Первая часть, Одиннадцатая Глава, Совет Императоров Востока и Запада — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава XI
В 1758 году в Париже образовался капитул высших степеней, называемый Совет Императоров Востока и Запада. Его члены титуловались суверенными князьями-масонами, генеральными заместителями Королевского Искусства, великими стражами и офицерами великой и суверенной ложи Святого Иоанна Иерусалимского.Они учреждали ложи, капитулы и коллегии (1). Уровни их инструкции состояли из двадцати пяти степеней под названием Эредом, разделенные на семь классов, доктрина которых имела в основании тамплиерскую систему. Этот совет подразделялся на коллегии, в которых присваивались эти классы. Вот лист данных степеней с временными сроками прохождения по ним.
НОМЕНКЛАТУРА ОБРЯДА, НАЗЫВАЕМОГО ЭРЕДОМ
ИЛИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Классы Сроки (месяцы)
1. Ученик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Подмастерье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6–15
3. Мастер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4. Тайный мастер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
5. Совершенный мастер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
6. Доверительный секретарь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3–21
7. Интендант строений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
8. Настоятель и судья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
9. Избранный мастер из Девяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
10. Избранный мастер из Пятнадцати . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3–7
11. Прославленный избранник,
глава двенадцати колен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
12. Великий Мастер архитектор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
13. Рыцарь Королевского Свода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3–5
14. Великий избранник, старый совершенный мастер . . . . . 1
15. Рыцарь Меча Востока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
16. Князь Иерусалима . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
17. Рыцарь Востока и Запада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3–9
18. Рыцарь Розы и Креста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
19. Великий понтифик или мастер ad vitam . . . . . . . . . . . . . . 3
20. Великий патриарх ноахит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
21. Великий Мастер ключа Масонства . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3–9
22. Князь Ливана, Капитул Королевской Арки . . . . . . . . . . . . 3
23. Рыцарь Солнца, князь адепт,
глава Великой Консистории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
24. Прославленный капитул,
великий командор Белого и Черного Орла,
Великий избранный Кадош-Эредома . . . . . . . . . . . . . . . . . 5–15
25. Весьма прославленный суверенный
князь Масонства, великий рыцарь,
верховный командор Королевского Секрета . . . . . . . . . . . 5
Итого: 81
Таинственное число месяцев, в которые необходимо было пройти посвященному, чтобы постепенно достигнуть последней степени, образовывало цифру 81: 8 и 1 образуют 9, как 8 и 1 создают 81, как 9, помноженноетна 9, дает 81; все совершенные числа. Масон, исполнивший свое время,тсрывал, наконец, Мистическую Розу (тамплиерский секрет).
В 1759 году этот совет учредил в Бордо совет принцев Королевского Секрета, равно установившего несколько ателье и распространившего свои хартии. Итак, в провинциях, где вихрь безумий казался менее опасным для здравомыслящих людей, вовсе не отстранились от угрожающих новаций: мы уже видели, что Лион, Аррас, Марсель, Тулуза, Бордо взяли инициативу над Парижем.
27 августа 1761 года Совет Императоров наделяет патентом великого инспектора депутата еврея Стефана МОРЕНА (Stephen MORIN), который по коммерческим делам был вызван в Сан-Доминго. Цель совета заключалась в распространении на заморских территориях так называемого масонства Эредом или усовершенствования. Уже никто не сомневается, что отважные фокусники, завладев этим обрядом для использования его в свою выгоду, видоизменили его в Чарльстоуне (США), введя его 43 года спустя в Париже, месте его создания, отяготив его восемью степенями, которые приписывали Фридриху Великому, пребывавшему в ужасе от высших степеней.
Этот исключительно примечательный для эпохи акт заставил сказать, что на самом деле, тщеславие, как Христиане, так и Израилиты, воспринимали великолепно. Мы воспроизводим его здесь, поскольку, будучи причиной главного зла, содеянного Масонству, необходимо чтобы он предстал перед глазами читателя (2).
Данный совет продолжает учреждать в Париже и во Франции ателье одновременно с Великой Ложей Франции и Великой Ложей Лакорна, которые это поддерживают. Что думать о подобной анархии среди тех, кто противостоят единству власти?
В 1762 году, 21 сентября, комиссары Совета Императоров и Совет Принцев Королевского Секрета в Бордо, как считается, устанавливают там правила своего масонства Эредом или усовершенствования из двадцати пяти статей и определяют в высших степенях доктрину Совета Императоров. Каковыми же статутами тогда обладала эта организация?
Дата, приписываемая правилам обряда усовершенствования, называемым великими конституциями от 1762 года, не подтверждается ни одним документом. Не осталось никакого следа, никакого воспоминания о мнимой Консистории, их установившей. Ясно, что подлог добровольно руководит порождением этих ложных масонств; и, несмотря на это, данные более чем двусмысленные конституции служат еще правилом для лож древнего и принятого обряда. Больше того, Верховный Совет 33-й степени их упоминает в своих декретах, рассматривая их как первоначальную хартию организации древнего обряда, которому приписывалась догматическая власть.
1762 год. Время, когда недовольные братья (поскольку всегда таковые будут присутствовать) отделяются от этого совета и для соперничества с ним, как обычно, в экоссизме появляется новый совет РЫЦАРЕЙ ВОСТОКА. 1780 год. К этой эпохе Совет Императоров и его фракция Рыцарей Востока ослабли, дабы обоюдно укрепляться, привлекая людей с нижних этажей, которых они за деньги производили в принцев-масонов.
Собрание определенного числа принцев-масонов Королевского Секрета (25-я и последняя степень, соответствующая 32-й степени так называемого древнего и принятого обряда) образовало ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ПРИНЦЕВ-МАСОНОВ, и сановники этого совета приняли название ВЕЛИКИХ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ИНСПЕКТОРОВ.
22 января Совет Императоров заставляет признать своим изданным циркуляром (всегда своей властью) за собой название ВЕРХОВНОЙ МАТЕРИНСКОЙ ЛОЖИ ВЕЛИКОГО ФРАНЦУЗСКОГО ГЛОБУСА, СУВЕРЕННОЙ ВЕЛИКОЙ ЛОЖИ ВО ФРАНЦИИ. Он вполне осознавал, что наименование уже принадлежало масонской организации, о которой мы говорили.
В этом циркуляре совет предлагает масонам по подписке издание произведения, озаглавленного: Исторический обзор французского Франшмасонства (Précis historique de la Franche-Maçonnerie française). Если его рукопись и существовала, то издание никогда не выходило.
1781 год. Наконец, этот совет, пожелавший соперничать с Великой Ложей Франции, с самим Великим Востоком и всеми верховными силами высших степеней, тем не менее, оказался в состоянии полного неуважения. Эта поначалу рекомендуемая организация опустилась столь низко, чтобы предлагать по подписке в одном циркуляре масонские степени из своих архивов по цене 6 франков за доставку. Итак, для воодушевления интереса этот верховный совет публикует степени из своих архивов против воли донаторов: его оставляют тщетные усилия, бесполезное и виновное безрассудство, общественное мнение, то есть мнение всех франкмасонов, осмысленных людей; и эти высокомерные масоны навсегда исчезают с масонской сцены. На их обломках и обломках Рыцарей Востока возникает другой капитул высших степеней, который равно своей властью учредит ВЕЛИКИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КАПИТУЛ ФРАНЦИИ.
Так угас обряд Эредом, неизвестный в Шотландии и прекративший быть практикуемым во Франции вследствие своей власти, задавшей ему направление.
Но в 1803 году он был принесен неким братом Аке (Haquet), бывшим нотариусом в Сан-Доминго, его практиковавшим своей властью, в ложу Семи Шотландцев в Париж, осмелившимся его вводить в Великом Востоке; нотариус трезво оценил местность и знал, что занятые современным члены этой организации должны будут забыть прошлое. Являвшийся законным владельцем этого обряда Великий Восток в рамках Великого Генерального Капитула и Великой Ложи Франции, каковой он предстает бесспорным наследником, посчитал должным принять этот подарок, который не был одним, и чтобы вознаградить брата Аке, он его назначил президентом Великой Консистории Обрядов.
СУВЕРЕННЫЙ СОВЕТ РЫЦАРЕЙ ВОСТОКА
1762 год. Недовольные братья отделяются от Совета императоров Востока и Запада и отвергают его доктрину. В целях соперничества с ним они устанавливают в Париже новый совет высших степеней. Он основан 22 июля закройщиком Пирле (Pirlet) под названием СУВЕРЕННОГО СОВЕТА РЫЦАРЕЙ ВОСТОКА. Ритуал был составлен бароном фон Чуди, автором Пламенеющей Звезды; с удивлением его увидели фигурирующим среди членов этой группировки, распространяющей своей собственной властью конституции и хартии; но она проповедует более здравую доктрину, нежели учение Совета Императоров, поскольку возводит масонское посвящение к Египтянам. Ее обряд складывался лишь из пятнадцати степеней, останавливаясь на рыцаре Востока (или Меченосце) (см. номенклатуру Совета Императоров).
В 1766 году этот совет публикует обращение к французским франкмасонам, в котором приглашает ложи отвергнуть мнимую преемственность между франкмасонами и тамплиерами, запретив всякую степень, имевшую прямое или опосредованное отношение с данной системой, куда относились Совет Императоров или обряд Эредом, ныне древний и принятый обряд.
Автор предуведомления, предшествующего степени G.-J.-G.-E., рыцаря КАДОША, говоря об этих масонах, выражается следующим образом:
«…Суверенный совет Рыцарей Востока, темный и извилистый путь которых стал известен лишь спустя долгое время после их мошеннических действий. Согласимся для их оправдания, что они являются первыми, кто метнули молнию над степенью G.-J.-G.-E. (великого инспектора, великого избранного) в 1766 году; но их коварное существование, их покушения против Великой Ложи Франции, которую они смогли частично разрушить, не оставляя им достаточного достоинства для привлечения почтения к их решениям. Даже больше того, им приносились жалобы, разоблачения принятия в данную степень, начиная с провозглашенного ими запрета на нее, и не видно никакого следа, чтобы они взяли себе в обязанность бороться с непокорными в своих декретах» (brochure in-12 de 84 pages; Paris, 1781). 1769 год, 28 мая. Смерть барона фон Чуди в возрасте 40 лет. Он завещал архиву совета несколько рукописей, в том числе произведение, озаглавленное Шотландцем святого Андрея, на условиях их никогда не публиковать; но совет не придал этому никакого значения и их опубликовал, и их продавал, чем себя дискредитировал.
1780 год. Совет Рыцарей Востока и Совет Императоров в течение нескольких лет уже пребывают в ослабленном состоянии; они вынуждены, поддерживая себя, набирать в свои ряды лиц с нижних уровней по любой цене. 1781 год. Эти две организации, пораженные дискредитацией, впадают в совершенный упадок и исчезают с масонской сцены, чтобы вступить в небытие, откуда они и вышли (см. Совет Императоров).
Из их обломков вскоре возникнет другой капитул высших степеней, учредившись своей частной властью, — ВЕЛИКИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КАПИТУЛ ФРАНЦИИ.
ВЕЛИКИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КАПИТУЛ ФРАНЦИИ
(1782 год)
Этот капитул высших степеней или ВЕЛИКИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КАПИТУЛ ФРАНЦИИ, составленный из осколков старого Совета Императоров Востока и Запада, суверенных принцев-масонов, и Совета Рыцарей Востока, к которым присоединились братья так называемых высших степеней, образовался и учредился в Париже в 1782 году своей собственной властью (как и все масонские организации, именуемые шотландскими) в целях создавать свои ателье во Франции. В 1785 году, исходя из имевших место серьезных конференций, была возможность его объединения с Великим Востоком. Но на одном из его
собраний доктор Жербье (Gerbier) представляет и утверждает в Великом Капитуле, что его наименование было узурпировано (он говорил правду), и что оно принадлежало по праву старшинства капитулу, которым он руководил (он лгал).
Чтобы сыграть эту роль Жербье изготовил с торговцем масонскими украшениями, проживающим на площади Дофина, на латыни патент своего капитула; вот его перевод:
«С Востока мироздания и от Великой Ложи Эдинбурга, где правят Вера, Надежда и Любовь в мире, единодушии и равенстве, в 21-й день 1-го месяца Хирама 5721 года и согласно посмертному иероглифу Спасителя, 1688. Приветствие, приветствие, приветствие.
Мы, нижеподписавшиеся, ученики Спасителя, всех тех, кто имеют или будут иметь к этому интерес, мы оповещаем, что создали в пользу Французов великий капитул Розы и Креста, верховный центр которого во имя и в полном господстве и власти нашего брата герцога д’Антена, пэра Франции с репутацией, достойной его ранга, или какого-нибудь из братьев рыцарей, находящегося в любой точке, что должна обеспечиваться Капитулом или вышеназванной Ложей аутентичными письмами, будет навеки пребывать в Париже, чтобы пользоваться здесь преимуществом распространения и конституции только внутри Франции. Настоящим, снабженным нашей печатью и нашей подписью, мы согласуем эти условия, коим последует своим естественным гением вышеназванный капитул; да будет он благословен впоследствии, почитаем и удостоен веры.
Дано на Востоке Мироздания в 23-й год нашего правления. Подписано: Барду, Барлэ, Ардиденовитц, Риттари, Шюльке, Кейссове, Форторе, Бэне, Юйвен, Дрейтс, майор Баркманн, синьор Кюттен, Хиндрелэ, Х.-С. Бонут, Барнет, секретарь».
Пергамент несет на себе винные пятна, по небрежности оказавшиеся на этих ложных подписях, поскольку оба фальсификатора обедали в кабаре рядом с большим Шателе.
Чтобы придать подлинность документу, о котором впервые должна идти речь, необходимо было, чтобы Великий Капитул Розы и Креста действовал и значился; следовательно, Жербье предъявляет бреве Розы и Креста данного содержания:
«Во имя Великого Архитектора Вселенной, верховного вознаграждающего добродетелью, чистого источника всяких совершенств, истины и правосудия, и под эгидой Великого Мастера брата герцога д’Антена.
Всем свободным масонам, распространенным на поверхности земли и в текучей долине морей, приветствие и извещение о том, что МЫ, Великий Мастер и офицеры ложи Святого Иоанна, основанной и установленной на Востоке Парижа под августейшим названием Совершенного Союза, посвятили в наши работы и мистерии Королевского Искусства, приняв в степень доктора и принца Розы и Креста 21 апреля 1721 года нашего весьма дорогого брата де КВАДТА (de QUADT), генерал-лейтенанта королевской армии, и признали его в надлежащих качествах; имея его сегодня избранным третьим досточтимым мастером достопочтенной ложи, с доверием к нему препровождаем настоящее свидетельство, внизу которого он неизменно (ne varietur) расписался, что было заверено нашим секретарем, дабы ему позволить пользоваться, безусловно, повсеместно и бессрочно всеми почестями, присущими ему в вышеуказанном качестве, во всех капитулах и во всех регулярных ложах и признанных таковыми; с взаимностью ко всем нашим братьям, распространенным по земле и в текучей долине морей: ибо таково наше властное решение. ДАНО нами, мастером и офицерами ложи Святого Иоанна, основанной и установленной на Востоке Парижа под августейшим названием Совершенного Союза.
На Востоке Парижа с таинственной печатью нашего герба, в год света истины 5721, в 23-й день 4-го месяца, в соответствии с обычным стилем 23 июня 1721 года.
Подписи: Каруччиноли (Caruccinoli), досточтимый мастер; рыцарь де Бопре (de Beaupré), 1-й страж; Оде (Haudet), 2-й страж; маркиз де л’Эгль, бывший досточтимый мастер; маркиз де Креси (de Crécy), де Сен-Лазар (de Saint-Lazart), Бонье (Bognet), П. ле Лоррэн (P. le Lorrain), Ле Ра (Le Rat), оратор; барон де Сюизе (de Suiset). — Снабжено печатью и распространено в вышеуказанный день 23 июня 1721 года, подпись: Мартуа (Martois).
По предписанию ложи Совершенного Союза, подпись: Мюизьё (Muisieux), генеральный секретарь».
Породившую эти поделки наглую дерзость могло превзойти только глубокое невежество их авторов и странное ослепление тех, кого им надлежало обмануть.
Изначально стиль этих документов не принадлежал ни к одной так называемой масонской канцелярии никакой страны.
Затем дата 1721 года, являвшаяся предшествующей на четыре года введению Франкмасонства в Париже и, следовательно, на семнадцать лет объявлению герцога д’Антена Великим Мастером, должна просветить всякого, даже малосведущего масона.
Затем явное выдвижение воображаемой ложи Совершенного Союза, якобы существовавшей за четыре года до парижского Масонства без всякой толики сомнения.
Наконец, начиная с 1695 года и до 1736 года, в эпоху трансформации рабочих корпораций Шотландии во франкмасонские ложи, в этом королевстве наблюдалось полная приостановка собраний и отсутствие учрежденных масонских организаций.
Несмотря на все эти отягчающие доказательства, констатирующие два очевидных ложных материала, эти документы, первый из которых представляет собой пятнадцать фальшивых подписей, а второй — двенадцать, навязанные нескольким влиятельным членам, поверившим или притворявшимся поверившими слову Жербье, определили конкордат от 24 марта 1785 года, объединивший ложный капитул Розы и Креста с Великим Генеральным Капитулом Франции для образования из них одной организации.
Этот Великий Капитул предпринял затем свое объединение с Великим Востоком 17 февраля 1786 года и, опираясь на патент от 1721 года, которым обладал только в течение десяти месяцев, ему удалось оговорить в соглашении о размещении сего названия в архивах Великого Востока. Данная организация, несомненно, представлявшая определенный интерес, если закрыть глаза на подобные маневры, каковые должна была отрицать, наделила его качеством СТОЛИЧНОГО КАПИТУЛА, который, вдохновившись в открывшемся перед ним пути, осмелился возводить свои работы в невозможное — к 21 марту 1721 года.
Думается даже, что ложа Пламенной Любви из Руана, на который основывался Капитул Эредома, и Капитул Выбора в Париже, два плода с дерева горы Эредом, культивированного Великой Королевской Ложей Эдинбурга, предъявили иск, но тщетно, против этих чудовищностей; Великая Королевская Ложа была даже проконсультирована в сентябре относительно аутентичности пергамента Жербье; доказывать ложность этого названия оказалось несложно согласно уже установленному нами: провозглашая до сих пор действенными для Франции учредительные полномочия (см. выше об их легитимности) только у братьев Матеуса и Шабуйе. Эта декларация датирована 11 декабря 1786 года, день чествования праздника Святого Андрея Первозванного и его масонства в год света истины 5786.
Этот документ пришел в Париж спустя долгое время после объединения Великого Генерального Капитула с Великим Востоком. Уже брат Мэрдок, великий секретарь Великий Королевской Ложи, передал 14 октября брату Матеусу аналогичные документы (см. выше). Впрочем, эти документы попали еще до объединения, хотя и не могли ему помешать: тайной целью Великого Востока стало поглощение Великого Генерального Капитула, изначальная регулярность которого для него мало значила; она была, несомненно, столь же двусмысленна, сколь и регулярность Великой Королевской Ложи Эдинбурга, но он желал этим пользоваться как дубиной для уничтожения экоссизма во Франции или, по крайней мере, чтобы положить конец невыносимым вторжениям и господствующему честолюбию установлений всех видов, мнящих себя шотландскими; и поскольку, повторяем, начиная с реформы Рамзая, который, будучи Шотландцем, дал имя своей страны своему обряду, постольку все изобретенное с тех пор принимало имя Шотландского.
Великий Восток, имевший свои мотивы, чтобы действовать подобным образом (3), обоснованно отказался от всякой дискуссии с Великой Королевской Ложей или с ее юрисдикциями прежде, чем она удостоверила бы свой авторитет и свое законное существование. Он равно справедливо отмежевался от того, что данная Великая Ложа не имела права давать подобные свидетельства в странах французского господства, еще менее учреждать там капитулы, препятствовавшие его действиям, презрев соглашение, достигнутое между Великой Ложей Франции и Великими Ложами Англии и Шотландии в 1767 году и пр. Здесь не нужно было ничего повторять; Великая Королевская Ложа промолчала; вещи остались на этом месте.
ОРДЕН ПЛАМЕНЕЮЩЕЙ ЗВЕЗДЫ
(1766 год)
Барон фон Чуди, духовный и язвительный писатель, является автором Пламенеющей Звезды. Он родился в Метце в 1730 году и умер в Париже в 1739 году. Мы видели, что он составил несколько степеней и ритуалов для Совета Рыцарей Востока, членом которого его было удивительно увидеть.
В 1766 году он учредил за пределами этого эфемерного совета Орден Пламенеющей Звезды, состоявший из рыцарских степеней, восходящих к Крестовым походам, согласно тамплиерской системе иезуитов. Это порождение духовно возобновило в новых формах доктрину Рамзая. Являясь умелым сторонником иезуитской школы, автор приписывает создание Франкмасонства Петру Отшельнику (4), знаменитому вдохновителю Крестовых походов, и определяет его образец, характер и начало на других религиозных и рыцарских установлениях, которыми Крестовые походы наводнили христианство.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. «Истинный мотив Крестовых походов против Востока, — говорит Лоран, — остается пока неизвестным. Завоевание Святой Земли является внешней целью, которую история достаточно не характеризует. Дух завоеваний не есть дух Евангелия. Политика, о которой судят только по результатам, видит в этой гигантской концепции только восполнение всяких безумий и источник бесконечного количества зла, каковое может придать забвению лишь время.
На самом деле, исступление Крестовых походов, далекое от распространения благодеяний христианства, послужило только для искажения доктрины, разложения нравов, вводя на Западе пороки Востока, неистово возбуждая души, предоставляя их средоточию войны, предпринятой во имя божества (DEUS VULT!), подвергая ужасу религиозных распрей, дававших толчок всем эксцессам, которые в течение долгого времени раздирали тело христианства и по-особенному отсрочивали развитие рассудка» (Essai sur la Franc-maçonnerie, par Laurens, 2 dition, p. 87; Paris, 1806). «И оттуда было почерпнуто наше происхождение! Являлось более чем странным и противоречащим всяким вероятностям видеть просвещенное, философское и по существу терпимое общество, возникшее посреди огромной армии, посреди множества мужчин и женщин, загубленных преступлениями, между которыми, по словам председателя ЭНО (HENAULT), подлинное христианство представлялось столь же редким, сколь и добродетель» (Hist. chronol. de France).
Тайной целью Крестовых походов (папский секрет) являлась замена в Константинополе Восточной Церкви (греческой) Западной Церковью (римской), а вовсе не восстановление Иерусалимского храма, как некоторые об этом думали. Христиане возводят еврейский храм! Какая идея! Иезуитский орден пребывал в разрушенном состоянии в Германии, и иезуиты опубликовали среди других произведений своих сторонников Пламенеющую Звезду, не преминув объявить Орден добродетельных Рыцарей Святого Града, последнее прибежище Общества Иисуса. «Пламенеющая или пифагорейская Звезда предстает звездным пентагоном семи мудрецов Греции, которую иезуиты — говорит Бонневилль — видевшие ее повсюду, осквернили своей буквой G (инициал генерала)».
Барон фон Чуди, брат, полный усердия, духа и чистосердечия, в своей Пламенеющей Звезде прославил Масонство в человеке, страстно его любящем; но он пылко критикует и его заблуждения.
Он называет высшие степени случаем расходов для простофиль и дает им номенклатуру, когда восклицает:
«Откуда к нам идет эта торговля? И по какой неизбежности ужасное снадобье приобрело чудесную цену? Всему предстающему вставкой, всему покрывающему предмет сопутствующими излишними принадлежностями больше присуще ухудшать, нежели возвышать; это порок, который должно уничтожить: здесь стыд рассудка, заблуждение духа и яд сердца».
Брат Буало, масонский энтузиаст, выражается в отношении некоторых степеней шотландской лестницы и, главным образом, когда речь идет о степенях с кинжалом, с подобной энергией в своих научных воспоминаниях (см. Les Annales maçonnique de Caillot, 1708 et 1709).
АДОНИРАМИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО (того же самого автора)
Оно существует в произведении барона фон Чуди, имеющем заглавие Драгоценный сборник адонирамического Масонства (1 том, формат а12, в двух частях; первая содержит 144 стр., вторая — 166 стр. Париж, 1787).
Оно заключает в себе тринадцать степеней; автору понравилось обогащать любопытные примечания и ученые наблюдения трех первых степеней; это предпочтение подтверждает общее мнение просвещенных масонов, которые истинное Масонство не простирают дальше символического режима.
1. Ученик; 8. Младший архитектор;
2. Подмастерье; 9. Великий архитектор;
3. Мастер; 10. Шотландский мастер;
4. Старший мастер; 11. Рыцарь Востока;
5. Избранник из Девяти; 12. Розенкрейцер;
6. Избранник Периньяна; 13. Ноахит или прусский рыцарь.
7. Избранник из Пятнадцати;
Барон фон Чуди трудился в масонстве, лишь проповедуя иезуитскую систему, поскольку посвящал этот обряд Просвещенным (Jnstruits) масонам (читайте Иезуитам).
Чуди не являлся одним, кто измышлял таинственные системы и степени под масонской формой; и мы приведем несколько других главных авторов для просвещения недавно принятых в установление братьев.
_________________
(1) Один из них имел место в Париже под именем Коллегии де Валуа, о Котором говорит автор брошюры: Ecossais de Saint-André d’Ecosse (Paris, 1772. in-12, p. 44).
(2) 2. Полномочия, данные Стефану Морену 27 августа 1761 года «Во славу Великого Архитектора Вселенной и в удовольствие S. A. S. и T. M. F. Людовика де Бурбона, графа Клермона, принца крови, и покровителя всех лож.
На Востоке одного очень просвещенного места, где правят мир, тишина, согласие, в год света истины 5761, а согласно обычному стилю 27 августа 1761 года.
Lux ex tenebris. Unitas, concordia fratrum
Мы, нижеподписавшиеся генеральные заместители Королевского Искусства, великие стражи и офицеры великой ложи Святого Иоанна Иерусалимского, установленной на Востоке Парижа; и мы S. Великий Мастер Великого Совета лож Франции под покровительством великой суверенной Ложи (а), под священными и таинственными числами, ПРОВОЗГЛАШАЕМ, ПОДТВЕРЖДАЕМ И ИЗВЕЩАЕМ всех дорогих братьев рыцарей и принцев, распространенных в двух полушариях, что мы, собравшись, по указанию генерального заместителя, председателя Великого Совета, прочли на заседании ходатайство, переданное нам досточтимым братом Лакорном, заместителем нашего T. M. Великого Мастера, рыцарем и принцем-масоном.
Поскольку наш дорогой брат Стефан МОРЕН, великий совершенный избранник и бывший возвышенный М., Р. масон, рыцарь и верховный принц всех орденов Масонства усовершенствования, член королевской ложи [Святой Троицы] и пр. при своем отбытии в Америку пожелал полномочия регулярно трудиться для преимущества и умножения Королевского Искусства во всяком своем совершенстве, каковое понравилось бы S. Великому Совету и Великой Ложе, согласовав с ними письменные патенты для конституций. Опираясь на рапорт, составленный нами и признающий выдающиеся качества брата Стефана Морена, мы без колебаний согласовали сие малое удовлетворение для служб, всегда им оказываемых Ордену, продолжение которых нам гарантирует его усердие.
На этом основании и по другим благим доводам, одобряя и утверждая T. C. F. Морена в его намерениях, и желая дать ему свидетельства нашего признания, мы со всеобщего согласия учредили и установили сими настоящими документами конституции и установления, и даем полное право и целостное полномочие вышеуказанному брату Стефану Морену, подпись коего на полях данных документов, образовывать и устанавливать ЛОЖУ для преумножения королевского Ордена свободных масонов во всех совершенных и верховных степенях; заботиться о том, чтобы статуты и правила великой и суверенной Ложи, общие или частные, были соблюдены, и всегда принимать в нее только подлинных и легитимных братьев верховного Масонства.
Наставлять и направлять всех членов, которые составят его указанную ложу, каковую можно устанавливать в четырех частях света, куда он прибудет и где сможет пребывать, под названием ложи Святого Иоанна и с наименованием Совершенной Гармонии; мы наделяем его правом избирать офицеров для содействия в управлении этой ложей, как ему заблагорассудится, которым повелеваем и предписываем ему повиноваться и его уважать; приказываем и повелеваем всем мастерам регулярных лож, каким бы достоинством они ни обладали, распространенным на поверхности земли и морей; просим их и предписываем им во имя королевского Ордена и в присутствии нашего весьма прославленного Великого Мастера признавать тем самым, как мы его признаем, нашего T. C. F. Стефана Морена как досточтимого Мастера ложи Совершенной Гармонии; и мы его наделяем достоинством нашего ВЕЛИКОГО ИНСПЕКТОРА во всех частях Нового Света, чтобы улучшать соблюдение наших законов в общем и пр.; и настоящими документами представляем нашего T. C. F. Стефана Морена, нашего Великого Мастера ИНСПЕКТОРА, дозволяя ему данной властью устанавливать во всех частях мира совершенное и верховное Масонство и пр. и пр.
Соответственно мы просим братьев в целом оказывать вышеназванному Стефану Морену поддержку и содействия, каковые окажутся в их силе, требуя его поступать таким же образом со всеми братьями, которые станут членами его ложи или которых он принял и установил, или примет и установит в дальнейшем в верховную степень усовершенствования, коей мы его наделяем с полным и целостным полномочием создавать инспекторов во всех местах, где ВЕРХОВНЫЕ СТЕПЕНИ НЕ БУДУТ УСТАНОВЛЕНЫ, четко признавая большую осведомленность и правоспособность.
В свидетельство чего мы ему выдали сии документы, подписанные генеральным заместителем Ордена, великим командором Белого и Черного Орла, суверенным верховным принцем Королевского Секрета и главой превосходной степени Королевского Искусства, а также нашими великими инспекторами, верховными офицерами Великого Совета и Великой Ложи, установленной в этом капитуле; и мы скрепили их большой печатью нашего прославленного Великого Мастера S. A. S. и печатью нашей Великой Ложи и Суверенного Великого Капитула. Дано на Великом Востоке Парижа в год света истины 5761, в соответствии с профанической эрой 27 августа 1761 года».
Подписи: ШЭИЙУ ДЕ ЖУАНВИЛЛЬ (CHAILLOU DE JOINVILLE), генеральный заместитель Ордена, Досточтимый Мастер первой ложи во Франции, названной в честь Святого Фомы, глава превосходных степеней, командор и верховный принц Королевского Секрета. — Принц ДЕ РОГАН, Мастер Великой Ложи Разумение, Суверенный принц Масонства. — ЛАКОРН, заместитель Великого Мастера R. D. M. Святой Троицы, G. E., совершенный рыцарь и принц масонства. — САВАЛЕТТ ДЕ БЮКОЛИ (SAVALETTE DE BUCKOLY), Великий хранитель печатей, G. E. и принц масонства. — ТОФЕН (TAUFIN) и пр., принц масонства. — БРЕС ДЕ ЛА ШОССЕ (BREST DE LA CHAUSSÉE) и пр., G. E. P. M. C., принц масонства. — Граф ДЕ ШУАЗЁЛЬ (DE CHOISEUL) и пр., принц масонства. — БУШЕ ДЕ ЛЕНОНКУР (BOUCHER DE LENONCOURT) и пр., P. M. — В порядке от Великой Ложи ДУБАНТЕН (DOUBANTIN), G. E. P. M. и C. P. M. и R. V. M. Ложи Святого Альфонса, великий секретарь Великой Ложи и от верховного совета Совершенных Масонов во Франции и пр.»
(a) Основанная Лакорном и его сторонниками.
(3) Приходится лишь сожалеть о том, что увеличение поистине отвратительного средства, представленного в придачу Жербье, весьма бесполезно в преобладании великого генерального капитула, принявшего без собственного рассмотрения этого перед своим объединением с Великим Востоком, который, к большому счастью, ничего бы не приобрел, по крайней мере, явно в своем вмешательстве. Это правда, но с тех пор в отношении сего постыдного проступка, являющегося непотребным пятном, прибавленным к другим пятнам в установлении высших степеней во Франции, члены Великого Востока, облеченные составлять циркуляры по древнему и принятому шотландскому обряду или рапорты против Верховного Совета 33-й степени, должны были обладать достаточной стыдливостью, по крайней мере, чтобы не имело места отрицания фактов (что мало простительно) и не приводить здесь ложную и злополучную дату 1821 (1721?) года, полагая на ней основание. См. циркуляры от 25 февраля 1826 года, от 19 октября 1840 года и рапорт брата Лефебвра д’Омаля (Lefebvre d’Aumale), приводимые в нашей Хронологической истории Великого Востока Франции (Посвятительная Летопись). Тем самым по правомочному предмету готовится фланг для критики его врагов, и это ошибка изучения и рассмотрения.
(4) Этот отважный фанатик, пикардийский монах, родился в диоцезе Амьена в середине XI-го столетия; его настоящее имя Кюкюпьетр (Cucupietre). Он проповедовал на соборе в Клермоне, последовав в 1095 году в Первый Крестовый поход; по возвращении он умер в 1115 году в монастыре, основанным им в диоцезе Льежа.