Конвент баптистов Юга. 9. Тропа пилигрима
--- Оглавление ---
9.
Конвент баптистов Юга
“Друг на друга и брат на брата...” Эту фразу часто цитируют для иллюстрации конфликта вроде американской Гражданской войны, войны между штатами. Но также ее можно использовать для описания нынешнего положения баптистов Юга.
До сего момента, когда я пишу эти строки, в конце 1992 года, не было события, которое ввергло бы такое количество масонов во вражду, гнев и столкновения, как Конвент Баптистов Юга в Индианаполисе, Индиана, в июне 1992 г. Этот конвент принял к рассмотрению, в частности, вопрос о возможной несовместимости франкмасонства с христианством. Конвент постановил провести расследование этого вопроса, результаты какового расследования специальная комиссия должна была представить на рассмотрение конвента в Хьюстоне, Техас, в июне 1993 г.
Писатели часто избегают упоминания конкретных дат в своих книгах, чтобы те вскоре не “устарели”, однако я уверен, что к тому времени, когда вы прочтете эти строки, Конвент 1993 года еще не будет созван, обвинения против масонства не будут на нем рассмотрены, по ним не будет голосования и Конвент не заявит о своей официальной позиции по данному вопросу. Это решение может привести к тому, что баптистам-масонам Южной юрисдикции нужно будет, не откладывая, сделать выбор между своей церковью и масонской ложей.
По здравом размышлении, я понял, что это самая серьезная угроза франкмасонству за это столетие. Она останется в истории Братства, вне зависимости от конечного результата, как и должно быть. Как исследователь масонства я часто сожалел, что почти никто из хронистов не фиксировал события масонской истории “в реальном времени”, то есть одновременно с их развитием. Это “раскрывает” историю и делает ее более доступной для заинтересованного исследователя.
Такой серьезной делает эту проблему количество масонов, которые оказались вовлечены в разворачивающиеся события. Опросы общественного мнения, проведенные баптистскими организациями Юга, показали, что в тридцати восьми тысячах баптистских церквей Юга 14 % пасторов, 13 % глав миссий и 18 % председателей советов дьяконов являются, или когда-то являлись, франкмасонами. Если данные, предоставленные франкмасонами, верны, то в общем и целом, к баптистам Юга принадлежат около полумиллиона масонов, то есть 20 % всех масонов Соединенных Штатов. Самыми серьезными могут оказаться последствия для пяти тысяч проповедников-масонов, поскольку их проповедническая деятельность обеспечивает постоянный доход им и их семьям.
С финансовой точки зрения, в этом противостоянии проиграют обе стороны. Если эти масоны покинут Братство, франкмасонство потеряет 20 % постоянного дохода в форме членских взносов, равно как и миллионы долларов, вложенных масонами-баптистами в масонскую благотворительность.
С другой стороны, если эти полмиллиона масонов оставят церкви баптистов Юга, чтобы присоединиться к баптистским церквям более умеренного толка, серьезно пострадают сами баптисты Юга. Если брать за основу цифру в 10 долларов (очень, впрочем, заниженную) как обычное еженедельное пожертвование масонской баптистской семьи на нужды церкви, то баптистские церкви Юга теряют около 250 000 000 долларов в год. А так может произойти, потому что многие масоны, с которыми я разговаривал, сказали мне, что если Конвент 1993 года примет программу антимасонских действий, о которой говорилось выше, это будет служить для них доказательством того, что современные баптистские церкви Юга не представляют более учение, вскормившее и воспитавшее их, учение, в котором они увидели свое Спасение. Значит ли это, что Конвент баптистов юга в последнее время изменился? Да, совершенно точно, но для начала необходимо рассказать все с начала.
Более десяти лет горстка фундаменталистских “ястребов” боролась за власть в Конвенте баптистов Юга, и пару лет назад они ее получили. Демонстрируя эту власть, они тут же уволили практически всех главных редакторов газет и журналов южных баптистов и работников по связям с общественностью, заменив их новыми, “своими” людьми, которые отвечали новым строгим стандартам политической и религиозной “правильности”, установленным новыми лидерами. “Новое”, догматическое отношение к делу привело к существенным переменам, которые не прошли незамеченными Биллом Мойерсом, популярным телеведущим, который посвятил целый час этим головокружительным переменам в конфессии, верным проповедником веры которой он является сам.
Одна из наиболее важных перемен — это движение в сторону от независимости личной веры, которая раньше давала баптистам Юга возможность широко толковать Писание, особенно в том, что касалось положения “...каждый — сам себе священник”. То, что раньше считалось лишь руководством, стало приобретать все признаки контроля. И это не плод моего воображения. 2 сентября 1992 года газета “Tennessee Baptist and Reflector” сообщила о собрании “консервативных” (фундаменталистских) баптистских лидеров в Мемфисе, Теннеси, 20 августа 1992 г. Статья начиналась так: “МЕМФИС — Баптистские лидеры из 15 штатов встретились 20 августа, чтобы обсудить проблему расширения контроля “консервативного” направления над общинами на уровне штата”.
Другими словами, достигнув полного контроля над национальным Конвентом баптистов Юга, они теперь борются за контроль над общинами на уровне каждого отдельного штата. Как? В статье говорится: “Среди “стратегий действия” лидеров различных штатов были: избрание сочувствующих офицеров общин штатов, влияние на альтернативное назначение на ведущие посты уровня штата и федерального уровня, избрание и инструктаж посланников (делегатов) от местных церквей и влияние баптистской церкви на бизнес на уровне ассоциаций”.
Никто из фундаменталистов, борющихся за власть, ни разу не сказал: “Все, власти у нас достаточно, пора остановиться”. Это волнует и многих не-масонов, баптистов Юга, которые понимают, что если так пойдет дальше, то недалеко и до контроля над отдельными церквями.
Зная, возможно, о высказывании лорда Актона о том, что “всякая власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно”, многие “умеренные” баптисты оставили церкви баптистов Юга и присоединились к другим баптистским церквям, у которых меньше диктаторских замашек. Многие другие решили остаться и бороться. Они решили бороться за сохранение традиционных свобод отдельных церквей, которые сделали в свое время церковь баптистов Юга, возможно, самой демократичной из протестантских конфессий. Исторически сложилось так, что баптисты Юга принимали свободу вероисповедания и веротерпимость, а теперь вдруг они напали на франкмасонство за проповедь тех же самых свобод.
Цель ежегодного Конвента баптистов Юга в том, чтобы собирать на них “посланников”, или делегатов, от вышеупомянутых автономных церквей для обсуждения вопросов, представляющих собой общий интерес. Теоретически, делегаты представляют все церкви. В действительности, представлено меньше половины. Маленькие церкви просто не могут себе позволить тратиться на авиабилет, гостиницу и прочие “роскошества” трехдневного пребывания делегата на Конвенте. Недавние изменения позволили крупным церквям посылать на Конвент нескольких представителей. К сожалению, то, что планировалось как истинно демократическая организация, превратилось в организацию, полностью контролируемую крупными, богатыми общинами.
Теоретически Конвент выполняет “исполнительные, а не законодательные” функции. Конвент не имеет права вмешиваться в управление отдельными, автономными церквями. Однако именно эту цель, очевидно, преследует правящая верхушка Конвента. Все началось с относительно “безобидного” шага, то есть с запрета принимать в общины гомосексуалистов. Это было “безобидным” шагом, поскольку практически все баптистские церкви Юга резко выступают против гомосексуализма. Решение было принято после принятия двумя церквями Северной Каролины двух необычных решений. В одной из них обвенчали гомосексуальную пару; во второй рукоположили в священство семинариста-гомосексуалиста.
Запрет на гомосексуализм будет, возможно, наложен после голосования во время Конвента баптистов Юга в 1993 году. Газета “The Indianapolis Star” писала, что “решение КБЮ изменить свою конституцию было историческим”, и оно таким и было, поскольку эта конституция не менялась более ста лет. Это решение так всем понравилось, что мало кто заметил, что в нем содержится также указание на ограничение автономии отдельных церквей.
Кроме того, изменения произошли в Совете по Зарубежным Миссиям. Во время Конвента преподобный Кейт Р. Паркс, директор Совета по Зарубежным Миссиям баптистов Юга в течение двенадцати лет, объявил об уходе с занимаемого им поста. Зная о том, что думал преподобный Паркс и его единомышленники о необходимости расширения миссионерской работы в Восточной Европе, фундаменталисты-попечители Совета решили отказать в материальной поддержке всем зарубежным религиозным лидерам, не продемонстрировавшим верность фундаменталистской доктрине. Вместе с преподобным Парксом в отставку подали его заместители по делам Европы, Африки и Ближнего Востока. Объясняя причины своего ухода, преподобный Кейт Паркс заявил, что прошлая “атмосфера доверия и уважения различных точек зрения сменилась атмосферой недоверия, подозрительности, нападок и преследований”.
Пребывая именно в этой атмосфере, антимасонски настроенные фундаменталисты решили, что настало время Конвенту баптистов Юга осудить и проклясть франкмасонство.
В 1991 году некий масононенавистник предложил Конвенту резолюцию, осуждающую франкмасонство как движение антихристианское. Этим человеком был доктор Джеймс Л. Холли, врач из Бомона, Техас, президент компании “Mission and Ministry for Men, Inc.”, которую сам основал. Данную резолюцию он предлагал утвердить еще на Конвенте 1985 года, адресовав ее также Департаменту Межконфессиональных Свидетельств при Совете по Внутренним Миссиям в Атланте. Этот департамент был специально создан для того, чтобы изучать учения иных конфессий и соотносить их с духом и буквой учения баптистов Юга.
В обоих случаях Совет по Внутренним Миссиям отказался провести подобное исследование франкмасонства, поясняя, что масонство — это братская организация, а не религиозная конфессия, и следовательно, расследование не может быть проведено. Глава Департамента Межконфессиональных Свидетельств лично заявил, что в задачи его организации входит изучение религий, а не братств. С таким заключением не мог не согласиться любой масон-баптист Юга, так что рассмотрение данного вопроса было временно отложено. И оно было бы отложено навсегда, если бы не доктор Холли и его помощники.
Когда фундаменталистская фракция завладела контролем над Конвентом баптистов Юга, она создала в Конвенте атмосферу более благоприятную для резолюции доктора Холли. И Холли снова попытался провести ее, но на этот раз подготовился получше.
Он написал шестидесятистраничную брошюру “Конвент баптистов Юга и франкмасонство”. Она была опубликована его компанией “Mission and Ministry for Men, Inc.” и разослана пяти тысячам баптистским лидерам, которые должны были съехаться на июньский Конвент 1993 года в Индианаполисе. Боевое настроение сообщается книге в самом начале, где говорится о том, что вопрос об отношении баптистов Юга к франкмасонству и его совместимости с христианством будет включен в повестку дня Конвента. За три недели до конвента доктор Холли, по данным “Ассошиэйтед Пресс” публично заявлял, что масонство — это языческая религия, соперничающая с христианством. Он сообщил одному корреспонденту: “Девяносто девять процентов масонов совершенно не представляют себе, во что их втянули... Они считают его старым добрым способом поучаствовать в благотворительности и на некоторое время сбежать от жен, но они не понимают, насколько это противно христианской идее...”.
Перед Конвентом в публикациях разных штатов (у баптистов Юга нет общенационального печатного органа) появилось несколько писем редактору. Одно из писем в баптистскую газету Теннесси, в защиту масонства, в котором доктору Холли указывали на явные ошибки в его книге, было написано Фредом У. Макпиком. Макпик — масон 33-го градуса, избранный посланником на баптистский Конвент 1992 года. Ответ он получил от одного из баптистских проповедников штата. Его стоит процитировать (орфография оригинала):
“... Я протев франмасоновства... Я сделал тщательное расследование франмасоновства и прочих языческих религий...”1
(Очень жаль, что тщательное расследование не научило автора правильно писать слово “франкмасонство”, но сейчас мы не будем обсуждать его грамотность или отсутствие таковой.)
Но автор продолжает:
“Масоновство — это религия и против христианства. Оно нарушает Писание по нескольким вопросам. Оно пользуется страхом и обманом, чтобы контролировать своих членов. Оно заставляет своих членов приносить клятвы, противоречащие Библии (Иаков 5:12). Оно породило Джозефа Смита, основателя мормонства, которое пользуется многими “секретными” знаками и символами масоновства”.
И так далее в том же духе, но заканчивается письмо совершенно определенно: “Пожалуйста, сделайте доброе дело, отвергните масоновство, или же убирайтесь из Церкви!”.
Когда Фред Макпик прибыл на Конвент, он выяснил, что в дополнение к пяти тысячам экземпляров антимасонской книги, разосланным по почте религиозным лидерам, еще пять тысяч экземпляров были распространены между участниками Конвента сторонниками Холли. Для него было в новинку встретиться с таким к себе отношением, какое продемонстрировал совершенно незнакомый ему человек, подошедший к нему и сказавший, указывая на крошечный значок “Святилища” у него на лацкане: “Снимите этот сатанинский символ или покиньте этот Конвент!”.
За стенами здания, где собрался Конвент, проводил одиночную акцию протеста адепт Церкви Христа с транспарантом “Баптистские священники — Антихристы!”. В начале сессии один баптист из Техаса купил газету “Indianapolis News” с передовой статьей во всю страницу, в которой кандидат в президенты Конвента обвинялся в серьезных проступках, например, в том, что он сделал свою церковь крупным должником из-за страховки по строительству нового, большего по размеру, здания. Христианская любовь в этом случае отошла на задний план.
Естественно не пошла на пользу развитию братских связей и с такой помпой предложенная доктором Джеймсом Л. Холли резолюция против масонства. Чтобы не было споров о цитатах и их контексте, вот полный текст документа, написанного господином Холли:
“Сим Конвент баптистов Юга во время ежегодной сессии 9-11 июня 1992 года, в Индианаполисе, штат Индиана, приказывает президенту, избранному вышеозначенным Конвентом, назначить ad hoc2 Комитет для изучения совместимости христианства и доктрины баптистов Юга с организацией, называющей себя масонством, франкмасонством, масонской ложей и/или Древним и Принятым Уставом Франкмасонства. Изучение должно касаться всех и каждой из ветвей и/или лож вышеупомянутой организации. Далее, Конвент приказывает президенту назначить вышеуказанный Комитет в течение тридцати дней по окончании настоящего Конвента и возложить на данный Комитет ответственность за составление отчета и разработку рекомендаций для Конвента, долженствующего иметь место в Хьюстоне, штат Техас, в июне 1993 года”.
Доктор Холли, конечно, предложил свою кандидатуру в члены Комитета, равно как и популярный телепроповедник преподобный Джон Анкерберг, посланник от баптистской церкви “Брейнерд”, Чаттануга, Теннесси. Многие годы Джон Анкерберг является антимасоном-профессионалом (профессионалом в том смысле, что он пишет и продает трактаты и книги, записывает аудиокассеты и даже снимает видеофильмы о посвящении в степень Мастера, а все это вместе приносит его необычной “миссии” постоянный доход). Доктор Холли потребовал, чтобы ни один масон не принимал участия в работе Комитета, а это все равно что потребовать, чтобы все присяжные избирались только из друзей или родственников прокурора.
Президент КБЮ выделил на рассмотрение предложения доктора Холли только пятнадцать минут. Единственным оратором, выступившим в защиту масонства, был Фред Макпик, которому дали всего две минуты на обращение к восемнадцати тысячам посланников по вопросу, имеющему жизненно важное значение для полумиллиона масонов-баптистов. Остальные тринадцать минут были отданы доктору Холли и его другу и коллеге из Техаса. Одному человеку отключили микрофон под предлогом нехватки времени, а этим человеком был Марион Рид, масон 33-го градуса и издатель “Masonic Home Journal” из Кентукки. Среди других посланников от его штата были трое Прошлых Великих Мастеров Великой Ложи Кентукки, но они так и не получили возможности выступить.
Специальный Комитет, составленный исключительно из антимасонов, — это, конечно, прощальный поцелуй всяким перспективам действительно научного и честного расследования, но здесь доктора Холли постигло разочарование. Перед голосованием по его резолюции посланник от Флориды Элвин Роув внес в нее поправку, которая была принята. Вот она:
“Сим Конвент баптистов Юга во время ежегодной сессии 9-11 июня, в Индианаполисе, штат Индиана, приказывает Департаменту по Межконфессиональным Свидетельствам Совета по Внутренним Миссиям изучить вопрос совместимости христианства и доктрины баптистов Юга с организацией, известной под названиями “масонство”, “франкмасонство”, “масонская ложа” и/или “Древний и Принятый Устав Франкмасонства”. Изучение должно включать в себя все ветви и/или ложи вышеупомянутой организации. Далее, Конвент возлагает на Совет по Внутренним Миссиям ответственность за составление отчета и выработку рекомендаций для Конвента, долженствующего иметь место в Хьюстоне, штат Техас, 15-17 июня 1993 года.”
Таким образом, Департамент по Межконфессиональным Свидетельствам, который уже дважды заявлял о том, что считает масонство братством, а не религией, получил распоряжение провести расследование, которое отказывался провести в 1985 и 1991 годах. После голосования оратор повторил свою поправку о несопоставимости данного расследования и Совета по Внутренним Миссиям, но президент моментально оборвал его, заявив, что “Конвент сказал свое слово!”.
Доктор Холли также сказал свое слово, разъяснив, что если выводы Департамента по Межконфессиональным Свидетельствам, представленные Конвенту 1993 года, не будут совпадать с его обвинениями против франкмасонства, то он потребует не принимать эти выводы к сведению, а осудить и проклясть франкмасонство путем простого голосования.
Все указывает на то, что доктор Холли опасается, что Департамент в итоге своего расследования придет к выводам, благоприятным для франкмасонства, и эти опасения отнюдь не безосновательны. Всегда существовала вероятность того, что “следователи” в своем желании выступить в роли беспристрастных и честных ученых могут заинтересоваться историей лидеров баптистов Юга, от первого, преподобного Лансинга Берроуза, масона, героя Гражданской войны и секретаря КБЮ, до одного из последних, Абнера Макколла, также масона и президента Бэйлорского Университета, нашей гордости и виднейшего учителя баптистов Юга. В сентябре 1992 года Холли потребовал, чтобы Совет по Внутренним Миссиям отстранил от дел доктора Гэри Лизера, главу Департамента по Межконфессиональным Связям, несущего ответственность за ход расследования. Совет по Внутренним Миссиям отклонил это требование.
Непоколебимый доктор Холли вскоре вслед за этим снова предстал перед Советом с еще шестьюдесятью страницами антимасонских материалов. Однако при этом он выразил возмущение тем, что его называют (и считают) “антимасоном”. Он возражал, что он является лучшим другом масонов. Он-де их любит, потому и так жаждет спасти их души, очистив в то же время церковь. Очистив! Именно этим словом пользовался папский совет, мотивируя необходимость создания Инквизиции.
Но сходства не заканчиваются здесь. Читая душеспасительные произведения доктора Холли, легко сравнить его взгляды со взглядами палача-доминиканца, склоняющегося над своей истекающей кровью, обожженной, полузадушенной и переломанной на дыбе жертвой, чтобы сказать (с нежной улыбкой): “Сын мой, душа твоя гораздо важнее тела. Мы делаем это с тобой, потому что любим тебя”. Это уж точно.
Чтобы лучше понять всю эту ситуацию, необходимо поподробнее рассмотреть книгу, которую доктор Холли написал ради того, чтобы начать всю эту свару.
1. - В оригинале: “I am apposed to Fremasonary.... I have done an in-depth study of Fremasonary along with other pagan religions....” — Прим. перев.
2. - ad hoc (лат.) — здесь, специальный, созданный для конкретной цели. — Прим. перев.
--- Оглавление ---