Глава 19, Древний и Принятый Шотландский Устав — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава XIX
ЭКОССИЗМ ИЛИ ОБРЯД ДВАДЦАТИ
ПЯТИ СТЕПЕНЕЙ, НАЗЫВАЕМЫЙ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ, СТАВШИЙ ДРЕВНИМ
И ПРИНЯТЫМ ШОТЛАНДСКИМ
ОБРЯДОМ ТРИДЦАТИ ТРЕХ СТЕПЕНЕЙ
Наша цель в этом произведении, заключающемся, как уже говорилось, только в сокращенном изложении более обширного еще рукописного труда, состоит в посвящении молодых масонов в сведения, которыми необходимо обладать, чтобы знать, как образовалось Франкмасонство; и чтобы уточнить, что представляет собой это установление, рассматриваемое посвященными в качестве продолжения или возрождения древних мистерий Индии и Египта, доктрины и символы которых, видоизмененные столетиями, служат ему основой.
Мы сообщали, что между эпохой их угасания в Галлии из-за римского преследования в начале нашей эры и публичного восстановления в Лондоне античной и тайной философии, она была усыплена на протяжении почти шестнадцати столетий. Малое число посвященных, избежавших безжалостных расправ по приказу Цезаря, должны были найти приют в различных сообществах, образованных после этих бедствий, в которых секретная доктрина иногда скрытно передавалась, чтобы ей не исчезнуть совсем.
Во времена Эшмола (1646 год) число посвященных стало весьма значительным и весьма сильным, чтобы не опасаться дневного света; и под пером ученого алхимика все устные предания были упорядочены; они обрели форму, тело; отсюда три символических степени и их посвятительные ритуалы, не существовавшие перед этой эпохой, поскольку Франкмасонство было неизвестно, хотя о нем могли говорить введенные в заблуждение авторы и сектанты, чуждые Ордену в своих степенях и своих лживых рассказах. Восстановление древней доктрины мистерий открыто имело место в Лондоне 24 июня 1717 года — в памятный год в масонской летописи. Ее
добродетельное проявление распространяется во всех государствах Европы и мира со скоростью электричества под эгидой универсального братства, повинуясь необходимости тесной связи, таинственного и неизвестного до сих пор посвящения.
Эта Великая Ложа, которой масоны воздают благодарности во все времена за благодеяния установления, была одной и единственной точкой отсчета истинного масонского света: все учрежденные ей установления являются регулярными, как и она. Те, что отделились от нее, чтобы в свою очередь стать Великими Национальными Ложами или зарубежными Великими Востоками, ничего не утратили ни в своей регулярности, ни в значимости их образующей власти. Согласно этим бесспорным принципам, все масонские мастерские, созданные этой Великой Ложей или ее делегатами и Великими Национальными Ложами или зарубежными Великими Востоками, первоначально от нее произошедшими, либо от руководства, установленного ей и его делегатами, являются регулярными и работают в истине. Но всякое учреждение, образованное за пределами этого начала должно быть обозначено иррегулярным, нелегальным и разрушающим Орден, но никак не масонским.
Больше того, Великая Ложа Англии, хранительница истинного Масонства трех степеней, передачу которых осуществляла учрежденным ей мастерским, не могла установить других масонств с новыми степенями, поскольку обладала лишь подлинным; и мнимые высшие степени вводились нелегально, мошенническим образом, в заискивании и в духе спекуляции на тщеславии масонов, у которых они подстрекают страсти, каковые братья присягали обуздать; наконец, все высшие степени устанавливались только благодаря виновной терпимости регулярного масонского руководства, обуреваемого ими по своему управлению и по своей юрисдикции.
Значит, Великая Королевская Ложа Шотландии, проповедовала иное масонство, нежели символическое; и созданные им филиалы, — капитулы, советы, трибуналы, коллегии, консистории и пр., — установленные за пределами истинного Масонства, каким бы авторитетом это ни прикрывалось, должны рассматриваться как ничтожные, иррегулярные и антимасонские; и обязанностью лож станет лишение их покрова установления, с помощью которого ими привлекаются простофили.
В действительности, все эти заведения, называемые высшими степенями, являются иррегулярными, ибо ни одно из них не в состоянии удостоверить себя серьезным документом, идущим от первоначального происхождения и обладающим юридической силой в глазах подлинного масона.
И поскольку группировку изготовителей степеней Великая Ложа или Великий Восток пренебрегли уничтожить в своем возникновении, постольку она успешна в скорости передачи своих снадобий и процветает; впрочем, вполне регулярные Великая Ложа или Великий Восток будут овладевать этими ложными степенями благодаря финансам, используя имена капитулов, советов и пр.; и можно даже подумать, будто были созданы регулярные масонские учреждения! Мы так не считаем; ибо вместо одной нелегитимной власти группировка заключает в себе две; и для подлинного масона наименования, образованные одной из них, обладают той же самой значимостью, что и второй; только один из источников представляется более почетным, нежели другой, ведь мотивы действия похвальны.
Когда Великий Восток, законный наследник Великой Ложи Франции, принял в себя в 1786 году Великий Генеральный Капитул, созданный в 1782 году из осколков старого Совета Императоров Востока и Запада суверенных принцев-масонов, образованного в 1758 году из остатков Клермонского капитула, учрежденного в Париже рыцарем де Бонневиллем в 1754 году; то должно ли считать Великий Восток аутентичным обладателем высших степеней, практиковавшихся этими исчезнувшими организациями, в особенности обрядом совершенствования двадцати пяти степеней, которым заведовал совет императоров? Да, несомненно; но это легитимное обладание разве не должно служить запретом всякой пришлой организации незаконной практики высших степеней: таковыми являлись и его право, и его обязанность. Но насколько далеко отсюда до права управления этими сверхмасонскими обрядами.
Поднимемся к истокам: рыцарь Бонневилль учредил свой капитул (тамплиерскую систему Рамзая) во имя Великого Мастера; но прежде всего, откуда он получил свои полномочия? От него одного. Вот таково новое, совершенно иррегулярно установленное масонство, которое должно было быть непосредственно запрещено Великой Ложей Франции, как державной защитницей интересов и догм истинного Масонства. Распавшиеся осколки иррегулярного капитула, образуя Совет Императоров, и осколки его же, создавая Великий Генеральный Капитул Франции, могли ли быть основаны в качестве регулярных и подлинно масонских установлений? Конечно же, нет. Великий Восток, наследуя им, собрал степени для своих архивов; но он не мог наследовать право их практиковать, поскольку оно было иллюзорным и ложным у его предшественников, ведь они не могли сообщить ему то, чем сами никогда не обладали.
То же самое обстоит и с экоссизмом тридцати трех степеней, являющимся только разогретым изданием обряда Усовершенствования, увеличенного на восемь степеней. Обладая этим шотландским обрядом, который в ходу почти повсюду, за исключением самой Шотландии, Великий Восток, единственное регулярное масонское руководство Франции, сделает только то, что вступит в обладание им; но так необходимо было поступить для того, чтобы противостоять узурпаторам, которые могли бы с его помощью вводить в заблуждение.
И если, распространяя этот обряд, Великий Восток, законный регулятор подлинного Масонства (трех степеней, поскольку не существует других), на самом деле создал лишь сверх-масонские установления мнимого или, по крайней мере, спорного значения; то мы спрашиваем, какое имя он мог бы дать заведениям, образованным масонами, обладающими своим химерическим полномочием только от самих себя или масонов того же качества?
Рассказ об экоссизме, заместившем обряд Усовершенствования, сразу докажет эту истину вплоть до очевидности.
Значит, это ошибка изучения, размышления и, несомненно, познания, когда масоны предаются заблуждению и покидают настоящий культ, чтобы, покрывшись погремушками, путешествовать в стране измышлений. Итак, после сделанного им изложения об установлении Франкмасонства, основанного на древних мистериях, и чтобы предохранить молодых масонов от всякой ошибочной иллюзии, мы излагаем для них то же самое в обозрении различных обрядов, которыми сектантам и лжецам удалось дополнить три символические степени, не нуждающиеся ни в каком излишнем прибавлении; настолько же несовершенном, насколько каждый из обрядов оспаривает у другого верховенство, которое каждый из них приписывает исключительно себе. Мы познакомим их с главными реформаторами, у которых каждый считает себя выше своих предшественников: работы последних его не могут удовлетворить, чему претит его тщеславие.
Наши читатели должны были отметить, что посреди этих лживых образований, этих шокирующих расходящихся мнений, этих битв обманутых честолюбий СИМВОЛИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО пребывает устойчивым, незапятнанным и чистым как истина; не испытывая никакого ущерба; все обстоит наоборот, когда оно принимает почести от тех, кто спешат осквернить его храмы, практикуя в них фантастические работы.
Благодаря этим изложениям, наши читатели должны оказаться достаточно посвященными в ухищрения и интриги, используемые изобретателями степеней, систем и ложных масонств, чтобы по-настоящему определить значение и аутентичность древнего и принятого ШОТЛАНДСКОГО ОБРЯДА, рассказ о котором мы спешим воспроизвести с его образования и появления, хотя об этом уже частично известно.
ОБРЯД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВАДЦАТИ ПЯТИ СТЕПЕНЕЙ,
СТАВШИЙ В АМЕРИКЕ ДРЕВНИМ И ПРИНЯТЫМ
ШОТЛАНДСКИМ ОБРЯДОМ ИЗ ТРИДЦАТИ ТРЕХ СТЕПЕНЕЙ
Перенесемся к вышеизложенному историческому обзору Совета Императоров и Востока и Запада и увидим там, что 27 августа 1761 года этот совет выдал патент Великого Мастера Инспектора, содержание которого мы приводим, еврею Стефану Морену, вызванному по коммерческим делам в Сан-Доминго. Целью совета стало распространение в заморских владениях своего Масонства, называемого Эредом или Усовершенствования из двадцати пяти степеней; совет и не подозревал, что дерзкие фокусники сорок два года спустя прибудут в Париж, место рождения этого обряда, чтобы его здесь воспроизвести под другим именем и с добавлением восьми степеней, лживо приписанных самодержцу Фридриху II, прусскому королю, питавшему отвращение к высшим степеням (1).
Стефан Морен в своих посещениях Сан-Доминго и огромного Американского континента передавал двадцать пять степеней обряда Усовершенствования; в своем качестве Великого Мастера Инспектора он создавал, опираясь на свое право, инспекторов. Эти титулы не обозначали степени, как полагали об этом писатели (степеней подобного названия еще не существовало), но они заявляли о достоинствах, достаточных для учреждения (см. его патент выше).
Он первым основал капитулы и советы в разных местах Америки, тогда английской колонии, имевшие в своем большинстве лишь эфемерное существование и не связанных никогда с главной организацией. Вот почему столь несправедливо современный автор в своей Защите шотландского обряда осмеливается повторить вместе с Регеллини, большинство приводимых исторических фактов у которого является неточным, следующее: «Брат Стефан Морен не вводил шотландского обряда в Америке. Он здесь практиковался до его отплытия, «ибо в 1755 году несколько масонов, живших в Бостоне, представили ходатайство в Великую Ложу Шотландии, чтобы было публично позволено проповедовать их обряд и регулярно распространять его по всей Америке. Великая Ложа наделила правом данное прошение, и Великий Мастер лорд Абердур (Aberdour) подписал им патент от 30 декабря 1756 года для инсталляции регулярной шотландской ложи в Бостоне под названием Святого Андрея № 82. Шотландский обряд Эредома и Кильвиннинга процветал во всей Америке и даже неожиданным образом» (La maçonnerie: considérée comme le résultat des religions égyptienne, juive et chrétienne, Том II, p. 163, 164).
Этот отрывок полон заблуждений; шотландский обряд Эредома не существовал в Америке до его введения Стефаном Мореном. Что касается шотландского обряда, то он еще не был изобретен. Великая Ложа Англии учреждала в этой прекрасной английской колонии Великие Провинциальные Ложи; Великая Ложа Шотландии здесь водворяется позже и для различения происхождений говорилось: Английское масонство, Шотландское масонство, которые были и еще являются тем же самым Масонством — Символическим масонством; Великая Ложа Шотландии не признает высшие степени; поскольку в 1803 году Великая Ложа Америки, именуемая шотландской (2), направила циркуляр, содержащий большое число масонских степеней, ей допускаемых. Великая Ложа Эдинбурга заявила:
«Поскольку подобное число степеней могло лишь внушить глубокое презрение к Шотландскому масонству, постольку оно их не признает, желая сохранять свой обряд в соответствии с его первоначальной простотой».
Лож ее юрисдикции насчитывалось тогда до ста тридцати пяти (3). Рассказ о Шотландском масонстве сообщает, что 11 июня 1757 года полковник Дж. Янг, в течение тринадцати лет исполнявший обязанности депутата Великого Мастера, получил от Великой Ложи поручение Великого Провинциального Мастера для всех лож Америки и Восточной Индии (своего послушания) с полномочием ввести в них шотландское масонство (то есть установить здесь символические ложи во имя и под эгидой Великой Эдинбургской Ложи).
По данному весьма заурядному поводу Защита древнего и принятого шотландского обряда восклицает:
«Значит не из Франции, как пытаются заставить поверить, шотландские степени были экспортированы в Америку. В этом отношении утверждение Великого Востока является последовательно ложным: оно будет определено в своем подлинном значении всеми просвещенными масонами, которые отныне смогут придерживаться своих прав — ЛЕГИТИМНЫХ, ПОЗИТИВНЫХ И НЕОСПОРИМЫХ» (стр. 49; Париж, 1841). Самоуверенность в истории плохо обходится с тем, кто не умеет ее читать; выражаясь так, устраняешься от всякой полемики: подобный масонский стиль не больше, чем шотландские степени, которые хотят защищать, и о которых вопрос в Шотландии тогда (в 1757 году) не стоял. Возвратимся в Америку, которую застигла в 1776 году война за Независимость, прервавшая все масонские работы до наступления мира, то есть до признания Соединенных Штатов в 1782 и 1783 гг. Обряд Усовершенствования подвергся той же общей необходимости: он был усыплен; но если он заснул со своими двадцатью пятью степенями, то пробудился, когда их оказалось тридцать три.
В мирное время Морен принялся за работу. Он учредил в 1783 году в Чарлстоне Великую Ложу Усовершенствования и безуспешно пытался основать подобные установления в других штатах Союза. Но для масонов Чарлстона потребовалось, чтобы совершенство обряда Усовершенствования не представлялось больше совершенным, потому они увеличили обряд, практикуемый Великой Ложей, до тридцати трех степеней. Это американское образование было названо шотландским и благодаря другому противоречию, достойному труда, новый обряд получил имя древнего и принятого. Это название подходит только к символическому обряду, первому и, стало быть, наиболее древнему из всех; и поскольку почти все реформаторы его помещают во главе своих систем, он по-настоящему принятый (4). Как бы то ни было, новые 33 степени без иного полномочия, кроме их воли, и без другой церемонии пользовались этим обрядом для учреждения Шотландского Верховного Совета французских владений в Америке. И это фокусничество, продолжающееся до наших дней, очаровывает еще искренность серьезных людей. О, невежество! Когда ты прекратишь обладать простофилями? О, гордыня, когда ты впредь не станешь создавать мошенников? (5)
Граф Грасс-Тилли де Рувилль, покидая Сен-Доминго, был в 1802 году возведен в 33-ю степень в этом Верховном Совете, который масоны без законных званий поспешили создать в Чарлстоне. Интригующий граф не вернулся больше в Сан-Доминго, но, тем не менее, он сам стал своей собственной властью великим командором ad vitam Верховного Совета могущественных и державных великих генеральных инспекторов для французских островов Северной Америки или под Ветром 33-й степени древнего и принятого шотландского обряда, пребывающего на Французском мысе острова Сан-Доминго. Этот Верховный Совет на Французском мысе существовал только в умозрительных идеях графа и его товарищей. Какова же странная дерзость, дающая честолюбие, внушающее подобные бесстыдства!
Древний и принятый шотландский обряд никак не практиковался в Соединенных Штатах, когда граф де Грасс получил свой патент, и оказалось, что мнимый Верховный Совет, который ему его выдал, публично еще не существовал.
«С тех пор уже долгое время представляется доказанным, что этот обряд не восходит за грань 1797 года, эпоху, в которую он был создан в Чарлстоне четырьмя евреями с именами Джон Митчелл, Фредерик Дальхо (Dalcho), Эммануэль де ла Мотта и Абрахам Александер, которые с чисто меркантильными целями наградили себя функциями великого командора, лейтенанта великого командора, казначея и секретаря, получив тем самым администрацию в свои руки; но в этих начинаниях его степени еще не были установлены, и учрежденная сегодня система зафиксировалась только в 1802 году после принятия графа Грасса».
В действительности, 4 декабря этого года Верховный Совет Чарлстона решил ознакомить посредством циркуляра и о своем создании, и о названиях степеней своего режима, не указывая, однако, каким образом этот мнимый древний обряд ему передавался и с какой организацией той же самой природы он находился в отношениях. Именно на этот циркуляр Великая Эдинбургская Ложа ответила в 1803 году, что подобное число степеней могло внушить лишь глубокое презрение к шотландскому Масонству, и ЧТО ОНА ИХ НЕ ПРИЗНАЕТ (стр. 299, см. выше) (6).
В тот же самый 1802 год граф Грасс и несколько других братьев с французских островов Америки получили от Верховного Совета патенты, дававшие им полномочие установить Верховный Совет на Французском мысе острова Сан-Доминго (см. выше) и распространять древний и принятый обряд повсюду, где им показалось бы это благоприятным, за исключением Американской республики и английских Антильских островов. Этот Верховный Совет Сан-Доминго являлся одним, фигурировавшим в ежегоднике Верховного Совета Чарлстона, опубликованном в следующем году, как
будто бы последний состоял в отношении с ним, ХОТЯ ТОГО НЕ СУЩЕСТВОВАЛО (7).
Во Франции циркулировали больше сорока копий реестра великого инспектора депутата брата де Грасс-Тилли. Следуя части № 1 этого реестра, брат Стефан Морен присвоил звание инспектора-депутата Франклину, который его передал Мозесу Хайесу (Moses Hyes), а последний его сообщил Шпитцеру (Spitzer) в Чарлстон; депутаты-инспекторы, собравшиеся (15 января 1781 года) в Филадельфии, его передали Мозер-Коэну (Moser-Cohen), и уже он наделил этим званием Исаака Лелона (Isaac Lelong), а тот в Чарлстоне присвоил его брату Грасс-Тилли и другим. Значит, эти братья являлись регулярными обладателями только обряда Эредом, разделенного на семь разрядов. Но опираясь на точные определения патента Стефана Морена, откуда проистекает их звание инспектора-депутата, этому брату дозволялось распространять Масонство усовершенствования и устанавливать инспекторов-депутатов лишь во всех местах, где отсутствовали замещающие их степени. Итак, брат Морен и все те, кого он назначал или кто ему наследовали, могли и могут передавать только незаконно степени этого Масонства во Франции, поскольку их полномочие позволяет их распространять лишь во всех местах, где отсутствовали замещающие степени. Следовательно, права тех, кто выдали этот патент, или их законных представителей, остаются всегда теми же самыми во Франции или, скорее, являются одними, благодаря которым могли даваться все степени обряда Эредом. Но где же искать легитимных наследников брата Шэйу де Жуанвилля, герцога де Рогана и других братьев принцев Королевского Секрета? В Великом Востоке Франции, ибо в 1773 году Великая Ложа Франции, обладавшая Масонством усовершенствования, слилась с Великим Востоком, передав ему свои права. И все же некоторые инакомыслящие отказались от этого объединения, полностью произошедшего 17 февраля 1786 года благодаря поглощению Великого Генерального Капитула Франции, содержавшего остатки старой Великой Ложи и подчиненных капитулов. Таким образом, Великий Восток с тех пор стал единственным легитимным обладателем двадцати пяти степеней обряда Эредом. Никакая иная масонская власть во Франции не может их передавать, приписывая себе юрисдикцию и надзор за обрядом. Одинаково Великий Восток, разве не пренебрег странным образом своей обязанностью, оставив практиковать этот обряд в 1803 году ложе Семи Шотландцев в Париже благодаря брату Акке, бывшему нотариусу, вернувшемуся из Сан-Доминго и являвшемуся достаточно ловким, чтобы добиться признания в следующем году своих двадцати пяти степеней Эредома у Великого Востока, обладавшего ими легитимно в течение долгого времени и назначившего за этот подарок хитрого брата президентом Великой Консистории обрядов?
Подлости Чарлстона оказывали свое пагубное влияние на мнимых Шотландцев Франции; мы говорим мнимых, поскольку очевидно заявление Великой Ложи Эдинбурга, провозгласившей, что в них нет ничего шотландского, и ничего не признавшей в этой новой смеси. Великий Восток равно составил 12 ноября 1802 года циркуляр, побуждающий ложи, находящиеся в общении, отклонять коварные наущения братьев, которые, предав забвению обеты, и ведомые новаторским гением, пытались потрясти религию лож и капитулов, приглашая их соединиться с так называемыми шотландскими ложами, чтобы следовать их обряду. Этот циркуляр главным образом был направлен против малого числа масонов, названных шотландскими и определяемых островитянами, и с целью отвратить от масонских храмов зерно раздора, который и в более грозные времена их не коснулся.
Шотландские ложи, благодаря декрету от 12 ноября пораженные анафемой, объединяются в диссидентских фракциях и учреждают в подземелье дома ресторатора Модюи (Mauduit) на бульваре Пуассоньер центр Великой Всеобщей Шотландской Ложи древнего и принятого обряда, провозглашающего свою организацию 22 октября 1804 года в помещении Материнской Ложи шотландского философического обряда и приступающего к избранию своих офицеров, число которых определено в сорок человек (8).
В ноябре Великий Восток настигает некоторое беспокойство. Великий досточтимый мастер брат Рёттье де Монтало, чье попечение заключалось в умиротворении Ордена, вместо того, чтобы рассеять и уничтожить эту новую нарождающуюся власть, оказался между ней и Великим Востоком, пойдя на переговоры с братом Пироном (Pyron) для согласования между собой средств объединения двух организаций.
3 декабря комиссары с обеих сторон проводят ассамблею в гостинице маршала Келлерманна и подписывают: 1) конкордат, объединяющий обе ассоциации; 2) акт о новой организации Масонского ордена во Франции. 5 декабря акт принят двумя частями ассамблеи, и акт утвержден посреди ночи на чрезвычайном собрании Великого Востока.
Недавно прибывший из Америки граф Грасс-Тилли и Рёттье де Монтало приносят клятву как особые представители Великого Мастера: один, брат Грасс-Тилли, за Великий Генеральный Капитул древнего и принятого обряда; другой, брат Рёттье де Монтало — за Великую Генеральную Символическую Ложу, установленную в Великом Востоке, которая принимает тем самым благодаря опрокидыванию роли покровительство шотландского обряда, присоединяя его к своей администрации, включающей уже все признанные обряды!
Из сего действия получилось, что Великая Всеобщая Шотландская Ложа, как и ее Великий Генеральный Капитул, существовали только сорок пять дней. Подобный акт братского попечения не достигнет результатов, ожидаемых от него здравым рассудком.
На этом первом объединительном заседании Великий Восток осуществляет принятие проекта, касающегося признания всех различных обрядов, и в результате слияния с Великой Всеобщей Шотландской Ло-ей древнего и принятого обряда он устанавливает общую организацию между собой и ложами и капитулами данного режима; это все, за исключением окончательной редакции, которую доверили, как и редакцию дополняющих ее регламентирующих статей, заботам комиссии, занимавшейся подготовительной работой по принятому теперь проекту (9).
14 декабря Великий Восток решает, что ложи, названия которых были пропущены в перечне его сообщений из-за безразличия обряда или по масонским соображениям, восстанавливались в своем ранге.
19 декабря он обращается к ложам со следующим манифестом: «Желание распространять масонский свет и любовь Ордена определили Великий Восток Франции провозгласить для универсальности масонов, что он будет проповедовать отныне все обряды.
Шотландские масоны, масоны всех известных обрядов на двух полушариях, соединенных под одним и тем же знаменем и укрепленные покровительством правительства, образуют теперь фасцию, которую ничто не может разорвать.
Великий Восток Франции вам немедленно направит с подробностями своей новой организации статуты и положения, которые предусматривает это объединение…»
В нашей Хронологической истории Великого Востока Франции (Посвятительная Летопись) это цитирование сопровождается примечанием. Нам представляется обязанностью его здесь воспроизвести; это, возможно, повторение, но тема его позволяет:
«МОТИВЫ ЭТОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ. Великий Восток, главное средоточие Масонства во Франции, хранитель в течение тридцати лет доверия регулярных лож, которым он никогда не злоупотреблял; пользующийся уважением зарубежных Востоков и покровительством правителей; единственный легитимный обладатель обряда Усовершенствования из двадцати пяти степеней, сильный в своем признанном праве и власти, наблюдает неожиданный рост на своей стороне незаконнорожденного сообщества, взявшего название Великой Шотландской Ложи, заявляющей о новом свете, улучшенных степенях, исходящих от Эредома в Шотландии, под названием древнего и принятого обряда.
С вящей просвещенностью члены Великого Востока не испытывали бы опасения увидеть свои колонны, угрожаемые большим камнепадом; они бы знали, что не должны были бояться столь противоречивого обряда, вымысел которого, дерзость и ложь недавно увеличились до тридцати трех, числу степеней, исходящих от сказочной горы, называемой Эредом, неизвестной в Шотландии. Они могли от начала его появления уничтожить одним дуновением этот мнимый обряд, доказывая и провозглашая, как мы это делаем, тщеславную ложность его притязаний, и они бы помешали большому количеству очень достойных братьев стать жертвами фокусничества. И все же, они не могли отрицать того, что более просвещенные большие масонские организации Шотландии, Лондона и Пруссии его отвергли. Вместо того чтобы подражать им, оказав тем самым огромную услугу Франкмасонству, они полагали, что для предотвращения печальных последствий нового установления, им достаточно было подчеркнуть назначение его великих офицеров, объявлявшихся для него больше чем на год; не подозревая о том, что ухищренность, пышность степеней и увлечение украшениями уже заразили собой часть масонов, и несколько благородных братьев оказались даже на должностях в этом новом сообществе. Тогда ощущая необходимость остановить в своем источнике зародыш разделения, Великий Восток вследствие переговоров назначает комиссию, собранную поровну с депутатами этого обряда под председательством маршала Келлерманна. После нескольких конференций был установлен и подписан союзный пакт, за исключением окончательной редакции. Чтобы достигнуть билля возмещения, то есть одобрения, испрашиваемого у лож, Великий Восток им сообщает, что «одним из главных мотивов, определивших пакт, является позитивная и гарантированная надежда, данная весьма досточтимым братом маршалом Келлерманном, что из нынешнего предприятия неизбежно произойдет общее объединение с Великим Востоком Франции всех лож, именующихся в этой империи Великими Ложами, МАТЕРИНСКИМИ или ПРОСТЫМИ ШОТЛАНДСКИМИ ЛОЖАМИ, которые пока еще не соединены в общении ни с Великим Востоком, ни даже с древним и принятым обрядом».
«Отважный маршал искренне верил в это; но раздор, вошедший в святилище, не преминул оказаться в нем большим нестроением, чем когдалибо».
ОБ ЭКОССИЗМЕ: экоссизм, отвергнутый Шотландией, Англией и Пруссией, водворился тайком во Франции. Робкий в своих попыткахв провинции, он уверенно заявил о себе в Париже, где почти всегда недостает времени для тщательного рассмотрения новых вещей.
Он был встречен с малым пылом, поскольку в стороне от очарования, связанного со всем новым и ложно возбуждаемым интересом благодаря добавлению двадцати двух степеней к трем традиционным, обнаружилось, что в большинстве его многочисленных и блистательных степеней господствовали: противоречивость, абсурд, смехотворность или ужас. Но Французы, более учтивые в отношении иностранцев, нежели запретительные, терпели это новшество, а затем его благожелательно приняли.
Позднее экоссизм был признан вместе с другими обрядами, почитаемый масонами и взыскуемый некоторыми из них. Тогда, считая себя бесконечно выше скромного французского обряда, содружества. которое он только желал терпеть, он не преминул показать в 1793 году захватнический дух, стремившийся к господству. Но смелая энергия масонской власти Франции его всегда весьма удачно поддерживала по братской части, которую он от нее получил.
Он оставался мертвым во время реставрации Ордена на исходе революции 89-го года; масонская жизнь, вернувшаяся в ложи благодаря Великому Востоку, пробудила его из летаргии: с 1798 по 1803 гг. он обретет часть своих сил, и в 1804 году окажется целиком на ногах.
Он ослеплен своим возвращением к жизни, появившись теперь с новыми преимуществами: изготовленными тридцатью тремя степенями (вместо двадцати пяти); одни считают, что они привезены графом де Грассом, прибывшим из Америки; другие сообщают, будто их упорядочивали в Париже; он нуждается в опоре для своего окончательного основания; Великий Восток предоставляет ему оную, откуда он получает закалку для общей крепости. Вскоре он уже не рассматривается в качестве приемного сына: он полагается на свои врожденные права и желает говорить по-хозяйски, как если бы ему принадлежал дом. И под предлогом, что Великий Восток не ввел заранее в действие новые генеральные конституции Ордена, принятые 5 декабря 1804 года, которые вынужденно оказываются задержанными из-за незавершенной работы редакционной комиссии, шотландские ассоциации отделяются от Великого Востока».
21 июля 1805 года возникают дискуссии между Великим Востоком и членами Великой Ложи древнего и принятого обряда; эти последние изобличают нескольких из своих офицеров, которых обвиняют в неподписании союзного акта не для того, чтобы парализовать деятельность Великой Ложи, но в заявленном намерении, не имеющем к этому никакого отношения и пр.
На самом деле проводники этого обряда действовали недобросовестно и с задними мыслями: они утверждали, что объединение в данном случае не является слиянием.
29 июля разгораются споры, вследствие которых брат Пирон, секретарь Великой Ложи древнего и принятого обряда и один из инициаторов объединения, вычеркнут из списка Великого Востока из-за предъявления клеветнических обвинений.
6 сентября провозглашает разрыв соглашения от 5 декабря 1804 года между ним и Великой Ложей древнего и принятого обряда; и 16 числа того же месяца комиссары Великого Востока и Великой Ложи подписывают конвенцию, объявляющую по факту и по праву этот союзнический акт разорванным (10).
(1) «Мы располагаем хорошим источником, что он всегда был откровенным врагом высших степеней. Опыт научил его, что высшие степени являются корнем всякого зла, существующего в масонском сообществе, и причиной раздора между ложами и системами» (Encyclopedie der Freimauerei, etc., par Lenning Mossdorf, t. I).
(2) Мнимый Верховный Совет Чарлстона (см. выше).
(3) Чтобы лучше узнать о мудрости этой Великой Ложи, мы спешим привести выдержку из письма, датированного в Эдинбурге от 7 июля 1821 года, направленное Алекс. Лоури (Lawrie), секретарем Великой Ложи, Командору Морисону де Гринфилду, бывшему второму стражу ложи часовни Святой Марии, который ему писал из Лозанны (Швейцария) по поводу основания новой ложи:
«Мы не имеем напечатанных инструкций, противостоя положениям Шотландского масонства, обладающим нечто в форме катехизиса. Великая Ложа никогда не считала надлежащим присоединять большую корреспонденцию с ложами континента по причине того, что она признает только три изначальных степени — ученика, подмастерье и мастера, составляющих древний орден Масонства Святого Иоанна; тогда как зарубежные ложи практикуют и допускают, в общем, у себя другие ордена; все это Великая Ложа расценивает как новшества в первоначальном установлении Масонства, каковым оно признано нашей Великой Ложей в этой стране».
Историческое обозрение Франкмасонства, воспроизводя это письмо, справедливо заключает:
«Если бы все системы и все отдельные степени, называющиеся шотландскими (таковых больше 200), являлись происходящими из Шотландии, как может показаться из хартий, где подобное возникновение отражено, то масоны этой страны сделались бы, бесспорно, наиболее плодотворными из всех в мистагогических изобретениях. Но в реальности подобным достоинством они не располагают: они ничего не изобрели; что касается и трех степеней, практикуемых ими и одних признаваемых Великой Ложей Шотландии; и все эти хартии, дипломы, все эти положения, датируемые Эдинбургом, Кильвиннингом, воображаемой горой Эредом, не что иное, как сфабрикованные апокрифы, когда они передают полномочие практиковать высшие степени» (стр. 134, Париж, 1832 год).
(4) В 1739 году несогласные братья отделились от Великой Лондонской Ложи и, объединившись с осколками корпораций масонов-строителей, образовали соперническую Великую Ложу (не в философии) с конституцией великой рабочей корпорации Йорка (см. Исторический обзор Масонства в Англии). Эти диссиденты дали Великой Ложе Англии название современного обряда, наименовавшись сами Великой Ложей древнего шотландского режима. Получив затем признание Великих Лож Шотландии и Ирландии, они добавили к слову древний еще фразу и принятый. Таково происхождение названия: древний и принятый шотландский режим или обряд. Но все эти Великие Ложи практиковали только три символические степени. Следовательно, абсурдная бессмыслица давать это название коллекции из тридцати трех степеней графа де Грасса, составленной долгое время спустя.
(5) 1797 год. Кажется, что в эту эпоху в Женеве существовало общество масонов-спекулянтов, распространявшее патенты 33-й степени. Вот описание патента, проданного брату Виллару-Леспинассу (Villard-Lespinasse), ставшему с тех пор офицером Великого Востока Франции, где он получил вместе со степенью новый патент 33-й степени 17 августа 1825 года: «Его первый патент увенчан орлом с распростертыми крыльями, держащими компас в одной из своих лап и в другой — ключ. Его окружает лента со словами: ВЕЛИКАЯ ЛОЖА ЖЕНЕВЫ. У подножия одной из колонн находится женщина, держащая весы. Она ознаменована следующими словами:
«Во имя и под эгидой Великой Столичной Ложи в Шотландии и под небесным сводом зенита, на 24-м градусе долготы и 44-м градусе 12 м. широты (эти широта и долгота одинаково ложны, как и сам патент). К нашим прославленным суверенным GG. генеральным инспекторам, свободным масонам всех древних и современных степеней, распространенным на поверхности двух полушарий — ПРИВЕТСТВИЕ, СИЛА, СОЮЗ.
Мы, суверенные Великие Генеральные Инспектора, составляющие консисторию, установленную на Востоке Женевы благодаря учредительным письмам Великой Столичной и универсальной Ложей Эдинбурга в Шотландии с датой 10-го дня первого месяца 5729 года» (Здесь наиболее очевидный обман: известно, что Франкмасонство было учреждено в Шотландии лишь 30 ноября 1736 года; и что изготовление высших степеней, известное по причине Великой Королевской Ложи Эредома и Кильвиннинга, заработало только спустя долгое время после этой даты (см. Установление Франкмасонства в Шотландии). «После подтверждения звания рыцаря кадош и строгой проверки весьма прославленного… и рыцаря… в отношении просвещения и морали, по всем древним и современным степеням до 30-й степени включительно, мы ему передали 31-ю, 32-ю и 33-ю степени, единственные и верховные пределы Масонства, чтобы пользоваться правами и почестями, связанными с этими высшими и верховными степенями…
Долина Женевы, под сводом…» (Приходится сожалеть, что продолжение и особенно подписи были стерты).
Уже в предыдущий год тот же самый брат получил грамоту степени розенкрейцера с подписью: «На Востоке Вселенной в святейшем месте столичной Ложи Шотландии, установленной в Женеве благодаря 77 Суверенным Досточтимым Братьям (S:. F:. V:.), в год масонского летосчисления 5796 и пр.»
В документе объявляется, что брат исповедует христианскую религию, что он является масоном, рыцарем Меча, называемым рыцарем Востока. Ему дается право «возводить и совершенствовать масонов до 18-й степени включительно, называемой рыцарь Меча или рыцарь Востока, и учреждать ложу своим присутствием. Да будет благословен тот, кто окажет ему добрый прием!» Это, несомненно, в подобном же духе регулярности, изготовившем мнимый первоначальный обряд Намюра из тридцати трех степеней (см.
данный обряд).
(6) На заседании, где принимался циркуляр, брат Фредерик Дальхо, которому поручалась его редакция, сделал сказочное сообщение о существовании обряда Усовершенствования, восходящего к Первому Крестовому походу, затем усыпленному от 1658 до 1744 года, когда один благородный Шотландец посетил Францию и установил ложу Усовершенствования в Бордо. В 1768 году король Пруссии был признан великим командором всем братством. КАРЛ, наследный принц Швеции стал его преемником на посту великого командора и покровителя в Швеции. ЛЮДОВИК ДЕ БУРБОН, принц крови, герцог Шартрский, и кардинал ДЕ РОГАН, епископ Страсбурга, руководили его степенями во Франции. В 1762 году состоялась окончательная ратификация масонских конституций (в Бордо? — нет) в Берлине, провозглашенных правительством всех лож верховного и совершенного Масонства. Кроме этого, присутствовали секретные конституции, существовавшие с незапамятных времен, и о которых говорилось в невероятном переплетении абсурдной лжи, опубликованном в Дублине в 1808 году под названием Рассуждение знаменитого брата Фредерика Дальхо. Здесь имеются иллюстрации подобного рода.
(7) Вот то, что мы читаем в статье «О СОСТОЯНИИ МАСОНСТВА НА ДРЕВНЕМ ОСТРОВЕ САН-ДОМИНГО» брата Леблана де Марконнэ (Leblanc de Marconnay), стр. 151, Бюллетень Великого Востока, № 23:
«В отношении Верховного Совета могущественных и суверенных великих генеральных инспекторов для французских островов Северной Америки и под Ветром 33-й степени древнего и принятого шотландского обряда, имеющего свое пребывание на Французском мысе острова Сан-Доминго, где граф Де ГРАСС-ТИЛЛИ Де РУВИЛЛЬ сделался великим командором ad vitam, когда он принес во Францию в 1804 году шотландский обряд Усовершенствования, вышедший отсюда в 1761 году благодаря Стефану Морену, этому мнимому авторитету, никогда не жившему в Сан-Доминго и никогда здесь неизвестному. Брат де Грасс-Тилли после своего отъезда из Сан-Доминго был принят в 1802 году в Верховном Совете Чарлстона и никогда уже не ступал ногой на этот остров». Приведенный отрывок совершенно подкрепляет сказанное нами. И что должно думать об этих лживых создателях, строительными материалами которых являются лукавство, обман и ложь для сооружения храмов морали и истины? И что думать об их обряде? Ошибемся ли мы, назвав это фокусничеством?
(8) Брат Тори, всегда склонный подкреплять все враждебное Великому Востоку, позаботился в своих Acta Latomorum (p. 220, Ier vol.), проинформировать своих читателей, что Материнская Ложа шотландского философического обряда на это заседание предоставила свой храм и свою поддержку ложам древнего и принятого обряда, собравшимся для организации Великой Ложи данного режима в противостоянии с Великим Востоком.
(9) Мы читаем в брошюре, озаглавленной «Эссе об установлении шотландского обряда»: «Союзнический договор был зачитан и принят, за исключением редакции, и в полночь полное слияние различных степеней древнего и принятого шотландского обряда имело место в Великом Востоке, и с этого момента Великий Восток неусыпно наблюдал за данным обрядом. Тем не менее, брат Пирон оставался хранителем союзного акта, и сложно было предполагать, что этот брат ЕГО ОДНАЖДЫ НАРУШИТ».
(10) Масонский орден получил во Франции 17 апреля этого года масонскополитическую организацию: Иосиф Наполеон, один из братьев императора Наполеона, король Испании, провозглашался ВЕЛИКИМ МАСТЕРОМ Ордена; архиканцлер Империи герцог КАМБАСЕРЕС и король Неаполя Иоаким Мюрат назначались Великими Мастерами адъюнктами. 27 числа того же месяца депутация членов Великого Востока, руководимая особым представителем Великого Мастера, предстает перед герцогом и архиканцлером, чтобы проинформировать о его избрании на пост ВЕЛИКОГО МАСТЕРА АДЪЮНКТА. Герцог отвечает депутации, что Его Величество император и король, составив отчет о предмете масонской ассоциации и признав, что ее моральная цель достойна покровительства, которое определилось в даровании ей руководителя — принца его крови, кто станет подле Его Величества выразителем чувств верности, почтения и привязанности Великого Востока к Его персоне; и что ради него монарх свободно возвратится к своим трудам; тогда Его Императорское Высочество принц Иосиф смог бы Его знакомить со своими распоряжениями, что он заключил из приветственного адреса, представленного Ему Великим Востоком, и что Он желал бы, чтобы союз лож и капитулов утвердил бы знаменитость Ордена, которой он пользовался благодаря прошлому, и которая является гарантом его славы; и что если даже существовала когда-то какая-то точка разъединения, то Он полагает, что общая воля одна должна была уничтожить ее след. Принц Мюрат, одинаково избранный Великий Мастер АДЪЮНКТ, как добавил Он, присутствует в тех же самых распоряжениях.
Этот чисто политический выбор не принадлежит французским масонам, поскольку принц Иосиф не был посвященным в Орден и никогда не появлялся на работах Великого Востока» (выдержка из Хронологической истории Великого Востока Франции).
Фактически герцог КАМБАСЕРЕС являлся ВЕЛИКИМ МАСТЕРОМ и ему очень нравились, как всемогущество, даваемое этим званием, так и зависевшая от него власть. Но этот ловкий человек, алчный к почестям, несчастливо пожертвовал тщеславию Великого Мастера такого-то или такого-то обряда, ПОЧЕТНОГО ДОСТОЧТИМОГО МАСТЕРА такого-то или такого-то первостепенного ателье — ЕДИНСТВО, доверенное ему благополучие Ордена. Его звание заместителя Великого Мастера, его высокое социальное положение связывали с ним все притязания масонских партий. Каждая партия желала иметь своим непосредственным руководителем Великого Мастера герцога архиканцлера, дабы держаться в тени его имени, помимо требования, когда возникает в том нужда, вмешательства действенной власти. Заместитель Великого Мастера Ордена и глава Великого Востока КАМБАСЕРЕС был почти одновременно (с 1 июля 1806 года) Великим Мастером и покровителем древнего и принятого шотландского обряда; почетным Великим Мастером обряда Эредом с 25 октября 1806 года; Великим Мастером Материнской Ложи шотландского философического обряда (с 12 марта 1808 года); Великим Мастером первоначального обряда (с 1808 года); Великим Мастером Благодетельных рыцарей Святого града (исправленный режим); звание, которое ему было преподнесено Директорией Оверни в 1807 году; Великим Мастером режима Директории Септимании из Монпелье (с 1809 года); наконец, почетным досточтимым мастером всех масонских организаций, блиставших в ту пору и состоявших из титулованных людей; он был солнцем, обогревавшим одновременно туземные и экзотические растения.
Несчастная легковесность этого знаменитого человека нанесла наиболее губительные удары спокойствию и благой гармонии масонского Ордена и увековечила, дозволив существование стольких разнообразных сект, разделения, что особенно важно для того, чтобы заставить их исчезнуть» (выдержка из Хронологической истории Масонства во Франции).
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.