Поиски утраченного слова. Глава 6.
--- Оглавление ---
Глава 6
Поиски утраченного слова
В своей книге “Происхождение масонского Ордена Королевской Арки” масонский автор девятнадцатого века доктор Джордж Оливер пишет: “Красной нитью через всю систему франкмасонства, работают ли в ее рамках язычники, иудеи или христиане — как мы могли заметить за все сменяющие друг друга века ее существования — проходит идея особой тайны, связанной со Словом Мастера. Его неисчислимые изменения, причиной которых послужила традиция передачи его из уст в уста из поколения в поколение, всегда служили предметом многочисленных спекуляций; и не было и нет такого народа, который не интересовался бы этой тайной и не пытался проникнуть в нее. Даже сам способ его произношения толкуется по-разному; и многие зашли в этом вопросе так далеко, что вообще отказались от его употребления до тех пор, пока истинный его смысл и истинное произношение, ныне утраченные, не будут явлены миру”. “Тайна, — пишет он, — которая окружает Слово Мастера всегда интересовала людей, и именно она поощряет неиссякаемый исследовательский дух посвященного, который следует в поисках этого Слова из градуса в градус до тех пор, пока не получает вознаграждение за усердие, обретая эту неописуемую тайну”.
В ритуале Третьего градуса двое Стражей, олицетворяющие всех Мастеров, вместе взятых, отправляются на поиски “истинных таинств Мастеров Каменщиков”, которые были утеряны вследствие безвременной кончины Великого Мастера Хирама Абиффа. Их поиски не приносят ожидаемых плодов, однако они возвращаются вспять с тем, что именуют некими “тайнами-заменителями”. Эти тайны сообщаются Досточтимому Мастеру, который, как полномочный представитель Царя Соломона, подтверждает их право на существование и заявляет, что отныне они будут служить отличительным признаком Мастеров Каменщиков до тех пор, пока Время или какие-нибудь обстоятельства не помогут вернуть истинные таинства.
По “Истории традиций”, потеря старшего архитектора стала весьма скоро и весьма болезненно ощущаться всеми, даже не-каменщиками. В первую очередь, отсутствие необходимых чертежей, которые до сих пор аккуратно поставлялись каждый день различным классам работников, послужило знаком того, что надвигается серьезная беда. Надзиратели решили отправить самых заслуженных своих собратьев к Царю Соломону, для того, чтобы поставить того в известность о том, в какую бездну отчаяния и безнадежности ввергло их исчезновение Великого Мастера, а также они отважились высказать свое предположение относительно того, не служит ли это внезапное и таинственное исчезновение Мастера знамением произошедшей ужасной и непоправимой трагедии. Соломон немедленно приказал произвести перекличку всех над-зирателей на всех стройках Храма, в результате которой выяснилось, что трое из них также исчезли; и в тот же день двенадцать из тех, кто изначально принимал участие в заговоре, пришли к нему и покаялись во всем, рассказав все, что они знали вплоть до того момента, как отказались от дальнейшего участия в заговоре и его осуществлении. Все это, конечно, только усилило опасения Соломона относительно безопасности его старшего архитектора, и он, выбрав из общего числа подмастерьев пятнадцать наиболее верных и усердных работников, отправил их на поиски Мастера Хирама с целью, в первую очередь, окончательно выяснить, жив ли он еще, или же погиб при попытке заговорщиков вырвать у него тайну его высочайшей степени. Во исполнение его распоряжения, подмастерья назначили день своего возвращения в Иеру-салим, разделились на три отдельные ложи подмастерьев и отправились из Иерусалима в разные стороны. Много дней прошло в бесплодных поисках; и одна из лож так и вернулась в Храм ни с чем. Второй же ложе повезло несколько больше, поскольку вечером одного из дней, проведенных в поисках следов Мастера, они, претерпев множество трудностей и опасностей на своем пути, невероятно уставшие, расположились на отдых, и один из них, улегшийся возле земляного холма, приподнимаясь, взялся за росшую — как он вначале думал — из земли рядом с ним ветвь акации, которая, паче чаяния, осталась в его руке. Приглядевшись повнимательнее, он убедился в том, что земля этого холма разрыта совсем недавно. Он призвал на помощь своих собратьев и, вместе разрыв этот холм, они обнаружили там тело Мастера Хирама Абиффа, подвергнутое такому недостойному погребению. Подмастерья снова прикрыли тело землей — со всей почтительностью и с соблюдением всех возможных в тех условиях церемоний — и чтобы пометить место захоронения, снова воткнули в изголовье могилы ветвь акации. После этого они поспешили обратно в Иерусалим, чтобы поделиться ужасной новостью с Соломоном. После того, как первое исступление гнева и скорби прошло, Царь Соломон приказал им вернуться на то место и извлечь тело Мастера Хирама из недостойной его могилы со всеми почестями, которые соответствовали бы его высокому титулу и несомненному гению. Тогда же он сообщил им о том, что вместе с его бесценной жизнью, утраченными оказались и таинства степени Мастера. Вследствие этого он обязал подмастерий внимательно следить, не будут ли им открыты какие-нибудь случайный знак, символ или слово, пока они будут воздавать последние почести усопшему. Подмастерья выполнили возложенное на них задание с честью и усердием, и когда они вновь открыли могилу, один из них, оглянувшись, заметил, что некоторые из его собратьев при виде тела Мастера стоят, точно охваченные смертельным ужасом; другие же, видя кровавую рану на его лбу, ударяют себя по темени. Затем двое из братьев спустились в могилу и попытались поднять из нее тело Мастера при помощи пожатий Ученика и Подмастерья. Тогда третий подмастерье взялся за руку трупа иным, более крепким пожатием и, при помощи еще двух собратьев, поднял его из гроба пятью точками братского соприкосновения, в то время как остальные возглашали: "М...Х...Б..." и "М...Б...Н...", — слова, описывающие смерть Мастера Хирама Абиффа и покушение, произведенное на него. Позже, Царь Соломон распорядился, чтобы эти случайные знаки, пожатие и слова служили отличительными знаками Мастеров по всему миру вплоть до того времени, когда истинные знаки Мастера откроются миру.
Ричард Карлайл в своем “Учебнике франкмасонства” приводит эти слова как “Махабон” и “Макбенах”. Бр.: Картрайт пишет: “Следует отметить, что первое из приведенных в этом градусе священных слов в действительности является четырехсложным, а не трехсложным, каким его часто полагают малообразованные братья... В весьма отдаленные от нас годы (возможно, вследствие появления этого слова в печатном виде в т.н. “апокрифических ритуалах”, которые были в широком ходу в XVIII в., несмотря на свою неистинность) среди наших неграмотных братьев возникла традиция произносить это слово как трехсложное. Затем, не желая принимать во внимание тот факт, что не-английское слово может вообще-то иметь какое-то значение на языке, из которого было взято, те же неграмотные братья изобрели целый ряд совершенно абсурдных толкований его значения на основе английского языка, типа “плоть от кости” или “прогнило до костей”. Естест-венно, эта инициатива пришла из наименее образованных кругов внутри масонства, однако эти версии нашли отражении и в некоторых публикациях того времени. Тем не менее, такое произношение приобрело всеобщий характер и сохранилось в этом виде среди необразованной части масонов и после Объединения, да и по сей день бытует во многих ложах Лондона и его окрестностей. В большинстве же лож севера и запада Англии, равно как и в ложах Шотландии, Ирландии и доминионов, его произносят правильно. Так же дела обстоят, насколько нам известно, и в ложах Америки. В некоторых же лондонских ложах его произносят не только как трехсложное, но еще и с окончанием “-бен” или “-бейн”. Что касается второго из священных слов, то следует сказать, что обычно ему приписывается значение “убит”. Однако Эксетер полагает, что понимать его следует как “упал”. Точно так же Бр.: Макей пишет о том, что смысл “слова-заменителя” “был совершенно безбожно искажен неграмотными толкователями. Самое приблизительное знакомство с древнееврейским языком открывает как его истинное значение, так и тот факт, что когда оно было произнесено, это был совершенно естественный возглас ужаса, исторгшийся из уст Царя Соломона... Никакого сомнения не может быть в том, что изначально это слово состояло из четырех слогов, имеющих четкие границы; однако в последнее время это слово превратилось в трехсложное, поскольку тем, кто передавал его кандидатам просто не хватало образования”. По мысли того же автора, "МА" — это “древнееврейское вопросительное местоимение, означающее “что?”, а “МАК” — “по-древнееврейски, означает “убит”, от “наха” — “убивать”. Однако здесь этимология не до конца ясна, ибо также это может быть и другое слово, “мак” — “гниль”, и в этом случае смысл высказывания будет “здесь гниль” или “он сгнил”. Слово “БОН”, “которое сейчас ошибочно произносится как трехсложное, изначально выглядело как “боне” — “строитель”, от слова “бана” — “строить”. Этим словом образно характеризовали Хирама Абиффа, который, действительно возглавлял строительство Храма Царя Соломона и был, следовательно, на нем главным строителем”. “БЕНАХ” — “это искаженное древнееврейское слово со значением “строитель”.
Истинное утраченное слово раскрывается в степени Королевской Арки. Эта степень обычно рассматривается как заключительная часть и венец степени Мастера; все степени ниже нее ведут к ней и находят в ней свое исполнение и истинный смысл. Ритуал утверждает, что она — основа и венечный камень всей масонской системы. “Ты, возможно, полагаешь, — говорит Первый Принцип, — что сегодня был посвящен в четвертую степень франкмасонства; однако в действительности всего лишь завершилось твое посвящение в степень Мастера... При посвящении в третий градус тебе было сообщено, что вследствие безвременной кончины нашего Мастера Хирама Абиффа истинные таинства Мастеров Каменщиков были утрачены и что до тех пор, пока они не будут вновь явлены миру, как отличительный признак мастеров, мы использует некие таинства-заменители. Истинные таинства не были нам известны более пятисот лет, открывшись только тогда и только так, когда и как тебе это было поведано сегодня”. По “Исторической записке”, предпосланной изложению символического значения Королевской Арки, “основной целью вечного поиска истинного Мастера является истинное Слово, которое в третьем градусе заменяет временно избранное для этих целей другое слово... После Объединения в 1813 г. Королевская Арка была полностью и официально признана Объединенной Великой Ложей Англии; и с тех пор эта степень являлась важнейшей составной частью символического масонства, венчая собой целый ряд символических учений, включенных в масонскую доктрину”. “Члены ложи этого градуса именуются компаньонами и "достойны полного изъяснения всех таинств Ордена”, в то время как во всех предшествующих градусах к ним принято обращаться просто “братья” и дер-жать в полном неведении относительно самой главной и самой священной тайны”.
Далее следует рассказ Верховного Наместника об обнаружении столь давно утраченных таинств Королевской Арки тремя Мастерами Каменщиками из Вавилона, которые, услышав о том, что Великий Храм Иерусалимский собираются восстановить во славу и честь Всевышнего, предложили свои услуги в этом в высшей степени богоугодном деле, и которым было поручено расчистить и подготовить площадку для фундамента нового Храма на том самом месте, где стоял старый.
“Возобновив свои работы в то утро, мы обнаружили вдруг две колонны неописуемой красоты и соразмерности; продолжая раскопки в том же направлении, мы обнаружили еще шесть пар, ни в чем не уступающих по красоте первым; все вместе они, судя по их расположению, в свое время поддерживали своды подземной галереи, которая вела в ту часть Храма, где находилось Святая Святых. Выбросив из ямы осколки камня и строительный мусор, которые мешали нашему продвижению вперед, мы наткнулись на то, что сперва показалось мне монолитом, однако ударив по нему своей киркой, я по раздавшемуся звуку понял, что за ним — ниша. Тогда мы сняли слой земли, укрывавший то, что показалось нам монолитной плитой, и увидели под ним некую небольшую постройку в форме купола; и зная, кто строил здание, сто-явшее на этом месте, и что ни одна из его частей не была построена без смысла — тайного или явного — мы решили продолжить раскопки. Когда мы вынули из купола два или три камня, нашему взору открылась ниша немалых размеров. Мы бросили жребий, кому лезть внутрь нее. Жребий выпал мне. Мои собратья обвязали меня вокруг пояса этим вервием, или тросом, чтобы помочь мне безопасно спуститься внутрь, но на тот случай, если какие-нибудь ядовитые испарения или любые другие обстоятельства подвергнут опасности мою жизнь или здоровье во время пребывания в нише, я взял в обе руки по более тонкому вервию, чтобы подавать своим собратьям заранее обговоренные сигналы, если я хотел, чтобы меня опустили ниже или же чтобы меня вытянули наружу. Затем меня опустили на вервии внутрь ниши. Опустившись на дно, я увидел рядом с собой нечто, имевшее форму пьедестала, и на нем — какие-то значки или символы, но в неясном освещении я не мог разглядеть их. Тогда я просигналил моим собратьям на землю, чтобы они ослабили вервие и, наощупь продвигаясь по гроту, я обнаружил этот свиток пергамента, письмена которого, по вышеупомянутой причине, также не сумел прочесть. Тогда я подергал вервие в правой руке оговоренным образом, и собратья мои вытянули меня наверх. Пергамент я захватил с собой. Попытавшись прочесть его письмена при свете Солнца, мы с собратьями по первым его словам осознали, что перед нами та самая Книга Священного Закона, которую обрел наш покойный Великий Мастер Моисей у подножия горы Хорев в долине Синая. Это побудило нас осмотреть весь грот. Мы расширили вход, удалив еще два простых и венечный камни, и я снова спустился внутрь. Солнце к тому времени уже достигло зенита и светило прямо вниз, в открытое нами отверстие, так что теперь я мог хорошо рассмотреть все то, что до сих пор лишь едва различал в полумраке. В середине грота я увидел белую мраморную плиту в форме алтаря всесожжения, двойного куба. Спереди на ней были выбиты первые буквы имен трех Великих Мастеров, которые возглавляли строительство Первого Храма, то есть Соломона, Царя Израильского, Хирама, Царя Тирского и Хирама Абиффа; верхний же край передней стороны алтаря был скрыт покрывалом. Со священным ужасом я приблизился, приподнял покрывало и узрел под ним, на пластинке чистого золота, То, что полагаю Священным и Таинственным Именем Бога Истинного и Живого, Всемогущего. Я тщательно снова прикрыл Его покрывалом, отступил в священном ужасе и почтении, а затем дал моим собратьям заранее оговоренный сигнал, и они снова подняли меня из грота наверх. С их помощью я снова закрыл отверстие в куполе камнями, и мы вместе поспешили к нашим старшинам, чтобы поведать о том, как и при каких обстоятельствах мы совершили наше открытие”.
Канон В.В.Кови-Крамп в своей речи, произнесенной по случаю освящения Кантабрийского Капитула (3532) в Кембридже 2-ого октября 1925 г., сказал: “Освящение масонской ложи — это важное событие; открытие капитула — еще более важное и значительное, поскольку оно знаменует собой продвижение вперед должным образом приуготовленных мастеров, готовых воспринять новые, совершенней шие истины. Известно, что Королевская Арка — венец Искусства. По совершенству своего учения, эта степень остается непревзойденной в масонских системах поощрения символического поиска. В ее учении постоянно переплетается Божественное и человеческое; в ее структуру органично вплетается все, что только есть у нас дорогого в прочих состояниях нашего существования. Более тесно, чем прочие масонские степени, эта связана с мистическими инициационными церемониями Древнего Египта и Древней Греции. Целью этих мистерий было попробовать проникнуть сквозь пелену, окружающую Будущее, и научить своих адептов с миром в душе встретить Великий Переход. Такова же истинная цель нашего Ордена. Посредством его производящих глубочайшее впечатление аллегорий человеческое сознание следует не только по пути размышлений о своей неминуемой судьбе, но и по пути испытания тех самых чувств, с которыми оно шаг за шагом продвигается в сверкающее предверие чертога Вездесущего Управителя Вселенной. Такова, при правильном ее понимании, истинная и священная суть учения Королевской Арки. В какой степени ее легенда соответствует историческим фактам, если и имеет хоть какое-то значение, то весьма малое. Язык ее образен, работа же в ней — глубоко личная. Ведь это мы сами — те, кто из изгнания, из горестной обители тьмы (символически именуемой “Вавилон”) совершаем наше извечное путешествие в поисках “небесного Иерусалима”. Ведь это мы сами — ведя свои работы среди руин низко павшего человечества, нашли венечный камень франкмасонства и получили таким образом возможность дальнейшего поиска мудрости небесных предков человека. Поскольку, в противовес материалистическому монизму, проникшему практически во всю современную философию и большую часть социальной и политической жизни людей в окружающем нас мире, масонство Королевской Арки мирно, но неустанно проповедует духовное происхождение человека и его духовную жизнь после физической кончины... Полагаясь на надежду, что люди, в итоге, обретут Милость, мы, совместно с нашими собратьями, строим (и при этом становимся им сами) совершенный Храм Славы Человечества — истинный Дом Господен. “Дом сей я славою исполню, так говорит Господь Всемогущий; и слава его превзойдет славу прежнего, и дам я ему мир, так говорит Господь Всемогущий”. Но перед тем, как это произойдет, нам всем нужно спуститься в пещеры Шеола... Проходя под арками покаяния, наше духовное сознание должно некоторое время зреть во мгле Тайны, для того, чтобы быть должным образом приуготовленным к предстоящему ему величественному зрелищу. Таинственный грот в Центре Вселенной каждый из нас должен найти сам. Таинственное и Священное имя он должен познать сам. Ибо само познание этого Имени превращает каждого познавшего в подобие самого Господа. Только так, очистившись, наши души могут обрести бессмертие (подобно психостазии мист Осириса) и получить доступ в небесный Санхедрин представленный апокалиптическими символами в наших Капитулах), а значит, в присутствие великого “Я ЕСМЬ” во всем величии Его триединства”.
Один из девизов степени Королевской Арки гласит: “Мы нашли веру в Господа, о гражданин мира!”. В этом градусе “раскрывается великое и таинственное Имя Всевышнего”. Слово же это, как утверждается в “Тайном Учении”, “составное, выглядящее как “ЯХ-БУЛ-ОН”. “ЯХ”, первая его часть, — это халдейское имя Господа, отражающее его силу и даже неосознаваемое нами величие; также это и древнееврейское слово, означающее “я есть” и “я буду”, что отражает, таким образом, настоящее, будущее и предвечное состояние Всевышнего. “БУЛ” — это ассирийское (сирийское) слово, означающее “господин” или “власть предержащий”; это слово само по себе тоже составное, и состоит из двух слов, из которых первое — “Б- “, предлог, означающий “в” или “на”, а второе — “УЛ”, т.е. “небеса” или “высоко”; таким образом, все слово вместе дословно означает “Господь Небесный” или “Господь Всевышний”. “ОН” — египетское слово, означающее “всеотец”; также это и древнееврейское слово со значением силы или власти, апеллирующее, таким образом, ко всемогуществу Всеотца. Общее же значение всего составного слова следует, таким образом, считать таким: “Я есмь и пребуду, Господь Небесный, Всеотец”.
Комментируя это утверждение, Бр.: Дж.С.М.Уорд пишет: “Четыре вышеупомянутых языка на самом деле отражают четыре различных понимания сути Всевышнего. Вавилонская концепция Господа, без всякого сомнения, практически во всем отличалась от иудейской, и ничего удивительного нет в том, что пророки Израиля и Иудеи неустанно порицали и боролись с теми из своей паствы, кто пытался поклоняться Господу под Его вавилонским именем. Присоединение вавилонского слова к древнееврейскому, несомненно, вызвало бы самый гневный протест любого из трех исторических персонажей, которых олицетворяют трое Принципов наших Капитулов Королевской Арки, поскольку они посчитали бы этот шаг уступкой идолопоклонничеству, если не святотатством... То же самое можно сказать и о египетском слове, поскольку среди многочисленных добродетелей, присущих древним пророкам Израиля — а их действительно было немало — веротерпимости все же не было, и присоединение египетского понимания Бога к своему - несгибаемо монотеистическому — было бы последним, на что они пошли бы во времена строительства Второго Храма”. В итоге, этот масонский комментатор признает, что учение Королевской Арки о природе и сущности Бога противоречит Священному Писанию. Это невероятно важное признание, подтверждающее тот факт, что почести Библии воздаются франкмасонством не до конца искренне.
Оказывается, что иудеи в те времена молили Ауна о помощи через посредство терафимов, как Иегову — через Урим и Туммим". А.Г.Макей пишет в “Лексиконе франкмасонства” (С.58): “Из всех разновидностей этого священного Имени Божества, имеющих хождение у различных народов, три представляют собой особый интерес для масонов Королевской Арки:
1. “Ях” — Это имя Бога можно обнаружить в Псалме 67:5: “...превозносите шествующего на небесах; имя ему: Господь...” (в оригинале — “Ях”). Это сирийское имя Господа.
2. “Бел” или “Ваал” — Это слово означает “господин”, “хозяин” или “властитель”; оно употреблялось многими народами Востока для обозначения Господина всего на свете и Властелина мира. Ваалу поклонялись моавитяне, халдеи, финикияне, ассирийцы и иногда даже израильтяне... Это слово часто встречается в Писании как при повествованиях об идолопоклонстве, так и в качестве составной части многих географических названий.
3. “Он” — Это имя, под которым Иегове поклонялись египтяне... Индусы пользовались словом “Аум”, или “Аун”.
Я составил эти записки об имени Господа в ассирийском, халдейском и египетском языках — соответственно, “Ях”, “Бел” и “Он” — в надежде, что мои собратья по Королевской Арке узнают их и сравнят с их же измененными формами, что даст им возможность понять ту тайну, которая лично для меня оставалась тайной за семью печатями весьма и весьма продолжительное время”. И далее: “ “Он” — древнеегипетское слово, означавшее “Солнце”, которое одно время почиталось египтянами в качестве Верховного Божества. В городе Он в Нижнем Египте располагался храм, посвященный этому божеству. В Септуагинте он назван Гелиополем (Илиополем) или “городом Солнца”, а Книге Иеремии (43:13) — Бефсамисом с тем же значением. Из Книги Бытие (41:45-50) мы узнаем о том, что фараон отдал в жены Иосифу Асенефу, “дочь Потифера, жреца Илиопольского”. Таким образом, возможным становится предположить, что “Он” — это было имя Иеговы, используемое египтянами, “Ях” — сирийцами, а “Бел” — халдеями”.
Отношение пророков Израиля к поклоняющимся Ваалу хорошо известно. “Ревность” Яхве по отношению ко всем Его так называемым “соперникам” является важной чертой идеи сущности Господа, а также естественным стражем против синкретических учений. Например, Осия в особенности обращает свое внимание на тот принцип, который иллюстрирует данное положение: “... и не узнаешь ты иного Бога, кроме Меня, и вне Меня нет Спасения...” (13:4). Самое ее драматическое отображение в Истории можно встретить в деяниях Илии. Введение в употребление иноземного культа Мелкарта Тирского во время правления Ахава было прямым вызовом поклонению Яхве, как более предательское и более постепенное введение культа ханаанских посвященных... Осия отказался почитать Яхве, почитаемого лишь группой племен, общеиудейским Богом, а также и имя “Ваал”, с которым Господа ассоциировали в то время (2:16). Именно Яхве вывел Израиль, свое детище, из Египта; именно Он есть Бог его Истории, дарующий ему все блага ханаанской Земли Обетованной, ее зерна, и вина, и масла, и шерсти, и льна (2:8-9). “Израиль так и не сумел понять, чем Яхве отличается от Ваала. Но Пророк знал разницу. Он видел, что, пытаясь поклоняться Яхве так же, как они поклонялись и другим богам, они вообще поклонялись не Ему, а тем, другим богам, которых они потеряли, о чем не переставали сожалеть. Знай и понимай они в действительности Его сущность, ошибки, допускаемые ими в обрядах поклонения можно было бы простить как несущественные. Они не благодарили бы тогда других богов за вино, зерно и масло. Им бы тогда и в голову не пришло полагать, что коль скоро Яхве может все то же, что может Ваал, ему следует и поклоняться так же, как Ваалу”.
Менее широко известно употребление слова “Он” египтянами-адептами культа Осириса. Сэр Джеймс Фрэзер сообщает, что “в соответствии с древними египетскими преданиями, сохраненными для нас Плутархом, когда Исида нашла мертвое тело своего мужа Осириса, она, вместе со своей сестрой Нефтидой начала плач по покойному, который спустя века все еще оставался образцом для всех последующих плачей по покойному: “Вернись в дом свой! — молили они. — Вернись в дом свой! О Господь Он, ты, у Кого нет врагов! О чистый юноша, вернись в дом свой, чтобы вновь увидеть меня! Я сестра Твоя, возлюбленная твоя; не покидай же меня! О милый мальчик, вернись в дом свой...”.
Весьма важно, чтобы нас не увели в сторону от основной цели нашего исследования попытки этимологического анализа этих языческих имен Бога. Например, немаловажно отметить, что само слово “Молох” имеет достаточно “безобидное” значение “царь”. Однако, как бы то ни было, одним из обрядов служения Молоху были человеческие жертвы, при которых детей бросали в пылающие печи.
Бр.: Ф. де Кастеллс утверждает, что произношение “Й(АХ)Б(УЛ)О(Н)”, приведенное в ритуале, неверно, поскольку история Асси-рии и Вавилона вряд ли была так хорошо известна в восемнадцатом веке, когда ритуал Королевской Арки проходил последний этап своего формирования. “Многие века, — пишет он, - масоны Королевской Арки или их предшественники использовали одиозную комбинацию звуков “ЙАХБУЛОН”, которая, как они утверждали, имеет такую же древнюю историю, как Вавилонская Башня или, по крайней мере, Храм Царя Соломона. Подтверждений ничему подобному найти не представляется возможным. Эта комбинация звуков — чистейшей воды их собственное изобретение; они действительно пользовались ей издревле, но не имея ни малейшего понятия, откуда она пришла к ним”. Однако, “когда удалось расшифровать клинописные памятники, немного света было пролито и на многовековую историю франкмасонства, поскольку выяснилось, что сочетание “ЙАХБУЛОН” дошло до нас из Вавилона, оказавшись определенно формулой с собственной историей”. Оказалось, что в действительности “ЙАХБУЛОН” оказался не “словосочетанием на четырех языках”, как указано в ритуале, а “формула на древнехалдейском наречии, известная ученым Вавилона еще в древнейшие времена, задолго до Авраама”. “ЙАХБУЛОН” — утверждает он, — это просто священные имена Троицы древних халдеев, прочитанные наоборот. В древневавилонских документах... обнаруженных за то время, которое прошло с тех пор, как Оливер написал ритуал Королевской Арки, указаны три имени: Ану, Бел и Эа; однако, прочтя их наоборот, мы получим нечто, напоминающее “ЙАХБУЛОН”, что также напоминает нам и о ритуальных шагах Принципов... Обратное прочтение священных имен, наверное, относится к иудейскому влиянию. Древнейшие клинописные памятники были написаны слева направо, как пишем и мы с вами; евреи же писали наоборот, справа налево. Но это не единственная причина... Священные имена принадлежали трем божествам, которые считались равными, но в то же время Ану (соответствующий, в нашем случае, “О”) был самым важным богом вавилон-ского пантеона, а за ним следовали прочие. Евреи же стремились ставить в начало словосочетания литеру “Й”, поскольку для них она соотносилась с именем Иеговы, на деле являясь не чем иным, как вариантом произношения вавилонского имени Эа... Ничего удивительного нет в том, что все словосочетание дошло до нас в весьма сильно измененном виде. Странно, наоборот, то, что они дошли до нас в столь недостаточно сильно измененном виде, что столь просто распознаются и не оставляют сомнений в своем значении”.
Архиепископ Уильям Темпл открывает свою книгу “Религия личности и жизнь общины” следующими словами: “Ни один грех так часто не осуждается в Библии, как идолопоклонство; предупреждения от его совершения переполняют Ветхий Завет и в, возможно, последних строках Нового Завета, Св.Иоанн после рассказа о своем Откровении Иисуса Христа пишет: “Сие есть Бог Истинный и жизнь вечная. Дети мои, отвратите лице свое от идолов и кумиров”. Ибо идолопоклонство не состоит в буквальном коленопреклонении перед неким материальным объектом; состоит же оно в поклонении Господу при любом ином Его понимании, чем предлагается нам в Евангелии... Идолопоклонство гибельно”. Франкмасонство гордится тем, что оно — не только благотворительное, но еще и религиозное сообщество.
“Масон обязан, в силу принесенного им обещания, быть послушным нравственному закону; и если его понимание Искусства верно, то он никогда не будет ни неразумным атеистом, ни неверующим вольнодумцем... Да будут религия любого человека и то, как он ей служит, таковы, каковы они есть, и да не будет никто исключен из Ордена, коль скоро он верует в единого Архитектора Неба и Земли и исполняет священный нравственный долг”. Без всякого сомнения, религиозные убеждения масонства лучше, чем полное отсутствие таковых. Также стоит признать, что очень многое, обладающее истинными нравственными ценностями, можно встретить в дохристианских верованиях и культах, нашедших свое отражение в масонских обрядах и ритуалах. Но для истинного христианина это не имеет значения. Возможно, правда, что “даже самые основные факты христианского Евангелия очищения... имеют языческие аналоги-антитипы”. Но все равно, “обращаться за духовным светом к этим неясным антитипам и таинственным мистериям давно ушедших веков, в то время как в Христе мы находим окончательное и самое полное откровение Господней Истины, — значит пытаться действовать за спиной Христа и бесчестить идею Воплощения”. Если, как учил Св.Павел, для христианина является смертным грехом соблюдение ритуальной части Закона Моисея, хотя этот Закон и был изначально дан Самим Господом, то не смертный ли грех для него соблюдать обычаи чисто человеческого происхождения, даже если они и стараются представить себя дополнением христианства? Св. Фома Аквинский пишет: “Как было бы смертным грехом утверждать сейчас, говоря о своей вере, что Христу еще только суждено родиться, что искренне и убежденно утверждали древние; так смертным грехом было бы и следование обрядам, которым древние следовали искренне и чистосердечно... Языческие обряды были раз и навсегда отвергнуты как неис-тинные и незаконные, запрещенные самим Богом; но обряды Закона Моисеева должны прекратить существование, поскольку они свершились до конца Страстями Христовыми, будучи установлены Господом как преддверие пришествия Христа”.
Тайны-заменители снова появляются в четвертом градусе Древнего и Принятого Шотландского Устава, называющемся “Тайный Мастер”. “Эти таинства, — пишет Канон Кови-Крамп, — носят каббалистический характер и касаются девяти имен Господа, по преданию, открытых Им Самим Моисею на горе Синай. В современной транслитерации эти имена таковы: ЭЛ, АДОНАЙ, ЭХЬЕ, ШАДДАЙ, ЙОВ, ЭЛОХИМ, ЭХАД, ОЗЗИ и ИШИ, — и хотя prima facie это всего лишь грецизированные варианты разнообразных обращений к Всевышнему, различной этимологии, все равно они — может быть и такое — сами по себе также могут быть словами-заменителями истинных имен, открытых Моисею на горе Синай (См. Исход 34:6-7), в любом случае, являясь эзотерическими терминами, относящимися к изначальному от-кровению Господа, обозначаемому каббалистами термином “Борода Макропросопуса”. Каббала признает идею первичной силы, заключенной в Божественных Именах. “В древности и широком распространении этой идеи не может быть никаких сомнений; в той или иной своей форме она признавалась практически во всем мире... В тех землях, откуда, по традиционным представлениям, происходит Каббала — т.е. в Аккаде, Халдее и Вавилоне — она занимала важнейшее и значительнейшее место в структуре веры; без всякого сомнения, из Вавилона ее вынесли израильтяне, которые и унесли ее с собой в третье изгнание. Она породила множество удивительных легенд о Царе Соломоне и его чудесах... Частью халдейского культа была также идея о том, что тот, кто владеет тайной Священного Имени бога, может оказывать влияние на этого бога. По крайней мере, перед силой этого Имени должны были склоняться демоны и злые духи”.
Тринадцатый градус Древнего и Принятого Шотландского Устава, носящий название “Королевская Арка Еноха” или “Рыцарь Девятой Арки” имеет определенное сходство с английской степенью Королевской Арки. Бр.: Уорд сообщает нам, что это “единственная степень Королевской Арки на Континенте, в то время как в Северной Америке работают также в английской степени Королевской Арки”. И тринадцатый, и четырнадцатый (тесно связанный с тринадцатым, “Шотландский Рыцарь Совершенства” или “Великий, Избранный, Совершенный и Верховный Масон”) градусы основаны на нижеследующей легенде. Енох, сын Иареда, представлял шестое поколение от Адама, и жил он в страхе и любви Божиих. Однажды Господь явился ему в видении и сказал: “Если желаешь ты узнать истинное Имя мое, встань и иди за мной, и узнаешь”. Далее привиделось ему, что вознесся он на вершину высокой горы, и над собою, на облаках, начертанное буквами из сияющего света, узрел он таинственное и ужасное Имя Господа. В ухо ему нашептано было, как верно произносить это Имя, а затем ему было строжайше запрещено кому бы то ни было передавать ныне обретенное знание. После этого он спустился в самые земные недра сквозь девять пещер, одна под другой. В последней из них он узрел, на треугольной пластинке чистого золота, в окружении лучей того же сияющего света, то же самое Неизрекаемое Имя, которое уже было ему открыто. На этом он пробудился. Восприняв это видение как откровение Истины, Енох, вместе со своим сыном Мафусаилом, вырыл в земле девять пещер, так же, как он узрел в видении, причем самая нижняя из них была вырублена ими в монолите. Затем он заказал златокузнецам треугольную золотую пластинку, украсил ее многими драгоценными камнями и впечатал в одну из сторон агатового куба. После этого он вырезал на пластинке буквы Неизрекаемого Имени и установил агатовый куб на алебастровом пьедестале на самом дне девятой пещеры. Вход в верхнюю пещеру был скрыт им, и никто не знал обо всем этом до тех пор, пока пещеры Еноха не обнаружили во время царствования Соломона три мастера: Гиблум (Адонирам), Иоаберт и Столкин. Они принесли куб с золотой пластинкой Соломону, который тогда же сказал Хираму, Царю Тирскому, который беседовал с ним, когда пришли мас тера, что еще от отца своего, Давида, слышал в свое время про сокрытие этой великой тайны. Однако до сих пор никому не удавалось обнаружить место, где было скрыто Неизрекаемое Имя Господа. Но теперь, коль скоро Имя было явлено миру, его можно было сообщить тем, чьи усердие и заслуги сделали их достойными этой великой чести. “Это истинное Масонское Слово, — сказал он при этом. — Это истинное Имя Великого Строителя Вселенной, известное мне, тебе и нашему покойному брату, Великому Мастеру Хираму Абиффу". Цари решили между собой поместить табличку с надписью в потайную нишу, располагавшуюся под Святая Святых Храма, позволив трем мастерам, которые обнаружили ее, при-сутствовать при этом и узнать истинное произношение Священного и Таинственного Имени Господа.
Далее следует легенда четырнадцатой степени, как ее приводит Бр.: Маккленахан в своей книге:
“Брат мой, в степени Королевской Арки тебе рассказали о том, как Царь Соломон велел построить грот под землей, вход куда пролегал через восемь других гротов, тоже подземных, вход в первый из которых был через длинный и узкий коридор, берущий начало во внутренних палатах дворца. Девятая арка главного грота располагалась как раз под Святая Святых Храма. В этом тайном гроте Царь Соломон совещался втайне с Хирамом, Царем Тирским, и Хирамом Абиффом. После безвременной кончины Великого Мастера Хирама Абиффа цари решили больше не спускаться в этот грот до тех пор, пока они не найдут кого-нибудь, кто мог бы занять место усопшего; до этого же времени они пообещали друг другу никому не открывать тайну Священного Имени. Когда же мастера Адонирам, Иоаберт и Столкин обнаружили пластинку с начертанным на ней Священным Именем и отнесли ее Царю Соломону, цари решили поместить ее в тайный грот, позволить трем мастерам, обнаружившим ее, присутствовать при этом, сообщить им истинное произношение неизрекаемого Имени, и в честь этих событий учредить последний градус Древнего Оперативного Масонства, назвав его “Великий, Избранный, Совершенный и Верховный Масон”. Так был снова погребен в земле агатовый куб. Вскоре после этого в этот же градус были допущены двенадцать Князей Эмет, девять Избранников и Верховный Архитектор. С тех пор тайный грот стал называться Священным Гротом (он был изначально построен Мастером Хирамом Абиффом), и никто, кроме Великих, Избранных, Совершенных и Верховных Масонов знал о его существовании, и никому, кроме них, не ведомо было иное Слово Мастера, чем слово-заменитель. Строительство Храма было завершено в 3000-м году, то есть шесть лет, шесть месяцев и десять дней спустя после того, как Царь Соломон заложил первый, краеугольный, его камень; и завершение этого строительства было отпраздновано с великими пышностью и торжественностью. Впоследствии, во время освящения Храма Царь Соломон самолично посвятил в эту степень тех двадцать пять братьев, которые упоминались выше, и именно в ходе того ритуала, свидетелем исполнения которого ты только что стал. А затем певчие и трубачи все слили свои голоса и голоса своих инструментов в едином звуке, возносящем хвалу и благодарность Господу, как бы говоря: “Хвала Господу, ибо он благ; милость его да пребудет вечно!”; и тогда облако заполнило собой весь Храм, и полное и истинное Имя Господа было произнесено полностью. На второй день состоялась встреча со всеми масонами, начиная со степени Мастера вплоть до Королевской Арки, и все пустующие в советах степеней места были заполнены братьями, получившими тогда повышение заработной платы. Третий день Царь Соломон посвятил возвышению подмастерьев и учеников. Так поступая, премудрый Царь Израильский выполнил свой долг и оказал всем свою милость, и был восславлен всеми; но позднее, когда он состарился летами, он изменился и нравом: он стал со временем глух к голосу Господа и странно непостоянен в своих волеизъявлениях и непредсказуем в поступках. Возгордившись тем, что построил Храм во славу своего Создателя, опьяненный неограниченной своей властью, он впал во всяческие грехи и безрассудства, и осквернил Храм святотатством, возжигая благовонные пожертвования, которые только Богу Живому предназначались, во славу идола Молоха. Великие, Избранные, Совершенные и Верховные Масоны видели это и в страхе Божьем безмерно печалились, ибо боялись, что такое святотатство приведет к непоправимым последствиям, приведя на них, возможно, всяческих врагов, о которых сам Соломон столь недальновидно и слышать ничего не желал. Народ Израиля, беря пример со своего царя, также перестал слушать голос Господа, и стал предпочитать поклонение Ему преклонению перед своими идолами. Чтобы примерно наказать ослушавшихся Его, Господь воспламенил сердце Навуходоносора, Царя Вавилонского, страстью к мести царству Израиля. Этот полководец выслал вперед целую армию, возглавляемую его начальником стражи, Навусарданом, которая вторглась в Иудею, огнем и мечом искоренила многих из еенарода, захватила Иерусалим, сокрушила его стены и сравняла с землей высшее проявление совершенства, Иерусалимский Храм. Народ израильский был уведен в плен в Вавилон, а захватчики унесли с собой награбленные ими сосуды из золота и серебра. Это случилось четыреста семьдесят лет, шесть месяцев и десять дней спустя после освящения Храма. После того, как город был разрушен и стерт с лица Земли, Великие, Избранные, Совершенные и Верховные Масоны вспомнили о Священном Гроте и неоценимом сокровище, которое хранилось там. Пробравшись ночью на развалины Храма, они с радостью обнаружили, что вход в грот захватчики не нашли, и что мраморная плита, прикрывавшая его, не потревожена; однако на самой плите они нашли бездыханное тело Галаада, своего верного брата и Верховного Левита. На нем лежала ответственность за охрану Священного Грота и постоянное поддержание огня в лампадах, горящих в нем... Много лет спустя, когда пришло другое время, и христианские князья вступили в союз, имеющий своей священной целью освобождение Святой Земли от поругания неверными, добродетельные и верные своему долгу масоны, преклоняющиеся перед столь святыми их намерениями, предложили крестоносцам свои услуги в качестве союзников, с тем лишь условием, что они сами изберут себе старшего из своего числа, и что имя его будет сообщено командованию Войска Христова не ранее часа решающей битвы; и получив на это разрешение, они поблагодарили воинов Христа и ушли прочь. Смелость и самоотверженность этих Избранных Рыцарей оказалась такова, что они покорили сердца всех Князей Иерусалимских, которые встали под их начало и, веруя в то, что это их таинства переполняют сердца этих мастеров верностью и отвагой, служащими добродетели и религии, возжелали быть посвященными в эти таинства. Доказав, что они достойны этой чести, они обрели право на удовлетворение своего желания, и так Королевское Искусство, познанное и высоко оцененное всеми добрыми и верными людьми, стало достославно и почетно, и распространилось повсюду, где проходили крестоносцы, продолжая распространяться вширь и далее сквозь все последующие века, пока не дошло до наших дней...".
По мнению Бр.: Пайка, идея "Господа как Бога бесконечных силы, могущества и мудрости воплощена в масонской формуле “Великий Архитектор Вселенной”, которая должна заменяться другой при переходе от символического масонства к Древнему и Принятому Шотландскому Уставу... Определенно, эта идея представляется совершенно неверной и несоответствующей действительности, пусть даже ее исповедовали пророки древнего Израиля, равно как и многие другие философы древности; сюда же относится и мастерское слово-заменитель с его значением “Что это? Это Архитектор?”. Это действительно был всего лишь заменитель слова Мастера... Истинным Словом мудрецов Древнего Израиля был Тетраграмматон; неизрекаемый, поскольку никому из иудеев не дозволено было произнести его, и никто из них не пытался это сделать; это слово, таинственно сочетая в себе мужское и женское начало, ведет нас к познанию учения мудрецов Древности, сокрытого в изображениях органов воспроизведения; учение это, так ужасно и непоправимо искаженное и ложно истолкованное впоследствии, утверждало, что все, что только ни существует в этом мире, изначально содержалось в Боге, и от Него эманировала, то есть проистекла, Вселенная; таким образом Он есть Источник и Начало всей Жизни; Активное и Пассивное Начала; Созидательный Принцип Силы и Производительная Способность; природа происходит от Бога и содержится в Боге; и так было, так есть и так будет". Это Новое Слово познается в четырнадцатом градусе, но изначально познавалось как Истинное Слово в третьей, мастерской степени. Однако оно никогда не было собственно Истин-ным Словом, поскольку “никогда оно не выражало и не подразумевало никаких из неотъемлемых признаков Божества, кроме вечного существования”.
Истинное Слово обретается и в степени Розы и Креста, то есть в восемнадцатом градусе Древнего и Принятого Шотландского Устава.
В соответствии с ритуалом, принятым Верховным Советом 33-его градуса для Англии, Уэльса, доминионов и зависимых территорий Британской Короны, кандидатов принимают в степень Розы и Креста нижеследующим образом.
Ложа Усовершенствования ритуально открывает свои работы, и кандидату сообщают, что если он желает быть посвященным в степень Князя Розенкрейцера, ему следует перед этим пройти посвящение в предыдущие семнадцать градусов Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества. Три из этих степеней он уже прошел в символической ложе. При обычном течении посвящения продвижение по остальным степеням заняло бы у него месяцы или даже годы; однако Верховному Совету 33-его градуса было угодно дать разрешение на посвящение кандидата в эти градусы одновременно и по упрощенному ритуалу. Кандидат опускается на оба колена, правую руку кладет на Библию, в левую берет меч — за лезвие, рукояткой вверх — и таким образом приносит торжественное обещание. Затем, по повелению Трижды Могучего Мастера он получает посвящение в следующие степени: 4.Тайного мастера; 5.Совершенного мастера; 6.Тайного секретаря; 7.Надзирателя и судии; 8.Надзирателя за постройкой; 9.Избранника девяти; 10.Избранника пятнадцати; 11.Совершенного избранника; 12.Великого мастера архитектора; 13. Королевской арки Еноха; 14.Шотландского рыцаря совершенства. Вслед за этим работы в Ложе Усовершенствования объявляются закрытыми, и открывает свои работы Совет Князей Иерусалимских, в котором происходит посвящение в степени: 15.Рыцарь меча или Востока; 16.Князь Иерусалимский. Затем закрывает свои работы этот Совет, и открывается Ложа Рыцарей Востока и Запада, в которой кандидат посвящается в семнадцатую степень, Рыцаря Востока и Запада. По закрытии этой Ложи открывается Капитул Розы и Креста, где происходит посвящение в восемнадцатый градус in extenso .
При посвящении же в восемнадцатый градус кандидат сперва вводится в одну из трех храмин ложи. Она вся затянута черной материей, а пол представляет собой мозаичное покрытие с черными и белыми клетками. Восток занавешен двумя черными занавесями, которые должны в нужный момент ритуала раздвинуться, чтобы позволить кандидату увидеть скрытый за ними алтарь с трехступенчатым надалтарьем. Алтарь покрыт черной материей с белой каймой, на которой нарисованы или вышиты серебряные или белые мечи. Чуть сзади и выше последней ступени располагается гобелен с изображенными на нем тремя крестами. В перекрестье планок главного, находящегося в центре, креста находится таинственная (черная) роза в терновом венце; у подножия каждого из крестов, стоящих по сторонам от главного, изображено по черепу с перекрещенными костями. На алтаре лежат Библия, меч и циркуль. По сторонам от алтаря находятся два трона, один для Весьма Мудрого Мастера, второй - для Наставника. На алтаре, перед гобеленом, у подножия главного креста кладется роза из черного крепа. В центре комнаты, на полу, находится изображение семи белых кругов на черном фоне с пеликаном в середине.
Весьма Мудрый Мастер говорит кандидату следующее:
“Увы! Ты пришел к нам в тот час, когда все мы подавлены великим горем и охвачены великой печалью. Затмение солнца вселяет ужас в наши сердца, земля охвачена трясением, рушатся скалы этого мира. Занавесь Храма разорвана надвое до самого пола, и тьма пала на наши головы. Алтари наши повержены, и Кубический Камень извергает водопады воды и крови; Пламенеющая Звезда потухла; Пастырь наш убит, и Слово утеряно. Но все равно, хорошо, что ты пришел к нам в этот час невзгод и страданий, потому что как отважный и истинный Рыцарь — мы убеждены в этом — ты поможешь нам в наших попытках восполнить нашу великую потерю, разыскать Слово, ибо лишь в этом случаем сможем мы дать тебе то, чего ты так заслуживаешь.”
Кандидат обещает братьям свою помощь и полное повиновение всем приказам, которые он может получить в ходе поисков. Тогда ему приказывают отправиться в путь и путешествовать тридцать три дня: одиннадцать на Север, одиннадцать — на Юг, одиннадцать — на Запад, — а затем вернуться на Восток и передать Весьма Мудрому Мастеру все то, что он найдет в пути. Обрядоначальник отводит его затем к Колонне Мудрости на Севере, Колонне Красоты на Юге и Колонне Силы на Западе. Каждая из этих колонн увенчана свечой, прикрытой колпаком, в котором проделаны одиннадцать отверстий; также в середине каждой колонны находится крюк, на котором висит металлическая или картонная карточка с начертанной или выгравированной на ней буквой. Когда кандидат завершает свое тридцатитрехдневное странствие, он говорит, что нашел лишь буквы “F”,”S” и “B”. Весьма Мудрый Мастер поздравляет его с успехом, который уже увенчал его труды, и сообщает, что эти буквы — первые буквы названий добродетелей, следование которым должно привести кандидата к обнаружению утраченного Слова.
После принесения торжественного обещания кандидата оставляют одного в помещении, называемом Камерой Смерти. Она убрана эмблемами смерти, и в углу ее лежит некая фигура в саване, в изголовье которой находится лампада, наполненная маслом и испаряющая с прикрепленного над ней блюдца вино с солью. Освещаться камера может свечами, расположенными за гобеленами с изображением череповс перекрещенными костями, или лампадами, расположенными внутри черепов. Через некоторое время входит Рафаил и говорит, что он послан проводить кандидата через глубины тьмы и долины смерти в обитель блаженства. Сперва кандидата встретят опасности, трудности и невзгоды; однако он не должен терять присутствие духа, поскольку он вооружен тремя уже обретенными им добродетелями: Верой, Надеждой и Милосердием.
Кандидат затем входит в Красную Храмину, т.е. в помещение, затянутое красной материей. На алтаре Красной Храмины находится восьмиступенчатое надальтарье с тридцатью тремя светочами. Алтарь убран розами. Знак креста в этой части ритуала отсутствует. Он снова появляется в помещении, где проходит агапа. На Востоке находится возвышение, покрытое красной или пурпурной материей, на котором стоят солонка, корзина с опресноками и сосуд с вином.
Весьма Мудрый Мастер берет опреснок и передает его Наставнику, стоящему слева от него. Последний разламывает его надвое, и затем они оба обмакивают половинки опреснока в соль и едят. Наставник повторяет ту же процедуру с братом слева от него, и так далее. Затем Весьма Мудрый Мастер берет в руки чашу с вином, и Наставник поворачивается к нему лицом. Весьма Мудрый Мастер говорит: “Иммануил”. Наставник ответствует: “Pax vobiscum” , — и делает знак “доброго пастыря”. Весьма Мудрый Мастер отпивает из чаши и передает ее Наставнику, который передает ее брату слева от него, и так далее. После того, как отпили все братья, Весьма Мудрый Мастер говорит: “Свершилось!”, а Наставник ответствует: “Gloria in excelsis Deo et in terra pax hominibus bonae voluntatis” .
При вхождении в Красную Храмину кандидату предлагают взойти вверх по таинственной лестнице, ведущей изо тьмы к славе и совершенству. На каждой ступени этой лестницы лежит по букве: “F”, “S”, “B”, “I”, “N”, “R”, “I”, — и каждая из них прикрыта розой. При восхождении на каждую из ступеней кандидат открывает и поднимает по одной букве.
“Весьма Мудрый Мастер: Какая добродетель ведет нас с земли на небо?
Рафаил: Вера.
ВММ.: Какая добродетель помогает нам в нужде и печали?
Р.: Надежда.
ВММ.: В чем венец всех добродетелей христианских?
Р.: В милосердии.
ВММ.: Откуда идешь ты?
Р.: Из Иудеи.
ВММ.: Мимо какой деревни лежал твой путь?
Р.: Мимо Назарета.
ВММ.: Кто вел тебя?
Р.: Рафаил.
ВММ.: Из чьего ты колена?
Р.: Из Иудина.”
Весьма Мудрый Мастер принимает от кандидата буквы, взятые им с последних четырех ступеней, и сообщает, что при помощи Веры, Надежды и Милосердия тот наконец обрел утерянное Слово. Наставник принимает от него буквы и укладывает их на Кубический Камень, лежащий на четвертой ступени надалтарья. После агапы Наставник берет с надалтарья Слово, чтобы оно не оказалось доступно взгляду профана, и прячет его.
“Наставник: Consummatum est. "
Однако перед агапой кандидат посвящается, знаменуется и утверждается Рыцарем Орла и Пеликана и Князем Ордена Розы и Креста Эредома; он получает регалии Ордена и опечатывается печатью Совершенства; ему сообщаются знаки и проходные слова этого градуса; обрядоначальник отводит его и ставит между колоннами на Западе; Вестник должным образом объявляет о посвящении нового брата и просит его занять отведенное ему место в зале собраний Капитула.
В Англии к посвящению в степень Розы и Креста допускаются только христиане. Ст. 39 “Правил и постановлений по управлению градусами от 4 до 32, включительно, под юрисдикцией Верховного Совета 33-его градуса Древнего и Принятого Шотландского Устава для Англии, Уэльса, доминионов и зависимых территорий Британской Короны” гласит: “В 18-й градус могут получить посвящение только братья, исповедующие христианскую веру. Перед посвящением Весьма Мудрый Мастер обязан подробно разъяснить кандидату значение девиза, который после посвящения должен стать и его девизом: “В(О).: С(ЛАВУ).: С(ВЯТОЙ).: И .: Н(ЕДЕЛИМОЙ).: Т(РОИЦЫ).:”, — дабы он имел точное представление о том, что от него требуется”. В других юрисдикциях, однако, братья, исповедующие другие религии, не исключаются. Наоборот, Бр.: Альберт Пайк настаивает на том, что "все градусы Д.: и П.: Ш.: У.: могут быть получены добрыми людьми любой национальности и любого вероисповедания; и любой градус, который не придерживается этого правила, который присваивается только и лишь людям той или иной веры, — не есть МАСОНСТВО, ибо оно носит вселенский характер, а есть нечто другое, с характером избирательным, а следовательно, исповедующее нетерпимость”. “Снова, — пишет он далее, — как и раньше, ты искал Свет и Истину, каковые поиски символизировали все странствия, которые ты совершил в различных масонских градусах. Поиски твои никогда не были поисками Истины какой-либо одной веры или религии. Эти поиски прошли бы впустую: ведь учение гласит, что то, что есть Истина для одного, для другого — не всегда Истина... Какое бы то ни было доказательство чего бы то ни было может полностью удовлетворить одного человека и совершенно ничего не значить для другого. Те же доводы, которые убеждают один честный, правдолюбивый и развитой разум, другому, ни в чем не уступающему первому разуму, кажутся просто голой софистикой, и ничем более. Таким образом, поиски Истины какой-либо отдельной религии превратили бы Масонство в суетную погоню ни за чем. Мы постоянно ищем и надеемся в конечном итоге обрести Великие Первичные Истины, открытые Господом первому из людей и воплощенные в древних и столь часто неверно понимаемых и истолковываемых символах Востока”.
Слово, обретаемое в степени Розы и Креста обычно выводится знаков, начертанных на табличке, прибитой к кресту над головой распятого Иисуса Назарянина, а именно: “IESUS NAZARENUS, REX IUDAEORUM”. “Однако эти слова, — пишет Бр.: Пайк, — относящие Его исключительно к одному народу и приписывающие ему титул, которого он никогда не имел и которому никогда не стремился, не могут служить нам верным толкованием этих букв, хотя они, в определенном смысле, и соответствуют истине... Другие исследователи толкуют эти буквы как начальные буквы слов “IGNE NATURA RENOVATUR INTEGRA” — “Вся природа обновляется огнем” (или “электричеством”), — что позволяет им связывать Слово с величайшей тайной Природы — законом Воспроизводства Вселенной. Масоны-алхимики и герметисты толкуют эти буквы как начальные буквы слов следующего афоризма: “IGNE NITRUM RORIS INVENITUR” — “Огнем извлекается селитра из росы”. Иезуиты, эти вечные, кровные и непримиримые враги масонства, сделали эти буквы символами собственной недостойной идеи: “I(J)USTUM NECARE REGIS IMPIOS” — “Справедливо убивать неверующих царей”, — и ничто не может быть более отвратительно для масона, чем верность этой идее. Другие же выводят эти буквы из первых букв названий четырех стихий на древнееврейском языке: “IAMAYIM” — моря или просто вода; “NOR” — огонь; “RUAKH” — ветер или воздух; “IAB(V)ASCHAH” — суша или земля... Мы же полагаем, что слово это следует толковать иначе”.
--- Оглавление ---