Введение. Тайные Общества всех времен и стран.
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Введение. Тайные Общества всех времен и стран.

 

--- Оглавление ---

 


 

 

Введение

 

 

1. Смысл и свойство тайных обществ. — Для истинных мыслителей, которым история представляется рядом удивительных целей, нет ничего случайного в жизни мира. Для них возникновение и действие тайных обществ не странные и необъяснимые явления, не временная форма, не скоротечное и неожиданное действие, но вполне ясный и предвиденный результат известных причин.

 

 

Некогда тайные общества были так же необходимы, как открытия: дерево должно иметь корень. Возле владычества силы, идолов богатства, фетишей суеверия должно было, во все века и во всех государствах, существовать место, где кончалось владычество силы, где кумирам не поклонялись более, где фетиши были осмеяны. Таким местом оказывались кабинет философа, храм жреца, подземелье сектанта.

 

 

2. Классификация тайных обществ. — Тайные общества могут быть распределены на следующие. 1) религиозные, как, например, египетские или Элевсинские таинства. — 2) военные: тамплиеры. — 3) судебные: фемы, или вемы. — 4) ученые: алхимики. — 5) гражданские: франкмасоны. — 6) политические- карбонарии. Но черта разграничения не всегда точно определена; некоторые общества соединяли с учеными целями богословские догматы, как, например, розенкрейцеры; и политические общества имеют неминуемое влияние на гражданскую жизнь. Поэтому удобнее будет разделить тайные общества на две различные группы: религиозные и политические.

 

 

3. Религиозные общества. — С самых древних времен вероисповедание имело свои тайные общества; то есть они возникли с того периода, когда истинные религиозные познания первых людей — состоявшие, надо заметить, из понятия о мироздании и Вечном Могуществе, которое произвело его, и законах, вторыми оно поддерживалось — мало-помалу стали утрачиваться в общей массе человеческого рода Истинное знание лавным образом сохранилось в древних «мистериях», хотя они и отдалились на одну степень от первобытной, врожденной мудрости, представляя только тип, вместо прототипа; именно, явления природы внешней, временной, вместо действительности природы внутренней и вечной, которой видимый мир есть одно внешнее проявление. Так как определение этого возвращенного теперь истинного знания  необходимо для уразумения многого, что составляло учение древних религиозных обществ, то мы, позднее, более подробно остановимся на этом предмете.

 

 

4. Политические общества. — Политические тайные общества были благодетельными регуляторами и предохранительными клапанами для настоящего; для будущего — могущественными рычагами. Без них драма истории состояла бы из одного монолога деспотизма, который, сверх того, лишился бы цели и не имел действия, если бы не служил к упражнению воли человека, побуждая к противодействию, вызывая сопротивление.

 

 

Каждое тайное общество есть действие размышления, следовательно, совести. Накопившееся размышление, которое определилось, есть совесть. В этом смысле тайные общества в некоторой степени служат выражением совести в истории. В каждом человеке есть Нечто, принадлежащее ему, но как будто находящееся не в нем, а так сказать, вне его. Это смутное Нечто сильнее его; он не может ни возмущаться против его владычества, ни уклоняться или бежать от его преследования. Эта часть нашего существа неосязаема; ее не достигнет ни кинжал убийцы, ни секира палача; приманками ее не увлечешь, мольбами не смягчишь, угрозами не устрашишь. Она-то создает в нас двойственность, которую мы ощущаем в виде угрызений совести. Человек добродетельный, сознающий это, находится в мире с самим собою; это смутное Нечто не гнетет его и не терзает; так точно, как в физической природе силы, действующие в человеческом теле, нечувствительны, когда действуют согласно; если же он поступает дурно, то возмущается лучшая часть его существа. Тайные общества — выражение той же двойственности, проявляющейся в народах; они то смутное Нечто в политике, которое действует на общественную совесть и вызывает угрызения, обнаруживающиеся в виде «тайного общества», мстительного и очистительного угрызения. Согласно вечным законам, оно возрождается через смерть, а свет вызывает из мрака, через огонь. Никто не видит света, каждый ощущает. Можно сравнить его с невидимою звездой, свет которой, однако, доходит до нас из области, куда вовек не ступит нога человека.

 

 

Одно из самых явных чувств, порождающих тайные общества, - это мщение, но это хорошая и мудрая месть, вовсе не сходная с личным злопамятством, неизвестным в вопросах общественных интересов; желание наказывать учреждения, не личности, поражать щей, а не людей — великая месть соединенными силами, наследство, передаваемое отцами детям, благочестивый завет любви, который освящает ненависть и расширяет пределы ответственности и нравственных правил человека. Есть законная, необходимая ненависть — ненависть ко злу, которая спасает народы. Горе тому народу, который не умеет ненавидеть, потому что зло это — нетерпимость, лицемерие, суеверие, рабство!

 

 

5. Цель политических обществ. — Цель их членов — воздвигнуть идеальный храм прогресса, оплодотворить в сердцах прозябающих или порабощенных народов зародыши будущей свободы. Это достославное здание, правда, еще не закончено и, быть может, никогда завершено не будет, но попытка, сама по себе, придает тайным обществам некоторое нравственное величие, тогда как без этой цели борьба их низводится на степень мелкой, эгоистической войны партий. Она же объясняет существование тайных обществ, хотя едва ли оправдывает их. Если спросят мое искреннее мнение, то я отвечу, что не думаю, чтобы тайные общества когда-либо исполнили, что обещают. Любя справедливость, я не могу не одобрять теоретического стремления к свободе и равенству; как существо мыслящее, сужу по опыту в прошлом и природе вещей, где добро и зло должны существовать вечно и вечно быть в борьбе, о подобное стремление также вечно должно оставаться без соответствующего практического результата. Свободе еще способствовать можно, и часто делали это—да и теперь ежедневно делают; но будь сегодня установлено всемирное, общественное и политическое равенство, едва ли оно продлилось бы по завтра. Неоспоримо, что пока люди одарены не одинаково, и страсти их не одинаковы, равенство между ними — одна мечта. Трудно назвать страну, которая извлекала бы существенную и постоянную пользу из действий какого-либо тайного политического общества. Надо заметить, что ни в одной из двух стран, пользующихся наибольшею свободой, политической и общественной, а именно в Англии и Швейцарии, не бывало тайных обществ с народным или историческим значением. Правда, когда швейцарцы свергли австрийское иго, тридцать человек заключили союз для освобождения отечества; но это были заговорщики, и даже их замыслы значительно изменились, вследствие поступков и смерти Геслера. И Тель убил, его не потому, что он, Тель, был членом тайного общества и обязан был убить его, а за то, что австрийский наместик сделал зло лично ему, угрожая жизни его сына.

 

 

6. Религиозные тайные общества. — Самые древние тайные общества образовались не столько с политической, сколько с религиозной целью, включая всякое искусство и науку; потому религия справедливо была названа археологией человеческих знаний. Сравнительная мифология сводит все внешне противоречащие и противоположные верования к одному первобытному, основному, истинному понятию о природе и ее законах; все превращения, сопоставления и разговоры одного или более богов, передаваемые в священных книгах индусов, парсов и других народов, основаны на простых физических фактах, искаженных и ложно представленных, с намерением или случайно. Истинное понимание природы было преимуществом наиболее высокоразвитого из всех человеческих племен, арийского племени, которое занимало высшую точку азиатской возвышенности к северу от Гималайских гор. К югу от них лежала долина Кашмира, с ее вечною весною, дивным богатством растительности и общими чертами природы, всего более подходившей к изображению земного рая и блаженного местопребывания в высшей степени богато одаренных человеческих существ.

 

 

7. Самый совершенный человеческий тип. — И богато одаренных именно потому, что в таком благодатном месте мог быть произведен только высший тип, так сказать, квинтэссенция той роскошной природы, с которой он составлял одно целое и потому был в состоянии постигнуть ее во всей ее полноте Подобно тому, как силы природы произвели растения и животных разных степеней развития и совершенства, так они произвели и различные человеческие типы с разными степенями развития; самый совершенный тип, как уже сказано, арийский, или кавказский, один имеет историю и один заслуживает нашего внимания, когда мы изучаем духовную историю человечества. Даже там, где кавказское племя приходит в соприкосновение и смешивается с черным племенем, как например, в Индии и Египте, развитие высшее, историческое, начинается с белого человека.

 

 

8. Причины высокого умственного развития. — Я уже говорил, что климатические и другие внешние условия благоприятно действуют на степень развития. Это общеизвестная истина относительно растений, но и человек — растение, только одаренное сознанием и подвижностью, поэтому эта истина должна быть равно применима и к нему; опыт доказывает это наделе. Его органы, особенно мозг, достигают высшего совершенства; следовательно, он наиболее способен созерцать природу и постигать ее деятельность; из того следует, что он никогда не может быть варваром, погруженным в невежество, и с самого начала, вероятно, имел познания даже выше тех, которыми так гордится теперь. Варварство в белых племенах, как я доказывал это в другом сочинении, есть только последствие погибшего просвещения. В той же работе я доказывал, чем могли быть эти познания и как они частью утратились, частью были искажены. Настоящее сочинение было бы неполно, если не включить в него хотя бы частицу моих объяснений: некогда человек имел истинное понятие о природе и ее деятельности, именно в этом причина того, почему мистерии описанных народов имеют столько общего в догматах обрядах- поэтому в них придается большое значение известным идеям и образам, и поэтому все они одинаково печальны. Святость, приписываемая во все века и во всех странах числу семь не была еще с точностью объяснена ни одним известным писателем(1), объяснение, которое я представлю, докажет, что сходство между собою религиозных и научных доктрин народов самых отдаленных должно иметь основанием общий источник, хотя загадочные и мистические формы, в которых хранились эти познания, постепенно стали казаться самими фактами.

 

 

Теперь читатель увидит, что эти замечания, цель которых он сначала, быть может, не угадывал, не чужды нашего предмета; нельзя понять происхождение и смысл того, чему поучали мистерии, не составив себе ясного понятия о первобытных познаниях и культуре человека.

 

 

9. Первобытная культура. — Из предшествующего очевидно, что я не последователь той школы, которая утверждает, что человек постепенно возвысился от состояния варварства до настоящей цивилизации. Напротив, я принадлежу к числу тех, которые в эпохе, до того отдаленной, что даже страшно подумать об этом, усматривают свет высокоразвитой культуры и могучих умственных сил. Принято за правило, что доисторические времена покрыты мраком, и люди воображают, будто при каждом шаге назад они должны углубляться в непроглядную мглу. Но если мы станем подвигаться далее и далее, не закрывая глаз, мрак будет отступать перед нами, как небосклон, к которому мы по-видимому приближаемся; новый свет прибавится к нашему свету, новые солнца загорятся, новые зори взойдут перед нами; мрак, который не что иное, как концентрированный свет, разредится в первобытное состояние, то есть свет; и так как внешность подразумевает множество, а внутренность единство — ветвей много, но корень один — так и все религиозные верования, даже облеченные1 в самые нелепые и унизительные обряды и суеверия, чем ближе мы добираемся до их источника, кажутся тем более и более очищенными и возвышенными, с более широкими взглядами, учениями и целями. Как говорит Тегнер: «kanslans grundton ar anda densamma». (Основной тон чувства всегда один и тот же.)

 

 

 

И, по выражению того же поэта, древность:

 

"...det Atlantis som gick under

Meb hogre kraft, med adlare begar.»

(Та Атлантида, которая погибла

С высшими силами и высшими целями.)   

 

 

Таким образом, этические оды о Будде и Зороастре считались предтечами учения христианства. Сам Блаженный Августин говорит: «То, что теперь называется христианской религией, существовало у древних и было присуще человеческому роду от самого начала веков до пришествия Христа, со времени которого истинная вера, уже существовавшая, стала называться христианскою».

 

 

Наконец, во всех возвышеннейших верованиях лежали в основании, хотя в различных и порой даже искаженных образах, известные идеи, в некотором смысле общие всем. Таково верование в Троицу; догмат, что «Logos» или вездесущее Слово сотворило все существующее из Ничего, поклонение огню, учение о возрождении через огонь и другие.

 

 

10. Истинное учение о природе и cуществе. — На каком познании основывалось учение мистерий? На началах происхождения всех вещей, общем состоянии, возникновении, переработке и ходе природы, вместе с единством, преобладающим на небе и на земле. Несколько лет назад это провозгласили под звуки фанфар, как новое открытие, а между тем такой древний автор, как Гомер, уже говорит в 8-й книге «Илиады» о золотой цепи, соединяющей небо и землю, золотой цепи сочувствия, невидимом, всепроникающем, всесвязующем влиянии, называемом различными именами, как-то: anima mundi, mercurius philosohorum2, лестница Якова, жизненные магнетические токи, огонь волшебника и т. д. Эти познания, благодаря пристрастию чело-века к перемене, с течением времени постепенно исказились превратными толкованиями и переполнились, так сказать, вышивками по этой канве, созданными причудливой фантазией самого человека, и таким образом возникли суеверные теории, сделавшиеся верою немыслящей толпы и не утратившие своего влияния на умы даже сегодня, держащие в духовном рабстве мириады людей, которые дрожат перед тысячами призраков, вызванных кознями духовенства и собственным их невежеством, тогда как —

 

 

Felix qui potuit rerum cognoscere causas;

Atque metus omnes etinexorabile fatum

Subjecit pedibus, btrepitumque Acherontis avari».3

 

 

 

11. Основные правила истинных познаний древних. — Из учения мистерий мы вправе заключить, что первобытные люди знали следующее, хотя в мистериях это познание уже затемнено, искажено представлением одних феноменов внешнего мира, вместо внутренних, духовных, символических истин:

 

 

I. Везде вокруг нас мы видим доказательства всепроникающей жизни, поэтому мы должны допустить, что есть всемирная, всемогущая и вседержительная жизнь.

 

 

II. За или над первобытной жизнью, составляющей основу этой системы, виден «Неизменный Двигатель», единственное сверхъестественное существо, которое Словом или «Logos» создало все из самого себя; причем не подразумевается пантеизма, так как слова говорящего, хотя из него истекающие, все же не он сам.

 

 

III. Всемирная жизнь бесконечна.

 

 

IV. Вещество вечно.

 

 

V. Это вещество — свет.

 

 

 

VI. Что проявляется внешним образом, то должно было существовать отвлеченно, испокон веков, в первообразе, который отражался в так называемом зеркале Maja индийской мифологии, откуда произошли выражения: «magus» (маг), «magia, (магия), «magic» (магизм), «image» (образ), «imagination» (воображение), все подразумевающие облечения первобытной, живой материи без образа в определенную форму, вид или существо. В новейшей теософии зеркало Maja называется Вечным зеркалом чудес, Девственницей Софиею, вечно рождающею и вечно девственною.

 

 

VII. Вечная жизнь, проявляющаяся таким образом в материи, есть разумная жизнь, и этот видимый мир управляется теми же законами, которые управляют невидимыми мирами сил.

 

 

VIII. Эти законы, согласно которым проявляется жизнь, суть семь свойств вечной природы; шесть действующих свойств и седьмое, в котором как бы отдыхают все первые шесть, совмещенные в полном равновесии или гармонии, то есть рае. Эти семь свойств, основание седмеричных чисел, встречаемых в естественных явлениях всех древних и новейших познаний, суть: 1. притяжение; 2. реакция, или противодействие; 3. кругообращение; 4. огонь; 5. свет; 6. звук; 7. тело, или совмещение всего.

 

 

IX.. Эта седмерица делится на две троицы или два полюса посредством огня — символически изображенного крестом — по середине. Два полюса составляют вечную двойственность или антагонизм в природе—так, первые три свойства материя или мрак, производящие боль и страдание, то есть ад, космически — зима; последние же три исполнены света и наслаждения, то есть рай, космически — лето.

 

 

X. Огонь — великий химик, или очиститель и претворитель природы, превращающий мглу в свет. Отсюда проистекает чрезвычайное благоговение и всеобщее поклонение огню всех древних народов; жрецы Зороастра носили покрывало на рту, опасаясь осквернить огонь своим дыханием. Под огнем, само собою, подразумевается тот небесный, электрический огонь, существование и свойство которого довольно хорошо были известны древним. Они отличали движущую силу от движимого вещества и назвали первую огненным эфиром, или духовным началом жизни, Божеством, Юпитером, Вулканом, Пта, Кнеф.

 

 

XI. Всякий свет рождается из мрака и должен пройти сквозь огонь, чтобы стать светом; другого пути нет, кроме того, который идет через мрак или смерть, или ад — идея эта выражена во всех мистериях. Как растение не может развиться до красоты цветка, листьев и плодов, не пройдя мрачного состояния зерна, схороненного в землю, где оно химически претворяется посредством огня, так и духу нельзя достигнуть полноты знания и света, не пройдя фазиса самозатмения и заключения, в котором он мучился, страдал — в котором находился, как бы в горниле, в муках рождения.

 

 

12. Ключ к мистическому учению. — Что первобытные люди имели понятие о вышеизложенных фактах, достоверно известно не по одним положительным выводам из учения мистерий, но также на основании памятников древности, которые величием мысли и единством идеала превосходят все, что исполнило новейшее искусство, или промышленность, или даже вера. Принимая это в соображение, читатель глубже вникнет в истинное значение догматов посвящения, чем могли это сделать сами посвященные. Он также поймет, что единообразие в учениях мистерий обусловливается фактом, что излагаемые догматы суть объяснения всемирных явлений природы, одинаковых на всех пунктах земного шара. Поэтому, описывая обряды посвящения, я не прибавлю к ним никаких комментариев или толкований, а просто сошлюсь на этот параграф введения, как на ключ.

 

 

13. Суть мистического учения. — Оно было теологическое, нравственное и научное. Теологическое, потому что посвященным доказывало заблуждение пошлого политеизма и заключало в себе доктрину о Единстве и будущем возмездии; нравственное, потому что его правила соответствовали словам Иисуса Христа: «Люби ближнего как самого себя», и наставлению Конфуция: «Если сомневаешься, хорошо действие или дурно, вовсе воздержись от него»; научное, потому что начала, Тайные Ордена, упомянутые выше, были в нем изложены с их естественными и необходимыми выводами, последствиями и результатами

 

 

14. Как утратилось истинное знание. — Хотя я уже упоминал несколько раз, что истинное понятие о природе, которое имели первобытные.люди, с течением времени исказилось и смешалось с заблуждениями, не лишним будет указать, каким путем это произошло. Достоверно известно, что древнейшая религия, какая встречается в письменных памятниках, это сабеизм, или гелиосо-археизм. Солнце, месяц и звезды, однако, представлялись истинным первоначальным посвященным одними наружными проявлениями и символами внутренних сил Вечной Жизни. Но такие отвлеченные истины нельзя было сделать доступными для низкого умственного уровня все прибывающей толпы, естественно более занятой удовлетворением материальных потребностей; отсюда произошло олицетворение небесных тел и от них зависящих времен года на земле Постепенно то, что сначала было просто человеческим изображением символа, стали принимать за олицетворение лица, существовавшего на земле. Таким образом, солнце, для первобытных людей, было внешним проявлением Вечной, всеподдерживающей, всеохраняющей Жизни; в разных странах и веках эта сила олицетворялась именами: Кришна, Озирис, Гермес, Геркулес и так далее; впоследствии стали считать эти образы людьми, некогда действительно существовавшими и обоготворенными за дарованные ими человечеству благодеяния. Показывали могилы этих мнимых богов, как, например, великую пирамиду, будто бы могилу Озириса; совершали празднества, цель которых, по-видимому, заключалась в ежегодном возобновлении печали вследствие их утраты. Прохождение солнца через знаки Зодиака дало повод к мифам о воплощениях Вишну, о подвигах Геркулеса и т. п.; его мнимая утрата силы зимою и возвращение ее в зимнее солнцестояние дали повод к мифу о смерти, нисхождении в ад и воскресении Озириса и Митры. Итак, что в одном веке было чистое естествознание, то в другом стало баснословием, а в третьем — сказкой с колоритом той местности, где она преобладала. Повсюду встречаемое число семь, когда утратилось понятие, что местное преобладание есть необходимый результат семи свойств природы, приписали семи известным тогда планетам.

 

 

15. Первоначальный дух мистерий и результат их упадка. — В мистериях все имело характер астрономический, но в астрономических символах скрывался более глубокий смысл. Оплакивая скрывшееся солнце, посвященные в сущности скорбели об утрате того света, влияние которого есть жизнь, тогда как действие стихий, согласно законам химического притяжения, только производит феномен смерти и уничтожения. Посвященные силятся выйти из-под владычества поработительницы — Ночи в достославную независимость дарующей свободу Софии; быть умственно погруженными в божество, то есть Свет- Адептам преподавались догматы древнего естествознания, но уразумение их должно было возникнуть в душе ученика по вдохновению. Не мертвое тело науки передавалось посвящаемому, предоставляя случаю, оживится оно или нет, но в него вдыхали живой дух. Так как больше должно было постигаться внутренним вдохновением, чем передавало устное учение, то это и было причиной постепенного упадка мистерий; идеал заменился реальностью и чисто физические элементы — сабеизм и археизм — стали их преобладающими чертами. Постоянно встречающиеся в святилищах смерти и возрождения эмблемы и напоминания, указывающие на таинство, на то, что минута высшего психического наслаждения наиболее разрушительна для телесного существования — то есть высочайшее наслаждение, как бы мимолетный взгляд в рай, — эти эмблемы и напоминания были отнесены к одной внешней природе; и ложное толкование их повело к разным верованиям или суевериям, которые наполнили землю преступлениями и бедствиями, кровавыми войнами, жестокими междоусобицами и гонениями. Кровожадные фанатики, споря о словах, значение которых не понимали сами, утверждая противные догматы, одинаково ложные с той и другой стороны, изобрели адские муки, чтобы вынудить противников усвоить их взгляды. В то самое время, когда две магометанские секты Омара и Али сражаются, чтобы решить, следует ли начинать омовение с кисти руки или с локтя, они, однако, соединяются, чтобы
разбить или обратить в свою веру христиан. Да и последние разделившись на бесчисленные секты, отличились гонениям не менее жестокими, чем когда-либо производили так называемые языческие народы. Не довольствуясь попыткою истреблять огнем и мечом турок и жидов, одна христианская секта учредила и такое судилище, как инквизиция, а противники ее, выказав такое же жестокосердие, когда достигли власти, лишали католиков гражданских прав и нередко казнили их. Обоюдною ненавистью сопровождается даже их миссионерское рвение — приносящее крайне жалкие результаты, несмотря на красноречивые отчеты, сочиняемые миссионерскими обществами в отечестве, чтобы выманивать у публики] деньги. Приведем один пример: какой-то передовой миссионер пытался заранее внушить обитателям Полинезии предубеждение против протестантов переводом «Книги мучеников- Фокса на туземный язык и наглядно объясняя ее содержание с помощью волшебного фонаря.

 

 

16. Мистерия с астрономической точки зрения. — Так как мистерии в том искаженном и бесцельном виде, в котором дошли до нас, и поныне совершаются во франкмасонстве и, главным образом, имеют астрономический смысл, несколько общих замечаний об основных началах избавят нас от множества бесполезных повторений при описании каждой отдельно. В самой древней индийской религии говорится о грехопадении человечества, вследствие вкушенного плода от древа знания, и затем изгнании его из рая. А если прочесть рассказ о грехопадении в книге Бытия, облеченный в таинственную и астрономическую оболочку, то получится нечто вроде следующего: Адам — не единичное лицо, но человек вообще, то есть человечество — и его подруга Ева — что означает жизнь — после весны и лета, проведенных в саду эдема, неизбежно! должны были достигнуть времени года, когда змея Тифон, символ зимы, указывает в небесном круге на приближение царства Зла, зимы. Аллегорическое толкование, проникшее повсюду, было причиной, что malum, «зло», также изображалось «яблоком», произведением осени, указывающим на окончание жатвы и на то, что человек снова должен обрабатывать землю в поте лица. Наступает холодная пора и ему нужно покрыться аллегорическим листом смоковницы. Небесный круг обращается человек созвездия Боотес, то же что Адам, следует за Девою, которая в руке держит ветвь с плодами и как будто заманивает или увлекает его. Священная ветвь или растение входит в состав всех мистерий. Во-первых, индийский и египетский лотос, потом смоковница Атиса, мирт Венеры, омела друидов, золотая ветвь Виргилия, розовый куст Изиды — в «Золотом Осле» Апулей возвращается к своему естественному виду, поев роз — букс Вербного воскресенья и акация масонов. Ветвь в опере «Роберт-дьявол» — это мистическая ветвь мистерий.

 

 

17. Продолжение предыдущего. — Печальный характер мистерий — Во всех мистериях мы
встречаем бога, высшее существо или необыкновенного человека, вынесшего смерть, чтобы начать новое, более славное существование; повсюду воспоминание о каком-то великом и печальном событии погружает народы в скорбь и печаль, которые немедленно сменяются живейшей радостью. Озирис убит Тифоном, Уран Сатурном; Адонис растерзан диким вепрем; Ормузд побежден Ариманом; Атис, Митра и Геркулес сами лишают себя жизни; Авель убит Каином, Бальдур Локами, Вакх исполинами; ассирийцы оплакивают смерть Фаммуза, скифы и финикияне Аммона, вся природа — великого Пана, франкмасоны Хирама, и так далее. На источник этого общего верования уже было указано.

 

 

18. Однообразие догматов. — Учение о Единстве и Троице включалось во все мистерии. Во многих религиозных верованиях мы встречаем нечто вроде подражания христианским догматам, деву, рождающую спасителя и все-таки остающуюся девой. В чисто внешнем смысле эта девственница есть Дева зодиака, и спаситель, ею рожденный, солнце; в более глубоком, внутреннем смысле, это вечный идеал, в котором вечная жизнь и разум, сила электричества и свойство окрашивать, первое поддерживающее, последнее украшающее видимое существование, воплощаются, так сказать, в бесчисленных созданиях, наполняющих мир — лучше того, сама вселенная и есть. А девственница остается тою же девственницей и ее собственное свойство не изменяется, так точно, как воздух производит звуки, свет цвета, ум мысли, нисколько вследствие того не изменяясь в существе. Бесспорно, эти начала не так полно и отчетливо выражены в учениях древних мистагогов, но основное понятие о них может быть выведено из того, чему они учили.

 

 

Во всех мистериях свет представляется рожденным из мрака. Таким образом неоднократно появляется божество, называемое то Мага-Бавани, то Кали, то Изида, то Церера, то Прозерпина. Персефона, царица неба, есть ночь, из недр которой истекает жизнь и к которой эта жизнь возвращается, тайное сочетание жизни и смерти. Кроме того, она называется еще Авророю, а в германском мифе Аврора — начало, возвращающее жизнь. Она не только ночь, но и мать солнца, то есть заря, за которою сияют звезды. Когда она служит символом, земли, как Церера, ее представляют с колосьями  Подобно; печальной Прозерпине, она прекрасна и блестяща, но так же; печальна и мрачна. Таким образом, она соединяет ночь с днем,. радость с грустью, солнце с месяцем, жар с сыростью, божественное с человеческим. Древние египтяне часто представляли божество в виде черного камня, и черный камень Каабы, которому поклоняются арабы, по описаниям, первоначально был белее снега и более блестящий, чем солнце, олицетворяет ту же мысль с прибавлением понятия, что свет предшествовал мраку.

 

 

Во всех мистериях мы находим крест — символ очищения и спасения; три, четыре и семь были священные числа, в большей части мифологий мы встречаем два стола; мистические пиры свойственны всем, так же точно, как испытания огнем, водою и воздухом, круг и треугольник, одинарный и двойной, повсюду изображают дуализм или разделение природы на полюса; во всех посвящениях неофит представлял собою доброе начало, свет, побежденный злом, мраком, и его задача заключалась в достижении прежнего превосходства, вновь родиться или переродиться через смерть и ад с его ужасами, наглядно изображаемыми в то время, как неофит проходил по семи пещерам или поднимался на семь ступеней. Все это, более глубоком смысле, означало вечную борьбу света с целью освободиться от препон материальности, которую он брал на себя, проходя сквозь семь свойств вечной природы, во второстепенном смысле, когда глубочайшее значение утратилось для человечества, это означало проход солнца через семь знаков зодиака, от Овена до Весов, как это видно во франкмасонстве в степени Королевской Арки и в лестнице с семью ступенями степени рыцаря Кадош. Во всех мистериях деятели одни и те же, олицетворяющие астрономические, или космические явления; во всех посвященные узнавали друг друга посредством знаков и условных выражений; во всех условия посвящения были одни и те же — зрелый возраст и чистота жизни Поэтому Нерон не осмелился, когда был в Греции, явиться кандидатом для посвящения в Элевсинские таинства. Во многих мистериях главный иерофант был обязан вести уединенную, безбрачную жизнь, чтобы на свободе вполне посвящать себя изучению и созерцанию небесных предметов. А чтобы достигнуть такой отвлеченности, жрецы имели обыкновение, в ранний период истории, умерщвлять плоть употреблением известных трав, которые считались одаренными свойством подавлять всякое страстное возбуждение; для охранения себя от него они порою прибегали к более сильным и решительным мерам Во всех странах, где существовали мистерии, посвящение стали считать необходимостью, как впоследствии крещение между христианами, обряд, который на самом деле был исполняем во всех мистериях Посвященные назывались эпоптами, то есть видящими вещи, как они есть, тогда как перед тем они назывались мистами, что означало совершенно противоположное. Во всех мистериях мы встречаем больше или меньше тайн, внешнее и внутреннее учение и три степени. Выдать тайны везде считалось низостью и было сопряжено с самыми тяжкими карами; оттого также во всех посвящениях кандидат должен был произносить самые страшные клятвы, что сохранит вверенные ему тайны Алкивиад подвергся изгнанию и был предан фуриям за то, что выдал мистерии Цереры; Прометей, Тантал, Эдип, Орфей подвергались разным наказаниям по той же причине.

 

 

19. Минование надобности в тайных обществах. — Благодаря самим тайным обществам, в них теперь нет уже надобности, по крайней мере в области мысли. В политике, однако, в каждом веке, встречаются обстоятельства, которые вызывают их, хотя они редко достигают непосредственной цели. Но мысль религиозная, философская и политическая, которая вызывает
у святош и дураков стремление подавить ее. потому что она нарушает их покой, только будет становиться сильнее от противодействия. Наука становится несокрушимым оплотом против вторжения догматических нелепостей, и возникает ученая церковь, где наука, а не смирение, труд, а ве истязания и посты считаются необходимыми условиями. Различные явления новейшей жизни служат тому доказательством. Если человек в течение веков умственного мрака уничтожал себя ради великого, боготворимого Всего, он не станет в лучшие времена отрицать то, чем обязан Богу; в своем поклонении Ему он изучает и чтит самого себя, разрушает фетиши и ратоборствует за истину, которая и есть слово Божие. Он не может отвергать божественного, не отвергая самого себя.

 

 

В древности разум возвышался от религии к философии, в наше время в силу крутой реакции, он возвысится от философии к религии. А люди, которые таким путем достигли веры и отбросили страх в силу своего всеобъемлющего сочувствия — такие люди суть истинные преобразователи человечества и не нуждаются ни в тайных знаках, ни в условных словах, чтобы узнавать друг друга; наоборот, они против всего подобного, потому что свобода, по их взгляду, состоит в гласности. Где преобладает свобода, таинственность уже, более не нужна для достижения всяких хороших и полезных целей, прежде она нуждалась в тайных обществах чтобы торжествовать, теперь ей нужно только открытое единство, чтобы поддерживаться. Нельзя, разумеется, утверждать, что настало время, когда можно высказывать всякую истину без опасения и клеветы, и козней, и противодействия, особенно в вопросах религиозных; далеко до того, как явствует из недавних поразительных при-меров. Слова Фауста все еще имеют свое применение: «Кто дерзнет назвать дитя его настоящим именем? Немногие, знающие об этом что-нибудь, которые не остереглись безумно раскрыть перед чернью свое переполненное сердце, обнару-жить свой взгляд, тех распинали и сжигали.. Конечно. о телесном истязании или сожжении теперь нет речи, но политика, а в особенности козни католического духовенства еще имеют в своем распоряжении несколько винтов для пальцев и раскаленных железных полос для прижигания доброй славы человека: поэтому, хотя я и сомневаюсь в политичности и, по большей части, в успехе тайных обществ, все-таки не могу отказать в дани удивления тем, которые действуют по своим убеждениям.

 

 

 


 

 

1. Исключая, разумеется, того, у кого я заимствовал мои сведения, Якова Беме относительно которого см. дальше.

2. Душа мира, Меркурий философов.


3. Счастие, кто познал причину вещей, он попрал ногами все страхи, и непреклонную судьбу, и шум алчного Ахерона.

 

 


 

--- Оглавление ---

 

 


Back to Top