Первая часть, Глава 16, Признания о различных масонских системах в Германии — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава XVI
Прежде чем приступить к материалу о Строгом Соблюдении и проанализировать обряды различных немецких реформаторов, мы считаем, что полезно просветить тех из наших читателей, кто не посвящены в факты, относящиеся к данным реформационным попыткам, предоставив им в качестве предварительного света замечательное мнение одного ученика Циннендорфа; оно известно под нижеследующим названием.
ПРИЗНАНИЯ О РАЗЛИЧНЫХ МАСОНСКИХ СИСТЕМАХ В ГЕРМАНИИ
«Я придерживаюсь того мнения и бросаю вызов всякому, кто бы это ни был, оспаривающему мое утверждение, что никто не может предоставить каких-нибудь сведений о масонском Ордене, его истории и его цели, объяснении его иероглифов и секретов, не вводя дух в некую неопределенность. Каждый присваивает себе право объяснять по своему усмотрению символы и доктрину этого сообщества, и отсюда проистекают различные системы, разделившие Орден.
Когда в начале последнего столетия Масонство пришло из Англии во Францию и в Германию, то знали лишь о первых трех степенях. Все радостно следовали церемониалу в тихом почитании, оставляя неясности иероглифов, признавая Великую Лондонскую Ложу как главенствующую над орденом всех масонов и рассматривая масонское установление как собрание людей, призванных к благородным и милосердным действиям. Тем не менее, малое время спустя стали распространяться слухи, что существовали еще другие степени, в том числе степень рыцаря Святого Андрея Шотландского. Тогда случалось, что путешественники из Англии и Шотландии, утверждавшие, будто получили там эту степень, и сообщавшие ее в действительности по написанным фрагментам, посредством их подделывали шотландскую степень того же имени, которую передавали в определенных ложах, и это привлекало внимание на развитие масонских иероглифов. Авантюристы извлекли выгоду из этого любопытства и использовали наиболее достопочтенный Орден для достижения своих частных целей.
Иезуиты уже злоупотребили Франкмасонством в Англии и особенно в Шотландии, где они образовали свою партию. Главы этой группировки жили и интриговали при дворе Претендента, которого они заставили думать, что все махинации имели место только с целью возвращения его на Английский престол; но они скрывали свое намерение: они распространяли в Англии и Франции идею, что Франкмасонство лишь продолжение Ордена Тамплиеров, франкмасонские клирики которого обладали высшими знаниями, и еще скрытые сокровища рыцарей тотчас обнаружатся, когда Орден, приобретя Претендента в качестве великого магистра, окажется достаточно сильным, чтобы суметь защитить своих клириков. Тем не менее, поскольку иезуиты не могли ничего извлечь из подобного вымысла, то в Германии, исключительно для нее, они прибегли к другому подлогу, сочинив здесь благодаря своим эмиссарам сказку, что истинные руководители франкмасонов находились лишь в поиске в одном еще существующем древнем братстве так называемых Розенкрейцеров. Именно так начало распространяться среди франкмасонов пристрастие к чудесному, жажда высших степеней и вера в высших неизвестных, и что эти старшие братья, владевшие истинными знаниями, удалились, оставив общество, которое трудилось способом, столь мало достойным его установления.
И поскольку иезуиты не появлялись открыто и имели только намерение внести разлад в Франкмасонство, чтобы ловить затем рыбу в мутной воде; и поскольку они распространяли шум об этих новшествах лишь для того, чтобы посмотреть, как их воспримет франкмасонская публика; постольку они запустили к ней со всех сторон мошенников и авантюристов, строивших из всякого рода сказок замки в Испании, выставлявших напоказ новые масонские степени, и под конец сами себя выдававшие за разыскиваемых высших неизвестных.
Во время Семилетней войны среди прочих лиц прибыл в Германию один французский комиссар, привезший с собой сундуки, наполненные декорациями, и передал на выбор сорок пять степеней, сфабрикованных во Франции. Таковым было состояние анархии, в котором находилось Масонство, когда появилась другая схизма.
Иезуиты, полагая, что настал момент окончательно овладеть обществом, которое они так хорошо смутили, вывели на сцену человека, о ком нельзя точно сказать, был ли он обманутым или обманщиком, знал ли на кого работал или являлся ли только орудием, каковым пользовались лица, его самого не знавшие. Этим человеком представлялся барон фон Гунд, возобновивший легенду, что Масонство было лишь продолжением Ордена Тамплиеров. Он утверждал, что стал тамплиером во Франции благодаря одному Англичанину в присутствие секретаря Претендента, который сам являлся великим магистром Ордена. Он добавил, что был представлен таковым Претенденту; и с тех пор прекратил заниматься Орденом и сообщаться с его руководителями (клириками), пока господин де Маршалл (de Marschall), великий провинциальный магистр 7-й провинции не передал ему это достоинство на смертельном одре, позволив тем самым продолжать и распространять Орден вместе с Франкмасонством.
И все же, несмотря на эти заверения, он обладал для обоснования своих притязаний лишь дипломом, написанным неизвестными буквами. Его приятели ему изготовили непрерывный перечень великих магистров (см. о Строгом Соблюдении), и поскольку они не могли опереться ни на один исторический документ, то использовали все масонские иероглифы в своей системе, и там, где невозможно оказывалось согласовать табели и церемонии, они их изготавливали по-новому. Но по-прежнему никто не знал, где скрывались священнослужители Ордена сами со своими знаниями и сокровищами. Публика об этом больше не спрашивала, охотно надеясь, что ей о том расскажут. Старались завлечь принцев в эту систему, и каждый прибегал к сей химере, открывавшей перед ним заманчивые перспективы: принцы здесь искали сокровища и власть; их подданным она сулила украшения и покровительства; разночинцы радовались своему новому положению рыцарей, и визионеры себя видели в скором времени общающимися с небесными существами.
Все другие системы обвинялись в ереси и неполноценности; устанавливались повсюду ложи и капитулы, куда особенно старались привлекать без всякого отношения к нравственности влиятельных лиц и священнослужителей; настолько можно быть уверенным и оказаться изгнанным дважды, но лишь бы приобрести богатства, обеспечив себя некоторым оправданием в глазах публики; В ЧЕМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВСЯ СУТЬ АНТИМАСОНСКОЙ СИСТЕМЫ СТРОГОГО СОБЛЮДЕНИЯ.
Доктор права Циннендорф также стал тамплиером, но увидев насколько мало эти люди регулярно работали и не мечтая ни о какой возможности воспользоваться их плохо составленным планом, он отделился от данной системы и, полагая, что она пребывала в общении с настоящими и мудрыми клириками в Швеции, создал новую систему из девяти степеней: три первые из них находятся под покровительством Великой Лондонской Ложи, за которой единственной он признавал право инсталлировать в Берлине Великую Ложу Германии. Что же касается шести других степеней, из которых последняя так и осталась незавершенной, то новатор сопровождал по ним своих учеников стезею морали и знания, привлекая к добродетели, милосердию и культуре их свойств.
Некоторые ложи, остававшиеся верными старому Соблюдению, принимали без затруднения многих людей за деньги, с которыми они и совершали церемонии; использовали иероглифы, их не понимая; страивали веселые пирушки, иногда подавая милостыню: ТАКОВЫ АНГЛИЙСКИЕ ЛОЖИ ШИРОКОГО СОБЛЮДЕНИЯ.
Во Франции забавлялись с полусотней степеней, пока герметические энтузиасты не проникли в некоторые из этих лож.
В Швеции король огласил, что решил публично установить Тамплиеров, поскольку постиг от подлинных клириков секрет великих магических искусств. Вероятно, тем самым он желал привлечь многих Немецких Тамплиеров водвориться в Швеции, поддержав своими деньгами его бедное королевство; но он тщетно надеялся. Провиденциальной случайностью этот обман открылся, и Просвещенный Капитул потерял свою репутацию истины и мудрости.
В течение сего времени распространились различные ветви Розенкрейцеров; каждая из них старалась завладеть Масонством. Мы не хотим предвосхищать мнение, которое должно иметь об этом сообществе. Те же, кто пожелают просветиться более досконально, смогут обратиться к немецкому произведению, озаглавленному Компас Мудрецов. Если всякий прочитавший его ощутит себя в состоянии вступить в этот Орден, то увидит все, что довелось узнать по истечении шести лет. Для людей просвещенных очевидно, что никогда не существовало истинных Розенкрейцеров, и что это имя создано лишь для сокрытия аллегории, установленной Валентином Андреа в его Fama fraternitatis и Общей реформации мироздания, и что визионеры и авантюристы присвоили его в своих целях. Смутная система Герметической философии известна всем тем, кто мало изучал Философическую историю. Но благодаря писаниям немецких Розенкрейцеров становится еще очевидней, что они даже не проникали в смысл и дух этой системы, и, вне всякого сомнения, эти общества, в которых состояли столь достопочтенные члены, были введены в заблуждение невежественными авантюристами, которые не могли ничему научить; но которые, наоборот, желали сами научиться, выследив и став мастерами всех масонских лож.
И поскольку рано или поздно любое фокусничество изменяет себе самому, постольку мы смогли бы взглянуть на это трезвым взглядом; но, к сожалению, общая склонность к чудесному, а особенно исступление в Германии, связанное с алхимией, из которой иезуиты знали, как извлекать выгоду, утверждая, что являлись посредниками немецких Розенкрейцеров, настолько укоренились, что большое количество людей оставалось втянутым в погоню за умозрительными химерами…
Но возвратимся к Строгому Послушанию, ибо он господствовало в течение определенного времени.
Иезуиты и их эмиссары надеялись, что не стояло больше вопроса о секретах и сокровищах с тех пор, как им удалось закрыть рот своим антагонистам, воспользовавшись рентой у главных членов благодаря денежным средствам, которые нужно было черпать в огромных затратах при принятиях (статуты Строгого Соблюдения, статья 12); но они заблуждались. Обращаясь к масонам, профан всегда спрашивал, как до, так и после смерти барона фон Гунда, когда его свяжут с клириками, что ему на самом деле обещалось.
Значит, не оставалось больше другого средства, как вывести на сцену людей, которые должны были сыграть их роль. К этой комедии тщательно готовились все питавшие претензии на мудрость, просвещенность и бескорыстие и не подававшие даже вида в своих писаниях. Одинаково заставили появиться клириков, располагавших только фразами вместо знаний. Кроме того, время от времени, показывались некоторые пророки, например, в Висбадене.
Тем не менее, как только стал очевиден всесторонний обман, и как только настоящая цель Строгого Соблюдения, как не надеялись, оказалась проявленной, то, наконец, открылись глаза: рассудили уместным направить кого-нибудь в Италию, чтобы справиться при дворе Претендента, насколько точным являлось то, в чем продвинулись барон фон Гунд и другие авторы. Было бы мудрым предпринять сей демарш на двенадцать лет раньше, прежде чем так долго водить за нос свет; но казалось, что он согласился, чтобы начался обратный отсчет.
Как стало известно при дворе Претендента, вся история Тамплиеров являлась лишь изобретением и обманом. Больше оказалось невозможным хранить в секрете столь печальное открытие; оно не преминуло быть сильно разоблаченным в печати. Иезуиты не утратили дерзости; они измыслили новые планы, которые тотчас потерпели неудачу, поскольку тогда масонский мир не был настолько легковерным.
Посреди столь значимого замешательства, и чтобы избежать оскорблений и упреков братьев, руководители Строгого Послушания созвали в Вильгельмсбаде последний конвент, о котором, впрочем, благоразумные масоны знали задолго, поскольку они его и ожидали.
Два принца, являвшиеся его пламенными инициаторами, несомненно, имели наиболее чистые и бескорыстные цели по отношению к Ордену; но поскольку игра в Тамплиеров должна была неизбежно прекратиться, и поскольку на этой игре основывалось полномочие высших, то очень малое число масонов с желанием им соглашалось подчиниться.
Им было невозможно предоставить никакое объяснение иероглифов, поскольку таковым они не обладали. Что касается огромных сумм, полученных в течение от двенадцати до четырнадцати лет (1), то они не могли составить для них верный отчет, ведь имевшейся казной управляли с большой небрежностью, хотя и добропорядочно. С другой стороны, масоны не желали впредь удовлетворяться обычной игрой в иероглифы, и невозможно было ожидать ничего важного и подходящего от масонского сброда, наибольшее число которого принималось без разбора и оказалось во главе системы, лишь исходя из политических целей. Надеялись увидеть на этом конвенте прибывших иностранных масонов, располагавших сокровищами знаний; но те, кто ими обладал, не захотели их передавать в подобные руки, добровольно подчинившись ярму. Там возникли несколько мистических химер; но поскольку это были лишь видения или необоснованные сказки, то большинство их отвергло, и не оставалось более другого ресурса, как изобрести новую систему. Отсюда родилась система Добродетельных Рыцарей Святого Града Иерусалима. Итак, оказалось бесполезным искать доказательство, что это масонство Строгого Соблюдения в чем-то могло сделать людей лучше, мудрее и счастливее; оно занималось только игрой; отчего стало смехотворным и презираемым в глазах мира, представляясь театром, в котором преуспевали праздные актеры и шарлатаны».
Мы нашли это сочинение достаточно поучительным, чтобы быть включенным целиком.
СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ
Оно стало третьим масонским новшеством иезуитов. У адептов оно поддерживало опасную надежду вступить в обладание богатствами древних Тамплиеров. Хронологическая история их великих магистров не что иное, как история иезуитских генералов. Первоначальная идея непрерывного продолжения ордена Тамплиеров обязана маркизу де Лернэ (de Lernay), который поначалу ее заставил принять одну берлинскую ложу. Принц де Клермон был ее Великим Мастером, и под этим именем иезуиты преуспели во введении своей новой системы. P. C. (Принц Клермон) обозначало patres claro montani.
В данной системе сообщалось только шесть степеней; 7-я являлась клерикальной, и ее существование скрывалось. Веревка на шее неофита в степени шотландского рыцаря символизировала протестантов, которые рассматривались как преступники, оскорблявшие королевское величество. Брат мог продвинуться в степени только после установленного срока или, по крайней мере, когда он получал льготу Великого Капитула. Данное Соблюдение не образовалось благодаря расколу, введенному во Франкмасонство по незначительным мотивам, но которым приписывалась важность.
От подобного раскола возникло СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ (observantia stricta).
Но раскол, произошедший в Вене в 1767 году, дал рождение ШИРОКОМУ СОБЛЮДЕНИЕ (observantia lata).
Каждое из них обладало своими символическими и особыми высшими степенями.
Король Пруссии Фридрих Вильгельм II отказался продолжать свое покровительство над Франкмасонством в своем государстве, если эти две системы не объединятся; что и случилось, по крайней мере, внешне, поскольку не существовало никогда акта об объединении, и каждая из них сохраняла свою внутреннюю организацию, продолжая, как и в прошлом, ограждать своих членов от соперничающей ложи.
Тот же, кто желал присоединиться к Строгому Соблюдению, был обязан подписать акт послушания барона фон Гунда, по которому он добровольно (et sine nulla reservatione) обещал:
- Оказывать абсолютное послушание Великому Магистру 7-й провинции (барону фон Гунду) и всем высшим начальникам, назначенным или назначаемым им.
- Подчиняться во всем инструкциям этих высших начальников, особенно в отношении лож Широкого Соблюдения; делать или предоставляться тому, что они ему определили, никогда не претендуя, никогда не притязая углубляться в намерение или в цель.
- Соблюдать в строжайшем секрете и не раскрывать никому за пределами круга Строгого Соблюдения и не предпринимать никакого масонского сообщения без позволения высших начальников, передавая им письма, самим полученные, и ожидать их наставлений для готовящихся ответов.
- Подчиняться по доброй воле взысканиям, которые могли бы быть на него наложены со стороны высших начальников.
Во всем этом он должен был принести присягу под угрозой утраты чести и интуиции от Бога.
Шифр высших степеней почти не дешифруемый, поскольку мог быть измененным различными способами посередине фразы.
В высших степенях не позволялось становиться посвященным в высшие степени другого тайного общества без позволения на то высших начальников; и возбранялось рыцарям высших степеней признаваться братьям нижестоящих градусов, что они обладали высшими по отношению к ним степенями.
Чудовищная административная организация являлась произведением Шубарта (Schubarth) и Клеефельда (Kleefeld). Клирики были введены в Орден доктором Старком.
Публика познакомилась с этой системой благодаря публикации одного немецкого сборника, вышедшего в свет под заглавием О Камне преткновения и Скале раздора. Считалось даже, что для нейтрализации ущерба, причиненного репутации Ордена в глазах масонского народа этим сочинением, не было лучшего средства, как собрать генеральный конвент: таковым являлся истинный и первый мотив конвента в Вильгельмсбаде.
СИСТЕМА СТРОГОГО СОБЛЮДЕНИЯ
Орден Строгого Соблюдения был определенно основан в Германии братом Карлом Гателем (Gathel), бароном фон Гундом, господином из Альтенгроткау и Липсе, который стал масоном во Франкфурте-на-Майне в 1742 году и был посвящен в Париже в 1754 году в высшие степени Клермонского капитула. Этот новатор, воодушевленный мыслью Рамзая, что всякий настоящий масон является рыцарем тамплиером, всегда существующий орден которого, согласно ему, разделил свое новое Масонство на различные степени, основав свой порядок по примеру Ордена Храма на огромной территории, разбитой на девять провинций, включавших все страны Европы. Система Рамзая стала известной в Германии прежде основания Клермонского капитула и, значит, вступление барона в высший или тамплиерский Орден в Париже обнаружило здесь его предшественника в лице барона фон Маршалла, к которому он сам и обращался.
Тамплиерский режим содержал тогда шесть степеней, а именно:
- Ученик,
Символические
- Подмастерье,
- Мастер
- Шотландский мастер,
- Неофит,
- Тамплиер; степень делилась на
три разряда под именами
Eques Рыцарь
Socius Товарищ
Armiger Оруженосец (2)
Между 1763 и 1770 гг. барон фон Гунд прибавил к ним 7-ю степень,
называвшуюся:
- Eques professus (Рыцарь професс).
Позднее еще сюда присоединилась ветвь клириков франкмасонов, культивировавшая естественную и божественную магию, химию и алхимию.
Историческая часть данной системы ограничивается тайным продолжением Ордена Тамплиеров; вот повествование, которое она сообщает:
«В 1303 году два рыцаря Ордена Ноффодеи и Скен де Флориан были наказаны за свои преступления. Последний потерял свое командорство Монфакон. Они просили у Провинциального Великого Магистра о новых командорствах, и поскольку он им в них отказал, то они убили его на своей ферме рядом с Миланом, спрятав его тело в саду под кустами. Они совершили побег в Париж и обвинили Орден в самых отвратительных преступлениях, что повлекло за собой упразднение Ордена и казнь Великого Магистра, который был заживо сожжен в 1314 году.
Петру д’Омону, Провинциальному Великому Магистру Оверни, удалось скрыться с двумя командорствами и пятью рыцарями. Чтобы не быть узнанными они переоделись в каменщиков, изменив свои имена и назвавшись Мабейньяк (Mabeignac) (именно отсюда происходит слово мастера Мак-Бенак). Они оказались на шотландском острове Мюлл (Mull), где нашли великого командора Джорджа Гарриса Хэмптонкура (Georges
Harris Hamptoncourt) с несколькими другими братьями и решили здесь учредить Орден.
Они провели в церкви Святого Иоанна в 1312 году капитул. Омон был тогда назначен Великим Магистром. Чтобы избавиться от преследований, они взяли знаки и слова, наподобие масонских, и стали именоваться свободными и принятыми масонами для указания тем самым на то, что они оказались на свободе и восприняли иные обычаи (3). В 1361 году резиденция Великого Мастера переехала в Абердин, и постепенно Орден в подобном виде сохранился и распространился в Италии, во Франции и в Германии».
Нижняя Саксония возводилась в провинцию Великим Магистром претендентом Карлом Стюартом, объявляясь таковой в 1745 году. Что касается капитула Абердина, то великое приорство доверялось здесь Кесслеру фон Шпренгейзену (Kessler de Sprengeisen) в 1750 году.
Катехизис 4-й степени (великого шотландца) в том числе содержит и эти вопросы:
Вопрос. — Какие символы выражаются в шотландском мастере?
Ответ. — Четыре символа: лев, лис, обезьяна и ястреб.
Вопрос. — Объясните их.
Ответ. — Шотландец должен соединить в себе качества: сердца льва, изящества лиса, ума обезьяны и быстроты ястреба-перепелятника (охотничьей птицы) (4).
Запон белый на зеленом фоне. По углам находятся четыре указанных животных. Посередине изображен циркуль, увенчанный восьмиконечной звездой.
Система учит, что эта степень обозначает восстановление Ордена Тамплиеров Омоном на шотландском острове Мюлл; что является только аллюзией на восстановление иезуитской иерархии.
В 5-й степени или неофите приор или командор, являвшийся в то же время главой диоцеза, совершал принятие на месте Провинциального Великого Магистра; он обладал титулом высший; он занимал кресло, увенчанное гербом Великого Магистра.
Во время принятия угашались все светильники, и горела только одна лампа, когда говорилось: «Я совершаю это в память тех, кто были, и кого больше нет». После произнесения присяги зажигалось три факела и возвещалось: «Я совершаю это в память тех, кто были, кого больше не было, и которые суть снова».
После принятия, совершенного от имени Великого Магистра, неофит был обязан поцеловать головку эфеса шпаги высшего руководителя, говорившего ему, что он вступал только в новициат на три года, на протяжении которых должен стать достойным продвижения благодаря слепому послушанию вышестоящему начальству.
Он больше не имел запона, и открыто объявлялось вновь принятому послушнику, что впредь для него ставился вопрос не о масонстве, но об Ордене Тамплиеров, в котором он начинал новициат.
6-я степень рыцаря тамплиера подразделялась на eques (рыцарь), socius (товарищ) и armiger (оруженосец).
Проводился капитул; кандидат оставлял свой дважды зеленый запон, и commissarius ordinis, исполняющий обязанности приора, повелевал ему принести присягу на латинском языке. Инсталляция нового члена равно совершалась по-латыни; в момент возложения на него шлема ему, в том числе говорилось: “Ordo te clibano contra hostes olim fidei, nunc ordinis ut eo magis intervenias per duellum”.
Новый рыцарь клал тогда на стол безвозмездный дар для praeses (председателя), затем он простирался на колени перед ним, чтобы получить из его рук красный крест Ордена и золотое кольцо, которое он должен был носить на мизинце правой руки. Он получал геральдические знаки ордена и характеристику (новое имя на латыни) или motto y afferante (то есть в соотношении их со своим собственным гербом; члены Строгого Соблюдения утрачивали свое фамильное имя, обозначаясь данной характеристикой; система, воспринятая Шотландцем Кильвиннинга).
Мало чем отличалось от этого принятие в армигеры: вместо eques нового члены называли frater.
Следующая церемония называлась приемом орденских товарищей и друзей (sociorum et amicorum ordinis). Она проводилась не без своих особенностей. Если неофит являлся выдающейся личностью, то регулировалось его вступление, как в оруженосцы, так в рыцари и командоры. Вместо привлечения его к абсолютному послушанию, он связывал себя достойной присягой и совершенной преданностью по отношению к тем, кто его принял в свою среду. После принятия его отводили на свое место, говоря: «Войди в обладание местом, которым наделяет тебя по преимуществу верховный Орден, чтобы ему содействовать в случае необходимости твоими добрыми советами и твоим добрым именем».
По последнему установлению мы и узнаем происхождение этого Ордена; ибо истинный Орден Тамплиеров никогда не знал этих amici socii (5); они не что иное, как образовывавшие второй разряд Ордена Иезуитов. Данный разряд состоял из священников и светских лиц, живших в миру и служивших иезуитам, особенно после получения образования; они назывались jesuitae in voto, поскольку давали обет надеть облачение Ордена тотчас, как сие заблагорассудится генеральному отцу (pater
generalis).
Затем имело место принятие fratres servientes (братьев-сержантов), socii и amici ordinis.
Барон фон Принцен (Prinzen) был первым, кто основал капитул этой системы в Берлине; она не преминула распространиться.
В 1763 году барон фон Гунд прибыл в Нойфирден (Neuvierden) в Пюзак (Pusac) и провозгласил себя Великим Магистром 7-й провинции; поскольку Германия подразделялась на провинции Ордена.
Некий Джонсон (Johnson), утверждавший себя владельцем намного больше пространных инструкций, нежели наставления барона фон Гунда, малое время спустя объявил себя в Йене великим приором Ордена. В течение своего пребывания в Альтенбурге денно и нощно он мучительно утомлял братьев рыцарей и дворян, являвшихся членами Ордена и живших по соседству. Они были обязаны сесть на коня по первому его Барон фон Гунд признал Джонсона великим приором Ордена и принес ему послушание.
Но все это было лишь обманом; поскольку сам Гунд уполномочил авантюриста, являвшегося евреем под именем Лейхта или Лёйхта (Leicht, Leucht), для распространения своей системы, придав ей большую аутентичность, извлекши из нее наиболее возможную помощь. Но вскоре, то ли из-за того, что он посчитал, будто Джонсон мог для него оказаться опасным, то ли из-за того, что он опасался, будто он раскроет свою тайну, фон Гунд сам провозгласил этого человека авантюристом. Малое время спустя последний был арестован тайным советником Фричем (Fritsch), хладнокровным сторонником барона, членом Строгого Соблюдения и тогда воспитателем младшего принца Веймарского. Джонсона препроводили в Вартбург (старинный укрепленный замок у Айзенаха); он содержался на средства Строгого Соблюдения; он умер внезапно, поскольку предположительно, как говорят, приближалось совершеннолетие юного герцога Веймарского.
В результате этой аферы фон Фрич затребовал на конвенте в Брауншвейге возвращение 3 000 рейхсталеров (12 000 франков), как затрат на питание Джонсона.
Энтузиазм в отношении Ордена начинал охлаждаться, и искали для его разогрева, чтобы сделать ему некое подобие обертки; высшие степени оценивались от 300 до 1 000 рейхсталеров (от 1 200 до 4 000 франков), но этот план не возымел успеха, и тогда добавили клерикальную ветвь. Иезуиты прибегли к этому новому изобретению, чтобы отвлечь внимание сторонников от секретов. Ростокский профессор Старк, а с тех пор придворный проповедник в Кёнигсберге и затем в Дармштадте, стал главой этой ветви, активными членами которой являлись: барон фон Равен в Ранефельде в Мекленбурге и советник апелляционного суда фон Веффель в Целле.
Клирики составляли часть 7-й провинции (следуя строению их генерального капитула, здесь бесполезному) (см. Посвятительную Летопись). Вскоре удалось обольстить большое количество любознательных лиц, желавших извлечь выгоды из клерикальных знаний; конвент, проходивший в Коло (Kohlo) для объединения клириков со Строгим Соблюдением, совершенно не привел к результату, на который надеялись. Состоялся другой конвент; на нем появился новый мошенник под именем Гугомоса (как и Шропфер некоторое время спустя), принесшего новые шарлатанства, после чего быстро совершившего побег.
Герцог Брауншвейгский созвал в конце 1782 года новый конвент в Вильгельмсбаде для поиска истинной цели Масонства. Его итог заключался в следующем: все рыцари признали, что не являлись подлинными рыцарями тамплиерами. Они согласились, что в будущем они бы только приказу, даже в ночное время, под угрозой быть заточенными в темных камерах, если бы они опоздали на конвент Тамплиеров в Альтенбурге.
дали в своей последней масонской степени одну историческую инструкцию об Ордене тамплиеров.
С этой целью они также составили новые тетради. По крайней мере, уже ничего не оставалось как прежде: одна из ветвей Строгого Соблюдения продолжала возводить в тамплиеры; другая занималась алхимией; третья терпеливо ожидала действий высшего начальства.
Тем не менее, барон фон Гунд умер добрым католиком, заранее отрекшись от своей религии в пользу римского католицизма и имея постоянно при себе капуцина. Затем он породил смехотворные обстоятельства в отношении рыцаря Стюарта, английского претендента.
Этот рыцарь явился в Германию, чтобы найти себе жену в лице княжны фон Штольберг, и тайно получил тамплиера от Гунда, будучи признанным им в качестве Великого Магистра Ордена. В вознаграждение он дал фон Гунду патент на Великого Провинциального Магистра для Германии и антидату (право на проставление документов задним числом). Этот патент был единственным, что фон Гунд смог предоставить на конвенте в Коло для установления своей легитимности. Охваченный радостью бедный рыцарь Стюарт почти потерял от этого рассудок, поскольку его заверяли, что Орден не знал никакого покоя, хотя и не обладал какой- нибудь важной страной, но пребывал только в Америке; его убедили, что он образовал могущественную партию, насчитывающую в своих рядах большое число самодержцев. Равно когда он возвращался в Рим, ему устроили торжественное вступление, предваряемое герольдами, провозглашавшими его королем, требующими для него почестей, обязанных королям; но папа более мудрый, нежели он, сему воспротивился. Вся Европа смеялась над этой аферой, освещавшейся всеми газетами, не ведавшими, тем не менее, ее истинных мотивов.
Тамплиерская система распространилась одинаково в Эльзасе и Лотарингии под эгидой герцога Шартрского; но из-за боязни разбирательств с полицией ее члены, собравшиеся на конвент в Лионе, изменили свое имя, став Добродетельными Рыцарями Святого Града. Сен-Мартен, называемый Неизвестным Философом, и Виллермоз из Лиона стали главными инициаторами этого изменения, не имевшего в себе ничего масонского. Они создали несколько мистических степеней, дух которых был раскрыт сочинениями писателей этой школы, каковы Мифо-герметические архивы, О заблуждениях и истине и пр.
Вот распределение провинций Ордена перед конвентом в Вильгельмсбаде:
- Провинция Арагона;
- Оверни;
- Запада или Лангедока;
- Лиона;
- Бургундии;
- Великобритании;
- Провинция Нижней Саксонии, Эльбы, Одера, Прусской Польши,
Лифляндии и Курляндии;
- Верхней Германии, По, Тибра, Италии и Сицилии;
- Греции и Архипелага.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОВИНЦИЙ ПОСЛЕ КОНВЕНТА
- Провинция Нижней Германии, Польши и Пруссии (ей дали этот ранг, поскольку она оказалась первенствующей в активности);
- Оверни;
- Запада;
- Провинция Италии и Греции;
- Бургундии и Швейцарии;
- Верхней Германии;
- Австрии и Ломбардии;
- России;
- Швеции.
Вычеркивались из матрикула провинции Арагона и Лиона, поскольку они утратили активность, и провинция Великобритании, поскольку она уже не надеялась возвращать свой статус (6).
Каждая провинция подразделялась на приорства, префектуры, командорства, шотландские ложи (иезуитские), символические ложи, где Масонство является культом.
Все провинции, после смерти барона фон Гунда, были подчинены Великому Магистру герцогу Фердинанду Брауншвейгскому; но каждая провинция обладала своим Великим Провинциальным Магистром; 7-я провинция имела таковым барона фон Гунда.
Правила представляют собой 16 статей и имеют название: Статуты прославленного Ордена Строгого Соблюдения; они подтверждают мысль о том, что можно было бы почерпнуть из вышеизложенного о природе и цели Ордена.
Статья 1-я. «Хотя предписанные Орденом правила в первое время его существования были еще обязательными для каждого из наших братьев, особенно когда они им подчинялись по присяге, приносимой в принятиях; то одинаково достоверно, что эти обязательства страдают некоторыми ограничениями и представляются применимыми лишь в случае, когда они могут быть надлежащим образом соблюдаемыми, исходя из различия религий, нравов и политического управления разных стран, в которых мы живем. Именно так братья Ордена должны рассматривать эти положения, которые будут всегда для них достопочтенным памятником древности, и это после всех ограничений, каковые они должны соблюдать и исполнять, основываясь на данных ими обязательствах».
Значит, не стоит вопрос об абсурдной привязке ни к этим положениям, ни к древним владениям. Поскольку первые были специфическими, тогда как другие являлись только случайными; впрочем, главы Ордена никогда не питали довольно романтических идей, чтобы надеяться однажды вступить в обладание имуществом древних братьев.
Статья 6-я. «И поскольку Орден преимущественно признавал благом скрываться под облачением Франкмасонства, под которым мы находились в безопасности на протяжении стольких лет, постольку благоразумие советует нам не поднимать эту завесу; по крайней мере, мы не должны сего делать в наши дни и, ВОЗМОЖНО, НИКОГДА; во всяком случае, прежде чем мы обнаружили бы, что эта завеса недостаточна или бесполезна, чтобы нас оградить от любознательности. Наоборот, мы должны продолжать выстраивать всю нашу систему на Франкмасонстве, как на краеугольном камне. Именно оно должно нас обеспечить людьми, которых мы сможем использовать для осуществления на практике наших благих намерений».
Пусть умеющие читать простофили от экоссизма разумеют! Значит, Рамзай, барон фон Гунд и их сторонники лгали, когда выдвигали положение, будто всякий настоящий масон есть тамплиер; ибо, наоборот, они осознавали, что всякий тамплиер, чтобы существовать, должен был стать масоном. Настоящий масон, ознакомившийся с этой статьей, смысл которой, впрочем, разоблачается с каждым шагом в этом темном произведении, разве может оставаться в подобном ордене, под каким бы названием он не скрывался, не сделавшись сразу масоном клятвопреступником и ложным братом?
Статья 13. «Наши усилия для консолидации нашего благосостояния и благосостояния Ордена должны нам обрести благосклонность принцев, мечтающих в сердце о процветании своих Государств. Когда мы сумеем объединить фонды в своей активности, то благодаря указанным средствам мы должны (после уплаты различных авансов братьев, способных содействовать благу Ордена, и доходов с пребендами для сановников, согласно их старшинству) непременно заняться использованием всех избыточных денег для приобретения недвижимости и основания заведений, одновременно служащих, как частному благу Ордена, так и благу Государств. Установление фабрик и благотворительных учреждений, поощрение отдельных отраслей коммерции и местной промышленности — все это вещи, которые могут нас обеспечить благосклонностью властителей и одобрением публики, оградив нас от зависти в отношении прибыли, которую извлекут Орден и его члены; сие будет доказательством того, что мы ищем не только своей выгоды, но равно имеем в виду, если можно так выразиться, благосостояние всякой страны в целом». И пр.
Эти статуты, которые соблюдались уже в 1767 году и которые не предназначались для публичных оглашений, совершенно разоблачают систему: тайный интерес Ордена под видом государственных интересов в любой точке Земного шара.
Подобное общество, которое благодаря присвоению имущества, столь доходно используемого, могло ежедневно поглощать капиталы по завещанию и здания, которые в короткие периоды лет удваивали выгоду и доходность, непрестанно аккумулируясь в устрашающей прогрессии, завершалось через некоторое время, менее продолжительное, чем об этом думают, после того, как овладевало посредством своих безмерных установлений своими принципами, полученными в единообразном и общем учении, и неизбежно заканчивалось вторжением во все владения материального мира настоящими Тубалкаинами, овладевавшими, кроме того, существованием своих рабочих, будучи единственными распорядителями универсальной индустрии в двух полушариях. Тогда это общество предстало бы душой, телом и благом людей; мечта о всемирном и абсолютном господстве оказалась бы реализованной; это лучше соответствовало его членам, нежели мнимое возмещение имущества древних Тамплиеров, предназначенное на забаву простакам и для обмана простофиль. Необходимо было хотя бы представить опасность от такого грозного сообщества, которое в своем ненасытном честолюбии обрело свою слишком соблазнительную мечту, слишком красивую, чтобы от нее отрекаться.
Мы опускаем, чтобы не отягощать том, интересные документы, каковые суть:
- Акт послушания братьев Строгого Соблюдения, направленный из Берлина в 1772 году, копия которого была отправлена из Лондона под значком А в накладной) в Великий Восток Франции 6 октября 1771 года.
- Акт об объединении и подчинении членов новых Тамплиеров Великому Провинциальному Магистру барону фон Гунду и временному совету Строгого Послушания.
- Текст утверждения и признания тех же самых четырех членов, сделанный в префектуре Экхорста 2 июля 1767 года.
- Состав генерального капитула Клириков 7-й провинции.
- Состав провинциального капитула 7-й провинции и его девятнадцати префектур.
- Список шестидесяти двух замечательных лиц, обладающих характеристиками (орденскими именами).
- Статуты Ордена, составленные провинциальным канцлером и опубликованные в 1767 году провинциальным советом; выдержки из них приведены выше.
Эти документы находятся в Посвятительной Летописи.
КЛИРИКИ ШИРОКОГО СОБЛЮДЕНИЯ
(СВОБОДНОГО СОБЛЮДЕНИЯ)
(1767 год)
Высшее Соблюдение и Точное Соблюдение
Раскол, произошедший в Вене в 1767 году в Строгом Послушании, дал рождение ШИРОКОГО СОБЛЮДЕНИЯ или Свободному Соблюдению.
Это новое сообщество имело среди руководителей главу барона фон Равена в Мекленбурге; и проповедника Старка — в Кёнигсберге. Они льстили себе одним обладанием секретами ассоциации и ведением о таинственной пещере, где находились богатства древних Тамплиеров.
Этот режим складывался из десяти следующих степеней:
- Ученик, 7. Шотландский мастер,
- Подмастерье, 8. Суверенный маг,
- Мастер, 9. Провинциальный мастер Розы
и Креста,
- Африканский Брат, 10. Маг или рыцарь Ясности и Света.
- Рыцарь Святого Андрея,
- Рыцарь Орла или избранный мастер.
10-я степень подразделялась на пять частей, а именно:
- Рыцарь неофит 3-х лет,
- Рыцарь неофит 5 лет,
- Рыцарь неофит 7 лет,
- Рыцарь Левит,
- Рыцарь Священнослужитель.
Этот обряд, говорят, имел большой успех в 1800 году, в эпоху, в которую материнская ложа Королевского Йорка к содружеству из Берлина, провозгласила об отказе от системы высших степеней, чтобы следовать впредь лишь трем символическим степеням.
Тот же самый раскол произвел еще:
Высшее Соблюдение
В нем занимались алхимией, магией, каббалой, ясновидением, закли-
наниями и пр. пр.
Точное Соблюдение
Здесь изучались два первых Соблюдения, которые в своей основе
иезуитизм и католицизм.
(1) Значит, Строгое Соблюдение могло начаться только в 1768 году, но никак не между 1745 и 1750 гг.
(2) Эти три степени принадлежат равно и Архитекторам Африки.
(3) Это натянутая интерпретация достаточно указывает на лживость этой истории; добавим, что Великого Магистра казнили в 1314 году, и Омон мог быть спасен в Шотландии, если этот факт точный, только в 1315 году, и как тогда капитул мог состояться в 1312? Это никак не заблуждения, которых недостает в шотландском тамплиерском иезуитизме.
(4) Иезуиты называют орла ястреба-перепелятника. Пеликан был отвергнутым системой.
(5) Мюнтер придерживается иного мнения. См. произведение брата Т. Жюжа (Th. Juge) об уставах древних Тамплиеров.
(6) Видно, что масоны Англии превзошли здесь в здравом смысле масонов Франции, которые страдали от немасонских установлений и шотландских директорий, то есть иезуитских.