Папка Масонских идей. 14. Тропа пилигрима
--- Оглавление ---
14.
Папка масонских идей
В мире массовой продажи, изучения рынка, рекламы и отделов по связям с общественностью, в котором я провел первые свои годы, в мире бизнеса, я наблюдал постоянные поиски творческой атмосферы, свежих идей и концепций. На это творческое мышление настраивали, в частности, так называемые “мозговые штурмы”.
Гигантское различие между “мозговым штурмом” и “идейным танком” в том, что во время “мозгового штурма” все появляющиеся мысли носят позитивный характер. Любая негативная реакция любого участника “мозгового штурма” на высказывание другого его участника немедленно прерывается председательствующим, звонящим в колокольчик или свистящим в свисток. На это у него есть пара весомых причин. Одна из них в том, что не все участники “мозгового штурма” по своей природе решительны, и поэтому спор у них можно выиграть, просто “взяв горлом” или использовав власть, а не за счет здравого смысла и логики. Жертва такого нападения чаще всего сразу “уходит в себя” и вовсе исчезает для группы. Другая проблема в том, что в каждой группе встречаются люди, первая реакция которых на новую идею всегда негативна. Они стараются компенсировать острым неприятием всех чужих идей отсутствие собственных; хотя позже они могут вернуться и яростно отрицать, что ранее не доверяли своим коллегам.
Зачастую бывали, конечно, весомые причины, по которым предложения отвергались, но все они появлялись потом, чтобы не мешать свободному потоку идей. Например, для претворения в жизнь идеи требовалось слишком много денег, она была чересчур дикой, ну и так далее, однако эта идея всегда могла стимулировать творческое мышление в группе, которая в конечном счете могла выработать и оригинальный, и практичный проект.
Именно в этом духе я предлагаю здесь несколько собственных идей. Может быть, они не подойдут масонским организациям, которым я их предлагаю, но, как я надеюсь, они стимулируют творческое мышление тех, кто лучше меня знаком с существующим положением вещей. Если так, я буду просто счастлив.
Начать с того, что в большинстве университетских городков никто ничего не знает о масонстве, хотя каждый год масонские организации учреждают немало стипендий. Почему бы не пролить побольше света на эту деятельность? Реклама этих стипендий проходит в университетских газетах и журналах самым мелким шрифтом. Мне кажется, что объявление о каждой стипендии в университетской газете должно занимать место, в четыре-пять раз больше визитной карточки. В нем должны воздаваться почести студенту или студентке, удостоенным этой стипендии. Нужно принимать во внимание тот факт, что многие не знают масонских корней многих организаций (например, “Святилища”), так что в объявлении нужно упомянуть и об этом. Например:
Франкмасоны штата Пенсильвания
поздравляют
Кэтлин М. Уинслоу
За отличные достижения удостоенную
стипендии
стипендиального фонда
долины Питтсбурга
Древнего и Принятого Шотландского Устава
Франкмасонство в целом и организация, учредившая стипендию, здесь четко указаны. Неплохо также изобразить в объявлении перекрещенные циркуль и наугольник и с этого начать созидание положительного образа Братства в глазах студентов. Мисс Уинслоу порадуется, а все остальные студенты узнают, что существую такие люди, франкмасоны, и что они поддерживают высшее образование. Наверняка несколько студентов позвонят в контору Долины и спросят, каковы требования к стипендиату.
Конечно, весьма желательно было бы вступить в контакт с молодыми людьми еще до их студенческой поры; и это возможно. Это нужно начинать в ложе, самим масонам. В ответ на мои вопросы, почему масоны не рассказывают о Братстве своим сыновьям и внукам, они часто отвечали мне:
“Им это неинтересно, да и я не знаю, с чего начать”.
Я предлагаю решение этой проблемы. В восемнадцать лет слишком поздно, потому что в это время голова у молодых людей забита до отказа, и все не тем. Даже в пятнадцать-шестнадцать лет уже поздно, потому что это время открытия существования противоположного пола, время начала последнего обратного отсчета до получения водительских прав... Мне кажется, двенадцать лет — идеальный возраст для разговора с сыном или внуком о масонстве, и самого серьезного.
Ложа может раз в год назначить день для собрания всех сыновей, внуков, племянников и прочих родственников братьев, достигших двенадцати лет. Для простоты давайте предположим, что один брат ложи приводит с собой одного своего сына, рассчитав, чтобы тот приехал в ложу ко времени официального закрытия работ. Очень важно представить себя последующую сцену глазами двенадцатилетнего мальчика, для которого эта церемония будет невероятно новой и таинственной.
Отец представляет его Привратнику, который немедленно сообщает о его приходе кому-то внутри зала собраний. Когда все готово, Привратник стучит в дверь, и отца с сыном встречают и подводят (Только не хватайте мальчика за руку!) к Досточтимому Мастеру.
Досточтимый Мастер: Добро пожаловать, брат Миллер. Кто этот молодой человек, коиего привел ты с собою в древние стены масонской ложи?
Отец: Досточтимый Мастер, это мой сын Дэвид. Он отличник у себя в школе, очень любит футбол и плавание. Он часто помогает матери по дому и мне по хозяйству. Мы очень гордимся им, и я хотел бы представить его своим масонским братьям.
Д.М.: Дэвид, добро пожаловать. Мы все масонские братья твоего отца. Садись сюда. Дэвид, тебе эта комната, наверное, кажется необычной. Однако все в ней имеет свое значение, даже расположение стульев, и обо всем этом тебе расскажут, если, по достижении двадцати одного года, ты решишь последовать стопами отца и стать масоном.
Пока же ты видишь в этой комнате две знакомые тебе вещи. Библия здесь потому, что все масоны веруют в Бога. А флаг нашей страны здесь потому, что все масоны любят свою страну. Многие масоны сражались и погибли за нее.
Веруя в Бога, масоны считают, что всякое важное дело надо начинать с испрашивания благословения на него у нашего Создателя. К этому мы сейчас и перейдем.
Предлагаемый текст молитвы:
Дорогой Отче наш Небесный, мы собрались здесь сегодня для того, чтобы почтить Дэвида Миллера, сына нашего уважаемого брата Чарльза Миллера. Впереди у Дэвида — долгая и плодотворная жизнь, и мы молим Тебя даровать ему здоровье и успех во всех его предприятиях, пока он будет учиться и искать свою судьбу в этом мире. Скоро он станет мужчиной. Помоги же ему стать хорошим и счастливым человеком. Аминь.
Все: Да будет так!
Д.М.: А теперь, Дэвид, как у нас принято, мы почтим флаг нашей страны.
Клятва верности Флагу.
Дэвид, мы, собравшиеся здесь, — всего лишь малая часть масонских братьев твоего отца во всем мире. Нас более пяти миллионов в Братстве, которое существовало еще до образования этой страны и еще до того, как Колумб открыл Америку. О многих масонах ты слышал на уроках истории в школе. Вот всего лишь несколько примеров. Брат _____________ , прочти нам, пожалуйста, список масонских братьев отца Дэвида, которые бывали Президентами Соединенных Штатов.
Брат ____________ : Дэвид, вот масонские братья твоего отца, Президенты Соединенных Штатов: (зачитывает список).
Д.М.: Спасибо, Брат ____________ . Дэвид, мы знаем, что ты учил в школе историю нашей страны и знаешь многих ее героев. Узнай же теперь, что многие герои нашей страны также были масонскими братьями твоего отца. Брат _____________ , прочти, пожалуйста, Дэвиду список всего лишь некоторых из масонских братьев его отца, которые участвовали в созидании и сохранении этой страны.
Брат _____________ : Дэвид, вот всего лишь некоторые из героев американской истории, которые гордились принадлежностью к масонскому Братству, со времен Американской революции до освоения космоса: (зачитывает краткий список, начиная с Вашингтона, Франклина и Поля Ривера и заканчивая, например, Баззом Олдрином).
Д.М.: Спасибо, Брат ______________ . Дэвид, тебе предстоит еще многое узнать о франкмасонстве: о масонских детских больницах, о домах престарелых и о другой масонской благотворительности. Сегодня мы не будем отнимать у тебя время, рассказывая об этом, но если захочешь что-то узнать, просто поговори с отцом. Он рад будет все тебе рассказать.
Посмотри на всех собравшихся здесь. Помни, что все они — масонские братья твоего отца. Они всякий раз придут ему и тебе на помощь, если это будет нужно.
И хватит на сегодня о серьезном. Спасибо тебе за то, что пришел к нам, потому что твой отец много рассказывал о тебе, и мы очень хотели с тобой повстречаться. А сейчас мы вместе поужинаем, а для тебя у нас есть еще кое-что интересное.
Каждое собрание мы начинаем с молитвы, а заканчиваем благословением.
Призыв к благословению.
Все: Да будет так.
За трапезой нужно что-нибудь подарить мальчику. Пусть это будет, например бейсбольная кепка с перекрещенными циркулем и наугольником, потому что ее-то он не забросит за шкаф. Вся церемония не должна занимать больше 30-45 минут, чтобы зря не томить подростка.
Мальчик придет домой и расскажет матери, сестрам и братьям, что он испытал в тот вечер. А о чем он будет разговаривать с приятелями в школе на следующий день? Говоря о членстве, он еще девять лет не будет иметь права подавать прошение о нем, но ведь есть здесь и преимущества. Он больше не будет чувствовать себя исключенным из этой части жизни отца. А с другой стороны, его отец не сможет больше оправдаться фразой “Я не знаю, как ему это объяснить”. Весьма вероятно, что сын сам поднимет этот вопрос. А когда сын услышит о том, что отец сегодня вечером идет в ложу, он будет знать, где это и что это. Это ему будет приятно.
Есть и другой способ расширить знания членов семей самих масонов о Братстве. О нем я впервые упомянул во время работы Мастерской Великих Мастеров 1992 года. Несколько Великих Мастеров писали мне с тех пор, что они у себя попробовали, и у них получилось, поэтому я привожу эту идею и здесь.
Зная об объеме масонской благотворительности и ее разнообразии, легко предположить, что многие масоны время от времени делают благотворительные взносы. Возможно, для них это вопрос личных предпочтений. Они просто заполняют чеки и отсылают их. Я же предположил, что делая так, они лишают всю свою семью возможности принять участие в этом прекрасном деянии активного сострадания.
План предельно прост. На семейном совете, например, в воскресенье за ужином, поднимите этот вопрос, в присутствии детей: “Я знаю, что детям-инвалидам очень нужна помощь. А другие дети хотят научиться читать и писать, но не могут. Есть и старики, которые не могут себе позволить операцию, а потому слепнут. Наверное, им следует помочь, как вы считаете?” Трудно себе представить, что ответ будет отрицательным.
Отсылая чек, сопроводите его письмом, в котором будет говориться следующее (без курсива, конечно):
“Семья Маккормиков, выражает вам благодарность за все то, что вы делаете, помогая нуждающимся. Получите наш чек на пятьдесят долларов. Желаем вам успеха во всех ваших предприятиях.”
Под письмом следует подписаться всем членам семьи, умеющим писать. Платить дополнительно не надо. Теперь вся ваша семья приняла участие в масонской благотворительности. А дети, кроме того, в самом раннем возрасте учатся делиться и заботиться о других. (А если у вас взрослые дети, подключайте и внуков.)
Один масон, попробовавший так сделать, был просто поражен реакцией родственников, особенно девятилетней дочери. Он говорил: “Она всем про это растрезвонила, соседке, школьной учительнице, учительнице воскресной школы... да всем, кто слушал!”. Она сама и ее отец очень поднялись в ее глазах. Какая огромная награда за такое малое усилие!
Причина, почему я так подчеркиваю необходимость участия членов семей в масонской деятельности, в том, что я в последнее время удивительно часто говорю с членами масонских семей и понимаю, сколько неверной и искаженной информации они получают. Некоторые члены семей всем этим интересуются, но чаще это их просто раздражает. Одна девушка сказала мне: “Мой отец всю жизнь был масоном и ни разу ничего об этом не рассказал ни маме, ни мне. Это что, вообще, такое?”. А один юноша вторил ей: “Я его [отца] спросил об этом, а он ничего не мог мне ответить. Ну и что? А я ему ничего о себе не рассказываю”. (Что же говорить о шансах этого молодого человека стать масоном?) Одна женщина жаловалась мне: “Каждый раз, когда мы что-нибудь делаем поодиночке, мы все рассказываем друг другу, кроме тех случаев, когда он идет к масонам на встречу. Тогда вдруг оказывается, что это не моего ума дело”.
Неужели все масонские жены чувствуют себя так? Нет, конечно. В любой группе, в которую входят более двух с половиной миллионов человек, естественно встречаются как разнообразные личности, так и разнообразные типы семейных отношений. Огромное количество масонов почти обо всем информируют своих жен, а более миллиона масонских жен, сестер и дочерей входят в околомасонский Орден Восточной Звезды. Но в этой области существуют еще обширные области совершенствования, что я понял из сотен разговоров с масонами и членами их семей.
Во-первых, когда масона принимают в Орден, он должен рассказать жене и старшим детям о том, что это за общество и за какие принципы оно выступает. Не только я считаю так, и в некоторых Великих Ложах уже разработали соответствующие программы. Одна Великая Ложа посылает письмо жене каждого вновьпосвященного Ученика. Другая организует семинары, на которые новый масон может пригласить жену. Эти усилия, пусть и очень ценные, малочисленны и рассеянны по всей стране, так что они оказывают влияние только на ограниченное количество масонских семей.
Семинар, или неформальная встреча, — наверное, самый эффективный способ рассказать женам о масонстве, особенно если программа подразумевает, что жены имеют право задавать вопросы. Поскольку Учеников бывает обычно не больше двух-трех за раз, такие семинары следует сделать ежегодным мероприятием. Пока же можно сделать еще кое-что, причем, в первый же вечер пребывания нового члена в звании Ученика Вольного Каменщика.
По моему мнению, это должна быть недорогая карточка, содержащая основные принципы масонства, чтобы новый член Ордена мог отнести ее домой и показать членам семьи, священнику или любому своему другу, которого это заинтересует.
Это может быть простая горизонтальная двойная поздравительная открытка. (Оптом они стоят копейки.) На обложке можно изобразить циркуль и наугольник, оставить место для имени вновьпосвященного, а далее написать что-то вроде следующего:
Поздравляем
___________________________________
Вступившего в Древний Орден Франкмасонов
и принявшего нижеизложенные принципы
(Предлагаемая формулировка — и здесь и далее, — это просто модель. Ее можно пересматривать и переправлять в зависимости от нужд конкретной Великой Ложи. )
Основные принципы Франкмасонства
Каждый франкмасон подтверждает свою веру в Бога и в бессмертие Души.
Франкмасон верует в то, что то, как именно он поклоняется Богу, — это его дело, и только его, а как поклоняются Богу другие франкмасоны, — это их дело, и только их. Соответственно, франкмасоны твердо верят в свободу вероисповедания.
Франкмасонство не предлагает какого-то пути к Спасению. Каждому масону следует искать его там, где он поклоняется Богу, что Братством только поощряется и всячески одобряется.
Поскольку религия и политика так часто вызывают раздоры между людьми, эти вопросы запрещены к обсуждению в масонской ложе.
Франкмасонство ищет возможности свести всех людей всех вероисповеданий вместе в Братстве, основанном на взаимном уважении, чтобы совместно трудиться на благо нуждающихся.
Если религия масона требует от него жизни, наполненной заботой и помощью людям, менее удачливым в этой жизни, франкмасонство предложит ему разнообразные способы претворения в жизнь его сострадательной страсти. В этом вопросе масонство стремится стать идеальным соратником любой нравственной религии.
Франкмасон никогда не должен ставить свои обязанности по отношению к масонству выше своих обязанностей по отношению к своей семье, к Богу и к своей стране.
Несколько экземпляров нужно всегда держать наготове, на случай если новый масон захочет отослать отдельные экземпляры священнику или другу-не-масону, продемонстрировавшему заинтересованность данным вопросом. Если у кого-то возникнут какие бы то ни было вопросы по поводу содержащихся в карточке данных, новый брат имеет полное право на них все ответить.
Лучше всего то, что все, о чем говорится в этой части главы, может раздавать Секретарь ложи. Ложа должна чаще принимать совместные решения, поскольку в этом — корень любой масонской деятельности.
У меня есть и другие мысли о работе на уровне символической ложи, но поскольку символическая ложа так важна в масонстве вообще, мне кажется, мне лучше всего изложить их отдельно.
--- Оглавление ---