Происхождение Масонства. 11. Тропа пилигрима
--- Оглавление ---
11.
Происхождение масонства
В прошлом году я был приглашенным гостем в одной часовой радиопередаче, которая растянулась в тот раз на три часа, потому что слушатели все звонили и звонили в студию. За две недели до этой передачи радиостанция начала объявлять о том, что скоро предложит вниманию слушателей передачу о франкмасонстве, и скорее всего, эта новость дошла и до местных масонских лож. Около половины звонивших представлялись масонами.
Для начала ведущий передачи попросил меня рассказать о моей книге “Рожденные в крови”. Отвечая, я рассказал ему свою теорию свою теорию происхождения масонства, которая была основана на моих многолетних исследований средневековой истории Великобритании.
Один из первых позвонивших масонов сказал: “Ваш гость в корне ошибается. Я сам масон уже пятнадцать лет и уверяю вас, масонство зародилось среди строителей египетских пирамид”.
Другой масон заявил: “Я стал масоном гораздо раньше, чем тот, кто вам только что звонил, и заверяю вас, что масонство возникло во время строительства Храма Царя Соломона под руководством мастера-каменщика, которого мы почитаем и сейчас”.
Третий масон позвонил еще через несколько минут, чтобы высказать свою точку зрения: “Я масон уже полжизни, и если вам действительно нужна правда, я вам скажу, что масонство происходит от средневековых гильдий каменщиков, которые строили великие готические соборы, первым из которых был Храм Соломона”.
Поскольку готические соборы начали строить только через полторы тысячи лет после Храма Соломона, ведущий передачи озадаченно посмотрел на меня. Я в ответ провел рукой по горлу, призывая его прервать эту дискуссию, потому что в ее ходе никто из слушателей ничего нового о масонстве не узнавал, кроме разве того, что его происхождение неизвестно или, по крайней мере, спорно.
Из всех теорий происхождения масонства определенно самой популярной является та, которая утверждает, что все началось с “оперативных” гильдий рабочих-каменщиков. Позже в эти гильдии стали принимать и не-рабочих, которые стали называться “спекулятивными” масонами. Мастера-каменщики поделились и с ними своими “тайнами”, в частности, тайнами строительства соборов в готическом стиле. Еще позже спекулятивные масоны отделились от оперативных, сформировав свои собственные организации, сохраняя “тайны” мастеров-строителей (ныне безвозвратно утерянные).
Эта теория, наверное, была порождением тех масонов, которые сочли легенду о Хираме Абиффе реальной историей, а не аллегорией. Масонские авторы того времени удивлялись тому, как такая восхитительная история прошла мимо авторов Ветхого Завета. Посвящаемым в третий градус говорили, что история о Хираме является полной и абсолютной исторической истиной. Поверив в это, они верили и в существование франкмасонства во времена строительства Храма Царя Соломона, равно как и роль в нем мастера Хирама, главного строителя Храма и первого Великого Мастера Вольных Каменщиков.
Доктор Джеймс Андерсон в Конституции первой Великой Ложи, принятой в 1723 г. заявил, что масонство зародилось при Короле Ательстане в Йорке, в Англии IX века. Позже масонские ученые не смогли подтвердить научными данными эту теорию и решили, что масонство появилось в средние века в виде ремесленных гильдий — не обращая внимания на тот факт, что эту теорию также не представляется возможным подтвердить научно.
Несмотря на недостаток научных доказательств, теория средневековых ремесленников-каменщиков завладела умами. К тому времени, когда масоны открыто заявили о себе в 1717 г. в Лондоне, история масонских символов также не была документально подтверждена: циркуль и наугольник появились в масонских трудах лишь почти век спустя. Использование орудий труда каменщика для иллюстрации нравственных наставлений — это также гораздо более поздняя традиция, если конечно вы ищете документальных подтверждений. Если это так, то значит, теория, которая заставила масонов пользоваться орудиями труда каменщиков, теперь призвана доказать их происхождение от реальных каменщиков!
Этого “доказательства”, однако, оказалось недостаточно для того, чтобы остановить поток изощренных мыслей и теорий о происхождении масонства. Некоторые утверждают, что масонство произошло от древней религии друидов Британии. Другие говорили о происхождении франкмасонов от “Steinmetzen”, немецких каменщиков, а также от древнеримских Коллегий и Компанств. Нашлись и защитники происхождения масонства от кульдеев, ирландско-шотландского монашеского ордена VIII века. Орден этот впал в немилость и был постепенно уничтожен Церковью в X веке, еще до наступления эры готической архитектуры.
Совсем недавно, после множества всяческих исследований, произведенных учеными-масонами, Аллен Робертс в Соединенных Штатах и Джон Хэмилл в Великобритании раз и навсегда просто и прямо заявили, что никто не знает и не может утверждать, что знает, где, когда, как и почему появилось франкмасонство.
Лично для меня, самый важный вопрос здесь — “почему?”. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, почему оно просуществовало в Великобритании как тайное общество несколько веков.
Нужно признать, что лично я, начиная свое исследование, был просто убежден в том, что франкмасонство при рождении ставило перед собой более значительную цель, чем стать просто клубом отдыха и полезного досуга при каменотесной мастерской. Ради этого не стоило создавать тайную организацию, которая просуществовала несколько веков.
У меня была только одна отправная точка, манускрипт “Regius”, датирующийся 1390 годом. В нем говорится, что франкмасонство — или предшествующая ему организация — существовало в Англии в XIV веке. Неприемлемость теории о происхождении масонства от средневековых каменщических гильдий стала для меня явной, когда я, изучая историю средневековой Англии, выяснил, что в этой стране в XIV веке не было каменщических гильдий. Первая английская каменщическая гильдия упоминается в документах только XVI века.
Опровергая последнее утверждение, некоторые масонские историки утверждают, что существуют документы, подтверждающие существование каменщических гильдий в XIV веке. Они цитируют свод законов, управляющих каменщическим ремеслом, принятый муниципалитетом Лондона в 1356 г. Для них это является прямым доказательством того, что гильдии вольных каменщиков существовали в то время в Англии. Однако историки-не-масоны утверждают, что этот документ является прямым опровержением такого рода заявлений, то есть доказательством того, что таких гильдий тогда не было. Они говорят, что если бы гильдия существовала в то время, она, по Хартии, имела бы право составлять свод законов сама для себя. То, что законами ведения каменщического дела впрямую занялся муниципалитет, доказывает, что не существовало центральной организации, вроде гильдии, через которую можно было бы руководить мастерами.
Споры продолжаются и продолжаются и будут продолжаться бесконечно, поскольку документальных доказательств не существует. Лично я склонен считать, что масонство родилось в тайном обществе, созданном в Англии и Шотландии для собственной безопасности беглыми Рыцарями Храма (тамплиерами), а также их помощниками и друзьями, обвиненными в ереси и отлученными от Церкви Папой Клементом V. Их Орден был уничтожен декретом Папы, они сами подвергались преследованию как отлученные от Церкви, поэтому тамплиеры оказались буквально загнанными в угол. Если бы их обнаружили, им определенно суждены были пытка и костер. Они просто отчаянно нуждались в системе паролей, опознавательных знаков и тайных встреч. (Все косвенные доказательства своей теории я более подробно излагаю в книге “Рожденные в крови”.) Некоторые масоны соглашаются с моими выводами, некоторые — нет. Однако моя теория просто заняла свое место среди десятка себе подобных, и она далеко не последняя в своем роде.
В начале 1991 года меня почтили приглашением на ежегодный банкет Ордена Филалетов, масонской научной и образовательной организации. Главным оратором в тот день был Сирил Бэтем, давний член престижной английской научной ложи “Quatuor Coronati”1 , старейшей и ведущей масонской научной и исследовательской ложи. Господин Бэтем удивил нас всех, изложив свою собственную теорию происхождения масонства, которая совершенно отличается от всех прочих.
Господин Бэтем считает, что масонство началось с тайного общества, состоящего из лишенных сана монахов после разрушения в Англии монастырей. Разрывая связи с церковной иерархией Рима, Король Генрих VIII Английский сперва, в 1536 г., распустил малые монастыри, а потом — в 1538 г. — и крупные. Король забрал в казну всю их собственность, и эти его действия, как полагает господин Бэтем, заставили монахов и приоров монашеских орденов собираться вместе в некоем тайном обществе, созданном для взаимопомощи и взаимной защиты. Его речь позднее была опубликована в двух выпусках журнала “The Philalethes”.
Меня очень обрадовало то, что некоторые настоящие масонские ученые все еще продолжают искать истину, несмотря на все трудности, связанные с полным отсутствием материальных доказательств.
Главная цель этого отступления — привлечь внимание к данному полю исследования, практически незатронутому масонскими учеными: к видимым свидетельствам, содержащимся в полотнах живописцев средних веков. При условии, что это тайное общество действительно существовало в средние века в Англии, художнику было гораздо проще скрыть следы его существования в своих полотнах, чем летописцу — на страницах исторических хроник.
Например, отлично иллюстрирует данное положение приведенная в нашей книге репродукция с картины фламандского художника Иеронима Босха “Странник”. Читатели, знакомые с работами Босха, наверняка ожидали увидеть на этом полотне страшных и отвратительных демонов. “Странник” отличается от прочих работ этого художника тем, что здесь нет демонов и чудовищ, однако вся картина буквально заполнена символами, по природе своей, вполне масонскими.
Рассмотрите эту картину поподробнее. Правая штанина Странника закатана до колена. Нужно признать, что штанина закатана из-за повязки на правой голени, однако ни при одной из известных мне несерьезных травм голени не нужно переобувать ногу в туфлю без задника, при условии, что на левой ноге — нормальный ботинок.
Лямки дорожного мешка Странника проходят не подмышками, где им следует проходить, а накинуты на плечи, “связывая” человека, как вервие связывает его при масонском посвящении. Пера на шляпе нет, хотя оно там должно быть. Перо заменено грузилом отвеса, также масонского инструмента.
Почему шляпа у него в руке, а не на голове, что гораздо удобнее? Вполне может быть, что Босх хотел, чтобы зрителю казалось, что капюшон на голове странника в любую секунду может упасть ему на лицо, ослепляя, как во время древних масонских ритуалов посвящения.2
Прямо перед Странником — странным образом сколоченные ворота. Каждый, кто знаком с деревянными сельскими калитками, знает, что деревянный брус идет диагонально, из одного угла створки в другой, формируя равные неподвижные треугольники. А брус на картине Босха поднимается над верхним горизонтальным брусом, образует верхний треугольник и заканчивается в углу створки. Таким образом, над воротами появляется наугольник мастерового.
А теперь рассмотрим картину в общем. Странник движется слева направо, то есть с запада на восток, оставляя позади грубый, невежественный мир. В дверном проеме полуразрушенной таверны стоит с кочергой в руке кухарка, и ее целует гость, положа руку ей на грудь. За углом человек мочится на стену. Во дворе свиньи едят из корыта, а собака в шипастом ошейнике замерла, решая, напасть или подождать.
Сделав несколько шагов, Странник пройдет через Ворота Наугольника в Страну мира и изобилия, которую символизирует спокойная и умиротворенная корова. На ветке, у него над головой, сидит сова, средневековый символ мудрости.
Остается вопрос мотива. Для того, чтобы узнать символы масонства до 1717 года (если оно существовало в то время), Босх должен был быть посвященным в Орден. Возможно ли, чтобы художник заинтересовался и был приглашен к участию в работах тайного общества, посвященных спасению религиозных отступников от гнева Церкви? Вполне возможно. Известно, что Босх был членом религиозного общества, на которое Церковь давно взирало в великом гневе. Его циничные изображения пьяных и прелюбодействующих священников, монахов и монахинь открывают нам человека, ненавидящего официальную Церковь, особенно если принять во внимание, что некоторые его работы были официально признаны еретическими.
Возможно, конечно, что масонские символы на его картине появились совершенно случайно, по воле случая. В таком случае, это самое большое и потому невероятное собрание масонских совпадений в одном месте. Если же символы появились здесь не случайно, то тогда эта картина является первым графическим свидетельством того, что масонский символизм зародился пятьсот лет тому назад, в конце XV века. Иероним Босх родился в 1450 г. и умер в 1516 г. За год до его смерти в Европе началось великое религиозное движение, Реформация, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил свои “Тезисы” ко вратам церкви “Schloßkirche” в Виттенберге.
Кроме того, я заметил масонские символы в лепных украшениях потолка Королевского Военно-Морского Госпиталя в Гринвиче — последнем строительном предприятии сэра Кристофера Рена. Я надеюсь пробудить интерес масонов к произведениям искусства, чтобы они, рассматривая средневековые картины, рисунки, гравюры и барельефы, настраивались на восприятие масонских связей. Возможно, новые свидетельства раннего существования масонского символизма ждут не дождутся, когда их откроют.
Масонские исследования — сами по себе незавершенный Храм. Можно только поощрять тех масонов, которые исследуют тайны Ордена, будучи убеждены в том, что ответы должны где-то быть, а также пожелать им всяческих успехов. Мы все с нетерпением ждем, когда же бесспорные документальные доказательства дадут нам возможность раз и навсегда установить, где появилось масонство и зачем.
1. - Quatuor Coronati” — (лат.) “Четверо Венценосцев”. — Прим. перев.
2. - Игра слов. Во время церемоний масонского посвящения в ранний период существования Ордена использовался капюшон, опускаемый на лицо кандидата. Это действие, “хождение под повязкой” называлось поэтому “hoodwink”, от англ. “hood” — “капюшон” и “wink” — “моргать”. В настоящее время чаще используется темная повязка, а само действие называется “blindfold”, от англ. “blind” — “слепой” и “fold” — “оборачивать”. — Прим. перев.
--- Оглавление ---