«О том, насколько все, что говорится о Боге без знания Знака, немо и лишено понимания», — Якоб Бёме
--- Оглавление ---
Глава I
О том, насколько все, что говорится о Боге без знания Знака, немо и лишено понимания.
А также о том, что Знак всецело заключен в разуме человека, и составлен согласно сущности всех вещей.
1. Все, что бы ни было сказано, написано или помыслено о Боге без знания знака, немо и лишено понимания; поскольку происходит исключительно от высказанной догадки, исшедшей из уст другого человека, в то время как дух без знания нем; однако, если дух откроет ему знак, тогда он уразумеет речь другого; и далее он уразумеет, как дух проявился и раскрылся (избежав сущности и воспользовавшись принципом) в звучании голоса. Поскольку, не смотря на то, что я вижу, как кто-то говорит, поучает, проповедует и пишет о Боге, и не смотря на то, что я читаю и слушаю все то же, все-таки и этого недостаточно для меня, чтобы понять его; однако, если его звучание и дух исходят из его знака, и подобное входит в подобное, которым обладаю я, и запечатлевает свое подобное в моем подобном, в таком случае я в действительности и основательно способен понять его, будь то сказано или написано, если он обладает молотом, который может ударить в мой колокол.
2. Посредством сего мы узнаем, что все человеческие свойства происходят из одного; что у всех них есть только один источник и мать; в ином случае человек не мог бы понять звучания другого, поскольку звучание, или речь, является формой, которая записывает звук и запечатлевает себя в подобии другого; подобный тон или звук ловит и движет другим, а также в звуке дух запечатлевает свое собственное подобие, которому он дает начало в сущности и приводит к форме в принципе.
3. Для того, чтобы слово было понято в том духе, который в нем заключен (Или же сформировал его сам; или же изначально выразил с помощью него. - прим.), как в благом, так и в злом; с данным знаком он входит в другую форму человека, и пробуждается в другом данную форму в знаке; и так обе формы взаимно усваивают друг друга в одной форме, и тогда является одно осмысление, одна воля, один дух, а также одно понимание.
4. И тогда уже мы понимаем, что знак или форма не являются духом, но сосудом, вместилищем, или шкатулкой, в которой располагается дух; поскольку знак помещается в сущность, и подобен лютне, что покоится безмолвно, и в действительности является вещью немой, которую невозможно ни услышать, ни понять; однако, если на ней играют, тогда ее форма становится понятной, и ясным становится, в какую форму и тон она помещена, и к воспроизведению какого звука она расположена. Точно так же и знак природы в форме является немой сущностью; он подобен изготовленному музыкальному инструменту, на котором играет воля духа; струны, которые он затрагивает, звучат согласно их свойству.
5. В человеческом разуме знак составлен в наиболее истинной манере, согласно сущности всех существ; и человек более ничего не желает, кроме как пришествия мудрого мастера, который сможет заставить звучать его инструмент, истинный дух высочайшей власти вечности; если он оживет в человеке, тогда станет производить движение и действовать в центре его разума, и заиграет на инструменте человеческой формы, и тогда даже форма зазвучит (Через уста. - прим.) звуком, что находится в слове, и, так как его инструмент был изготовлен во время его инкарнации (Или зачатия. - прим.), то он способен звучать, и это звучание будет знанием; внутреннее проявляющим себя в звучании слова, поскольку оно является естественным знанием разума самого себя.
6. Человек в действительности обладает всеми формами трех миров, которые заложены в нем; поскольку он является совершенным образом Бога, или же Существом всех существ; это порядок, который был помещен в него во время его инкарнации; и в нем существуют трое мастеров-рабочих, которые изготавливают его форму [или знак], которая является тройным законом, согласно трем мирам; они состязаются за форму, и форма обретает то или иное сложение согласно ходу этого состязания; тот, кто из мастеров одерживает господство, и обладает ее сутью, так и настраивается инструмент, иные же оказываются сокрыты, и звучат лишь следом, когда звучание оказывается проявленным.
7. Как только человек рождается в этом мире, его дух играет на его инструменте, и его врожденная подлинная форма [или знак] в благом и в злом видна посредством слова и речи; когда звучит его инструмент, согласно чувствам и мыслям, которые проистекают из сущности его разума, и внешний дух его воли проявляется в его поведении, как то можно видеть, и в людях, и в животных; есть существенное различие в процессе порождения, поскольку брат с сестрой не сходны друг с другом.
8. Далее нам следует знать, что, хотя властью обладает один закон, и устанавливает форму согласно себе, все же два других закона так же издают свое звучание, если на инструменте производится игра; поскольку, как можно заметить, как множество людей, так и множество животных, хотя и расположены к благому или к злому, все же направляются к злому или к благому посредством противоположного тона, и часто позволяет своему врожденному знаку [или символу] пасть, когда противоположный тон играет на его сокрытой лютне, или форме; поскольку мы видим, что злой человек зачастую является движимым добрым человеком, чтобы раскаяться и прекратить совершать безнравственные поступки, когда добрый человек прикасается к его сокрытому инструменту и издает на нем звуки с помощью его кроткого и любящего духа.
9. То же происходит и с добрым человеком, когда злой человек издает звучание на своем сокрытом инструменте с помощью духа его гнева, тогда форма гнева вызывается также и в добром человеке, и тогда один становится против другого, и может послужить лекарством для него и исцелителем. Поскольку сущностный знак, как форма жизни, составляется во время проявления закона зачатия, он истинно является его природным духом; поскольку он прорастает из сущности всех этих трех принципов, и посредством воли он действует и проявляется, исходя из своего свойства.
10. Однако, в данном случае воля может быть и сломлена; поскольку, когда является более сильный, и вселяет свой внутренний знак, издавая собственное звучание и проявляя дух своей воли, тогда высший властитель теряет свою силу, право и власть; это мы видим на примере могущественного влияния солнца, как посредством своей силы оно вселяет в горький и кислый плод сладость и приятность; так же человек добрый портится в дурном общества, а также хорошее растение не может в достаточной мере показать свои действительные и истинные достоинства в дурной почве; как в добром человеке пробуждается скрытый злой инструмент, так и растение получает противоположную сущность из земли; и так доброе часто обращается в злое, а злое обращается в доброе.
11. Теперь обратим внимание на то, что находящееся во власти и господстве качества означено и отмечено внешне в своей наружной форме, знаке, или символе; человек в своей речи, воле и поведении, а также в форме членов, которыми обладает, и которые использует в соответствии со своим знаком, свою внутреннюю форму имеет проявленной в форме своего лица (В своей внешности, или в чертах своего лица. - прим.); то же относится и к животным, растениям и деревьям; каковы вещи выражены внешне [в своих врожденных достоинствах и качествах], так же они означены и внешне; и не смотря на то, что зачастую вещь меняется от злого к благому, и от благого к злому, все же ее внутренняя природа, являющаяся благой или злой [то есть, то самое изменение изменение] можно распознать.
12. Человек познается по его ежедневным занятиям, а также с помощью его образа действий и речам, которые он ведет; если высший инструмент выражен в наибольшей степени, в таком случае всегда слышится именно его звучание. То же происходит и с диким животным, которое, приученное к благоговейному страху, и будучи прирученным, приведенное к иным качествам, не так свободно проявляет свою начальную форму, будь она вызвана, и затем она разрушается и предоставляет место иным формам.
13. То же происходит и с растениями, произрастающими из земли; если растение будет перенесено из дурной почвы в хорошую, в таком случае вскоре оно обретет более сильный стебель, более приятный аромат и силу, и проявит свою внутреннюю сущность вовне; не существует в природе ничего, что было бы создано или рождено, однако все исключительно проявляет свою внутреннюю форму вовне, поскольку внутреннее постоянно трудится и работает с целью стать проявленным. Как мы можем видеть это посредством силы и формы этого мира, одна-единственная сущность проявила себя с помощью внешнего рождения, обладая желанием обрести подобие, и проявилась во множестве форм и очертаний, которые мы наблюдаем в звездах и элементах, равно как и в живых существах, в деревьях и растениях.
14. По этой причине величайшее понимание находится в знаке, с помощью которого человек (то есть, образ величайшего свойства) может не только познать себя самого, но также может изучить сущность всех сущностей; поскольку посредством формы всех существ, их побуждений, склонностей и желаний, а также посредством их звука, голоса и речи, которую они произносят, узнается сокрытый дух; так как природа явила всем вещам свой язык согласно его сущности и форме, а язык или звук возникают из сущности, и закон этой сущности формирует качество сущности в голосе или свойстве, которое оно передает животным в виде звука, а первичным существам (Растениям. - прим.) в виде запаха, свойства и формы.
15. Все обладает устами для своего проявления; это и есть язык природы, с помощью которого всякая вещь говорит о своих свойствах, а также непрестанно проявляется, выражается и формирует себя в соответствии с тем, что является благим или полезным; и каждая вещь проявляет свою мать, которая таким образом дарует существование и волю форме.
Перевод © Eric Midnight, для журнала «Пламенеющая Звезда» и сайта Teurgia.Org, 2011-2012 гг.
--- Оглавление ---