Франкмасонство - это такая религия? 4. Тропа пилигрима.
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Франкмасонство - это такая религия? 4. Тропа пилигрима.

 

--- Оглавление ---

 


 

 

4.

Франкмасонство — это такая религия?

 

 

Я уже потерял счет, сколько раз мне задавали вопрос: “А что, франкмасонство, — это такая отдельная религия?” Это тот самый вопрос, который вызывает еще один, не менее существенный, вопрос: “Почему — Господи Боже мой! — вообще кто-нибудь мог подумать, что франкмасонство — это религия?”. Обычно когда я задаю этот встречный вопрос, те, кто звонит мне, говорят, что они слышали об этом в евангелической радиопрограмме или читали в антимасонском трактате или антимасонской книге. Никто из тех, кто задавал мне этот вопрос, не пришел к данному выводу путем собственных умозаключений или исходя из личного опыта.

 

 

На этот вопрос снова и снова дается один и тот же ответ: “Нет, масонство — не религия. Оно не собирается выступать в качестве религии. Оно не хочет  быть религией.” Но этот ответ обычно не достигает тех, к кому он направлен, поскольку получают его обыкновенно именно масоны, в масонских печатных изданиях, а не те массы населения, которые и являются объектами воздействия антимасонски настроенных евангелических служителей. Совершенно ясно, что нам необходима большая аудитория, готовая выступить в нашу защиту.

 

 

Вот вопрос, который смущает многих читателей и слушателей: это утверждение того, что масоны “религиозны”. Да, это так, но быть религиозным — не значит внести в сообщество свою принадлежность к какой-либо отдельной религии. Мои родители, например, были очень и очень религиозны, но это не значило, что они принадлежали  к особой конфессии. Любой проповедник Писания признает, что он очень религиозен, но всячески — и с гневом — будет отвергать обвинения в том, что он, таким образом, принадлежит к особой религии.

 

 

Обычно обвинения масонства в попытке заместить собой религию получают поддержку при помощи одной из самых крупных неправд в мире — о том, что масонство проповедует свой собственный путь к Спасению — через самоотверженный труд. Я ни разу не встречал в своей жизни масона, который верил бы в это или в то, что кому бы то ни было могло придти в голову такое умозаключение. В действительности же это довольно часто встречающееся обвинение в адрес масонства, хотя выдвигающие его столь же часто встречают контраргумент: “Но если масоны — само Зло, — то как вы объясните существование масонских больниц, специальных клиник для детей с расстройствами речи, специальной программы помощи страдающим ослабленным зрением, масонских домов престарелых, да и вообще всей масонской благотворительности?”.

 

 

Однако антимасоны отвечают: “Масонская благотворительность неугодна Господу, потому что масоны учат тому, что путь к Спасению — в усердном труде. Значит, она направлена против самого Господа”. Конечно, это полный бред, но так говорят...

 

 

Масонство позволяет каждому своему члену самому искать путь к  Спасению, и а также не предлагает для этого никаких особенных средств, возможностей или условий. Масон должен ждать этого — и это факт — от своей родной конфессии, которая должна — и это тоже факт — пользоваться его постоянной личной и финансовой поддержкой.

 

 

Раз за разом, во время посвятительных церемоний и наставлений, масон снова и снова получает указание никогда не считать свой долг перед Братством более важным и существенным, чем его долги перед его страной, его религией или его семьей. Что же касается масонской благотворительности, то вне зависимости от того, организованные ли это действия, или инициатива какого-либо одного члена Братства (например, помощь больному брату или его вдове и их детям), масонов учат тому, что никакой их дар не должен препятствовать исполнению его обязанностей перед обществом или своей семьей.

 

 

В ходе церемоний и наставлений, которые ведут посвященного к принятию звания Мастера, ему никогда не рассказывают о том, что представляют собой Рай и Ад. Никаких религиозных догм. Не упоминается и имя Сатаны. Ему никогда не рассказывают ни о каком особенном, масонском, пути к Спасению просто потому, что такового не существует.

 

 

Единственным религиозным элементом в масонстве является Книга Завета, священного для его религии, присутствующая на алтаре. Поскольку большинство масонов принадлежат к протестантской конфессии христианской веры1, это обычно Библия в английском переводе версии короля Иакова2.  Братья ложи, ее мастер или просто приятель может подарить инициируемому “Масонскую” Библию, но ее текст ни единым словом не отличается от остальных текстов Писания.  Эта Библия носит название “Масонской” только потому, что кроме Писания, она содержит краткую историю Братства и статью, поясняющую параллели между текстом Писания и некоторыми элементами масонского ритуала. Масоны-не-протестанты приносят на церемонии посвящения и повышения заработной платы Книги Священного (для них) Завета с собой.

 

 

Давайте начнем с начала. Когда некто решает стать масоном — на основе того, что он слышал, видел и испытал сам к этому времени — он должен заполнить бланк прошения, или “петиции”, который отправляется в местную масонскую ложу. Подписывая эту петицию, он непременно тем самым расписывается в том, что верует в Бога, Верховное Существо, и в бессмертие Души. В наставлении, которое он получает после церемонии посвящения в первый масонский градус, в степень Ученика, говорится, что он и только он сам имеет право выбирать свой собственный способ почитания Господа.

 

 

Также религиозным ритуалом, проводимым в ложе, является молитва. Каждое собрание масонов в ложе открывается и закрывается молитвой. Каждая трапеза также открывается молитвой. Как это часто делается Федеральным правительством (как, например, в случае с лозунгом “In God we trust!”)3, все молитвы адресуются (или, по крайней мере, должны адресоваться) Богу Отцу, чтобы смешанное сообщество христиан, иудеев, мусульман и, например, буддистов, могло совместно направлять свои молитвы Высшему Существу. Масоны молятся не только во время собраний, но и в ходе акций благотворительности, похорон усопших братьев или посещения заболевших братьев в больнице.

 

 

Ясно, что нельзя и невозможно считать масонство отдельной религией. Оно не предлагает посвященным особой, непохожей на другие точки зрения на Рай и Ад, на путь к Спасению. В ложе никто не декларирует своих религиозных убеждений и не ведет споров по поводу них. В масонстве не существует религиозной догмы. Так что это не особая религия.

 

 

Тем не менее, часто масонов обвиняют в том, что они почитают своего собственного, особого Бога, чье Имя звучит как “Великий Архитектор Вселенной”. Этот масонский термин — не есть Имя; это определение или описание, как и большинство известных нам терминов, начинающихся с “В”: Всевышний, Всемогущий, Всесоздатель, Вездесущий... Так что если слово начинается с “В”, считайте, это не Имя. Но тогда зачем масонам это определение?

 

 

Масонство, как следует из самого его названия6, символически ведет свою историю от строителей средневековых дворцов и соборов. Для различных общественных объединений и сообществ — особенно основанных на профессиональном признаке — характерно было “привязывание” Божества к своей профессии, хотя бы путем изобретения новых Его определений. Служа в армии, я однажды посетил церковную службу, которую проводил приезжий капеллан. Он обращался к Богу как к “Нашему Верховному Главнокомандующему на Небесах”. Масоны часто обращаются к Господу как к “Великому Архитектору Вселенной”, ну и что из того? Архитектор — это тот, кто проектирует здание и осуществляет руководство его строительством. Историки Соединенных Штатов именуют основателей нашего государства “архитекторами Конституции”. Определение “Великий Архитектор Вселенной” в применении к Господу имеет смысл и, в сущности, тождественно общепринятому “Создатель”. Единственное отличие этого определения от общепринятого в том, что масоны, называя Господа таким образом, предполагают, что Он создавал Вселенную, руководствуясь неким Планом, однако что это за план, откуда он появился и каким образом, не говорят.

 

 

Далее, следующее обвинение гласит, что во время церемонии посвящения в третий градус, масоны наставляют инициируемого в особом, масонском, Воскресении. Это неправда, и я уверен в том, что те, кто утверждает это, совершенно точно отдают себе отчет в том, что это неправда. Когда во время споров на эту тему я говорил своим оппонентам, что они или не совсем владеют темой обсуждения, или целенаправленно и откровенно лгут, они обычно шли на попятный. Они стремились поскорее сменить тему, поскольку не могли дальше настаивать на своих “доказательствах”, потому что таковых у них не имелось. (Их последователи никогда не требуют от них каких бы то ни было доказательств.)

 

 

Нетрудно определить, какой именно элемент масонского ритуала критики Братства считают неуместной пародией на легенду о Воскресении. Во время церемонии посвящения в третий градус будущему Мастеру рассказывают о жизни строителя Храма Соломона мастере Хираме, убитом тремя изменниками-подмастерьями, которые затем скрыли его тело в импровизированной могиле в пустыне. Ко времени его обнаружения тело уже начало разлагаться. Его вырывают из земли и перевозят в Иерусалим, чтобы там заново похоронить со всеми положенными почестями. Перенос тела из одной могилы в другую носит название “реинтермации” или просто “перезахоронения”, и он никаким образом не связан с понятием “Воскресение”.

 

 

Очень часто встречается утверждение, что масонство не может не быть религией, поскольку оно предлагает своим членам особенный погребальный обряд. Однако критики масонства никогда не упоминают о том, что масонская погребальная церемония проводится в дополнение к религиозному обряду, а никак не вместо него. Мне довелось в свое время посетить несколько церемоний похорон солдат и офицеров Корпуса Морской Пехоты, которые следовали прямо сразу за церковными панихидами, и уверяю вас, тут есть что сравнивать. Морские пехотинцы обычно в таких случаях одеты в полную парадную форму, и среди них присутствует до взвода солдат, вооруженных карабинами, которые производят прощальный салют над еще незасыпанной могилой. Гроб покрыт американским флагом. Старший офицер или просто друг покойного читает отходную молитву или произносит речь о заслугах усопшего и посвящает его душу любящему Господу. После завершения церемонии флаг снимается с гроба, складывается, по традиции, в форме треугольника и отдается на сохранение семье или близким друзьям покойного, перед тем, как гроб опускают в могилу и засыпают землей.

 

 

Означает ли это, что Корпус Морской Пехоты — это отдельная религия? Конечно, нет. Это означает только, что покойный получает последние почести от своих собратьев по оружию. Спросите своего местного шерифа или просто полицейского, случалось ли ему посещать похороны погибшего при исполнении служебных обязанностей или умершего своей смертью сотрудника службы охраны порядка и законности. Зачастую эта часть погребального обряда проводится полицейским капелланом, который может принадлежать к иной конфессии, нежели усопший. Иногда сотни и тысячи полицейских, которые, может быть, в жизни не видели покойного, посещают эту часть церемонии, которая проводится в дополнение к религиозному обряду панихиды. Таков же и дух масонской погребальной церемонии, и из своего личного опыта я знаю, насколько высоко ценят родственники и друзья покойного дань памяти тому, кого они оплакивают, возданную его собратьями по Ордену Вольных Каменщиков.

 

 

Одно из обвинений против масонства действительно затрагивает сам дух сообщества и основу его символизма. Оно состоит в том, что инициируемые приносят свои торжественные обещания верности Братству Вольных Каменщиков на Библии, поверх которой возложены циркуль и наугольник. Для масононенавистника это совершенно точно означает, что масоны ставят свое Искусство превыше Господа. Но подумайте: если вы, принося клятву говорить только правду в суде, или клятву верности законам штата при вступлении в какую-либо должность, возлагаете на библию руку, значит ли это, что вы ставите себя превыше Господа?

 

 

Наоборот, одно из обвинений против масонства сводится к тому, что оно не может не быть религией Антихриста, поскольку в зале заседаний ложи нет ни одного символа Иисуса Христа. Чего нет, того нет. Но нет в нем и символов каких-либо других религий. Это было бы неуместно в зале заседания сообщества, которое именует себя братством, особенно при условии, что особенное внимание это братство уделяет свободе совести, хотя бы в том смысле, что в ложу допускаются представители всех конфессий.

 

 

Совсем недавно было выдвинуто еще одно обвинение против масонства, сводящееся к тому, что оно преподает своим адептам нравственные уроки, иллюстрируемые при помощи орудий труда каменщиков Средневековья, например, отвеса, уровня, циркуля, наугольника, кувалды. Многие религиозные деятели протестуют против этого способа преподавания уроков нравственности, включающих в себя обсуждение таких понятий, как самосовершенствование, правдивость, честность и добрая воля, — поскольку при разговоре о них не упоминается имя Иисуса. Они определяют эти уроки как уроки “светского гуманизма”. На это обвинение не существует определенного ответа, поскольку оно само исходит из достаточно неоднозначной посылки, что вне Иисуса не может быть никакой нравственности и, следовательно, уроков нравственности тоже. Принимая во внимание тот факт, что большая часть населения Земного шара — не-христиане, мы можем только надеяться на то, что эта посылка — ложная. Все общественные светские организации советуют своим членам жить по своего рода моральному кодексу; сюда входят и “Кэпмфайер Герлз”, Американские бойскауты, клубы “4-Н”, Американская Ассоциация Игры в Бары и Американская Медицинская Ассоциация (и все их этические кодексы вполне подпадают под определение “светский гуманизм”). Однако окинув взглядом нынешнее общество, мы не можем придти к решению, которое мне кажется наиболее мудрым: по-моему, по крайней мере, следует поощрять нравственные уроки в какой форме и какими методами они ни были бы преподаны.

 

 

Честно говоря, я не знаю, имею ли я полное право рассуждать на эти темы, поскольку я не являюсь ни масоном, который полностью прошел все необходимые церемонии посвящения и выслушал все наставления, ни семинаристом, получившим достаточно хорошее образование в области христианской теологии и библейской текстологии. И эти обвинения я никаким образом не могу опровергнуть. Единственное, что я могу сделать, это предложить вашему вниманию отрывки из письменных заявлений нескольких уважаемых высокопоставленных религиозных деятелей, которые официально получили очень и очень хорошее образование в своей области. Все они были в свое время посвящены в Орден Вольных Каменщиков, прошли все три степени символической ложи и достигли высших степеней Шотландского Устава. (Все эти отрывки являются выдержками из ежемесячника Южной Юрисдикции Д.: П.: Ш.: У.: для США.)

 

 

“Франкмасонство — это не религия, хотя большинство масонов, которых я встречал в жизни, были верующими людьми и, в основном, христианами.

 

 

Во франкмасонстве не существует своей особенной догмы или своей особенной теологии. Оно не предлагает посвящаемым своего особенного Священного Писания. Оно учит тому, что у человека должна быть своя вера, которую он выбирает сам для себя, чтобы следовать ей всю жизнь — в помыслах и в деяниях. И в результате в масонской ложе друг с другом встречаются совершенно разные люди, которые совместно — во братстве и товариществе — делают великое дело под отеческим надзором Господа. Мне кажется, что истинный масон во время своей работы в ложе еще более тесными, чем всегда, узами связывает себя со своей конфессией”.

Преподобный  Д-р  Норман Винсент Пил, 33°
1025, 5-я Авеню, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк


 

“Я, лучше всего, сразу и очень кратко скажу о том, что масонство — не религия и никогда ею не было; тем не менее, масонство всегда было другом и помощником религии. За все 50 лет своего масонского и священнического стажа я ни разу не попадал в такую ситуацию, когда мои масонские воззрения вступали в противоречие с моей верой в Христа. Я никогда не считал, и не считаю сейчас, что “масонство несовместимо с христианской верой и христианской церковью”.

Епископ Карл Дж. Сандерс, 33°,
кавалер Большого Креста
Объединенная Методистская Церковь,
Дотен, штат Алабама


 

“Масонство — это не заменитель религии и не отдельная религия.

 

Я горд тем, что я — франкмасон, верующий в свободу человечества и святость человеческой жизни.

 

Я горд тем, что я — франкмасон, верующий в достоинство Божиих чад и борющийся с ненавистью и враждой, за правду, справедливость, доброту и праведность всех и для всех”.

Рав Сеймур Атлас, 32°
Синагога “Бейт Иуда”,
Уилвуд, штат Нью-Джерси.


 

“Не секрет, что Библия занимает центральное место во всех масонских обрядах, являясь одним из светочей Франкмасонства. Не секрет, что масоны любят и почитают Библию, как не секрет и то, что именно масоны  помогли сохранить ее в черные для нашей веры дни, когда неверные искали способ уничтожить ее.

 

 

Не секрет, что высоко над куполом масонского храма вечно сияет Всевидящее Око Господа Всемогущего.

 

 

Масонство признает право каждого человека на веру, которую он выбирает сам для себя и ни за что и никогда не собирается заменять собой религию или служить религией для кого бы то ни было”.

Д-р  Джеймс П. Уэсберри
Исполнительный директор
и редактор, “Воскресение”,
Баптистский Центр штата Джорджия
Атланта, штат Джорджия



 

Необходимо понимать, что все то, о чем я писал в этой главе относится только и исключительно к трем основным степеням посвящения, степеням символической ложи — Ученик, Подмастерье и Мастер. Это те степени, посвящение в которые проходят, в основном, все масоны. В последнее время гораздо более яростные атаки были предприняты против побочных масонских институтов, таких как Шотландский и Йоркский Уставы, к которым в любой стране принадлежит меньшинство масонов. По этой причине я собираюсь посвятить им отдельную главу, равно как это делают и антимасонские проповедники, зачастую основывающие свои критические выпады только и исключительно на цитатах из авторов более чем столетней давности.

 

 

Чаще всего в таких случаях цитируется уже давно покойный масонский автор Альберт Пайк. Любые попытки понять антимасонское движение, в которое влились в наше время евангелические проповедники-фундаменталисты, непременно должны быть связаны со знанием Пайка и его работ. Это был в высшей степени интересный человек, извините за каламбур.

 

 

 


 

 

1. - В Северной Юрисдикции Д.: П.: Ш.: У.: для США — Прим. перев.

2. - 1611 г. — Прим. перев.

3. -  “Вера наша — в Бога!” — девиз США как государства  и  Д.: П.: Ш.: У.: — Прим. перев.

4. -  maçonnerie (франц.) — каменщичество, каменотесное и строительное искусство.

 

 

 


 

--- Оглавление ---

 

 


Back to Top