Первая часть, Восьмая Глава, Франкмасонство в Шотландии — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Первая часть, Восьмая Глава, Франкмасонство в Шотландии — Жан-Мари Рагон

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

 

МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ

 

Глава VIII


ФРАНКМАСОНСТВО В ШОТЛАНДИИ

 

В Шотландии ложа Кильвиннинг жалуется в 1744 году на то, что в перечне, установленном Великой Ложей Эдинбурга, она значится лишь под № 2, тогда как в качестве наиболее древней и материнской ложи Шотландии, по ее мнению, она обладала правами на первое место. Великая Ложа устанавливает, что поскольку ложа Кильвиннинг не привела никакого основания, утверждающего право ее старшинства, и наоборот, ложа капеллы Святой Марии произвела таковое, восходящее к 1598 году, то последняя имеет право писаться первой.

Ложа Кильвиннинг была очень оскорблена этим решением. Она потеряла свои звания, хотя скорее она ими никогда не обладала; но она осознавала, что являлась самой древней корпорацией Шотландии; следова-тельно, необходимо ей быть записанной первой, принимая во вниманиетобщественную знаменитость, либо воздержаться от включения в перечень лож, поскольку, в противоположность им, она не могла подтвердитьтсвоего происхождения аутентичными документами. Это обстоятельство, способное внести смуту, не произвело подобного последствия.

Мы ясно видим, что Великая Ложа не воспринимала ни ее позицию, ни ее прав; ее устройство ей этого не позволяло: она занимала место верховной власти в новом установлении; итак, каковыми были мнимые ложи посада Кильвиннинг, капеллы Святой Марии и другие мастерские рабочих сообществ свободных масонов, являвшиеся уснувшими (см. выше) в 1695 году и пробужденными с теми же самыми званиями несколько лет спустя после 1736 года, даты введения в Шотландии Франкмасонства, под эгидой Великой Ложи Эдинбурга? Очевидно, что они оставались чуждыми сообществами и не имели никакого отношения к Франкмасонству. Посему не было никакого иного метода соблюсти их внесение в таблицу, кроме как даты их принятия в новые мистерии: древность аннулированной из-за своей неоднородности организации не могла иметь здесь никакого значения.

Продолжаем любопытное рассмотрение легенды, в которой шла речь о ложе Кильвиннинг.

Долгое время спустя, так называвшаяся материнская ложа перенесла свой центр в Эдинбург, где она установилась под наименованием ВЕЛИКОЙ КОРОЛЕВСКОЙ ЛОЖИ и ВЕЛИКОГО КАПИТУЛА ЭРЕДОМА КИЛЬВИННИНГА, предоставив управление и ведение трех символических степеней ВЕЛИКОЙ ЛОЖЕ СВЯТОГО ИОАНА, находящейся также в Эдинбурге, и сохранив за собой право сообщать высшие степени и образовывать капитулы (1).

Эта Великая Ложа принимает наименование королевской или королевского Ордена, поскольку в прошлом короли Шотландии, сообщает легенда, руководили корпорацией рабочих масонов, от которых, как считается, происходят шотландские масоны; и поскольку король Роберт Брюс, основатель Ордена Чертополоха, покровительствовал этой корпорации, постольку взял для себя и своих наследников титул Патрона или Великого Мастера.

Со времени присоединения Шотландии короли Англии обладают правом по причине сего Великих Мастеров королевского Ордена Эредома (по легенде).

Работы этой Великой Ложи руководились депутатом Великого Мастера, бравшего название управляющего (gouverneur) под характерным именем Wisdom (премудрость); способ incognito введен в Шотландии иезуитами.

РАЗЪЯСНЯЕМ И ПОДЫТОЖИВАЕМ. Иностранные масоны-строители, укрывавшиеся в Шотландии, использовались при строительстве в 1150 году башни аббатства Кильвиннинг в селении того же наименования; память эпохи сообщает, что их язык был неизвестен местным жителям. Эта маленькая корпорация возникла сама по себе; другие появившиеся брали свои названия уже от повсеместно признанного братства; сообщество Кильвиннинга, став первым образовавшимся средоточием, присвоило себе собственной властью качество МАТЕРИНСКОЙ ЛОЖИ и выдавало конституции рабочим обществам. И поскольку короли Шотландии покровительствовали этой профессии (как, впрочем, и все другие), постольку она прибавила к своему названию наименование КОРОЛЕВСКОЙ, которое могло, возможно, быть пожаловано всякой шотландской корпорации, а не только одной фракции. Обыкновение распространяться стало для нее правом обладания. Мы знаем, что ее современные сторонники пишут, будто в 1314 году эта ложа была возведена в ранг ВЕЛИКОЙ КОРОЛЕВСКОЙ ЛОЖИ ЭРЕДОМ или ЭРОДОМ (у них здесь разночтения) Робертом Брюсом, королем Шотландии, который основывает по этому случаю орден своего имени (Эредом или Эродом) в пользу франкмасонов (их не существовало, читайте рабочих-масонов), сражавшихся за него. Ложа Кильвиннинга никогда не могла обеспечить аутентичным доказательством данную шотландскую сказку. Так называемые франкмасонские писатели в течение долгого времени делали из Шотландии плодородную Гасконь, знамя которой, отмеченное знаменитой башней, реет над горой Эредом или Эродом, невидимой в Шотландии.

Что принесла эта ложа в новое установление, когда после усыпления в течение сорока одного года (1695 год) (2) она была вызвана 30 ноября 1736 года на общее собрание в Эдинбург для участия в деле организации здесь ФРАНКМАСОНСТВА, уже действовавшего в Англии, Франции и Ирландии? Тридцать две корпорации или ложи, откликнувшись на этот призыв, образовали Великую Ложу Святого Иоанна в Эдинбурге, которой ложа Кильвиннинга отказалась подчиняться в следующем году из-за требуемого заверения, необходимого в подобных случаях, своих аутентичных званий, констатирующих законное и последовательное существование своих притязаний. Она не обладала никаким званием: все было узурпацией. Равно ее отказ основывался на ее намерении сохранить свое верховенство и свою независимость. Ее верховенство? Над чем? Рабочих корпораций больше не существовало. Ее независимость? Она вольна оставаться корпорацией рабочих-масонов, но ублюдочной корпорацией, то есть без письменных учредительных патентов. Следовательно, эта мнимая материнская ложа даже не принесла, в отличие от других сообществ, на общий алтарь древних документов, относящихся к строительному искусству и формуляра для собраний и приемов. Но она принесла меньше других — конституции, доказывающие тем самым, что она работала и создавалась нелегитимно, иррегулярно, и все ее действия должны обрести регулярность или исчезнуть.

Затем гораздо позднее она входит во Франкмасонство, без нее регуярно установленное, провозглашая себя Великой Королевской Ложей в Эдинбурге, где она водворяет и Великий Капитул Ордена H.-R.-M. (нет более двусмысленной орфографии) Кильвиннинга; иные говорят и Кильвиннинга (что не было ясно сначала, всегда остается туманным). Она предоставляет управление и ведение трех символических степеней Великой Ложе Святого Иоанна; но без этих степеней, которые и заключают в себе все Масонство, чем является Великая Ложа? И чтобы их предоставить, необходимо ими обладать; от кого она их получила? От своего обыкновенного всемогущества и без всякой регулярной власти, его освящавшей.

Но она сохраняет за собой право присваивать высшие степени и образовывать капитулы.

Здесь сцена меняется, но тактика остается прежней; это больше не маленький посад рабочих-масонов, собирающихся в ложу; затем той же самой властью провозглашается Великая Учредительная Ложа, а после Великая Королевская Ложа; и она приходит в столицу и здесь образует столичную и суверенную власть под названием Великого КАПИТУЛА ОРДЕНА H.-R.-M. КИЛЬВИННИНГА.

Всегда любопытствуя, мы спросим еще, от какого регулярного капитула она получила законные полномочия для образования великого капитула? Мы бросим взгляд на все мнимые капитулы, тогда установившиеся подобным образом, и мы убеждены, что это исходило от ее собственной власти, но возраставшей власти даже на ее глазах и ставшей очень респектабельной. Мы спросим равно, каковыми были степени, ей проповедуемые, в чем состояли их цель и доктрина? Мы видели, что начиная с 1649 года, изобретались политико-хирамические степени, не проповедуемые в ложах, но сообщающиеся секретно на тайных собраниях в пользу обезглавленного Карла I. Обряд Рамзая из трех степеней, отвергнутый в Лондоне в 1728 году, достиг семи степеней в 1736 году, в эпоху введения Франкмасонства в Шотландии; ряд мнимых высших степеней появлялись на свет и почти повсеместно во Франции; разве делало Франкмасонство выбор в этом бедламе от бесчестья своих авторов? Наконец, его выбор сделан, его номенклатура установлена, и оно мечтало этим пользоваться.

Что касается наименования Королевского Ордена H.-R.-M.. то оно приписывает его к Роберту Брюсу, как уже в наше время один знаменитый обряд, равно шотландский, был отнесен, чтобы дать ему дорогу, к Фридриху Великому, который на самом деле питал к высшим степеням самое глубокое отвращение.

Сделаем наблюдение по отношению к слову Эредом, что его почти политическое употребление не могло никак подходить для этого капитула, поскольку представляется определенным благодаря конфиденциальным письмам эпохи, что данное слово воображалось только для того, чтобы служить покровом тайным собраниям, установленным в замке Сен-Жер-мен-ан-Лэ (Saint-Germain-en-Laye) сторонниками Карла-Эдуарда, сопровождавшими его в эту резиденцию. Они таинственно сообщались со своими друзьями, остававшимися в Англии, от 1740 до 1745 гг. (3) в пользу сего претендента, который в этом последнем году возвратился в Шотландию. В действительности, это доказывает, что слово Эредом (означающее haeredum) служило для наименования замка Сен-Жермена, где обитал принц.

Тогда становится очевидным, что король Шотландии Роберт Брюс не создавал в 1314 году Королевский Орден Эредома (или замка Сен-Жермен), поскольку имя Эредома изобретено только в 1740 году, чтобы скрыть название места, где проходили тайные сборища под масонской формой и секретностью. Здесь, как и в других местах, еще видно, что Шотландия может часто состоять из населенных пунктов на Гаронне.

Продолжаем историю этой некогда образованной, но всегда учредительной масонской организации.

Она очень мало занимала публику до 1785 года; тем не менее, 5 января 1767 года Великая Ложа Королевского Ордена Эредома Кильвиннинга подчиняет свои статуты пересмотру, дабы согласовать их с духом и раз витием Масонства (значит, они сему не соответствовали?). 5 октября она решает, что число ее членов, установленное в 112, будет неопределенно увеличено.

1785 год. Великая Королевская Ложа постепенно выходит из темноты. Отказавшись от символических работ, то есть истинного Масонства, руководство которым она предоставила Великой Ложе Эдинбурга, чтобы оставить себе на закуску высшие степени, то есть мнимые масонские измышления, она объявляет о своих заседаниях, ставших более продолжительными. И чтобы получить эти высшие степени, человеческая гордыня сюда приводит даже членов Великой Ложи Шотландии, среди которых даже Великие Мастера графы де Левен и де Мельвилль, рыцарь Адольф Оугтон (Oughton), генералиссимус Шотландской армии, лорд Вестхолл (Westhall) и рыцарь Вильям Форбс (William Forbes): настолько большой силой обладает эмпиризм!

1786 год, 1 мая. Эта власть устанавливает в Руане ВЕЛИКИЙ КАПИТУЛ ЭРЕДОМА. Негоциант Ф. Матеус (Matheus) является ее провинциальным Великим Мастером для всей Франции. Мы доказали, насколько двусмысленно и незаконно существование Великой Королевской Ложи, черпающей свою власть лишь из своей воли. Как может она передавать то, чего ей самой недостает, — аутентичность, регулярность, — капитулу, который она основывает в Руане, вооружая его фантастической властью над всей Францией?

Гийом Массон исполнял тогда обязанности управляющего депутата Великого Магистра, и де Мэрдок (de Murdoch) — обязанности великого секретаря.

Эта эпоха выставляется за мнимую дату фундаментальных статутов Древнего и принятого шотландского обряда, обозначенного под помпезным названием Великих Конституций от 1786 года; это еще один факт для разъяснения, насколько туманно все принадлежащее к вымышленному слову Эредом.

4 октября этого года Великая Королевская Ложа образует в Париже капитул Эредома во имя Николая Шабуйе (Nicolas Chabouillé), парламентского адвоката, в пользу членов, составлявших капитул Выбора, установленный им в Париже.

11 декабря она распространяет свидетельство, констатирующее, что патент капитула Розы и Креста, обновленный доктором Жербье, якобы произошедший из Эдинбурга от 1721 года, является ложным документом (что доказывает сама дата, см. Великий Генеральный Капитул Франции). Предварительно 14 октября она обязала своего генерального секретаря брата Мэрдока объясниться на эту тему с братом Матеусом; вот выдержка из ее письма:

«Великая Королевская Ложа H.-D.-M. или Святого Андрея, находящаяся в Эдинбурге в Шотландии и установленная здесь с НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН». (В документах, происходящих от Эредома, всегда присутствует бахвальство, делающее чтение развлекательным изза недостатка осведомленности: например, эти незапамятные времена датируются лишь некоторым числом лет после 1736 года. См. выше).

«Она приняла название КОРОЛЕВСКОЙ ЛОЖИ, поскольку короли Шотландии издревле лично ей руководили, и она продолжала рассматривать в качестве своего Великого Мастера короля Шотландии, теперь короля Великобритании». (Протоколы этих королевских заседаний считались одинаково сложными для выставления напоказ, наряду с патентами об основании ложи. Впрочем, редакция великого секретаря здесь представляется ущербной, ведь Великая Королевская Ложа не могла принять титула Королевской Ложи, поскольку она им обладала, по словам великого секретаря, и короли Шотландии, требуя разъяснений от архитекторов-строителей смет, заинтересовавших их сооружений, вряд ли ведали, что подобные беседы, обычные в таком случае, могли продолжаться и позднее, появляясь в пополняющихся писаниях в пользу руководства Великой Королевской Ложи). Продолжаем, это забавно.

«Задолго до 1720–1721 гг. неблагоприятные обстоятельства вынудили (свободное) Масонство существовать в забвении, и Великая Королевская Ложа многие годы оставалась погруженной в глубокий сон» (Но предыдущая предыстория сообщает нам, что это произошло несколько лет спустя после 1736 года, когда вышеуказанная ложа Кильвиннинга водворилась в Эдинбурге с именем своего поселка и с узурпированным титулом материнской ложи, приняв здесь название Великой Королевской Ложи, которое ей пришло во сне, как и в течение ее долгого сна — высшие степени). Внимание!

«В 1736 году брат СЕН-КЛЕР из РОСЛИНА устанавливает в Эдинбурге ВЕЛИКУЮ ЛОЖУ СВЯТОГО ИОАННА, которой он передает власть, некогда данную нескольким членам его семейства, чтобы занимать место Великого Мастера Ордена Святого Иоанна». (Остановитесь здесь, господин генеральный секретарь: вы вольны, когда путешествуете в облаках экоссизма, заставлять нас видеть радуги всех цветов; но когда вы вступаете в область истории, вам больше непозволительно мифологизировать. Вот истина: в 1736 году рабочие корпорации вместе с их покровительством Сен-Клеров, усыпленные в 1695 году, мгновенно пробудились лишь для того, чтобы трансформироваться согласно веянию эпохи. Вильям Сен-Клер, уступая силе вещей, объявил о своей отставке 24 ноября, а спустя шесть дней 30 ноября тридцать две ложи учредили Великую Ложу Святого Иоанна в Эдинбурге. Значит, отнюдь не благодаря В. Сен-Клеру была учреждена данная Великая Ложа, которая в тот же день справедливо избирает этого брата своим Великим Мастером). Продолжаем.

«Эта Великая Ложа принимает простое название ЛОЖИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА, поскольку, будучи учрежденной только простым Мастером, полномочия которого ограничивались третьей степенью, она могла заниматься лишь тем, что касается символического Масонства, и она всегда продолжала этим ведать» (Значит, вы всегда на правильной стороне, брат великий секретарь: если Великая Ложа принимает простое символическое наименование, аналогичное проповедуемому ей режиму, то в эту эпоху, о чем вы должны знать, не существовало еще никакого признанного сверхмасонского или капитулярного режима. Яйцо, которое заключало великий капитул Эредома, и высиживала, вероятно, ваша Великая Королевская Ложа на протяжении своего долгого сна и даже, по ее признанию, несколько лет спустя после 1736 года, не произвело еще своего плода). Это подтверждается тем, о чем мы говорим:

«Только несколько лет спустя после 1736 года, Великая Королевская Ложа вышла из тумана, ее удерживавшего и долгое время облачавшего». (Если она не входила в свой туман, то, как Великая Ложа могла выйти из него ВЕЛИКОЙ КОРОЛЕВСКОЙ ЛОЖЕЙ?). «Ее работы обрели тогда «силу». (Не тогда, вы сами сказали, а несколько лет спустя, что в шотландском стиле обозначает более длительный срок). «И она занималась теперь лишь тем, что касалось высшего Масонства, предоставив ведение символического Масонства Великой Ложе Святого Иоанна, члены которой затем переходят в Великую Королевскую Ложу, чтобы здесь быть принятыми в высшие степени. Итак, Великая Ложа Святого Иоанна принимает масонов в первые три степени, а Великая Королевская Ложа, которая не принимает никакого члена, если он не является мастером, продвигает их в высшие степени». Вовсе не так, брат великий секретарь, должны делаться вещи в добром и регулярном Масонстве. Следовательно, Великий Восток имел основание затребовать прежде всякой дискуссии с вашей Великой Королевской Ложей, чтобы она подтвердила свой авторитет и свое законное существование, и откуда происходит ее право учреждать капитулы в стране французского господства, презрев конкордат, заключенный между Великой Ложей Франции и Великими Ложами Англии и Шотландии в 1767 году (см. Великий Генеральный Капитул Франции). И когда беззаконие столь вопиюще, то каковым может быть в глазах настоящего ценность капитулов, которые она образует, и мастерских, установленных этими последними? (4)

Замечание

Мы полагали, что было крайне необходимым для лучшего изучения нашего установления ввести во все предшествующие подробности, яв ляющиеся содержимым работ (для всего касающегося нами трактуемой темы) трех великих масонских господств: Великой Ложи Англии, Великого Востока, как законного наследника Великой Ложи Франции, и Великой Ложи Святого Иоанна в Эдинбурге, которая изначально распространяла ПОДЛИННОЕ МАСОНСТВО в мироздании. Нашей целью является отделить заблуждение от истины, а также просветить наших читателей в возможности сделать им самим вывод о ложном Масонстве, изобретенном дерзкими сектантами и спекулянтами, постепенное вторжение которых в доверчивость и тщеславие масонов заставили обязать Великие Ложи, каковым с самого начала недоставало ни согласия, ни энергии, принимать в свои ряды или страдать рядом с ними чудовищное произведение этих МНИМЫХ ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ.

В следующих главах мы переходим к обозрению различных сверхмасонских установлений, образованных по прихоти их создателей, как и Великая Королевская Ложа Эдинбурга, и некоторых из них даже переживших время.

____________________
(1) Итак, высшие степени мнимого Масонства имеют такую же общность с символическими степенями, что и бастарды с законнорожденными детьми.

(2) «Задолго до 1720 и 1721 гг. (25 лет) неблагоприятные обстоятельства вынудили Масонство пребывать в забвении, и Великая Королевская Ложа оставалась на протяжении продолжительного времени погруженной в глубокий сон» (вплоть до 1785 года). Отрывок из письма от 14 октября 1786 года, написанного братом Мэрдоком, великим секретарем этой Великой Ложи, брату Матеусу в Руан.

(3) Именно в эти годы, по всей вероятности в 1741 или в 1742 гг., и по этому случаю в Сен-Жермене была учреждена ложа Благой Веры, еще и сегодня примечательная своими хорошо проходящими работами.

(4) Вплоть до 1785 года шотландское Масонство состояло исключительно из трех символических степеней. В эту эпоху в Эдинбурге устаовилась масонская власть под названием Великой Ложи Королевского Ордена Эредома Кильвиннинга, которая сообщала один высший градус, разделенный на три пункта, известный под именем Розенкрейцера башни
(Rose-Croix de la tour). Этому ордену приписывалось древнее происхождение: предполагалось, что его основателем Роберт Брюс, а великими мастерами были большинство из шотландских королей; но нет никакого документа, обосновывающего это утверждение. Королевский орден образовался из установлений за рубежом и, в частности, во Франции в ложе Пылкого Содружества в Руане, ставшей здесь Великой Провинциальной Ложей и создавшей различные капитулы в провинциях, в колониях и в Итальянском королевстве во времена Наполеона I. Великая Ложа Святого Иоанна в Эдинбурге предприняла все усилия, чтобы воспротивиться распространению этого Масонства на пространстве своей юрисдикции, и она смогла, если не уничтожить их полностью, то, по крайней мере, ограничиться малым числом капитулов.

«Рыцарские степени Англии (a) равным образом вторглись в Шотландию в 1798 году. Они сюда были принесены полковым сержантом-портным из войск Ноттингхема (Nottingham), в ту эпоху размещенных в гарнизоне Эдинбурга; но здесь оказалось мало прозелитов; и даже те, кто их них был привлечен, вскоре отказались от этого».

«Из сказанного нами получается, что степени и обряды, воспринявшие определение шотландских, не происходят из Шотландии, где они абсолютно неизвестны и никогда не практиковались; и что хартии, произведенные в поддержку данного происхождения, являются сфабрикованными документами. В нескольких случаях Великая Ложа Шотландии торжественно дезавуировала патенты подобного рода, якобы исходившие от ее власти; и чтобы оградить иностранных масонов от всех утверждений, представлявших ее как распространяющую или позволяющую мнимые шотландские высшие степени, она включила в свои правила, опубликованные в 1836 году статью следующего содержания (b): «Великая Ложа Шотландии не осуществляет никакой иной степени Франкмасонства, кроме степеней ученика, подмастерья и мастера, именуемых Масонством Святого Иоанна» (Hist. pittor. de la Francmaçonnerie, p. 204). Это примечание подтверждает сказанное нами.

(a) Это отдельные «терпимые» степени под родовым именем рыцарства (chivalries).

(b) The Grand-Lodge of Scotland practices no degrees of Masonry but those apprentice, fellow-craft and master mason, denominated Saint-John’s masonry. (The laws and constitutions of the Grand-Lodge of the ancient and honourable fraternity of free and accepted masons of Scotland, c. I, art. 4)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.


Back to Top