; а также для того, чтобы удостовериться в моем естественном поле.
В.: Когда тебя ввели в ложу, с каким первым вопросом обратился к тебе Досточтимый Мастер?
О.: “Господин Х., поскольку ни один человек не может стать Вольным Каменщиком, если он не свободен или не достиг зрелого возраста, я требую у вас ответа, свободны ли вы и достигли ли вы возраста в двадцать один год.” На этот вопрос я ответил утвердительно.
В.: Что тебя попросили сделать затем?
О.: Преклонить колени и принять благословение масонской молитвы.
В.: Я буду благодарен тебе, если ты сейчас повторишь ее.
О.: “О Ты, Всемогущий и Высший Правитель Вселенной, окажи вспомоществование свое это собрание и дозволь этому кандидату в Вольные Каменщики, смиренно преклонившему сейчас пред Тобой колени, быть посвященным, с тем чтобы отдать жизнь свою служению Тебе и стать истинным, достойным братом всем нам. Одели его по достоинству Своей Провидческой Мудростью, которая, в сочетании с таинствами Королевского Искусства Каменщиков, даст ему в наивысшей мере раскрыть красоты высшей Божественности во славу и честь Твоего Святого Имени. Да будет так.”
В.: После произнесения этой молитвы, как к тебе обратился Досточтимый Мастер?
О.: “Кому доверитесь вы в любой опасности и беде?”
В.: Твой ответ?
О.: “Богу.”
В.: Что сказал тогда Досточтимый Мастер?
О.: “Как рад я узнать, что вера в вас так тверда! Полагаясь на поддержку столь верную, смело поднимайтесь и следуйте за своим проводником, вооружившись твердой, но смиренной уверенностью, ибо там, где на помощь призвано Господне Имя, не может таиться никакой опасности.”
В.: Как затем Досточтимый Мастер обратился к братьям ложи?
О.: “Братья Севера, Востока, Юга и Запада, оповещаю вас о том, что господин Х. готов предстать перед вашими взорами и показать, что он должным образом приуготовлен к тому, чтобы стать Вольным Каменщиком.”
В.: Как далее твой проводник распорядился тобой?
О.: Будучи ни обнаженным, ни одетым, ни босым, ни обутым, но смиренно двигающимся и останавливающимся по его указанию, я был взят им за правую руку и препровожден сперва на Север, затем к Досточтимому Мастеру на Восток, на Юг, и наконец, к 1-ому Стражу на Запад.
В.: Что от тебя требовалось во время твоего продвижения по ложе?
О.: Пройти испытания у 2-ого и 1-ого Стражей, сходное с тем, которое имело место при входе в ложу.
В.: Почему тебя водили по ложе именно этим необычным путем?
О.: Это путешествие должно было образно представить мне состояние нищеты и отчаяния, которое господствовало над моим духом и на останках которого я должен был воспрянуть, если окажусь достоин, в один миг. Это путешествие не могло не произвести на меня такого впечатления, что более никогда я не смогу бессердечно затворить свой слух и не слышать рыданий обездоленных, особенно своих братьев-масонов, но терпеливо выслушаю их сетования. Сострадание должно исходить из моей груди, сопровождаемая неземным облегчением после того, как я удовлетворю все их нужды, насколько мне позволят силы. Это путешествие должно было показать, что я действительно должным образом приуготовлен к тому, чтобы быть посвященным в Братство Вольных Каменщиков.
В.: Кто может быть посвящен в Братство Вольных Каменщиков?
О.: Только честный и свободный человек, достигший зрелого возраста, неоспоримой справедливости и добрых нравов.
В.: Почему преимущества франкмасонства распространяются только на свободных людей?
О.: Потому что ужасающие нравы рабства не должны осквернять истинных принципов свободы, на которых основывается наш Орден.
В.: Почему только зрелого возраста?
О.: Всегда лучше полностью отвечать за самого себя, как и за все Братство в целом.
В.: Почему только неоспоримой справедливости и добрых нравов?
О.: Потому что в этом случае, с помощью мудрой проповеди и личного примера мы сможем поднять и достойно нести тяжкий груз повиновения законам и правилам, принятым у франкмасонов.
В.: Будучи передан 1-ому Стражу, как ты продвигался дальше?
О.: Он представил меня Досточтимому Мастеру как кандидата, должным образом приуготовленного, к тому, чтобы быть посвященным в Братство Вольных Каменщиков.
В.: Каков был ответ Досточтимого Мастера?
О.: “Брат 1-ый Страж, твое представление будет принято, но ради того, чтобы это было так, я задам кандидату несколько вопросов, на которые, я уверен, он ответит со всей прямотой.”
В.: Каков был первый из этих вопросов?
О.: “Действительно ли вы можете честью своей поклясться здесь и сейчас в том, что вы не принуждаемы к посвящению каким-либо влиянием со стороны своих друзей, против ваших собственных намерений, и не находитесь под влиянием каких-либо иных недостойных причин, наоборот, предлагая себя по доброй воле и собственному желанию кандидатом к посвящению в тайны и приобщению к преимуществам, даруемым франкмасонством?”
В.: Каков был второй из этих вопросов?
О.: “Отдаете ли вы себе отчет в том, что преимуществами этими вы должны будете пользоваться в той форме, которую предлагает мнение Сообщества, из искреннего желания достижения знаний и более полного посвящения себя служению своим собратьям во человечестве?”
В.: Каков был третий из этих вопросов?
О.: “Клянетесь ли вы честью своей, далее, в том, что, избегая, с одной стороны, страха и, с другой стороны, поспешной опрометчивости, достойно пройдете через церемонию вашего посвящения и, если будете приняты, всегда будете соразмерять свои поступки с древними обычаями и принятыми уставами нашего Ордена?” На все эти вопросы я ответил утвердительно.
В.: Что затем повелел Досточтимый Мастер?
О.: Он повелел 1-ому Стражу приказать Младшему Эксперту приказать мне подойти к престолу надлежащими шагами.
В.: Из чего слагались эти три необычных шага?
О.: Из прямых линий и углов.
В.: Чему они учат нас с точки зрения нравственности?
О.: Прямой жизни и действиям под нужными углами.
В.: Когда тебя подвели к Досточтимому Мастеру, как он к тебе обратился?
О.: “Мои обязанности состоят в том, чтобы уведомить вас, что масонство свободно по своей сути и что оно поэтому нуждается в полной свободе выбора каждого, кто ищет проникнуть в его таинства; оно основано на чистейших принципах уважения и добродетели; оно располагает великими и бесценными привилегиями, и с целью сохранить эти привилегии только для достойных их людей, оно требует от этих людей принесения обетов верности. Однако позвольте мне заверить вас в том, что в этих обетах не содержится ничего, что могло бы служить препятствием к выполнению вами своих нравственных, религиозных или гражданских долгов и обязанностей. Желаете ли вы, в этом случае, принять на себя твердые обязательства, основанные на принципах, которые я вам только что сообщил, - держать в глубочайшем секрете таинства Ордена?” На что я ответил утвердительно.
В.: Опиши обряд, в ходе которого ты был посвящен в Вольные Каменщики.
О.: Мое левое колено было обнажено и преклонено, моя правая ступня была повернута под прямым углом, тело прямо, правая моя рука лежала на Книге Священного Закона, в то время, как левая была занята циркулем, острие которого было приставлено к левой, обнаженной, стороне моей груди.
В.: Зачем было приставлено острие циркуля?
О.: Затем, что циркуль есть символ мук моего тела, мысли о которых вечно должны сопровождать меня на тот случай, если я когда-либо окажусь настолько неверен нашим законам, чтобы собраться открыть какие-либо из масонских таинств, сохранение которых было доверено мне тогда, на самом острие бытия.
В.: Будучи поставлен таким образом, что ты должен был сделать?
О.: Принять великое и торжественное обещание Ученика Вольного Каменщика.
В.: За повторение которого здесь и сейчас я был бы тебе признателен.
О.: “Я, Х., перед лицом Великого Архитектора Вселенной и этой достойной, досточтимой и совершенной ложи Вольных и Принятых Каменщиков, регулярно собранной и должно управляемой, по своему собственному желанию и доброй воле, здесь и сейчас торжественно обещаю и клянусь, что всегда и везде буду тщательно скрывать и оберегать и никогда не раскрою каких-либо, тех или иных, таинств и секретов Ордена Вольных Каменщиков, или относящихся к нему косвенно, каким бы образом они ни были мне сообщены при посвящении или в любое время в будущем, или стали мне известными каким-либо иным способом, никому и никогда, кроме тех случаев, когда они раскрываются досточтимому и верному Законам брату, или братьям, и не им даже, до тех пор пока не проведены соответствующее испытание и строгая проверка, или пока я не получил от хорошо известного мне брата данных о том, что брат, или братья, которым я собираюсь открыть наши тайны, заслуживают такого доверия; или если это происходит в помещении совершенной, регулярно собранной и должно управляемой ложи Древних и Признанных Каменщиков. Далее, я торжественно обещаю и клянусь в том, что этих тайн я не запишу, не продиктую, не вырежу, не отпечатаю, не выгравирую на меди и не изображу их каким-либо иным способом, а также не послужу подстрекателем или исполнителем при проделывании этого кем-либо другим, если в моих силах будет предотвратить это, — будь то на чем бы то ни было недвижимом или подвижном под Небесами, где бы ни и когда бы ни какая-либо буква, рисунок или цифра, или мельчайший и почти неразличимый след какой-либо буквы, рисунка или цифры, стали бы видимыми или понятными мне или кому-либо еще в мире, с тем, чтобы наши таинства и глубоко запрятанные секреты не могли бы быть раскрыты вследствие того, что я оказался недостоин их. Эти обязательства я клянусь соблюдать непреклонно, не допуская даже мысленных разночтений или изменений по своей воле, полностью сознавая, что в случае нарушения какого-либо из них кара будет не менее ужасна, чем если бы горло мое было рассечено, язык вырван с корнем из уст моих, а тело — погребено в морском песке, в открытом море, в кабельтовом от берега где прилив и отлив сменяют друг друга дважды в день; или же что может воспоследовать более действенной кара, то есть что я буду опозорен как вероломный изменник, которому чужды понятия нравственности и чести и который не может поэтому никогда более быть принятым ни в одной другой регулярной ложе, или любом другом сообществе людей, ценящих честь и добродетель выше внешних почестей вроде титулов и материального преуспевания. Итак, да будет Господь мне порукой и да утвердит Он меня в этом великом и торжественном обещании Ученика Вольного Каменщика.”
В.: Когда ты принес это торжественное обещание Ученика Вольного Каменщика, как к тебе обратился Досточтимый Мастер?
О.: “То, что вы только что произнесли, — серьезное обещание, и залогом вашей верности в почитании его как торжественной клятвы станет печать ваших уст на Книге Священного Завета.”
В.: Как он затем обратился к тебе?
О.: “Поскольку вас долгое время удерживали во тьме, чего более всего желаете вы в сердце своем?”
В.: И что вы ответили?
О.: “Света!”, каковой, по повелению Досточтимого Мастера, Младший Эксперт с радостью возвратил мне.
В.: Когда тебе возвращено было благословение порождающего Света, на что было затем обращено твое внимание?
О.: На три величайших, хотя и символических, светоча франкмасонства, именуемые Книгой Священного Закона, наугольником и циркулем.
В.: Каково их предназначение?
О.: Священное Писание служит управлению нашей верой, наугольник управляет нашими действиями, а циркуль нужен для того, чтобы удерживать нас в действенной связи со всем человечеством, и особенно с нашими братьями-масонами.
В.: Что далее сделал Досточтимый Мастер?
О.: Он дружески взял меня за правую руку и произнес: “Встань, новопосвященный брат наш Вольный Каменщик!”
В.: После того, как тебя подняли с колен, что ты смог увидеть?
О.: Три меньших светоча.
В.: Где они были расположены?
О.: На Востоке, Юге и Западе.
В.: Для чего?
О.: Чтобы обозначать небесный путь Солнца, которое встает на Востоке, достигает зенита на Юге и садится на Западе, тем самым освещая человеку соответственно путь на работу, место его работы и путь с работы.
В.: Почему свет не исходит с Севера?
О.: Когда Солнце пребывает на Севере, оно находится за горизонтом, и ни один из его лучей не достигает нашего полушария.
В.: Что представляют из себя эти три меньших светоча?
О.: Солнце, Луну и Досточтимого Мастера ложи.
В.: Почему?
О.: Солнце правит днем, Луна - ночью, а Досточтимый Мастер правит ложей и ведет ее.
В.: Почему Досточтимый Мастер приравнивается к этим двум великим светилам?
О.: Потому, что поскольку благотворное влияние Солнца и Луны делает нас, людей, способными исполнять наши обязанности в общественной жизни, постольку и добрая забота и опека Досточтимого Мастера делает нас способными исполнять обязанности, налагаемые на нас Искусством.
В.: После того, как тебе был объяснен смысл трех меньших светочей, как к тебе обратился Досточтимый Мастер?
О.: “Брат Х., своим кротким и искренним поведением, которое ты продемонстрировал сегодня, ты избежал двух великих опасностей, именуемых уколом и удавлением: когда ты был введен в ложу, этот кинжал был приставлен к твоей груди, так что если бы ты попытался резко рвануться вперед, то послужил бы сам себе палачом, погибнув от укола, именно ты, а не брат, который держал кинжал и которому было приказано оставаться неподвижным; а также на шее твоей была петля со скользящим узлом, которая сделала бы любую твою попытку повернуть назад неудачной и сопряженной с риском умереть от удавления. Но существует и третья опасность, которая будет ожидать тебя до последнего мига твоего земного существования, называемая карой твоей клятвы, опасность того, что горло твое будет перерезано, если ты недостойно раскроешь таинства франкмасонства.”
В.: Что он сказал тебе далее?
О.: “Теперь, когда ты принес торжественное обещание Ученика Вольного Каменщика, мне дозволено сообщить тебе, что в масонстве существует несколько градусов, и в каждом есть свои особые таинства; они, правда, существуют не для того, чтобы установить в братстве отношения неравноправия, а возлагаются на кандидатов в соответствии с их заслугами и возможностями. Я пока что доверю тебе тайны твоего градуса, то есть знаки, по которым мы узнаем друг друга и которые отличают нас от всего остального мира. Я должен известить тебя о том, что прямые линии и прямые углы — это истинные и верные признаки, по которым узнают франкмасона. Итак, тебе следует встать прямо, образуя ступнями прямой угол; таким образом твое тело становится символом твоего сознания, а ступни — верности твоих поступков.”
В.: Что тебе было указано сделать затем?
О.: Сделать шаг левой ногой, так чтобы правая пятка упиралась в ее изгиб. Это, как сообщил мне Досточтимый Мастер, был первый ритуальный шаг масона, и стоя в этой позе, сообщают и познают таинства первого градуса.
В.: В чем состояли эти таинства?
О.: В знаке, пожатии и слове.
В.: После того, как ты принес клятву и заслужил доверие, был ли ты облачен?
О.: Да, был. В совершенный запон Вольного Каменщика, который, как поведал мне брат 1-ый Страж, древнее Золотого Руна и римского орла, достойнее ордена Подвязки или какого-либо другого из существующих орденов, ибо он есть эмблема чистоты и звено моих братских уз. Он также наставил меня в том, чтобы носить и почитать его как таковой, и далее сообщил мне, что если я не опозорю его, то и он не опозорит меня.
В.: Что Досточтимый Мастер сказал далее?
О.: “Никогда не должен ты облачаться в этот запон и входить в помещение ложи, если в нем находится брат, с которым ты пребываешь в несогласии или к которому испытываешь вражду. В этом случае ты должен предложить ему примирение, чтобы вы мирно могли разрешить свои разногласия, по мере совершения чего вы оба сможете облачиться, войти в помещение ложи и работать там со всей той братской любовью и в той гармонии, которые во все времена должны отличать Вольных Каменщиков. Однако если ваши разногласия, к несчастью, приобретут такой характер, что не смогут быть улажены таким образом, лучше будет, если ложу покинет один из вас, или же вы оба вместе, чтобы ее гармонию не нарушало ваше присутствие в ней.”
В.: Куда тебя направили затем?
О.: В северо-восточный угол ложи.
В.: Объясни нам, почему, так, как тебе объяснили это тогда.
О.: “При возведении всех, как светских, так и церковных, зданий, существует обычай закладывать первый камень фундамента именно в северо-восточном углу; ты, новопосвященный в орден франкмасонов, располагаешься в северо-восточном углу ложи, символизируя собой этот камень; и на этом фундаменте, заложенном сегодня, да возведешь ты здание, прекрасное во всем и несущее славу своему строителю. Всем своим видом ты ныне соответствуешь образу истинного и принятого масона, и я советую тебе всегда быть таким. Сейчас же я приступаю к проверке твоих нравственных принципов, призывая тебя к упражнению в добродетели, коия, несомненно, должна считаться определяющей для сердца франкмасона, а именно, в милосердии. Нет необходимости описывать ее достоинства: без сомнения, ты всегда знал и практиковал ее. Достаточно будет сказать, что милосердие господствует и практикуется и на Небесах, и на земле, и, как его брат, сострадание, благословляет того, кто делится им, равно как и того, кто его испытывает на себе. В сообществе, которое так широко распространено, как наше, ветви которого распростерты во все четыре части света, невозможно отрицать, что существует множество членов, облеченных высокими титулами и владеющих значительными состояниями; но так же невозможно отрицать и то, с другой стороны, что среди тысяч вставших под наши знамена есть многие, кто под влиянием трагически сложившихся обстоятельств и бедствий, избежать которых человек зачастую просто не в силах, обречены на последний предел нищеты и отчаяния. Ради их пользы у нас в обычае пробуждать сострадание в каждом новопосвященном брате, взывать к его милосердию, коль скоро его жизненные обстоятельства делают это возможным; итак, все то, что ты чувствуешь себя в силах и расположении пожертвовать на это дело, ты можешь обговорить с Младшим Экспертом. Все, что ты сможешь дать, будет благодарно принято и благочестиво применено.”
В.: Как ты ответствовал на это?
О.: Я сказал, что был лишен всего имевшего какую-либо ценность заблаговременно, перед тем, как меня ввели в ложу, иначе же отдал бы многое и по доброй воле.
В.: Что сказал затем Досточтимый Мастер?
О.: “Поздравляю тебя с теми достойными одобрения чувствами, повинуясь коим ты действовал, а равно и со способностью не чувствовать удовлетворения ими. Поверь мне: это испытание было устроено не для того, чтобы нам соревноваться с тобой в милосердии — такие устремления далеки от наших принципов - а по трем особым причинам.”
В.: Какова первая из этих причин?
О.: Проверить мои нравственные принципы.
В.: Вторая причина?
О.: Убедить братьев в том, что при мне не было ни денег, ни какого-либо иного металла; ибо если он был бы, церемонию следовало бы повторить сначала.
В.: Третья причина?
О.: Предупредить мое сердце о том, чтобы если в будущем я когда-либо встречу брата в отчаянном положении, который воззовет ко мне о помощи, я вспомнил тот миг, когда был посвящен в масоны, во тьме и в нищете, и с радостью воспользовался возможностью применить на практике добродетель, коию меня наставляли боготворить.
В.: Что затем было тебе предложено?
О.: Рабочие инструменты Ученика Вольного Каменщика, к которым относятся 24-дюймовый шаблон, простой молоток и резец.
В.: Каково их использование?
О.: 24-дюймовый шаблон служит для измерения нашей работы; простой молоток — для отбивания лишних выступов и наростов на камне; а резец — для дальнейшего выравнивания и обработки камня ради его преобразования до такого состояния, когда к работе над ним приступит более опытный каменщик.
В.: Но коль скоро мы не оперативные масоны, а Вольные и Принятые, то есть спекулятивные, каково применение этих инструментов к нашей нравственной работе?
О.: В этом смысле, 24-дюймовый шаблон соответствует 24 часам суток, частью проведенным в служении Господу Всемогущему, частью — в труде и отдыхе, частью — в служении брату и другу, если это не в ущерб нам лично и нашим близким. Простой молоток соответствует власти совести, которая должна удерживать вовне все недостойные и суетные помыслы, которые могут появиться у нас в какой-либо из перечисленных выше периодов времени, чтобы все наши помыслы были чисты и незапятнаны перед Престолом Благодати. Резец же указывает нам на преимущества образования, только лишь благодаря коиему мы превращаемся в людей, соответствующих природе нашего исправного и совершенного сообщества.
В.: Как затем Досточтимый Мастер обратился к тебе?
О.: “Поскольку в конце собрания ты будешь призван внести необходимую плату за посвящение, будет правильно, если ты узнаешь сейчас, какой властью мы действуем. Вот Хартия о нашем признании Великой Ложей Англии, которую ты волен изучить сейчас или в любую минуту, когда пожелаешь, в будущем. Вот Книга Конституций и свод нашего внутреннего распорядка. Все это я настоятельно советую тебе хорошо изучить, поскольку из одной книги ты почерпнешь сведения о своих обязанностях по отношению к Искусству в целом, а из других - по отношению к своей ложе.”
В.: Какое разрешение ты затем получил?
О.: Удалиться, чтобы привести себя в порядок. Также мне было сообщено, что по моем возвращении в ложу внимание мое будет обращено на Поучение, посвещенное достоинствам нашего Сообщества и правам и обязанностям его членов.
--- Оглавление ---